Святые отцы о пользе поклонов

Святые отцы о пользе поклонов thumbnail

преподобный Порфирий Кавсокаливит

От поклонов двойная польза

Своим духовным чадам отец Порфирий советовал во время молитвы класть поклоны и как можно больше. Этого правила придерживался и он сам.

Признаюсь, что я ленился делать поклоны. Однако Старцу, по благодати Божией, было это известно, и в одном разговоре со мной он снова затронул эту тему. Будучи, как всегда, весьма тактичным, он не спросил меня напрямую, делаю ли я поклоны. Тогда я был еще молод, и он неожиданно заговорил со мной о физических упражнениях и их пользе для организма человека. Сначала я подумал, что этот разговор совершенно никак не связан с молитвой.

Отец Порфирий рассказывал мне о различных видах упражнений и с научной точки зрения объяснял, какие мышцы они развивают. Мы заговорили и о мышцах пресса, и он спросил меня, знаю ли я, какие упражнения способствуют их развитию.

Естественно, я ответил, что не знаю.

– Однако тебе как студенту университета надо было бы это знать, – заметил мне Старец. – Но раз ты не знаешь, то я тебе сейчас скажу. Но сначала задам один вопрос: ты делаешь поклоны?

– Раз Вы знаете, Геронда, что не делаю, то зачем же спрашиваете? – ответил я.

– Я спросил это только для того, чтобы сказать тебе, что лучшими упражнениями для пресса являются поклоны! Не смейся, очень скоро ты сам в этом убедишься! Это правда!

От поклонов двойная польза: как для души, так и для тела того, кто их делает. Лишь бы их совершали не просто как физическое упражнение. Душа получает пользу, потому что поклонами человек просит у Бога прощения и милости. Тело также укрепляется поклонами, хотя многие люди этого не знают. Ведь поклоны – это отличное упражнение для мышц пресса. Я не говорю это всем, поскольку некоторые могут меня неправильно понять, но ты меня понимаешь. И еще запомни, не надо обсуждать эту тему с другими людьми.

Я посоветовал бы тебе делать как можно больше поклонов. Начни с нескольких поклонов. Затем каждый день прибавляй понемногу, пока не увидишь, что достиг своей меры и большее количество будет уже выше твоих сил. Иными словами, само тело подаст нам сигнал: «Достаточно». Так мы определяем свою меру. Необязательно каждый день делать одинаковое число поклонов. Надо принимать во внимание и наше душевное расположение, и усталость, и состояние здоровья. Важно только одно – чтобы мы делали поклоны с чувством искреннего раскаяния во всех своих грехах и от всей души просили Господа о прощении.

Можно на каждый поклон творить молитву: «Господи, Иисусе Христе, помилуй мя». Лучшего сочетания молитвы и поклонов, пожалуй, и не бывает. И Господь не только нас услышит, но и простит, лишь бы мы обращались к Нему не одними устами, но взывали к Нему из глубины души. Неважно, близок ли человек к Богу или же он грешен и запутался в расставленных диаволом сетях. Все мы должны помнить, что Иисус был распят не за верующих и праведников, а за неверующих и грешников.

Сам отец Порфирий всегда во время молитвы совершал бесчисленное количество поклонов. Поклоны с детских лет вошли у него в привычку. Конечно, в то время он делал больше поклонов, чем в старости, когда, к сожалению, его неразлучными спутниками стали неизлечимые мучительные болезни. Из-за них он уже не мог отдаваться людям настолько, насколько это было нужно, или, по крайней мере, настолько, насколько он того желал.

При поклонах тело тоже участвует в молитве

Отец Порфирий преподавал слово спасения и нес отдохновение нашим усталым душам. Он всегда говорил просто, без заранее составленного плана беседы, встречи, выступления и т. д. Сидя на скале или прямо на земле, он открывал нам истины и тайны нашей веры и духовной жизни.

Рассказывая о большом значении поклонов и наглядно показывая, как правильно надо их делать, Старец объяснял нам значение участия тела в молитве. Он говорил о единстве душевно-телесной сущности человека. В этом единстве он усматривал основу существования человека, его облика. Более того, в нем он видел возможность лечения различных болезней.

Ценность поклонов

Одна стройная, высокая девушка часто ходила к Старцу за советом. Как она нам рассказывала, ей нравилась гимнастика, которая после усиленных занятий в университете служила ей отдыхом. Отец Порфирий, который благодаря своим дарованиям мог даже ученым мужам подсказывать правильные решения в их научных исследованиях, сказал ей, что лучшая гимнастика – это поклоны. Христианин, осенив себя крестным знамением, преклоняет колени и касается головой земли, а затем встает и повторяет все снова и снова, а его душа вопиет к Богу словами мытаря: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13). Делая поклоны, человек может молиться и своими словами, как вразумляет его Святой Дух.

