Ученье без уменья не польза а беда синтаксический разбор
Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым. 8 класс
Цель урока: ознакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формирование умений: 1) ставить знаки препинания между главными членами предложения; 2) составлять предложения, в которых необходимо тире.
Организационная структура урока
1.Мобилизующий этап
Вступительное слово.
– Здравствуйте, ребята! Мы как всегда рады видеть друг друга и гото-
вы к совместной творческой работе. Перед вами на столах лежат
цветные полоски: красная, жёлтая, синяя, зелёная, чёрная. Посмот-
рите на них внимательно и выберите ту из них, которой соответ-
ствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. Итак, нач-
нём урок.
На доске запись:
Литератор работая одновременно превращает дело в слово, а слово становится делом.
Для писателя основной материал – слово.
Всякий знает что слово превращается в дело гораздо труднее чем дело переходит в слово
– Прочитайте предложения. Расположите их в порядке уменьшения главных членов предложения.
– Выполняя задание сначала в устной, затем в письменной форме, обоснуйте порядок записи, выделите главные члены предложения, объясните постановку пропущенных знаков препинания.
2. Определение темы и цели урока
– Обратите внимание на предложение, в котором одно подлежащее и одно сказуемое.
– Скажите, какой знак препинания стоит между ними, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
// В предложении Для писателя основной материал – слово между подлежащим и сказуемым стоит тире. Значит тема сегодняшнего урока:
Тире между подлежащим и сказуемым
(Тему урока пишу на доске)
– Отталкиваясь от темы, сформулируйте цель урока.
Цель: узнать, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым; учиться использовать новое правило на письме.
3.Актуализация знаний учащихся
– Прежде чем приступить к изучению нового материала, необходимо вспомнить, что вам известно о главных членах предложения.
(Учащиеся дают определения главных членов предложения,- подлежащего и сказуемого. Приводят примеры.
4. Изучение нового материала
– Приступим к изучению нового материала. Определите, какой частью речи выражены подлежащее и сказуемое в предложении, на основании которого вы формулировали тему урока. Сделайте вывод.
(Задание выполняется устно)
– Теперь проведём аналогичную работу с другими предложениями:
Дважды два – четыре.
Лишнее говорить – только делу вредить.
Дело науки – служить людям
Чтение – это (вот)лучшее учение.
– Сформулируйте новое правило. Затем работаем с другой группой предложений:
Дом как музей.
Он хозяин положения.
Ученье без уменья не польза, а беда.
(Учащиеся формулируют примечание, когда тире не ставится.
– Открываю запись последнего предложения: Я – земля, я своих провожаю питомцев. Читаю его с логическим ударением на подлежащем. Предлагаю подумать, почему в данном случае следует ставить тире. Делаем вывод.
5. Закрепление изученного
Упражнение1.
Шутки шутить людей мутить.
Плохой товарищ не подмога.
Слепая ненависть плохой советчик.
Жизнь человека чудо из чудес.
Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
Грамота второй язык.
Жить народу служить.
Сердце не камень.
Повторенье мать ученья.
Читать значит вырабатывать вкус постигая прекрасное.
Художественная литература это искусство слова.
Чтение это всегда диалог, безмолвный, внутренний диалог наедине.
1.(- – вот =).
2.(- – это =). 2.(- =).
3.(- =).
4.(-).
– Прочитайте предложения. Рассмотрите данные к ним схемы. Сформулируйте задания к упражнению. Не забывайте о теме урока.
Надо сгруппировать предложения, ориентируясь на схемы и на особенности выражения подлежащего и сказуемого. Выделить главные члены предложения. Поставить необходимые знаки препинания.
(Задание выполняется в парах. Повторяется правило о постановке тире между подлежащим и сказуемым)
– Назовите орфограммы, которые есть в словах, выполняющих роль подлежащих, но нет в словах, которые являются сказуемыми.
(Выполняем устно)
– Какой знак препинания, кроме тире, вы поставили в одном из предложений и почему?
Учащиеся рассказывают о постановке запятой при деепричастном обороте
– В каком сказуемом звуков больше, чем букв?
Упражнение 2.
- Людвиг Ван Бетховен, Николай Михайлович Пржевальский, Владимир Иванович Даль, Михаил Васильевич Ломоносов, Михаил Михайлович Пришвин, Василий Васильевич Верещагин.
- Агроном по профессии, певец русской природы; исполин симфонической музыки, композитор, пианист, дирижёр; первый русский преподаватель русской литературы; моряк, неутомимый исследователь и любитель русского языка; великий следопыт природы, учёный путешественник, коллекционер; автор картин на батальные темы; обличитель захватнических войн.
