В чем польза чтения словарей

В чем польза чтения словарей thumbnail

Автор статьи
Погодина Людмила Ивановна,
учитель русского языка и литературы
МОАУ «Средняя школа №3» города Бузулука Оренбургской области

В современном мире красивая и насыщенная речь говорит о культуре и хорошем образовании. Богатый словарный запас слов свидетельствует о высоком уровне интеллектуального развития человека. Общество воспринимает человека с богатым словарным запасом как умную и творческую личность. Люди с богатым словарным запасом быстрее получают работу, успешнее продвигаются вверх по служебной лестнице, к ним вообще чаще и внимательнее прислушиваются.

Русская пословица гласит: «Хромое слово – кривая речь». Как известно, с пословицей нельзя спорить, она народная мудрость. Для того чтобы красиво говорить, понимать прочитанные тексты, нужно знать много слов, умело с ними обращаться. По подсчётам учёных, в русском языке белее 500 000 слов. Вряд ли можно найти человека, в лексиконе которого было бы столько слов. И всё же каждому человеку необходимо стремиться пополнять свой словарный запас.

Один из путей пополнения своего лексикона – обращение к словарям, энциклопедиям и справочникам. Знаменитый писатель Анатоль Франс, французский романист и литературный критик, лауреат Нобелевской премии по литературе говорил: «Словарь – это вся Вселенная, расположенная в алфавитном порядке». Слова называют всё то, что когда-то было увидено, осмыслено, понято человеческой цивилизацией о существовании нашей Вселенной и о роли человека в ней. А словарь, как вместилище и классификатор этих понятий, может считаться вселенной в мини-варианте.

Словари помогают нам правильно писать и произносить слова, расширяют кругозор, приобщают к культуре. Действительно, без чтения словарей, без систематической, регулярной работы с ними не может обойтись человек, профессионально связанный со словом: писатель, журналист, языковед, диктор радио, учитель-словесник, современный школьник… Для большинства же людей словарь – это справочник, в котором при необходимости можно найти те или иные сведения: как пишется слово, что оно значит, как употребляется. При этом человек, конечно же, читает словарь, но не все слова подряд, а нужные ему страницы, касается ли это, скажем, «Большого энциклопедического словаря» или «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.

В мире существуют тысячи словарей всевозможных видов и назначений. Они могут отвечать и запросам широкого круга читателей, и узких специалистов. А самое главное, принимая подсказку словаря, мы не смущаемся, не стыдимся, а гордимся тем, что удалось избежать ошибки и получить новые сведения. Есть словари необыкновенные, среди них словарь В.И.Даля.

«Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля — вместилище не только слов, но и метких самобытных пословиц, поговорок, загадок… Он своеобразен не только по замыслу, но и по выполнению. О себе и своём словаре В. И. Даль говорит: «Писал его не учитель, не наставник, не тот, кто знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудился; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего, живого русского языкa». Обращение к данному словарю – знакомство с богатым народным речевым творчеством русского народа.

О пользе словарей и о необходимости иметь их в своей личной библиотеке говорил академик Д.С. Лихачёв. Обращаясь к молодым читателям, Дмитрий Сергеевич писал: «Свою библиотеку не надо делать слишком большой, не надо заполнять ее книгами «одноразового чтения». Такие книги надо брать в библиотеке. Дома должны быть книги повторного чтения, классики (и притом любимые), а больше всего справочники, словари, библиография. Они могут иногда заменить целую библиотеку». Из этих слов известного учёного-академика становится понятным то, как важны словари и справочники.

Сейчас существует великое множество книжных словарей, и в любой читающей семье они, конечно же, есть. Особенно важно и детей приучать пользоваться словарями. Это, несомненно, благотворно скажется на развитии речи ребёнка, пополнит его словарный запас.

Наличие электронного словаря не исключает необходимость иметь его книжный вариант. Ведь иногда техника может дать сбой, и тогда на выручку придет «старый и проверенный друг» – книжный словарь. Но из-за того, что количество информации в современном мире растет, язык пополняется новыми словами и выражениями, и соответственно словари постоянно обновляются. Обновление электронных и интернет словарей происходит гораздо проще и быстрее, чем переиздание книжных словарей.

