Уроки биологии польза и вред

Уроки биологии польза и вред thumbnail

УРОК ЗДОРОВЬЯ

«Пост: польза и вред».

Цель урока: расширение представлений обучающихся о пользе и вреде поста для

организма человека.

Задачи: — систематизировать знания о факторах воздействия на организм во время поста.

— сформировать знания о веществах наносящих вред и служащих для

исправления механизмов нарушающих работу организма во время поста.

— сформировать у обучающихся устойчивые навыки здорового образа жизни и

гигиены питания.

Оборудование: Свежие овощи и фрукты, грибы, фасоль, растительные масла, зелень, травяные сборы, орехи, семечки; таблички «польза и вред поста», раствор соляной кислоты, перчатки.

Ход урока.

Урок проводят ведущий и эксперты, которые комментируют ответы обучающихся. В ходе урока на доске выстраивается схема «Польза и вред поста».

Ведущий: Согласно православным традициям, в году 4 поста: Рождественский, Великий, Петров, и Успенский. Любой христианский пост предполагает полный отказ от животной пищи, однако тонкости существуют во время каждого. Великий пост – самый длительный и строгий. Несомненно, что каждый верующий человек с уверенностью скажет, что пост оказывает положительное влияние, как на дух, так и на тело. Однако в наше время передовых технологий и медицинских открытий врачи ведут споры о пользе и вреде постного питания на организм человека.

Сегодня мы с помощью экспертов в области биологии, истории и химии постараемся разобраться в этом вопросе. (Ведущий представляет экспертов). А для начала хочу пригласить ученика из аудитории, чтобы помочь отобрать таблички о пользе поста.

(Приглашается ученик для отбора карточек, которые он размещает на доске, по ходу эксперт в области биологии их комментирует).

Витамины – Во время поста основной пищей становятся овощи, фрукты, каши. В них содержатся витамины. Конечно же, весной их не очень много остается, но это неоспоримая польза для организма. В растительной пище содержится много разнообразных витаминов: А, В, Д, С, К и др., которые благотворно влияют на организм.

Минералы – Также в растительной пище содержится много минералов: железо, кальций, хром, цинк, селен, йод, фтор и др., роль каждого из которых для организма очень важна.

Пищевые волокна содержатся в овощах, фруктах, грибах, орехах. Пищевые волокна способны удерживать воду, т.е. разжижают пищу, улучшают её переваривание. Нормализуют обмен веществ, усиливают перистальтику кишечника, снижают содержание холестерина, создают иллюзию сытости.

Пектин есть в любых ягодах и фруктах, а также в овощах. Много пектина в яблоках, тыкве свекле. Пектины связывают вредные вещества и выводят их из организма, способствуют снижению уровня холестерина в крови, замедляют всасывание сахара. Также пектины являются пищей для бифидобактерий.

Свежий воздух благотворно влияет на сердечно — сосудистую систему, опорно-двигательный аппарат. Нахождение на свежем воздухе способствует повышению иммунитета, активизации работы мозга, нормализации артериального давления, нормализации сна.

Вода является основной частью жизни. Наш организм на 75% состоит из воды. Каждый человек для нормального протекания обменных процессов в организме должен выпивать свежей воды зо мл на кг веса. Вода сжигает жир, выводит токсины, снижает риск инфекционных заболеваний, регулирует температуру тела, улучшает общее самочувствие.

Ведущий: А что же нам скажет по поводу целесообразности поста эксперт в области истории?

Эксперт в области истории: Чередование постов с пирами, вероятно, благотворно для человеческого организма, устающего то однообразия. Для нас – аборигенов относительно высоких широт, ежегодно переживающих значительные сезонные климатические изменения – свойственно прибавлять в весе в холодное время года и терять — в теплое. Способность прибавлять в весе зимой может быть связана не только с меньшей подвижностью, но и с общей перестройкой обменных процессов, призванных сохранить наше здоровье. Однако достаточно стабильные условия городской жизни делают эту «физиологическую заботу» излишней. Ещё и потому в конце зимы нам полезно освободить свой организм от зимних излишков.

Ведущий: Я знаю, что эксперты хотят поделиться рецептами полезных салатов.

(Эксперт в области истории демонстрирует приготовление салата).

