Убеждающая речь о пользе образования

Убеждающая речь о пользе образования thumbnail

Инфоурок

› Русский язык ›Презентации›”Зачем человек учится?” Рассуждение как тип убеждающей речи

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Дискуссионный клуб «Пёрышки» «Зачем человек учится?» Учитель русского языка и литературы КОГОБУ ЦДОД Лянгузова Оксана Михайловна Рассуждение как тип убеждающей речи.

2 слайд

Описание слайда:

Как эффективно спорить? Как построить своё высказывание, чтобы можно было убедить противника в своей правоте? Зачем нужно учиться? Наша цель на сегодня : найти ответы на вопросы:

3 слайд

4 слайд

Описание слайда:

Подготовимся к дискуссии на тему : «Подсказки на уроках : вред или благо?» Для этого подберём аргументы ЗА и ПРОТИВ: найдём примеры подсказок на уроке, которые приводили к неблагоприятным последствиям ( из литературы, фильмов, юмористического журнала «Ералаш»); вспомним истории из жизни, связанные с подсказками; посмотрим на эту проблему глазами учителя : что делать, если ученик у доски молчит? Найдём разницу между словами «подсказка» и «помощь», подберём афоризмы, высказывания, иллюстрации по теме; выясним, что такое «медвежья услуга» ( значение фразеологизма); научимся использовать речевые обороты согласия и несогласия .

5 слайд

Описание слайда:

«Подсказки на уроках : вред или благо?»

6 слайд

Описание слайда:

Известный философ Сократ – один из основателей ШКОЛЫ РИТОРИЧЕСКОЙ ГРАМОТЫ – ввёл для своих учеников специальные уроки, которые он называл УРОКАМИ ЭРИСТИКИ, т. е уроками «праведного», честного спора, который строился как ДИАЛОГ – уважительный и доказательный. Были определены и основные ПРАВИЛА ведения такого ДИАЛОГА – СПОРА. Вот некоторые из них:

7 слайд

Описание слайда:

Как эффективно спорить 1. Готовясь к дискуссии, уточни значение необходимых терминов. 2. Проверь, правильно ли ты понимаешь суть проблемы. 3. Определи предмет обсуждения и не теряй его в процессе спора. 4. Продумай способ доказательства своей мысли, подбери нужные аргументы. 5. Продумай ответы на возможные возражения оппонентов. 6. Четко определи свою позицию в споре и умей терпеливо ее объяснить. 7. Будь убежден в том, что утверждаешь. 8. Говори ясно, точно, просто, отчетливо и своими словами, а не по «бумажке». 9. Заканчивая свое выступление, подведи итоги и сформулируй выводы.

8 слайд

Описание слайда:

10. Уважительно относись к оппоненту. 11. Будь готов выслушать любую точку зрения, любой аргумент. 12. Отрицая что-либо, объясни и аргументируй, почему ты это делаешь. 13. Критикуя что-либо, предлагай что-то взамен. 14. Имей мужество признать правоту оппонента, если ты оказался не прав. 15. Никогда не навешивай «ярлыков» и не допускай уничижительны высказываний, перепалок, высмеивания. 16. Следи не только за аргументами оппонента, но и за его настроением, мимикой, жеста, интонацией. Владей невербальными средствами общения сам.

9 слайд

10 слайд

11 слайд

Описание слайда:

Схема текста-рассуждения 1 Основная мысль моего текста (ОМ) Мой вопрос к будущему тексту: почему? Мой текст отвечает на этот вопрос ( объясняет или доказывает).

12 слайд

Описание слайда:

Схема текста-рассуждения 2 Основная мысль моего текста (ОМ) Мой текст объясняет или доказывает ОМ Мой вопрос к выводу: Что следует из моих рассуждений.

