В чем польза местного самоуправления в обществе

В чем польза местного самоуправления в обществе thumbnail

Актуальность темы заключается в том, что органы местного самоуправления являются важной и законной структурой любого общества, имеющие права и обязанности, деятельность которых направлена на реализацию потребностей населения, причем за любое действия или бездействия со стороны органов наступает юридическая ответственность.Органы местного самоуправления являются основой демократического строя, а так же важнейшим элементом гражданского общества. Решение задач, стоящих перед органами местного самоуправления решать очень сложно, поэтому в статье приведены примеры реализации данной проблемы.

Актуальность темы заключается в том, что органы местного самоуправления являются важной и законной структурой любого общества, имеющие права и обязанности, деятельность которых направлена на реализацию потребностей населения, причем за любое действия или бездействия со стороны органов наступает юридическая ответственность.

Местное самоуправление (система организации) – это деятельность граждан, направленная на правильное решение вопросов местного значения на определенной территории, на основе законодательных актов[1].

Органы местного самоуправления являются основой демократического строя, а так же важнейшим элементом гражданского общества.

Субъектом и объектом местного самоуправления являются граждане, которые входят в организацию данного вида власти, причем происходит совпадение объекта с субъектом. Это значит, что с одной стороны объектом, а с другой стороны субъектом является сама организация органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления играют немаловажную роль, так как их деятельность направлена на улучшение жизни граждан на территориях областей, на которых они зарегистрированы. Поддерживают порядок в обществе, решают определенные задачи.

Рассмотрим главные задачи органов местного самоуправления на примере Омской области:

  • решение проблем, связанных с реализацией жизненно необходимых человеческих потребностей;
  • решение вопросов хозяйственных дел путем референдума, то есть решение проблем путем голосования населения;
  • решение проблем с занятностью населения, то есть проблема безработицы;
  • проблемы транспортной сети, это означает обеспечение населения муниципальным транспортом и реализация плана ремонта дорог;
  • формирование новых устойчивых источников доходов местных бюджетов.

Целью местного самоуправления является: поэтапное решение вопросов населения, проживающих на территории области.

Рассмотрим как реализуются данные вопросы:

  • решение проблем, связанных с реализацией жизненно необходимых человеческих потребностей – означает обеспечить население всеми необходимыми потребностями (медицинская помощь и др.);
  • решение вопросов хозяйственных дел путем референдума – то есть голосующие население самостоятельно выбирает желаемое в сфере недвижимости;
  • проблема безработицы – это проблема, связанная с экономическим показателем, которая выражена в отсутствии рабочих мест на предприятиях области;
  • проблемы транспортной сети – ремонт дорог и обеспечение транспортными средствами передвижения.

Проблема безработицы является одной из самой главных задач, так как решать ее нужно в первую очередь. Дело в том, что население является безработным, и отсюда возникает множество противоречий, дискуссий и недовольства со стороны населения. Решить ее можно только благодаря контролю и обязательного вмешательства властных органов. Для этого и создают биржи труда, на которых в настоящее время зарегистрированы трудоспособное население.

Местный референдум (голосование населения) – используется по наиболее важным и значимым вопросам, требующих множества мнений граждан[2].

Таким образом, действия органов местного самоуправления главным образом направлены на охрану жизни и здоровья населения, а также на поддержание порядок в обществе.

Не стоит забывать о том, что местное самоуправление является подсистемой центральной власти, поэтому какая бы задача не стояла перед органами местного самоуправления, выполнение которой невозможно без обязательного вмешательства и контроля центральных властей.

Управление – это очень сложный процесс, который направлен на достижение поставленной цели.

Поэтому добиться цели, которая поставлена перед местным самоуправлением очень трудно, но возможно. Для этого необходимо, чтобы управленцы(муниципальные служащие) не просто умели решать вопросы местного значения, но и умели планировать это в будущем.

И еще нужно отметить о том, чтобы реализовать поставленные задачи необходимо правильно подобрать методы и подходы для реализации задач в действие. При этом это должны делать не только органы местного самоуправления, но и население которое нуждается в каких-либо потребностях. Потому как это в первую очередь делается для самого населения.