Рецепт: нашинковать на мелкой терке свежие свеклу, морковь, яблоко (лучше кислое). Смешать все ингредиенты, добавить растительное масло (любое). По желанию можно добавить зелень.

Эксперт в области истории: Данный салат полезен тем, что в нем используются сырые овощи, поэтому витамины и минералы сохраняются. Также овощи и фрукты содержат пектины, пищевые волокна.

(Эксперт в области биологии демонстрирует салат)

Рецепт: Взять квашеную капусту, добавить репчатый или зеленый лук. Заправить нерафинированным растительным маслом.

Эксперт в области биологии: В данном салате содержится много витаминов и пищевые волокна. В рационе питания славян квашеная капуста всегда стояла на почетном месте.

Эксперт в области химии: Хочется рассказать и о пользе травяных чаев во время поста. Травяные чаи оказывают лечебно – профилактическое действие, очищают организм от шлаков и дают ему мощную энергетическую подпитку. Чайный сбор может обладать общеукрепляющим эффектом. Травяные чаи содержат витамины, микроэлементы, органические кислоты, клетчатку, пектины. К тому же не содержат кофеина, поэтому рекомендуются к употреблению даже детям. Вот несколько рецептов полезных чаев:

Настой шиповника с медом. Залейте 6 ст. л. плодов шиповника 1 л. теплой воды. Оставьте на 15 мин. Затем прокипятите на небольшом огне 10 мин., добавьте 1ст. яблочного отвара и мед по вкусу. Процедите.

Чай из листьев черной смородины. Залейте 1 ст. л. измельченных листьев или побегов черной смородины 500 мл. кипятка. Настаивайте 15-20 мин.

Обратите внимание, что употреблять напитки нужно всегда между приёмами пищи, чтобы не разбавлять вырабатывающийся для переваривания пищи желудочный сок.

Эксперт в области биологии: Итак, польза постане оспорима. Во время поста организм и все его системы отдыхают от пищеварения и начинается интенсивное очищение от шлаков и токсинов.На фоне этого нормализуется микрофлора кишечника, улучшается состояние кожи. Часто при постном питании снижается уровень сахара и холестерина в крови, выводится лишняя жидкость. Благодаря этому и тому, что человек не переедает, вес начинает снижаться, что положительно влияет на сердечно — сосудистую и опорно — двигательную системы. В первые дни поста у человека могут возникать слабость, тошнота, головокружение. Этого не следует пугаться.

Ведущий: А теперь также поэтапно разберёмся, какие же «подводные камни» могут подстерегать организм человека во время поста и как их преодолеть. (Ведущий вызывает ученика, который отбирает и комментирует таблички о вреде поста. Дополняют ответы обучающегося эксперты. Таблички размещаются на доске.)

Эксперт в области биологии: Дефицит белка — Постное питание неполноценно: оно не может обеспечить человека всеми необходимыми веществами, прежде всего – аминокислотами. Находясь на таком питании на протяжении всего Великого поста, человек рискует заполучить всевозможные расстройства обмена, белковую дистрофию, дисбактериоз, половую слабость, усугубить атеросклероз. Организм, до этого получавший белок для строительства клеток, начнет поглощать собственные запасы. Такое самоедство сразу отразится на внешности. Резко ухудшится состояние волос, ногтей, кожи.

Читайте также:  Отвар лаврового листа польза вред

Ведущий: А как же восполнить недостаток белка? (вопрос обучающимся и комментарий эксперта.)

Эксперт в области биологии: Для восполнения недостатка белковой пищи во время поста рекомендуется употреблять грибы. Грибы в народе называют «лесным мясом». Свежие грибы содержат 2-5 % белка, а сушеные 16-25 %, также в них есть минеральные вещества и витамины. По составу аминокислот грибы ближе к овощам, чем к мясу. Также необходимо употреблять горох, фасоль, сою так, как в них тоже высокое содержание белка.

(Ведущий демонстрирует грибы и фасоль).

Дефицит жира и снижение калорийности взаимосвязанные проблемы. Жиры в нашем организме являются основным источником энергии. При их недостатке снижается калорийность питания, а это в свою очередь ведет к снижению иммунитета и возникновению различных заболеваний.

Ведущий: А ка же восполнить дефицит жира во время поста?

