Вред и польза телевизора и компьютера детям

Вред и польза телевизора и компьютера детям thumbnail

О вреде и пользе компьютера и телевизора.

Распространение телевидения, видеоигр для приставок, персональных компьютеров достигло апогея. В современной семье, живущей в мегаполисе, нередко есть несколько телевизоров и компьютеров. Компьютер действительно стал персональным, телевизоры присутствуют уже в ванных, кухнях, спальнях. Нередко в путешествие берут компактные DVD – проигрыватели. У многих они уже есть в автомобилях. Часто родители задают вопросы: «Сколько времени в день позволять ребёнку смотреть телевизор?», «Как долго можно разрешать играть в компьютер?» и т.д.

Разумеется, занятия на компьютере, просмотр телевизионных программ лучше свести к минимуму. Очень плохо и недопустимо, если ребёнок много времени просиживает за компьютером ночами или знает наизусть все передачи детского канала. Ролевые игры детей давно вышли за рамки «Я мама, ты дочка», и если ребёнок не знает, кто такой Лунтик или лев Симба, ему намного тяжелее дастся интеграция в детское сообщество. Дети всех возрастов ежедневно проводят по многу часов у телевизоров, компьютеров и за видеоиграми. Это, увы, факт. Теоретически телевизор и компьютер являются источниками стимуляции мозга через глаза. Проблема всей нашей цивилизации в том, что всё происходит «в первый раз» для каждого нового поколения.

Существует масса аргументов, свидетельствующих о вреде компьютера и телевизора. В первую очередь – это ухудшение зрения и нарушение осанки. Нарушение осанки может привести к самым плачевным последствиям, ведь позвоночник – это «подвеска для мозга». А зрение – функция первостепенной важности для развития и повседневной жизнедеятельности человека.

Как же уберечь своего ребёнка?

В первую очередь следить за удобством мебели и правильностью посадки ребёнка (без искривлений, опор на одну руку, не полулёжа и т.п.). Уместно посадить ребёнка на жёсткий стул со спинкой и контролировать его осанку. При просмотре ТВ ребёнок не должен сидеть близко от экрана, а также сидеть напротив, а не сбоку от него. При работе и игре на компьютере монитор следует располагать немного выше уровня глаз, рабочее место должно быть хорошо освещено, но свет не должен бить в глаза. Необходимо время от времени проводить гимнастику для глаз. Допустимо применение самых различных вариаций гимнастики, их достаточно много в специализированной литературе. И уже не плохо просто сказать ребёнку: «Отвернись ненадолго от экрана, зажмурь глазки, поморгай».

Но также глупо отрицать развивающий и обучающий потенциал телевизионных и компьютерных технологий. Даже обыкновенный просмотр телевизионных программ и мультфильмов может продвинуть ребёнка в развитии и приобретении социальных навыков. Обсуждение фильмов, различных игр является неотъемлемой и значительной частью детского социума. Недолгое пребывание за компьютером улучшает концентрацию внимания. И чтобы компьютер здоровью не повредил, очень важно регламентировать время, которое ребенок проводит за компьютером. Родителям, при решении этого вопроса, надо проявить с одной стороны настойчивость и последовательность, а с другой – преодолеть собственный соблазн отдохнуть от ребёнка, который сидя за компьютером, не мешает родителям заниматься домашними делами или смотреть телевизор. Чтобы предотвратить дурное влияние компьютера на детей – время занятий должно быть определено вами сразу. Малышам до 6 лет лучше не сидеть за компьютером более 20 минут – и то, желательно, не каждый день. Детям в возрасте 7-8 лет это время можно продлить до 30-40 минут в день. А с 9-11 лет – не более часа-полутора.

На самом деле без персонального компьютера невозможно окончить школу, да и в современном мире не прожить. Но надо помнить, что во всём нужна мера.

Источник

Телевизор и компьютер в жизнь ребенка вошли настолько прочно, что обратной дороги нет. Однако до сих пор ведутся споры о том, вредно ли ребенку смотреть телевизор и какое влияние оказывает компьютер на психику детей. Так чего же больше от телевизора и компьютера для детей – вреда или пользы?

