Сжатое изложение 9 класс в чем польза чтения

Сжатое изложение 9 класс в чем польза чтения thumbnail

Вероника Соболь

Ученик

(142)

3 года назад

Организационный этап
Учитель встречает родителей, предлагает занять место за одним из столов. (При входе в класс каждый родитель берёт на столе жетон, т. е. квадрат красного, зелёного или синего цвета, и занимает место согласно выбранному им цвету в одной из трёх родительских микрогрупп.) Избирается экспертная группа, в состав которой входят трое родителей.
Уважаемые родители! Духовно-нравственное развитие личности закладывается в раннем детстве, а значит в семье. В ходе совместной работы мы определим, в чём заключается роль семьи в воспитании.
«Шапка вопросов»
Если спросить любого из нас: «Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок вырос высоконравственным, духовно богатым человеком?», то, наверняка, все ответят утвердительно. Однако при этом почти у каждого из нас будет свое представление о нравственности и духовности. Чтобы выяснить это, я предлагаю вам коротко ответить на следующие вопросы.
-Духовность – что это? Из чего складывается духовно-нравственное воспитание?
Духовность – качественная характеристика сознания и самосознания личности, предполагает постоянный, и непрекращающийся труд души, осмысление мира и себя в этом мире, стремление к совершенствованию себя. Духовность человека выступает изначальным базисным ориентиром общества в целом. Поэтому так значимо духовное становление личности человека. Духовно – нравственное воспитание – это создание условий для воспитания человека, который старается жить в согласии со своей совестью.
Учитель: Как Вы считаете, почему в данное время возникла проблема духовности, нравственности? В чем причины духовно-нравственного упадка в обществе? (После обсуждения в группах, совместно с родителями формулируется вывод.)
Экспертная группа. Каков человек, такова его деятельность, таков мир, который он создал вокруг себя. Дети не знакомы с традициями своего народа, у них нет представлений о нормах морали и нравственности. Воспитание ребенка превращается в подготовку к учебе, реализации удачной карьеры. Утратили в современном обществе свою значимость понятия: добродетель, милосердие, совесть. Подростки избивают друг друга на глазах у других, и никто не может заступиться, а ведь это наши с вами сегодняшние дети. И если мы не вложим уже сейчас понятия нравственности, сочувствия, взаимопомощи, толерантности, то пожнем, плохой урожай. Культура человека есть отражение его внутреннего мира.
3.Упражнение «Воображалки»
Учитель: Я продолжу наше собрание с упражнения – «воображалки». Сделайте перед собой ладошки, как гнёздышко. Представьте, что на ваших ладонях сидит птенчик. Он неуверенно встаёт на ещё слабые лапки, доверчиво прижимаясь к вашим ласковым, нежным рукам. Почувствуйте, как трепетно бьётся его маленькое сердце. Согрейте его своим теплом, прикоснитесь к мягкому, податливому комочку. Задумайтесь о том, что ждёт это беззащитное существо. Что вы чувствуете? Нежность и любовь, ответственность за его судьбу. Благодаря вашему участию и вниманию птенец окреп, подрос, превратился в прекрасную птицу. Он вот-вот вспорхнёт с ваших ладоней! Посмотрите, какая птичка слетела с ваших рук? Весело щебечет в стайке или одиноко сидит на ветке?
Вы уже догадались, что речь идёт о наших любимых детях, а уютное гнёздышко – это ваш дом, ваша семья.
4.Задание «Философские вопросы»
Учитель: Какими качествами должна обладать семья, чтобы создать условия для развития всесторонне развитой духовной личности? (Родители в течение трёх минут думают над ответами. Затем листы передаются экспертной группе, которая выделяет наиболее интересный ответ.)
Экспертная группа: Семья – колыбель духовного рождения человека. Она должна быть полной, материально-обеспеченной. В семье должна царить атмосфера любви и внимания. Каждый может иметь свою точку зрения. Доверие и уважение, взаимоподдержка и взаимовыручка, о

Вероника СобольУченик (142)

3 года назад

Учитель: Какими качествами должна обладать семья, чтобы создать условия для развития всесторонне развитой духовной личности? (Родители в течение трёх минут думают над ответами. Затем листы передаются экспертной группе, которая выделяет наиболее интересный ответ.)
Экспертная группа: Семья – колыбель духовного рождения человека. Она должна быть полной, материально-обеспеченной. В семье должна царить атмосфера любви и внимания. Каждый может иметь свою точку зрения. Доверие и уважение, взаимоподдержка и взаимовыручка, образованность, общение на равных, уважение к семейным традициям, вера в светлое будущее.
Всё это создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Учитель: В каждой семье этим дорожат и все это ценят. Как можно назвать это одним словом