Эксперт в области биологии: Длявосполнения жиров в организме во время поста необходимо употреблять растительные жиры. Причем, они должны быть разнообразны: подсолнечное, оливковое, арахисовое, конопляное, льняное. Также много жира содержится в орехах и семечках. Поэтому они рекомендуются для употребления.

Эксперт в области химии: Свежие тепличные овощи весной таят в себе нитраты. В результате, желая разгрузить свой организм, люди отравляют его. К сожалению, по внешнему виду или какому-то специфическому запаху определить количество нитратов в овощах невозможно. Иногда можно заметить признаки перенасыщения нитратами, но только в том случае, если их доза зашкаливает. В свекле и морковке об огромном содержании нитратов говорит беловатая сердцевина, в арбузах — желтоватые прожилки. У огурцов, кабачков, картофеля о превышении нитратов могут говорить желтые пятна под кожурой, такие экземпляры есть не стоит. Что касается остальных овощей — тут можно пользоваться общей рекомендацией. Лучше купить овощи средних размеров, чем мелкие или крупные. Мелкий огурец,  возможно, не дозрел, и овощ не смог переработать даже самую малость нитратов, крупные овощи — наоборот, перекормлены удобрениями, и доза нитратов в них будет выше.

Чтобы обезопасить себя нужно тщательно проваривать овощи, а если и есть сырыми, то только овощи с грядки, которые хранились с прошлого года, — свёклу, морковь, картошку.

Демонстрируется эксперимент «Определение нитратов в овощах»:

Пару капель раствора соляной кислоты (производственное название — дифениламин)

нанести на срез огурца. Если на срезе появится синий цвет – в продукте есть нитраты. Также можно определить содержание нитратов в капусте, редисе даже укропе.

Эксперт в области истории: неполноценное питание приводит к снижению физической активности. А они необходимы для нормальной жизнедеятельности организма. Неподвижность несет с собой разрушение. Если вы не тренируете свое тело, мускулы дряхлеют, в суставах откладываются соли, теряется гибкость и плавность движений. Бездеятельность и застой крови в тканях становятся причиной многих заболеваний. Пища, состоящая преимущественно из овощей и фруктов, — является нашим союзником в борьбе за долголетие, здоровье и молодость.

Гнев, страх, беспокойство (негативные эмоции) — «Все болезни от нервов» — утверждает китайская медицина. Негативные эмоции могут стать причиной физических заболеваний. Поэтому, воздержание от негативных эмоций, способствует их профилактике. Негативное влияние пост может оказать в том случае, если человек теряет его истинный смысл, а мысли сводятся только к еде. Важно помнить, что основной идеей поста является не физическое ограничение, а духовное очищение.

Ведущий: В целом, пост оказывает положительное влияние, как на организм человека, так и на его эмоциональное состояние. Но соблюдая пост, не забывайте о его истинном смысле, рассчитывайте силы и заботьтесь о своем здоровье.

Эксперт в области истории: Последняя подготовительная к Великому посту неделя в просторечии называется масленицей. В эту неделю уже не употребляются мясные продукты. Животный белок замещается молочным. Основным продуктом питания во время масленицы становятся блины.

Поэтому итогом нашего урока будет чаепитие с блинами.

Источник

Биологией называется наука, занимающаяся изучением жизни, форм и закономерностей развития всех живых организмов. на данный момент биология является целым комплексом научных дисциплин, которые занимаются изучением целых или отдельных живых систем. Данная наука очень важна для современного образования, потому что полезно знать все о поэтапном развитии организмов, чтобы материалистическое мировоззрение сформировалось гармонично.

Нужна ли детям биология?

Цели преподавания биологии в школах обозначены в перечне знаний и умений, которые отвечают всем правилам и требованиям государственного образовательного стандарта.

Каждый человек хочет быть здоровым. Но, сохранить собственное здоровье сложно без знаний элементарных законов биологии. К примеру, многие молодые люди прибегают к помощи различных диет, помогающих сбросить лишний вес. Эти самые диеты представлены в различных журналах.

Но эти люди даже не подозревают, что достаточно знать элементарные основы функционирования живых существ, помогающие сохранить свое здоровье. Зачастую, люди слепо верят прочитанному в журнале или газете и наносят огромный вред собственному организму. Так нужна ли эта наука детям?

