В чем польза от интегрированных уроков

В чем польза от интегрированных уроков thumbnail

                                                           Выступление на заседании ГМО учителей

                                  биологии и химии 07.02.12

Интегрированные уроки, их роль в образовательном процессе

              Одной из главных задач образования является подготовка ребёнка к современной жизни. И подготовка эта происходит через формирование у него необходимых компетенций. 0дним из способов их формирования является интеграция учебных дисциплин.

              Интеграция оживляет образовательный процесс, экономит учебное время, избавляет от утомляемости, ориентирует мышление на будущее. Интеграция способствует формированию целостного взгляда на мир,  пониманию сущностных взаимосвязей явлений и процессов.

             Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Учителя обычно испытывают затруднение в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов. Основная причина – отсутствие достаточного количества методических рекомендаций в конкретных учебных темах и курсах.            

            Самая эффективная в настоящее время форма реализации межпредметных связей при изучении комплексной проблемы в школе – интегрированные уроки. Специфика таких уроков состоит в том, что они проводятся совместно учителями двух или нескольких смежных предметов. Особенно важно продумывать методику проведения урока. Заранее определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его изучения. Сроки изучения различных аспектов комплексной проблемы в смежных дисциплинах должны предшествовать обобщению, тогда не будет нарушена логика изучения каждого отдельного предмета. Поэтому уроки целесообразно проводить после усвоения учащимися большого раздела курса или в конце учебного года. Доля участия каждого учителя зависит от содержания материала, но приблизительно должно быть равной, хотя один из учителей (в зависимости от предмета) выбирается ведущим.

           Часто таким урокам предшествует организация опережающих домашних заданий, которые предлагается отдельным  ученикам по одному из предметов или всему классу в целом. Домашние задания на этих уроках имеют свою особенность: они задаются сразу по двум или нескольким учебным предметам.

           Оценка деятельности специфична: если ученик дает ответ по одному предмету, ему ставится оценка по данному предмету; Если по двум дисциплинам или если он обобщал знания из смежных предметов, то оценка выставляется по этим предметам.

           Опираясь на опыт других педагогов, и используя свой собственный, в данной работе я пыталась сформулировать цели и задачи интегрированных уроков, рассмотреть их виды, остановилась на методике их проведения, а также предложила варианты  интегрированных уроков биологии и физики ” Функция глаза. Гигиена зрения”, внеклассного мероприятия «Крестики и нолики», «Внутренняя среда организма. Гомеостаз», «Световые явления в природе».

           Цели и задачи интегрированных уроков.

          Идея интегрированных уроков возникла из сопричастности некоторых школьных дисциплин друг другу. Задача современной педагогики – соединить в восприятии ребенка основные знания по каждому предмету в широкую целостную картину мира, дать молодому поколению единое представление о природе, обществе и своем месте в них. Общеобразовательный характер школьного обучения также направлен на обеспечение элементарной образованности и воспитанности у выпускников школ независимо от будущей трудовой деятельности.

           Интегрированным урокам присущи значительные возможности. Именно здесь учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию из различных предметов, совершенно по-новому осмысливая события, явления. На интегрированном уроке имеется возможность для синтеза знаний, формируется умение переноса знаний из одной отрасли в другую. Это в свою очередь стимулирует аналитическую деятельность учащихся, развивает потребность в системном подходе к объекту познания, формирует умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной действительности.

           Благодаря всему этому достигается целостное восприятие действительности, как необходимая предпосылка естественнонаучного мировоззрения.  Именно на этих уроках в большей мере происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам, интеграция дает возможность высвобождаемое за этот счет учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении. Важную роль в процессе обучения и воспитания школьников играют естественнонаучные дисциплины.

              Одним из критериев выпускника школы является высокий уровень знаний, который включает в себя достаточный уровень базовых знаний для продолжения образования. Чтобы выпускник соответствовал этим требованиям, в курсе средней школы учащимся необходимо заложить основы целостного подхода к изучению процессов, происходящих в окружающем мире. Современная картина мира не носит целостного характера: отображение реальности естественных наук не сливаются в единый образ с теми, которые дают общественные науки. Кроме того, современное биологическое образование уже с шестого класса начинает рассматривать биологические проблемы, требующие знаний по физике, биология перекрывается с химией при исследовании закономерностей химического взаимодействия в живых системах и т. д. Поэтому интеграция дисциплин естественно-научного цикла способствует комплексному изучению и формированию у учащихся знаний об изучаемых биологических процессов.