Вероника СобольУченик (142)

3 года назад

8. Практикум. Создание модели «Воспитательный потенциал семьи».
Методы воспитания детей в семье – это способы, с помощью которых родителивлияют на сознание и поведение детей. Это убеждение, внушение, поощрение, наказание, требование, упражнение, стимулирование, личный пример, насилие.
– Выберете 5 наиболее эффективных методов, которыми располагают взрослые (родители, педагоги) с целью формирования у ребёнка какого-либо качества, знания, навыка?
В результате общего обсуждения выделяем методы: «убеждение», «поощрение», «упражнение», «личный пример», «принуждение» (исключая крайнюю форму – насилие).
Группам родителей раздаются схематичные изображения ладоней и набор опорных слов – методов воспитания.
– Перед Вами материалы необходимые для создания модели «Воспитательный потенциал

Источник

Татьяна Васильевна Беспалова

Папка “Аудио и тексты изложений”

Сжатое изложение 9 класс в чем польза чтения

В чём польза чтения? - Татьяна Васильевна Беспалова


В чем польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать, ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время?
Польза чтения книг очевидна. Книги расширяет кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А еще важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышления. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьезных произведений, заставляет нас постоянно думать. Оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, Приключения Шерлока Холмса Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, и вы поймете, что читать полезно и выгодно.
Еще полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.
(По материалам Интернета)

Источник: ФИПИ

Ирина Николаевна Зыбцева2016-04-19 20:36:38 – Ирина Николаевна Зыбцева
Новый текст? Спасибо.
Татьяна Васильевна Беспалова2016-04-19 20:39:49 – Татьяна Васильевна Беспалова
Новый, Ирина Николаевна. Выложили 10 новых!
Светлана Борисовна Киселева2016-04-24 17:13:18 – Светлана Борисовна Киселева
Татьяна Васильевна, спасибо большое за новые тексты! Очень полезно и нужно.
Татьяна Васильевна Беспалова2016-04-24 17:18:05 – Татьяна Васильевна Беспалова
Рада помочь, Светлана Борисовна.
Шарифа Айткуловна Турибаева2016-04-29 14:25:22 – Шарифа Айткуловна Турибаева
Спасибо!
Татьяна Васильевна Беспалова2016-04-29 18:20:43 – Татьяна Васильевна Беспалова
Пожалуйста, Шарифа Айткуловна.
Наталья Николаевна Якуба2016-05-03 15:42:24 – Наталья Николаевна Якуба
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!
Татьяна Васильевна Беспалова2016-05-03 18:27:00 – Татьяна Васильевна Беспалова
Пожалуйста, Наталья Николаевна.
Елена Александровна Попова2016-05-11 22:36:46 – Елена Александровна Попова
Спасибо большое, Татьяна Васильевна!
Татьяна Васильевна Беспалова2016-05-12 12:11:45 – Татьяна Васильевна Беспалова
Пожалуйста, Елена Александровна.
Рада Владимировна Купцова2016-11-16 21:54:32 – Рада Владимировна Купцова
Большое спасиба за помощь!!!
Татьяна Васильевна Беспалова2016-11-17 04:10:35 – Татьяна Васильевна Беспалова
Пожалуйста, Рада Владимировна.
2016-12-04 20:04:00 – Марьям Яткяровна Кленкова
Большое спасибо,Татьяна Васильевна!
Татьяна Васильевна Беспалова2016-12-05 04:20:50 – Татьяна Васильевна Беспалова
Пожалуйста, Марьям Яткяровна.
Светлана Борисовна Миронова2016-12-20 21:27:01 – Светлана Борисовна Миронова
Спасибо большое!
Татьяна Васильевна Беспалова2016-12-21 04:55:38 – Татьяна Васильевна Беспалова
Пользуйтесь с пользой, Светлана Борисовна.)
2017-03-11 04:57:44 – Грегор Борисович Кеков
Спасибо огромное,очень помогло)
Татьяна Васильевна Беспалова2017-03-11 06:34:37 – Татьяна Васильевна Беспалова
Пожалуйста, Грегор Борисович.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться

Вакансии для учителей

Поиск по порталу

Сжатое изложение 9 класс в чем польза чтения

Новые комментарии

▫ Спасибо!!!
▫ Хммм…
В нашей стране – как в анекдоте 7 )))

https://vysokovskiy.ru/anekdot/pomret/
▫ Давайте разберёмся с `подавляющим большинством`.
Это несложно: всего лишь несколько арифметических действий… Мы же доверяем опубликованным цифрам?

