В чем польза местного самоуправления для общества

В чем польза местного самоуправления для общества thumbnail

Актуальность темы заключается в том, что органы местного самоуправления являются важной и законной структурой любого общества, имеющие права и обязанности, деятельность которых направлена на реализацию потребностей населения, причем за любое действия или бездействия со стороны органов наступает юридическая ответственность.Органы местного самоуправления являются основой демократического строя, а так же важнейшим элементом гражданского общества. Решение задач, стоящих перед органами местного самоуправления решать очень сложно, поэтому в статье приведены примеры реализации данной проблемы.

Актуальность темы заключается в том, что органы местного самоуправления являются важной и законной структурой любого общества, имеющие права и обязанности, деятельность которых направлена на реализацию потребностей населения, причем за любое действия или бездействия со стороны органов наступает юридическая ответственность.

Местное самоуправление (система организации) – это деятельность граждан, направленная на правильное решение вопросов местного значения на определенной территории, на основе законодательных актов[1].

Органы местного самоуправления являются основой демократического строя, а так же важнейшим элементом гражданского общества.

Субъектом и объектом местного самоуправления являются граждане, которые входят в организацию данного вида власти, причем происходит совпадение объекта с субъектом. Это значит, что с одной стороны объектом, а с другой стороны субъектом является сама организация органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления играют немаловажную роль, так как их деятельность направлена на улучшение жизни граждан на территориях областей, на которых они зарегистрированы. Поддерживают порядок в обществе, решают определенные задачи.

Рассмотрим главные задачи органов местного самоуправления на примере Омской области:

  • решение проблем, связанных с реализацией жизненно необходимых человеческих потребностей;
  • решение вопросов хозяйственных дел путем референдума, то есть решение проблем путем голосования населения;
  • решение проблем с занятностью населения, то есть проблема безработицы;
  • проблемы транспортной сети, это означает обеспечение населения муниципальным транспортом и реализация плана ремонта дорог;
  • формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов.

Целью местного самоуправления является: поэтапное решение вопросов населения, проживающих на территории области.

Рассмотрим как реализуются данные вопросы:

  • решение проблем, связанных с реализацией жизненно необходимых человеческих потребностей – означает обеспечить население всеми необходимыми потребностями (медицинская помощь и др.);
  • решение вопросов хозяйственных дел путем референдума – то есть голосующие население самостоятельно выбирает желаемое в сфере недвижимости;
  • проблема безработицы – это проблема, связанная с экономическим показателем, которая выражена в отсутствии рабочих мест на предприятиях области;
  • проблемы транспортной сети – ремонт дорог и обеспечение транспортными средствами передвижения.

Проблема безработицы является одной из самой главных задач, так как решать ее нужно в первую очередь. Дело в том, что население является безработным, и отсюда возникает множество противоречий, дискуссий и недовольства со стороны населения. Решить ее можно только благодаря контролю и обязательного вмешательства властных органов. Для этого и создают биржи труда, на которых в настоящее время зарегистрированы трудоспособное население.

Местный референдум (голосование населения) – используется по наиболее важным и значимым вопросам, требующих множества мнений граждан[2].

Таким образом, действия органов местного самоуправления главным образом направлены на охрану жизни и здоровья населения, а также на поддержание порядок в обществе.

Не стоит забывать о том, что местное самоуправление является подсистемой центральной власти, поэтому какая бы задача не стояла перед органами местного самоуправления, выполнение которой невозможно без обязательного вмешательства и контроля центральных властей.

Управление – это очень сложный процесс, который направлен на достижение поставленной цели.

Поэтому добиться цели, которая поставлена перед местным самоуправлением очень трудно, но возможно. Для этого необходимо, чтобы управленцы(муниципальные служащие) не просто умели решать вопросы местного значения, но и умели планировать это в будущем.

И еще нужно отметить о том, чтобы реализовать поставленные задачи необходимо правильно подобрать методы и подходы для реализации задач в действие. При этом это должны делать не только органы местного самоуправления, но и население которое нуждается в каких-либо потребностях. Потому как это в первую очередь делается для самого населения.

Для современного общества присуща характеристика быстрого и безотказного властями выполнения и решения проблем в очень короткий срок, но стоит понимать, что быстро, ни чего не решается по многим причинам. И в пример можно привести одну настоящую глобальную проблему общества – это ремонт дорог в Омской области.