Безусловно, нужна! Каждый человек должен правильно понимать окружающую природу и собственный организм.

Что развивает биология?

Главной целью биологической науки является формирование биологической культуры у человека. К задачам науки можно отнести следующее:

  • развитие у учеников представлений о живых организмах, их взаимодействии с окружающей природой, о многообразии видов, обо всех закономерностях развития живы существ;
  • понимание учащимися важности знаний о развитии живых существ их значении в человеческом мире.

Если процесс обучения в школе построен правильно, то у ребенка формируется любознательность и проявляется интерес к науке, он старается углубляться в нее во внеурочное время. Например, в качестве дополнительного образования на сегодняшний день люди пользуются интернет – курсами. Биологию, как и обществознание можно изучать по скайпу, например, в с сайтом Distance-teacher.ru/biologiya.

При правильной постановке преподавания этого предмета в школе, у детей формируется необходимое материалистическое мировоззрение, которое играет важную роль в современном обществе.

Среди всех естественнонаучных дисциплин именно этот предмет занимает одно из первых мест и не зря! Благодаря этой науке у современных детей формируется правильное понимание жизни, как главной ценности, которую необходимо беречь. Дети осознают, что землю и живые существа нужно охранять любыми средствами и методами.

На уроках преподаватели стараются заинтересовать школьников, подталкивая их к самообразованию, которое сейчас не так сложно реализовать. Существуют онлайн курсы и уроки обучения по скайпу.

Читайте также:  Польза хвойных в саду огороде

Таким образом, можно сказать, что знания основ этой науки – важнейшая частица человеческих знаний. Без биологических знаний невозможно мыслить с экологической точки зрения, нельзя понять суть научных статей на природные тематики. Именно биологические знания считаются основополагающими начального этапа жизни и ее сохранности. Выживание целой системы живых существ, помогающих развитию человечества, возможно лишь в том случае, если каждый человек будет биологически просвещен.

Источник

МОУ «Воскресенская СОШ»

Омской области Калачинского района

Воспитывающая роль разных форм уроков биологии.

Подготовила: Цыбулько Оксана

Ивановна, учитель биологии.

Калачинск 2007

Биология как наука о законах жизни и методах управления этими законами имеет большое образовательное и воспитательное значение.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.

Современный процесс обучения направлен на то, чтобы школьники не только усваивали определенную сумму знаний, но и овладели умением самостоятельно ориентироваться в стремительном потоке научной и политической информации. Это требует приведения методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

Задача учителя современной школы – воспитание в детях самостоятельности принятых решений, целенаправленности в действиях и поступках, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

В процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, обогащается его жизненный опыт. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы и организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Как известно, воспитание в широком смысле слова – это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же – это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется воспитание человека.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса по биологии в отечественной школе по-прежнему является урок. В своей практике я использую разные типы уроков: смешанные (комбинированные), уроки освоения школьниками новых знаний и умений, уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала, уроки проверки и оценки качества знаний и умений школьников.

Методически правильное проведение уроков в совместной работе со школьниками позволяет мне, как учителю, решить целый ряд важных учебно- воспитательных задач, к которым, в частности, относятся:

  • Улучшение качества усвоения учащимися программных биологических знаний, расширение кругозора школьников.

  • Развитие у обучаемых умения познавать окружающий мир и самого себя, способности использовать знания и умения в реальной жизненной практике.

  • Формирование эмоционально- ценностного отношения школьников к процессу изучения биологии, потребности в творческой самореализации, самообразовании, самосовершенствовании, саморазвитии.

  • Повышение адаптивных возможностей личности в современной социальной среде за счет формирования гибкого, нешаблонного мышления и объективной самооценки.

  • Формирование у школьников позитивных свойств личности.

Очевидно, что все перечисленные задачи тесно связаны друг с другом и практически неразделимы в реальном учебно- воспитательном процессе.

