Труд для всеобщей пользы конфуцианство

Труд для всеобщей пользы конфуцианство thumbnail

Как уже говорилось в предыдущей статье, в Древнем Китае сложилась уникальная религиозная ситуация. Мифология и вера в богов, была потеснена обожествляемыми культурными героями, и натурфилософскими теориями (в прошлой статье я писала о учении об Ян, Инь и У-син).

В результате, религии, в таком же виде, как в цивилизациях-современниках Древнего Китая, не сформировалось. Религиозные воззрения приобрели характер философских учений, которые взаимовлияли и взаимодополняли друг друга.

В 6 веке до н.э. в Китае появляются два фундаментальных философских учения – Конфуцианство и Даосизм, получивших статус государственной идеологии, и, повлиявших на дальнейшее формирование культуры этой страны. В этой статье, я кратко расскажу об основных положениях конфуцианства.

Основателем конфуцианства стал философ Кун Фу–Цзы («Учитель Кун»), живший в 551 – 449 годах до н.э. и обожествлённый после смерти (его имя европейцы трансформировали в Конфу́ций).

Кун Фу–Цзы («Учитель Кун») – Конфуций.

Основы философии Конфуция были изложены позже его учениками в трактате «Лунь юй» («Беседы и суждения»).

Рукописный текст “Лунь юй”.

Он разработал стройное учение, целью которого было создание идеального государства, управляемого мудрым царём, руководствующимся Разумом и Законом.

Чтобы достичь этого идеала в жизни, нужно было не так уж и многое – всем без исключения жителям станы неукоснительно соблюдать «ли»(Установления, Ритуалы, Церемонии) и почитать Прошлое, подчиняя свою жизнь традиции. (Об этих особенностях китайской культуры читайте здесь).

По мнению Конфуция, только знание и соблюдение «ли» делает варвара культурным человеком. «Ли» способны «исправить» несовершенство человеческой натуры – облагородить её, возвысить, придать ей целостность и гармонизовать личность. Кроме того, следование «ли» каждым гражданином необходимо для установления определённого порядка в обществе, то есть имеет важное государственное значение.

Конфуций и его ученики

Не менее важно для личности и государства соблюдение древних традиций, завещанных предками: «Люблю древность и верю в нее!» – говорил Конфуций. Государство лишь тогда может избежать смуты и разрухи, когда в нём будет поддерживаться строгий порядок, основанный на неизменности того, что уже существует. Поэтому нужно избегать всего нового: реформ, новаций и т.п. Лучший правитель, по мнению Учителя – тот, кто ничего не делает и ничего не меняет, а лишь следит за соблюдением уже сложившегося порядка. Страна такого государя неминуемо будет процветать.

Правитель и народ

Соблюдение «ли» и следование традициям неизбежно приводят к созданию жёстких правил для всех проявлений человеческой жизни. Конфуций разрабатывает теорию об иерархическом строении общества, где каждый его член, точно знает «свое место» и соблюдает все положенные ему предписания и правила. Такое идеальное общество должно быть построено по принципу большой семьи, в которой авторитет старших непререкаем. Сын обязан подчиняться отцу, жена – мужу, младший брат – старшему, крестьянин – начальнику, начальник – чиновнику, чиновник – императору. То есть, в основе управления государством заложен принцип сыновней почтительности («сяо»).

Китайская семья.

Какими же должны быть граждане в этом совершенном государстве, по мнению Конфуция? Идеалом гражданина и человека (именно в этой последовательности), в учении философа, выступает «благородный муж» («цзюнь-цзы»), который должен быть наделён следующими качествами:

1. Знать и строго соблюдать«ли»;

2. Обладать «жень». Это слово имеет в китайском языке несколько толкований, чаще его переводят как «гуманность», «человеколюбие». Приведем слова Конфуция: «Случается, что благородный муж негуманен, но не бывает, чтобы гуманный оставался ничтожным человеком, ибо он поднялся к вершинам духа»;

3. Подчинять свою жизнь долгу – несению возложенных на него общественных и личных обязанностей;

4. Думать не о собственном благе, а в первую очередь, стараться быть полезным государству – отдавать все свои знания, умения, силы на его процветание и поддержание порядка, установленного священной Традицией.

5. Культивировать, воспитывать в себе «вэнь». Это понятие можно перевести, как культура, чувство прекрасного, эстетический вкус. Конфуций считал, что без воспитания внутренней культуры, в том числе – путём приобщения к различным искусствам, человек не сможет добиться действительного благородства.