13 слайд

14 слайд

15 слайд

Описание слайда:

Мы ходим в школу, потому что это простая забота каждого дня и потому что это наш долг перед страной и перед своей жизнью. Мы не можем думать об этом каждую минуту, но в действительности дело обстоит именно так. На каждом нашем поступке стоит тройная печать: день, жизнь, вечность. В каждом нашем поступке так или иначе отражены интересы общественные, интересы страны, интересы всего человечества Так мы вписываемся в пространство и время. Кто не поймёт всего этого, тот вечно будет хныкать, как маленький: «Зачем учиться? Зачем мне математика? Зачем биология? Не хочу!» А кто поймёт, для чего жить, для чего учиться ( это, по сути, одно и то же), кто поймёт, что только в учении душа разрастается, в ней появляются человеческие желания, тот будет учиться напряжённо и радостно. Свободно. ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕК УЧИТСЯ?

16 слайд

Описание слайда:

Но если уж читатель так любознателен, что всё же хотел бы получить точный ответ на вопрос «Зачем учиться?», то лучше всего привести слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского. Вдумаемся в них, это одна из самых важных «центральных мыслей». Каждый сам сумеет доказать её истинность: Человек должен учиться потому, что он …

17 слайд

Описание слайда:

Но если уж читатель так любознателен, что всё же хотел бы получить точный ответ на вопрос «Зачем учиться?», то лучше всего привести слова выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского. Вдумаемся в них, это одна из самых важных «центральных мыслей». Каждый сам сумеет доказать её истинность: Человек должен учиться потому, что он ЧЕЛОВЕК.

18 слайд

Описание слайда:

В.А.Сухомлинский: «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

19 слайд

Описание слайда:

Согласны ли вы с мнением, что «Ученья корень – всегда горек»? Как подготовиться к спору? определить предмет спора; определить ваше отношение к предмету спора; подобрать доказательства, подтверждающие ваше мнение о предмете спора.

20 слайд

Описание слайда:

Ученья корень – всегда горек Мне кажется, справедливо говорят, что «корень учения – горек»: во-первых, потому что учиться – это часто выполнять трудную и не всегда очень интересную работу; во-вторых, мне кажется, и потому, что твою работу могут оценить не так, как ты предполагаешь, и тебе бывает обидно; и, наконец, по-моему, горькое – это часто и полезное, как лекарство во время болезни. А учение – это и есть лекарство от лени и скуки, которое помогает тебе стать интересным и умным человеком. Вы не согласны со мной? Олеся П.

21 слайд

Описание слайда:

Я согласен, что «корень учения – горек», но не надо забывать вторую половину пословицы : «плод – сладок»! Во-первых, потому что чем труднее что-то даётся в учёбе, тем бывает и почётнее, что тебя похвалили, ты справился и тебе радостно. Хорошо бывает на душе ещё и от того, что ты сделал что-то трудное – сам! Саша Б.

Читайте также:  Грушевый сидр вред и польза и вред

22 слайд

Описание слайда:

А что делать, когда учёба не даётся? Может быть, проще списать? Пусть помогут родители, друзья, интернет, «Готовые домашние задания»? Как вы считаете?

23 слайд

Описание слайда:

Николай НОСОВ «Витя Малеев в школе и дома» По шишкинскому примеру, я совсем перестал дома делать задачи и всё норовил списывать их у ребят. Как в пословице говорится: «С кем поведёшься, от того и наберёшься». «Зачем мне ломать голову над этими задачами? – думал я. – Всё равно я их не понимаю. Лучше я спишу, и дело с концом. И быстрей, и дома никто не сердится, что я не справляюсь с задачами».

24 слайд

Описание слайда:

Конечно, списать домашнее задание было легко, а вот когда вызовут в классе, то тут только одна надежда на подсказку. Ещё спасибо, что хоть ребята подсказывали. Только Глеб Скамейкин с тех пор, как сказал, что будет бороться с подсказкой, всё думал и думал и наконец придумал такую вещь: подговорил ребят, которые выпускали стенгазету, нарисовать на меня карикатуру. И вот в один прекрасный день в стенгазете на меня появилась карикатура с длинными ушами, то есть был нарисован я возле доски, вроде я решаю задачу, а уши у меня длинные-предлинные. Это, значит, для того, чтобы лучше слышать, что мне подсказывают. И ещё какие-то стишки противные под этой карикатурой были подписаны: Витя наш подсказку любит, Витя в дружбе с ней живёт, Но подсказка Витю губит И до двойки доведёт.