Зарегистрированных избирателей:
– 109 190 337

Голосов `За`:
– 57 747 288

Это 51% от числа зарегистрированных избирателей.
===================
Вот и всё `подавляющее большинство`. Цифры врать не будут…

Ничего личного – холодные цифры. Взятые из Википедии
https://bit.ly/31dC7LX

Что же до оставшихся 49%: хотя не прозвучало их `Нет` – не прозвучало и их `За`.
===================
`А против, наверное, ТЕ…` – кто не даёт обещаний не изменять Конституцию и не поднимать пенсионный возраст для того, чтобы взять и совершить обратное.

Причём не является важным, уполномочен ли `ТОТ, кто против`, давать такие обещания.

Важным является то, что `ТОТ, кто против` так поступать бы не стал ни при каких обстоятельствах. Давши слово.
▫ Благодарю, Нина Николаевна!
Чудесный день- ДЕНЬ СОБИРАНИЯ ОСЕННИХ ЛИСТЬЕВ!!!
У нас ОН был тёплым и солнечным!

А я сегодня листья не собирала, но наблюдала за ними на деревьях при дуновении ветерка! КРАСОТА! ВОСТОРГ!
И, конечно же, делала фото!

Доброго времени суток!)
▫ Прекрасный день!!!
А я сегодня листья не собирала, но наблюдала за ними на деревьях при дуновении ветерка! КРАСОТА! ВОСТОРГ!
И, конечно же, делала фото!
Спасибо, Нина Николаевна!
▫ Замечательные уроки жизни. Спасибо!

Сжатое изложение 9 класс в чем польза чтения
Сжатое изложение 9 класс в чем польза чтения

Источник

Исходный текст:

В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.

Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (по материалам Интернета) 168 слов

Микротемы к тексту «В чём польза чтения..»

1. Почему люди читают книги?

2. Книги приносят пользу: они делают человека умнее и обогащают его внутренний мир.

3. Книги способствуют нравственному воспитанию.

Вариант 1:

В чём польза чтения? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы занять свободное время. (17 слов)

Польза чтения книг очевидна. Они расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, увеличивают словарный запас, вырабатывают ясное мышление. После прочтения классического произведения станет проще выражать мысли. Чтение серьёзных произведений заставляет постоянно думать, развивает логическое мышление. После прочтения книг детективного жанра вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее. (48 слов)

Книги оказывают влияние на наши нравственные ориентиры. Прочитав классическое произведение , люди порой становятся лучше. (14 слов)  (79 слов в общем)

Вариант 2:

В чём польза чтения? Зачем люди читают? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть. (14 слов)

Польза чтения книг очевидна. Они расширяют кругозор, обогащают внутренний мир и делают умнее. Благодаря книгам увеличивается словарный запас и вырабатывается ясное мышление. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вам станет проще выражать собственные мысли. Чтение серьёзных произведений развивает логическое мышление. Например, после прочтения детектива вы будете соображать быстрее и поймёте, что читать выгодно. (55 слов)

Чтение книг оказывает значительное влияние на наше духовное развитие, поэтому люди могут начать меняться в лучшую сторону.17 слов  (86 слов в общем)

Вариант 3:

В чём польза чтения? Правда ли, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? (13 слов)

Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, делают его умнее. Чтение книг увеличивает словарный запас человека. Стоит только прочесть какое-нибудь произведение, и вы заметите, как стало проще подбирать нужные слова. Чтение серьёзных произведений развивает логическое мышление. Прочитайте, к примеру, что-нибудь из классики детективного жанра. После прочтения вы будете соображать быстрее, поэтому читать полезно и выгодно. (56 слов)

Книги оказывают значительное влияние на наше духовное развитие. После прочтения классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону. (19 слов) (88 слов в общем)

Вариант 4:

В чём польза чтения и зачем люди читают? Ведь не только для получения удовольствия. (14 слов)

Польза чтения очевидна. Книги расширяют кругозор, обогащают внутренний мир , делают умнее. Благодаря чтению увеличивается словарный запас и вырабатывается ясное мышление. Стоит только вдумчиво прочесть классическое произведение, как вам станет проще выражать собственные мысли. Чтение серьёзных произведений развивает логику и грамотность речи . После прочтения детектива вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно .

Чтение книг оказывает значительное влияние на наше нравственное воспитание . Люди , читающие классику , могут начать меняться в лучшую сторону

Татьяна Васильевна Беспалова

Папка «Аудио и тексты изложений»

В чем польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать, ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время?
Польза чтения книг очевидна. Книги расширяет кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А еще важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышления. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьезных произведений, заставляет нас постоянно думать. Оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, Приключения Шерлока Холмса Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, и вы поймете, что читать полезно и выгодно.
Еще полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.
(По материалам Интернета)

Источник: ФИПИ

2016-04-19 20:36:38 — Ирина Николаевна Зыбцева
Новый текст? Спасибо.
2016-04-19 20:39:49 — Татьяна Васильевна Беспалова
Новый, Ирина Николаевна. Выложили 10 новых!
2016-04-24 17:13:18 — Светлана Борисовна Киселева
Татьяна Васильевна, спасибо большое за новые тексты! Очень полезно и нужно.
2016-04-24 17:18:05 — Татьяна Васильевна Беспалова
Рада помочь, Светлана Борисовна.
2016-04-29 14:25:22 — Шарифа Айткуловна Турибаева
Спасибо!
2016-04-29 18:20:43 — Татьяна Васильевна Беспалова
Пожалуйста, Шарифа Айткуловна.
2016-05-03 15:42:24 — Наталья Николаевна Якуба
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!!!
2016-05-03 18:27:00 — Татьяна Васильевна Беспалова
Пожалуйста, Наталья Николаевна.
2016-05-11 22:36:46 — Елена Александровна Попова
Спасибо большое, Татьяна Васильевна!
2016-05-12 12:11:45 — Татьяна Васильевна Беспалова
Пожалуйста, Елена Александровна.
2016-11-16 21:54:32 — Рада Владимировна Купцова
Большое спасиба за помощь!!!
2016-11-17 04:10:35 — Татьяна Васильевна Беспалова
Пожалуйста, Рада Владимировна.
2016-12-04 20:04:00 — Марьям Яткяровна Кленкова
Большое спасибо,Татьяна Васильевна!
2016-12-05 04:20:50 — Татьяна Васильевна Беспалова
Пожалуйста, Марьям Яткяровна.
2016-12-20 21:27:01 — Светлана Борисовна Миронова
Спасибо большое!
2016-12-21 04:55:38 — Татьяна Васильевна Беспалова
Пользуйтесь с пользой, Светлана Борисовна.)
2017-03-11 04:57:44 — Грегор Борисович Кеков
Спасибо огромное,очень помогло)
2017-03-11 06:34:37 — Татьяна Васильевна Беспалова
Пожалуйста, Грегор Борисович.

Прокомментируйте!

Выскажите Ваше мнение:

Зарегистрироваться

Вакансии для учителей

Поиск по порталу

Новые комментарии

▫ Здесь только обычное согласие или несогласие с мнением и никакого фанатизма. Здесь негде фанатеть — футбольные команды не играют.
▫ Спасибо за прекрасный материал!
▫ Даже не знаю, как отнестись к этому снимку — с юмором, с восхищением, с удивлением.
На высоте 5-6м проходит провод электропитания дома,
метрах в 3-х от вертикали — дерево, внизу — небольшой кустик… И вот к этим трём точкам протянулись нити паутины, а в середине — паучишко со своей ловушкой… Был уже вечер, и фото без освещения было невыразительным, а вот когда его осветили фонариком, и получилось подобное НЛО!
А `медведица` — это попавшие в неприятность мошки…
Вот так и делаются, видимо, сенсации…
▫ Здравствуйте. Где можно приобрести данную программу от издательства?
▫ Сходила под фотку. Так интересно)) Ещё никто друг друга толком не знает, все на `вы` и по имени-отчеству))
▫ Да мне кажется, что всем терять нечего. Особенно молодым. Когда ещё есть возможность найти себя даже в этой профессии, но не в общеобразовательной школе.

Источник

Источник

ЧТО ТАКОЕ “СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ”?

Прежде чем приступить к объяснению понятия “сжатое изложение”, выясним, что представляет собой вообще изложение.

Изложение – эта форма работы с текстом, которая предусматривает пересказ (т.е. передачу содержания исходного текста с помощью языковых средств) прослушанного текста подробно, сжато или выборочно.

