Только для получения пользы в виде права

14 декабря прошла 3-ая конференция «Портфельные инвестиции для частных лиц». На ней состоялся наш совместный с Еленой Красавиной мастер-класс «Нарушаем денежные правила в свою пользу». Ниже основные правила и исключения из них.

Правило 1. Необходимо вести учёт личного, семейного бюджета.

С этим правилом сложно не согласиться. Ведь ведение личного, семейного бюджета позволяет:

  1. управлять величиной доходов и расходов
  2. соблюдать финансовые приоритеты, отслеживая движение денег
  3. контролировать спонтанные покупки
  4. откладывать деньги на большие покупки
  5. избегать «кассовых разрывов» – нужно оплатить, а денег нет
  6. повышать финансовую дисциплину

Исключение 1. Один человек и основные расходы совершаются с одной карты.

Если личный бюджет состоит из трат одного человека, и они совершаются с одной карты, то структуру и объёмы трат проще отслеживать в приложении Банка. Современные приложения позволяют задавать свои группы расходов и даже устанавливать плановые расходы по ним.

Исключение 2. Понимание инвестиционного потенциала (суммы для инвестирования).

Одна из главных целей личного, семейного бюджета – контролировать величину инвестиционного потенциала. Именно она определяет сможет ли человек: выбраться из крысиных бегов, перестать жить от зарплаты к зарплате и добиться своих финансовых целей. Правильно использовать закон «первому плати себе». В день зарплаты человек сразу же откладывает в отдельное место (счёт, копилка или конверт) 20% от дохода, а на остальные деньги живёт до следующего начисления. Важно, если денег вдруг не хватает, то не следует «залазить» в уже отложенные, нужно уложиться в отведённый лимит. Если на протяжении времени эту сумму получается откладывать довольно легко, то её нужно повысить. Так постепенно находится оптимальная величина для инвестирования. Благодаря этому совету человек планомерно формирует своё будущее благосостояние.

Правило 2. Необходимо экономить.

Хорошо известны фразы об экономии: «Копейка рубль бережёт», «Рубль не потраченный – это рубль заработанный». Мне очень нравятся слова Александра Дюма: «Экономия – это мудрость богатых и богатство бедных».

В интернете можно найти кучу советов: как найти дешевле и как экономить, как отслеживать акции и скидки. С ними сложно не согласиться, ведь они позволяют тратить меньше.

Исключение 1. Стоимость рабочего часа больше потенциальной экономии.

При выборе вариантов экономии важно определить их экономическую целесообразность. Ведь наше время самый дорогой и невосполнимый ресурс. Именно поэтому состоятельные люди окружают себя помощниками, делегируют им второстепенные и рутинные задачи, освобождают своё время для более важных дел.

Для подсчёта стоимости своего рабочего часа:

  1. Возьмите свой доход за месяц, включая премии.
  2. Подсчитайте временные затраты: время, проведённое на работе, время переработок и время до работы и обратно.
  3. Поделите первое на второе.

На пример: зарплата 100К руб. в месяц. Затраты в день: на работе 9 часов, переработки 30 минут, дорога 2 часа. Для месячной величины умножим на 21 день. 11,3*21=237,3 часов. Поделим 100К руб. на 237,3 часов, стоимость рабочего часа составляет 421 руб. Если доставка из интернет-магазина стоит 400 руб., и он находится далеко, то выгоднее оплатить услуги курьера и не тратить своё время.

Исключение 2. Предстоящая работа требует:

  • больших эмоциональных, физических затрат или
  • навыков, которых нет и которые не интересны.

Предположим, что человеку нужно сделать косметический ремонт на кухне: поклеить обои и положить плитку. Навыков и желания этим заниматься нет. Можно 2 недели каждый вечер и в выходные делать всё своими руками. В итоге, потратить много времени, сил и получить не особо качественный результат. А можно заплатить мастерам. Сэкономленное время посвятить новой инициативе на работе, за которую человек получит премию.

Исключение 3. На экономию тратится время, которого не хватает для:

  • повышения своих знаний
  • реализации жизненных приоритетов
  • осуществления личных проектов

Мне нравятся слова Джека Ма: «Очень важно, чем человек занят каждый вечер». Часто это время тратится на второстепенные вещи, экономию на мелочах. Человек не успевает инвестировать время в своё будущее, в действительно важные цели, он работает «на удержание», тем самым лишая себя большого успеха в будущем.

Правило 3. Рисковое страхование жизни необходимо всегда.

Главная задача рискового страхования жизни обеспечить финансирование семьи на время какого-то форс-мажора: болезнь, травма или смерть. Если страховки не будет, то семья будет вынуждена изымать деньги из подушки безопасности, продавать часть активов или одалживать у кого-то. Этот элемент защиты действительно важен.

Исключение. Есть достаточная «подушка безопасности», пассивный доход и нет финансово зависимых людей.

Представим богатую бабушку, у которой есть пенсия, пассивный доход и хороший капитал. Живёт она одна, близких родственников нет. Если случится некритическое заболевание, то нестрашно: своих денег на лечение ей хватит. Если что-то серьёзное, то она также сможет воспользоваться своими накоплениями. Если что-то фатальное, то у неё нет иждивенцев, чья дальнейшая финансовая жизнь под угрозой. Вместо уплаты страховых взносов для неё будет гораздо выгоднее инвестировать эти суммы.

Правило 4. Без личного финансового плана жить нельзя.

Личный финансовый план – незаменимая вещь, который позволяет:

  • описать цели по критериям SMART. Т.е. сделать их более измеряемыми. Например, хочу быть богатым – это цель довольно абстрактная, не понятно сколько нужно денежных средств, чтобы её достигнуть, и в течение какого времени это нужно сделать. Цель по SMART будет «хочу иметь на брокерском счёте через 5 лет 10М руб.». Исходя из такой постановки задачи можно определить шаги по её достижению.
  • подсчитать стоимость целей в будущем. Покупательская способность денег со временем снижается, это необходимо учитывать. Если человек ставит себе цель иметь прибавку к пенсии 50К руб. в месяц, то через 13 лет при инфляции 5%, это сумма будет эквивалентна 26,5К руб. в текущих ценах. Т.е. необходимо увеличить планку практически вдвое.
  • приоритизировать цели. Когда целей много, то эффективнее не распыляться, а сконцентрировать усилия на нескольких самых важных. Так получится быстрее их достигнуть, плюс можно раньше начать пользоваться выгодой от них.
  • сравнить стратегии достижения целей и выбрать лучшую. В уме тяжело просчитать наиболее выгодный путь: купить квартиру в кредит, продолжить копить или может быть инвестировать уже накопленные средства. Без математического расчёта это будет скорее эмоциональное и субъективное решение.
  • увеличить шанс достижения цели, подготовив план. Систематическое следование плану многократно повышает вероятность достижения цели. Плюс план позволяет отслеживать прогресс к цели и при необходимости вносить коррективы.