Читайте также:  В чем польза тыквенного сока для организма

              Интегрированные уроки построены таким образом, что бы обеспечить реализацию дифференцированного подхода к получению знаний учащихся. Для разных категорий учеников в зависимости от их способностей предлагаются разные методы усвоения знаний: от анализа изучаемых процессов до пересказа полученной информации. Кроме того, изучение биологических процессов носит не только описательный, но и поисковый характер. Поставленные перед учениками проблемы требуют использования знаний, полученных в курсе химии и др. наук. Следовательно, изучаемые проблемы рассматриваются с разных точек зрения.

              Таким образом, в ходе проведения интегрированных уроков решаются задачи:

  • развития умения обобщать,
  • синтезировать знания из смежных учебных предметов,
  • обеспечивается преемственность знаний их формирование на более высоком продуктивном уровне

 Интегрированный урок, как форма учебного занятия.

     Чем же отличается интегрированный урок от обычной формы урока? Сравнительный анализ показывает, что отличие, прежде всего, состоит в специфике учебного материала, на нём рассматриваемого или изучаемого. Чаще всего предметом анализа на таком уроке выступают разноплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных предметах. Традиционный путь обучения  следующий:

содержание учебного материала —> + опора на научную информацию других учебных предметов —> опора на раннее изученное —> межпредметные связи = единство материального мира.

                      Основная часть интегрированного урока наиболее вариативна, т.к. включает в себя разнообразное содержание изучаемых объектов, которые требуют разных методов обучения и организации познавательной деятельности учащихся. Интегрированным урокам присущ значительный потенциал, который реализуется при следующих дидактических условиях:

     а) правильное вычисление междисциплинарного объекта изучения, он должен быть актуальным и проблемным, содержать естественную межпредметную связь;

    б) тесное сотрудничество учителей при подготовке урока;

    в) руководство работой учащихся, готовящихся выступать на интегрированном уроке;

    г) на всех этапах урока активизация мыслительной деятельности и обязательное использование приёмов обратной связи.

    д) обеспечение преемственности между каждой частью урока на основе общего подхода.

                   Учитель должен хорошо знать психологический климат, возрастные особенности, возможности класса. Это позволит ему решить, какими приемами и методами можно осуществить межпредметные связи.

               Интеграция – это не смена деятельности и не простое перенесение знаний или действий, которые усвоили дети, из одного предмета в другой для ликвидации утомительных повторных объяснений уже известного или для ускорения процесса обучения, или для закрепления знаний, умений и навыков.

                 Интеграция – средство интенсификации урока, высокая форма воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени. Межпредметные связи можно успешно использовать для дополнения, подтверждения или восполнения знаний учащихся в родственных предметах.

                 Структура интегрированных уроков требует особой четкости и стройности, продуманности и логической взаимосвязи изучаемого материала по различным предметам на всех этапах изучения. Это успешно достигается за счет компактного, сконцентрированного использования учебного материала программы, а, кроме того, подключения некоторых современных способов организации и изучения учебного материала.

 Вот наиболее общая классификация интегрированных уроков  по способу их организации:

 -конструирование и проведение урока двумя и более учителями разных дисциплин;

 -конструирование и проведение интегрированного урока одним учителем, имеющим базовую подготовку по соответствующим дисциплинам;

 -создание на этой основе интегрированных тем, разделов, курсов.

 Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли самостоятельной работы учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.        

Обобщая, можно выделить следующие варианты функционирования учебного процесса на интегративной основе.   Интегрированный курс формируется из содержания предметов, входящих в одну и ту же образовательную область. При этом содержание одного предмета не превышает содержание другого; обе научные дисциплины выступают на паритетных началах. Интегрированный курс создается из содержания дисциплин, входящих в одну и ту же образовательную область или один и тот же образовательный блок, но на базе преимущественно какой-то одной предметной области.

Варианты интегрированных уроков.

          Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно синтегрировать не только  два, но и три и даже несколько предметов на одном или нескольких уроках.

