Трудись на общую пользу в школе и дома
ТЕМА: «КАК МЫ ТРУДИМСЯ В ШКОЛЕ И ДОМА»
Цель: раскрыть значимость труда в жизни человека.
Задачи:
– углублять и расширять понятия «труд», «трудолюбие»;
– развивать творческое воображение, способность к самоанализу;
– воспитывать стремление быть трудолюбивыми, уважать труд других людей.
1. Круг радости
– Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с замечательной, всем известной песенки про Антошку (сл. Энтина, муз. Шаинского).
Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.
Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.
Парам-пам-пам.
Парам-пам-пам.
Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.
Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.
Тили-тили, трали-вали,
Это, братцы, мне по силе,
Откажусь теперь едва ли.
Парам-пам-пам.
Беседа.
— Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?
— Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?
— Какого человека можно назвать трудолюбивым?
Затем учитель вместе с детьми дает определение понятия «трудолюбие».
– Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.
Например, великий русский полководец Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать непобедимым.
Рассказ учителя.
(Изложение содержания сказки Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»).
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:
– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
– Он плетёт свою паутину.
– А вон муравей, видишь?
– Вижу, он бежит с крошкой во рту.
– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.
Тогда отец говорит сыну:
– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.
Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.
· Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?
· Какой вывод каждый из вас сделал для себя?
· Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?
(«Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).
Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик» (по В. Катаеву)
Учитель, обобщая ответы детей, акцентирует внимание на том, что ни одно живое существо не обходится без труда. Трудится бобер, строя плотину, птички вьют гнезда, лисы, мыши, кроты роют себе норы. Даже росток, пробивающийся к свету – трудится. Много трудится и человек:
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
Трудимся и мы с вами.
– В чём заключается ваш труд?
Творческая деятельность.
Учитель предлагает детям нарисовать рисунки о том , как они трудяться.
Ю.П. Мориц «Трудолюбивая старушка»
Ленивая кошка
Не ловит мышей.
Ленивый мальчишка
Не моет ушей.
Ленивая мышка
Не выроет норку.
Ленивый мальчишка
Не любит уборку.
Ленивая мушка
Не хочет летать.
Ленивый мальчишка
Не хочет читать!
Что делать, скажите,
Добрейшей старушке,
Когда завелись
У старушки в избушке:
Ленивая кошка,
Ленивая мышка,
А также ленивая
Сонная мушка
И с ними в придачу
Ленивый мальчишка?
Старушка пошла на охоту –
За кошку!
Привыкла и ловит
Мышей понемножку.
За мышку под бревнами
Вырыла норку,
Мешочек пшена притащила
И корку.
Потом – за мальчишку! –
Затеяв уборку
И быстренько уши помыв
За мальчишку,
Старушка взяла
Интересную книжку,
Которую залпом прочла –
За мальчишку!
Теперь –
За ленивую, сонную мушку! –
Старушка расправила
Нежные крылья
И вдаль полетела
Проведать подружку!
Ах, завтра старушке
Придется опять
За мушку – летать,
За мальчишку – читать,
За кошку – мышей на охоте
Хватать,
За мышку – в норе
Под бревном хлопотать.
Как жили бы в этой
Ленивой избушке,
Не будь на земле
Неленивой старушки?
– Давайте ответим на вопрос автора:
· Как вы думаете, как жили бы в этой избушке без неленивой старушки?
· Как бы вы поступили на месте этой старушки?
Источник
Внеклассное занятие
Тема: «Мой труд
в школе, дома»
Направление: Семья
Цели и задачи:
На конкретных примерах показать детям важность их труда дома и в чем состоит его ценность;
Объяснить детям, в чем выражаются ответственное отношение к труду для всех, забота о нуждах коллектива, других его членов.