– Прочитайте записи под цифрами 1 и 2. Сформулируйте задание к упражнению в соответствии с темой урока.
(Нужно составить предложения, используя материал под цифрами 1-2 так, чтобы между подлежащим и сказуемым можно было поставить тире.)
-Задание выполняем письменно. Повторяем соответствующий пункт правила.
-Назовите орфограмму, слова на которую чаще встречаются в составе сказуемых двух последних упражнений. Задание выполняется в парах
Упражнение 3. Самостоятельно
О нём было создано множество противоречивых легенд и домыслов. Жюль Верн неутомимый путешественник говорили о нем одни. Он объехал Европу, Азию, Африку, Америку, Австралию. Никакого Жюля Верна не существует утверждали другие. Жюль Верн это псевдоним географического общества.
Жюль Верн автор научно – фантастических романов. Герои его книг посетили разные места планеты, смело отправились на луну, полетели на воздушном шаре через Африку и во льды Арктики, спустились к центру земли через кратер вулкана.
На самом деле он не был ни учёным, ни путешественником. Прогулки на яхте несколько поездок по Средиземному морю и в Скандинавию вот почти все совершённые им путешествия. Многие романы Жюль Верн писал дома во Франции в городе Амьене. Здесь в кабинете с большой картой земного шара мечтатель мысленно отправлялся в далёкие страны вместе со своими изобретательными и бесстрашными героями.
1; 2; 1
– Прочитайте текст. Обратите внимание на данные к нему цифры. Учитывая смысл частей текста и тему урока, сформулируйте задание к упражнению
Нужно расположить части текста в правильной последовательности. В первой части должно быть одно предложение с тире, во второй – два, в третьей – одно. Устно.
– Напишите предложения, в которых необходимо поставить тире.
– Выделите главные члены предложения.
– Назовите орфограммы, которых не было в предыдущих упражнениях.
– Выполните синтаксический разбор предложения из текста, в сказуемом которого самое большое количество слов
Итог урока.(рефлексия)
-Что нового узнали на уроке?
– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?
– Как вы их преодолевали?
– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?
– Дайте оценку нашей работе.
-Дома найдите или составьте примеры предложений, где тире ставится между подлежащим и сказуемым в случаях, которые нами не рассматривались.
Источник
Ученье — свет
Ехали всю ночь. До курортов не доехали, остановились в Джанкое. Вокруг не море, не пальмы, а степь: ковыль, солончаки. Нас выгрузили из вагонов, разбили на роты, по сто человек в каждой, построили в колонны и повели через весь город. Колонны заключенных и
Ученье – свет
Ехали всю ночь. До курортов не доехали, остановились в Джанкое. Вокруг не море, не пальмы, а степь: ковыль, солончаки. Нас выгрузили из вагонов, разбили на роты, по сто человек в каждой, построили в колонны и повели через весь город. Колонны заключенных и
«Добывай по степени уменья…»
Добывай по степени уменья,
Что ты можешь – славу или щи,
Только среди женщин современья
Совершенства тела не ищи.
Для чего напрасно лезть из кожи,
Если первый встречный подтвердит
Что в наш век гражданки не похожи,
К сожалению, на
Тяжело в ученье…
Не последняя роль в соревнованиях отводилась выполнению физических нормативов. Помимо нормативов Советской Армии, выполнялись нормативы армий стран НАТО. Это тоже приходилось выкапывать в подшивках ЗВО и на страницах вышеупомянутой книги полковника
Ученье — свет
В Вышний Волочок Бескин добирался с попутчиком, командиром взвода разведчиков Федором Ивановым, имевшим направление, как он сказал, на те же курсы. Федор уговорил Игоря добираться через Торопец, где у него есть знакомая. Знакомую нашли, заночевали. После
Нет денег = беда. есть = тоже беда
23.12.91. Мое сладострастье! Начинается! Присесть поутру у окошечка за машиночку — и очухаться, отдуматься на приволье и беззаботье. Волнения во мне мелкие и мыслишки: что делать с восемью тысячами долларов, что вот у меня сейчас есть
ТРИ СКОРЛУПКИ УМЕНЬЯ, ПЯТЬ ЛАДОШЕК ВДОХНОВЕНЬЯ
Когда мы только начали совместную жизнь с Володей, по Москве пошел шум. Моя свекровь — человек словоохотливый интенсивно обсуждала свои радости и печали с подругами и знакомыми. Главной темой было (помимо того, что я
4. УЧЕНЬЕ
Читать я научился незаметно. Набегаешься днём, наиграешься, наработаешься, а вечером сидишь за столом, фантики — конфетные обёртки — перебираешь и находишь знакомые буквы.Сижу тихо, как мышонок, чтобы спать не послали. К шести годам, вот так играя, научился я
4. Ученье
Мои передвижения из группы в группу объясняются в основном моей сверхъестественной способностью быть в нужном месте в нужное время. Судьба, удача и талант приходят мне на помощь, когда я этого хочу, и всё приходит ко мне на блюдечке с голубой каймой.Группа,
10 Ученье – свет!
