Тесты для детей польза и вред

Тесты для детей польза и вред thumbnail

ТЕСТИРОВАНИЕ

(КАКАЯ ОТ НЕГО ПОЛЬЗА?)

Тестирование стало неотъемлемой частью жизни россиян сравнительно недавно.

До этого, конечно, в России тоже были тесты, их активно использовали психологи, профориентаторы, сотрудники службы занятости. В разных учебных заведениях некоторые особо продвинутые преподаватели предпочитали принимать экзамены и зачеты в тестовой форме

Однако же после того, как протестировать собрались всех выпускников, люди заволновались, совсем как в старой детской сказке: «Нас опять считают!». Понять опасения можно: придут незнакомые люди, в обстановке строгой секретности увезут ответы в офис, что-то там с ними будут делать, а потом еще и отметки поставят!

Предыстория.

В 1884 г. в США вышла первая книга с тестовыми материалами, содержавшая задания и ответы к ним по пятибальной шкале. В этой книге содержались задания по математике, истории, грамматике, навигации, давались примерные тексты сочинений вместе с методом количественной оценке сочинений. Это был первый в истории случай использования простейших статических расчетов в педагогической работе.

Этот год считается годом рождения тестов как стандартных инструментов оценки знаний, умений, навыков и свойств личности.

Что же такое тест?

По сути дела, тест – это инструмент оценки знаний, умений, навыков и свойств личности. Его главные свойства надежность и валидность. Валидность – показатель того, что тест измеряет именно то свойство, которое требуется. Другими словами если создатели теста предполагают оценить уровень знаний по конкретному учебному предмету (например, химии), то результаты тестирования позволяют определить только уровень знаний и только по химии. Обаяние испытуемого, размер его доходов¸ мировоззрение, на результаты теста не повлияют.

Надежность – показатель того, что результаты теста не изменяться при повторном тестировании. Или, если сказать точнее, протестировав одну и туже группу людей с одним и тем же уровнем подготовки, мы всегда получим одни и те же результаты. Таким образом, тесты решают проблему объективности в оценке знаний – одну из самых сложных в настоящее время.

Тесты в наше время – (до второй мировой).

В нашей стране тесты довольно долго были вне законов. В конце XIX – начале XX века, когда в Европе и США активно разрабатывались и апробировались тесты интеллекта, личностных свойств, профпригодности¸ в России этот вопрос даже не обсуждался. Как свидетельствуют первые отчеты Санкт- Петербургского педагогического общества, еще в 1872 – 18875 гг. шли дискуссии лишь о полезности и вредности балльных оценок. В 1918 году решением Совета Народных Комиссаров были вообще отменены все виды проверки знаний учеников и вступительные испытания для поступающих в вузы. Пагубные последствия этого декрета стали известны довольно быстро, и школам вернули бальную систему оценки знаний, а вузам – экзамены.

Немного позже становиться понятно, что бальная система – тоже не выход. В Постановлении Совета народных Комиссаров и ЦК ВКП (б) разработать, обязательно для всех школ СССР, нормы оценки успеваемости учащихся, с тем, чтобы «один и тот же уровень знаний одинаково оценивался во всех школах». Ввиду неспособности учебного отдела ЦК партии решить эту методическую задачу поручение так и оставалось не выполненным. Не решили ее и все последующие поколения руководителей союзного и российского образования. Во многом это произошло потому, что тесты были объявлены неотъемлемой принадлежностью педологии, объявленной, как известно, лженаукой. Воцарившаяся после запрета ситуация отрицательного отношения к тестам, в которой последние отвергались, как говориться, с порога, не давала практической возможности публиковать что – либо в их защиту.

В это время в Европе старались решить задачу изучения интеллектуальных особенностей детей. Тест на коэффициент интеллекта (IQ), разработанный примерно в то время, стал классическим и применяется до сих пор.

Первая мировая война активизировала разработку тестов для определения профессиональной пригодности и для ускоренной подготовки лиц, обладающими нужными для военного дела знаниями и навыками, интеллектуальными и физическими качествами. «Всем стало ясно – писал в те годы Г. Мюнстерберг, – что никакая расточительность ценных благ не носит столь пагубного характера, как расточительность живых сил народа, распределяющихся в полной зависимости от случая… Совершенно не обращается внимание между трудом и работником. Тем самым была подготовлена почва для развертывания научного – исследовательских работ по тестовым методам оценки личности. В США был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценить пригодность призывников к воинской службе в различных родах войск. Созданный тест рассматривался как тайное оружие, поэтому все испытания, масштаб исследований и результаты не разглашались.