Дело в том, что ремонт дорог это дело затяжное, и на это много требуется времени и средств местного бюджета Омской области. И если перед органами местного самоуправления стоит вопрос о решении данной проблемы, то она обязательно будет реализована в ближайшее время.

Читайте также:  Как правильно есть орехи с пользой

Проанализировав задачи, стоящие перед органами местного самоуправления можно сделать вывод о том, что деятельность органов местного самоуправления направлена исключительно на удовлетворение потребностей населения, на их благосостояние в обществе[3,4]. Органы местного самоуправления играют важную роль в жизни всего общества, которая заключается в поддержании порядка на территории, действующего органа. Важной стороной управления муниципальными служащими является создание условий для участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Источник

О прошлом и будущем местного самоуправления мы поговорили с Олегом Сорокиным, главой Нижнего Новгорода.

Знать власть в лицо

– Олег Валентинович, какое место занимает местное самоуправление в жизни общества?

– Мне кажется, что это понятие всё больше входит в жизнь горожанина. Нижегородцы сегодня живо интересуются политикой, разбираются в ней, понимают, что у местного самоуправления, то есть городских властей, далеко не рядовая роль. Загляните в прошлое – узнаете, что и сто лет назад к этому вопросу относились с вниманием и уважением. Хотя сегодня мы снова в самом начале пути развития МСУ в России.

– Чем занимаются сегодня городские власти?

– Во-первых, ежедневной рутинной работой – она нужна, чтобы все муниципальные учреждения работали нормально. Во-вторых, занимаются программами развития, созданием нормативно-правовой базы, принятием бюджетов, рассмотрением инвестиционных проектов… Без этой работы у города не будет будущего.

– Как вы считаете, какими должны быть выборы местной власти?

– Для депутатского корпуса на 100% эффективна одномандатная система выборов. Избиратель должен в лицо знать своего кандидата. Депутату нужно напрямую представляться избирателям, а не прятаться в партийном списке. Связь между этими двумя сторонами должна быть максимально короткой и эффективной.

– Почему?

– Депутат, если он хочет быть избранным на второй или третий срок, не может не считать работу с избирателями чем-то неважным. Иначе кто тебе снова доверит представлять свои интересы? Вот почему общественные приёмные, встречи, консультации – это неотъемлемая часть депутатской работы. Она позволяет получать информацию от населения, а затем транслировать её в органах власти, добиваясь принятия тех или иных решений.

Городские власти слышат нижегородцев. Последний пример – дискуссия о строительстве торгового центра на пл. Горького. Сквер на площади – знаковое место для каждого нижегородца. Городские власти не допустят его уничтожения и появления там каких-либо строительных проектов. Ведь это противоречит мнению абсолютного большинства жителей. В городе нельзя разрешать такие стройки, как на Нижневолжской набережной.

Тактика «всем миром»

– Насколько независимым делает город местное самоуправление?

– Непростой вопрос. Знаете, я много общаюсь с главами зарубежных городов-побратимов Нижнего Новгорода. Там история МСУ уже прошла все основные организационные этапы. Процесс перераспределения полномочий там практически завершён, а степень свободы, возможности распоряжаться своими доходами гораздо выше, чем у нас. Не менее 50% налогов, собираемых на территории европейских городов, остаётся в распоряжении местных властей. У нас – меньше 10%. Цифры несравнимые.

С другой стороны, у нас есть практика совместного решения важнейших социальных задач. Например, нашу городскую программу ликвидации очереди в детские сады поддержало сначала областное правительство, а затем и федеральные власти. Это помогло сделать мощный рывок вперёд.

– Какое будущее у самоуправления?

– МСУ в России переживало периоды то расцвета, то забвения. Мне очень интересна работа местного самоуправления в начале XX века. Думу Нижнего Новгорода тогда волновали примерно те же вопросы, что и нас сейчас. На заседаниях обсуждали строительство трамвайных путей, прокладку водоводов, поддержку социально незащищённых слоёв населения – например, женщин без кормильцев… Эти темы актуальны и спустя сто лет. Принципы работы МСУ практически не подвержены течению времени.