Исключение. Частая смена составляющих плана.

Если у человека часто меняются: цели, приоритеты, величина доходов и расходов, доходность вложений, то наличие плана будет малоэффективно. Ведь при изменении этих параметров нужно обновить план, иначе он будет неактуальным. Вместо очередной корректировки плана, лучше разобраться в причинах этих изменений и повысить стабильность.

А как же правильно?

На самом деле нет правильных ответов, всё очень индивидуально. Не следует бездумно следовать шаблонам и правилам, тем более моде тех или иных продуктов, решений. Следует чётко понимать их преимущества и недостатки, тщательно подбирать под себя. При принятии финансовых решений нужно опираться на:

  • наличие ВЖС (время, желание, способности) заниматься личными финансами. Если у человека цель инвестировать имеющийся капитал, а ВЖС мало, то ему лучше воспользоваться готовыми решениями и помощью финансовых советников. Если же наоборот, много, то ему будет проще и интереснее самому составить себе портфель ценных бумаг.
  • риск-профиль. Важный параметр при принятии решений, он прямо влияет на доходность и рискованность инвестиций. Для кого-то просадка ценных бумаг на 50% это нормальная вещь, а для кого-то это будет стресс, желание всё продать и уйти в наличные.
  • желаемый стиль жизни. Одни для более быстрого достижения результата готовы «затянуть пояс потуже» и не ездить отдыхать за границу несколько лет, а для других это будет неприемлемым. Нужно осознавать эти особенности и учитывать их, чтобы достижение целей было психологически комфортным.
  • стабильность доходов и расходов. Советы по финансам будут разные: для офисного работника, который стабильно получает СМС-ку на телефон 1-го и 15-го числа с информацией о зачислении зарплаты, и для предпринимателя, который может работать целый год над проектом, не получая дохода. Потом получить платёж, который позволит ему ещё 2 года спокойно трудиться без новых поступлений.
  • иные факторы. Это может быть возраст, здоровье, горизонт планирования и прочее.
Читайте также:  Подсластитель милфорд вред и польза и вред

Иван Куксин, Независимый финансовый советник, www.wealthyfuture.ru

Как разумно распорядиться годовым бонусом?

Донорство крови: создай пассивный доход благородным делом

Нефинансовая защита или тревожная папка

Источник

Минимализм в дизайне интерьера, вопреки распространенному мнению, — это не когда мало. Минимализм — это когда достаточно. А ещё комфортно, функционально и красиво. Звучит заманчиво, правда? Давайте познакомимся с направлением поближе.

История минимализма в архитектуре и дизайне интерьера

Минимализм как течение окончательно сформировался во второй половине XX века. Он пришёл на смену излишне декоративному стилю модерн, который после Второй мировой войны вызывал негативные ассоциации с буржуазным обществом. Изменились также темп и стиль жизни — люди устремились к простоте и надежности.

У истоков минимализма стоит японский стиль, проникший в Западную культуру после войны. Немаловажно влияние конструктивизма. Главные принципы этих течений — строгость, геометризм и соответствие внешнего облика здания его функциям.

Работа Пита Мондриана, одного из основателей голландского движения «De Stijl» («Стиль»)

Большую роль в возникновении и формировании минимализма сыграл «Стиль» — зародившееся в Нидерландах общество художников. Оно заложило основы будущего течения.

Людвиг Мис ван дер Роэ — один из самых влиятельных архитекторов ХХ века. Его работы и мировоззрение повлияли на то, как выглядят современные города

Говоря об истории минимализма в дизайне и архитектуре, нельзя не упомянуть немца Людвига Мис ван дер Роэ. Он стремился максимально упростить внешний облик здания, освободить пространство. Главным девизом его творчества было «меньше — лучше».

Минимализм: основные черты стиля

  • использование натуральных материалов
  • много свободного пространства
  • функциональная мебель
  • геометричность форм
  • закрытые системы хранения
  • монохромная цветовая гамма
  • большие окна
  • скрытые источники света
  • отказ от лишнего декора

Материалы

В минимализме предпочтение отдается натуральным материалам: камень, дерево, кожа, ткани из льна и др. Зачастую их не обрабатывают, делая акцент на грубой фактуре (кирпич, бетон, штукатурка). Использование металла делает интерьер более современным — выгодно смотрятся металлические ножки стульев, столешницы, стойки стеллажей.

Не исключено соседство натуральных материалов с искусственными. Главное — найти между ними баланс. Особое внимание уделяется сочетанию глянцевых поверхностей с полированными, а  деревянных — с пластиковыми

Оформление потолков, стен и полов в минимализме

Потолок в стиле минимализм не предполагает никаких сложных конструкций. Самое простое решение — покрыть его краской.

При отделке стен используют бетон, стекло, натуральный камень с ярко выраженным рельефом. Можно облицевать их фактурной штукатуркой или оклеить однотонными обоями без рисунка. Несмотря на красноречивое название стиля, вариантов много.

Пол оформляют с помощью ламината, паркета или керамогранитной плитки. Правила те же: отсутствие рисунков и орнамента, нейтральные оттенки, однотонные материалы.

Мебель

В идеальном интерьере в стиле минимализм мебель занимает лишь 20% пространства. Её главные особенности — геометричность форм, простые натуральные материалы и функциональность. Сочетание в одном предмете мебели нескольких функций (диван-кровать, стол-трансформер) помогает не захламлять пространство. С этой же целью помещение часто оборудуют встраиваемой техникой.