25 слайд

Описание слайда:

На другой день у нас было общее собрание класса. Ольга Николаевна сделала сообщение об успеваемости. Потом Ольга Николаевна сказала, что дисциплина у нас ещё плохая – в классе бывает шумно, ребята подсказывают друг другу. Первым выступил Глеб Скамейкин. Он сказал, что во всём виновата подсказка. Это у него вроде болезнь такая – «подсказка». Он сказал, что если б никто не подсказывал, то и дисциплина была бы лучше и никто не надеялся бы на подсказку, а сам бы взялся за ум и учился бы лучше. – Теперь я нарочно буду подсказывать неправильно, чтоб никто не надеялся на подсказку, – сказал Глеб Скамейкин. – Это не по-товарищески, – сказал Вася Ерохин. – А вообще подсказывать по-товарищески? – Тоже не по-товарищески. Товарищу надо помочь, если он не понимает, а от подсказки вред.

26 слайд

Описание слайда:

Ольга Николаевна стала объяснять нам,что для того чтобы успешно учиться, надо правильно распределять свой день. Надо пораньше ложиться спать и пораньше вставать. Утром делать зарядку, почаще бывать на свежем воздухе. Уроки нужно делать не сейчас же после школы, а сначала часа полтора-два отдохнуть. Слава Ведерников сказал: – Ольга Николаевна, я понимаю, что после школы нужно отдохнуть часа два, а вот как отдыхать? Я не умею так просто сидеть и отдыхать. От такого отдыха на меня нападает тоска. – Отдыхать – это вовсе не значит, что надо сидеть сложа руки. Можно, например, пойти погулять, поиграть, чем-нибудь заняться. Уроки обязательно делать днём. Поздно вечером заниматься вредно, так как мозг к этому времени уже устаёт и занятия не будут успешными. Сначала надо делать уроки, которые потрудней, а потом те, что полегче.

27 слайд

Описание слайда:

Тема: Подсказки на уроках: вред или благо? Уважаемые коллеги! Я работаю в школе не первый год, и постоянно сталкиваюсь с вопросом: Можно ли подсказывать, то есть помогать тем ученикам, которые затрудняются с выполнением задания? Взгляд учителей на подсказки на уроках: Учителя обычно наказывают мальчишек и девчонок, которые пытаются каким-то образом помочь своим однокашникам. Но ведь и мы иногда бываем не правы, помогая различным образом ученикам! Очень хочется “увидеть” Ваше мнение, коллеги!

28 слайд

Описание слайда:

Подсказка-“медвежья услуга”? Действительно, подсказывать и помогать – это разные вещи. Помогать, по-моему, имеют право одноклассники, и у них это хорошо получается при работе в “парах”, и при групповой работе. Наблюдения за работой учеников доставляют истинное удовольствие: одни, в буквальном смысле “на пальцах”, объясняют другим то, что они не понимают и добиваются положительных результатов, спасибо им за это! Тем более учителю помочь ученику, именно помочь – святая обязанность, особенно, если ученик обратится за помощью. А вот подсказывать, тем более давать готовые решения, нельзя!

29 слайд

Описание слайда:

А я довольно часто разрешаю подсказывать. Но, конечно, во всём нужна мера. И как правильно заметили коллеги – смотря кому и смотря как. Вообще-то желание подсказать – вполне нормальное. Как минимум – сигнал, что человек знает (как ему кажется) и готов передать это знание другому. Человек НЕРАВНОДУШЕН, ГОТОВ ПОМОЧЬ. И, конечно, (иногда и не без основания) гордится этим. Есть ведь разные стадии освоения какого-то элемента. Прочитал (услышал, увидел) – это ещё не усвоил. Знаю – но не могу выразить, сказать, применить. Знаю, могу выразить и применить. Самое ценное – знаю, могу выразить и применить, могу научить (это, конечно круто, хотя бы объяснить) другого. Поэтому часто “разрешаю научить” одноклассника. Но, конечно, процесс помощи и подсказки должен контролироваться учителем, иначе всё легко превращается в “медвежью услугу”.

