Умело и с наибольшей пользой применять любое оружие синтаксический разбор

Учебник для 9 класса

Русский язык

План разбора

  1. Вид предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске.
  2. Простые предложения в составе сложного, их грамматические основы .
  3. Вид связи между простыми предложениями в сложном.
  4. Главное и придаточное предложения.
  5. Место придаточного предложения по отношению к главному.
  6. Особенности строения: к чему относится, чем прикрепляется придаточное предложение.
  1. Языковые средства выражения смысловых отношений между простыми предложениями в сложном (интонация, союзы, союзные слова, указательные слова).
  2. Вид сложноподчинённого предложения.

Если в сложноподчинённом предложении имеется более двух придаточных предложений, указать способ соединения главного и придаточного: последовательное или параллельное подчинение.

Образец разбора

Устный разбор

Это предложение повествовательное, невосклицательное. Состоит из двух предложений, имеющих грамматические основы: надобно заметить и обитает чувство. Предложение сложное. Между простыми предложениями в сложном связь оформлена с помощью подчинительного союза. Следовательно, предложение сложноподчинённое. Главное предложение К чести нашей народной гордости надобно заметить и придаточное предложение что в русском сердце всегда обитает прекрасное чувство взять сторону угнетённого. Придаточное предложение находится после главного и относится к нуждающемуся в изъяснении сказуемому главного предложения, от которого к придаточному можно поставить вопрос: надобно заметить (в значении «сказать») что? — что в русском сердце… .

Смысловые, изъяснительные отношения между главным и придаточным предложениями выражаются с помощью подчинительного союза что и интонации.

По значению и особенностям строения это предложение сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

Письменный разбор

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, сложноподчинённое с придаточным изъяснительным.

176. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Выпишите сложноподчинённые предложения и сделайте их синтаксический разбор.

Всё, что люди совершают в мире человеческого, совершается при участии и посредстве языка. Без его помощи ни один из нас не способен трудиться совместно с другими, не может ни на шаг двинуть вперёд науку, технику, искусство, жизнь.

Язык есть важнейшее орудие общения между людьми. Умело и с наибольшей пользой применять любое орудие может лишь тот, кто его глубоко, тщательно изучил.

Языковедение изучает все виды, все изменения языка. Его интересует всё, что связано с удивительной способностью говорить, при помощи звуков передавать другому свои мысли.

Языковеды хотят дознаться, как люди овладели такой способностью, как создали они свои языки, как эти языки живут, изменяются, умирают. Каким законам подчинена их жизнь?

Кончая школу, каждый юноша и каждая девушка мечтает избрать для себя самую живую, наиболее увлекательную и нужную стране профессию. Если у тебя есть способность к языку, если тебе хочется разгадывать тайны прошлого, не ошибёшься, остановившись на работе языковеда. Жалеть тебе потом не придётся!

(По Л. Успенскому.)

177. Изложение. Прочитайте. Напишите подробно, что вы узнали о научной деятельности и о Толковом словаре русского языка С. И. Ожегова. Есть ли словарь С. И. Ожегова в школьной или вашей домашней библиотеке? Пользуетесь ли вы этим словарём?

Сергей Иванович Ожегов

(1900—1964)

Французский писатель Анатоль Франс точно и образно характеризовал словари как вселенную в алфавитном порядке. А. Франс писал: «Если хорошенько подумать, словарь — это книга книг. Он включает в себя все другие книги, нужно лишь извлечь их из него».

В России лингвистические словари активно создаются начиная с XVI—XVII веков. И тем не менее если в XXI веке предложить любому человеку, независимо от профессии, рода занятий и т. п., назвать известные ему словари и фамилии их создателей, то скорее всего это будут три словаря: словарь Владимира Ивановича Даля, словарь Дмитрия Николаевича Ушакова и словарь Сергея Ивановича Ожегова.

Наш современник, один из ведущих лингвистов Л. И. Скворцов пишет об С. И. Ожегове: «Ещё мальчиком Сергей Ожегов пристрастился к чтению; книги и журналы сопутствовали ему с ранних лет до конца жизни. В эти же детские годы пробудился его живой интерес к родному слову. Почему, например, так по-разному говорят русские люди в городе и в деревне? Что означают имена людей? А их фамилии? От отца он узнал, что их фамилия О́жеговы происходит от слова о́жег — деревянная печная кочерга».