Большое внимание уделяется системам хранения. Лучше всего, если они скрыты — на виду остаются лишь несколько действительно стоящих вещей, отражающих индивидуальность хозяина. Например, идеальным решением для спальни будет просторный шкаф-купе, незаметно вмонтированный в стену.

Цветовая гамма

Ранее мы отметили, что у истоков минимализма стоит японский стиль. Поэтому их цветовая палитра схожа. Преимущественно используются белый, светло-серый, бежевый и коричневый оттенки: они наполняют пространство светом.

Для создания гармоничного интерьера в стиле минимализм дизайнеры используют только два или три основных оттенка. Излюбленным цветом остается белый. Его можно эффектно разбавить с помощью чёрных поверхностей, графического серого цвета или ярких акцентов.

Освещение

Много внимания уделяется естественному освещению. Большие незашторенные окна — отличный способ создать просторное воздушное пространство. В крайнем случае используют горизонтальные или вертикальные жалюзи.

Что касается искусственного освещения, желательно, чтобы источники света были скрыты. На помощь придут софиты, многоуровневые потолки с подсветкой и т.д. Возможно использование лаконичных светильников, торшеров или люстр простой геометрической формы.

Декор

Отказ от лишнего декора — одна из главных черт стиля. В нём нет места статуэткам, подушкам и другим милым безделушкам, на которых невольно останавливается взгляд. Исключение составляют два-три лаконичных предмета и картины соответствующего стиля в простых рамках.

Текстиль

Текстиль почти не используют. Это касается даже оконных штор. В крайнем случае окна прикрывают жалюзи, римскими шторами или японскими панелями. Исключением остается спальня: в ней можно разложить однотонные покрывала и подушки, а на пол постелить мягкий ковер с длинным ворсом.

Японский минимализм

Чтобы создать интерьер в стиле японского минимализма, освободите пространство по максимуму, а для зонирования используйте легкие перегородки и ширмы. Мебель в таком интерьере должна быть невысокой и без лишнего декора

Как мы уже отметили, идеи минимализма пришли в Европу из далекой и загадочной Японии. В этой стране с особой созерцательной философией и частыми землетрясениями люди придумали легкие и мобильные жилища, фактически созданные из бамбука и бумаги. Их было легко переносить и восстанавливать. Плюс, таким конструкциям не угрожали подземные толчки. Высокая плотность населения заставила стремиться к открытым пространствам, а любовь к природе и солнечным лучам помогла создать в доме мягкое, рассеянное освещение без ярких акцентов.

Скандинавский минимализм

На возникновение ещё одной вариации стиля минимализм повлияли северный климат и нехватка солнечного света. Суровые шведы, финны и датчане уже в XIX веке начали отдавать предпочтение просторным помещениям в светлой цветовой гамме. Скандинавский минимализм, пожалуй, самая уютная разновидность этого стиля. Здесь будут уместны комнатные цветы, мягкие пледы и подушки.

Минимализм = хай-тек?

Если вы хотите соединить минимализм и хай-тек, в качестве декора используйте технические элементы: всевозможные крепежи, трубы, металлические детали и заклепки. Все последние достижения техники также выставляйте напоказ

Стиль хай-тек — ультрасовременное проявление идей минимализма. Он возник в 1970-х годах в Великобритании, когда оформление производственных помещений с выставляемым напоказ промышленным оборудованием переросло в самостоятельное течение. Главное отличие от стиля минимализм — дизайнерское переосмысление передовых технологий и использование только современных материалов. Функциональность — вот что стоит здесь на первом месте.

Минимализм сегодня

Сегодня минимализм — скорее философия, мировоззрение. Спасаясь от ускоряющегося темпа жизни, современный человек стремится создать незахламленное светлое пространство, полное спокойствия и гармонии. Интерьер в стиле минимализм справляется с этой задачей на отлично.

Источник

Âñêîðå ïîñëå ïðèíÿòèÿ Âñåîáùåé äåêëàðàöèè ïðàâ ÷åëîâåêà â 1948 ãîäó áûëî îïóáëèêîâàíî ýññå Õàííû Àðåíäò ïîä íàçâàíèåì «Ïðàâà ÷åëîâåêà: êàêèå îíè?» ïîçæå îíî âîøëî â äåâÿòóþ ãëàâó Èñòîêîâ òîòàëèòàðèçìà.  ñâîåé ðàáîòå Àðåíäò óòâåðæäàåò, ÷òî ñàìà äåêëàðàöèÿ îëèöåòâîðÿåò ïðîòèâîðå÷èå: äåêëàðàöèÿ òðåáóåò îò ãîñóäàðñòâ çàùèùàòü «óíèâåðñàëüíûå» è «íåîòúåìëåìûå» ïðàâà âñåõ ëþäåé, â òî âðåìÿ êàê ñîâðåìåííûé èíñòèòóò ãîñóäàðñòâà îñíîâàí íà ïðèíöèïå íàöèîíàëüíîãî è òåððèòîðèàëüíîãî ñóâåðåíèòåòà. Ýòîò ïàðàäîêñ, ïî åå ñëîâàì, ìîæåò áûòü ðàçðåøåí òîëüêî ïóòåì ïðèçíàíèÿ «ïðàâà íà ïðàâà» â êà÷åñòâå þðèäè÷åñêè-ïîëèòè÷åñêîé ïðåäïîñûëêè çàùèòû äðóãèõ ïðàâ ÷åëîâåêà. Òåì íå ìåíåå, òî÷íîå ïîíèìàíèå ïðàâà èìåòü ïðàâà òðåáóåò áîëåå òùàòåëüíîãî èçó÷åíèÿ.

Âî-ïåðâûõ, Âñåîáùàÿ äåêëàðàöèÿ îñíîâàíà íà àáñòðàêòíîé êîíöåïöèè ÷åëîâåêà, â òî âðåìÿ êàê íåò ãàðàíòèé ïðàâ ÷åëîâåêà âíå ïîëèòè÷åñêîãî ñîîáùåñòâà.