Читайте также:  А польза в ней не так как в первой велика

Для современного общества присуща характеристика быстрого и безотказного властями выполнения и решения проблем в очень короткий срок, но стоит понимать, что быстро, ни чего не решается по многим причинам. И в пример можно привести одну настоящую глобальную проблему общества – это ремонт дорог в Омской области.

Дело в том, что ремонт дорог это дело затяжное, и на это много требуется времени и средств местного бюджета Омской области. И если перед органами местного самоуправления стоит вопрос о решении данной проблемы, то она обязательно будет реализована в ближайшее время.

Проанализировав задачи, стоящие перед органами местного самоуправления можно сделать вывод о том, что деятельность органов местного самоуправления направлена исключительно на удовлетворение потребностей населения, на их благосостояние в обществе[3,4]. Органы местного самоуправления играют важную роль в жизни всего общества, которая заключается в поддержании порядка на территории, действующего органа. Важной стороной управления муниципальными служащими является создание условий для участия населения в осуществлении местного самоуправления.

Источник

О прошлом и будущем местного самоуправления мы поговорили с Олегом Сорокиным, главой Нижнего Новгорода.

Знать власть в лицо

– Олег Валентинович, какое место занимает местное самоуправление в жизни общества?

– Мне кажется, что это понятие всё больше входит в жизнь горожанина. Нижегородцы сегодня живо интересуются политикой, разбираются в ней, понимают, что у местного самоуправления, то есть городских властей, далеко не рядовая роль. Загляните в прошлое – узнаете, что и сто лет назад к этому вопросу относились с вниманием и уважением. Хотя сегодня мы снова в самом начале пути развития МСУ в России.

– Чем занимаются сегодня городские власти?

– Во-первых, ежедневной рутинной работой – она нужна, чтобы все муниципальные учреждения работали нормально. Во-вторых, занимаются программами развития, созданием нормативно-правовой базы, принятием бюджетов, рассмотрением инвестиционных проектов… Без этой работы у города не будет будущего.

– Как вы считаете, какими должны быть выборы местной власти?

– Для депутатского корпуса на 100% эффективна одномандатная система выборов. Избиратель должен в лицо знать своего кандидата. Депутату нужно напрямую представляться избирателям, а не прятаться в партийном списке. Связь между этими двумя сторонами должна быть максимально короткой и эффективной.

– Почему?

– Депутат, если он хочет быть избранным на второй или третий срок, не может не считать работу с избирателями чем-то неважным. Иначе кто тебе снова доверит представлять свои интересы? Вот почему общественные приёмные, встречи, консультации – это неотъемлемая часть депутатской работы. Она позволяет получать информацию от населения, а затем транслировать её в органах власти, добиваясь принятия тех или иных решений.

Городские власти слышат нижегородцев. Последний пример – дискуссия о строительстве торгового центра на пл. Горького. Сквер на площади – знаковое место для каждого нижегородца. Городские власти не допустят его уничтожения и появления там каких-либо строительных проектов. Ведь это противоречит мнению абсолютного большинства жителей. В городе нельзя разрешать такие стройки, как на Нижневолжской набережной.

Тактика «всем миром»

– Насколько независимым делает город местное самоуправление?

– Непростой вопрос. Знаете, я много общаюсь с главами зарубежных городов-побратимов Нижнего Новгорода. Там история МСУ уже прошла все основные организационные этапы. Процесс перераспределения полномочий там практически завершён, а степень свободы, возможности распоряжаться своими доходами гораздо выше, чем у нас. Не менее 50% налогов, собираемых на территории европейских городов, остаётся в распоряжении местных властей. У нас – меньше 10%. Цифры несравнимые.

С другой стороны, у нас есть практика совместного решения важнейших социальных задач. Например, нашу городскую программу ликвидации очереди в детские сады поддержало сначала областное правительство, а затем и федеральные власти. Это помогло сделать мощный рывок вперёд.

– Какое будущее у самоуправления?

