Текст о пользе знаков препинания с ответами 8 класс

Комплексный анализ текста № 1. 8 класс

1. Запишите текст «О пользе знаков препинания» А.Каневского, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Человек п..терял запятую, стал боят(?)ся сложных предложений. (2)Искал фразу п..проще. (3)За (не)сложными фразами пр(е/и)шли (не)сложные мысли. (4)Потом он п..терял знак  восклицательный и начал гов..рить тихо, с одной интонацией. (5)Его уже ничто (не)радовало и (не)возмущало, он ко всему отн..сился без эмоций. (6)Затем он п..терял знак вопросительный и перестал зад..вать всякие вопросы. (7)Никакие события (не)вызывали его любопытства, где бы они ни происх..дили – в космос.., на Земле или даже в собственной квартир…
       (8)Еще через пару лет он п..терял двоеточие и перестал объ..снять людям свои поступки. (9)К концу жизн.. у него остались только кавычки. (10)Он (не)высказывал ни одной собственной идеи, он все время кого-нибудь ц(и/ы)тировал – так он совсем разучился мыслить и дош..л до точки.
       (11)Берегите знаки препинания!

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Укажите номер сложного предложения. Подчеркните в нём грамматические основы.

7. Выпишите из предложения №2 прилагательное.

8. Выпишите из предложения №4 наречие.

9. Выпишите из предложения №5 местоимения. Укажите их разряд по значению.

10. Выполните синтаксический разбор предложения № 1.

11. Выполните фонетический разбор одного из существительных предложения №9

12. Выпишите из текста глагол в повелительном наклонении. Выделите морфемы.

Комплексный анализ текста № 2. 8 класс

1.Запишите текст, выставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1) Человек, лишё(н/нн)ый чувства юмора, чаще всего обидчив и потому (не)счастен. (2) Ему трудно уживат(?)ся в коллектив.. . (3) Он мнителен и всегда наст..роже. (4) Пр..стую, безобидн..ю шутку он мож..т воспринять как оскорбление. (5) Зато бесце(н/нн)о свойство человека, уме(ю/я)щего посм..яться над самим собой. (6) Такой человек – пл..хая мишень для злых шутников.

(7) Попав в см..шное пол..жение, он (не)смутится, (не)испыта..т желания «пров..литься сквозь землю» и этим лишит удовольствия посмеяться над ним.   (8) Чувство юмора надо ц..нить, разв..вать и  беречь. (9) Это жизн..стойкий витамин, помога(ю/я)щий подчас человеку в самые трудн..е минуты его жизн.. .  (С. Михалков)

2.Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6. Из предложения 4 выпишите два  словосочетания с типом подчинительной связи согласование.

7.Из текста выпишите одно словосочетание с типом подчинительной связи управление.

8. Выпишите из текста три причастия, выделите в них суффиксы.

9. Укажите номера трёх предложений с обособленными определениями.

10. Выпишите из текста деепричастие, выполните его морфемный разбор.

11. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

12. Объясните схемой постановку ТИРЕ в предложении №6.

13.Выпишите из предложения 1 два кратких прилагательных; графически докажите, что они краткие.

14. Выпишите грамматическую основу предложения № 7.

Комплексный анализ текста № 3

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

(1)Когда зима на ледя(н/нн)ые пряжки
Застег(и/е)вает (с/з)дешние леса,
Снежинки пр(и/е)вращаются в ромашки,
Метелью заст(и/е)лая н(и/е)беса.

(2)Морозом воздух весь прониза(н/нн).
(3)Ст(о/а)ят бере(с/з)ки в ювелирном сер(и/е)бре.
(4)Пушистый солнцем снег (не)слизан,
И иней свет(и/е)тся на бриллиантовой коре.

2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

5. Определите стиль речи.

6.Выпишите из предложения №2 грамматическую основу. Укажите вид сказуемого.

7.Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством. Выделите его в  тексте.

8.Выпишите из текста два кратких причастия. Выполните их морфемный разбор.

9.Укажите номер сложноподчинённого предложения. Начертите его схему.