Убеждён: роль городских властей в России будет расти. Нас ждут кардинальные изменения не только в сфере распределения полномочий, но и в сфере их финансирования. Эффективность системы и её необходимость ни у кого почти не вызывает сомнений. Доверие людей депутатскому корпусу будет крепнуть.

Смотрите также:

  • Александр Вайнберг о выборах, избирательных технологиях и гражданской активности →
  • Альтернатива, а не оппозиция. Чего ждать нижегородцам от грядущих выборов? →
  • Нужны ли Нижнему прямые выборы мэра? →

Источник

Библиографическое описание:


Багандов, Р. М. Роль местного самоуправления как института гражданского общества / Р. М. Багандов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 321-323. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50796/ (дата обращения: 01.02.2021).

Читайте также:  Смесь меда и лимона польза и вред



В данной статье рассматривается роль местного самоуправления как института гражданского общества, его важность для демократического и свободного развития общества, а также его значимость в жизни общества.

Ключевые слова: гражданское общество, местное самоуправление, правовое государство, демократия, муниципальное управление.

Согласно Конституции РФ, местное самоуправление в России обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование, распоряжение муниципальной собственностью.

Местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивая в пределах, установленных законодательством, самостоятельно и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения непосредственно и или через органы местного самоуправления исходя из интересов населения, а также с учетом исторических и иных местных традиций.

В России местное самоуправление является одним из основных институтов гражданского общества. Непосредственно на уровне местного самоуправления должны решаться главные задачи благоустройства территорий, вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства, правового просвещения жителей, помощи незащищенным слоям населения и т. д.

По данным Росстата число муниципальных образований в Российской Федерации на 1 января 2017 года составляет 22327.

Местное самоуправление оказывает огромное влияние на развитие человека, его персоны, ценностей, мировоззренческих направлений. Одной из первостепенных задач местного самоуправления является работа по изменению психологии людей, формированию у них способностей независимого, под свою ответственность решению вопросов местного значения, которые формируют базовую составляющую усовершенствования государства и гражданского общества.

В реформировании и деятельности местного самоуправления существует множество различных вопросов экономического, профессионального, технологического характера. Социальная активность жителей муниципальных образований является очень низкой и высок уровень недоверия к должностным лицам муниципальных образований. В большинстве случаев граждане проблемы личного, социального, экономического характера переносят на лиц, осуществляющих власть в муниципальных образованиях.

Практика организации местного самоуправления в России показывает надобность точного закрепления на законодательном уровне полномочий местных органов и разработку точных параметров форм организационного характера местного самоуправления. Ради решения организационных, экономических, правовых и других вопросов очень важно определиться с компетенцией местных органов, создать механизм их ответственности, сделать акты органов местного самоуправления более доступными для лиц, проживающих в муниципальных образованиях, увеличить формы участия населения в деятельности местных органов и т. п.

Роль местного самоуправления постоянно растет, невзирая на существующие проблемы, потому — что это обусловлено историей современного демократического развития страны.

Особую роль местное самоуправление играет при реализации государственных проектов в сферах здравоохранения, образования, жилищного обеспечения, сельскохозяйственного развития, потому что непосредственно на уровне муниципального образования отчётливо наблюдается механизм взаимосвязи населения и власти.

Существенная доля граждан не имеет понятия о потенциалах местного самоуправления в разных областях жизни общества, вследствие этого немыслимо рассуждать нельзя о полноценном гражданском обществе. Данная проблема должна решиться чтобы позволить реализовывать непосредственную власть народа эффективно.

Полномочия местного самоуправления достаточно широко закреплены в законодательстве, однако, как демонстрирует практическая деятельность, имеют необходимость в расширении.

18 мая 2018 года Глава российского государства В. В. Путин направил гостям, организаторам и участникам идущего в городе Москва Общероссийского конгресса муниципальных образований, отметив важную роль местного самоуправления для создания подходящей среды для жизни граждан и поддержания малого и среднего бизнеса.

Также он отметил, что конгресс является одним из важных мест для обсуждения подобных проблем, повышения эффективности и ресурсных возможностей местного самоуправления и совершенствования законодательства в данной сфере.

Глава государства также отметил что, непосредственно на представителях муниципальной власти будет возлагаться ответственность за реализацию значимых, многоплановых вопросов развития городских и сельских территорий, обновлению их инфраструктуры.

