Услуга в пользу физических лиц

Услуга в пользу физических лиц thumbnail

Отрасль оказания платных услуг постоянно развивается. Зачастую их стоимость у частных лиц намного ниже, чем предлагают организации. Но как быть уверенным, что вас не обманут, и можно ли при необходимости привлечь к ответу нарушителя, узнаем в нашей статье.

Может ли физлицо оказывать услуги без ИП?

Если гражданин решил заняться предпринимательством для постоянного получения прибыли, то ему следует легализовать бизнес, оформив ИП. Однако многие люди не получают статус индивидуального предпринимателя. В таком случае они имеют право оказывать услуги по нескольким типам договоров.

В заключении соглашения обычно заинтересован наниматель. Причиной являются опасения о качестве выполняемых работ и отказе устранять недостатки.

Обратите внимание!

При оформлении договора устанавливаются четкие права и обязанности, а также появляется возможность обратиться в суд, если одна из сторон нарушает его условия.

Виды договоров и оказываемых услуг

Для оформления соглашения об оказании услуг между заказчиком и исполнителем — физическим лицом обычно используется один из двух типов договора:

  1. подряда;

  2. возмездного оказания услуг.

Различие между ними заключается в том, что в результате подрядных работ происходят материальные изменения. Например, это может быть построенный дом, установленная сантехника и т.п. При оказании возмездной услуги вещественных результатов не появляется (услуги репетитора, няни, сиделки и т.п.).

Заключение договора

Гражданин, который не имеет статуса индивидуального предпринимателя, имеет право оказывать услуги на основании договоров, как другим физическим лицам, так и организациям. В каждом из этих случаев есть свои нюансы.

С юридическим лицом

Практически каждой компании необходима сторонняя помощь для осуществления деятельности — уборка помещений, стирка спецодежды и т.п. На рынке множество фирм, предлагающих подобные услуги, однако частные лица предлагают более выгодные цены.

Договор следует составлять тщательно, четко указывая в нем обязанности сторон, объем работ, стоимость, сроки и порядок взаиморасчетов.

Если такими услугами компания пользуется редко, то составляется индивидуальные соглашение. В остальных случаях подготавливается типовой образец, который существенно упрощает процедуру оформления отношений с исполнителем услуг.

Важно помнить, что отношения между нанимателем и исполнителем не должны перейти из гражданско-правовых в трудовые. Для этого в нем обязательно указывается, что регулирование взаимоотношений между сторонами производится на основании гл. 37 ГК РФ (подряд) или гл. 39 ГК РФ (возмездное оказание услуг).

Стороны должны именоваться в договоре «Подрядчиком» и «Исполнителем». Это важный нюанс, так как исполнитель имеет значительные отличия от работника предприятия:

  • не подчиняется внутренним инструкциям фирмы и ее руководству;

  • срок отношений истекает по окончанию соглашения;

  • исполнитель самостоятельно обеспечивает себя расходными материалами и инструментами, если иное не предусмотрено условиями;

  • не положен больничный, отпуск и другие гарантированные ТК РФ блага;

  • оплата происходит только после того, как работы выполнены и подписан акт об их приеме;

  • не нужно оформлять трудовую книжку и становиться на учет в отделе кадров.

Заключение договора

С физическим лицом

Между физическими лицами оформить соглашение значительно проще. Оно может быть заключено в устной форме, если объем работ и их стоимость невелики (например, разовая уборка квартиры). Для работ большего объема обычно используют простую письменную форму. При достижении его стоимости в 10 МРОТ, письменная форма становится обязательной.

Обратите внимание!

Если одна из сторон не может лично подписать документ, то от ее имени вправе выступать представитель. Его полномочия должны быть подтверждены доверенностью. Для некоторых случаев предусмотрено обязательное заверение договора нотариусом (ренты, завещания, ипотеки).

Срок действия договора

Если иное не указано в условиях, то договор вступает в действие с момента подписания его обеими сторонами. Он является действующим до окончания указанного в нем срока, либо до полного выполнения обязательств сторон — когда работы окончены, подписан акт приема-передачи и проведен расчет.

Налогообложение

Для легального получения доходов, законодательство не требует обязательного оформления ИП. Однако налоги и социальные взносы должны быть уплачены с любых видов доходов, в том числе и полученных по договорам оказания услуг.

С таких средств гражданин обязан уплатить:

  1. налог на доходы физических лиц, равный 13%. Если исполнитель не является резидентом России, то НДФЛ составляет 30% от вознаграждения за оказанные услуги;

  2. взнос в пенсионный фонд — 22% от суммы вознаграждения;

  3. взнос в фонд обязательного медицинского страхования — 5,1 % от полученного дохода.

Стоит учесть различия, которые появляются при перечислении налогов между подрядчиками — физическими и юридическими лицами. Юридическое лицо является налоговым агентом. Оно должно вычесть налоги из вознаграждения и перечислить их в соответствующие организации.

Заключая договоры с юридическими лицами, исполнитель должен понимать, что всю указанную в нем сумму вознаграждения на руки он не получит.