Любимым праздником всех детей является день рождения. Но в старину было принято праздновать не день рождения, а именины. На восьмой день после рождения ребенка его крестили и давали имя святого, которого в этот день поминали. Например, если поминали
Молодость, ученье и вновь ученье
Биография человека, сделавшего такое эпохальное открытие, «была бы интересна, даже если бы она была неинтересной». Но она похожа на большой роман, где волнующие главы, посвященные местам научных работ, в духе произведений де Крейфа,
В ученье, как в бою
По сравнению с другими кубанскими станицами, Тихорецкая оказалась довольно крупным населенным пунктом, расположенным на равнине, утопающим в садах и виноградниках. Полк разместился на окраине.Рядом с жилыми зданиями – столовая, штаб. Недалеко от
В ученье, как в бою
По сравнению с другими кубанскими станицами, Тихорецкая оказалась довольно крупным населенным пунктом, расположенным на равнине, утопающим в садах и виноградниках. Полк разместился на окраине.Рядом с жилыми зданиями – столовая, штаб. Недалеко от
Случилась со мной беда — ты мне помог. Случись с тобой беда — я тебе помогу. А вместе — делаем общее дело: ты по-своему, а я по-своему
Из популярного советского кинофильма «Берегись автомобиля!» (1966). снятого режиссером Эльдаром Александровичем Рязановым по сценарию,
15. Итак славьте Господа на востоке, на островах морских — имя Господа, Бога Израилева. 16. От края земли мы слышим песнь: «Слава Праведному!» И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски.
Слава праведному. Здесь под праведным,
Источник
Толково-фразеологический словарь Михельсона
Ср. Вы сами
Твердили мне всегда о пользе просвещенья.
“Пусть так, однако же ученье без уменья
Не польза, а беда“.
Кн. А.А. Шаховской. Пустодомы. Ком. 1, 8. Графиня.
См. ученых много, умных мало.
См. осел останется ослом.
- Случилась со мной беда — ты мне помог. Случись с тобой беда — я тебе помогу. А вместе — делаем общее дело: ты по-своему, а я по-своему — Из популярного советского кинофильма «Берегись автомобиля!» . снятого режиссером Эльдаром Александровичем Рязановым по сценарию, написанному с Эмилем Вениаминовичем Брагинским …
Словарь крылатых слов и выражений
- Беда вымучит, беда и выучит. — см. Что вымучит, то и выучит…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Беда не беда, лишь бы не было греха. — См. ГОРЕ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Беда пыжику: на него и с кровли каплет; беда и остолопу: рук-ног девать некуда. — См….
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Ученье без уменья не польза, а беда — Ученье безъ умѣнья не польза, а бѣда. Ср. Вы сами Твердили мнѣ всегда о пользѣ просвѣщенья. «Пусть такъ, однако же ученье безъ умѣнья Не польза, а бѣда». Кн. А. А. Шаховской. Пустодомы. Ком. 1, 8…
Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)
- Жениться – беда, не жениться – беда; третья беда – не дадут за меня. — См. ОДИНОЧЕСТВО -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Жениться – беда, не жениться – другая, а третья беда – не отдадут за меня. — См. ЖЕНИХ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Не беда бы щуке в вершу влезть, беда, что вон не вылезет. — См. СУЩНОСТЬ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Не та беда, что на двор взошла, а та беда, что со двора нейдет. — См. СУЩНОСТЬ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Не то беда, что рано родила, а то беда, что поздно обвенчалась. — См. ПРИЧИНА -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Огонь беда, и вода беда; а без огня и воды – и пуще беды. — См. ГОРЕ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- Посильна беда со смехами, а невмочь беда со слезами. — Посильна беда со смехами, а невмочь беда со слезами…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- То не беда, коли на двор взошла, а то беда, как со двора-то нейдет. — См. СУДЬБА – ТЕРПЕНИЕ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- То не беда, что денег просят; а то беда, как и даешь, да не берут. — См. ГОРЕ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- То не беда, что на деньги пошла; а то беда, что и их-то не нашла. — См. ГОРЕ -…
В.И. Даль. Пословицы русского народа
- [И] не доступи — беда, [и] переступи — беда — Одесск. О безвыходной ситуации. КСРГО…
Большой словарь русских поговорок
Ученье — свет
Ехали всю ночь. До курортов не доехали, остановились в Джанкое. Вокруг не море, не пальмы, а степь: ковыль, солончаки. Нас выгрузили из вагонов, разбили на роты, по сто человек в каждой, построили в колонны и повели через весь город. Колонны заключенных и
Ученье – свет
Ехали всю ночь. До курортов не доехали, остановились в Джанкое. Вокруг не море, не пальмы, а степь: ковыль, солончаки. Нас выгрузили из вагонов, разбили на роты, по сто человек в каждой, построили в колонны и повели через весь город. Колонны заключенных и
«Добывай по степени уменья…»
Добывай по степени уменья,
Что ты можешь – славу или щи,
Только среди женщин современья
Совершенства тела не ищи.