Чем опасен телевизор для детей и вредно ли маленькому ребенку его смотреть?

Вряд ли найдется в наше время семья, которая не имела бы в доме телевизора и компьютера – дети с этими «чудесами технического прогресса» знакомятся едва не с первых дней жизни. Обычно телевизор является первой совместной покупкой молодоженов и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Во многих семьях телевизионные аппараты присутствуют во всех комнатах, включая кухню, и телевизионная оккупация начинается с момента пробуждения и продолжается до глубокой ночи. На этом фоне протекает вся жизнь семьи с ее радостями, победами и горестями. Невольно в этот круговорот вовлекаются и новорожденные младенцы, для которых включенный телевизор является непременным атрибутом домашнего уюта. Неудивительно, что маленький ребенок «знакомится» с телевизором, едва научившийся говорить. Он свободно произносит рекламные слоганы и, заслышав многократно звучащую в течение дня музыку, опережая диктора произносит: «Вы все еще кипятите? Тогда мы идем к вам!»

Влияние телевизора на психику ребенка очень велико. Изображение, меняющееся на экране, завораживает малыша и привлекает его внимание своими яркими красками, динамичностью, интересным сюжетом, если он доступен пониманию малыша, чего нельзя сказать о подавляющем большинстве передач. Телевизор прочно вошел в нашу жизнь и все чаще диктует нам условия совместного проживания. Многосерийные сериалы изменяют налаженный режим семьи, заставляя переносить время ужина или вечерней прогулки, чтобы в назначенный час «X» отложить в сторону все дела и удобно устроиться перед экраном, внимая переживаниям несчастной героини и ее превращениям из бездомной, всеми гонимой особы в ослепительную и влиятельную бизнесвумен. Вместе с мамой завороженно смотрит кино и малыш, не понимая содержания. Чем же опасен телевизор для детей в этом случае? Неосмысленный просмотр взрослых фильмов и передач чреват тем, что малыш испытывает нервное и зрительное напряжение, а это может нанести вред детскому здоровью.

Как влияет телевизор на ребенка с неокрепшей нервной системой? Чем длительнее и агрессивнее телеатака, тем больший объем неконтролируемой информации получает малыш, тем быстрее развиваются и более выражены у него расстройства эмоциональной сферы. Влияние телевизора на здоровье ребенка в этом случае резко отрицательно: появляется раздражительность, повышенная возбудимость, быстрая утомляемость, нарушения сна. Это вовсе не означает, что необходимо вычеркнуть телевидение из жизни ребенка. По телевизионным каналам в дом поступает масса интереснейшей информации, с помощью которой можно и нужно стимулировать развитие ребенка. Ведь малыш-дошкольник, как губка, легко и без напряжения впитывает в себя разносторонние знания, развивая интеллект и создавая базу для последующего обучения.

На каком расстоянии и сколько времени ребенку можно смотреть телевизор: правила просмотра

Признавая за телевизором право на существование, стоит с еще большим уважением станем относиться к праву ребенка на здоровье. Сколько времени можно смотреть телевизор ребенку в зависимости от возраста? Ограничить «употребление» телевизора двадцатью минутами в день нужно для детей до 3 лет, получасом для зрителей до 5 лет, а более старшим детям можно разрешить «телеобщение» продолжительностью до 1,5 часа в день, но за 2-3 приема.

На каком расстоянии ребенок должен смотреть телевизор, чтобы не нанести вред своему здоровью? Расстояние между малышом и голубым экраном должно составлять не менее 3 метров, так как у детей еще сохраняется врожденная склонность к дальнозоркости. Близкое расстояние приведет к напряжению глазодвигательных мышц и появлению головной боли и общей усталости. А хроническое напряжение глазных мышц послужит основой для развития близорукости.

При соблюдении правил просмотра телевизора для детей не допускается просмотр передач из положения лежа и в полной темноте. Экран должен располагаться на уровне лица, чтобы не допускать перенапряжения мышц шеи и спины.