Кроме того, «благородный муж» должен обладать почтительностью, обходительностью, правдивостью, добротой, преданностью, сдержанностью, осторожностью в разговоре, стремлением избегать любых крайностей.

Вот слова Конфуция о том, кто может называться «благородным мужем»:

«Благородный муж думает о девяти вещах – о том, чтобы видеть ясно; о том, чтобы слушать чётко; о том, чтобы его лицо было приветливым; о том, чтобы его поступки были почтительными; о том, чтобы его речь была искренней; о том, чтобы его действия были осторожными; о необходимости спрашивать других, когда появляются сомнения; о необходимости помнить о последствиях своего гнева; о необходимости помнить о справедливости, когда есть возможность извлечь пользу»

Главное же – в своих поступках «благородному мужу» следовало руководствоваться «золотым правилом нравственности»: «не делать другим того, чего не желаешь себе». Конфуций говорил так: «Человек мелкий («сяо-цзы») требователен к другим, благородный муж («цзюнь-цзы») требователен к себе» .

Примечательно, что «благородным мужем» мог стать любой человек вне зависимости от своего происхождения и социального положения.

Конфуций с учениками.

Когда конфуцианство получило статус государственной идеологии (с 59 г. – по 1928 г.), оно словно «законсервировало» китайскую культуру, подчинив абсолютно все стороны жизни строгим правилам, обязательным для всех без исключения. Образ же «благородного мужа» стал тем эталоном, приближение к которому считалось делом чести для каждого жителя Китая, служило мерилом социального престижа гражданина страны.

Памятник Конфуцию. Китай.

Читайте также:  В чем польза хлеба со злаками

Конфуцианство было направлено на подчинение личной жизни индивида общественной, социальной. Принципиально другую модель предложил старший современник Конфуция – Лао Цзы, ставший основателем другого религиозно-философского учения – даосизм. О нём читайте в следующей статье.

Кстати, не забывайте поставить лайк, если статья понравилась, и подписывайтесь на мой канал, если ещё этого не сделали. 🙂

Если вас интересует культура древнего и средневекового Китая, то могу предложить вашему вниманию следующие публикации по этой теме:

Культура Китая. Кратко о достижениях цивилизации и периодизации.

Чем китайцы отличаются от всех? Особенности традиционной культуры Китая.

Учение об Ян, Инь и У-син, и другие древнейшие верования китайцев.

Конфуцианство. Кратко.

Даосизм. Кратко.

Чань-буддизм. Кратко.

О развитии письменности и литературы в Китае.

Древний Китай. Погребальные комплексы, Терракотовая армия Цинь Ши-хуанди и Великая стена.

Что умели делать китайцы из бронзы, нефрита, лака и шёлка. Декоративно-прикладное искусство в Китае.

Буддийская архитектура Китая.

Философия сада и ландшафтная архитектура средневекового Китая.

Запретный город – Гугун в Пекине.

Го-хуа. Традиционная китайская живопись.

О традиционной китайской музыке.

Китайский традиционный театр и Пекинская опера.

Храм Неба в Пекине.

Источник

Конфуцианство: что это, основные идеи и принципы

Немного истории

Конфуций

Основателем учения стал Конфуций, в оригинальной транскрипции его имя звучит как Кун-фу-цзы. Он жил в 5 веке до нашей эры, и этот период был непростым для китайской империи. Феодалы сражались за власть и не обращали внимания на нужды простых людей. Поэтому крестьяне стремительно нищали и разорялись.

Конфуций родился в знатной, но бедной семье. Его мать регулярно возносила молитвы предкам, как было принято делать. Она рассказывала сыну о подвигах отца и его родителей. Все это позволило вырастить в маленьком мальчике уверенность, что его обязанность — занять достойное место в роду. Он много занимался самообразованием, отдавал предпочтение шести искусствам:

Конфуций отдавал предпочтение шести искусствам

  • ритуалы;
  • стрельба из лука;
  • музицирование;
  • управление колесницей;
  • чтение и письмо;
  • счетные навыки.

Его родители рано умерли, и мальчик остался сиротой. У него не было средств к существованию, он рос в лишениях и страданиях. Но его упорство, терпение и усердное обучение принесло плоды, и его взяли на работу.

В биографии мудреца был переломный момент. Будучи взрослым, он попал в государство Чжоу. Там он был принят на работу в книгохранилище и встретил ученого Лао-Цзы, который основал даосизм. Беседы с ним позволили молодому человеку состояться как философу.