Научная судьба С. И. Ожегова сложилась удачно: он был учеником филолога с мировым именем — Виктора Владимировича Виноградова. Круг научных интересов С. И. Ожегова очень широк: ему принадлежат труды по истории русского литературного языка, по лексикологии и теории лексикографии, по русской фразеологии, культуре речи и стилистике и т.д.

Особое место в научной деятельности С. И. Ожегова заняли словари. Он участвовал, например, в создании четырёхтомного «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова. Главным же трудом учёного стал однотомный «Словарь русского языка», первое издание которого вышло в 1949 году. Массовым тиражом книга издаётся и поныне как «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова (при участии Н. Ю. Шведовой) и даёт ответы на самые разные лингвистические вопросы: о значении слов и выражений, их написании и произношении, о стилистической окраске и особенностях употребления.

«Актуальность, научная достоверность, нормативная определённость и, наконец, относительная компактность — все эти качества обеспечивают надёжную долговечность книги, объясняют её широкую популярность,— пишет Л. И. Скворцов.— Словарь стал настольным пособием для многих, кому дорог и кому нужен русский язык».

178. Прочитайте предложения. К какому стилю речи они принадлежат? Какой темой объединены? Перечитайте статьи о В. И. Дале (упр. 6) и С. И. Ожегове (упр. 177).

Подготовьте доклад на тему «Толковый словарь — картина мира». Продумайте его начало, основную часть и заключение. Используйте в качестве примеров толковый словарь учебника (с. 200—201).

1. Одним из факторов, позволяющих судить о культуре нации, считается наличие академического толкового словаря национального литературного языка — фундамента всех лексикографических построений. Знаменательно, что становление европейских академий, гуманитарных наук в целом шло параллельно с созданием национальных словарей.

(По В. А. Кодыреву, В. Д. Черняк.)

2. Словарь развёртывает перед своими читателями картину мира так, как она существует в сознании носителей данного языка, причём эта картина словарём представляется в исторической перспективе. Когда читатель погружается в мир слов, он открывает для себя живую картину общественных отношений, быта, национальных знаний и умений, представлений об окружающем мире, закрепившихся в народном сознании оценок и квалификаций. В исторической перспективе словари представляют изменения в общественных устройствах, в состоянии научных знаний, в становлении и развитии профессий.

(По Н. Ю. Шведовой.)

3. Термин «толковый словарь» в применении к словарю введён В. И. Далем. Даль придал этому понятию новое значение, исходя из старого, но забытого его употребления. «Словарь назван толковым потому, что он не только переводит одно слово другим, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчинённым»,— писал Даль.

Читайте также:  Вред и польза компьютерных игр для дошкольников

Схема синтаксического разбора предложения

1. Определить тип предложения по цели высказывания: повествовательное, вопросительное или побудительное.

  • Цель повествовательного предложения — просто описать некую ситуацию: Взошло солнце.

  • Целью вопросительного предложения является непосредственно сам вопрос. В таком предложении меняется порядок слов по сравнению с обычным, а в конце, как правило, ставится вопросительный знак: Ты скоро придешь? 

  • Цель побудительного предложения — поставить кому-то задачу действовать неким образом. В таких предложениях сказуемое зачастую выражено глаголом в форме повелительного наклонения. В конце его может стоять восклицательный знак, а может и не стоять: Давайте мы сделаем это! и  Давайте мы сделаем это.

2. Охарактеризовать предложение по эмоциональной окраске (интонации): восклицательное или невосклицательное.

  • Восклицательными называются предложения, эмоционально окрашенные, что передается специальной восклицательной интонацией. Эмоциональную окраску могут иметь различные типы предложений: и повествовательные (Как прекрасна жизнь!), и вопросительные (Кто разбил мою любимую чашку?!!!), и побудительные (Отвечай сейчас же!). В конце таких предложений стоит восклицательный знак. 

  • Невосклицательные предложения — это нейтральные сообщения, не имеющие дополнительной яркой эмоциональной окраски. 

3. Найти грамматическую(-ие) основу(-ы)  и сделать вывод,  простое предложение или сложное. 

Если в предложении одна грамматическая основа, оно простое; если две и более — сложное.