Правила поведения
дома и в школе
Помогай домашним, не дожидаясь, когда они тебя попросят о чем-то, напомнят о твоих обязанностях;
Если видишь, что взрослые устали, будь к ним особенно внимателен: помоги накрыть на стол, спроси, нужна ли помощь;
Будь вежлив со старшими;
Тот, кто с детства научился многое делать сам, никогда не будет в тягость другим;
Научись красиво застилать свою постель и делай это каждое утро;
Когда в комнате порядок и чистота, улучшается настроение и работа спорится;
Твои игрушки и книжки после игр и занятий должны лежать на своих местах;
Если насорил, собери мусор, подмети пол, вытри пыль;
Твоя одежда и обувь всегда должны быть на своих местах;
Постоянно ухаживай за своей одеждой, не дожидаясь напоминаний;
Когда приезжаешь из школы домой, вешай или клади сумку с вещами на определенное место, а не бросай его, где попало;
Постоянно следи за чистотой своего лица, шеи, рук, опрятностью одежды и обуви;
Выходя из-за стола, поблагодари старших. Не забудь похвалить заботливо приготовленную пищу;
Когда идешь спать, пожелай всем спокойной ночи;
Учись прилежно, не пропуская занятий;
Не груби старшим и не обижай младших;
Соблюдай чистоту и порядок в классе и спальной комнате;
Не мешай окружающим во время дневного сна и выполнения домашнего задания;
Со взрослыми надо здороваться первым. Если тебе оказали услугу, что-то дали,
Надо сказать «спасибо». Если же говорят «спасибо» тебе, надо ответить словом «пожалуйста». Это слово используют и при просьбе («Дайте, пожалуйста, …..);
Если надо обратиться к беседующим взрослым, начни со слов «извините, пожалуйста» и только после этого изложи свою просьбу;
Когда просишь о чем-нибудь, не забудь произнести слова: «Прошу вас…» или «Я хочу попросить у вас (книгу)»;
Если нечаянно задел кого-то, совершил неловкость, надо извиниться («Извините, пожалуйста», «Простите меня, пожалуйста»);
Уходя, надо прощаться («До свидания», «Всего хорошего»).
Очень важно, каким тоном ты говоришь, обращаясь к своим родным, близким, к любому человеку, смотришь ли на него во время разговора. Вежливые слова, сказанные грубо, небрежно, отвернувшись от того, кому они адресованы, перестают быть вежливыми.
Правила поведения
на улице, во дворе
Поддерживай чистоту и порядок, которые наводят взрослые в подъезде и во дворе;
Входя в подъезд, тщательно вытри ноги;
Не пачкай стены, не пиши на них. Такое поведение – не только признак некультурности, его можно считать хулиганством, а это уже нарушение закона;
Следи за тем, чтобы и другие соблюдали порядок в подъезде и берегли его;
Во дворе также поддерживай порядок, не сори, не ломай деревья и кустарники, сажай цветы, не забывай о птицах, которым нужен корм, особенно зимой;
Помоги взрослым в строительстве площадки, бережно обращайся со всем, что построено для вас;
Играть надо так, чтобы не мять цветник, не мешать прохожим, гуляющим;
На прогулку и гулянье выходи в определенные, лучше в одни и те же, часы дня;
Дома скажи, где будешь гулять. Не забывай прийти вовремя. Ты всегда можешь узнать у прохожих, который час, вежливо обратившись с просьбой;
На улице ты можешь бегать, прыгать, играть с мячом. Будь с другими детьми дружелюбен, соблюдай правила игры и не ссорься из-за пустяков;
Запомни свой адрес. Узнай названия близлежащих улиц и какие учреждения, магазины здесь находятся, умей объяснить, как туда пройти;
Если увидишь плачущего малыша без присмотра, узнай, в чем дело, и помоги ему. Никогда не обижай маленьких;
Если кто-то упал или уронил какую-нибудь вещь, помоги ему;
Не смейся, не разглядывай пристально людей с физическими недостатками;
Будь внимателен ко всем, кому нужна помощь.
Беседа «Мой труд дома, в школе»
Наш труд в классе
Разнообразная деятельность в классе имеет существенное значение для формирования у детей опыта труда для всех и в этой связи определенных нравственных представлений. Труд для всех предполагает осознание ответственности за порученное дело с учетом той пользы, которое оно приносит людям. В таком труде заложено высокое гуманистическое начало, рождается чувство товарищества, коллективизма.
Важно, чтобы дети поняли, что только труд на пользу людям делает каждого Человеком. Тема труда хорошо раскрыта в рассказе Л.Толстого «Сколько людей?». Этот рассказ желательно прочитать и обсудить вместе с детьми. Ключевой вопрос воспитателя детям: «Почему работник только одну старуху назвал Человеком?». Или по книге Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» (главы 16, 18, 24, 26). Вопросы воспитателя: «Как работают друзья Гены? О чем они заботятся? Кто им мешает? Почему? Какие персонажи поступают хорошо, а какие – плохо?» – будут способствовать не только формированию у детей новых нравственных понятий, но и закреплению пройденного материала.