Ïî ìíåíèþ Àðåíäò, ïðîáëåìàòè÷íûé õàðàêòåð ïðàâ ÷åëîâåêà ãëóáîêî óêîðåíåí â áîëüøåì ïðèçíàíèè ñóâåðåíèòåòà íàöèé íåæåëè ñóâåðåíèòåòà îòäåëüíûõ ëèö. Ïî åå ñëîâàì, âåñü ïðîåêò óíèâåðñàëüíûõ ïðàâ ÷åëîâåêà ðàññìàòðèâàåò ÷åëîâåêà êàê ñóùíîñòü, íàä êîòîðîé íåò áîëåå âûñîêîé âëàñòè êðîìå å¸ ñàìîé. Ñ èñòîðè÷åñêîé òî÷êè çðåíèÿ, Ôðàíöóçñêàÿ äåêëàðàöèÿ ïðàâ ÷åëîâåêà è ãðàæäàíèíà (1789 ã.) áûëà ïåðâûì äîêóìåíòîì, âêëþ÷àþùèì àáñòðàêòíîå ïîíèìàíèå ÷åëîâåêà. Òàêîå àáñòðàêòíîå ïîíèìàíèå ÷åëîâåêà ïðåäïîëàãàåò, ÷òî îí ñàì, à íå Áîã èëè åñòåñòâåííûå èåðàðõèè, äîëæíà áûòü èñòî÷íèêîì ÷åëîâå÷åñêîãî çàêîíà. Òðåáîâàíèå ÂÄÏ× îòíîñèòåëüíî íåîòúåìëåìîñòè ïðàâ ñëåäóåò òîìó æå ïîäõîäó è ïîäðàçóìåâàåò, ÷òî óñòàíîâëåííûå ïðàâà íå çàâèñÿò îò êàêîãî-ëèáî âûñøåãî îðãàíà âëàñòè. Òåîðåòè÷åñêè, õîòÿ èñòî÷íèê ïðàâà è óïðàâëåíèÿ ìîæåò áûòü ñâåäåí ê èíäèâèäóàëüíîìó ñóâåðåíèòåòó ëþäåé, ðåàëüíûì èñòî÷íèêîì ïðàâà è óïðàâëåíèÿ ÿâëÿþòñÿ ëþäè îïðåäåëåííîé òåððèòîðèè, à íå îòäåëüíûå ëèöà.  ðåçóëüòàòå îáåùàííûå «íåîòúåìëåìûå» ïðàâà ÷åëîâåêà ìîãóò íàéòè ñâîþ ãàðàíòèþ òîëüêî â êîëëåêòèâíîì ïðàâå íà ñàìîóïðàâëåíèå, êîòîðûì îáëàäàþò ëþäè îïðåäåëåííîé òåððèòîðèè: íàöèè.

Ïîñêîëüêó ïðàâà ÷åëîâåêà áûëè îáúÿâëåíû «íåîò÷óæäàåìûìè», íåñâîäèìûìè ê äðóãèì ïðàâàì è çàêîíàì è íåâûâîäèìûìè èç íèõ, òî äëÿ èõ óòâåðæäåíèÿ íå áûë ïîòðåâîæåí íè îäèí àâòîðèòåò. Ñàì ÷åëîâåê ñòàë èõ èñòî÷íèêîì, òàê æå êàê èõ êîíå÷íîé öåëüþ. Áîëåå òîãî, ñ÷èòàëîñü, ÷òî äëÿ èõ îáîñíîâàíèÿ íå íóæíà íèêàêàÿ ñïåöèàëüíàÿ îòðàñëü ïðàâîâåäåíèÿ, ïîñêîëüêó âñå çàêîíû ïðåäïîëàãàëèñü ïîñòðîåííûìè íà íèõ. ×åëîâåê âûñòóïàë åäèíñòâåííûì ñóâåðåíîì â ñôåðå ïðàâà, ïîäîáíî òîìó êàê íàðîä áûë îáúÿâëåí åäèíñòâåííûì ñóâåðåíîì â ñôåðå ïðàâëåíèÿ. Ñóâåðåíèòåò «íàðîäà» (â îòëè÷èå îò ñóâåðåíèòåòà «êíÿçÿ») ïðîâîçãëàøàëñÿ íå «ìèëîñòüþ Áîæüåé», à âî èìÿ ÷åëîâåêà, òàê ÷òî êàçàëîñü âïîëíå åñòåñòâåííûì, ÷òîáû «íåîò÷óæäàåìûå» ïðàâà ÷åëîâåêà ñòàëè íåîò÷óæäàåìîé ÷àñòüþ ïðàâà íàðîäà íà ñóâåðåííîå ñàìîóïðàâëåíèå è íàøëè â íåì ñâîþ ãàðàíòèþ.

Ñ ñàìîãî íà÷àëà â äåêëàðàöèè íåîò÷óæäàåìûõ ïðàâ ÷åëîâåêà ïðèñóòñòâîâàë òîò ïàðàäîêñ, ÷òî îíà îïåðèðîâàëà ñ «àáñòðàêòíûì» ÷åëîâå÷åñêèì ñóùåñòâîì, ïî-âèäèìîìó íèãäå íå ñóùåñòâóþùèì, èáî äàæå äèêàðè æèëè â íåêîòîðîãî ðîäà ñîöèàëüíîì ïîðÿäêå.

ïîñòåïåííî ñäåëàëîñü ñàìîî÷åâèäíûì, ÷òî îáðàç ÷åëîâåêà âîïëîùàåò íàðîä, à íå èíäèâèä.