Тесты в наше время – ( после Второй мировой)

Читайте также:  Хлористый кальций на лицо вред или польза

Именно Вторая мировая война стала на Западе (особенно в США) решающим аргументом в пользу необходимости тестов. Необходимость быстрого и точного отбора людей, пригодных к выполнению определенных работ, заставляла срочно решать, как повысить качество тестов, как сделать результаты тестирования независимыми от группы испытуемых и от того или иного набора заданий?

Между тем общественность продолжала высказывать сомнения в качестве используемых тестов. Поэтому было решено провести эксперимент.

Эго результаты показали решительное превосходство системы тестирования при оценке знаний и профотборе, перед обычной, субъективной оценкой при помощи комиссии. Один из активных участников процесса отбора военных специалистов подсчитал, что на каждый доллар¸ затраченный на эту программу, бюджет сэкономил тысячу долларов.

После того, как преимущества тестов перед традиционными методами оценки и отбора стали явными, споры¸ продолжались на решении повышения качества и объективности тестов.

В России в это время резко усилился субъективизм. Субъективизм в политике, препятствовал развитию любого метода объективного контроля, ибо в последнем усматривалась угроза существованию командно – административной системы, с ее тщательно культивируемым «отрицательным» подбором кадров, в соответствии с которыми каждое последующее поколение управленческих кадров оказывается хуже предыдущего.

В течение всего этого времени печатались в основном статьи о вредности тестов, о недопустимости использования последних в отечественной педагогической науке и практике. Изучение тестов в эти годы продолжалось, но в крайне малом объеме, и всплеск интереса к практике тестирования появился только сейчас. Многие по – прежнему относятся к практике тестирования с недоверием, видят в тестовом контроле средство понижения роли педагога, воспринимают тесты как средство выражения недоверия к традиционно выставляемым оценка. Другие считают сами тесты виновными в различных нарушениях и поэтому отвергают идею тестового контроля знаний, как говориться, с порога.

И только не многие рассматривают их как средство радикального преобразования учебного процесса в сторону его объективизации. К счастью, таких людей (тех, которые поняли полезность тестирования) становиться все больше.

Какую пользу может принести тестирование?

В первую очередь, конечно же, объективность в выставлении оценок. Во многих странах, уже давно тот, кто учит, не берется ставить оценки знаниям, учащимся за свою же, по существу, работу. Там это называется нарушением профессиональной этики и потому общественное мнение склоняется в пользу независимого тестового контроля знаний.

Во-вторых, повышение уровня жизни. Сейчас это может прозвучать как парадокс. Однако, связь тестов с улучшением качества жизни не очевидна, она есть. В упрощенном виде она выглядит так: применение тестов благотворно влияет на качество образования; качество образование связано с качеством управления; качественное управление создает предпосылки для повышения качества жизни населения.

В-третьих¸ тесты дают возможность заметно улучшить образовательный процесс, потому что обладают рядом преимуществ перед другими методами контроля знаний. Они снижают затраты на проверку знаний, помогают выявить индивидуальный темп обучения, а также пробелы в текущей итоговой подготовке.

Одним словом, как ни крути, с какой точки зрения проблему тестов ни рассматривай, их реальная польза намного превосходит все наши опасения. Конечно, поначалу введения новой системы контроля знаний будет связано со сложностями, накладками. Но для того и нужен эксперимент, чтобы эти сложности выявить и грамотно их решить.

По материалам рассылки «Тестирование. Теория, история и практика»

Источник

Под детскими тестами подразумеваются, прежде всего, тесты-игры. Вниманием малышей сложно завладеть на долгий срок, поэтому задание должно быть похоже на интересное и веселое времяпрепровождение.

Зачем они нужны?

С помощью подобного «тестирования» выясняют не эмоциональное состояние ребенка (степень тревожности, уверенности или неуверенности в себе и т.п.), а уровень развития памяти, воображения, слухового и зрительного восприятия, логического мышления, способности к познавательной деятельности и др. Такие «развивающие» тесты-игры отличаются от «психологических» вариантов еще и тем, что направлены они не только на получение необходимой информации, но и на тренировку у дошкольников внимания, речи, мелкой моторики, терпения и усидчивости, а также математических и логических способностей.

Контрольная проверка

Не удивительно, что тесты-игры чаще всего используются для проверки готовности ребенка к обучению в школе. Проводить их лучше заблаговременно, чтобы неожиданно не сделать для себя открытие – у дошкольника плохо обстоят дела с концентрацией внимания, запоминанием или готовностью руки к письму.

Эксперты рекомендуют «тестироваться» не за месяц-два, а за более продолжительный срок (полтора или хотя бы за полгода) до отправления в первый класс. Тогда при любом результате у вас будет достаточно времени, чтобы скорректировать слабые стороны будущего ученика или найти способ по максимуму использовать сильные (например, выбрать школьную программу в зависимости от индивидуальных особенностей и склонностей).