В ходе обсуждения с детьми темы «Мой труд» затрагиваются следующие вопросы: «Нужен ли он, нравится ли детям и почему? Как поступают те люди, которые не любят трудиться? К каким способам они прибегают, чтобы не трудиться?»
Воспитатель постепенно должен подвести детей к мысли, что в общественном труде рождается чувство коллективизма, ответственности не только за себя, но и за других. Например, чистота и порядок в классе радуют всех, но зависят они от каждого ученика. Как поддерживать чистоту и порядок? Для этого нужно научиться распределять работу между всеми, добросовестно ее выполнять, быть справедливым в оценке своего труда и труда товарища, доброжелательными по отношению друг к другу.
В заключении дети дают оценку своему труду в классе, предлагают меры улучшения работы дежурных, формулируют правила дружной совместной работы.
Мой труд дома
Воспитатель: Что означает выражение «дом есть лицо хозяина»?
Дети могут сказать, что по дому всегда судят о людях, которые в нем живут.
Воспитатель: Правильно. Порядок в доме свидетельствует об аккуратности, чистоплотности его хозяев, об их бережливости, старательности, умении каждой вещи найти свое место. Обстановка в доме рассказывает о культуре живущих там людей, об их вкусах и привычках.
У хороших хозяев теплый, гостеприимный уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому что в нем царит доброжелательная атмосфера. Наверное, каждый человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый, но кирпичики своего дома надо закладывать уже сейчас.
Далее можно спросить у детей об их обязанностях по дому, о том, как они помогают взрослым.
Обычно дети называют такие домашние дела:
Утром убрать свою постель.
Не засиживаться за столом.
После еды убрать со стола и помыть посуду.
Подмести и вымыть пол, вытереть пыль, убрать свои вещи.
Помочь взрослым на улице по хозяйству.
Дидактические материалы
Старший брат мастерил приемник. А младший ходил вокруг и мешал.
– И я работать хочу,- просил он.
– Вот пристал,- сказал старший брат. – На тебе молоток и гвоздь.
Младший нашел кусок фанеры и приступил к работе.
Тук-тук-тук – вся фанера в дырках! Даже вся табуретка в дырках. Даже в пальце чуть-чуть не сделал дырку.
– Ну-ка,- сказал старший брат,- дай сюда. – И прибил фанерку к приемнику.
– Вот и все,- сказал старший брат,- готов приемник.
Младший вышел во двор и привел ребят.
– Это я сделал. Моя работа!
– Весь приемник сделал?
– Не весь, конечно, но главную часть. Без нее приемник бы не работа.
Вопросы:
Помог ли младший брат старшему?
Правду ли он сказал своим друзьям?
Как назвать его поступок?
Э.Успенский
Если был бы я девчонкой
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашку постирал.
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмел,
Перемыл бы чашки, ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего ж я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
– Молодчина ты, сынок.
Вопросы:
Какие дела можно детям делать дома самостоятельно?
Их могут делать только девочки или мальчики тоже?
Что же мешает герою этого стихотворения помогать маме?
Что бы вы ему посоветовали?
Вывод: трудовые умения, привычка трудиться, приобретенные дома и в классе, пригодятся и во взрослой жизни.
Источник
ТЕМА: «КАК МЫ ТРУДИМСЯ В ШКОЛЕ И ДОМА»
Цель: раскрыть значимость труда в жизни человека.
Задачи:
– углублять и расширять понятия «труд», «трудолюбие»;
– развивать творческое воображение, способность к самоанализу;
– воспитывать стремление быть трудолюбивыми, уважать труд других людей.
1. Круг радости
– Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с замечательной, всем известной песенки про Антошку (сл. Энтина, муз. Шаинского).
Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.
Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.
Парам-пам-пам.
Парам-пам-пам.
Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.
Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.
Тили-тили, трали-вали,
Это, братцы, мне по силе,
Откажусь теперь едва ли.
Парам-пам-пам.
Беседа.
– Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?
– Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?
– Какого человека можно назвать трудолюбивым?
Затем учитель вместе с детьми дает определение понятия «трудолюбие».
– Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.
Например, великий русский полководец Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать непобедимым.
Рассказ учителя.
(Изложение содержания сказки Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»).
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:
– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
– Он плетёт свою паутину.
– А вон муравей, видишь?
– Вижу, он бежит с крошкой во рту.
– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.
Тогда отец говорит сыну:
– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.
Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.
· Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?
· Какой вывод каждый из вас сделал для себя?
· Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?
(«Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).
Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик» (по В. Катаеву)
Учитель, обобщая ответы детей, акцентирует внимание на том, что ни одно живое существо не обходится без труда. Трудится бобер, строя плотину, птички вьют гнезда, лисы, мыши, кроты роют себе норы. Даже росток, пробивающийся к свету – трудится. Много трудится и человек:
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
Трудимся и мы с вами.
– В чём заключается ваш труд?
Творческая деятельность.
Учитель предлагает детям нарисовать рисунки о том , как они трудяться.
Ю.П. Мориц «Трудолюбивая старушка»
Ленивая кошка
Не ловит мышей.
Ленивый мальчишка
Не моет ушей.
Ленивая мышка
Не выроет норку.
Ленивый мальчишка
Не любит уборку.
Ленивая мушка
Не хочет летать.
Ленивый мальчишка
Не хочет читать!
Что делать, скажите,
Добрейшей старушке,
Когда завелись
У старушки в избушке:
Ленивая кошка,
Ленивая мышка,
А также ленивая
Сонная мушка
И с ними в придачу
Ленивый мальчишка?
Старушка пошла на охоту –
За кошку!
Привыкла и ловит
Мышей понемножку.
За мышку под бревнами
Вырыла норку,
Мешочек пшена притащила
И корку.
Потом – за мальчишку! –
Затеяв уборку
И быстренько уши помыв
За мальчишку,
Старушка взяла
Интересную книжку,
Которую залпом прочла –
За мальчишку!
Теперь –
За ленивую, сонную мушку! –
Старушка расправила
Нежные крылья
И вдаль полетела
Проведать подружку!
Ах, завтра старушке
Придется опять
За мушку – летать,
За мальчишку – читать,
За кошку – мышей на охоте
Хватать,
За мышку – в норе
Под бревном хлопотать.
Как жили бы в этой
Ленивой избушке,
Не будь на земле
Неленивой старушки?
– Давайте ответим на вопрос автора:
· Как вы думаете, как жили бы в этой избушке без неленивой старушки?
· Как бы вы поступили на месте этой старушки?
Источник
ТЕМА: «КАК МЫ ТРУДИМСЯ В ШКОЛЕ И ДОМА»
Цель: раскрыть значимость труда в жизни человека.
Задачи:
– углублять и расширять понятия «труд», «трудолюбие»;
– развивать творческое воображение, способность к самоанализу;
– воспитывать стремление быть трудолюбивыми, уважать труд других людей.
1. Круг радости
– Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с замечательной, всем известной песенки про Антошку (сл. Энтина, муз. Шаинского).
Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.
Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.
Парам-пам-пам.
Парам-пам-пам.
Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.
Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.
Тили-тили, трали-вали,
Это, братцы, мне по силе,
Откажусь теперь едва ли.
Парам-пам-пам.
Беседа.
— Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?
— Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?
— Какого человека можно назвать трудолюбивым?
Затем учитель вместе с детьми дает определение понятия «трудолюбие».
– Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.
Например, великий русский полководец Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать непобедимым.
Рассказ учителя.
(Изложение содержания сказки Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»).
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:
– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
– Он плетёт свою паутину.
– А вон муравей, видишь?
– Вижу, он бежит с крошкой во рту.
– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.
Тогда отец говорит сыну:
– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.
Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.
· Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?
· Какой вывод каждый из вас сделал для себя?
· Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?
(«Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).
Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик» (по В. Катаеву)
Учитель, обобщая ответы детей, акцентирует внимание на том, что ни одно живое существо не обходится без труда. Трудится бобер, строя плотину, птички вьют гнезда, лисы, мыши, кроты роют себе норы. Даже росток, пробивающийся к свету – трудится. Много трудится и человек:
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
Трудимся и мы с вами.
– В чём заключается ваш труд?
Творческая деятельность.
Учитель предлагает детям нарисовать рисунки о том , как они трудяться.
Ю.П. Мориц «Трудолюбивая старушка»
Ленивая кошка
Не ловит мышей.
Ленивый мальчишка
Не моет ушей.
Ленивая мышка
Не выроет норку.
Ленивый мальчишка
Не любит уборку.
Ленивая мушка
Не хочет летать.
Ленивый мальчишка
Не хочет читать!
Что делать, скажите,
Добрейшей старушке,
Когда завелись
У старушки в избушке:
Ленивая кошка,
Ленивая мышка,
А также ленивая
Сонная мушка
И с ними в придачу
Ленивый мальчишка?