 ðàìêàõ ïàðàäèãìû äåìîêðàòè÷åñêîãî íàöèîíàëüíîãî ãîñóäàðñòâà êàæäûé ÷åëîâåê îáëàäàåò ñóâåðåíèòåòîì, è, ïîñêîëüêó ïðåäïîëàãàåòñÿ, ÷òî âñå ëþäè ðàâíû, îíè äîëæíû äåëèòüñÿ ñâîèì ñóâåðåíèòåòîì â ðàìêàõ ãîñóäàðñòâà, ÷òîáû ïîìåøàòü îäíîé ãðóïïå äîìèíèðîâàòü íàä äðóãèìè. Èíäèâèäóàëüíûé ñóâåðåíèòåò ìîæåò ôóíêöèîíèðîâàòü ÷åðåç íàöèîíàëüíûé ñóâåðåíèòåò ëþäåé. Ñëåäîâàòåëüíî, åäèíñòâåííûé âîçìîæíûé ñïîñîá äëÿ ÷åëîâåêà çàùèòèòü ñâîè ïðàâà ïîäðàçóìåâàåò ÷ëåíñòâî â ïîëèòè÷åñêîì ñîîáùåñòâå. Õîòÿ Âñåîáùàÿ äåêëàðàöèÿ ïðàâ ÷åëîâåêà ïðåäñòàâëÿåò ÷åëîâåêà, êîòîðûé èçâëå÷åí èç âñåõ åå ñîöèàëüíûõ è ïîëèòè÷åñêèõ îòíîøåíèé, êàê ñóáúåêò óíèâåðñàëüíûõ è íåîòúåìëåìûõ ïðàâ, èìåííî ÷åëîâåê, â ñìûñëå ÷ëåíà ïîëèòè÷åñêîãî ñîîáùåñòâà, ëåæèò â îñíîâå ïðàâ ÷åëîâåêà. Ïðè ýòîì ãîñóäàðñòâî êàê åäèíñòâåííûé èíñòèòóò, êîòîðûé äîëæåí çàùèùàòü è ãàðàíòèðîâàòü ïðàâà îòäåëüíûõ ëèö, ñòàíîâèòñÿ èíñòðóìåíòîì íàöèè, à íå çàùèòíèêîì ïðàâ ëè÷íîñòè.

Читайте также:  Курага польза и вред фото

Âòîðîå: ïðàâà ÷åëîâåêà òåðÿþò âñþ ñâîþ çíà÷èìîñòü, êàê òîëüêî ÷åëîâåê òåðÿåò ñâîé ïîëèòè÷åñêèé êîíòåêñò.

Íåîòúåìëåìîñòü ïðàâ ÷åëîâåêà îñíîâûâàåòñÿ íà ïðåäïîëîæåíèè, ÷òî îíè íåçàâèñèìû îò âñåõ íàöèîíàëüíûõ ãîñóäàðñòâ. Òåì íå ìåíåå, ýòà èäåÿ áûëà â êîðíå èñêàæåíà, êîãäà â 20-ì âåêå ìèëëèîíû ëþäåé ïîòåðÿëè ñâîå ãðàæäàíñòâî, è íå îñòàëîñü íè àâòîðèòåòà, íè èíñòèòóòà, êîòîðûé áû ãàðàíòèðîâàë èõ ïðàâà. Ïîÿâëåíèå ìíîãî÷èñëåííûõ ëèö áåç ãðàæäàíñòâà è áåæåíöåâ â êîíöå Ïåðâîé ìèðîâîé âîéíû äåìîíñòðèðóåò, êàê íàðóøåíèå ïðàâîâûõ îòíîøåíèé ìåæäó ãîñóäàðñòâîì è ëèöàìè áåç ãðàæäàíñòâà ïðèâîäèò ê èõ èñêëþ÷åíèþ èç ñôåðû ãðàæäàíñòâà è, ñëåäîâàòåëüíî, èç ïðàâîâîé ñôåðå çàùèòû ïðàâ ÷åëîâåêà. Ïîñêîëüêó íàöèîíàëüíîå ãîñóäàðñòâî ÿâëÿåòñÿ åäèíñòâåííûì þðèäè÷åñêèì îðãàíîì, êîòîðûé ìîæåò ýôôåêòèâíî ïðèçíàâàòü è îáåñïå÷èâàòü ïðàâà ÷åëîâåêà, âåñü äèñêóðñ î ïðàâàõ ÷åëîâåêà òåðÿåò ñâîå çíà÷åíèå äëÿ òåõ, êòî â ðåçóëüòàòå ýìèãðàöèè ïåðåñòàåò ïðèíàäëåæàòü ê êàêîìó-ëèáî íàöèîíàëüíîìó ãîñóäàðñòâó. Ïîýòîìó òîò, êòî ïåðåñòàåò ñ÷èòàòüñÿ ãðàæäàíèíîì îïðåäåëåííîãî ãîñóäàðñòâà, òåðÿåò íå òîëüêî ñâîè ãðàæäàíñêèå ïðàâà â ýòîì êîíêðåòíîì ãîñóäàðñòâå, íî òàêæå — êàê ýòî íè ïàðàäîêñàëüíî — åå óíèâåðñàëüíûå è íåîòúåìëåìûå ïðàâà ÷åëîâåêà. Ýòî, â ñâîþ î÷åðåäü, äîêàçûâàåò, ÷òî ïðàâà ôàêòè÷åñêè «îò÷óæäàþòñÿ» îò ëþäåé, êîãäà îíè òåðÿþò ñâîé ïîëèòè÷åñêèé êîíòåêñò.

 êîíöå êîíöîâ, ïðàâà ÷åëîâåêà îïðåäåëÿëè êàê «íåîò÷óæäàåìûå» ïîòîìó, ÷òî ïðåäïîëàãàëè èõ íåçàâèñèìîñòü îò âñåõ ïðàâèòåëüñòâ. Íî ýòî îáåðíóëîñü òåì, ÷òî ñ ìîìåíòà, êîãäà ëþäè òåðÿëè ñâîå ïðàâèòåëüñòâî è íàäåÿëèñü óäåðæàòü õîòÿ áû ìèíèìóì îáùå÷åëîâå÷åñêèõ ïðàâ, íå îñòàâàëîñü íè îäíîé àâòîðèòåòíîé âëàñòè, ÷òîáû çàùèòèòü ýòè ïðàâà, è íè îäíîãî èíñòèòóòà, ïîæåëàâøåãî áû ãàðàíòèðîâàòü èõ.

Ïåðâàÿ ïîòåðÿ, îò êîòîðîé ñòðàäàëè áåñïðàâíûå, — ýòî ïîòåðÿ ñâîåãî äîìà, ÷òî îçíà÷àëî è ïîëíóþ ïîòåðþ òîé ñîöèàëüíîé ñðåäû, â êîòîðîé îíè ðîäèëèñü è íàøëè ñåáå ìåñòî â ìèðå. Ýòî áåäñòâèå äàëåêî íå íîâî.  äîëãîâðåìåííîé èñòîðè÷åñêîé ïàìÿòè âûíóæäåííûå ïåðåìåùåíèÿ îòäåëüíûõ ëþäåé èëè öåëûõ ãðóïï ïî ïîëèòè÷åñêèì èëè ýêîíîìè÷åñêèì ïðè÷èíàì âûãëÿäÿò êàê îáûäåííûå ÿâëåíèÿ. Íîâèçíà çäåñü — íå â ïîòåðå äîìà, à â íåâîçìîæíîñòè íàéòè íîâûé äîì. Âäðóã íå íàøëîñü íè ìåñòà íà çåìëå, ãäå ìèãðàíòû ìîãëè áû ïðèòêíóòüñÿ áåç ñóðîâåéøèõ îãðàíè÷åíèé, íè ñòðàíû, ãäå îíè ñìîãëè áû àññèìèëèðîâàòüñÿ, íè òåððèòîðèè, ãäå ìîæíî áûëî áû íàéòè ñâîå ñîáñòâåííîå íîâîå ñîîáùåñòâî.