– То время, которое ты тратишь на гимнастику, – сказал ей Старец, – ты могла бы отводить поклонам. После поклонов человек чувствует в своей душе радость, великий покой и мир. Что же касается тела, то в нем не остается ни одного члена, ни одного органа, который не был бы задействован в этом упражнении и не стал бы лучше функционировать. Сам Христос, как свидетельствует евангелист, чтобы подчеркнуть значение поклонов, находясь в Гефсиманском саду, удалился от своих спутников на расстояние брошенного камня и начал, припадая к земле, делать поклоны. Поклоны приносят пользу как душе, так и телу. Поэтому подвижники столь редко страдают от инсультов, сердечных заболеваний, инфарктов и т. д. Их артерии и сосуды благодаря поклонам хорошо сохраняются, жиры рассасываются. Таким образом, после поклонов человека, так сказать, можно сравнить с автомобилем, который побывал в мастерской и прошел хороший сервис. Поклоны имеют божественное, а не человеческое происхождение, и жаль того человека, который не открыл их для себя, не открыл их тайны… Например, мирские люди, обремененные многими попечениями, когда перед сном делают некоторое количество поклонов, освобождаются от своих суетных помыслов, приходят в мирное устроение и не страдают бессонницей.

Читайте также:  Мясо тунца польза и вред

Поклоны – это наша добровольная жертва

Отец Порфирий советовал во время молитвы по силам делать поклоны. Он говорил: «Когда вы молитесь, кладите по силам и поклоны. Конечно, вы будете уставать. Но когда молитва сопровождается добровольной жертвой, она становится более благоугодной Богу и более действенной».

Вместо поклонов

Однажды Старец сказал нам: «Недавно мне привезли велотренажер, чтобы я упражнялся на нем в своей келье. Я спросил совета у кардиолога, и он сказал, что умеренные занятия на этом тренажере будут мне полезны. Просыпаюсь я в два или три часа утра. Мой ум ясен, и я начинаю свое молитвенное правило. Затем, вместо поклонов, не переставая творить молитву, я упражняюсь на велотренажере».

Комментарии для сайта Cackle

Источник

Сегодня кланяться не принято. Это слово давно превратилось просто в фигуру речи. А сам поклон, столь распространенное когда-то приветствие, воспринимается теперь как выражение подобострастия и самоуничижения. Только в Церкви время как будто остановилось — православные по-прежнему бьют земные и поясные поклоны, молятся, стоя на коленях, и нисколько этого не стесняются. Что это, как не рабская привычка?

 Между земным и небесным

Боголюбская икона Богоматери их храма  Петра и Павла, что на Кулишках

Боголюбская икона Богоматери их храма Петра и Павла, что на Кулишках

Поклон — часть христианского обряда. Сегодня слово «обряд» чаще всего звучит с отчетливым негативным оттенком. Если, например, представить формат интернет-дискуссии в православном рунете, то и здесь обряд, скорее всего, у многих окажется не в чести. Почему так? Причин много. Это необязательно желание комфорта («ну почему же в русских храмах не принято молиться сидя?»). Нет, к этому все не сводится. «Царство Божие внутрь вас есть!» — сказал Христос. Внутри — значит в душе. Обряд же предстает в нашем понимании чем-то сугубо внешним: не только не причастным к духовной жизни, но и отчуждающим от нее. Обрядоверие, в которое выродилось простонародное «бытовое благочестие» уже к началу ХХ века, остроумно и иронично описано в повестях и рассказах Лескова, о нем с болью писали многие выдающиеся церковные авторы (в их числе — о. Александр Шмеман). Казалось бы, достаточно вглядеться «внутрь» самого слова, чтобы задаться вопросом: от обряда что вообще может быть доброго? Обряд — обряжать — рядить — рядиться: притворяться, лицемерить!

Внутреннее — внешнее, духовное — плотское, искреннее — лицемерное… Эту парадигму можно продолжать, все более утверждаясь в безусловном противопоставлении «сердечного чувства» и «внешнего обряда». И действительно, если обряд стал самостоятельной ценностью, он способен заставить человека забыть важнейшее: «суд, милость и веру» (Мф. 23: 23). Почему же Церковь тщательно оберегает традиционную обрядовую культуру?