11.Из предложения № 4 выпишите подчинительные словосочетания с типом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ и УПРАВЛЕНИЕ.

12. Выпишите из текста четыре относительных прилагательных.

13.Выпишите из предложения № 4 слово, в котором все звуки звонкие.

14.Выполните синтаксический разбор предложения № 3.

15.Выпишите из текста пять существительных 1-го склонения.

Комплексный анализ текста № 4

1.Запишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя свой выбор графически:

           (1)Нет лучшей музыки, чем т..шина в г..рах, т..шина в лесу. (2)Нет лучшей «музыки в человек(е/и)», чем скромн..сть и умение пом..лчать, (не)выдв..гаться на первое место. (3)Нет (ни)чего более (не)приятн..го и глуп..го в облик(е/и) и поведени(е/и) человека, чем важн..сть или шумлив..сть. (4)Нет (ни)чего более см..шного в мужчин(е/и), чем чрезмерная забота о св..ём костюм(е/и) и причёск(е/и), ра(с/сс)читанн..сть дв..жений и «фонтан острот» и анекдотов, особенно если они повторяют(?)ся.

          (5)В поведени(е/и) бойтесь быть см..шным и старайтесь быть скромным, тихим. (Д.Лихачёв)

 2. Определите тему текста.

3. Определите идею текста.

4. Определите тип речи.

Читайте также:  Видео в чем польза сиропов

5. Определите стиль речи.

6. Выпишите грамматическую основу предложения № 1.

7. Укажите вид односоставных предложений №1-4.

8. Укажите вид односоставного предложения № 5.

9. Выпишите грамматическую основу предложения № 5.

10. Укажите вид сказуемого в предложении № 5.

11. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения УПРАВЛЕНИЕ.

12. Выпишите из текста словосочетание с видом подчинения СОГЛАСОВАНИЕ.

13. Выпишите  из текста два глагола в форме повелительного наклонения.

14. Выпишите из текста два прилагательных в форме составной сравнительной степени

Источник

Тема урока: Сочинение – рассуждение на         лингвистическую тему.

Цели урока: 

Метапредметные: овладение говорением и письмом при решении задачи: создание устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения. Развитие следующих умений: 1. свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; 2. соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); 3. адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному или увиденному; 4. совершенствовать и редактировать собственные тексты; 5. участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета.

Предметные: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными, стилистическими), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний.

Оборудование урока: мультимедийный  проектор, экран, компьютер, презентация  

Чаще поворачивай стиль…

                                                                             Древние греки

СЛАЙД

                             Ход     урока

I. Вступительное слово учителя.

  «Чаще поворачивай стиль»,- говорили древние греки. Они, действительно, часто поворачивали свои стили (острые палочки для письма), чтобы стереть написанное на дощечках, покрытых воском, и написать лучше. Это выражение может стать девизом для тех, кто хочет научиться хорошо писать сочинения, потому что для этого надо много работать и не лениться. Я же искренне хочу помочь каждому из вас обрести полную уверенность в своих способностях в написании сочинения, хочу помочь вам достойно сдать выпускные экзамены.

II. Вступительная беседа.

Учитель: 

       Перед   нами непростая задача. На сегодняшний день вами накоплен достаточно большой багаж знаний из курса лингвистики. Однако на экзамене вам предстоит не только продемонстрировать конкретные знания, но и проявить творчество. Посмотрите на слайд. Он поможет вам определить тему нашего урока.

— Что объединяет все, помещенное на слайд?

СЛАЙД

Все это знаки препинания

— Это и есть тема нашего урока. «Роль знаков препинания» Мы вспомним основные сведения о знаках препинания, закрепим знания и умения по выполнению творческой работы.

СЛАЙД

III. Основная часть урока.

    Фронтальный опрос с целью закрепления ранее изученного материала.

  Учитель:      

«Прежде чем написать, я задаю себе три  вопроса: что    хочу  написать,   как написать   и   для   чего написать»,  — говорил  Максим  Горький. Если мы научимся    отвечать на эти вопросы, успех придет. Но   кроме этого, вы должны знать, что сочинение- рассуждение   на   лингвистическую  тему,  как    и любой текст, имеет   свой    стандарт, в основе которого лежат требования жанра и стиля. Давайте проверим наш «багаж» знаний.