Для  простого предложения:

4. Если в предложении нет подлежащего или сказуемого — это значит, что оно односоставное или неполное двусоставное. В односоставных предложениях второго главного члена нет; описываемая ситуация подразумевает, что в нем действие понятно по умолчанию или что субъект действия очевиден, неважен или не существует. 

5. Простое предложение может быть распространенным и нераспространенным

  • нераспространенное предложение состоит только из подлежащего и сказуемого; 

  • если же в предложении есть хоть один второстепенный член — дополнение, определение или обстоятельство — оно является распространенным.

6. Неполные двусоставные предложения возникают только в контексте; без контекста они остаются непонятными, то есть пропущенный член в нем задан какими-то предыдущими фразами. (Чья машина стоит  перед воротами? — Моя (неполное предложение, в котором пропущены подлежащее, сказуемое, обстоятельство —  Моя машина стоит перед воротами).

7. Подчеркнуть все члены предложения, указать, чем они выражены. 

Член предложения

Тип  

Пример

сказуемое

простое глагольное (выражено глаголом в каком-либо наклонении)

он играет

пришел бы ты пораньше

он будет долго вспоминать о былом

составное глагольное сказуемое (состоит из вспомогательного глагола и инфинитива) 

он хочет поступить в институт

я долго не мог с ними встретиться

ты должен учиться

составное именное сказуемое (состоит из глагола-связки и именной части) 

погода была хорошая

книга — верный друг

у него характер твёрже стали

дополнение

прямое (выражено формой винительного падежа без предлога)

пишу  письмо

вижу его

косвенное (все остальные формы, включая форму винительного падежа с предлогом) 

сражался за Родину

любовался природой

определение

согласованное (согласуется с главным (определяемым) словом в роде, числе и падеже)

громкий смех

с серьезным видом

несогласованное  (связывается с главным словом при помощи управления или примыкания)

шкатулка из дерева

брюки клёш

приложение (определение, выраженное существительным)

журнал «Мурзилка«

девушка-полицейский

обстоятельство

места (где? куда? откуда?)

сидел на стуле

пришел домой

вернулся с войны

времени (когда? с каких пор?

до каких пор? как долго?)

ушел рано

с утра нет новостей

простились до завтра 

образа действия (как? каким образом?) 

двигался не спеша

причины (почему?)

от усталости  не мог ни есть, ни спать

цели (зачем?) 

пришел поговорить

меры и степени (в какой мере, степени?) 

было очень холодно

условия (при каком условии?)

без предупреждения нельзя туда идти

уступки (несмотря на что?) 

несмотря на дождь, на улице было тепло

8. Предложение может быть осложненным (если имеет в своем составе однородные члены предложения, обособленные члены предложения (определения, дополнения, обстоятельства, приложения и т.д.), вводные конструкции и обращения) или неосложненным (если ничего из перечисленного нет).

Виды осложнителей простого предложения

однородные члены предложения

Лужайка была аккуратно подстрижена и сияла изумрудной зеленью.

Мы купили зеленые, красные и синие шары.

обособленные определения

День, утомлённый сонной ленью, вдруг опускает повода. (Тимофеевский).

Замкнутый, осторожный и трусливый, волк в минуту решающей схватки делается яростным и дерзким. (Федосеев)

И лёгкой музыки летит дыханье ко мне, таинственное, с облаков. (Г. Иванов)

Пьер был для них старого покроя барином — добрым, умным, великодушным, рассеянным и душевным. (Л. Толстой)

обособленные дополнения

Мой спаниель, наряду с другими четвероногими участниками выставки, застыл в ожидании команды.

В шторм, кроме самых отчаянных пловцов, никто не купался. 

Помимо меня, здесь собрались все наши немногочисленные родственники.

обособленные обстоятельства

Он сидел у окна, внимательно разглядывая проходящих мимо прохожих.

Плаха установлена в розовой гостиной, возле статуи купидона, и замаскирована незабудками. (Шварц)

обособленные приложения 

Прославленная актриса, автор блестящих мемуаров, Рина Зелёная оставалась скромным и непритязательным человеком. 

Какая-то ненатуральная зелень — творение скучных беспрерывных дождей — покрывала жидкою сетью поля и нивы.

обособленные сравнительные обороты

Чудовищные сумерки, как пальцы налётчика, зашарили по несказанной земле (Бабель).