В случае выполнения договоров с подрядчиком — физическим лицом, исполнитель получит всю оговоренную сумму. После этого он обязан самостоятельно рассчитать обязательные платежи и перечислить их в соответствующие органы.

Договоры, заключаемые исполнителем с юридическими лицами, могут оказаться как гражданско-правовыми, так и трудовыми. По трудовым у организации возникает существенно больший объем обязательств. Поэтому не стоит допускать ошибок в составлении этого документа. Если у вас имеются сомнения, проконсультируйтесь у наших юристов.

Источник

1. Оператор по приему платежей для приема платежей должен заключить с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

Читайте также:  Миндальное масло для волос польза и вред

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Поставщик вправе заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить перечень товаров (работ, услуг), в оплату которых платежный агент не вправе принимать платежи физических лиц.

2.1. Платежный агент не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 110-ФЗ)

3. Поставщик обязан предоставить по запросу плательщика информацию о платежных агентах, осуществляющих прием платежей в его пользу, о местах приема платежей, а также обязан предоставить налоговым органам по их запросам перечень платежных агентов, осуществляющих прием платежей в его пользу, и информацию о местах приема платежей.

(часть 3 в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Исполнение обязательств оператора по приему платежей перед поставщиком по осуществлению соответствующих расчетов должно обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком, страхованием риска гражданской ответственности за неисполнение обязанности по осуществлению расчетов с поставщиком или другими способами, предусмотренными договором об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

5. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей после его постановки на учет уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

(в ред. Федерального закона от 18.04.2018 N 80-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Оператор по приему платежей в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в установленных случаях должен проводить идентификацию физического лица, осуществляющего платеж.

7. Оператор по приему платежей вправе привлекать других лиц — платежных субагентов для осуществления приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. При таком привлечении соответствующие полномочия платежного субагента не требуют нотариального удостоверения. Платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями статьи 1009 Гражданского кодекса Российской Федерации.

9. Платежный субагент для приема платежей должен заключить с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого платежный субагент вправе от своего имени, от имени оператора по приему платежей или от имени поставщика и за счет поставщика, оператора по приему платежей осуществлять прием наличных денежных средств от плательщиков в соответствии с условиями договора, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, а также обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая требования о предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей, требующих проведения идентификации физического лица, осуществляющего платеж, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

11. Платежный агент при приеме платежей обязан иметь соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренный настоящей статьей. Деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя по приему от физического лица наличных денежных средств без заключения указанного договора, соответствующего требованиям настоящего Федерального закона, либо договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, предусмотренного Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», запрещена.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. Поставщик не вправе заключить с оператором по приему платежей, а оператор по приему платежей не вправе заключить с платежным субагентом договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, указанный в части 1 настоящей статьи, если оператор по приему платежей или платежный субагент осуществляет наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

12. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику в соответствии с законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. Платежный агент при приеме платежей обязан обеспечить в каждом месте приема платежей предоставление плательщикам следующей информации:

Читайте также:  Сахарозаменители польза и вред для здорового

1) адреса места приема платежей;

2) наименования и места нахождения оператора по приему платежей и платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом, а также их идентификационных номеров налогоплательщика;

3) наименования поставщика;

4) реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и поставщиком, а также реквизитов договора об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц между оператором по приему платежей и платежным субагентом в случае приема платежа платежным субагентом;

5) размера вознаграждения, уплачиваемого плательщиком оператору по приему платежей и платежному субагенту в случае приема платежа платежным субагентом, в случае взимания вознаграждения;

6) способов подачи претензий;

7) номеров контактных телефонов поставщика и оператора по приему платежей, а также платежного субагента в случае приема платежа платежным субагентом;

8) адресов и номеров контактных телефонов федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных Правительством Российской Федерации на проведение государственного контроля (надзора) за приемом платежей.

14. Платежный агент при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет (счета) для осуществления расчетов.

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Платежный агент обязан сдавать в кредитную организацию полученные от плательщиков при приеме платежей наличные денежные средства для зачисления в полном объеме на свой специальный банковский счет (счета).

(в ред. Федерального закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) зачисление наличных денежных средств, принятых от физических лиц непосредственно платежным агентом (оператором по приему платежей или платежным субагентом);

(п. 1 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента;

3) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика;

4) списание денежных средств на банковские счета.

(часть 16 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

(часть 17 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

18. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также казенных и бюджетных учреждений, находящихся в их ведении, не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

(часть 18 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

19. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться операции:

1) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;

2) списание денежных средств на банковские счета.

(часть 19 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

20. Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика не допускается.

(часть 20 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

20.1. Лицо, которому в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации вносятся денежные средства в виде взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, пеней за ненадлежащее исполнение обязанности по уплате таких взносов, в качестве специального банковского счета поставщика для зачисления указанных денежных средств использует специальный счет, на котором осуществляется формирование фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

(часть 20.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 513-ФЗ)

21. Кредитные организации не вправе выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей.