Для чего напрасно лезть из кожи,
Если первый встречный подтвердит
Что в наш век гражданки не похожи,
К сожалению, на
Тяжело в ученье…
Не последняя роль в соревнованиях отводилась выполнению физических нормативов. Помимо нормативов Советской Армии, выполнялись нормативы армий стран НАТО. Это тоже приходилось выкапывать в подшивках ЗВО и на страницах вышеупомянутой книги полковника
Ученье — свет
В Вышний Волочок Бескин добирался с попутчиком, командиром взвода разведчиков Федором Ивановым, имевшим направление, как он сказал, на те же курсы. Федор уговорил Игоря добираться через Торопец, где у него есть знакомая. Знакомую нашли, заночевали. После
Нет денег = беда. есть = тоже беда
23.12.91. Мое сладострастье! Начинается! Присесть поутру у окошечка за машиночку — и очухаться, отдуматься на приволье и беззаботье. Волнения во мне мелкие и мыслишки: что делать с восемью тысячами долларов, что вот у меня сейчас есть
ТРИ СКОРЛУПКИ УМЕНЬЯ, ПЯТЬ ЛАДОШЕК ВДОХНОВЕНЬЯ
Когда мы только начали совместную жизнь с Володей, по Москве пошел шум. Моя свекровь — человек словоохотливый интенсивно обсуждала свои радости и печали с подругами и знакомыми. Главной темой было (помимо того, что я
4. УЧЕНЬЕ
Читать я научился незаметно. Набегаешься днём, наиграешься, наработаешься, а вечером сидишь за столом, фантики — конфетные обёртки — перебираешь и находишь знакомые буквы.Сижу тихо, как мышонок, чтобы спать не послали. К шести годам, вот так играя, научился я
4. Ученье
Мои передвижения из группы в группу объясняются в основном моей сверхъестественной способностью быть в нужном месте в нужное время. Судьба, удача и талант приходят мне на помощь, когда я этого хочу, и всё приходит ко мне на блюдечке с голубой каймой.Группа,
10 Ученье – свет!
Любимым праздником всех детей является день рождения. Но в старину было принято праздновать не день рождения, а именины. На восьмой день после рождения ребенка его крестили и давали имя святого, которого в этот день поминали. Например, если поминали
Молодость, ученье и вновь ученье
Биография человека, сделавшего такое эпохальное открытие, «была бы интересна, даже если бы она была неинтересной». Но она похожа на большой роман, где волнующие главы, посвященные местам научных работ, в духе произведений де Крейфа,
В ученье, как в бою
По сравнению с другими кубанскими станицами, Тихорецкая оказалась довольно крупным населенным пунктом, расположенным на равнине, утопающим в садах и виноградниках. Полк разместился на окраине.Рядом с жилыми зданиями – столовая, штаб. Недалеко от
В ученье, как в бою
По сравнению с другими кубанскими станицами, Тихорецкая оказалась довольно крупным населенным пунктом, расположенным на равнине, утопающим в садах и виноградниках. Полк разместился на окраине.Рядом с жилыми зданиями – столовая, штаб. Недалеко от
Случилась со мной беда — ты мне помог. Случись с тобой беда — я тебе помогу. А вместе — делаем общее дело: ты по-своему, а я по-своему
Из популярного советского кинофильма «Берегись автомобиля!» (1966). снятого режиссером Эльдаром Александровичем Рязановым по сценарию,
15. Итак славьте Господа на востоке, на островах морских — имя Господа, Бога Израилева. 16. От края земли мы слышим песнь: “Слава Праведному!” И сказал я: беда мне, беда мне! увы мне! злодеи злодействуют, и злодействуют злодеи злодейски.
Слава праведному. Здесь под праведным,
Источник