Она мурлычет, словно кошечка

Петя выше, чем Ваня.

вводные слова и конструкции

Я, может быть, загляну к вам вечером.

Он, к счастью, выздоровел очень быстро.

обращения

Петя, иди скорей сюда!

Дай, Джим, на счастье лапу мне. (С.Есенин)

9. Составить схему предложения, указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть.

Для сложного предложения: 

  1.  Указать:

  • какая связь между частями  предложения: союзная или бессоюзная;

  •  что является средством связи частей предложения: интонация, сочинительные союзы или  подчинительные союзы;

  • сделать вывод, какое это предложение: бессоюзное (БСП), сложносочинённое (ССП) сложноподчинённое (СПП).

Типы сложного предложения

союзное

бессоюзное

сложносочиненное

сложноподчиненное

На улице было ещё пусто; над крышами домов вставало солнце. (Шукшин)

Тоска любви Татьяну гонит, и в лес идет она грустить, и вдруг недвижны очи клонит, и лень ей далее ступить.  (Пушкин).

Тут мы увидели на опушке бревенчатый дом и сразу же догадались, что здесь живёт дочь сторожа Валентина и её сын Фёдор. (Гайдар).

2. Разобрать каждую часть сложного предложения, как простое (см. пп. 4-8 для простого предложения).

3. Составить схему предложения, в каждой части указав грамматическую основу и осложнение, если оно есть, а также средства связи частей сложного предложения (союзы, если они есть).

Читайте также:  Польза и вред персикового сока

Источник

Источник

Синтаксический разбор предложения вызывает затруднение у многих школьников. Справедливости ради нужно сказать, что в школе эту тему учат долго и понятия вводят постепенно. Я покажу, как делать полный синтаксический разбор предложения.

Синтаксический разбор предложения

Шаг 1

Определите вид предложения по цели высказывания.

По цели высказывания предложение может быть:

  1. повествовательным: Я иду.
  2. вопросительным: Ты идёшь?
  3. побудительным: Иди!

Шаг 2

Определите эмоциональную окраску предложения.

По эмоциональной окраске предложение может быть:

  1. невосклицательным: Урок окончен.
  2. восклицательным: Перемена началась!

Шаг 3

Определите: простое предложение или сложное.

Это зависит от количества грамматических основ в предложении. Одна мысль – одна основа. Обычно основа состоит из подлежащего и сказуемого.

Примеры:

  1. Птичка села на ветку дерева. Грамматическая основа одна. Предложение простое.
  2. Птичка села на ветку дерева, кошка устроилась под деревом. Две грамматические основы, предложение сложное.
  3. Птичка села на ветку дерева, кошка устроилась под деревом, а собака ушла в конуру. Три грамматические основы, предложение сложное.

Далее – разбор для ПРОСТОГО предложения

Шаг 4

Определите: предложение односоставное или двусоставное.

  • В двусоставном предложении есть и подлежащее и сказуемое.
  • В односоставном предложении есть только один главный член: подлежащее или сказуемое.

Примеры

Мы бежали очень быстро. Есть подлежащее и сказуемое. Предложение двусоставное.

Бежали очень быстро. Есть только сказуемое, подлежащее опущено. Предложение односоставное.

Шаг 5

Определите: предложение распространённое или нераспространённое.

  • В нераспространённом предложении есть только грамматическая основа (подлежащее и сказуемое).
  • В распространённом предложении есть второстепенные члены.

Примеры

Я заболел. В предложении есть только грамматическая основа. Предложение нераспространённое.

Я сильно заболел гнойной ангиной. В предложении есть второстепенные члены. Предложение распространённое.

Шаг 6

Определите: предложение осложнённое или неосложнённое.

В осложнённом предложении имеются:

  • обращение;
  • вводное слово;
  • однородные члены;
  • причастный или деепричастный оборот.

В неосложнённом предложении ничего этого нет.

Примеры

  • Иди кушать! Неосложнённое предложение.
  • Вася, иди кушать! Предложение осложнено обращением.

Шаг 7

Подчеркните все члены предложения, надпишите – какими частями речи они выражены.

Члены предложения:

  • подлежащее (одной чертой);
  • сказуемое (двумя чертами);
  • дополнение (пунктирной линией);
  • определение (волнистой линией);
  • обстоятельство (точка-тире-точка).