Как же начать работать со словарями? Не нужно забывать, что словари бывают энциклопедические и лингвистические. В чем же разница между ними? Главное различие в том, что энциклопедические словари описывают мир вещей, а словари лингвистические – мир слова. «Вселенную», то есть мир вещей, описывают именно энциклопедические, а в словарях лингвистических содержатся сведения о словах – о том, что они значат, как склоняются или спрягаются, как сочетаются друг с другом в предложении, и т.п. Конечно, чтение любого авторитетного словаря, энциклопедического или лингвистического, повышает эрудицию человека.

Известно, что чаще всего мы обращаемся к орфографическому словарю, узнаём о верном написании слова. Хотя и другие словари могут дать нам не только сведения о правописании слова, но и многое другое.

Читайте также:  Наращенные ресницы вред и польза

Полезно обращение к словарям синонимов, антонимов, фразеологическим, этимологическим – это в значительной степени обогатит словарный запас. Русский язык помогает работать с достаточно обширными синонимическими рядами: каждое слово имеет примерно 5-6 синонимов, а более распространенные слова имеют до 40 синонимичных слов. Практиковаться можно, заменяя слова в каком-либо тексте, близкими по значению словами – синонимами.

Этимологические словари позовут вас в интересное путешествие – в историю происхождения слов. Например, всем известное слово школа первоначально имело совсем другое значение, нежели сегодня: латинское – schola (отдых от физического труда, досуг). Слово «школа» получило широкое распространение довольно поздно – в XVI–XVII вв., хотя известно было и раньше, но до этого времени его заменяли синонимом – словом «училище». Слово школа происходит от древнегреческого корня scholazo, что значит «отдыхать от работы». Древние греки в свободное от работы время предпочитали посещать беседы философов и таким образом пополнять объем знаний. Благодаря этому появилось слово школа – «место, где можно получить образование» («Этимологический словарь» А.В.Семёнова)

Словарь заимствованных слов также поможет при обогащении лексикона. В русский язык много слов приходит из других языков. У нас они адаптируются иногда настолько, что мы сразу и не можем сказать, из какого языка они пришли. Например, всем знакомое слово арбуз в русском языке известно с XV века. Данное слово является восточным заимствованием, как и в некоторых других славянских языках: болгарском, сербохорватском.

В русский язык слово попало из тюркских, вероятнее – из татарского, и изначально в форме с «х» – харпуз, где, как и в других восточных языках, восходит к персидскому xarbuza – «дыня», а дословно – «ослиный огурец», образованному от хег (хага) – «осел» и bucina – «огурец».

Из восточных языков, через русский, татарский и арабские языки, слово распространилось в западноевропейские: немецкий, английский, французский и т.д.

«Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка» автора Чудинова А.Н. позволит нам узнать значение привычного нам слова «газета».
Газета (франц. gazette). Издание, выходящее периодически отдельными листами; название свое получила от итал. слова gazetta, мелкая венецианская монета, которую обыкновенно за нее платили. Морякам, путешественникам нужны были сведения, или как мы говорим информация, так появились первые листки с новостями. За один листок надо было платить одну монету. Так монета подарила название источнику информации.

Разговор о словарях безграничен. Научившись пользоваться этими книгами, можно бесконечно полюбить их и согласиться с С.Я. Маршаком:

Усердней каждый день смотрю в словарь:
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдёт искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

Словари должны быть настольными книгами, причем словари самые разнообразные: орфографические, толковые, грамматические и прочее. Узнавайте с их помощью правильность написания незнакомых слов, их происхождение и различные значения, подбирайте синонимы и антонимы. Значительно облегчают изучение новых слов и компьютерные словари. Таким образом, ежедневное обращение к словарю – самое легкодоступное средство увеличения словарного запаса, обогащения речи и пополнения знаний. Особенно полезно приучать к работе со словарями детей.

Почтовая рассылка

Рассылка для учителей

Подпишитесь на нашу почтовую рассылку для педагогов и получайте ссылки на последние новости образования, новые презентации и педагогические статьи на электронную почту. Это бесплатно!

Свидетельство о публикации статьи

В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.

Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Источник

ß — ÷åëîâåê êíèæíîé êóëüòóðû. Èëè, êàê ýòî ñôîðìóëèðîâàë Ýäóàðä Ëèìîíîâ â ñâî¸ì ðîìàíå «Òîðæåñòâî ìåòàôèçèêè», — «ñòàðîìîäíûé èíòåëëèãåíò».
ß âûðîñ â äîñòàòî÷íî íåáîãàòîé ñåìüå, ïåðñîíàëüíîãî êîìïüþòåðà ó ìåíÿ íå áûëî äî ñîâåðøåííîëåòèÿ, â ñîöèàëüíîé ñåòè ÿ âïåðâûå çàðåãèñòðèðîâàëñÿ â 19 ëåò, à âèäåîõîñòèíã þòóá ÿ äëÿ ñåáÿ îòêðûë âñåãî äâà ãîäà íàçàä. Óæå ïî ýòîìó ìîæíî ïðåäñòàâèòü, íàñêîëüêî ÿ «îòñòàë» îò æèçíè. Íî, êàê è âñå äåòè, ÿ áûë ëþáîçíàòåëüíûì è òÿíóëñÿ ê çíàíèÿì. Çà îòñóòñòâèåì èíòåðíåòà, èõ èñòî÷íèêîì äëÿ ìåíÿ áûëè êíèãè è èõ õðàíèëèùå — ãîðîäñêàÿ ðàéîííàÿ áèáëèîòåêà. ß íèñêîëüêî íå æàëóþñü, íàîáîðîò, ÿ, ñêîðåå, áëàãîäàðåí îáñòîÿòåëüñòâàì çà òî, ÷òî ñ ðàííåãî âîçðàñòà ïîëó÷èë, åñëè ìîæíî òàê âûðàçèòüñÿ, «êíèæíóþ ïðèâèâêó» îò äðóãèõ èñòî÷íèêîâ èíôîðìàöèè, êîòîðûå ìíå è ïî ñåé äåíü ïðåäñòàâëÿþòñÿ ìåíåå íàä¸æíûìè. Ñàìî ýòî ó÷ðåæäåíèå — áèáëèîòåêè — òî åñòü, âñ¸ èíòåëëåêòóàëüíîå áîãàòñòâî, ñîçäàííîå ÷åëîâå÷åñòâîì è ïåðåäàâàåìîå èç ïîêîëåíèÿ â ïîêîëåíèÿ íà ìàòåðèàëüíûõ íîñèòåëÿõ, íàõîäÿùèõñÿ â îáùåñòâåííîé ñîáñòâåííîñòè, âîñõèùàåò ìåíÿ ñâîèì çàìûñëîì è, íå áåç îñíîâàíèé, êàæåòñÿ ìíå ïðîîáðàçîì íûíåøíåãî èíòåðíåòà. Áîëüøåâèêè, áîðÿñü ñ áåçãðàìîòíîñòüþ, ìàññîâî çàíèìàÿñü ñòðîèòåëüñòâîì ÿñëåé, äåòñêèõ ñàäîâ, øêîë, ÂÓÇîâ, áèáëèîòåê è ïðî÷èõ äîìîâ êóëüòóðû, òîëêàÿ íàðîäíûå ìàññû âïåð¸ä ê ïðîñâåùåíèþ è îáðàçîâàíèþ, øàãàëè â áóäóùåå âîèñòèíó ñåìèìèëüíûìè øàãàìè. Íåóäèâèòåëüíî, ÷òî ñåé÷àñ òå áèáëèîòåêè, êîòîðûå íàøè êàïèòàëèñòû åù¸ íå óñïåëè «îïòèìèçèðîâàòü», ïûòàþòñÿ íàéòè ñèíòåç, «âñòðîèòü» èíòåðíåò â ñâîþ êóëüòóðíóþ ïàðàäèãìó.
Ìîæíî ñêàçàòü, ÷òî ÿ — «ñîâîê». Â òîì ñìûñëå, â êàêîì ïèñàë îá ýòîì ïîíÿòèè Âèêòîð Ïåëåâèí:

Читайте также:  Горчица зернистая польза и вред для организма

«Ñîâîê – âîâñå íå ñîâåòñêèé èëè ïîñòñîâåòñêèé ôåíîìåí. Ýòî ïîïðîñòó ÷åëîâåê êîòîðûé íå ïðèíèìàåò áîðüáó çà äåíüãè èëè ñîöèàëüíûé ñòàòóñ êàê öåëü æèçíè. Îí ñ áðåçãëèâûì íåäîâåðèåì âçèðàåò íà ñóåòó ëåæàùåãî çà îêíîì ìèðà, íå õî÷åò ñòàíîâèòüñÿ åãî ÷àñòüþ è, êàê ýòî íè ñìåøíî çâó÷èò â ïðèìåíåíèè ê Âàñèñóàëèþ Ëîõàíêèíó, æèâ¸ò â äóõå, õîòÿ è íåîáÿçàòåëüíî â èñòèíå. Òàêèå ñòðàííûå ìóòàíòû ñóùåñòâîâàëè âî âñå âðåìåíà, íî áûëè èñêëþ÷åíèåì.  Ðîññèè ýòî íàäîëãî ñòàëî ïðàâèëîì.»

Èìåííî ïîýòîìó ìíå îäèíàêîâî ïðîòèâíû êàê è «ëèáåðàëû», òàê è «óêðîïû», òàê è «âàòíèêè». Âåëèêîðóññêèé øîâèíèçì äëÿ ìåíÿ íå áîëåå ïðåäïî÷òèòåëåí, ÷åì øîâèíèçì ìàëîðîññêèé èëè øêóðíûå èíäèâèäóàëèñòè÷åñêèå âçãëÿäû íàøèõ ëèáåðàëîâ.
Ñðåäè ìíîæåñòâà êíèã, êîòîðûå ÿ ïðî÷¸ë çà ñâîþ æèçíü, îòäåëüíî ëþáèìàÿ ìíîé êàòåãîðèÿ — ñëîâàðè. Êîìó-òî ìîæåò ïîêàçàòüñÿ ñòðàííûì, ÷òî ÷åëîâåê ìîæåò âîò òàê ïðîñòî âçÿòü ñëîâàðü è ÷èòàòü åãî îò êîðêè äî êîðêè, íî íà ñàìîì äåëå â ýòîì ïðîöåññå åñòü ñâîé ïðàêòè÷åñêèé ñìûñë. Òàê, íàïðèìåð, êîãäà ïîêîéíûé Ìèõàèë Çàäîðíîâ íà÷àë âåùàòü ñ òåëåýêðàíîâ ñâîè ïñåâäîíàó÷íûå è îòêðîâåííî ìðàêîáåñíûå âûêëàäêè î «âåäè÷åñêèõ êîðíÿõ ðóññêîãî ÿçûêà», î òîì, ÷òî âñå ÿçûêè ìèðà ïðîèçîøëè îò ðóññêîãî è ò.ï., ÿ óæå áûë èíòåëëåêòóàëüíî çàùèù¸í îò âñåõ ýòèõ áðåäîâûõ êîíöåïöèé. Çà ÷òî ñïàñèáî ýòèìîëîãè÷åñêèì ñëîâàðÿì è, ê ïðèìåðó, êíèãàì çàìå÷àòåëüíîãî ôèëîëîãà è ÿçûêîâåäà Ëüâà Óñïåíñêîãî, êîòîðûé â äîñòóïíîé íàó÷íî-ïîïóëÿðíîé ôîðìå ðàçúÿñíÿë ñîâåòñêèì äåòÿì èñòîðèþ ïðîèñõîæäåíèÿ ñëîâ, èì¸í è âûðàæåíèé.
Ñëîâàðè õîðîøè íå òîëüêî òåì, ÷òî îíè ðàñøèðÿþò ñëîâàðíûé çàïàñ è êðóãîçîð, ñïîñîáñòâóþò ïîâûøåíèþ îáùåãî óðîâíÿ ãðàìîòíîñòè è íàâûêàì ðàçãàäûâàíèÿ êðîññâîðäîâ.  îòäåëüíûõ ñëó÷àÿõ îíè — íè ìíîãî íè ìàëî — ôîðìèðóþò ñìûñëû, äàæå ïîçâîëÿþò ïîíÿòü ñóòü òîãî èëè èíîãî îáùåñòâåííîãî ÿâëåíèÿ. À èíîãäà ñëîâàðè äàæå áûâàþò ïóãàþùå àêòóàëüíû.
Ïåðåäî ìíîé ñåé÷àñ ëåæèò êíèãà Í.Ñ.Àøóêèíà è Ì.Ã.Àøóêèíîé «Êðûëàòûå ñëîâà» 1987 ãîäà èçäàíèÿ, â êîòîðóþ âîøëî áîëåå ïîëóòîðà òûñÿ÷ òàê íàç. «êðûëàòûõ ñëîâ» — öèòàò, îáðàçíûõ âûðàæåíèé, èçðå÷åíèé èñòîðè÷åñêèõ ëèö è ò.ï., óïîòðåáëÿþùèõñÿ ñåé÷àñ èëè óïîòðåáëÿâøèõñÿ ïðåæäå. Âîçüì¸ì, íàïðèìåð, òàêîå âûðàæåíèå êàê