30 слайд

Описание слайда:

Не забывайте, что человек должен учиться, потому что он ЧЕЛОВЕК! Подсказка готового решения – плохо. Лучше помогите найти путь для успешного решения поставленной задачи

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель русского языка и литературы

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

С подростками всегда интересно обсуждать те темы, которые затрагивают их повседневную жизнь, помогают найти ценности в обыденных вещах, а в целом – воспитывают осмысленное отношение к жизни. Зачем человек учится? Как относиться к подсказкам на уроках и в интернете? Над этими вопросами размышляли участники дискуссионного клуба “Пёрышки”, изучая при этом особенности построения типа речи РАССУЖДЕНИЕ.

Проверен экспертом

Общая информация

Номер материала: ДБ-897545

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Структура убеждающей речи

Привлечь к себе внимание, убедить общественность в правильности своей точки зрения, стать лидером в глазах людей, внушить доверие к определенным идеям и позициям способна убеждающая речь. Это процесс, при котором умелый оратор передает людям сообщение, необходимое для убеждения общественности в каком-либо аспекте, изменения определенной точки зрения или побуждения к конкретному действию.

Структура убеждающей речи всегда подразумевает соблюдение нескольких простых, но важных принципов: конкретика, ориентировка на слушателя, наличие доказательств, контроль реакции людей, мотивация, открытость.

Принцип 1. Выражаем мысли конкретно и четко

Слушатели должны понимать, чего именно вы от них хотите. Простым языком, вы должны декларировать свою точку зрения. Задайте себе вопрос: чего вы хотите от слушателей? Какой эффект должна произвести ваша речь? Что должны сделать люди, над чем задуматься, какие свои мысли в результате убеждения поменять?

примеры убеждающей речи

Не стоит говорить много лишних слов. Убеждающая речь не должна содержать косвенных фраз или предложений, не относящихся к делу. Слушатели всегда чувствуют подвох и попытку повлиять на них обходными путями. Они скорее сделают то, что вам нужно, если вы будете предельно кратки и искренни.

Принцип 2. Ориентируемся на слушателя

Любая аудитория придерживается каких-либо установок. Установка – чувства аудитории, связанные с каким-либо поводом, объектом, человеком, вопросом и т. д. Установка – это, своего рода мнение. Например, фраза «Я считаю, что необходимо всерьез заниматься иностранными языками» означает, что человек обладает положительной установкой на владение иностранными языками.

Убеждающая речь обязывает оратора узнать, какого мнения придерживаются слушатели по конкретному вопросу. Правильный анализ целевой аудитории помогает более адекватно оценить шансы на успех публичного выступления. Собрав всю нужную информацию об ориентировках людей на вашу установку, можно сформировать примерный план действий:

  • Если слушатели позитивно относятся к вашей установке, то есть разделяют ваше мнение по конкретному вопросу, то стоит обдумать, чего бы вы хотели от них. Ваша задача – разработать конкретный план выступления, который поможет побудить людей совершить нужное вам действие.
  • Если мнение аудитории нейтральное или оно попросту отсутствует, вам нужно его сформировать, причем в выгодном для вас свете. Если люди не осведомлены в вопросе, который вы озвучиваете, вам нужно проинформировать их, после чего склонить к своим убеждениям. Если люди обладают необходимой информацией, но занимают нейтральную позицию, ваша задача – привести как можно больше аргументов, которые подтверждают вашу точку зрения. С такой стратегией привлечь аудиторию на свою сторону не составит труда.

убеждающая речь

Отдельно стоит обсудить ситуацию, в которой слушатели не согласны с вашей точкой зрения:

  • Если аудитория не принимает вашу цель, но настроена умеренно, не враждебно, стоит попытаться привлечь их на свою сторону с помощью аргументов и фактов. Информация должна быть представлена объективно, кратко. Не должно быть расплывчатости, лжи или недосказанности. Представьте себя на месте слушателей. Хорошая речь – это такие слова, которые, если не поменяют точку зрения на противоположную, то хотя бы заставят скептически настроенных людей начать верить оратору и обдумать его мнение.
  • Если аудитория настроена враждебно, любые попытки сразу поменять ее мнение с помощью публичного выступления, скорее всего, закончатся фиаско. В этом случае к теме разговора лучше подойти издалека, начав речь с незначительного, но адекватного предложения людям. Вы должны показать, что даже маленькая ваша идея чего-то стоит. Позже, уже в другом выступлении можно предложить людям продвинуться дальше. Вероятно, к этому моменту они уже будут вас воспринимать как человека, который предлагает достойные цели.