– МСУ в России переживало периоды то расцвета, то забвения. Мне очень интересна работа местного самоуправления в начале XX века. Думу Нижнего Новгорода тогда волновали примерно те же вопросы, что и нас сейчас. На заседаниях обсуждали строительство трамвайных путей, прокладку водоводов, поддержку социально незащищённых слоёв населения – например, женщин без кормильцев… Эти темы актуальны и спустя сто лет. Принципы работы МСУ практически не подвержены течению времени.

Читайте также:  Настойка рябины на коньяке польза и вред

Убеждён: роль городских властей в России будет расти. Нас ждут кардинальные изменения не только в сфере распределения полномочий, но и в сфере их финансирования. Эффективность системы и её необходимость ни у кого почти не вызывает сомнений. Доверие людей депутатскому корпусу будет крепнуть.

Смотрите также:

  • Александр Вайнберг о выборах, избирательных технологиях и гражданской активности →
  • Альтернатива, а не оппозиция. Чего ждать нижегородцам от грядущих выборов? →
  • Нужны ли Нижнему прямые выборы мэра? →

Источник

Признание местного самоуправления особой формой власти и особым общественным институтом означает признание того, что, наряду с личным интересом каждого человека и государственным интересом, существуют также коллективный интерес местной общины, местного сообщества, т. е. муниципальный интерес. Последний состоит в обеспечении благоприятных условий совместного проживания людей на данной территории. Сам термин «муниципалитет» происходит от латинских слов munis — тяжесть, тягота, бремя и capio, recipio — беру, принимаю. Иными словами, самоуправление — бремя общественных дел.

В этом смысле муниципалитет служит своеобразной корпорацией жителей, объединившихся для реализации общих интересов и совместного решения общих задач. Ведь население и образуемые им органы могут сами гораздо лучше решать задачи повышения уровня и качества своей жизни, чем государственные органы при централизованном управлении местными делами. Из признания местного самоуправления следует признание важности местных интересов в реализации государственной политики.

Ориентация на учет местных интересов предопределяет роль и функции местного самоуправления в современном обществе. Для оценки этой роли и функций напомним, что политологи разделяют общество на три основных сектора, каждому из которых отведены своя роль и свои функции. Первый сектор — власть (функция власти, политическая функция). Второй сектор — бизнес (хозяйственная функция). Третий сектор — гражданское общество (общественная функция, самоорганизация граждан для решения значимых социальных и иных задач, требующих совместных усилий). Если под этим углом зрения взглянуть на местное самоуправление, то можно сделать вывод, что в современном обществе оно выполняет все три перечисленные функции (рис. 1.).

——— не всегда

Рис. 1.. Местное самоуправление в системе основных структур общества

Как одна из форм власти, ее нижний уровень, местная власть проводит в жизнь политику государства на местах, принимая обязательные для исполнения решения по вопросам местного значения, обеспечивая общественную безопасность и охрану общественного порядка, управляя муниципальной собственностью, выполняя другие властные функции.

Местное самоуправление обеспечивает самоорганизацию граждан, их непосредственное участие в управлении местными делами и в этом смысле является одной из структур гражданского общества.

Как организатор местного хозяйства местное самоуправление выполняет экономические функции по жизнеобеспечению территории и оказывает жителям ряд важнейших общественных услуг. Таким набором функций не обладает ни одна другая структура общества.

Так, государство выполняет функции власти и частично хозяйственные функции, но самоорганизация граждан — не его дело. Общественные и другие некоммерческие (в зарубежной литературе используются термины «негосударственные», «неправительственные») организации выполняют функцию самоорганизации граждан и многие из них занимаются хозяйственной деятельностью, но у них нет властных полномочий.

Только местное самоуправление одновременно выполняет все три функции. Оно решает такие задачи, до которых у государства «не доходят руки», привлекает для решения этих задач «невидимые» с государственного уровня местные ресурсы. Оно освобождает органы государственной власти от «мелких» дел, позволяя им концентрироваться на решении стратегических проблем.

В свою очередь, местное самоуправление представляет собой многогранное и многоаспектное явление, сложную систему с развитыми внутренними и внешними связями.