Икона Преображение Господне

Икона Преображение Господне

Видимо, дело в том, что именно через обряд осуществляется связь, взаимная связанность всех элементов мироустройства с жизнью человека. В символе обряда мир видимый, осязаемый, описуемый ищет (и верит, что находит!) точки соприкосновения с миром небесным. С миром, который ни при каких обстоятельствах не вписывается в доступные нашей логике рациональные схемы. Как ни удивительно, в осуществлении этой непростой задачи перехода границы между земным и небесным, видимым и невидимым обряд нередко прибегает к символическим средствам, вполне доступным для нашего понимания — можно сказать, «детским». К числу таких простых и в то же время важных обрядовых действий относятся и поклоны. По мысли Евангелия, миссия человека в мире — не «развоплотиться», не превратиться в «чистый дух», оставив погибать на бренной земле все материальное, но привести ко Творцу весь возлюбленный Им мир. Для христианина очевидно, что прославлять Бога, воплотившегося во Христе, можно и должно душою и телом — всем существом.

 О женах-мироносицах и чувстве собственного достоинства

Недаром я упомянул о «детском» характере обрядовых действий. Детское восприятие окружающего нас мира (и мира невидимого — в том числе) прямо «рекомендовано» нам Самим Спасителем: «… если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3).

Всякая радость ребенка растворена доверием, уважением и благодарностью к тому большому и непознанному, что живет и движется вокруг него, к тому, от чего напрямую зависит его жизнь. Затем ребенок вырастает. Теперь многое в жизни зависит непосредственно от него. И память о том, что «Бог большой, а я маленький», сохранять все труднее. Чтобы помнить это, одного абстрактного философствования оказывается мало. Вот тогда на помощь и приходит детская память о нашей малости. А еще — Евангелие. Грешный мытарь, который пал на колени и молился, боясь поднять от земли очи, — и вышел из храма с оправданной совестью (см. Лк. 18: 9-14). Несчастная мать, которая умоляла Христа исцелить ее беснующуюся дочь: сперва кричала в голос, неотступно следуя за Ним (причем Господь долго оставался будто бы глухим к ее мольбам), а потом подошла и, упав к ногам, упрямо продолжала просить: «Господи, помоги мне!» И вот, наконец: «О, жено, велия вера твоя! Буди тебе, якоже хощеши» (см. Мф. 15: 21-28). Жены-мироносицы (и среди них — Сама Божия Матерь, славная превыше небесных ангелов!), встретившие в предрассветной утренней дымке Воскресшего Христа — о радость, которой и искали, и не чаяли! «И они, приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему» (Мф. 28: 9).

Читайте также:  Блины утром польза и вред

Мы нередко строим из себя нечто друг перед другом («воздвигаем», «возвышаемся»). От этого устает не только душа — весь человек. Но «держаться независимо» пред Богом — это просто верх усталости, это нас разрушает. Самый же простой (и притом традиционный) жест почтительного приветствия, ожидания прощения и помощи, жест благодарности — это наш поклон (и Богу — и ближнему).

Между тем современный человек может дожить до старости, ни разу никому не поклонившись (физически) — и вменяет это себе в заслугу. «Никогда никому не кланялся и теперь не буду», — можно услышать от того, кто впервые пришел в церковь. Мне кажется, такая «жестоковыйность» — от страха унижения и принуждения, которым наш человек подвергается постоянно и повсеместно. Действительно, нас ни за что обругивают в общественном транспорте, в поликлинике, на работе. Нам приходится заискивать и униженно просить во всемозможных кабинетах ЖЭКа, в отделе соцзащиты, в больнице и т. д. И, внешне не сгибая шеи, мы много и часто внутренне распластываемся перед тем, чего не признаем и даже презираем, презирая при этом и себя за слабость. У нашего соотечественника чувство собственного достоинства — это зона, обожженная историей советского времени: доносами, пытками, публичными бичеваниями и покаяниями, анкетами, разрешениями-запрещениями на выезд… В общем, человек не выдерживает всего этого и даже самой памяти об этом — и уходит в глухую оборону: чтобы я по своей воле кому-то поклонился? — еще чего! Это как раз очень понятно и знакомо. Удивительно бывало другое: случайно подсмотренное иное употребление поклона. Например, в коридоре Московского университета: профессор (это был Никита Ильич Толстой) церемонно раскланивается со студентом-первокурсником, студент отвечает ему тем же. И в этой церемонии столько сердечности и достоинства! Становилось понятно: эти люди — из какой-то другой жизни, их связывает что-то важное. Впоследствии выяснилось, что этим важным была Церковь: Никита Ильич и тот первокурсник были прихожане одного храма.