— Что такое «лингва»?

  («Лингва» — это язык.)

— Что называется лингвистикой?

       (Лингвистика – это наука о языке.)

— Какой раздел изучает знаки препигания?

Сегодня на занятии мы продолжим подготовку к ГИА, будем учиться писать сочинение – рассуждение на лингвистическую тему: …..

На экзамене всегда присутствует эффект неожиданности – вы не можете знать заранее, какое задание вам предстоит выполнить. Поэтому тему вашего сочинения я пока раскрывать не буду.

А для начала давайте обратимся к истории. Посмотрите в словаре Даля. Как трактует он понятие «препинание»?

ПРЕПИНАТЬ, препясть, препнуть что, кого, остановить, задержать в движении; мешать, ставить препоны, помехи; церк. кому: препинаху им в созидании. Не препинай его, не запинай, не мешай поперек. -ся, страдат. возвр. взаимн. Они препинаются, перекоряются, делают все друг другу вперекор. Препнуться ногой, преткнуться. Препинание, препятие, действ. по глаг. Препинательный, к сему относящ. Препинатель, -ница, препинающий в чем-либо кому, кого. Препона ж. препятствие ср. и препятство, помеха, помха, задержка, помешательство в чем, зацепа, затруднение, преграда, остановка, противные делу обстоятельства. Препятствовать кому или чему в чем, мешать, не давать делать, задерживать, останавливать; -ся, страдат. Препятствование ср. действ. по глаг. Препятствователь, кто препятствует чему-либо.

Препинание – в церковнославянском языке значит буквально задержка – это слово родственно таким словам, как препятствие, пнуть, пинать. Знак остановки, задержки речи, паузы.

Вот тут начинается что- то интересное! Препятствие- то, что мешает, задерживает. Что же это получается – знаки препинания – это знаки помехи?

Читайте также:  Молоко с медом польза для горла и вред

Да, помехи торопливости, бездумному чтению.

Если мы посмотрим на древние рукописные книги, то привычных знаков препинания не обнаружим.

СЛАЙД

Многие думают, что до XV века знаков препинания вообще не было. Знаков, подчиняющихся пунктуационным правилам (например, запятая при однородных членах), действительно, не было. Но знаки паузы были.  В рукописи древней книги можно рассмотреть точки. Они разные: иногда их четыре (ромб), три (треугольник), две (похоже на двоеточие), одна (не внизу строки, а посередине). Они заставляют остановиться, о чём – то или о ком – то подумать, что- то сделать. Это знаки не препинания — препятствия, а поддержки, помощи в трудном деле – чтении и осмыслении текста.

 В настоящее время знаки препинания – это условные графические обозначения, которые используются как средство интонационно-смыслового и грамматического членения письменной речи.

А насколько важны они, знаки препинания, в тексте?

Именно о значении знаков препинания идёт речь в рассказе К.Г.Паустовского «Случай в магазине Альшванга».

-Вам необходимо было прочитать текст самостоятельно

— О чем прочитанный текст?

— Какое событие в нем описывается?

-Какую проблему поднимает автор?

— В чем заключается основная мысль текста

Основная мысль данного текста заключается в том, что знаки препинания помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

-Прочитайте ключевые фразы текста, подтверждающие основную мысль.

Сколько всего знаков препинания в русском языке? Какие знаки препинания известны вам? Назовите.

Всего знаков препинания 10: точка, запятая, точка с запятой, двоеточие, многоточие, тире, скобки, кавычки, восклицательный и вопросительный знаки.

СЛАЙД

— Какова роль знаков препинания?

Знаки препинания

 — помогают членить текст на предложения;

 — устанавливать связи и отношения между ними;

 — помогают пишущему точно и ясно выразить мысли и чувства, а читающему – понять их.

СЛАЙД

Знаки препинания дают возможность  сказать в письменной речи гораздо больше, чем можно записать буквами. Они помогают выразить различные смыслы слов и окрашивающие их чувства. Знаки, как и слова, говорят, и мы их читаем вместе со словами.

А иногда мы читаем их …  даже вместо слов!

Известен  факт такой «бессловесной» переписки. Виктор Гюго, закончив роман «Отверженные», послал рукопись издателю. К ней он приложил письмо, в котором не было ни одного слова, а только знак: «?» Издатель также ответил письмом без слов: «!»

СЛАЙД

Эта маленькая эпистолярная шутка оказалась возможной потому, что оба участника переписки умели не только ставить, но и «читать», т.е. хорошо понимать знаки препинания.

Если  знак пропущен или поставлен неправильно, то  это может привести к серьезным искажениям смысла. Один «пунктуационный» анекдот повествует о путешественнике, который в момент опасности пообещал «поставить статую золотую, пику держащую». Но, когда опасность миновала, ему не захотелось раскошеливаться на статую из золота, и он дал распоряжение: Поставьте сами знак  «Поставьте статую, золотую пику держащую».

СЛАЙД

Так он, ни одним словом не нарушив своего обещания, переносом запятой сильно сократил свои расходы.

А вы помните эту историю?

Представьте себе человека, который со страхом ждет судебного приговора. Приговор готов: казнить нельзя помиловать…

Однако подсудимый по-прежнему не знает, казнят его или подарят жизнь. Решите его судьбу. Она будет зависеть от … знака препинания. От того, в каком месте вы его

— Какие функции выполняют знаки препинания?

Разделительную (точка, запятая, тире, двоеточие, вопросительный и восклицательный знаки) и выделительную (запятые, тире, скобки, кавычки)

СЛАЙД

Давайте потренируемся.

Найдите в тексте предложение. Прочитайте его.

Я забрал рукопись Соболя с собой в магазин Альшванга, чтобы прочесть ещё раз.

Почему в этом предложении стоит запятая?

Эта запятая разделяет простые предложения в составе сложного.

Верно, значит какую функцию она выполняет?

Запятая выполняет разделительную функцию.

Найдите в тексте предложение. Прочитайте.

Ложь,- крикнул Соболь,- брехня, я всё равно узнаю, кто трогал!

Почему в конце предложения стоит восклицательный знак?

Этот знак ставится в конце предложения, обозначая его границу.

Верно, какую функцию он выполняет.

Восклицательный знак выполняет разделительную функцию.

Хорошо, а ещё что помогает передать  этот знак?

Восклицательный знак  помогает герою передать эмоции, это восклицательное предложение.

Почему в 4 предложении слово «безусловно» обособлено с двух сторон запятыми?

Это вводное слово.

Какую функцию выполняют запятые в этом предложении?

В этом предложении запятые – выделяющий знак.

Микроитог Ваши грамотные ответы позволили мне убедиться, что вы достаточно хорошо знаете теоретический материал. Теперь пора приступить к творчеству.

Читайте также:  Петр 1 и его польза

— Что предполагает сочинение на лингвистическую тему?

       (Сочинение на лингвистическую тему предполагает рассуждение по вопросам языкознания.)

 — Как строится сочинение-рассуждение?

В сочинении-рассуждении выделяются три части:

а) тезис – это главная мысль автора текста, которую нужно доказать или опровергнуть;

б) доказательства (или опровержения), т.е. аргументы, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения;

в) вывод, или заключение.)

  — Какие требования предъявляются к каждой части

а) Тезис должен быть доказуемым и четко сформулированным;

б) аргументы должны быть убедительными (чем яснее они изложены, тем неотразимее все рассуждение);

в) вывод должен быть бесспорным.)

   Теперь мы твердо знаем структуру сочинения-рассуждения и требования к каждой его части. Но не менее важно внимательно прочитать задание С.2.1 и научиться извлекать из него полезную информацию. Проанализируйте задание С.2.1., предложенное на странице____ пособия

  — Как писать сочинение?

а) Нужно повторно (после решения тестов) прочитать текст;

б) найти и привести 2 примера из прочитанного текста, доказывающие тезис;

в) приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;

г) объем сочинения должен составлять не менее 50 слов;

д) сочинение писать аккуратно, разборчивым почерком.)

Работа в группах

Уважаемые   ученики!   Вашему вниманию  предлагаю   свое сочинение по теме «Зачем нужны знаки препинания?» (Сочинение на экране, текст на партах.) 

 Ребята!    Вам  предстоит оценить предложенную работу.    Помните!    Оценивается            не общее  впечатление,  а работа в соответствии со строгими критериями.  Критерии раздать. Текст на доске

Учитель:   Оцените     работу. По  каждому     критерию поставьте баллы.

Выступления представителей групп

Микроитог

— Вам удалось справиться с непростым заданием. Теперь вам предстоит самостоятельно написать сочинение-рассуждение.

— Что происходит со знаками препинания в Интернет-переписке?

При анализе текстовых сообщений в Интернет-чатах, переписки в ICQ мы убедились, что, действительно, в этих текстах крайне мало знаков препинания. Пишущие стремятся общаться быстро, им некогда задумываться о постановке знаков препинания. В молодежном общении количество знаков препинания сокращается по причине безграмотности, из-за недостатка времени для проверки грамотности или чтобы не выделяться. Другая особенность письменного общения в молодежной среде: переизбыток знаков препинания с целью выражения эмоций пишущего.

В ходе нашего исследования мы заметили интересную особенность: в последнее время знакам препинания возвращается их первоначальное назначение – появляются комбинаций знаков препинания, означающие эмоции.

Разместить знаки на доске

—   )   :

-Что вы можете сказать об этих знаках?  Часто ли в Интернет-переписке употребляются эти знаки?

СЛАЙД

Скотт Фалман, изобретатель смайлика, видимо, склонен часто улыбаться. Именно ему приписывают авторство этих средств передачи эмоций

Это всем знакомые смайлики

????      Улыбаюсь, шучу.
????      Улыбаюсь и подмигиваю.
????      Хмуpое лицо.
:-I      Лицо, которое ничего не выражает.
:->     Насмешливое лицо.
:-О    Удивленное лицо.

СЛАЙД

Я предлагаю вам написать сочинение-рассуждение на тему «Считать ли смайлик знаком препинания?»

Естественно, что речь идет не о СРЛЯ, а об интернет-варианте языка с использованием различных пиктограмм. Смайлики состоят из знаков препинания, совокупность знаков препинания назвали пунктуацией, одно из назначений пунктуации — графическая организация печатного текста… А смайлики же организуют текст? »

-Поможет выполнить работу шаблон сочинения, в котором отражены все ключевые моменты, о которых вы говорили.

СЛАЙД

Всех переплюнула реклама одного из провайдеров сотовой связи, когда из знаков препинания складываются целые картины.

СЛАЙД

Что ждет знаки препинания? То ли еще будет! Мы уверены: За знаками препинания – будущее!

IV. Итог урока.

Учитель:

           Сегодня мы закрепляли наши умения и навыки в написании сочинения на лингвистическую тему. Я думаю, что в ходе обсуждения вы заметили, что формы выражения мысли в устной и письменной речи различны. Требования к письменному тексту диктуют необходимость точного выбора того или иного слова, его формы, нужной синтаксической конструкции, употребления речевого оборота, стиля и способа изложения материала. Это сделать нелегко. Но чем чаще будем писать подобные работы. Тем лучше будет получаться. Поэтому домашнее задание станет продолжением  урока.

V. Домашнее задание: 

Написать сочинение на одну из предложенных тем:

1.    Как пополняется словарный состав русского языка?

2.     Никуда без словаря.

3.     Пульс в слове.

4.     Вежливые слова.

5.     Зачем нужны падежи?

Все мы бываем и в роли пишущих, и в роли читающих, поэтому знаки препинания должны быть едиными для всех людей, пользующихся языком. Знание пунктуации- залог осуществления главной функции языка – успешного общения людей.

Предлагаю вам в качестве поощрения за хорошо проведенный урок смайлики. Желаю, чтобы слова, помещенные на них, стали для каждого из вас реальностью!

Спасибо за работу,  до свидания.

Источник