Часто мамы, решив для себя вопрос о том, можно ли детям смотреть телевизор, используют продолжительные мультипликационные видеофильмы, чтобы занять ребенка, а самой отлучиться по делам или использовать освободившееся время для многочисленных домашних дел. Такая тактика лишает малыша полноценного общения с мамой и предоставляет взамен его суррогатное общение с телегероями. Совместный просмотр передач, во время которого мама дает пояснения к изображению, способствуют формированию правильного жизненного восприятия, становится более интересным для ребенка и приносит пользу для развития.

Изучая программу на неделю, выберите те передачи, которые по содержанию и смысловой нагрузке подходят вашему малышу по возрасту. Большинство малышей любят мультики и вечернюю сказку из «Спокойной ночи, малыши!», которая входит в ежевечерний ритуал подготовки ко сну.

Рекомендуется посмотреть передачи из жизни животных и о разных явлениях природы, которые вызывают познавательный интерес и расширяют кругозор.

А в чем же польза телевизора для детей младшего возраста? Телевидение обогащает словарный запас ребенка, но считать это безоговорочным плюсом нельзя. Убогие рекламные призывы типа «Не тормози — сникерсни!», «Это шок по-нашему», диалоги тупых персонажей вроде Бивиса и Баттхеда отнюдь не способствует развитию речи и интеллекта.

Следует помнить, что телевидение формирует пассивное отношение к жизни, и ребенок, который растет «под телевизор», не научится активно действовать и добиваться поставленной цели. На заре телевидения, когда ламповый телевизор с маленьким экраном считался предметом роскоши, и редкая семья могла похвастаться им, дети активно развлекали себя сами, участвовали в художественной самодеятельности, ставили любительские спектакли, занимались в спортивных секциях, ходили в туристические походы, все свободное время проводили в подвижных играх на свежем воздухе и были гораздо веселее и здоровее нынешних «узников экрана», добровольно сдавшихся в плен телемонстру.

Умейте оторвать ребенка от «голубого наркотика» и показать ему, что жить своей собственной жизнью гораздо интереснее и увлекательнее, чем с пристальным вниманием наблюдать за жизнью далеких и чужих людей.

Влияние компьютера на развитие детей дошкольного возраста

Еще пару десятков лет назад слова «дискета», «файл», «мегабайт» и им подобные были недоступны пониманию большинства людей, а на владельцев компьютеров смотрели, как на инопланетян, нечаянно залетевших на нашу грешную Землю. Теперь компьютер наряду с телевизором стал предметом домашнего обихода, а приобщение к нему ребенка происходит едва ли не раньше, чем кроха начинает ходить. Самое интересное заключается в том, что малыши осваивают сложную технику играючи, опережая в развитии начинающих пользователей среднего возраста. Это и понятно, ведь малыши не испытывают страха перед электронной машиной, присущего взрослому человеку, не обладают стереотипным мышлением, вырабатывающимся в течение жизни, и легко осваивают операции, требующие логического мышления. Никого уже не удивляет и не умиляет вид малыша в памперсах и с пустышкой во рту, сосредоточенно нажимающего кнопочки на клавиатуре. Юные пользователи готовы круглосуточно сидеть перед персональным компьютером, осваивая новые программы и сражаясь с заэкранными чудовищами.

Каково влияние компьютера на здоровье ребенка и как относиться к новому повальному увлечению подрастающего поколения? На этот вопрос невозможно дать однозначного ответа. Наряду с огромной пользой, которую приносит в нашу жизнь умение пользоваться сложной техникой, и теми возможностями, которые она предоставляет человеку во всех сферах деятельности, следует помнить и об обратной стороне медали. А эта теневая сторона свидетельствует о многочисленных проблемах, растущих параллельно с расширением компьютерной сети.

Для самых маленьких детей с повышенной нервной возбудимостью длительное нахождение перед монитором является сильным раздражителем, который световыми мельканиями навязывает свой ритм коре головного мозга, способный вызвать судороги.