Государство Чжоу

Он провел много лет в странствиях по стране. Мудрец обзавелся последователями и пытался доносить свои взгляды до масс. В пожилом возрасте Конфуций вернулся в родной город Цюйфу и открыл там собственную школу. Многие его ученики стали известными политическими деятелями.

Мудрец дожил до глубокой старости и умер тихо во сне, словно понимая, что наступил его закономерный конец. Он не испытывал страха, беспокойства или паники. Последними его словами были вопросы о том, кто будет продолжать учение.

Сохранилось мало картинок, которые изображали философа. Часто его изображают в виде старца, который умиротворен и спокоен. В Цюйфу сохранился дом Конфуция, по всему Китаю открыты храмы в честь мудреца.

Распространение в Европе

Книга «Лунь юя»

В середине 18-го века в Европе началась мода на восточную экзотику. Аристократы пытались освоить китайскую философию, они покупали предметы искусства и устраивали тематические вечера. В 1687 году появился латинский перевод книги «Лунь юя».

Иезуиты приезжали в Китай с просветительскими миссиями. Многие из исследователей пытались доказать наличие связи между философским учением и христианством. Некоторые из них предполагали, что Конфуций получил откровения от Бога.

Мальбранш написал книгу, которую посвятил критике учения мудреца. По его мнению, христианство опирается на интеллектуальную культуру и религию, в то время как конфуцианство затрагивает только первую часть. После этого нельзя говорить о мудрости учения.

Принципы восточной философии позволили сформировать новый педагогический подход — гуманный, где ребенок считается личностью, достойной уважения. Задача взрослого — помочь ему вырасти достойным членом общества.

Основные принципы

Философия Конфуция иногда ошибочно принимается за религию. Но мудрец не имел института церкви, и его не интересовали проблемы теологии. Главная тема учения — создание идеального общества, где каждый человек будет личностью, которая выполняет функцию. Основой будет идея преданности, где между начальником и подчиненным лояльные отношения.

Основатель конфуцианства прививал идею уважения ко всем людям, вне зависимости от их статуса. Конфуцианское учение создало золотое правило этики: «Не делай человеку того, чего не желаешь себе». Главный принцип — это человеколюбие. Оно выражается в следующих навыках:

  • умение держаться достойно в любых ситуациях;
  • способность грамотно править людьми;
  • милосердие.

Покровительство младшим и почтительность к старшим

Еще один принцип древнекитайского философа — покровительство младшим и почтительность к старшим. Именно это станет основой для педагогики. В древнем мире люди большое значение придавали социальным группам. Но Конфуций первым сделал акцент на важности отношений. Должность, власть, знатность не имеют такого значения.

Человек должен быть благородным, и его должны беспокоить проблемы общества и государства, а не собственная выгода. Инстинкты и желания нужно контролировать, и это нелегкий труд. Суть учения в развитии духовного бытия, при этом физиология остается в стороне.

Читайте также:  В чем польза становой тяги

Конфуцию приписывают авторство множества литературных произведений. Доподлинно удалось подтвердить, что книга «Лунь Юй» основана на цитировании его идей. Она была составлена его учениками на основе школьных записей. Наравне с «И-цзином» и «Дао Дэ Цзином» она относится к «священным» текстам Азии.

Пять постоянств

Каждый человек должен стремиться к праведной жизни. Для этого необходимо следовать определенным нравственным обязанностям. «Жэнь» — это противопоставление дикости, агрессии животных. Следуя этому, люди отказываются от жестокости в пользу сочувствия и любви. Символом является Дерево.

«И» — это справедливость и правдивость. Выступает в противовес эгоизму, придает строгость и твердость. Родителей стоит почитать в качестве благодарности за заботу. Символ — Металл.

«Ли» — это верность обычаям. Любая деятельность является полезной при условии того, что она направлена на сохранение устоев общества. Символ — Огонь.

Пять постоянств конфуцианства

«Чжи» — это рассудительность, которая снижает упрямство. Перед тем как начать действовать, стоит просчитать последствия. Ассоциируется с элементом Воды.

«Синь» — это добрые намерения, которые предупреждают лицемерие. Искренность, добросовестность и непринужденность украшают. Символ — Земля.

Все нравственные обязанности сочетаются друг с другом, дополняют и уравновешивают. Их развитие приводит к гармонии. Они сливаются в ритуале «Вэнь», который означает воспитанность. Под этим нельзя понимать что-то естественное или искусственно выведенное — Конфуций полагал, что это сочетание природных данных и целеустремленного труда.