Наиболее распространенные в школьной практике виды изложений – подробные и сжатые. Подробное изложение предполагает последовательное, как можно более полное воспроизведение исходного текста с сохранением его композиционных и языковых особенностей, а также введенных автором каких-либо компонентов.

Сжатое изложение – это такой пересказ текста, который обязательно основывается на отборе (из данного нам исходного текста) самого необходимого материала на заданную в этом тексте тему и создании на этой основе нового, меньшего по объему, высказывания.

Другими словами, главной задачей сжатого изложения является краткое, сжатое описание представленных в тексте фактов, идей, проблем собственными, самостоятельно подобранными речевыми средствами.

Сжатое изложение должно быть небольшим по объему (оно всегда меньше исходного текста), но не бедным по содержанию! Это и представляет основную сложность для учащихся – уловить и кратко, без лишней “воды”, сформулировать основную суть текста.

Помощниками в написании сжатого изложения выступают различные способы и приемы сжатия текста.

КАК НАПИСАТЬ СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ?

 СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Несколько советов, как успешно написать сжатое изложение.

1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.

2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.

3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.

4. Как правило, при чтении текста аудитор делает паузы между абзацами. Зафиксируйте их. Так вам будет проще определить основные микротемы текста (основные мысли абзацев).

5. Текст прочитан. Прочитайте то, что записали, соедините записанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.

6. Определите тему текста (задайте себе вопрос: “О чем этот текст?”). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.

7. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: “Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?”). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.

!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.

8. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.

9. Составьте план текста. Краткий, развернутый – на ваше усмотрение. Главная функция плана – помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.

10. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.

11. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.

12. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:

– лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);

– лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).

Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац – 1 микротема.

Объем сжатого изложения – не менее 70 слов и, как правило, не больше 100.

Сосредоточьтесь, не спешите, сначала составьте и отредактируйте текст на черновике, а потом аккуратно перепишите на чистовик.

СПОСОБЫ И ПРИЕМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА

Итак, обратимся к рассмотрению способов сжатия текста.

Основных способов сжатия текста три:

1. Исключение.

2. Обобщение.

3. Замена.

  1. ИСКЛЮЧЕНИЕ.

При ИСКЛЮЧЕНИИ необходимо:

  • выделить главное (существенное) и детали (подробности);
  • убрать детали;
  • пропустить предложения, содержащие второстепенные факты;
  • пропустить предложения с описаниями и рассуждениями;
  • объединить существенное;
  • составить новый текст.

Исключить можно:

– вводные слова,

– однородные члены предложения,- повторы, 

– риторические вопросы и восклицания,

– однотипные примеры,

– цитаты,

– рассуждения,

– описания,

– детали, не влияющие на ход авторской мысли,

– другие слова, словосочетания, предложения, которые могут быть исключены без ущерба для основной повествовательной линии текста.

!!! Еще раз повторю: исключать эти элементы можно лишь в том случае, если они не несут на себе смысловой нагрузки, необходимой для понимания основной мысли текста.

Варианты ИСКЛЮЧЕНИЯ:
1. Исключаем один или несколько синонимов в ряду однородных членов, сохраняем тот из синонимов, который обладает наибольшей ёмкостью в данном контексте.

ПРИМЕР:
до сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась радостная, светлая, приветливая улыбка.

после сжатия
У каждого человека, заходившего в комнату к малышам, на лице появлялась приветливая улыбка.
2. Удаляем из текста поясняющие конструкции, например, ряд однородных членов при обобщающем слове или ряд простых предложений в составе бессоюзного сложного, поясняющих содержание первой части.

ПРИМЕР:
до сжатия
Он знал разные языки: немецкий, французский, итальянский и молдавский, и никто не мог распознать в нём русского.

после сжатия
Он знал разные языки, и никто не мог распознать в нём русского.

  1. ОБОБЩЕНИЕ

При ОБОБЩЕНИИ необходимо:

  • вычленить единичные факты;
  • подобрать языковые средства их обобщённой передачи;
  • ​составить новый текст.

Обобщению подлежат:

– ряды предложений, связанных одной мыслью;

– части сложного предложения;

– парцелляции (намеренно расчлененные (и разделенные знаком препинания) на несколько самостоятельных отрезков части предложения или целые предложения);

!!! *Пример парцелляции: 

          Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

          Бессмысленный и тусклый свет.                                       (А. Блок)

– другие единичные факты, которые можно объединить, обозначив какой-либо обобщающей лексемой (словом, словосочетанием).