Части речи:

  • имя существительное;
  • имя прилагательное;
  • имя числительное;
  • глагол;
  • наречие;
  • причастие/деепричастие;
  • местоимение.

Шаг 6

Составьте графическую схему предложения.


Если предложение СЛОЖНОЕ

Шаг А

Определите связь частей в предложении: союзная или бессоюзная?
Если части предложения соединяют союзы – связь союзная, а если союзов нет – бессоюзная.

Шаг Б

Определите вид связи частей предложения.

Связь бывает подчинительной, сочинительной и интонационной.

Шаг В

Определите тип сложного предложения.

Типы предложений бывают:

  • сложноподчинёнными;
  • сложносочинёнными;
  • бессоюзными.

Шаг Г

Разберите каждую часть сложного предложения по схеме разбора для простого (выполните шаги 4, 5, 6, 7).

Примеры разбора предложений

Маша и Саша ели яблоки.

Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное. Грамматическая основа: Маша и Саша ели. Предложение распространённое. Оно осложнено однородными подлежащими.

Маша и Саша ели яблоки, которые дала мама.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное. Связь союзная. Части предложения связываются подчинительным союзом “которые”, значит предложение сложноподчинённое.

Первое простое предложение двусоставное. Грамматическая основа: Маша и Саша ели. Предложение распространённое. Оно осложнено однородными подлежащими.

Второе простое предложение двусоставное. Грамматическая основа: мама дала. Предложение нераспространённое, не осложнено.

Источник

Фонетический разбор слова
Разбор слова по составу
Подобрать однокоренные слова
Проверить уникальность
Проверить уникальность сайта + орфография и качество
Подобрать синонимы к словам
Проверить орфографию
Распознать
Поставить ударение в слове
Играть в города

Описание

Данная программа помогает в режиме онлайн, автоматом и бесплатно осуществлять синтаксический и морфологический разборы предложения (или любого текста, состоящего из нескольких предложений объёмом до 15 000 символов). Наш сервис обозначает все члены предложения: подлежащее, сказуемое, определение, дополнение и обстоятельство. У каждого члена предложения указывается его часть речи (т. е. морфологические сведения каждого слова). Во время эксплуатации данной программы имейте ввиду, что достоверность синтаксического и морфологического разборов на уровне 80 %. Всвязи с этим, рекомендуем неоднократно проверять полученный итог. Обо всех неточностях и ошибках пишите в обратную связь, мы обязательно всё подправим 🙂

Учтите, что Е и Ё — это различные буквы.

Сохраняйте свою работу по разбору текста. Она будет доступна в течение 1-ой недели.

Определение синтаксиса

Раздел науки о языке, который исследует формы и типы предложений, а также, структуру словосочетаний и взаимосвязи слов в предложении именуется синтаксисом.

Синтаксис изучает строение текста, связь между частями речи, предложениями и словосочетаниями.

Что даёт нам синтаксис?

  • Оптимальное выстраивание и правильную структуру словосочетаний и предложений.
  • Разбор соединяющих слов в середине синтаксических компонентов.
  • Определение тематики синтаксических частей, их основной миссии в языке.
  • Выявление главных членов предложения и второстепенных.

Синтаксис как наука появился в 19 веке. Но зарождение понятия о синтаксисе произошло еще в древнее время. Античная грамматика предлагала перечисление схем и образцов предложений как метод описания синтаксических структур. Отдельное предложение представлялось схемой – перечнем членов предложений и их связей.

О синтаксическом разборе предложения онлайн

Мы разговариваем словами, образовывая из них предложения. Для выявления главной мысли, немаловажно произвести оценку такого предложения. Так вот, синтаксис отыскивает и обозначает ключевые места в тексте. Вместе с тем, он разделяет предложения на простые и сложные. Наряду с этим, синтаксический разбор определяет тип связи в тексте.

Выделяют такие связи, как: управление или примыкание и согласование.

Как правило, для определения цели синтаксиса, находят ключевое слово. После, у главных членов предложения обозначаются время, наклонение и лицо.

Что это такое: подлежащее, сказуемое, определение, обстоятельство, дополнение

В русском языке есть разделение на соответствующие наименования, поэтому основу синтаксиса можно, без особых проблем,усвоить.