Решению обозначенных выше задач способствует большое разнообразие видов уроков. В своей практике я использую следующие формы уроков:

  • урок- размышление, решения; урок взаимообучения;

  • урок-аукцион; урок- конференция;

  • урок-исследование; урок- игра;

  • интегрированный урок; урок- путешествие;

урок- медицинский консилиум урок –экскурсия и др;

Урок- размышление и урок-решение обычно провожу совместно. Можно провести в устной и письменной форме. Например, на уроке при изучении темы «Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир» (6 класс) я даю такое задание: «Каким вы видите будущее нашей планеты через 50 лет?» Учащиеся устно и письменно размышляют на поставленный вопрос. В итоге беседы мы приходим к определенному решению, что необходимо сделать каждому человеку, чтобы сохранить и приумножить богатство растительного мира. Такие уроки размышления и решения я провожу во всех классах.

Урок- аукцион дает детям возможность в занимательной форме повторить тему, показать практическое применение знаний, поэтому его целесообразно проводить как итоговый по одной или нескольким темам. «Товаром» на уроке-аукционе являются знания учащихся. Такой урок наиболее эффективен в 6-7 классах. Урок – аукцион проводила в 6 классе по теме «Многообразие и значение сельскохозяйственных растений»

В отличие от уроков, к которым фронтально готовятся учащиеся по общим для всех вопросам (что, впрочем не исключает индивидуальных и групповых заданий), к конференции готовятся доклады (сообщения) учащихся по индивидуальным темам. Подготовка доклада требует достаточно высокого уровня знаний и воспитания ораторских умений. Поэтому конференция, как правило, проводится мною в старших классах, а докладчиками выступают более сильные ученики. Для того , чтобы повысить интерес слушателей выбираю официальных оппонентов. Их задача- поставить интересные вопросы и кратко дополнить докладчика. Активизирует внимание уч-ся также задания, которые выполняются на основе содержания докладов. Подготовка и проведение уроков подобного типа способствует углублению знаний по предмету, расширению кругозора, формированию умений ставить вопросы, обобщать, анализировать и оценивать ответы товарищей, развивает коллективизм и ответственность за порученное дело.

Урок-исследование – это совместный поиск истины и собственные открытия по теме исследования. Главное в таком уроке – познакомить уч-ся с особенностями процесса научного познания, ступенями исследовательской деятельности; научить их различать проблемы, формулировать и отбирать полезные гипотезы, интерпретировать данные, делать выводы; заинтересовать учащихся исследовательской деятельностью, поиском новых проблем, вопросов. Такие уроки провожу с 8-11 классы. Такие уроки воспитывают в детях самостоятельность, развивают мыслительную деятельность, т.к делают ребенка мини-исследователем по выбранной теме.

Урок- медицинский консилиум проводился в 8 классе по теме «Заболевания, связанные с нарушением обмена веществ. Действие наркотических веществ». Такой урок требует и воспитывает в детях самостоятельность, умения работать с дополнительной литературой. Необходим здесь большой подготовительный этап: сбор сведений о различных болезнях (гастрит, язва желудка, цирроз печени, наркомания), консультации.

Урок взаимообучения воспитывает в детях взаимопомощь, взаимоответственность учащихся, интенсифицируется познавательный процесс.

На уроке решаются три задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Поэтому урок дает больше возможности для воспитания у школьников нового отношения к природе, основанного на гуманизме.

На уроках биологии в 6-7 классах, когда изучаем с детьми мир растений, бактерий, грибов, животных я стараюсь воспитать в детях любовь к природе, ко всему живому, ценностное отношение к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; общей культуры поведения в природе. Здесь, на доступном учащимся уровне, рассматриваются связи между неживой и живой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком. Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им также помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.

Читайте также:  Вред польза кунжутного масла для

Анатомические и физиологические знания нужны каждому учащемуся не только для расширения кругозора, эрудиции, но и для понимания собственного организма. Цель –это воспитать человека, соблюдающего правила личной и общественной гигиены, ведущего здоровый образ жизни; научить правилам оказания первой помощи при отравлениях, ранении и др.;

Очень большое значение имеет раскрытие связей между человеком и природой. Причем, человек рассматривается как часть природы, он существует внутри природы и неотделим от нее. Вместе с тем эти связи проявляются и в обратном воздействии человека на природу, которое в свою очередь может быть положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и другое). Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания как урока изучения нового материала, так и обобщающего урока.

Основная цель воспитания – формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы.

