В чем польза игры на духовых
О ПОЛЬЗЕ ИГРЫ НА ДУХОВЫХ ИНСТРУМЕНТАХ
Бокарёва Наталья Александровна, преподаватель класса кларнета, саксофона
Семёнова Наталья Робертовна, преподаватель класса скрипки
Детская музыкальная школа №26 им.В.М.Гизатуллиной
Вахитовского района г.Казани
Республика Татарстан
Занятия на духовых инструментах способствуют укреплению и оздоровлению дыхания. При игре создаётся сопротивление потоку выдыхаемого воздуха. Это хорошо помогает раскрыться структурным единицам лёгких – авеолам, развивает легочную ткань, увеличивает объём лёгких и улучшает газообмен. Поэтому занятия на духовых инструментах полезны при астме, хроническом бронхите и других проблемах с дыханием. Также, отмечено, что игра на духовых инструментах избавляет от бессонницы, лечит нервные расстройства.
Исследования, проведенные сотрудниками Университета Южного Квинселда (Австралия), показали, что регулярные занятия на диджериду – музыкальном инструменте австралийских аборигенов, облегчают дыхание астматиков, уменьшают приступы удушья и в целом улучшают состояние их здоровья. 10 мальчиков, в ходе эксперимента, на протяжении шести месяцев посещали уроки. По окончании выяснилось, что их дыхательные функции значительно улучшились. По словам учёных, этому способствовало глубокое и непрерывное дыхание, необходимое для извлечения звуков.
Флейта помогает с заболеванием горла, связок и дыхательных путей, раскачивает лёгкие и диафрагму. В начале занятий на духовых инструментах может появляться лёгкое головокружение – гипервентиляция легких. Обычно это происходит из-за слишком частых и активных вдохов. С практикой это проходит. При игре как на деревянно-духовых, так и на медных инструментах происходит постоянное положительное давление в лёгкие на выходе, лучшая устойчивость к воспалениям лёгких и туберкулёзу.
Изучение возможностей различных инструментов на человеческий организм показало, что звуки флейты обладают самым расслабляющим действием, игра на кларнете вызывает изменения в кровообращении. Ж.Санд писала композитору Д.Мейерберу о том, что музыка лечит её от депрессии лучше, чем доктор. Известный учёный В.М.Бехтерев, считающий, что музыка – целитель здоровья, констатировал в значительной степени положительное её влияние на больных неврозами. Аналогичное действие музыка оказывает на душевнобольных. Во Франции разработана оригинальная система лечения бессонницы и некоторых нервных расстройств: в течение 10 минут пациент слышит звуки ксилофона и флейты, на которых исполняются популярные мелодии классической музыки.
Деревянной духовые инструменты оказывают благоприятное воздействие на конечности, нос и глаза. Чтобы улучшить эффект рекомендуется постоянное прослушивание записей духовых оркестров или соло. Стоит упомянуть о хомусотерапии, которая прежде всего воздействует на области отоларингологии – нос, горло, ухо. Подобно всем музыкальным металлическим инструментам, хомус (национальный якутский инструмент) оказывается благоприятным для множества внутренних органов. Такой же эффект создаёт музыка, исполняемая медными духовыми инструментами. Они способны лечить сердечной сосудистые, желудочной кишечные и женские болезни , в том числе почки, печени и прочее.
При игре на саксофоне развивается так называемое «абдоминальное дыхание», при котором работают мышцы живота. Такое дыхание пригодится на занятиях спортом и уроках пения. Флейту рекомендуют для детей, в частности, испытывающих проблемы с дыхательной системой. Смысл в том, что флейта требует глубокого вдоха и медленного, предельного выдоха – а это ведь самая интенсивная аэрация лёгких, которая может пойти на пользу при склонности к затяжным бронхитам и простуде, при аллергических поражениях дыхательных путей, а также при апатии и плохом настроении.
Источник
/О детях/Школа/Другая школа
О конкурсах, дружбе и пользе для здоровья…
Чаще всего, решив отдать ребенка в музыкальную школу, родители представляют своё чадо за пианино или стоящим с маленькой (пока) скрипочкой в руках. Не все знают, как много существует разных замечательных инструментов – и каждый из них может помочь подружиться с миром музыки. Например, духовые инструменты – это целая «армия»!