  • Интегрированные уроки бывают целостными и фрагментарными. Интеграцию на весь урок удаётся организовать редко. Они более интересны, т.к. не каждый день на уроке присутствуют два учителя одновременно, помогает решить большее количество задач, применить разные методы и формы обучения. Фрагментарные уроки позволяют рассмотреть небольшой круг вопросов. Интегрированные уроки можно сделать между разными  учебными дисциплинами, которые, на первый взгляд, кажутся несовместимыми. Например, биология и физика. На этих уроках формируются следующие компетенции:
  • Ценностно-смысловые (понимание цели урока, важности изучаемой темы);
  • Информационные (работа с компьютером, умение самостоятельно подбирать необходимый материал);
  • Коммуникативные (умение работать в группах, выслушивать, общаться, лояльно относиться к людям с другой точкой зрения).
Читайте также:  Бег в горку на беговой дорожке польза

    После  проведения таких уроков мы, как правило, анализируем их с учащимися, и сделали определенный вывод: ребятам такие уроки нравятся, поэтому они нужны. Эти уроки имеют свои  ценности и проблемы в организации проведения:

  формируют целостное мировоззрение;    

  дают возможность самосовершенствования;

 актуализирует имеющиеся знания;

 применение знаний в новых ситуациях.

У нас с учителем физики Кабановой Л. А давно было задумано провести интегрированный урок. Используя образовательные стандарты по биологии и физике, нам удалось спланировать обобщающий урок по теме “Движение крови по сосудам” в восьмом классе. Проведен он был как обобщающий в конце года по календарно-тематическому планированию. Детям заранее объявили тему урока, предложили сделать презентации по темам: «Строение кровеносных сосудов», «Изменение давления и скорости движения жидкости в трубах разного сечения», «Устройство шлюзов», одновременно с изучением нового программного материала, при подготовке к урокам учащимся было предложено самостоятельно рассмотреть и осветить ряд вопросов отражающих современное представление науки об изучаемых процессах.

Заключение.

Таким образом, интеграция обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы, научить ребенка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.

 Интеграция – средство получения новых представлений на основе традиционных предметных знаний. Она направлена на развитие эрудиции ученика, на обновление существующей узкой специализации в обучении. Но интеграция не должна заменить обучение традиционным предметам, она должна соединить получаемые знания в единую систему.

Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные наблюдения, выводы учащихся в различных предметах. Она снимает утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение сферы получаемой информации учащимися, подкрепление мотивации обучения.

 Интеграция является одним из интересных и важных направлений современного образования.

 В планах на будущее привлечь к созданию таких уроков учителя химии, например, создать интегрированный урок на тему «Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях», «Движение крови по сосудам. Кровообращение» и т. д.

     Хочу предложить на ваше обозрение интегрированные уроки (физика и биология) в виде презентации «Внутренняя среда организма. Гомеостаз» (8 класс), «Световые явления в природе» (10 класс) которые у нас с учителем физики находится в процессе разработки. Сразу хочется отметить, что наверняка нет такого учителя, который бы не усмотрел именно в этой теме интеграцию, но я осмелюсь продемонстрировать свой подход. Интерес мой ещё и в том, что так построенный урок может быть использован на различных образовательных ступенях (как это показано на первых слайдах) с учётом перехода на концентрическое обучение.

     А так же на этом уроке соблюдаются и основные требования к современному уроку: индивидуализация (ребёнок работает в своём темпе за компьютером), дифференциация (можно простроить уровни сложности), расширение ИКТ компетенций (учащийся отрабатывает навыки работы с компьютером, тестовыми программами, учебными CD, internet-ресурсы), создание ситуации успеха на уроке у каждого учащегося.

     При этом хочется отметить и необходимость личной ИКТ компетенции учителя, т.к. для полноценного использования урока, учитель должен сам уметь использовать указанные ресурсы.

     И последнее. Этот урок может быть адаптирован к разным техническим возможностям школы, если нет свободного класса, при не значительных поправках, можно использовать проектор. При отсутствии указанных тестовых сред, можно использовать любую тестирующую программу и составить тест самому.

Источник

Современная образовательная система направлена на  формирование  высокообразованной, интеллектуально развитой личности с  целостным  представлением картины  мира,  с   пониманием  

глубины   связей   явлений   и   процессов, представляющих данную картину. Но самостоятельность учебных предметов,  их слабая связь друг с другом создают  серьёзные  трудности  в формировании у учащихся   целостной   картины   мира,    препятствуют органичному восприятию культуры.

Исследования психологов показывают, что в процессе обучения межпредметные связи активизируют учебно-познавательную деятельность учащихся, являются своеобразным толчком, побуждающим к действию. Во время решения таких познавательных задач учащийся  направляет свою активность либо на поиск новых отношений, в которых находятся уже известные ему предметы, либо на формирование новых понятий.