«ÃÍÈËÎÉ ÇÀÏÀÄ.

 1841 ã. â ¹1 æóðíàëà «Ìîñêâèòÿíèí» ïîÿâèëàñü ñòàòüÿ ðåàêöèîííîãî èñòîðèêà ðóññêîé ëèòåðàòóðû, ïóáëèöèñòà, ïðîôåññîðà Ìîñêîâñêîãî óíèâåðñèòåòà Ñ.Ï.Øåâûðåâà (1806-1864) «Âçãëÿä ðóññêîãî íà îáðàçîâàíèå â Åâðîïå». Ðàçâèâàÿ îäíó èç îñíîâíûõ èäåé ñëàâÿíîôèëîâ î «ñàìîáûòíûõ íà÷àëàõ» Ðîññèè, Øåâûðåâ âûñêàçàë ìûñëü î ãíèåíèè Çàïàäà. «Â íàøèõ èñêðåííèõ äðóæåñêèõ òåñíûõ ñíîøåíèÿõ ñ Çàïàäîì, — ïèñàë îí, — ìû íå ïðèìå÷àåì, ÷òî èìååì äåëî êàê áóäòî ñ ÷åëîâåêîì, íîñÿùèì â ñåáå çëîé, çàðàçèòåëüíûé íåäóã, îêðóæ¸ííûì àòìîñôåðîþ îïàñíîãî äûõàíèÿ. Ìû öåëóåìñÿ ñ íèì, îáíèìàåìñÿ, äåëèì òðàïåçó ìûñëè, ïü¸ì ÷àøó ÷óâñòâà… è íå çàìå÷àåì ñêðûòîãî ÿäà â áåñïå÷íîì îáùåíèè íàøåì, íå ÷óåì â ïîòåõå ïèðà áóäóùåãî òðóïà, êîòîðûì îí óæå ïàõíåò» (ñ.247). Ýòó ìûñëü Øåâûðåâ ïîâòîðÿë è â äðóãèõ ñâîèõ ñòàòüÿõ. Îäèí èç êîððåñïîíäåíòîâ Ì.Ï.Ïîãîäèíà (ðåäàêòîðà-èçäàòåëÿ «Ìîñêîâèòÿíèíà») â 1844 ã. ïèñàë åìó: «Ñäåëàé ìèëîñòü, óéìè òû Øåâûðåâà, îí ïîìåøàí íà ãíèþùåì Çàïàäå» (Í.Áàðñóêîâ, Æèçíü è òðóäû Ì.Ï.Ïîãîäèíà, ò. VIII, ÑÏá. 1894, ñ 259). Âûñêàçûâàíèÿ Øåâûðåâà áûëè îòðèöàòåëüíî âñòðå÷åíû Â.Ã.Áåëèíñêèì.  ñòàòüå «Ñî÷èíåíèÿ Â.Ô.Îäîåâñêîãî» îí ðåøèòåëüíî îòâåðãàåò «ìûñëü î íðàâñòâåííîì ãíèåíèè Çàïàäà». «Åâðîïà áîëüíà — ýòî ïðàâäà, íî íå áîéòåñü, ÷òîá îíà óìåðëà, — ïèøåò Áåëèíñêèé. — Ýòî áîëåçíü âðåìåííàÿ, ýòî êðèçèñ âíóòðåííåé ïîäçåìíîé áîðüáû ñòàðîãî ñ íîâûì…» (Ïîëí. ñîáð. ñî÷., èçä. àêàä. íàóê ÑÑÑÐ, ò. VIII, Ì. 1955, ñ. 316).  ñòàòüå «Ðóññêàÿ ëèòåðàòóðà â 1844 ãîäó», ðàçáèðàÿ ñòèõè ñëàâÿíîôèëà À.Ñ.Õîìÿêîâà, îí óïîìèíàåò î «ìíèìîì òðóïå Çàïàäà» (òàì æå, ñ. 472).  ñòàòüå 1845ã. î êíèãå Â.À.Ñîëîãóáà «Òàðàíòàñ» Áåëèíñêèé, èìåÿ â âèäó Øåâûðåâà, èðîíè÷åñêè ãîâîðèò, ÷òî, ïî ìíåíèþ íåêîòîðûõ, «ó ëþäåé ãíèþùåãî Çàïàäà ìûøèíûå íàòóðû, à ó íàñ — ÷èñòî ìåäâåæüè» (ò. IX, ñ.108).  ýòîé æå ñòàòüå Áåëèíñêèé âïåðâûå óïîòðåáèë âûðàæåíèå «ãíèëîé Çàïàä», óäåðæàâøååñÿ êàê èðîíè÷åñêàÿ ôîðìóëà òåçèñà ñëàâÿíîôèëîâ î ãíèåíèè çàïàäíîé êóëüòóðû. Ðàçáèðàÿ ñàòèðó Ñîëîãóáà, Áåëèíñêèé ïèñàë: «…Àâäîòüÿ Ïåòðîâíà ñàìà ëå÷èò áîëüíûõ ïðîñòûìè ñðåäñòâàìè. Èç âñåãî ýòîãî âûâîäèòñÿ ñëåäñòâèå, ÷òî âñ¸ õîðîøî, êàê åñòü, è íèêàêèõ èçìåíåíèé ê ëó÷øåìó, îñîáåííî â èíîçåìíîì äóõå, âîâñå íå íóæíî.  ñàìîì äåëå, ê ÷åìó áîëüíèöà è äîêòîð, ðàçâðàù¸ííûé ïîçíàíèÿìè ãíèëîãî Çàïàäà, — ê ÷åìó îíè òàì, ãäå âñÿêàÿ áåçãðàìîòíàÿ áàáà óìååò ëå÷èòü ïðîñòûìè ñðåäñòâàìè?..» (òàì æå, ñ. 111-112).»

Ïðèìå÷àòåëüíî, ÷òî ýòà ãëàâà îòñóòñòâóåò â öèôðîâîé âåðñèè êíèãè «Êðûëàòûå ñëîâà ( íàïð., çäåñü: https://e-reading.mobi/book.php?book=132865 ). Íåóæåëè, íå àêòóàëüíî? Ïî-ìîåìó, äàæå ñëèøêîì. Çàìåíè ôàìèëèþ Øåâûðåâà íà ôàìèëèþ ëþáîãî íûíåøíåãî ïðîïàãàíäîíà è çàõî÷åòñÿ ïîâòîðèòü: äîðîãàÿ ðåäàêöèÿ, ñäåëàéòå ìèëîñòü, óéìèòå Êèñåë¸âà/Ïðîêîïåíêî/Äîáðîâà, îí/è ïîìåøàíû íà ãíèþùåì Çàïàäå. À óæ êàêîå ðàçäîëüå äëÿ êðèòèêè áûëî áû «íåèñòîâîìó Âèññàðèîíó» ñåé÷àñ, â íàøå ìðàêîáåñíîå âðåìÿ, è ãîâîðèòü íå ïðèõîäèòñÿ!
Óäèâèòåëüíîå äåëî: íåêîòîðûå ñîâåòñêèå êíèãè, â ñâîåé êðèòèêå íåêîòîðûõ ÿâëåíèé ñàìîäåðæàâíî-êðåïîñòíè÷åñêîãî ñòðîÿ èëè êàïèòàëèçìà çàïàäíîãî îáðàçöà, ñåé÷àñ ïðîñòî ñâåðõàêòóàëüíû! Âîèñòèíó, îáùåñòâî, îáîãíàâøåå ñâî¸ âðåìÿ!
Íå îñòàíîâèìñÿ íà ýòîì. Ðàññìîòðèì òåïåðü âîò òàêîå êðûëàòîå âûðàæåíèå:

Читайте также:  Глина косметическая вред и польза и вред

«ÊÂÀÑÍÎÉ ÏÀÒÐÈÎÒÈÇÌ.

Âûðàæåíèå, èðîíè÷åñêè îïðåäåëÿþùåå óïðÿìóþ, òóïóþ ïðèâåðæåííîñòü ê ìåëî÷àì íàöèîíàëüíîãî áûòà ( ðóññêîìó êâàñó, îäåæäå è ïðî÷., ); ýòîò «óðà-ïàòðèîòèçì», âîñõâàëÿþùèé âñ¸ ñâî¸ è ïîðèöàþùèé ÷óæîå, ïðîòèâîïîëîæåí ïîäëèííîìó ïàòðèîòèçìó. Âûðàæåíèå ýòî âïåðâûå óïîòðåáèë Ï.À.Âÿçåìñêèé.  «Ïèñüìàõ èç Ïàðèæà», íàïå÷àòàííûõ â 1827 ã. â æóðíàëå «Ìîñêîâñêèé òåëåãðàô» (÷. XV, ñ 282), îí ãîâîðèò: «Ìíîãèå ïðèçíàþò çà ïàòðèîòèçì áåçóñëîâíóþ ïîõâàëó âñåìó, ÷òî ñâî¸. Òþðãî íàçûâàë ýòî ëàêåéñêèì ïàòðèîòèçìîì. Ó íàñ ìîæíî áû åãî íàçâàòü êâàñíûì ïàòðèîòèçìîì. ß ïîëàãàþ, ÷òî ëþáîâü ê îòå÷åñòâó äîëæíà áûòü ñëåïà â ïîæåðòâîâàíèÿõ åìó, íî íå â òùåñëàâíîì ñàìîäîâîëüñòâå; â ýòó ëþáîâü ìîæåò âõîäèòü è íåíàâèñòü. Êàêîé ïàòðèîò, êàêîìó íàðîäó íè ïðèíàäëåæàë áû îí, íå õîòåë áû âûäðàòü íåñêîëüêî ñòðàíèö èç èñòîðèè îòå÷åñòâåííîé è íå êèïåë íåãîäîâàíèåì, âèäÿ ïðåäðàññóäêè è ïîðîêè, ñâîéñòâåííûå åãî ñîãðàæäàíàì? Èñòèííàÿ ëþáîâü ðåâíèâà è âçûñêàòåëüíà».

Âûðàæåíèÿ «êâàñíîé ïàòðèîòèçì», «êâàñíîé ïàòðèîò» ïîëó÷èëè ñ 20-õ ãîäîâ ïðîøëîãî âåêà øèðîêîå õîæäåíèå è ñòàëè ïðèìåíÿòüñÿ äëÿ õàðàêòåðèñòèêè ðåàêöèîííûõ âçãëÿäîâ ëèö, êîòîðûå èñòèííóþ ëþáîâü ê ñâîåé ðîäíîé ñòðàíå è ñòðåìëåíèå ê å¸ ðàçâèòèþ ïîäìåíÿëè òóïûì ïðåêëîíåíèåì ïåðåä îòñòàëûìè ôîðìàìè å¸ æèçíè è áûòà.»