Этические проблемы

В современном мире есть разные книги, где изложено кратко конфуцианство. Основные идеи в таких источниках можно почерпнуть, но они не дадут полного представления об учении. Желательно внимательно изучить «Лунь юй».

Притча

Существует интересная притча, которая позволяет передать всю необычность древнекитайского философа. Как-то один из учеников спросил у него, можно ли прожить, ни разу ни с кем не поссорившись. Конфуций быстро ответил, что да, такая возможность есть. Необходимо проявлять снисходительность к тем, кто выше по социальному статусу и к тем, кто ниже. Даже если человек низко падет, и над ним будут смеяться, нужно уметь прощать. В каждом есть благородные и низкие качества, слабости. Поэтому снисходительность позволит не разочаровываться в окружающих.

В книге «Лунь Юй» содержится информация об управлении государством и правилах поведения в обществе. Жизненный путь человек делится на несколько этапов. В 15 лет появляется стремление к образованию, в 30 лет — к самостоятельности, в 40 лет — формируются твердые убеждения и мировоззрение.

В 50 лет приходит осознание себя человеком, появляются цели в жизни. В 60 лет открывается навык читать мысли других людей. В 70 лет открывается понимание Вселенной.

Во многих странах издаются книги, публикуются статьи с кратким изложением идей конфуцианства. В Китае они обязательно изучаются в школе и преподаются как образец поведения добропорядочного человека.

Источник

Культура Китая многих привлекает своей загадочностью и оригинальностью. Огромная восточная держава, долгое время развивающаяся изолированно от других стран мира, манит своей непредсказуемостью и умением сохранять культурные ценности и поддерживать традиции.

Одним из главных достижений китайской духовной культуры можно по праву считать философско-религиозное учение – конфуцианство.

Основоположником и основателем данного учения является китайский ученый пятого века до н. э. Кун Фуцзы. Его имя дословно переводится с китайского языка как «мудрый учитель Кун», а в европейской транскрипции оно передается как Конфуций. Именно под этим именем и вошел в историю мудрец, положивший в основу своей философии этические и нравственные принципы поведения, которые не потеряли своей актуальности по сей день.

В основу учения легли отношения между людьми и государством, между людьми, принадлежащими к разным слоям общества и между всеми гражданами страны в целом.

Философию Конфуция нельзя считать в строгом смысле этого слова религией, хотя оно и было принято к действию еще при жизни мудреца и стало государственной религией. На самом деле его нужно рассматривать как побуждение к действиям, нормализующим отношения внутри государства, отношения между правящими силами и народом. Это особое мировоззрение, позволяющее гармонизировать свое видение природы и человека, и общества.

Жизнь великого мудреца Конфуция

6–5-й века до нашей эры были сложным временем для Китайской империи: это был период междоусобиц и жестокой борьбы за власть. Феодалы, в своем стремлении захватить земли и усилить свою власть и влияние, не обращали внимания на нужды и горести простых людей. Крестьяне нищали и разорялись. Будущий ученый Кун Фуцзы родился в знатной, но потерявшей все свое богатство семье, рано стал сиротой и не имел средств на жизнь. Он жил очень скромно, поэтому не понаслышке знал о трудностях жизни бедных людей, поэтому в своих ранних проповедях старался открыть глаза на несправедливость происходящего вокруг.

В юном возрасте ему повезло: судьба дала шанс попасть в государство Чжоу, где его приняли на работу в старое книгохранилище, там он и встретил ученого Лао-цзы, основателя учения даосизм. Конечно, никто в наше время не знает о сути их бесед, но они явно способствовали становлению ученого и философа. По возвращении в свой родной город Цюйфу Конфуций основал свою собственную школу. Интересен тот факт, что почти все его ученики стали видными политическими деятелями.

Читайте также:  Сколько штук миндаля в день для пользы

Что лежит в основе отношений между людьми?

Существует древняя притча о Конфуции и его учениках. Однажды самый любознательный ученик спросил мудрого учителя, есть ли такое понятие, опираясь на которое можно прожить всю жизнь, не вступая в конфликт с окружающими.

Мудрец не долго думал, он сразу ответил: «Да, такое понятие существует. Это снисходительность. Как бы высоко ты ни стоял, будь снисходительнее к окружающим. Как бы низко ты ни пал, тем более будь снисходителен к тем, кто сейчас смеется и позорит тебя. Пойми, что все люди в равной мере обладают как благородными, так и низкими качествами, и мы, чтобы не разочаровываться в окружающих, должны быть снисходительными к их слабостям».