Влияние компьютера на здоровье и психику детей настолько сильно, что компьютерная наркомания поражает малышей, начиная с дошкольного возраста, и прогрессирует к подростковому периоду, когда виртуальная жизнь перевешивает по значимости и ценности реальную действительность. А такая ситуация требует немедленного вмешательства психологов и психиатров, чтобы вернуть ребенка к нормальным детским интересам и увлечениям.

Ребенок, испытывающий недостаток любви и ласки в семье, в виртуальном мире чувствует себя увереннее и комфортнее, компьютер дает ему возможность спрятаться от реальности и уйти в вымышленный мир, где можно почувствовать себя всесильным и независимым героем.

По наблюдениям психологов, особенно велико влияние компьютера на психику «проблемных» детей, имеющих затруднения в общении с ровесниками и взрослыми, плохую успеваемость и заниженную самооценку. Чем хуже обстоят дела в реальной жизни, тем глубже погружается он в вымышленную, раскрепощаясь в ней и ощущая свое «могущество».

Учитывая влияние компьютера на детей дошкольного возраста, чтобы прогресс не способствовал отставанию, соблюдайте правила, стараясь свести к минимуму неблагоприятное воздействие на ребенка.

Максимальное излучение сосредоточено на задней панели аппарата, поэтому поставьте его в угол, желательно, чтобы окно располагалось слева. Лицо ребенка должно находиться на расстоянии не менее 50 см от дисплея. Крохе неудобно сидеть на вашем стуле, поэтому приобретите специальный стул, регулирующийся по высоте, или установите на сиденье скамеечку, а под ноги соорудите подставку, чтобы они не болтались без опоры. Клавиатура должна находиться на удобной высоте, чтобы не уставали руки. Желательно, чтобы у стула были подлокотники, поддерживающие предплечья ребенка.

До пятилетнего возраста длительность пребывания перед монитором не должна превышать 15 минут. Если вы обучаете ребенка работе на компьютере, сажайте его прямо перед экраном, а не сбоку от него — это портит зрение.

Объясните ребенку, что компьютер существует не только для развлечения, его возможности гораздо шире, нежели примитивные «стрелялки» и «бродилки». Ознакомьте юного пользователя с выходом в Интернет и возможностью получения любой информации из Всемирной паутины. Это заставит ребенка относиться к компьютеру как к идеальному средству самообразования и расширения кругозора и подтолкнет к изучению иностранного языка.

Ни для кого не секрет, что в наше время средства массовой информации, в том числе телевидение, культивирующие насилие и вседозволенность, оказывают разрушительное действие на детскую психику и подрывают здоровье детей. Свой вклад в этот процесс вносят детские и подростковые журналы, наружная реклама, низкопробные детективы с пролитыми на их страницах литрами крови и компьютерные игры, вызывающие формирование агрессивности и бесчувственного отношения к людям и животным. Как результат — увеличение психоневрологических нарушений у российских детей в 10 раз по сравнению с годами «застоя».

Разлагающему влиянию компьютера на развитие ребенка противопоставьте в своей семье доброжелательность, заботу, сочувствие, сострадание, ограждающие детскую психику от массового «заражения насилием».

Источник

Ученые много говорят о том, что детям нужна сенсорная стимуляция – подвижные игры, игры для развития все органов чувств – именно они способствуют здоровому развитию мозга ребенка.

Но существует такое понятие, как сенсорная перестимуляция – она несет большую угрозу для развития ребенка, особенно в раннем возрасте до 3 лет.

Эту так называемую сенсорную перестимуляцию дает просмотр телевизора и гаджетов (компьютера, планшета, телефона).

В книге «Педагогика, изменяющая мозг» (не могу дать ссылку на источник, так как материал не полностью мой) я встретила множество здравых объяснений того, почему так вредны гаджеты. Мы привыкли слышать об этом поверхностно, так легче игнорировать рекомендации врачей, и все-таки соглашаться на просмотр мультфильмов.

Кто-то может возразить – уже несколько поколений выросло с телевизором – и ничего плохого с ними не произошло. Но так ли это? Учителя и у нас, и в США, и в Европе заметили, что дети «тупеют» на глазах. За последние десятилетия дети стали хуже мыслить, у них больше речевых проблем, и уменьшилось время, в течение которого они способны сохранять активное внимание. Возможно, это происходит из-за того, что количество стимуляций нервной системы с помощью телевизора и компьютера стало критическим. То, что способен вынести взрослый мозг, может быть очень вредным для растущего.

