Текст о пользе молока на казахском языке

Текст о пользе молока на казахском языке thumbnail

Данная статья посвящена повседневной молочной пище, употребляемой казахами. Статья написана на основе литературных данных, а также полевых этнографических исследованиях проводимых автором в 90-х годах XX в.

Содержание:

Пища относится к одному из наиболее важных
элементов материальной культуры, являясь носителем этнической специфики [1]. В современных условиях
стандартизации и унификации многих явлений культуры и быта сфера пищевых
запретов и приоритетов сохраняет максимальное количество этнически значимых
черт. Но применительно к казахскому этносу 
эта тема освещалась фрагментально. В научный оборот вводятся новые
данные, показывающие соотношение традиционных и новых элементов питания, ритуальное
значение пищи, а также сведения о традиционной утвари, сохранившейся в
современных условиях.

 В своей диссертации Н.Ж. Шаханова отмечала:
«Традиционная модель питания существенным образом зависит от экологической
среды обитания этноса и во многом определяет его хозяйственно-культурную деятельность…
Пищевой рацион этноса непосредственно определяется его хозяйственно-культурным
типом (ХКТ). В то же время существует и обратная связь – в определенной мере
ХКТ зависит от этнических пищевых традиций и исторически сложившейся модели
питания» [2].

Казахи различают горячую пищу
ыстык ас и простую — жай ас. Отличаются они тем, что горячие
блюда готовятся всегда с использованием мяса, а остальная еда считается
простой. Прием пищи — ас ишу, тамактану —  происходит 3-4 раза в день: завтрак — танертенге
ас
, обед — туске ас, ужин — кешке ас. Горячие блюда
готовятся, как правило, на ужин, когда семья собирается в полном составе.
Основными продуктами служат мясо, молоко, масло, сметана, картофель, мука.

Важный компонент питания
казахов составляют молочные продукты. «Молочная пища была особенно
разнообразной, что свидетельствует о ее древнем происхождении» [3].

Молоко употребляют в основном
в обработанном виде. Но в ходе этнографических экспедиций ученые  столкнулись с редкими фактами употребления сырого
молока.

Казахское население
употребляет в настоящее время молоко коров, овец, коз, кобылиц. Самое
распространенное — коровье молоко. Козье и овечье употребляется реже. В первой
половине XX века держали верблюдов. Из верблюжьего молока готовили кисло-молочный
напиток — шубат, который по качеству можно поставить в один ряд с
кумысом (кобылий кисло-молочный напиток). Как отметила Н.Ж. Шаханова:
«Многовековое занятие скотоводством способствовало постепенной выработке
казахами широкого ассортимента молочных продуктов, которые употреблялись в
основном весной и летом в период максимального удоя, а также в различных видах
заготавливались на зиму, когда доение скота прекращалось» [4].

В рацион питания  казахов входят такие молочные продукты, как каймак
(сметана и сливки), айран (простокваша), иримшик (творог), курт
(сыр), май (масло), кумыс (кисломолочный напиток из кобыльего
молока с низким содержанием алкоголя), сут (молоко). Следует отметить,
что один литр кумыса или шубата обеспечивает суточную потребность организма
человека почти во всех витаминах [5].

Перерабатывается обычно
коровье молоко. После отела первое молоко коровы кипятят до образования густой
творожной массы (уыз), которой угощают соседей и родственников в честь
данного события. Раньше уыз получали так: молоко наливали в высушенный бараний
желудок, который завязывали и варили в кипятке. Уыз также запекают в духовке,
добавляют муки и выпекают оладьи или лепешки.

Из молока обычно
изготавливают сливочное масло — май, сливки и сметану — каймак. Каймак получают,
пропуская кипяченное или сырое молоко через сепаратор или взбивая в маслобойке
мутовкой. При этом используется сырое молоко, которое слегка подогреты опускают
в погреб и выдерживают не менее недели [6].

Особым лакомством считаются
кипяченные с сахаром сливки — кайнаткан каймак. Для получения масла
сливки пропускают через сепаратор или взбивают в маслобойке. В некоторых
случаях масло взбивают сразу из молока. Широко распространен способ взбивания
масла руками из сливок или сметаны в широкой эмалированной чаше, называемой шара
или тегене. Масло обычно хранят в стеклянной или эмалированной посуде в
прохладном месте.