Без них не обойдется ни симфонический оркестр, ни народный, не говоря уж о джазовом или военном, которые частенько состоят из одних духовых. В музыкальных школах из всех духовых инструментов популярна у детей и родителей обычно лишь флейта. А ведь, скажем, в состав большого симфонического оркестра входит 4-6 видов деревянных духовых и не менее четырех медных!
Сегодня мы поговорим не просто о духовых инструментах, а о целом оркестре, который уже три года живет, развивается и работает в детской музыкальной школе №10. О буднях и победах молодого коллектива расскажет его создатель и художественный руководитель, выпускник Новосибирской консерватории Дмитрий Павлович СЛАТВИНСКИЙ.
Такие разные духовые инструменты
– Дмитрий Павлович, в каком возрасте можно начинать учиться игре на духовых инструментах?
– Официально рекомендуемый возраст – 12 лет. Однако, конечно, оптимально начинать занятия уже лет с семи-восьми. Есть специальные маленькие, ученические инструменты, а младший школьный возраст идеально подходит для развития музыкальных способностей, обучения нотной грамоте. Да и начать выступать на сцене ребенку в этом возрасте намного легче. Но возможно приступить к обучению и позднее – в 10, 12 лет и даже позже.
– На каких духовых инструментах учат играть в музыкальных школах?
– Выбор велик. Есть инструменты чисто оркестровые – например, баритон, эуфониум, специально предназначенные для духового оркестра. Если говорить о традиционных, универсальных по предназначению инструментах, то из деревянных духовых это в первую очередь флейта и кларнет. К этой же группе относится и очень популярный у подростков саксофон.
” – Медные духовые в нашей школе представлены довольно широко: есть классы валторны, трубы, тромбона, тубы, причем у каждого инструмента свои разновидности.
Медные инструменты, в отличие от исторически устоявшихся струнных и фортепиано, ещё находятся в развитии, модифицируются, появляются новые виды.
Доступно, полезно и перспективно
– Нужны ли для обучения на духовом отделении какие-то особые природные данные, кроме, разумеется, музыкального слуха?
– Никаких особенных требований, в общем-то, нет. Профессиональному духовику нужно уметь правильно дышать, но то, как развивается этот навык, будет видно лишь со временем. Не должно быть каких-то совсем серьезных проблем с зубами, прикусом. Не смогут играть на духовых и дети, у которых диагностируют повышенное внутричерепное давление, это чревато головными болями при значительных нагрузках .
– Существует мнение, что игра на духовых инструментах, напротив, помогает укрепить здоровье тем, у кого проблемы с легкими. Это так? (Как мама аллергика-астматика, вижу явное улучшение здоровья сына за годы его занятий на блокфлейте и кларнете.)
– Да, детям со склонностью к астме занятия на духовых инструментах действительно могут помочь избежать развития заболевания за счет постановки правильного дыхания, хотя, конечно, это не панацея. Людям с уже имеющимся серьезным диагнозом может быть трудно играть на этих инструментах.
” – А еще занятия на медных духовых могут помочь избавиться … от нервного тика! И уже доказано, что обучение игре на любом инструменте помогает развитию речи и математического мышления.
– Дмитрий Павлович, часто родители выбирают за ребенка обучение на фортепиано или скрипке, считая эти инструменты более перспективными: и репертуар для них богаче, и солируют они чаще. Верно ли это?
– Нет, конечно! Известные фортепианные произведения более «на слуху», чем, скажем, репертуар для тромбона. Но, во-первых, наши ученики выступают на сцене очень много, начиная с первых месяцев обучения, – это просто необходимо, чтобы увидеть проблемы каждого, а во время выступления они лучше проявляются. Во-вторых, если говорить о профессиональной карьере, музыканты-духовики востребованы ничуть не меньше, чем пианисты – им будут рады в любом оркестре.
” – Кстати, родителям мальчиков на заметку: выпускнику ДМШ по классу духовых инструментов часто весьма рады в военных оркестрах, когда приходит повестка в армию… Есть оркестр при НГТУ и некоторых других вузах.