Одной из важных проблем в сфере местного самоуправления является проблема определения компетенции органов местного уровня, в первую очередь в контексте рассредоточения прав и обязанностей среди всех уровней власти.

Результативность деятельности страны, равно как и другой управленческой системы зависит от оптимального разделения обязанностей между различными уровнями власти.

Другая проблема российского местного самоуправления возникла из-за общей нестабильности состояния государственной экономики. Дефицит бюджета, который характерен для всех уровней территориального управления в стране, негативно влияет на положение местного самоуправления.

Непосредственно на местном уровне продолжает чувствоваться недостаток нужных материальных и финансовых средств позволяющих решать важные вопросы жизни и деятельности населения.

Развитие государства создаёт необходимость для изучения местного самоуправления как одной из важных частей демократической системы управления и необходимого компонента нынешнего устройства общества.

Читайте также:  Семена льна польза и вред как принимать при сахарном диабете

В отсутствие эффективного и полноценного местного самоуправления Россия не может считаться правовым демократическим государством.

На сегодняшний день особую важность имеет вопрос о взаимоотношения органов местного самоуправления и государства, который является предметом многих научных дискуссий и вопросом реальной политической деятельности.

Местное самоуправление представляет собой политический институт, который занимает опосредованное положение между гражданским обществом и государством, и обеспечивает в системе государственного управления реализацию прямых и обратных связей.

Литература:

  1. Бажинов М. А. Гражданское общество и местное самоуправление: опыт концептуального анализа // Вестник Московского университета. Сер. 12. Полит. науки. 2002. № 4.
  2. Викулова С. В. Взаимодействие органов местного самоуправления с населением: проблемы регулирования социальной напряженности: автореф. на соискание степени кандидата социологических наук. — М., 2010. — С. 4.
  3. Владимир Мокрый. Ключевая роль местного самоуправления в укреплении государственности. https://lib socio.msu.ru/l/library
  4. Морозов Д. А. Специфика местного самоуправления как социально-политического института// Изв. ТулГУ. Сер. Гуманитарные науки. 2009. Вып. 2. С. 106–115.
  5. Скрипкин Г. Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: учебное пособие. М.: Изд-во: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2008. 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, гражданское общество, Россия, местное значение, местный уровень, образование, проблема.

Источник

Признание местного самоуправления особой формой власти и особым общественным институтом означает признание того, что, наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом, существуют также коллективный интерес местной общины, местного сообщества, т. е. муниципальный интерес. Последний состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания людей на данной территории. Сам термин «муниципалитет» происходит от латинских слов munis — тяжесть, тягота, бремя и capio, recipio — беру, принимаю. Иными словами, самоуправление — бремя общественных дел.

В этом смысле муниципалитет служит своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Ведь население и образуемые им органы могут сами гораздо лучше решать задачи повышения уровня и качества своей жизни, чем государственные органы при централизованном управлении местными делами. Из признания местного самоуправления следует признание важности местных интересов в реализации государственной политики.

Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе. Для оценки этой роли и функций напомним, что политологи разделяют общество на три основных сектора, каждому из которых отведены своя роль и свои функции. Первый сектор — власть (функция власти, политическая функция). Второй сектор — бизнес (хозяйственная функция). Третий сектор — гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач, требующих совместных усилий). Если под этим углом зрения взглянуть на местное самоуправление, то можно сделать вывод, что в современном обществе оно выполняет все три перечисленные функции (рис. 1.).

——— не всегда

Рис. 1.. Местное самоуправление в системе основных структур общества

Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции.

Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.

Как организатор местного хозяйства местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества.

Так, государство выполняет функции власти и частично хозяйственные функции, но самоорганизация граждан — не его дело. Общественные и другие некоммерческие (в зарубежной литературе используются термины «негосударственные», «неправительственные») организации выполняют функцию самоорганизации граждан и многие из них занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет властных полномочий.

Только местное самоуправление одновременно выполняет все три функции. Оно решает такие задачи, до которых у государства «не доходят руки», привлекает для решения этих задач «невидимые» с государственного уровня местные ресурсы. Оно освобождает органы государственной власти от «мелких» дел, позволяя им концентрироваться на решении стратегических проблем.

В свою очередь, местное самоуправление представляет собой многогранное и многоаспектное явление, сложную систему с развитыми внутренними и внешними связями.

Источник