Основной член любого предложения — подлежащее.

Отличительные черты подлежащих:

  • Могут выступать как живые, так и неживые существа.
  • Откликаются всегда на вопросы: «Кто?», «Что?».
  • В основном, являются существительными или местоимениями.
  • Обозначаются неразделимой одной чертой.

К примеру: «Её корова обожает свежую траву». Подлежащее тут «корова». Данное слово — живое существо, отвечает на вопрос «Кто?», является существительным.

Или вот пример: «Он читает книгу». Слово «он» здесь подлежащее, отвечающее на вопрос «Кто?», выступающее в роли местоимения.

Второй главный член каждого предложения — сказуемое.

Основные черты сказуемых:

  • Обозначают действие.
  • Отвечают на вопросы: «Что делать?», «Что сделать?», «Что делает предмет?», «Что сделал?», «Что с ним происходит?» и пр.
  • На письме выделяются двумя прямыми, неразделимыми линиями.
  • В основном, являются глаголами.

Разберем пример: «Папа обожает спортивные мотоциклы». Здесь «обожает» – это сказуемое. Это слово обозначает действие, отвечает на вопрос «Что делает», служит глаголом.

Следующий, но уже не основной член в предложении — дополнение.

Читайте также:  Куриные желудки и сердечки польза и вред

Что характеризует дополнения:

  • Обозначают предмет.
  • Зависят от сказуемого.
  • Отзываются на вопросы «Кого?», «Что?».
  • Бывают только в винительном падеже.
  • Обозначаются всегда одной пунктирной линией.

Например: «Виктория делает уроки, гладит кошку». В этом примере слово «кошку» является дополнением. Это слово отвечает на вопрос «Кто?» и находится в винительном падеже. Также, это слово зависит от сказуемого «гладит».

Еще одна дополнительная часть речи — обстоятельство.

Особенности обстоятельств:

  • Обозначают место, время, способ действия и т. д.
  • Зависят от сказуемого.
  • Откликаются на вопросы « Где?», «Куда?», « Откуда?», «Зачем?», « Почему?», «Когда?», «Как?», «В какой мере и степени».

Смотрите: «Сосед Птушкин уехал в Турцию». Обстоятельством в данном примере выступает слово, которое откликается на вопрос «Куда?» – «Турцию». Это слово обозначает место и зависит от сказуемого «уехал».

Последний член предложения – определение.

Как найти определения в предложении:

  • В ответе за вопросы «Какой?», «Чей?».
  • Зависят от подлежащего, дополнения или обстоятельства.
  • Способ выражения — существительное, прилагательное, местоимение, порядковое числительное или причастие.

Наглядный пример: «Кенгуру живут только  в далёкой Австралии». Здесь слово «далёкой» выступает в роли определения. Оно соответствует всем признакам, характерным для это члена предложения: откликается на вопрос «Какой?», является прилагательным, зависит от дополнения.

Простые и сложные предложения. Особенности синтаксического разбора.
Анализ простого предложения

Пример: «Владимиру Исаеву выдали грамоту за отличные успехи в учёбе, проявленные во время обучения в начальной школе».

Для начала, найдём основы в нашем примере:

1-ая половина предложения является главной (из-за того, что тут находится главное сказуемое), а по своей структуре — утвердительной.

2-ая половина служит придаточной, т. к. дополняет основной смысл. Её структура – повествовательная. Вторая часть имеет причастный оборот. По количеству основ предложение является простым, двусоставным и распространенным.

Анализ сложного предложения

Пример: «Сегодня преподаватель по русскому языку занёс задание в электронный дневник, поэтому вся группа пришла на пару подготовленной».

В этом примере присутствует повествование, а именно, рассказ о случае, произошедшем в конкретное время. В этом предложении 2 основы, поэтому оно является сложным. В первой половине «преподаватель занёс», а во второй «группа пришла». Данное предложение является бессоюзным, т. к. союзы отсутствуют. Запятая отделяет одну часть предложения от другой.

Только что мы разобрали на практике синтаксический анализ разных видов предложений.

Этапы разбора

Существует много разных мнений о последовательности анализа. Одни придерживаются позиции начинать с определения частей речи. А другие считают первостепенной задачей охарактеризовать предложение в целом.