– Если ребенок пошел учиться, скажем, играть на трубе, какие еще предметы его ожидают в ДМШ?
– Обычный набор предметов, обязательный для любой специальности. Это сольфеджио, слушание музыки (затем оно сменяется музыкальной литературой), ансамбль, со второго класса – общее фортепиано. Ещё для большинства учеников ДМШ обязателен хор. Но большинство моих учеников вместо хора участвуют в школьном духовом оркестре.
Вместе веселее!
– Расскажите, пожалуйста, в чем особенности ученического, детского оркестра? Как он создавался, каков его состав?
– Наш духовой оркестр был организован три года назад, тогда в нем было всего десять человек. Сейчас нас около тридцати. За это короткое время мы завоевали награды районного, городского, областного, всероссийского и даже международного конкурсов! Ученикам ДМШ №10 помогают, особенно во время важных выступлений, несколько педагогов музыкальной школы и студентов консерватории.
Основу, конечно, составляют медные духовые, им помогают ударные инструменты – в оркестре четыре музыканта-ударника, тоже ученики ДМШ. Есть большой барабан, ударная установка, перкуссионные инструменты (тарелки, колокольчик, треугольник…). Помогают украсить звучание и деревянные духовые.
– Юные музыканты оркестра довольно много работают, несколько раз в неделю собираются на репетиции. Чем же интересны детям именно такие занятия, ведь, помимо этого, у всех есть индивидуальные уроки на инструменте?
– Детям в оркестре интересно! Это и общение, и чувство единой команды. У них свои, иногда довольно сложные, взаимоотношения, многие стали настоящими друзьями. После занятий – то в футбол играют во дворе школы, то просто провожают друг друга, иногда очень долго, в общем, расставаться не торопятся. Мы вместе отмечаем праздники, у нас регулярно бывают чаепития.
” – Но основано наше единство все-таки на том, что мы вместе создаем музыку! И это ничуть не менее интересно, чем играть одному, пусть даже более сложную партию, хотя среди музыкантов оркестра уже немало лауреатов и дипломантов разных конкурсов.
Кстати, в оркестре играет несколько братьев и сестер, есть даже четверо музыкантов из одной семьи – значит, увлечение старших оказалось заразительным.
Трубач выдувает медь
– Сплоченности вашего коллектива помогают совместные поездки?
– Безусловно. В прошлом году нам удалось съездить на конкурс в Иркутск. А в начале этого учебного года мы были в Кемерово, на фестивале «Серебряные звуки», и стали лауреатами II степени! А заодно – познакомились с городом и даже спустились в настоящую шахту.
” – Интересно, что на заключительном гала-концерте этого фестиваля в парке Кемерово одновременно звучало около 600 духовых инструментов!
– Где проходят ваши выступления? Духовой оркестр ассоциируется у многих с парками, площадями, по крайней мере, с огромными залами. Вы часто выступаете на открытом воздухе?
– Нет, наши инструменты предназначены для игры в помещениях. Правда, летом мы несколько раз выступали перед ДК «Академия», но в основном концерты проходят в залах. К сожалению, вместительный зал с соответствующей акустикой – не частая удача для нас.
Мы будем рады видеть всех желающих на нашем новогоднем концерте! Он состоится в большом зале ДМШ № 10 (рядом со зданием лицея № 130, Академгородок) в субботу, 26 декабря, в 17.00. Вход свободный!
Прозвучат марши и народные песни, известные и совсем новые произведения, эстрадные пьесы и музыка из любимых кинофильмов… Приходите, мы будем рады!
22.12.15
Беседовала Юлия Воронцова
Лёля
(28/12/2015)
Ааа, моя любимая школа! Дмитрий Павлович, какой вы молодец!!! В свое время работая в 130й школе сотрудничала с Левиным Эдуардом Михайловичем, прекрасный человек, ни разу не отказал и приводил своих учеников к нам в школу, чтобы показать моим ученикам инструменты, послушать звучание каждого из них, как в отдельности, так и в оркестре.