Читайте также:  Пчелиная пыльца польза от нее

Источник

Положительные и отрицательные стороны местного самоуправления

«Одним из важнейших условий успешного осуществления демократических преобразований в современной России является местное самоуправление. Его развитие имеет большое не только политическое, но также социальное и экономическое значение» В.А. Гневко, А.Е. Когут. Развитие местного самоуправления и проблемы кадрового обеспечения. СПб: ИСЭП РАН. Институт управления и экономики, 2010. С. 4..

Экономическое значение местного самоуправления состоит в том, что его развитие способствует повышению деловой активности всего дееспособного населения муниципального образования, а в конечном счете, повышению эффективности функционирования его хозяйства и увеличению вклада в развитие региональной и национальной экономики.

Социальное значение местного самоуправления видится прежде всего в его ориентации на улучшение качества жизни всего населения муниципального образования. Органы местного самоуправления по закону обеспечивают удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесенных к ведению муниципальных образований, причем на уровне не ниже минимальных государственных социальных стандартов.

Политическое значение местного самоуправления состоит в развитии народовластия в России, существенном расширении возможностей добровольного участия населения муниципального образования непосредственно или через представительные органы в решении всех вопросов местного значения.

Местное самоуправление получило широкое распространение в России. У него много убежденных сторонников, но также есть и оппоненты. В этой связи важно рассмотреть и правильно оценить как положительные, так и отрицательные стороны местного самоуправления.

Рассматривая аргументы за местное самоуправление, следует иметь в виду многостороннею полезность его применения. Это проявляется в следующем:

1) местное сообщество получает полную свободу в решении всех социальных, экономических, политических и других вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории и особенностей ее развития;

2) местное сообщество приобретает реальное право самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью, определять целесообразность, направления, условия, сроки приватизации на местах, а не только выполнять указания «сверху»;

3) у местного сообщества расширяется бюджетная самостоятельность, которая гарантируется федеральным законом. Органы местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Межбюджетные и налоговые отношения с вышестоящими и нижестоящими территориальными образованиями становятся более четкими и защищенными законодательством;

4) местное самоуправление предусматривает гарантии и обеспечение минимальных государственных социальных стандартов по основным показателям уровня качества жизни;

5) создаются благоприятные условия для развития подлинного народовластия. «Раскрывая положительные стороны и последствия местного самоуправления, нельзя не отметить его большую воспитательную силу населения в духе демократии. Реальное участие в местном самоуправлении представляет уникальную возможность для получения широкого политического образования населения. Известно, что общие задачи, совместная деятельность людей, их общая ответственность рождают такие чувства, как терпимость, братство, гласность – основные черты демократии. Таким образом, местное самоуправление свидетельствует об уровне демократии в стране» В.А. Гневко, А.Е. Когут. Развитие местного самоуправления и проблемы кадрового обеспечения. СПб: ИСЭП РАН. Институт управления и экономики, 2010. С. 12..

Что касается доводов, которые приводятся против местного самоуправления, то многие из них не имеют должного обоснования. Противники местного самоуправления утверждают, что в конечном счете оно приведет к расколу общества, сепаратизму территориальных образований, ущемлению общенациональных интересов. С этим согласиться нельзя. Местное самоуправление существует давно в странах с развитой рыночной экономикой, однако такие негативные явления и процессы не наблюдаются. Местное самоуправление допустимо лишь при определенных условиях: гарантируется соблюдение общегосударственных интересов; обеспечивается территориальная целостность, суверенитет и безопасность государства; сохраняется единое экономическое пространство.

Есть определенные опасения в преобладании в условиях местного самоуправления частных интересов над общими, интересов местного сообщества над общенациональными; ослаблении межрегиональных социально-экономических связей; возникновении серьезных трудностей в разработке и практической реализации крупномасштабных и дорогостоящих проектов и программ в связи с ограниченными средствами отдельно существующих местных сообществ; создании условий для появления демагогов-однодневок, привлекающих симпатии избирателей, но не способных решать сложные задачи местного сообщества. Однако проявление и развитие этих негативных явлений может быть успешно блокировано при правильной организации местного самоуправления.

Источник