îêàçûâàëñÿ âûáðîøåííûì è èç ñåìüè íàðîäîâ òîæå

Âòîðàÿ ïîòåðÿ, îò êîòîðîé ñòðàäàëè áåñïðàâíûå, áûëà óòðàòà ïðàâèòåëüñòâåííîé çàùèòû

(òàê, âî âðåìÿ ïîñëåäíåé âîéíû áåçãîñóäàðñòâåííûå ëþäè íåèçìåííî ïîïàäàëè â õóäøåå ïîëîæåíèå, ÷åì «âðàæäåáíûå èíîñòðàíöû», êîòîðûõ åùå êîñâåííî çàùèùàëè èõ ïðàâèòåëüñòâà ÷åðåç Ìåæäóíàðîäíûå ñîãëàøåíèÿ).

Ñîëäàò âî âðåìÿ âîéíû ëèøåí ñâîåãî ïðàâà íà æèçíü, ïðåñòóïíèê — ïðàâà íà ñâîáîäó, âñå ãðàæäàíå âî âðåìåíà ÷ðåçâû÷àéíîãî ïîëîæåíèÿ — èõ ïðàâà íà ïîèñêè ñ÷àñòüÿ, íî íèêòî íå ñêàæåò, áóäòî âî âñåõ ýòèõ ñëó÷àÿõ èìåëà ìåñòî ïîëíàÿ óòðàòà ÷åëîâå÷åñêèõ ïðàâ.  òî æå âðåìÿ, ýòè ïðàâà ìîãóò áûòü ïðèçíàâàåìû (õîòÿ åäâà ëè èñïîëüçóåìû) äàæå â óñëîâèÿõ îñíîâàòåëüíîãî áåñïðàâèÿ.

Áåäà áåñïðàâíûõ íå â òîì, ÷òî îíè ëèøåíû ïðàâà íà æèçíü, ñâîáîäó è ñòðåìëåíèå ê ñ÷àñòüþ ëèáî ðàâåíñòâà ïåðåä çàêîíîì è ñâîáîäû ìíåíèé (ôîðìóë, êîòîðûå áûëè ñîñòàâëåíû, ÷òîáû ðåøàòü ïðîáëåìû âíóòðè äàííûõ ñîîáùåñòâ), à â òîì, ÷òî îíè âîîáùå áîëüøå íå ïðèíàäëåæàò íè ê êàêîìó ñîîáùåñòâó. Èõ ïðîêëÿòèå íå â òîì, ÷òî îíè íå ðàâíû ïåðåä çàêîíîì, à â òîì, ÷òî äëÿ íèõ íå ñóùåñòâóåò íèêàêîãî çàêîíà; íå â òîì, ÷òî îíè óãíåòåíû, à â òîì, ÷òî íèêòî íå õî÷åò äàæå óãíåòàòü èõ.

Äàæå íàöèñòû íà÷èíàëè ñâîå èñòðåáëåíèå åâðååâ ñ ëèøåíèÿ èõ âñÿêîãî ïðàâîâîãî ïîëîæåíèÿ (ñòàòóñà âòîðîñîðòíîãî ãðàæäàíñòâà) è îòäåëåíèÿ èõ îò ìèðà æèâûõ ñòàäíûì çàãîíîì â ãåòòî è êîíöåíòðàöèîííûå ëàãåðÿ. È ïðåæäå ÷åì ïóñòèòü â õîä ãàçîâûå êàìåðû, îíè òùàòåëüíî ïðîùóïûâàëè ïî÷âó è íàõîäèëè, ê ñâîåìó óäîâëåòâîðåíèþ, ÷òî íè îäíà ñòðàíà íå ïðåòåíäóåò íà ýòèõ ëþäåé. Ñóòü èìåííî â òîì, ÷òîáû ñîçäàòü óñëîâèÿ ïîëíîãî áåñïðàâèÿ, ïðåæäå ÷åì îñïîðèòü ïðàâî ÷åëîâåêà íà æèçíü.

èáî íå ñóùåñòâóåò çàêîíîâ, êîòîðûå ìîãëè áû ïðèíóäèòü íàöèè êîðìèòü èõ; ñâîáîäà ïåðåäâèæåíèÿ, åñëè îíà âîîáùå åñòü ó íèõ, íå äàåò èì ïðàâà íà ïîñòîÿííîå ìåñòîæèòåëüñòâî, êîòîðûì ïîëüçóþòñÿ, êàê ñàìî ñîáîé ðàçóìåþùèìñÿ, äàæå çàêëþ÷åííûå ïðåñòóïíèêè; è èõ ñâîáîäà ìíåíèé — ýòî øóòîâñêàÿ ñâîáîäà, èáî òî, ÷òî îíè äóìàþò, â ëþáîì ñëó÷àå íè÷åãî íå çíà÷èò.

Òðåòüå. Ïðàâî èìåòü ïðàâà äîëæíî áûòü ïðèçíàíî â êà÷åñòâå ïðåäâàðèòåëüíîãî óñëîâèÿ çàùèòû ïðàâ ÷åëîâåêà.