В 2013 у него был юбилей, 80 лет, дай бог ему здоровья!!! А то, что приходят молодые педагоги и продолжают творить такие музыкальные коллективы, это просто большая удача для школы! Так держать!!! Сын подрастет и его ждет что-то из медно-духовых это точно )))
Сама в свое студенческое время играла в оркестре (домра-бас была 2м доп. инструментом), ощущения совершенно иные, чем когда играешь сольно, они гораздо сильнее
Добавлено спустя 5 минут 29 секунд:
Касик
Вам сюда
Касик, в каждом районе своя
ТЕАМА
Спасибо, а ДМШ где у нас находится?
Касик, рановато, но спросите в ДМШ, на блокфлейту иногда берут.
burya
Скажите, а пятилетнему ребенку можно где нибудь позаниматься с духовыми инструментами или рано? Мы хотели в принципе не музыкантами быть а для профилактики болезни бронхов походить на занятия. Практикуется такое где нибудь?
Источник
Маркелова Нина Геннадьевна
преподаватель духовых инструментов высшей квалификационной категории
МБОУДОД «ДШИ №6»
Здоровьесберегающие технологии при обучении игре на духовом музыкальном инструменте.
Вы только представьте себе: играет пианист, скрипач, гитарист, органист – в процессе игры участвуют руки, ноги и собственно ум, его мыслительная деятельность. А что происходит с духовиком? Музыка, которую он исполняет, буквально живет в нем, в его чреве и это не преувеличение.
Работает практически весь организм: легкие, диафрагма, мышцы брюшного пресса, межреберные мышцы, голосовые связки, язык, губы, мышцы губного аппарата (так называемый АМБУШЮР) и наконец руки и ноги, солируя духовики играют стоя. Может возникнуть вопрос, не наносит ли вред игра на духовом инструменте здоровью исполнителя? В редких случаях да! Может быть нанесен ущерб здоровью. Уточним, какие же это случаи. В основном, это касается профессиональных исполнителей.
1.Неправильное дыхание может вызвать тяжелое заболевание – энфизему легких, оно характеризуется растяжением легочных альвеол и неспособностью их вернуться в исходное состояние.
2.Есть у духовиков и профессиональное заболевание, оно может развиться от сильного напряжения во время игры, но влияют и индивидуальные предрасположенности каждого человека.
Итак сделаем вывод: – на преподавателя ложится большая ответственность за здоровье обучающихся детей.
Обратимся к истории: до 80-х годов XX века духовиков начинали обучать лишь с 10-11 летнего возраста, по причине того, что у детей раннего возраста еще не до конца сформированные легкие. В 80-е годы появилась и повсеместно распространилась Блокфлейта, – легкий и очень доступный духовой инструмент. Стало возможным обучать детей с более раннего возраста, то есть с 6 – 7 лет с последующим переходом на оркестровый духовой инструмент. Блокфлейта полюбилась за простоту и легкость звукообразования и небольшой расход воздуха, но эта легкость для духовика может стать и минусом.
И опять встает ребром вопрос о правильности формирования грудо-брюшного дыхания, безопасного для здоровья исполнителя и дающего красивый звук инструмента. Очень много различных способов постановки дыхания в арсенале преподавателей: это и вдох в позиции наклона, и вдох лежа с книгами на животе, и напряжение мышц брюшного пресса, аналогичное напряжению в момент подъема тяжелого предмета. Внешние признаки правильного дыхания это неподвижность плеч и расширение в области пояса в момент вдоха. Вдох необходимо брать быстро, коротко, а выдох сделать длинным и ровным.
В момент вдоха организм человека получает кислород, играя на духовом инструменте, человек получает большую порцию кислорода, что благоприятно для здоровья, правда у начинающих духовиков, в связи с избытком кислорода, возникает легкое головокружение.
Постепенно организм привыкает, и голова больше не кружится.
Благоприятное воздействие исполнительское дыхание оказывает на детей, больных бронхиальной астмой и часто болеющих простудными заболеваниями верхних дыхательных путей. Сейчас это уже признанный факт, врачи сами рекомендуют таким детям занятия на духовом инструменте.