Развитию ценностных ориентаций способствует выполнение учащимися практических работ оценочного характера. Для экологического воспитания важное значение имеют работы на местности по оценке характера воздействия человека на окружающую среду, предусмотренные программой. На их основе у школьников вырабатывается привычка правильно, критически оценивать свое поведение в природе, поступки других людей, выбрать линию поведения, соответствующую законам природы и общества. Знание и соблюдение учащимися правил поведения в природе во время экскурсий, туристических и краеведческих походов свидетельствуют о степени сформированности их нравственного облика.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически воспитанная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос о их правомерности. Если человек экологически воспитан, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.

Получая определенную систему знаний на уроках биологии ученики также могут усвоить нормы и правила экологического поведения в природе, так как через экологическое просвещение воспитывается ответственное отношение к природе. Но нормы и правила поведения будут плохо усвоены, если не будут учитываться условия экологического воспитания:

1) экологическое воспитание учащихся должно проводится в системе, с использованием местного краеведческого материала, с учетом преемственности, постепенного усложнения и углубления отдельных элементов.

2) необходимо активно вовлекать школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, уход за цветниками, шефство над лесными участками там, где лес находится близко от школы, сбор плодов и семян луговых и древесно-кустарниковых растений, уборка валежника, охрана и подкормка птиц и др. Таким образом, воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания. Это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования и пропаганду идей его оптимизации, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

– формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

– формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

– развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремление к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального (способности к анализу экологических ситуаций), эмоционального (отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного (воли и настойчивости, ответственности).

Содержание экологического воспитания усваивается учащимися в их различной деятельности. Каждая из форм организации учебного процесса стимулирует разные виды познавательной деятельности учащихся: самостоятельная работа с различными источниками информации позволяет накопить фактический материал, раскрыть сущность проблемы; игра формирует опыт принятия целесообразных решений, творческие способности, позволяет внести реальный вклад в изучение и сохранение местных экосистем, пропаганду ценных идей.

На первых этапах наиболее целесообразны методы, которые анализируют и корректируют сложившиеся у школьников экологические ценностные ориентации, интересы и потребности. Используя их опыт наблюдений и природоохранительной деятельности, необходимо в ходе беседы с помощью фактов, цифр, суждений вызывает эмоциональные реакции учащихся, стремится сформировать у них личное отношение к проблеме.

На этапе формирования экологической проблемы особую роль приобретают методы, стимулирующие самостоятельную деятельность учащихся. Задания и задачи направлены на выявление противоречий во взаимодействии общества и природы, на формирование проблемы и рождение идей о пути ее решения с учетом концепции изучаемого предмета. Стимулируют учебную деятельность дискуссии, способствуя проявлению личного отношения учащихся к проблемам, знакомству с реальными местными экологическими условиями, поиску возможностей их решения.

На этапе теоретического обоснования способов гармонического воздействия общества и природы я, как учитель, обращаюсь к рассказу, который позволяет представить научные основы охраны природы в широких и разносторонних связях с учетом факторов глобального, регионального, локального уровней. Познавательная деятельность стимулирует моделирование экологических ситуаций нравственного выбора, которые обобщают опыт принятия решений, формируют ценностные ориентации, развивают интересы и потребности школьников. Активизируется потребность в выражении эстетических чувств и переживаний творческими средствами (рисунок, рассказ, стихи и т.п.).

Средством психологической подготовки школьников к реальным экологическим ситуациям выступают ролевые игры. Они строятся с учетом специфических целей предмета.

Правильная реализация принципа связи воспитания с жизнью требует от педагога умения обеспечить:

  • уважение к людям труда, создающим материальные и духовные ценности;

  • развитие способности много и успешно трудиться, жела­ния добросовестно и творчески работать на пользу об­щества и свою собственную пользу;

  • сочетание личных и общественных интересов в трудовой деятельности, выбор профессии в соответствии с задача­ми общества и хозяйственными потребностями;

  • бережное отношение к общественному достоянию и при­родным богатствам, стремление приумножать своим тру­дом общественную собственность;

  • нетерпимое отношение к проявлениям бесхозяйствен­ности, безответственности, нарушениям трудовой дис­циплины, расхищению общественной собственности и варварско­му отношению к природным богатствам.

Источник