Читайте также:  Польза яичного желтка для организма

За подробной и обстоятельной консультацией всегда лучше всего обращаться к профильному специалисту: в его арсенале будет и много вариаций тестов-игр, и непредвзятость, благодаря которой оценка результатов получится менее эмоциональной и более объективной, нежели у родителей. В Москве, например, есть несколько учреждений, оказывающих услуги по тестированию будущих первоклассников: центр профориентации «Профгид», «Медико-психологический центр индивидуальности», образовательный центр «Аристостель» и другие.

На старт! Внимание…

Есть много тестов-игр (в том числе онлайн), которые подходят для самостоятельного проведения дома. Много времени сама процедура «тестирования» не займет, а вот подготовиться к ней нужно.

Важно соблюдать следующие правила:

1) Тесты-игры проводятся только по согласию: принуждать ребенка корпеть над рисунками и задачами ни в коем случае нельзя!
2) Обращайте внимание на состояние и настроение малыша: результаты могут быть сильно искажены, когда он волнуется, боится, злится или устал. Если вы проводите тестирование дома самостоятельно, постарайтесь настроиться на «рабочий» лад: успокойтесь и запаситесь терпением, иначе ваши волнения и тревоги моментально передадутся ребенку.
3) Не стоит сравнивать результаты своего ребенка с прохождением теста другим малышом (например, соседским). Все дети развиваются в индивидуальном темпе! По этой же причине рекомендация по возрасту (тесты для детей 2-3 лет, 4-5 лет или 6-7 лет) всегда достаточно гибкая, и вы можете предлагать ребенку задания того интеллектуального уровня, которого, как вы считаете, он уже достиг.
4) Фиксируйте результаты. Делайте это не для того, чтобы убедиться в том, что «показатели» ребенка в норме, а с целью проследить динамику их изменений (например, в ноябре малыш читал в минуту 25 слов, а в январе – уже 45). Для этого время от времени повторяйте прохождение одного и того же теста.

Давайте поиграем?

Мы подобрали оптимальные варианты тестов-игр для детей 4-6 лет. Они недолгие, не слишком сложные, творческие и ориентированы на познание ребенком окружающего мира. Запасайтесь бумагой и ручкой и несколькими минутами свободного времени!

Тест на уровень развития речи «Назови слова»

Цель: определяем объем словарного запаса ребенка.

Проведение: называем малышу одно или несколько слов из тематической группы (например, животные, растения, транспорт, формы предметов, времена года и т.п. – всего около 8-10 групп) и просим его продолжить этот ряд. Если малыш затрудняется с ответом, то помогаем ему, подсказывая первое слово из данной группы с просьбой продолжить перечисление.

Оценка результатов:
10 баллов (ребенок назвал 40 и более разных слов ко всем группам) – высокий уровень развития речи
8-9 баллов (от 35 до 39 слов) – высокий уровень развития речи
6-7 баллов (от 30 до 34 слов) – средний уровень
4-5 баллов (от 25 до 29 слов) – средний уровень
2-3 балла (от 20 до 24 слов) – низкий уровень
0-1 балл (не более 19 слов) – очень низкий уровень

Тест на оценку знаний об окружающем мире «Путаница»

Цель: оцениваем образные представления ребенка об окружающем мире, умение рассуждать логически и правильно выражать свои мысли.

Проведение: показываем малышу картинку с изображением нескольких нелепых и неправильных ситуаций с животными (рак на березе, кошка в озере, перевернутый вверх ногами дом и т.п. – эти изображения есть в Интернете). Просим ребенка всмотреться в рисунок и сказать, все ли верно изображено и все ли находится на своем месте, а если нет, то пусть объяснит, что именно не так. На выполнение теста отводим 3-4 минуты – за это время ребенок должен отметить как можно больше неправильных ситуаций и дать свои разъяснения.
Оценка результатов:
10 баллов – за отведенное время ребенок успел найти и объяснить все несоответствия – очень высокий уровень образно-логического мышления и представлений об окружающем мире
8-9 баллов – нашел все несоответствия, но 1-3 из них не сумел или не успел объяснить – высокий уровень
4-7 баллов – не успел объяснить 3-6 несоответствий, хотя успел заметить все – средний уровень
2-3 балла – не успел заметить и объяснить от 1 до 4 несоответствий – низкий уровень)
0-1 балл – ребенок успел найти меньше 4 из 7 несоответствий – очень низкий уровень.

Тест на оценку логического мышления, способности анализировать, обобщать, классифицировать «Найди лишнее»

Цель: узнаем, умеет ли ребенок классифицировать предметы по существенному признаку и обобщать.

Проведение: предлагаем малышу карточки, на которых изображены ассоциативные ряды. При этом в каждом ряду должен быть один лишний предмет (например, арбуз-персик-клубника-автомобиль или троллейбус-автобус-трамвай-самолет). Просим ребенка всмотреться в картинки и сказать, какой предмет на карточке лишний и почему. На 4-5 ассоциативных рядов даем 3 минуты.