Пример обобщения.

До: С правдой-то ходить – не так просто. Кто пробовал, тот знает. Большая она, Правда, тяжелая. Поехать за ней – не поедешь, а на себе нести – далеко ли унесешь?

После обобщения: Ходить с Правдой не так просто: большая она и тяжелая, далеко не унесешь.

ПРИМЕР:
до сжатия

Жители посёлка проводят свой досуг по-разному. Кто-то перечитывает любимые с детства жюль-верновские романы; кто-то проводит много времени на реке или в лесу. Основное занятие подростков – спортивные игры и соревнования. Самым запоминающимся событием был прошлогодний велокросс.

после сжатия
Жители посёлка проводят свой досуг по-разному, в зависимости от вкусов и привычек.

  1. УПРОЩЕНИЕ

При УПРОЩЕНИИ необходимо: 

  • заменить сложное предложение простым;
  • заменить предложение или его часть указательным местоимением;
  • объединить два или три предложения в одно;
  • разбить сложное предложение на сокращённые простые;
  • перевести прямую речь в косвенную.

– заменить однородные члены обобщающим словом,

– несколько предложений или частей предложения общим понятием или словосочетанием,

– часть предложения местоимением и т.д.

Часто в текстах встречаются сложные предложения с придаточными определительными и обстоятельственными. Такие придаточные можно заменить соответственно определением и деепричастным оборотом.

Пример: 

До: Никогда нельзя забывать тех подвигов, которые совершили наши деды, отцы во имя будущего.

После: Никогда нельзя забывать подвигов наших предков.

До: Когда сомневаешься в выборе, обратись к совести, самому верному советчику.

После: Сомневаясь в выборе, обратись к совести, верному советчику.

Как было сказано выше, сократить исходный текст можно, используя сочетание данных способов. Рассмотрим пример, где показано обобщение и исключение.

До: У природы как целого, как единого творца есть свои любимцы, в которые она при строительстве вкладывается с особенным тщанием и наделяет особенной властью. Таков, вне всякого сомнения, Байкал. Не зря его называют жемчужиной Сибири.

Не будем сейчас говорить о его богатствах, это отдельный разговор. Байкал славен и свят другим – своей чудесной животворной силой, духом не былого, не прошедшего, как многие ныне, а настоящего, не подвластного времени и преобразованиям, исконного величия и заповедного могущества, духом самородной воли и притягательных испытаний.

После: У природы как единого творца есть любимцы, наделяемые особой властью. Таков Байкал – жемчужина Сибири. Он славен и велик не только природными богатствами, но и чудесной животворящей силой, духом настоящего.

(*Применены исключение лишних деталей (однородных членов, предложений с рассуждениями и описаниями), обобщение нескольких предложений в одно)

Итак, еще раз напомню, что трансформации не подлежат элементы, существенные для понимания основной мысли текста или для развития повествовательной линии.

ПРИМЕРЫ:
1. Замена придаточного определительного предложения синонимичным определением.

до сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает фирма, которая предлагает своим клиентам туры по всем континентам и странам.
после сжатия
Небольшое помещение на втором этаже занимает туристическая фирма.

2. Замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом.

до сжатия
Когда читаешь дневник Никитина, то чувствуешь его беспредельную любовь к родине.
после сжатия
Читая дневник Никитина, чувствуешь его беспредельную любовь к родине.

3. Сокращение количества структурных частей сложного предложения.

до сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который, плавно опустившись на ветку ольхи, склонившуюся к самому зеркалу реки, принялся подкарауливать добычу.
после сжатия
Приятно смотреть на зимородка, который плавно опустился на ветку ольхи и принялся подкарауливать добычу.

Все эти и другие приёмы сжатия текста могут применяться как по отдельности, так и в комплексе. Следующий пример демонстрирует комплексное применение приёмов сжатия:

  • замена придаточного обстоятельственного предложения деепричастным оборотом;
  • ​замена согласованного определения, выраженного причастным оборотом, нераспространённым несогласованным определением.

до сжатия
Когда слышу гармоничное сочетание голосов птиц, устраивающих утренний концерт, я стараюсь смотреть на реку. Когда любуешься рекой и наслаждаешься пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.
после сжатия.
Слушая утренний концерт птиц, я стараюсь смотреть на реку. Любуясь рекой и наслаждаясь пением птиц, отдыхаешь по-настоящему.

Источник

Читайте также:  Польза оливок для организма человека