Мудрость книги «Лунь Юй»

Книга, написанная Конфуцием, хранит все его высказывания и постулаты учения. Нельзя сказать, что он сам собирал и хранил свои поучения, нет, их по крохам собирали его ученики и уже после смерти ученого поместили в сборник. Но в этом сборнике можно найти ответы на все вопросы, касающиеся управления государством и правил поведения любого человека в обществе.

Именно жизненный путь самого мудреца стал основой и образцом для каждого последующего молодого поколения. Опираясь на его видение постепенного становления самостоятельного человека, не один благородный муж корректировал свою жизнь.

  • 15 лет – стремление к учению и образованию;
  • 30 лет – приобретение самостоятельности;
  • 40 лет – получение твердых убеждений, становление мировоззрения,
  • 50 лет – осознание себя человеком и понимание того, какие цели ставит перед тобой небо,
  • 60 лет – приобретаешь умение читать в сердцах и умах людей, никто не сможет обмануть тебя;
  • 70 лет – понимание гармонии Вселенной, следование за ритуалами, ниспосланными небом.

Учение великого Конфуция до сих пор является образцом для поведения граждан Китайской Республики.

Этические принципы конфуцианства

В основе учения лежат правила поведения каждого человека и гражданина великой державы. Конфуций понимал, что самая первая задача, стоящая перед реформатором, – это воспитание человека. То есть на первое место в становлении сильного государства выходит человеческий фактор.

Самым трудным же в этом было заставить людей действовать как должно, поскольку каждый человек ленив по своей натуре и, даже понимая, что живет и действует неправильно, не хочет заниматься перевоспитанием себя самого. Кроме того, трудно изменить уже устоявшиеся взгляды и взглянуть на мир по-другому.

В деле перевоспитания своих соотечественников великий философ опирался на культ предков. В Китае очень долго сохранялся культ предков, и в каждой семье можно было встретить алтарь, на котором курились благовония и в трудные минуты обращались к помощи предков, мудрых и все понимающих. Давно умершие являлись образцом для подражания, неким эталоном правильного поведения, поэтому Конфуций и обратился к исконной национальной религии в деле становления нового гражданина.

Кратко об основных принципах конфуцианского учения

Основополагающими принципами философии Конфуция являются: любовь к ближнему, гуманизм и благородное мышление, держащиеся на внутренней и внешней культуре человека.

Что включает в себя понятие «человеколюбие» по Конфуцию? Это умение держаться достойно в любых обстоятельствах, умение управлять людьми, милосердие и уважение ко всем людям без исключения, уметь внушать доверие и быстро принимать решения в трудных ситуациях.

Сам Конфуций не считал себя полностью человеколюбивым и часто говорил ученикам, что в течение всей своей жизни нужно стремиться к совершенствованию своего внутреннего мира.

Второй принцип, гуманизм, включает в себя уважение и почтительное отношение к старшим, покровительство и помощь младшим. Главное для человека не образование и должность, не власть и знатность, а умение правильно выстроить отношения с окружающими людьми.

О благородстве лучше всего скажет сам великий учитель: «Благородный муж прежде всего думает о долге, а мелкий человек о собственной выгоде». Философ считал, что не о еде и о деньгах должен думать человек, наделенный благородной душой, а о государстве и обществе.

Учитель часто говорил своим ученикам, что только животное подчиняется инстинктам, а человек – существо высшее и должен уметь контролировать свои желания и инстинкты. Само учение опирается на духовную сторону человеческого бытия, оставляя всю физиологию в стороне. Конфуций считал, что мозг и душа должны управлять благородным человеком, но никак не желудок.

Учение великого философа подталкивало каждого выбрать свой собственный путь и уже ни при каких условиях не сворачивать с него.

И сегодня учение великого Конфуция не утратило своего значения в Поднебесной империи. Это не просто символ Китая, это особый ритуал жизни, влияющий на мировоззрение и становление каждого гражданина КНР.

Ответ справочной службы русского языка

Китайские личные имена, состоящие из трех частей (типа Дэн Сяопин), пишутся в два слова. См.: Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В. В. Лопатина. М., 2006 (и более поздние издания).

Дефисное написание рекомендовалось «Правилами русской орфографии и пунктуации» 1956 г., сейчас они в некоторых аспектах не соответствуют практике письма.

Источник