Исследование, проведенное сотрудниками Университета Австралии, показало, что регулярное занятие на диджериду (духовой народный инструмент) облегчает дыхание астматиков и улучшает состояние их здоровья в целом. Этому способствует глубокое и циркулярное (непрерывное) дыхание, необходимое для извлечения звука из инструмента.
В наше время многие заболевания человечества молодеют, в том числе и психические, наверное, виной тому напряженный ритм жизни, обширный поток информации, магнитные и электрические поля, создаваемые бытовой электротехникой и нашим «спутником» становиться стресс. Музыкант исполнитель имеет возможность «разрядиться», то есть «выплеснуть» накопившееся эмоции или душевное напряжение в исполнение музыкального произведения.
Другим еще более важным аспектом, зачастую незамеченным, является РАБОТА ДУШИ музыканта исполнителя. Наверное, только музыкальное искусство и театр заставляют душу так работать: страдать и радоваться. И переживать это заново с каждым следующим исполнением. Для формирования всесторонне развитой личности необходима работа по всем направлениям: для тренировки ума – математика, для укрепления физического здоровья занятия спортом, но в разумных пределах, без травм.
Чтобы стать музыкантом профессионалом одних природных данных недостаточно, необходимо крепкое физическое и психологическое здоровье, но происходит и обратный процесс. Стремление к цели, увлеченность занятиями, стремление к успеху мобилизует, скрытые на первый взгляд, ресурсы организма, делает жизнь интересной. Дети, готовящиеся к конкурсам, концертам реже болеют простудными заболеваниями. Успешные выступления на конкурсах укрепляют самооценку детей среди своих ровесников и это очень ценно. Дети испытывают удовлетворение, скажем от «покорения вершины», таким образом, укрепляется нервная система, появляется уверенность в своих силах, прививается трудолюбие, здоровое честолюбие, здоровая конкуренция, а это уже твердая жизненная позиция, необходимая во взрослой жизни.
В нашей вселенной существует единый ритм – время, кратное четырем ударам сердца. ( 8, 12, 16, 20.) В мире все процессы связаны между собой, нужно только знать эти связи. В настоящее время появились новые отрасли, направления научных исследований, изучающие взаимосвязь физических явлений с процессами, протекающими в организме человека
Музыка способна лечить – это уже многократно доказано учеными-медиками всего мира. Музыка – основа гармоничного развития личности. Только она способна вызывать в человеке такой широкий диапазон чувств. И наш организм, как правило, благодарно принимает музыкальные подарки: нормализуется дыхание, пульс, давление, температура, снимается мышечное напряжение. А главное музыка стимулирует выработку гормонов, ответственных за эмоциональное состояние человека, в том числе тех, которые связаны с ощущением вдохновения и душевного покоя. Музыкальная мелодия представляет собой особое сочетание звуковых волн, входящих в резонанс с каждой клеткой нашего тела. Причем это происходит не только с теми, кого природа наградила музыкальным слухом, человеческий организм устроен так, что он воспринимает звуковые волны внутренними органами, кожей и даже скелетом.
Прорвать замкнутый круг хронических болей успешно пытается музыкальная терапия. Многочисленные исследования подтверждают, что гармонические звуки поразительным образом помогают обеспечить больному минуты счастья и значительно снижают дозы обезболивающих средств. То, что практиковалось в течении тысячелетий у многих народов и что умело использовал Давид, играя на арфе перед царем Саулом, – обезболивающее влияние ритма – сейчас быстро обретает популярность для лечения боли. Через полгода занятий музыкальной терапией, например, игрой на блокфлейте, или другом музыкальном инструменте, состояние больных значительно улучшается.
Наш позвоночник живо откликается на каждый звук. И когда гудит барабан или колокол, или звучит медный голос гонга, позвоночник подстраивается под звук, ловит информацию, а вибрации говорят ему о правильном устройстве как всего мироздания, так и нашего дома – тела.
Список используемой литературы
1. Н.Ярошенко «Неразгаданные тайны человечества» 2004г.
2. Журнал «Музыкальная жизнь» №4 2007г.
3. С.Левин «Духовые инструменты в истории музыкальной культуры». 1983г.
Источник