Àðåíäò ñ÷èòàåò ÷òî ñóùíîñòü ÷åëîâåêà êàê ÷ëåíà ïîëèòè÷åñêîãî ñîîáùåñòâà â ñîñòîÿíèè, äåéñòâîâàòü ïîëèòè÷åñêè è ñâîáîäíî âûðàæàòü ñâî¸ ìíåíèå. Çäåñü ïîëèòè÷åñêèé àñïåêò ñîîòâåòñòâóåò ýêçèñòåíöèàëüíîìó ñîñòîÿíèþ ÷åëîâåêà, êîòîðûé ïî îïðåäåëåíèþ æèâåò â ñîîáùåñòâå, à ëèíãâèñòè÷åñêèé àñïåêò ñâÿçàí ñ ÷åëîâå÷åñêîé ïðèðîäîé ñâîáîäíî âûðàæàòü ñâî¸ ìíåíèå è ìûñëèòü. Àðåíäò óòâåðæäàåò, ÷òî äîñòîèíñòâî ÷åëîâåêà îñíîâûâàåòñÿ íà åå ïîëèòèêî-ÿçûêîâîì ñóùåñòâîâàíèè, à èìåííî íà åå ñïîñîáíîñòè ãîâîðèòü, ñóäèòü è äåéñòâîâàòü. Ýòè âîçìîæíîñòè ïî ñóùåñòâó âîçíèêàþò è ðàçâèâàþòñÿ â ñîîáùåñòâå ñ äðóãèìè ëþäüìè.

Ïîÿâëåíèå ñîâðåìåííûõ ïðàâ ÷åëîâåêà è ðàçðàáîòêà ñîîòâåòñòâóþùèõ äåêëàðàöèé â ðàìêàõ ïàðàäèãìû íàöèîíàëüíûõ ãîñóäàðñòâ ïîäðàçóìåâàåò, ÷òî ïðèíàäëåæíîñòü ê ïîëèòè÷åñêîìó ñîîáùåñòâó íåîáõîäèìà äëÿ ðåàëèçàöèè îñíîâíûõ óñëîâèé äîñòîéíîé ÷åëîâå÷åñêîé æèçíè è, ñëåäîâàòåëüíî, ýôôåêòèâíîé çàùèòû ïðàâ ÷åëîâåêà. Êîðî÷å ãîâîðÿ, ïðàâà ÷åëîâåêà — ýòî «ïðàâà ÷ëåíîâ»: òåõ, êîãî óæå ñ÷èòàþò ÷ëåíàìè ïîëèòè÷åñêîãî ñîîáùåñòâà. Ïîýòîìó Àðåíäò ïðåäïîëàãàåò, ÷òî äîëæíî áûòü ïðàâî ÷åëîâåêà ïðèíàäëåæàòü ê ïîëèòè÷åñêîìó ñîîáùåñòâó äëÿ âñåõ ëþäåé â êà÷åñòâå ïðåäâàðèòåëüíîãî óñëîâèÿ çàùèòû äðóãèõ ïðàâ ÷åëîâåêà. Èíûìè ñëîâàìè, ïðàâà ÷åëîâåêà äîëæíû ðàññìàòðèâàòüñÿ â ïåðâóþ î÷åðåäü êàê ïðàâî íà ÷ëåíñòâî â êàêîì-ëèáî ïîëèòè÷åñêîì ñîîáùåñòâå, à íå ïðîñòî êàê ïðàâà òåõ, êòî óæå ïðèíàäëåæèò ê ïîëèòè÷åñêîìó ñîîáùåñòâó.

Ðàâåíñòâî, â îòëè÷èå îò âñåãî, ÷òî âõîäèò â ïðîñòîå ñóùåñòâîâàíèå, íå äàíî íàì, íî åñòü ðåçóëüòàò ÷åëîâå÷åñêîé îðãàíèçàöèè, ïîñêîëüêó îíà ðóêîâîäñòâóåòñÿ ïðèíöèïîì ñïðàâåäëèâîñòè. Ìû íå ðîæäåíû ðàâíûìè; ìû ñòàíîâèìñÿ ðàâíûìè êàê ÷ëåíû êàêîé-òî ãðóïïû â ñèëó íàøåãî ðåøåíèÿ âçàèìíî ãàðàíòèðîâàòü äðóã äðóãó ðàâíûå ïðàâà.

Åñëè íåãðà â áåëîé îáùèíå ñ÷èòàþò òîëüêî íåãðîì è áîëüøå íè÷åì, îí óòðà÷èâàåò íàðÿäó ñ åãî ïðàâîì íà ðàâåíñòâî è òó ñâîáîäó äåéñòâèÿ, êîòîðàÿ ñîñòàâëÿåò ÷åëîâå÷åñêóþ îñîáåííîñòü. Âñå åãî ïîñòóïêè òåïåðü îáúÿñíÿþò êàê «íåîáõîäèìûå» ñëåäñòâèÿ èç íåêèõ «íåãðèòÿíñêèõ» êà÷åñòâ; îí ïðåâðàùåí â ýêçåìïëÿð âèäà æèâîòíûõ, èìåíóåìûõ ëþäüìè. Ïî÷òè òî æå ñàìîå ïðîèñõîäèò ñ òåìè, êòî ïîòåðÿë âñå îòëè÷èòåëüíûå ïîëèòè÷åñêèå êà÷åñòâà è ñòàë ÷åëîâå÷åñêîé îñîáüþ è íè÷åì áîëüøå.

Ïàðàäîêñ, çàêëþ÷åííûé â ïîòåðå ÷åëîâå÷åñêèõ ïðàâ, òàêîâ, ÷òî ýòà ïîòåðÿ òîò÷àñ æå ñîâïàäàåò ñ ïðåâðàùåíèåì ëè÷íîñòè â áèîëîãè÷åñêóþ îñîáü, â ÷åëîâåêà âîîáùå — áåç ïðîôåññèè, áåç ãðàæäàíñòâà, áåç ìíåíèÿ, áåç äåëà, ïî êîòîðûì ìîæíî óçíàòü è âûäåëèòü ñàìîãî ñåáÿ èç ñåáå ïîäîáíûõ, — è îòëè÷àþùåãîñÿ îò äðóãèõ òîæå âîîáùå, íå ïðåäñòàâëÿÿ íè÷åãî, êðîìå ñâîåé ñîáñòâåííîé àáñîëþòíî óíèêàëüíîé èíäèâèäóàëüíîñòè, êîòîðàÿ, ïðè îòíÿòîé âîçìîæíîñòè âûðàçèòüñÿ âíóòðè íåêîåãî îáùå÷åëîâå÷åñêîãî ìèðà è âîçäåéñòâîâàòü íà íåãî, òåðÿåò âñÿêîå çíà÷åíèå.