В аулах предпочитают его
держать в овечьем или коровьем желудке — карыне. Считается, что вкус
масла при хранении в карыне улучшается. Сливочное масло повсеместно принято
солить, хотя не все придерживаются этого правила. Пахту, которая остается при
приготовлении масла, спаивают животным или пьют сами в жаркую погоду. Иногда ее
смешивают с молоком и варят суп с лапшой.

Из кислого молока получают
творог — иримшик [7].
Различают два вида иримшика — ак (белый) и сары (желтый) или кызыл
(красный). Ак иримшик получают из свернувшегося молока или обрата, который
процеживают, сливают сыворотку или кипятят, выпаривая воду. В некоторых случаях
для обезвоживания хозяйки заворачивают образовавшийся сгусток в марлю, кладут
на полчаса в ветреное место, придавливая сверху гнетом.

Ак иримшик едят, смешивая со
сметаной и сахаром. При долгом кипении творог приобретает желто-коричневый
цвет, поэтому его называют сары, или кызыл иримшик. Его используют для
приготовления сладкого блюда — коспа, для чего сары иримшик пропускают
через мясорубку и смешивают с топленым маслом и сахаром. По желанию в коспу
добавляют изюм и мед. После приготовления его выносят в холодное место для
затвердения.

Из творога готовят твердый
сыр — курт. Технология приготовления его та же, только процесс более
длительный. Варят курт в казане, помешивая длинной деревянной ложкой (кептер)
до образования коричневой гущи. Потом добавляют муку, сахар (на 3 ведра — 0,5 кг муки, 1/2 стакана
сахара), тщательно перемешивают, скатывают небольшие шарики, которые слегка
приминают пальцами, и сушат. Правда, не все хозяйки добавляют муку и сахар, а
некоторые смешивают творожную массу только с сахаром. Подают курт и коспу к
чаю.

Большой популярностью в
казахском рационе пользуются кисломолочные напитки [8]. Особенно часто употребляют в пищу
айран, который можно, из-за его густой консистенции, отнести к молочным блюдам.

Среди казахского населения
распространены способы приготовления айрана с использованием кипяченого
цельного молока, кипяченого снятого молока (обрат) и сырого цельного молока.
Причем в одном населенном пункте могут быть в ходу все эти три способа. Айран
готовят из коровьего или овечьего молока. Кипяченое молоко остужают, а сырое
слегка подогревают, добавляют закваску и, хорошо укутав, ставят на несколько
часов в теплое место. В качестве закваски используют сметану, кумыс, кефир,
айран. Айран иногда разбавляют водой или молоком. Его добавляют в мясной бульон
для придания ему кисловатого вкуса.

Бытовая речь казахов в ряде
регионов не сохранила слова «катык», которым их соотечественники в
Северо-Восточном и Южном Казахстане называют аналогично приготовленное
кисломолочное блюдо[9].
Айраном же именуют разбавленный водой или молоком катык.

Читайте также:  Польза жареного лука для организма человека

Таким образом, в ряде
регионов слово «айран» у казахов полностью вытеснило более древнее название
молочного блюда — катык, несмотря на то, что способы его приготовления и состав
практически не претерпели изменений.

Казахи готовят также молочный
напиток, именуемый в народе «желтый чай». Обрат от коровьего молока кипятят до
раскисания, разбавляют водой, солят, добавляют немного масла и пьют.

Из свежего кобыльего молока
казахи готовят кумыс. Для этого кобылу часто доят. Процеженное через сложенную
в несколько слоев марлю молоко сливают в специальную емкость, добавляют
закваску и взбивают мутовкой пспек, оставляют на ночь, и к утру напиток
уже готов. В качестве первичной закваски используют айран, кусочки копченого
конского мяса и сала. Лучшей закваской считается остаток прошлогоднего кумыса,
который хранят в холодном месте в течение всей зимы.

До нашего времени дошел
старинный способ сохранения прошлогоднего кумыса в глиняной крынке, которую
закапывают в пшеницу. Способ этот практиковался среди очень зажиточных казахов.
Первичную закваску готовят также из коровьего и кобыльего молока, взятого в
равных частях и выдержанного до закисания. Для последующего приготовления
кумыса используют предыдущий напиток. Заквашивающим свойством обладает и
осевшая на стенках сосуда творожистая масса ериби. Влитое в такой сосуд,
молоко бродит без использования дополнительной закваски.

Для праздничного события
готовят особый кумыс. В свежее кобылье молоко вместо закваски добавляют сахар,
который вызывает сильное брожение и быстрое усиление крепости напитка.

Все вышеописанные
традиционные молочные блюда и напитки характерны прежде всего для сельской
местности. Лишь небольшая часть горожан имеет возможность держать скотину,
большинство же их покупает молочные продукты в магазинах и на рынках.

У казахов сохранилось понятие
«ак ас» — белая еда. Это понятие 
по-разному интерпретируют. В частности, существует мнение, что «ак ас»
называют только молочную пищу. До настоящего времени дошли отголоски запретов
проливать молоко на пол, наступать на пролитое молоко. Так, есть, поверье, что
кобыла или корова перестанет доиться. Женщине, черпающей кумыс, нельзя греметь
посудой. Угощаемый кумысом, айраном не должен отказываться, иначе не будет
дороги [10]. После угощения
кумысом следует поблагодарить хозяев и пожелать, чтобы кобыла давала им больше
молока.

Как видим, в понятие «ак ас»
вкладывается сакральный смысл, что свидетельствует о глубокой древности вида
пищи.

Иногда подразумевается под
«ак ас» любое угощение, преподнесенное от чистого сердца, при этом его
соотносят с выражением «ак тлек» — чистым, идущим от сердца, пожеланием.
В данном случае мы, видимо, сталкиваемся с процессом трансформации древнего
понятия о благородстве и священности молочной пищи, в результате чего рамки
понятия «ак ас» расширились и вместили другие виды пищи.

Список использованных источников

1.  Шалекенов У.Х., Шалекенов М.У.
История и этнология народов Амударьи и Сырдарьи в XVIII-XX вв. — Алматы, 2003.  — С. 264-267

2.  Шаханова Н.Ж. Традиционная пища казахов как
историко-этнографический источник: Автореф. дисс. к.и.н. — Л., 1987. — С. 3

3.  Артыкбаев Ж. Этнология и
этнография. — Астана, 2001. — С. 203

4.  Шаханова Н.Ж. Традиционная пища казахов как
историко-этнографический источник: Автореф. дисс. к.и.н. — Л., 1987. — С. 6

5.  Кумыс и шубат. — Алматы, 1996. — С. 31-36

6.  Отчет полевой этнографической экспедиции за 1990 г.  — С.
117.

7.  Шаханова Н.Ж. Традиционная пища казахов как
историко-этнографический источник: Автореф. дисс. к.и.н. — Л., 1987. — С. 7

8.  Востров В.В., Кауанова Х.А.
Материальная культура казахского народа на современном этапе. — Алматы, 1972

9.  Аргынбаев Х.А. Историко-культурные связи русского и казахского народов
и их влияние на материальную культуру казахов в середине XIX и начале ХХ веков:
По материалам Восточного Казахстана // Труды института истории, археологии и
этнографии. — Т. 6: Этнография. — Алма-Ата, 1959. С. 77; Коновалов А.В. Казахи
Южного Алтая. — Алма-Ата, 1986.

10. 
Отчет
полевой этнографической экспедиции за 1990 г. — С. 117.

М.Ш. Шалекенов, әл-Фараби атын. ҚазҰУ, т.ғ.д., профессор

Қазақ халқының дәстүрлі сүт тағамдары 

Мақала қазақтардың күнделікті пайдаланатын дәстүрлі сүт тағамдарына арналған. Автор әдеби деректермен қатар XX ғасырдың 90-шы жылдарындағы өзінің жүргізген далалық этнографиялық зерттеулерін пайдаланған.

Shalekenov M.U.

al-Farabi KazNU, 

Professor of the Department of Archeology, Ethnology and Museology, Doctor of Historical Sciences

TRADITIONAL DAIRY FOOD OF THE KAZAKH PEOPLE

This article is
dedicated to the Kazakh everyday dairy food. The article is written on the
basis of literarature data, as well as field ethnographic studies conducted by the
author in the 1990s.

Key words: ethnography, food, tradition, as, economy, technology, region.

Источник

Текст о пользе молока на казахском языкеСҮТ – МОЛОКО

Молоко дают дойные домашние животные – кобылы, верблюдицы, овцы, козы, коровы. Продукты, приготовленные из молока, называют ак – белыми.
Молоко не выливают, не перешагивают через него. Свадебный караван встречают с молочными продуктами; молоко, вылитое перед огнем, предотвращает распространение пожара – все эти обряды указывают на то, что молочные блюда занимают значительное место в казахской национальной кухне. Издревле казахи использовали молочные продукты в лечебных целях. Больных поили молоком, кумысом, шубатом, тосапом – смесью овечьего молока с майским медом.
Одним словом, молоко является основой богатого казахского дастархана.

ҚЫМЫЗ

Кумыс – казахский национальный напиток, употребляемый народом в течении нескольких веков. Он не только питателен и очень полезен, но и олицетворяет богатство и щедрость народа. Существует много способов приготовления кумыса, связанных с обычаями и традициями казахов.
Весной свеженадоенное кобылье молоко (саумал) помещают в бурдюк из верблюжьей, жеребячьей или козлиной кожи, куда добавляют специальную закваску. Через 2-3 дня кумыс готов. По традиции первый кумыс подается гостям, которые благославляют хозяев дома. Этот традиционный обряд называется қымыз мурындык.
По методам приготовления, качеству, срокам созревания кумыс делится на несколько видов.
Уыз қымыз – густой, квашеный кумыс первой дойки.
Бал қымыз – хорошо взбитый кумыс с добавлением вяленого казы. По сравнению с другими видами, он гуще, имеет желтоватый цвет, тонкий сладковатый вкус, легко воспринимается организмом.
Тай қымыз – кумыс однодневного квашения.
Құнан қымыз – 2-3х дневный, выдержанный, квашеный кумыс.
Дөнен қымыз – 3-4х дневный, крепкий кумыс.
Бесті қымыз – 4-5ти дневный, полностью перебродивший кумыс.
Сары қымыз (желтый) – готовится осенью. Это целебный, крепкий кумыс.
Қысырдың қымызы – кумыс из молока яловой кобылы, взбивается зимой. Қысырақтың қымызы – кумыс кобылы первой жеребости, очень калорийный.
Түнемел қымыз – заквашеный кумыс с добавлением саумал (парное молоко).
Қорабалы қымыз – кумыс, который хранится несколько дней, с добавлением свежего кобыльего молока.
Изготовление кумыса требует особого внимания, специальной посуды, в противном случае кумыс теряет свои свойства. Такой кумыс называют «айнымал», «айныған» или «татып кеткен», «татымал» (с привкусом).
Приготовление закваски для кумыса – трудоемкое дело. Ее готовят в посуде, сделанной из шкуры скота, которую коптят арчой, таволгой, корой березы и обмазывают маслом. Посуда из шкуры большого размера называется саба, меньшего – мес, торсык. В кумыс кладут копченый казы и долго взбивают, от этого он становится крепким и менее кислым. Такой кумыс называется «өлтірілген қымыз» — по качеству очень хороший.
Кумыс – напиток, пища, лекарство, поддержка для души.
Посуда для кумыса должна быть отдельной: қымыз шара (шара – чаша), қымыз аяқ (пиала), қымыз ожау (ковшик).
По окончании дойного сезона на последний кумыс приглашают жителей аула, которые благословляют хозяев. Это прекрасная народная традиция называется «сірге жияр» (последний кумыс).

Читайте также:  Пиво с лимоном польза в чем

ШҰБАТ

Среди молочных продуктов наиболее ценным после кумыса является шубат, который готовится из верблюжьего молока. Как и кумыс, шубат заквашивается и хранится в специальной посуде из кожи, дерева или керамики. Только шубат не взбивают, а доводят до нужной кондиции путем перемешивания. Это вкусный, жирный и густой напиток, по калорийности и целебным свойствам не уступает кумысу. Двух-трехдневный шубат считается самым лучшим и качественным.
При добавлении в верблюжье молоко коровьего или овечьего, получается қатық, а при добавлении сүзбе (густой кислый творог) или құрта, получают ежігей (нежный курт).
В разных регионах Казахстана шубат называется по-разному: в Центральном и Западном Казахстане – шұбат, в Южном – қымыран, в Восточном түйе қымыз (верблюжий кумыс).

ҚҰРТ

Курт делают из коровьего или овечьего молока, но наиболее вкусный и жирный из овечьего.
Для приготовления курта кислое молоко несколько дней сливают в деревянную бочку (кеспек). Затем іркіт (свернутый творог из кислого молока) переливают в большой казан, ставят на огонь и непрерывно мешают, пока оно не загустеет. После охлаждения его перекладывают в чистый полотняный мешок для стекания лишней жидкости. Из полученной массы катают небольшие шарики, которые сушат на чистых листах (шыпта или өре).
Казахи едят только сухой курт, так как по народной примете, если есть невысохший курт, может пойти дождь. Курт – национальный, очень сытный продукт, который может храниться в течении длительного времени. Как правило, его заготавливают на зиму.

ҚҰРТ КӨЖЕ

Предки казахов называли курт коже «кумысом зимы». Для приготовления этого напитка, в кипящую воду кладут промытый рис или пшено, добавляют по вкусу соль. В другой посуде в небольшом количестве воды размешивают до однородной массы 1-2 кесе муки. Эту массу постепенно вливают в кипящую воду с рисом или пшеном. Получается коже. Курт растворяют в холодной воде и добавляют в коже. Количество курта берется в зависимости от количества воды.
Особенно вкусным получается напиток с добавлением курта из овечьего молока. К сожалению, в наши дни такой курт почти не делают.
В готовый курт коже добавляют по вкусу сливочное масло и шыжык (шкварки внутреннего жира). Затем блюдо доводят до кондиции, разливают в кесе и подают на стол. Курт коже можно добавлять в бульон. Это очень питательный напиток, восстанавливающий силы и имеющий целебные свойства.

ЕЖІГЕЙ

Это разновидность курта, красно-коричнего цвета, нежный, кисловатый на вкус. Сейчас его делают редко. Готовится он также как курт. Подают его гостям вместе со сметаной и сливочным маслом.

ІРІМШІК

Или сушеный творог – молочный продукт, который не одну тысячу лет занимает свое почетное место на дастархане. Иримшик, приготовленный из овечьего или козьего молока, имеет особый вкус и не твердеет при длительном хранении Чтобы приготовить иримшик, используют фермент, вырабатываемый поджелудочной железой ягненка (сычуг), который в соленом виде хранят специально для этих целей.
Существует два вида иримшика: ак (белый) и кызыл (красный). Из свежего творога готовится ак иримшик, в который добавляют сливочное масло. Его дают обычно маленьким детям и пожилым людям. Он очень калорийный, долго не хранится и употребляется по мере приготовления.
Кызыл иримшик варят долго, до получения красноватого оттенка. Затем его перекладывают в полотняный мешочек и сушат на солнце. Готовят его обычно в летнее время и едят с маслом или сметаной. Он хранится долго и не теряет своих вкусовых качеств.

САРЫСУ

Сарысу (сары – желтая, су – вода) – сыворотка желтоватого цвета, оставшаяся после изготовления творога. В сарысу добавляют сахар по вкусу и кипятят до получения густой массы красноватого цвета, которую перекладывают в плоскую посуду для остывания. Полученную твердую массу разрезают на куски разной формы. Сарысу еще называют «казахским шоколадом». Сарысу обладает слабительными свойствами, поэтому его употребляют в небольших количествах с чаем. Сейчас его почти не готовят.

АҚЛАҚ

Аклак – белый творог, готовится из овечьего молока. Молоко кипятят и дают ему свернуться, затем вынимают из казана дуршлагом, добавляют майское сливочное масло и тщательно размешивают. Аклак дают детям, пожилым людям, а также людям с ослабленным организмом (белкотерер) и роженицам «қалжа». Им угощают новых соседей – «ерулик». Готовят аклак обычно в животноводческих аулах.

УЫЗ

Уыз – молозиво, первое молоко после окота. По казахским обычаям новорожденные дети и приплод животных должны отведать уыз, чтобы быть крепче и выносливей. Тех, кто не пробовал молозива, называют «уызына жарымаған» (ненасытившийся молозивом).
Из 2-3х дневного сладкого молозива готовят уыз коже. Для этого в него добавляют рис или пшено и варят на слабом огне. На уыз коже приглашают гостей, которые после угощения дают бата (благословение) хозяевам.
Когда хозяева надаивают много молозива, они варят мясо и вместе с ним в плоской чаше подают отваренные и порезанные кишки, заправленные молозивом.

УЫЗҚАҒАНАҚ

Во время окота овец чабаны всегда имеют при себе ковш и буйен (специально высушенная толстая кишка, используемая вместо посуды). Чабаны доят овцу, молозиво помещают в буйен, который крепко завязывают и кипятят в воде, налитой в ковш. Полученное блюдо называется уызкаганак.

Читайте также:  Стакан молока перед сном вред и польза

ҚОРЫҚТЫҚ

Еще это блюдо еще называют «таскорык». В летние жаркие дни, когда камни сильно нагреваются на солнце, чабаны, находят камень с углубление и кипятят в нем надоенное овечье молоко.

ҚАТЫ�
Для его приготовления овечье, коровье или козье молоко долго кипятят на медленном огне, охлаждают до теплого состояния, вводят закваску, перемешивают и держат 2-3 часа в теплом месте. Это вкусное и густое блюдо. Такой катык называется «дірілдек» (дрожащий) или «меңіреу қатық» (немой).

АЙРАН

Айран готовят как из обезжиренного, так и из жирного коровьего, овечьего, козьего и кобыльего молока. Молоко кипятят и охлаждают до теплого состояния, добавляют закваску, взбалтывают и дают постоять 2-3 часа. Айран нельзя хранить больше суток, так как он теряет свои полезные свойства.
Раньше взрослые после первого грома посылали детей собирать дикий лук. Промыв и измельчив его, добавляли в айран, который становился еще полезнее.

СҮЗБЕ

Сузбе (цедить) – это разновидность творога. Для его получения кислый айран выдерживают некоторое время, затем переливают в полотняный мешок и подвещивают. Когда жидкость стекает, в мешке остается густая масса, которую солят по вкусу и тщательно перемещивают. Обычно сузбе готовят осенью или зимой. Горьковато-кислый вкус сузбе вызывает аппетит. Сузбе добавляют в сорпу, что придает ей пикантный вкус. Для утоления жажды сузбе кладут в молоко или кипяченую воду.

СЛИВОЧНОЕ МАСЛО

Ни один казахский дастархан не обходится без этого ценного высококалорийного продукта.
Для приготовления масла вначале путем сепарирования молока получают сметану, которую взбивают (май шайқау) в объемной посуде. Готовое масло очищают (қылшықтайды) многократно разрезая его тупой стороной ножа. При этом попавшие в масло ворсинки прилипают к ножу. Особо ценится майское масло за его цвет, вкус и неповторимый запах.
Масло солят по вкусу, сливают воду и хранят в специально обработанном рубце (карын) животных. Карын заполняют маслом, не оставляя воздуха и воды. Затем отверстие завязывают, после чего карын обсыпают солью. Летом масло хранят в прохладном темном месте. Если в масло попадает инородное тело, оно портится. «Целый карын масла портит одна катышка» — гласит казахская поговорка.
При хранении масла в рубце качество его улучшается. По объему карын бывает нескольких видов: «кой карын» (рубец барана), «козы карын» (рубец ягненка), «бузау карын» (рубец теленка). При отсутствии рубца излишки масла хранят в буйен (небольшая часть желудка).
По традиции карын вскрывают в особо торжественных случаях: при рождении ребенка, во время оразы, тоев, в честь уважаемых гостей, в случае приезда родственников.
Хозяйка с особой гордостью объявляет: «карын бастадым» (вскрыла рубец). Карын – дорогой подарок, который преподносят родным и близким в знак особого признания и любви.