Читайте также:  Польза арбуза для организма женщины и вред

Оценка результатов:
10 баллов – ребенок нашел и назвал все лишние предметы во всех заданиях и дал объяснение менее чем за минуту – очень хороший результат
8-9 баллов – на выполнение задания ушло 1-1,5 минуты – хороший результат
4-7 баллов – ушло 1,5-2,5 минуты – средний результат
2-3 балла – ушло 2,5-3 минуты – плохой результат
0-1 балл – ребенок не справился с заданием за отведенное время – очень плохой результат

Тест на оценку способности анализировать, обобщать, классифицировать «Сравни понятия»

Цель: выясняем, умеет ли ребенок сравнивать понятия, находить их сходства и различия, обобщать и логически мыслить.

Проведение: называем ребенку пару слов (ночь – утро, стрелки – часы, снег – дождь и т.п.). После этого просим его выделить главный общий признак или указать на его отсутствие. Например, «ночь» и «утро» роднит то, что это части дня, а различает то, что утро – начало дня, а ночь – конец. Примеры для сравнений: ботинок – карандаш, ветер – соль, волк – луна, ворона – воробей, девочка – кукла, дождь-снег, дуб – береза, корзина – сова, корова – лошадь, кошка – яблоко, лыжи – коньки, маленькая – большая, молоко – вода, озеро – река, очки – деньги, поезд – самолет, сказка – песня, стакан – петух, трамвай – автобус, утро – вечер, яблоко – вишня. Если, услышав несравнимую пару (река-птица, кошка-яблоко и т.п.), ребенок растерялся и молчит, помогите ему и скажите, что есть слова, которые невозможно сравнить.

Оценка результатов:
Норма – 18-20 сравниваемых понятий из 30

Тест на внимательность «Найди спрятанные предметы»

Цель: оцениваем уровень зрительного восприятия ребенка, его способность формировать образы, делать связанные с ними умозаключения, излагать их на словах.

Проведение: показываем ребенку 2-3 контурных рисунка, в которых «скрыты» несколько узнаваемых предметов (образцы есть в Интернете). Просим его найти и назвать все предметы. На задание выделяем одну минуту. Если видим, что малыш спешит и, не отыскав все предметы в рисунке, переходит к следующему, останавливаем его и просим поискать получше. Всего должно быть «скрыто» 10-14 изображений.

Оценка результатов:
10 баллов – ребенок нашел и назвал все «скрытые» предметы, на это ушло меньше 20 секунд – очень высокий уровень развития зрительного восприятия
8-9 баллов – от 21 до 30 секунд – высокий уровень
4-7 баллов – от 31 до 50 секунд – средний уровень
2-3 балла – от 51 до 60 секунд – низкий уровень
0-1 балл – задание не было выполнено, спустя минуту – очень низкий уровень

Тест на внимательность «Найди отличия»

Цель: оцениваем уровень внимательности и наблюдательности, зрительной памяти, узнаем, насколько хорошо ребенок владеет навыком сравнения и умеет решая наглядные задачи.

Проведение: показываем малышу пару рисунков, между которыми есть 5-7 отличий (примеры есть в Интернете), и предлагаем ему найти их. Не забываем засечь время!

Оценка результатов:
10 баллов – малыш нашел все различия менее чем за 20 секунд – уровень зрительного восприятия очень высокий
8-9 баллов – за 21-30 секунд – высокий уровень
4-7 баллов – за 31-50 секунд – средний уровень
2-3 балла – за 51-60 секунд – низкий уровень
0-1 балл – задание выполнялось более минуты – очень низкий уровень

Тест на готовность руки к письму «Ровная дорожка»

Цель: оцениваем тонкую моторику (движение мелких мышц кисти) и зрительно-моторную координацию (движения руки).

Проведение: на белом листе бумаги внизу рисуем 3-4 машинки, а сверху – дом. От машин к домику рисуем «дорожки» разной ширины (например, одна – 2 см, другая – 0,5 см, третья – сужающаяся от 3 см до 1 см). «Дорожки» могут быть как прямыми, так и извилистыми. Просим ребенка «довезти» машинки к дому: провести линию посередине «дорожки», не выходя за ее пределы и не отрывая карандаша от бумаги.

Оценка результатов:

  • Выходы за пределы дорожки отсутствуют, линия ровная, нажим сильный, карандаш отрывался от бумаги не более трех раз – хорошая готовность руки к письму.
  • Три и более выходов за пределы «дорожки», линия неровная и «дрожащая», многократное проведение карандашом по одному и тому же месту – недостаточная готовность руки к письму.

Источник