Вот оптимальный порядок разбора:

  1. Первым делом вдумчиво прочтите предложение, которое необходимо разобрать. Выявите смысл изложенного.
  2. Теперь, обратите внимание на конец предложения: какой знак там стоит. Таким образом вы сможете определить какая интонация у предложения: вопросительная или восклицательная.
  3. Затем, определите состав предложения. Основу подчеркните простым карандашом. Помните, что предложение может быть как сложным, так и простым.
  4. После определите, имеются ли части речи, связывающие простые предложения в составе сложного (либо однородные члены), т. е. союзы.
  5. Потом нужно определить, является ли предложение распространенным. Для этого нужно найти второстепенные члены. Если разные части речи отсутствуют, значит предложение не распространенное.
  6. Возможно, в вашем предложении есть причастные и/или деепричастные обороты.

Оказывается, очень просто разобраться с синтаксическим разбором предложения. Ведь, для того, чтобы верно расставлять знаки препинания, нужно хорошо представлять себе структуру предложения. А также, подробно рассмотреть её и понять взаимосвязь слов внутри предложения. Всё это и помогает сделать синтаксический анализ, то есть разбор предложения по членам.

Если делать разбор поэтапно, то больше вероятность, что вы ничего не пропустите.

О морфологическом разборе слов в предложении

Морфологический анализ представляет собой изучение слов как частей речи и определение их грамматических особенностей. Во время подобного анализа необходимо точно установить какой частью речи является разбираемое слово. Определить признаки, отличающие анализируемую часть речи от других (установить являются они постоянными или изменяемыми), и решить в какой из форм её следует употреблять. Также, выясняется функция анализируемого слова в разбираемом предложении.

Важно знать, что для верного разбора слова нельзя вырывать его из контекста. Известно, что в русском языке есть звуковые совпадения слов и других единиц языка, различных по значению. Например, «бор» (сосновый бор), «бор» (химический элемент), «брак» (изъян) и брак (женитьба), «лук» (растение) и «лук» (оружие), «замок» (строение) и «замок» (на дверь), «язва» (болезнь) и «язва» (плохой человек). Поэтому осуществляется морфологический анализ слов только из конкретного предложения без изменения его значения.

В ходе проведения морфологического анализа, нельзя забывать, что регламентированный комплект категорий подходит не для всех подряд слов. Также, иногда появляются проблемы с точным определением какой-то категории.

Также, как и в синтаксическом разборе, существуют разные взгляды на этапность по разбору слов на морфемы. Но в данное время уже сформированы основные правила. Если соблюдать определенную последовательность морфологического анализа слов, никаких трудностей с ним не возникнет. И, наоборот, постоянно отходя от рекомендуемого алгоритма, легче допустить ошибки в процессе разбора. Именно поэтому, уже в младших классах детей приучают к определенному порядку, давая распечатки с четкими этапами разбора. К слову, такие памятки помогают им в учёбе вплоть до выпускных классов.

Итак, ниже приведён порядок морфологического анализа слов:

  1. Выписывается изначальная словоформа слова, которая разбирается. Записывается она без вырывания из контекста, без всяких изменений.
  2. Затем находится начальная форма слова. Любая часть речи должна описываться только характерным для этой части речи правилом приведения слов в эту форму. Например, для дополнения свойственно присутствие винительного падежа. А, к примеру, для глагола характерная только неопределённая форма.
  3. Далее устанавливается грамматическая роль разбираемого слова в принадлежности к части речи. А именно, для определения это будет место, время, для глагола – действие.
  4. Указываются неизменные, зависящие от частей речи, грамматические типы. Например, разбирая существительное, нужно определить является оно собственным или нарицательным, одушевленным или неодушевленным, какой у него род и склонение. Глаголу необходимо установить вид, спряжение, переходность и пр.

В определенном в задании контексте, определяется используемая форма анализируемого слова.

Указывается синтаксическое значение слова в заданном предложении. Важно помнить, что часто бывает так, что слова берут на себя не характерные функции. Так, сказуемым часто становится глагол, а дополнением становится существительное.

Если в точности придерживаться данного алгоритма, то осуществлять морфологический разбор любого слова становится гораздо удобнее. Более того, это способствует высокому качеству выполняемой работы по проведения морфологического разбора того или иного слова.

Источник