ТОРТА

После получения топленого масла на дне посуды остается густая масса «торта» (вытопки), имеющая кисловатый своеобразный вкус. Торта вызывает аппетит, ее едят в охотку. Гостей торта не угощают.

БАЛҚАЙМАҚ

Бал – мед, каймак – сметана, сладкое блюдо, на дастархане занимает особое место, считается едой для гурманов. Для его приготовления свежую сметану варят на медленном огне так, чтобы она не превратилась в масло, добавляя небольшое количество меда и муки высшего сорта. Все тщательно перемещивают. Это редкое угощение.

ТОСАП

В густое овечье молоко добавляют мед, майское сливочное масло и, перемещивая, медленное кипятят. Тосап имеет целебные свойства и легко усваивается организмом.
Тосап дают людям с простудными заболеваниями, ослабленным роженицам для быстрого восстановления сил.

АШЫҒАН КӨЖЕ

Заквашенная похлебка – кисломолочный напиток. Для его приготовления в объемной посуде кипятят подсоленную воду. В другой посуде в холодной воде разводят муку и тонкой струйкой вливают в кипящую воду. При этом строго соблюдают пропорции составляющих. Готовую массу переливают в специальную посуду күбі. Для брожения в коже добавляют кумыс, айран, что улучшает его вкус, коже имеет белый цвет. В некоторых местах такой коже называют «ашымал» (забродивший) или «сиыр қымыз» (коровий кумыс). Он имеет приятный кисловатый вкус и хорошо утоляет жажду. В коже можно добавлять рис или пшено. Такой коже называют «қара көже» (черный), перед употреблением его хорошо взбивают.

СҮМЕСҮТ

Суметсут блюдо, рецепт которого сохранился в памяти лишь немногих стариков. Его готовили заранее и использовали во времена войн и долгих кочевий. Для детей это было своеобразным питанием, а для взрослых – «питательной жвачкой». Для приготовления суметсута резали жирного барашка белого цвета, шерсть которого состригали и затем опаливали. После этого шкуру тщательно мыли и 2-3 дня держали в проточной воде для удаления запаха. Затем в большом казане шкуру варили в густом овечьем молоке. Во время кипения шкура набухала, впитывая в себя молоко. Когда процесс набухания заканчивался, шкура становилась похожей на вымя, полное молока. Суметсут хранили в тени, выложив на плоскую посуду. Во время долгих путешествий кусок «суттик» продолговатой формы давали ребенку. Чтобы он его не проглотил, на кончик прикрепляли тонкую длинную ветку. Младенец высасывал вкусное, густое, сытное молоко, оставляя тонкую шкурку, которую можно было жевать как жвачку.

КӨБІК

Көбік (пенка), в летнее время казахи заготавливают на зиму курт. При кипячении выцеженного кислого молока на поверхности появляется жирная, кисловатая и очень приятная на вкус пенка. Женщины деревянной ложкой снимают эту пенку, для детей это самое большое лакомство.

КӨПІРШІК

Көпіршік (пузыри) – коровье молоко кипятят с добавлением кумыса. При кипячении появляются пузырьки, поэтому его так и называют. Оно особо калорийно и как еда и как напиток, придает человеку силы. В наше время готовится редко.

АҚІРІМ

Белый напиток. В сорпу (бульон) вяленого мяса добавляют айран, катык, кумыс или другой кисломолочный напиток и тщательно перемещивают. Эта смесь обладает особым свойством утолять жажду, используется как десерт после сытной еды. В наши дни его часто готовят в аулах, а для горожан он считается деликатесным напитком.

МАЛТА

Не растворившиеся в бульоне размельченные остатки курта. Казахи любят малту. Когда курт измельчен и из него приготовлена малта, ее уже нельзя во второй раз класть в бульон. Сухую малту любят взрослые и дети, она очень питательна, а если развести водой, она становится вкусным напитком.

Источник