Старушка пошла на охоту –
За кошку!
Привыкла и ловит
Мышей понемножку.
За мышку под бревнами
Вырыла норку,
Мешочек пшена притащила
И корку.
Потом – за мальчишку! –
Затеяв уборку
И быстренько уши помыв
За мальчишку,
Старушка взяла
Интересную книжку,
Которую залпом прочла –
За мальчишку!
Теперь –
За ленивую, сонную мушку! –
Старушка расправила
Нежные крылья
И вдаль полетела
Проведать подружку!
Ах, завтра старушке
Придется опять
За мушку – летать,
За мальчишку – читать,
За кошку – мышей на охоте
Хватать,
За мышку – в норе
Под бревном хлопотать.
Как жили бы в этой
Ленивой избушке,
Не будь на земле
Неленивой старушки?
– Давайте ответим на вопрос автора:
· Как вы думаете, как жили бы в этой избушке без неленивой старушки?
· Как бы вы поступили на месте этой старушки?
ТЕМА: «КАК МЫ ТРУДИМСЯ В ШКОЛЕ И ДОМА»
Цель: раскрыть значимость труда в жизни человека.
Задачи:
– углублять и расширять понятия «труд», «трудолюбие»;
– развивать творческое воображение, способность к самоанализу;
– воспитывать стремление быть трудолюбивыми, уважать труд других людей.
1. Круг радости
– Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с замечательной, всем известной песенки про Антошку (сл. Энтина, муз. Шаинского).
Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.
Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.
Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.
Парам-пам-пам.
Парам-пам-пам.
Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.
Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.
Тили-тили, трали-вали,
Это, братцы, мне по силе,
Откажусь теперь едва ли.
Парам-пам-пам.
Беседа.
— Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?
— Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?
— Какого человека можно назвать трудолюбивым?
Затем учитель вместе с детьми дает определение понятия «трудолюбие».
– Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.
Например, великий русский полководец Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать непобедимым.
Рассказ учителя.
(Изложение содержания сказки Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»).
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:
– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
– Он плетёт свою паутину.
– А вон муравей, видишь?
– Вижу, он бежит с крошкой во рту.
– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.
Тогда отец говорит сыну:
– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.
Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.
· Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?
· Какой вывод каждый из вас сделал для себя?
· Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?
(«Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).
Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик» (по В. Катаеву)
Учитель, обобщая ответы детей, акцентирует внимание на том, что ни одно живое существо не обходится без труда. Трудится бобер, строя плотину, птички вьют гнезда, лисы, мыши, кроты роют себе норы. Даже росток, пробивающийся к свету – трудится. Много трудится и человек:
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
Трудимся и мы с вами.
– В чём заключается ваш труд?
Творческая деятельность.
Учитель предлагает детям нарисовать рисунки о том , как они трудяться.
Ю.П. Мориц «Трудолюбивая старушка»
Ленивая кошка
Не ловит мышей.
Ленивый мальчишка
Не моет ушей.
Ленивая мышка
Не выроет норку.
Ленивый мальчишка
Не любит уборку.
Ленивая мушка
Не хочет летать.
Ленивый мальчишка
Не хочет читать!
Что делать, скажите,
Добрейшей старушке,
Когда завелись
У старушки в избушке:
Ленивая кошка,
Ленивая мышка,
А также ленивая
Сонная мушка
И с ними в придачу
Ленивый мальчишка?
Старушка пошла на охоту –
За кошку!
Привыкла и ловит
Мышей понемножку.
За мышку под бревнами
Вырыла норку,
Мешочек пшена притащила
И корку.
Потом – за мальчишку! –
Затеяв уборку
И быстренько уши помыв
За мальчишку,
Старушка взяла
Интересную книжку,
Которую залпом прочла –
За мальчишку!
Теперь –
За ленивую, сонную мушку! –
Старушка расправила
Нежные крылья
И вдаль полетела
Проведать подружку!
Ах, завтра старушке
Придется опять
За мушку – летать,
За мальчишку – читать,
За кошку – мышей на охоте
Хватать,
За мышку – в норе
Под бревном хлопотать.
Как жили бы в этой
Ленивой избушке,
Не будь на земле
Неленивой старушки?
– Давайте ответим на вопрос автора:
· Как вы думаете, как жили бы в этой избушке без неленивой старушки?
· Как бы вы поступили на месте этой старушки?
Источник
Источник