 Шаг к свободе

Возле церкви нередко водится такая разновидность регулярных «прихожан-около»: мужья, которые привозят жен на службу, а сами ждут снаружи. Неделями они сидят в машине. Потом начинают выбираться и бродить вокруг храма. Еще погодя (ну ладно, хорошо, зайду уж!) могут стоять на службе, не крестясь, еще дольше — уже крестясь, но — не кланяясь. Люди переживают настоящую ломку! Им нужно время, чтобы убедиться: это не насильно, это как ты сам решишь. Те из них, кто остался в храме, спустя годы помнят, как это было непросто — поклониться первый раз. Поклон в церкви — это действие по доброй воле, это признание главным в своей жизни — Бога, это шаг к освобождению от гордыни. Признавая свою неполноту, человек вдруг испытывает облегчение — оттого, что почувствовал, что он не один держит небо (семью, работу, бизнес), которое он так боится уронить. Что есть Кого просить о помощи, и просить ее не унизительно, потому что в отношениях с Богом чего нет — так это насилия и унижения.

В поклоне проявляется парадоксальность христианской веры. Я кланяюсь Богу, потому что это мое выстраданное убеждение (или воспитание, которое я признаю правильным), и я этого не стыжусь: так — поклоном — я выражаю свою свободу.

А кого-то на колени бросило горе. Оно не ждет, пока мы справимся со своими внутренними барьерами. Когда человек, как Иов, остается один на один с Богом, он не задается вопросом, как ему встать и как держать руки, и не уронит ли он свое достоинство, преклонив шею или даже упав на колени.

Среди христиан принято кланяться друг другу при встрече и заочно «передать поклон» вместо привычного «привета». Между словами «Передай привет!» и «Передай поклон!» есть большая разница. Первое можно перевести так: «Скажи ему: я его помню, пусть и он меня не забывает!» Не так уж плохо. Но передать поклон — это нечто большее: «Я помню тебя в Боге. Помолись и ты обо мне!» Чтобы поклониться друг другу, необходимо остановиться. И даже просто передавая на словах поклон, человек невольно разрывает вокруг себя и в себе самом круговерть суеты. Умение и готовность вот так остановиться, преодолев «невыносимую легкость бытия», и склониться перед Богом и перед ближним, — в этом есть достоинство, благородство и настоящая свобода.

 ПОКЛОН — символическое действие, служащее выражением чувства благоговения перед Богом; употребляется в христианской Церкви с древних времен. Энциклопедия «Религия»

Священник Алексий АГАПОВ

Источник

добавлена 17 марта 2019 в 16:20

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ: ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА
17 марта 2019 г. — как и всегда в первое воскресенье Великого поста — Торжество Православия. Что это за праздник?

Читайте также:  Занятия спортом грань между пользой и вредом эссе

Праздник «Торжество Православия» был учрежден в IX веке в честь победы над ересью иконоборчества. Среди гонителей икон были и византийские императоры, и даже патриархи. Оплотом иконопочитания были монастыри. Светская власть воспользовалась этим, чтобы вернуть в казну монастырские земли, работников и церковные ценности.
В 726 году произошло извержение вулкана неподалеку от Крита. Византийский император Лев III Исавр истолковал это как знак Божьего гнева за поклонение иконам, которые он считал идо

добавлена 15 марта 2019 в 13:17

добавлена 31 января 2019 в 02:20

ОБ ИСКУШЕНИЯХ ДИАВОЛЬСКИХ
Коль скоро кто начнет приходить в себя (раскаиваться) и задумывает начать новую жизнь по воле Божией, тотчас приходит в движение вся область сатанинская: кто с чем спешит, чтоб рассеять добрые мысли и начинания кающегося. Не успеют отклонить — стараются помешать доброму покаянию и исповеди; здесь не успеют — ухитряются посеять плевелы среди плодов покаяния и трудов в очищении сердца; не успевают худа внушить — покушаются добро покривить; внутренно бывают отражаемы — вн

добавлена 7 сентября 2018 в 21:29

“Не спорьте друг с другом ни по какому поводу, не говорите плохо ни о ком, не судите ни о ком, не осуждайте и не унижайте никого ни словом, ни в сердце, не ропщите ни на кого, не подозревайте никого ни в каком зле.”
Преподобный авва Исаия

добавлена 7 сентября 2018 в 21:01

ЗНАЮТ ЛИ НАШИ УМЕРШИЕ, КТО ИМЕННО И КОГДА ЗА НИХ МОЛИТСЯ?
Ученик уважаемого батюшки о. Александра однажды спросил его: «Знают ли наши умершие, кто именно и когда за них молится?» На этот вопрос, который интересует многих, батюшка ответил следующим рассказом почившего архимандрита Троице-Сергиевой Лавры Антония: «В 1831 году, когда я поступил в Лавру наместником, к нам определился на жительство приходящий диакон с хорошим и сильным голосом. Однажды накануне праздника он отпросился на родину в д

добавлена 30 июля 2018 в 22:05

ПРАВИЛО ПРП.СЕРАФИМА САРОВСКОГО ДЛЯ МИРЯН.
Среди забот и трудов не всегда каждый христианин может читать полностью утренние и вечерние молитвы. Ясно сознавая это, отец Серафим заповедовал краткое, доступное каждому молитвенное правило, оставшееся под именем «Правило отца Серафима», или Правильце для мирян:
«Вставши от сна, всякий христианин пусть прочтет молитву Господню: Отче наш… – трижды, в честь Пресвятой Троицы, потом песнь Богородице: Богородице Дево, радуйся… – также трижды и Симво

добавлена 8 июля 2018 в 01:50

-Я хожу в церковь, исповедуюсь, но нет никаких сил вынести то, что выпадает на мою долю. У меня есть сноха, которая заодно с моим сыном, настраивает своих детей – малышей против меня, не пускают их ко мне, и им говорят, что я умерла. У меня опустились руки и я впала в полное уныние. Сноха грозится мне, что мы с моей мамой в этой квартире сгнием и она наведет порчу. Семья сына полностью была на моей шее. Они не работали. Невестка совсем недавно пошла работать. Я всегда старалась помочь им с пит

Архимандрит Амвросий (Юрасов):
-Когда на человека нападает собака, он берет камень и бросает в нее. Камень летит далеко и собака почему-то за ним гонится. Кто виноват: камень или тот человек, который его бросил? Понятно, что виновен человек, который бросил камень. А камень не виноват. Точно так же бесы настраивают сноху против вас, а вы думаете, что это она делает вам зло. Даже если все колдуны мира, чародеи и маги соберутся против одного человека – то не в силах причинить зло его душе. Сказано,

добавлена 8 мая 2018 в 15:01

29 МАЯ (11 ИЮНЯ) – ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВЕЛИКОЙ КНЯЖНЫ ТАТЬЯНЫ НИКОЛАЕВНЫ РОМАНОВОЙ
С Днем Рождения, Ваше Императорское Высочество!
Роза Петергофа
Чиста, хрупка, свежа, как розы,
Бледна, как утренний туман.
Волос каштановая россыпь
Младой окутывает стан.
Но бледность матовую кожи
Живит румянец, как заря.
Она на ангела похожа
В одеждах цвета серебра.
В очах ее бездонных синих
Таится тихая печаль,
Как будто тронул легкий иней
Цветами вытканную даль.
Ей жить, да жить на белом свете
И собирать в букет

Крещение её состоялось в соответствии с высочайше утверждённым церемониалом духовником Императорской семьи Янышевым 8 июня того же года в церкви Большого Петергофского дворца. Восприемниками стали присутствовавшие Императрица Мария Феодоровна, Великий Князь Михаил Николаевич и Великая Княгиня Ксения Александровна. По совершении таинства, митрополит Палладий (Раев) совершил литургию, во время которой Императрица Мария Феодоровна поднесла Княжну к причащению. Во время пения «Да исполнятся уста наш

добавлена 13 апреля 2018 в 17:00

ЧТО ТАКОЕ АРТОС?
Артос – великая святыня, связанная с Воскресением Христовым. Потому относиться нужно к ней очень трепетно и бережно.

Со времен древнейшей апостольской Церкви хлебу предавали огромное символическое духовное и богослужебное значение. Он символизировал собою Тело Христово. Это установление самого Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. В Евангелии от Луки сказано: «И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19). Сама Евхаристия или Божественная литургия называлась в древности «преломлением хлеба».
Вспомним также, дорог

добавлена 1 апреля 2018 в 14:23

С ПРАЗДНИКОМ, ДОРОГИЕ БРАТЬЯ И СЕСТРЫ! ЗДРАВИЯ ВАМ ДУШЕВНОГО И ТЕЛЕСНОГО. ХРАНИ ВАС ВСЕХ ГОСПОДЬ!

Источник