Современное образование стремится к тому, чтобы ученик мог легко и свободно переносить свои знания с одного предмета в другой. Вот тут-то и необходимы межпредметные связи, они вносят элементы творчества  в деятельность и ученика, и учителя.  На основе межпредметных связей строятся интегрированные  уроки,  которые  в  свою  очередь  и  активизируют  интерес учащихся к предмету.

Интеграция – это глубокое взаимопроникновение, слияние, насколько это возможно, в одном учебном материале обобщенных знаний в той или иной области.

Корни  процесса интеграции лежат в далеком  прошлом  классической  педагогики  и  связаны  с идеей  межпредметных  связей.  Великий дидактик Ян Амос Коменский подчёркивал: “Всё, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи”.      

Читайте также:  Кошка польза для человека вред

Основой  для определения  термина   “интеграция”   в   методике стало наличие однотипных частей или  элементов  и  возможность  их естественного подчинения единой цели и функции в ряде учебных предметов.

  Многие  школьные  дисциплины  обладают   своеобразным   интеграционным потенциалом, но их способность  сочетаться, эффективность  их интегрирования  зависят  от  многих  условий.  Поэтому учителю необходимо сначала  проанализировать уровень подготовленности учеников  своего  класса,  оценить  их   психологические   особенности   и познавательные   интересы.

Каковы же признаки интегрированного урока?

Во-первых,  это урок,  решающий  конкретные и перспективные задачи курса интегрированного,  т.е.  представляющего  собой новое сложное единство,  лежащее в качественно иной плоскости,  чем  те  два или три предмета, на основе которых он спланирован.

Во-вторых, это  интенсификация  познавательного  интереса  и процесса выработки общеучебных умений и навыков на основе решения одного  и того же вопроса интегрированного курса.

Интегрированные  уроки  снимают   утомляемость   и   перенапряжение учащихся  за  счёт  переключения  с  одного  вида  деятельности  на  другой. Одно из обязательных и основных требований интегрированного преподавания – повышение роли  самостоятельности  учащихся, потому что интеграция неизбежно расширяет  тематику   изучаемого  материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и  обобщения  явлений.

Для этого ученикам необходимо овладевать  приёмами  исследовательской  деятельности  и уметь правильно организовать своё время.

К учителю также предъявляется очень много требований. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки,  большой  эрудиции,  высокого  профессионализма. Разрабатывая такой урок, учитель должен учитывать:

         1. Цель урока.  

         2.Подбор объектов, т.е.  источников информации, которые бы отвечали целям урока.

         3. Определение  системообразующего  фактора,  т.е.    нахождение

основания для объединения разнопредметной информации.

         4.Создание   новой   структуры    курса,    т.е.     изменение функционального назначения знаний.

         5. Переработка содержания.  

Немаловажное значение имеет то,  когда  и  какие предметы  можно  и  необходимо  интегрировать,   чтобы   добиться   наиболее эффективного результата при обучении младших школьников.  

Главной особенностью интегрированного урока является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который  является  главным.   Остальные,   интегрируемые  с  ним   предметы, помогают  шире  изучить  его  связи,   процессы,  глубже   понять   сущность изучаемого  предмета,  понять  связи  с  реальной   жизнью   и   возможность применения полученных знаний на практике.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент приходится не столько на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки также предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.

Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.

В-четвертых, интеграция в современном обществе объясняет необходимость интеграции в образовании. Современному обществу необходимы высококлассные, хорошо подготовленные специалисты.

В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей.

Преимущества интегрированных уроков заключаются в том, что они:

– способствуют повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;

– в большей степени, чем обычный урок, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы, интенсификации учебно-воспитательного процесса, снимать перенапряжение, перегрузку;

– не только углубляют представление о предмете, расширяет кругозор, но и способствует формированию разносторонне развитой личности;

– интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

Сегодня проблема интеграции обучения и воспитания в школе важна и современна. Её актуальность продиктована новыми социальными запросами, предъявляемыми  к  школе,  и  обусловлена  изменениями  в  сфере   науки   и производства.  

Таким образом, введение  интеграции  предметов  в  систему  образования позволяет решить задачи,  поставленные  в  настоящее  время  перед  школой  и обществом в целом.

Источник