(часть 21 введена Федеральным законом от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

Источник

Доброго времени суток , вам! 
У меня вопрос.
Физ. лицо оказало нам услуги по получению документов из гос. инстанции. С ним подписан договор. Прописана сумма. Например 100000руб.
Итак вопрос: Какие налоги мы должны удержать или заплатить с этих сумм в бюджет? Знаю, что должны удержать НДФЛ. 
Нужно ли начислять взносы в ПФ и ФФОМС?
И правомерно ли вообще заключать договор с физиком , который не зарегистрирован, как ИП?
Очень надеюсь на вашу помощь.
С уважением, Анна

Добрый вечер!
Физическое лицо, оказывающее услуги организации, не является индивидуальным предпринимателем.
Какими налогами и страховыми взносами облагается вознаграждение по договору возмездного оказания услуг?5 марта 2013

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Вознаграждение, выплаченное физическому лицу – исполнителю по договору возмездного оказания услуг, облагается НДФЛ. При этом организация, являясь в данной ситуации налоговым агентом, обязана удержать и перечислить НДФЛ в бюджет.
Указанное вознаграждение облагается также страховыми взносами в ПФР, ФФОМС и не подлежит обложению страховыми взносами в ФСС РФ. Страховые взносы от НС и ПЗ уплачиваются только в случае, если в договоре содержится условие, обязывающее организацию уплачивать данные страховые взносы.
Обоснование вывода:
НДФЛ
Согласно п. 1 ст. 207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ.
Доход, полученный налогоплательщиком от источников в РФ, является объектом обложения НДФЛ (ст. 209 НК РФ).
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ для целей исчисления НДФЛ к доходам от источников в РФ относится, в частности, вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ.
Таким образом, доход, полученный физическим лицом в связи с оказанием услуг, облагается НДФЛ. При этом налогообложение производится по налоговой ставке 13%, если физическое лицо является резидентом РФ, либо по налоговой ставке 30%, если физическое лицо – нерезидент РФ (п. 3 ст. 224 НК РФ).
На основании п. 1 ст. 226 НК РФ российские организации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, признаются налоговыми агентами и обязаны исчислить НДФЛ с этих доходов, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога. Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и уплата НДФЛ осуществляются в соответствии со ст.ст. 214.1, 214.3, 214.4, 227, 227.1 и 228 НК РФ (п. 2 ст. 226 НК РФ).
В указанных статьях НК РФ доходы в виде вознаграждения за оказание услуг по гражданско-правовому договору не значатся. Учитывая изложенное, организация, которая производит выплаты физическому лицу по договору гражданско-правового характера, в частности по договору возмездного оказания услуг, обязана удержать исчисленную сумму НДФЛ непосредственно из суммы вознаграждения при его фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ).
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 221 НК РФ налогоплательщики, получающие доходы от оказания услуг по договорам гражданско-правового характера, облагаемые по ставке 13%, при исчислении налоговой базы по НДФЛ имеют право на получение профессиональных налоговых вычетов в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с оказанием этих услуг. Налогоплательщики, указанные в ст. 221 НК РФ, реализуют право на получение профессиональных налоговых вычетов путем подачи письменного заявления налоговому агенту.
Вместе с этим компенсируемые организацией физическому лицу в соответствии с заключенным договором суммы расходов, произведенные им в целях оказания услуг по этому договору, признаются доходом физического лица, подлежащим обложению НДФЛ наряду с вознаграждением, выплачиваемым физическому лицу по такому договору (письмо Минфина России от 09.09.2010 N 03-04-06/3-209).
В целях обеспечения соблюдения положений главы 23 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленных и удержанных налогов в регистрах налогового учета, форма которых и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налоговым агентом самостоятельно (ст. 230 НК РФ).
Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц истекшего налогового периода и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему РФ за этот налоговый период налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 N ММВ-7-3/611@ (п. 2 ст. 230 НК РФ, письмо УФНС России по г. Москве от 05.04.2011 N 20-14/3/32632).
Страховые взносы
В части 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования” (далее – Закон N 212-ФЗ) установлено, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, в частности, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам).
Согласно части 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Отметим, что на основании п. 2 части 3 ст. 9 Закона N 212-ФЗ в базу для начисления страховых взносов не включаются (в части страховых взносов, подлежащих уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации) любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации вознаграждение физического лица по гражданско-правовому договору облагается взносами в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, а в базу для начисления страховых взносов в части сумм, подлежащих уплате в Фонд социального страхования РФ, не включается.
Страховые взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
Уплата страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее – взносы от НС и ПЗ) производится в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний” (далее – Закон N 125-ФЗ).
Абзац четвертый п. 1 ст. 5 Закон N 125-ФЗ определяет, что физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если обязанность страхователя уплачивать страховщику страховые взносы установлена в договоре.
Иными словами, если договор возмездного оказания услуг физическим лицом содержит условие об обязанности организации уплачивать страховые взносы от НС и ПЗ, то с вознаграждения по договору страховые взносы от НС и ПЗ уплачиваются. В противном случае данная обязанность на организацию не возлагается.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, профессиональный бухгалтер Федорова Лилия

Ответ прошел контроль качества
15 февраля 2013 г.

Читайте также:  Польза и вред бараньего курдюка

Источник