Но не стоит слишком полагаться на одну лишь речь. Порой даже самые лучшие слова не приводят к нужной цели, если речь идет о враждебно настроенной аудитории.

Принцип 3. Собираем доказательства

Даже в повседневной жизни мы не делаем что-либо без причин. Вот и слушателям нужны причины, из-за которых они сочтут вашу идею рациональной и поддержат ее. Вам нужно собрать доказательства вашей правоты, то есть объяснить, почему ваша цель достойна внимания.

Убеждающая речь о пользе образования

Если вы хорошо знакомы с темой вашего выступления, скорее всего, у вас уже есть разумные доводы. Если нет, постарайтесь их собрать как можно больше. Затем выберите несколько самых достойных, важных.

Стоящие доказательства должны быть:

  • Подтверждены фактами.
  • Иметь прямое отношение к теме выступления.
  • Быть интересны аудитории.

Спросите себя: откуда вы взяли эти доказательства, современны ли они и относятся ли к выступлению? Ответы на эти вопросы подскажут, правильные ли доводы вы собрали.

Принцип 4. Контролируем реакцию людей

Структура убеждающей речи должна быть логична и последовательна, только так можно оставаться главой положения и привлекать к себе внимание. Способы оптимального построения выступления долго искать не нужно, их уже давно составили и озвучили известные психологи и ораторы, также вы можете прочитать их в нашей статье – ораторское мастерство. Чтобы контролировать ситуацию, можно воспользоваться несколькими методами.

Убеждающая речь о пользе образования

Метод озвучивания доказательств

Если аудитория еще не сложила определенные позитивные или негативные установки в отношении вашего вопроса, можно воспользоваться этим способом. В соответствии с ним вы описываете вашу цель, а затем озвучиваете собранные доказательства. При этом второе по важности доказательство говорится в начале выступления, самый важный довод озвучивается в конце, а все остальные – в любом порядке в середине.

Вот пример убеждающего текста, построенного по этому методу:

«Уважаемые коллеги (одногруппники, союзники, друзья)! Я хотел бы поднять столь важную для современной общественности тему – тему защиты природы. Многие из нас совсем забыли, что она очень хрупкая, что ее нужно защищать. В наших интересах добиться запрета на выбросы вредных химических веществ с местного завода в реку. И вот почему:

  • Мы живем за счет природных ресурсов, а вода – это наше основное богатство. Как известно, воду из этой реки пьют животные нашей области, не говоря уже о том, что этой водой поливают овощные и фруктовые растения, плоды которых мы позже покупаем и употребляем в пищу.
  • Из-за повышенной загрязненности реки мы лишаемся летнего отдыха. По данным местных экологов, уже через 2-3 года купаться в реке будет категорически запрещено.
  • Химикаты приводят к тому, что река начинает высыхать. Местные прогнозисты предполагают, что наши правнуки могут ее уже не застать.
  • Поскольку река является главной в городе, вода из нее поступает в наши водопроводы. Мы отравляем свой организм химикатами, как и наши дети и родители. Практически ни один фильтр не способен очистить воду от химикатов на 100%.

Все данные собраны из достоверных источников и подтверждены соответствующими документами. Предлагаю вам ознакомиться с ними сейчас или обратиться ко мне позже. Наверняка вы разделите со мной мою цель и подпишите петицию, требующую запретить выбросы химикатов в нашу реку».

Метод решения проблем

Это не менее эффективный способ, который подойдет при общении с аудиторией, настроенной нейтрально или даже слегка негативно. Он предполагает:

  • Формулировку актуальной проблемы.
  • Убеждение, что ваше предложение способно ее решить.
  • Убеждение, что ваше предложение является наилучшим из любых возможных, поскольку оно приносит максимум положительных результатов.