Äóìàþ, êîììåíòàðèè èçëèøíè. Ìû ñåé÷àñ âèäèì âîêðóã ñòîëüêî ýòîãî ñàìîãî «êâàñíîãî ïàòðèîòèçìà», ñòîëüêî ýòîãî «òóïîãî ïðåêëîíåíèÿ», ÷òî ëè÷íî ìåíÿ óæå íà÷èíàåò ïîäòàøíèâàòü.
Ìíîãî, ìíîãî èíòåðåñíîãî ìîæíî íàéòè â ñîâåòñêèõ ñëîâàðÿõ, åñëè ïîñòàðàòüñÿ. Ïîïðîáóéòå êàê-íèáóäü ñïðîñèòü â ÷èòàëüíîì çàëå áëèæàéøåé áèáëèîòåêè Áîëüøóþ ( èëè õîòÿ áû Ìàëóþ ) Ñîâåòñêóþ Ýíöèêëîïåäèþ. Íà÷íèòå ïðÿìî ñ áóêâû À è, óâåðÿþ, ìèð âîêðóã ñòàíåò íàìíîãî ïðîçðà÷íåå è ïîíÿòíåå.

Источник

***
…вземъ Псалтырю, в печали разгнухъ я, и то ми ся выня: «Вскую печалуеши, душе? Вскую смущаеши мя?»
(Поучение Владимира Мономаха)

Всевозможные энциклопедии, справочники и словари (и цифровые, и классические «аналоговые», то есть бумажные) всегда пользуются неизменным спросом. Это и понятно.
…А вы знаете, что словари — любые! — могут быть увлекательнейшим чтением сами по себе, а не только при целенаправленном поиске какой-либо позарез нужной информации? Да, хорошие словари (толковые, а не «бестолковые»!) можно читать «взахлеб», как обычные книги. При этом иногда «вынется» что-нибудь очень интересное и познавательное! Например…

***
…Вероятно, всем известно слово «форзац» (двойной лист бумаги, соединяющий книжный блок с переплетной крышкой). А как вы думаете, где должно ставиться ударение в этом слове — на первом слоге или на последнем?
Опрос показал, что большинство людей (даже филологов и преподавателей русского языка!) ставят ударение в этом слове «по-русски» — на последний слог. При этом они абсолютно уверены в том, что это правильно, а открыв словарь, где указаны ударения, например, орфографический (содержащий слова в их нормативном написании) или орфоэпический (содержащий слова в их нормативном литературном произношении), испытывают шок. Ну что ж, как говорится, шок — это по-нашему!..

***
…А вы знаете, что из 220 тысяч слов у Владимира Даля только для двух слов «не хватило» словесного описания, поэтому в «Толковом словаре живого великорусского языка» они были проиллюстрированы иллюстрациями? Это слова «шляпа» и «говядо».

***
А вы знаете, что…
• буквальный перевод слова «агава» — достойная удивления;
• диплом — лист, сложенный вдвое;
• коктейль — петушиный хвост;
• кредит — он верит;
• мимоза — меняющая свое обличие;
• мускул — мышонок;
• папье-маше — жеваная бумага;
• парабеллум — готовься к войне;
• пародия — пение наизнанку;
• пасьянс — терпение;
• пигмей — величиной с кулак;
• помидор — золотые яблоки;
• президент — сидящий впереди;
• проект — брошенный вперед;
• проза — целеустремленная речь;
• ряса — истертая одежда;
• саботаж — стучать башмаками (от сабо — башмаки на деревянной подошве или выдолбленные из дерева);
• сарказм — рву мясо;
• семинар (семинария) — рассадник;
• симпозиум — пиршество;
• студент — усердно работающий, занимающийся;
• трофей — памятник в знак обращения врагов в бегство;
• фойе — очаг;
• цитадель — маленький город;
• шезлонг — длинный стул;
• эмблема — рельефное украшение;
• эрмитаж — уединенное место; одинокий дом…

***
Где, как не в словаре, можно отыскать самое длинношЕЕЕ слово.
Из словаря нечаянно может «вынуться» какое-нибудь монструозное слово, например, циклопентадиенилтрикарбонил (марганца).

Где, как не в словаре, проверить, правильно ли мы говорим, в нужном ли месте ставим ударение:
• вЕчеря (тайная вечеря);
• купинА (неопалимая купина);
• обеспЕчение;
• обрЕзание (обряд); но обрезАние (действие);
• …

Короче говоря, чтите — читайте, почитайте и почитывайте — словари!..

Источник