Авторы книги приводят для примера свои наблюдения -буквально 10 лет назад в развивающем детском центре было два неговорящих ребенка среди всех двухлетних, а теперь – больше половины. Сейчас, если у родителей первый ребенок, они даже не удивляются, что ребенок в 2 года не говорит – все вокруг такие.

Когда ребенок смотрит телевизор, работают только два канала восприятия сенсорной информации – слух и зрение. Можно предположить, что телевизор хотя бы стимулирует развитие зрения и слуха, но, оказывается, это не так.

Бинокулярное зрение и острота зрения еще не развиты окончательно у ребенка где-то до 4 лет. Созревание зрительной системы предполагает умение искать объекты, фокусировать на них зрение, «сканировать» их. Для развития этих умений необходимо постепенное увеличение поля зрения и рассматривание трехмерных изображений. Экран телевизора позволяет нам смотреть только на двухмерные объекты и уменьшает поле зрения.

Дети, которые много смотрят телевизор, не могут в достаточной степени расширять зрачки. Изменяется и объем движений глаз, так дети пристально смотрят на экран. Эти проблемы особенно заметны, когда ребенок учится читать. Для нормального чтения важны так называемые саккадические движения глаз – это быстрые непроизвольные движения. Соответственно, длительный просмотр телевизора может способствовать тому, что ребенок во время чтения может пропускать строки, ему будет сложно улавливать смысл длинных слов.

Для чтения еще нужно, чтобы глаза постоянно двигались слева направо по странице. Слабость глазных мышц, возникающая от недостатка их использования, нарушает эту способность. Для чтения требуется больше усилий, чем для просмотра телевизора, поэтому глаза быстро устают.

Внимание тоже тесно связано работой зрительной системы. В мозге есть особая система, которая определяет, на чем нужно сосредоточить внимание и когда нужно сконцентрироваться. Так вот, частый просмотр телевизора нарушает работу этой системы.

Кроме того, яркие мельтешащие изображения на экране, которые меняются каждые 5-6 секунд во многих программах и каждые 2-3 секунды в рекламных роликах, не дают возможность высшему «думающему» мозгу даже обработать этот образ. Коре требуется от 5 до 10 секунд для обработки нового стимула.

В этом плане, современные мультфильмы «вреднее» тех же советских, где картинка меняется реже. Но любом случае, просмотр любых мультфильмов и передач затрудняет развитие ребенка.

Нет ни одного исследования, доказывающего что младенцы и дети раннего возраста получают хоть какую-то пользу от просмотра телевизора. Поэтому развивающих телевизионных программ для малышей (до 3 лет) в принципе быть не может.

Вот результаты американских исследований: дети в возрасте от 7 месяцев до 1,5 лет, которые регулярно смотрят телевизор, знают меньше слов, чем их ровесники. Если ребенок в возрасте до года проводит 2 часа в день перед телевизором, то это в 6 раз увеличивает риск возникновения речевых нарушений. Видимо, это происходит потому, что мозг настроен на изучение языка в процессе общения, а не пассивного восприятия.

Я прекрасно понимаю, что есть дети, которые и с просмотром телевизора начали говорить в 1, 5 года фразами, и не имеют общих проблем в развитии. Но, во-первых, это в наше время редкость, во-вторых, основные проблемы возникают при подготовке к школе и в первом классе.

Конечно, телевизор удобен родителям – именно это является причиной частого просмотра детьми мультфильмов. Поэтому я и решила опубликовать аргументы против использования гаджетов, чтобы родители делали более осознанный выбор. Сама часто устаю, но есть более полезные для здоровья способы отвлечения детей. Та же коробка с разнообразными игрушками (желательно, спрятанная до этого на пару недель), игры с водой в ванной, сенсорные коробки с крупой и прочее, на что хватит фантазии.

Источник