Пример того же текста, построенного по данному методу:

«Сейчас как никогда остро встала проблема загрязнения нашей реки химикатами. Вода – это наше основное богатство. Только представьте, все выбросы из местного завода прямым или косвенным способом попадают в ваш организм. Это не обман, по данным, которые мне любезно предоставили наши статисты и лаборанты, 50% водопроводной воды содержит эти химикаты и ровно столько же овощей и фруктов, предложенных в супермаркетах, выращивались с помощью полива из реки. Что уже говорить о том, что через несколько лет купаться в реке будет опасно для жизни? Ни один фильтр не способен очистить воду от подобных ядовитых примесей. Как известно, такие химикаты вызывают тяжелейшие онкологические заболевания.

Вы можете помочь избежать такого хода событий и сохранить здоровье населения. Я создал петицию, которую должно подписать не менее 1000 человек, чтобы ее рассмотрели. Подписав петицию, вы сделаете все возможное для своей безопасности и безопасности близких людей.

По моим данным, эту проблему уже пытались решить с помощью митингов и голосований, но это не привело к нужному результату. Местные власти обязаны рассмотреть петицию и предпринять соответствующие меры, если под требованием подписалось не менее 1000 человек. Мы сможем требовать справедливости, полностью опираясь на современное законодательство. По всем вопросам вы можете обратиться ко мне, как и ознакомиться со всеми документами.»

Метод сравнительных достоинств

Этот способ состоит в том, что вы перечисляете публике все преимущества вашего предложения. Он подходит для общения с аудиторией, положительно настроенной к вам.

Пример текста, составленного по этому методу:

«Сегодня мы нуждаемся в хороших специалистах как никогда. Но далеко не каждый человек может себе позволить качественное обучение. Я предлагаю рассмотреть мое предложение, касающееся улучшения качества образования в обычных государственных школах.

Ваши положительные голоса за мой проект помогут мне добиться того, что в школах будет новое современное компьютерное оборудование, введутся факультативы иностранных языков, и каждый ученик уже с 5 класса обучения сможет выбрать себе интересующий профиль, чтобы в нем развиваться.

В соответствии с анализом результатов, данные мероприятия приведут к тому, что:

  • Дети станут охотнее посещать школу и учиться более целеустремленно.
  • На выходе из школы будут уже практически готовые профессионалы в некоторых сферах.
  • Поступить в университет детям будет на 50% проще.
  • Значительно возрастет уровень социальной жизни, уменьшится количество малообеспеченных людей ввиду подготовки качественных трудовых ресурсов, способных зарабатывать хорошие деньги.
  • Дети найдут себе занятия по интересам, из-за чего уменьшится количество ребят, бесцельно скитающихся по улицам. По моим подсчетам, это повлияет и на снижение уровня детской преступности.

Поддержать проект вы можете, обратившись непосредственно ко мне».

Эти примеры достаточно общие, но по ним можно понять суть убеждающей речи и составить хорошую ораторскую речь по подобию.

Принцип 5. Мотивация – это важно

У людей должен быть стимул. И это не просто решение их проблем. Они должны ощущать, что хотят пойти за вами. Наиболее популярный стимул – это взывание к гражданскому долгу. Если общественность будет уверена, что ее действия – это поистине важный человеческий и героический поступок, она пойдет за вами без вопросов.

структура убеждающей речи

Будьте внимательны, если то, что вы требуете от людей, будет стоить им денег или времени, результат от их потери должен соответствовать их ожиданиям.

Например, в одном из текстов люди должны потратить время, чтобы выстоять в очереди и подписать петицию. Но взамен они получат свое здоровье и здоровье близких людей. Вы снимаете с них угрозу заболевания, это и есть мотивация.

Принцип 6. Будем честными и открытыми

Ваша искренность – самый быстрый и эффективный путь к доверию слушателей. Вот несколько советов:

  • Говорите только правду.
  • Не преувеличивайте результаты, которых стоит ожидать. Это тоже, своего рода, обман.
  • Никогда не критикуйте тех, кто не согласен с вами.
  • Предоставляйте источники ваших сведений.

Самый главный совет: представьте себя на месте ваших слушателей. После каких слов вы поддержали бы себя? Ответ на этот вопрос и будет вашей убеждающей речью.

Источник

Читайте также:  Вред и польза свежего чеснока