Êðèòèêà Àðåíäò ïðàâ ÷åëîâåêà è èäåÿ ïðàâà íà ïðàâà ïîëó÷èëè øèðîêèé ðåçîíàíñ â  ïðàâîâîé è ïîëèòè÷åñêîé òåîðèè. Íàïðèìåð, Äæîðäæî Àãàìáåí â ðàäèêàëüíîì ïðî÷òåíèè Àðåíäò ïðåäñòàâèë «ôèãóðó áåæåíöà» êàê «ïðåäåëüíóþ êîíöåïöèþ» ÷òîáû ïåðåîñìûñëèòü ãðàíèöû ïîëèòè÷åñêîãî ñîîáùåñòâà ïîä ïàðàäèãìîé íàöèîíàëüíîãî ãîñóäàðñòâà è êàê ïîòåíöèàëüíîå ñðåäñòâî âûéòè çà ïðåäåëû èíñòèòóòà ñóáúåêòèâíûõ ïðàâ. Æàê Ðàíñüåð êðèòè÷åñêè îöåíèë Àðåíäò è îñïîðèë åå ðàçëè÷èå ìåæäó ïîëèòè÷åñêîé æèçíüþ ãðàæäàíèíà (bios politikos) è íåïîëèòè÷åñêîé æèçíüþ ÷åëîâåêà (zoë). Êàê ñêàçàë Ðàíñüåð, òàêîå ðàçãðàíè÷åíèå èñêëþ÷àåò âîçìîæíîñòü ïðåòåíäîâàòü íà ïðàâî èìåòü ïðàâà äëÿ òåõ, êòî ëèøåí ïîëèòè÷åñêîé æèçíè, è äåëàåò ïðàâà ÷åëîâåêà «íåäåéñòâèòåëüíûìè» èëè «îïðàâäàíèåì äëÿ ãóìàíèòàðíûõ âìåøàòåëüñòâ».

Ïðåñòóïëåíèÿ ïðîòèâ ïðàâ ÷åëîâåêà, ñòàâøèå ñïåöèàëüíîñòüþ òîòàëèòàðíûõ ðåæèìîâ, âñåãäà ìîæíî îïðàâäàòü ïîä òåì ïðåäëîãîì, ÷òî ïðàâî ðàâíîñèëüíî ñîòâîðåíèþ äîáðà è ïîëüçû äëÿ öåëîãî, îòëè÷àåìîãî îò ñâîèõ ÷àñòåé. (Èçðå÷åíèå Ãèòëåðà: «Ïðàâî åñòü òî, ÷òî õîðîøî äëÿ íåìåöêîãî íàðîäà» — òîëüêî âóëüãàðèçîâàííàÿ ôîðìà êîíöåïöèè çàêîíîäàòåëüñòâà, êîòîðóþ ìîæíî íàéòè âåçäå è êîòîðàÿ íå áóäåò äåéñòâîâàòü íà ïðàêòèêå â ïîëíóþ ñèëó ëèøü äî òåõ ïîð, ïîêà â êîíñòèòóöèÿõ âñå åùå óñïåøíî ðàáîòàþò áîëåå ñòàðûå òðàäèöèè, ïðåïÿòñòâóþùèå ýòîìó.) Êîíöåïöèÿ çàêîíîäàòåëüñòâà, êîòîðàÿ îòîæäåñòâëÿåò ñóùíîñòü ïðàâà ñ ïðåäñòàâëåíèåì î òîì, ÷òî õîðîøî äëÿ ÷åãî-òî (èíäèâèäà, èëè ñåìüè, èëè íàðîäà, èëè íàèáîëüøåãî ÷èñëà ëþäåé), ñòàíîâèòñÿ íåèçáåæíîé, ðàç óòðàòèëè àâòîðèòåò àáñîëþòíûå è òðàíñöåíäåíòíûå èçìåðåíèÿ ðåëèãèè èëè çàêîíà ïðèðîäû. È ïîëîæåíèå íèñêîëüêî íå óëó÷øèòñÿ, åñëè åäèíèöó, ê êîòîðîé ìû ïðèêëàäûâàåì ýòî «õîðîøî äëÿ», óâåëè÷èòü äî ÷åëîâå÷åñòâà â öåëîì. Èáî ëåãêî âîîáðàçèòü, äàæå îñòàâàÿñü â ñôåðå âîçìîæíîñòåé ïðàêòè÷åñêîé ïîëèòèêè, ÷òî â îäèí ïðåêðàñíûé äåíü âûñîêîîðãàíèçîâàííîå è ìåõàíèçèðîâàííîå ÷åëîâå÷åñòâî âåñüìà äåìîêðàòè÷íî ïðèäåò ê çàêëþ÷åíèþ — è íåïðåìåííî ðåøåíèåì áîëüøèíñòâà, — ÷òî äëÿ ÷åëîâå÷åñòâà êàê öåëîãî áóäåò ëó÷øå, åñëè ëèêâèäèðîâàòü îïðåäåëåííûå åãî ÷àñòè. Çäåñü, â ýòèõ ïðîáëåìàõ ðåàëüíîãî, ôàêòè÷åñêîãî ìèðà ìû ñòàëêèâàåìñÿ ñ îäíèì èç ñòàðåéøèõ çàòðóäíåíèé ïîëèòè÷åñêîé ôèëîñîôèè, êîòîðîå ìîãëî îñòàâàòüñÿ íåðàñïîçíàííûì òîëüêî äî òåõ ïîð, ïîêà óñòîÿâøàÿñÿ õðèñòèàíñêàÿ òåîëîãèÿ íå äàëà ñèñòåìó êîîðäèíàò äëÿ âñåõ ïîëèòè÷åñêèõ è ôèëîñîôñêèõ ïðîáëåì, íî êîòîðîå äàâíûì-äàâíî çàñòàâèëî Ïëàòîíà ñêàçàòü: «Íå ÷åëîâåê, íî Áîã äîëæåí áûòü ìåðîé âñåõ âåùåé».

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

Читайте также:  Шампиньоны запеченные польза и вред

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;

(пп. 3 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;

(пп. 4 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

(пп. 5 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

(пп. 7 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 35-ФЗ)

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования.

Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими.

Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведени?