В чем польза песочной анимации

В чем польза песочной анимации thumbnail

В чем польза песочной анимации

3 важных аспекта почему рисование песком полезно для детей и взрослых.

И как песочное рисование, может помочь вам, в решении обучающих, развивающих и терапевтических задач.

Если у вас есть ребенок, то наверняка вы задавались вопросом о необходимости всестороннего его развития. И как это сделать интересно и увлеченно?

Проблема в том, что обучающих программ очень много и определиться с выбором, какая именно подойдет и будет ли интересна, и увлекательна для ребенка, действительно сложно.

А еще большинство обучающих программ имеют узкую развивающую направленность. Развивая логику не раскрывают творческий потенциал. В этой ситуации вы испытываете эмоциональное напряжение, тревогу, страх, панику за будущее своего ребенка. Вы не можете определиться! Вы устали от такого эмоционального перенапряжения и хотели бы расслабиться, успокоится и привести свое душевное и физическое состояние в норму.

Но вы не знаете, что и как может помочь вам и вашему ребенку.
В статье вы узнаете о пользе рисования песком, о его уникальности и о важных аспектах, которые необходимы и полезны для каждого человека, будь то ребенок или взрослый. Ведь песочное рисование – это эффективная и продуктивная практика в решении широкого спектра задач.

Удивительное рисование песком – что это? Как это?

Есть речной или кварцевый песок и специальные световые столы оснащенные монохромной или цветной подсветкой, на которых и происходит само рисование. Дети могут выбирать или изменять цветовую гамму фона. Цвет играет большую роль в развитии личности человека, а цветовые оттенки могут изменить настроение, устранить тревожность, усталость и апатию.

Рисуя песком, ребенок развивает мелкую моторику рук и координацию движений, которые необходимы и важны для формирования речи, памяти, логического, пространственного, образного мышления, навыков самообслуживания.

Ведь, как известно «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» – говорил известный педагог В.А. Сухомлинский. Детские ручки, словно танцуют на световом столе, изображая различные линии, фигуры и отпечатки, чертя пальчиком полосы на стекле, ребенок задействует все нужные для развития точки на руках и пальцах. Так ребенок учиться фантазировать, сочинять истории, тем самым приобретая навыки письма и устной, связной речи. Делая одновременные движения двумя руками у него происходит межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллектуального развития ребенка.

На групповых занятиях по песочному рисованию дети учатся навыкам конструктивного общения: учатся уважать точку зрения другого, а также управлять своими эмоциями.
Рисование песком или иначе говоря песочная терапия оказывает позитивный эффект в лечении людей, которые переживают психические травмы или находятся в депрессивном, эмоционально нестабильном состоянии.

Здесь нет возрастных ограничений, рисовать могут все, от мала до велика. Песок по своим свойствам уникален! Его сыпучесть, мягкость, приятная шершавость по истине завораживает. Рисуя, человек уходит в легкое медитативное состояние, тем самым давая ему возможность по-настоящему расслабиться и отдохнуть. Такое творческое занятие оказывает благотворное влияние на психику детей и взрослых. А также решает ряд психологических проблем, с которыми они сталкиваются — страх, неуверенность в себе, тревога, обидчивость. Вы можете проработать внутренние конфликты, сложные ситуации, определиться с принятием решения.

Песочное рисование – это еще и искусство. Игра света и тени завораживает и привлекает к себе внимание, как детей, так и взрослых. Вы как будто погружаетесь в мир волшебства и приключений. Под вашими пальцами рождаются герои удивительных историй и сказок. Картинка сменяется за картинкой, и вы в полном восторге от этого действа!

Вот так рождается песочная анимация. Это увлекательное занятие – создание своей собственной сказки, помогает ребенку формировать навыки усидчивости, концентрации внимания, целеустремленности, доводить начатое дело до конца.

Раскрывает творческий потенциал, фантазию, воображение, образно пространственное мышление. Все это помогает ему конструктивно и творчески мыслить, находя пути решения в сложных ситуациях, ставить цели и достигать их, быть успешным в жизни.

Теперь вы знаете, что рисование песком не только увлекательно и интересно, но и полезно.

Источник

Песочная анимация – удивительно интересное и очень «живое» занятие, увлекающее как детей, так и взрослых. Ровная поверхность песка привлекает ребенка гораздо больше, чем чистый лист бумаги и побуждает его к свободному и нестандартному творчеству. Сам по себе песок дарит целую гамму непередаваемых приятных ощущений.

Давайте посмотрим, только ли увлекательно, приятно и безумно интересно рисование песком или оно несет в себе нечто гораздо большее? 

«Ничто так не вредит воображению,

как назначить ему цель и подчинить системе»

(Проспер де Барант, французский историк, публицист).

Необычность рисования песком в том, что песочный рисунок нельзя положить в альбом или повесить на стену. Он эфемерен, сиюминутен, и благодаря этому в ходе рисования песком закрепляется направленность не столько на результат, сколько на сам процесс, желание созидать не угасает по мере приближения к цели, а напротив, увлекает фантазию снова и снова к созданию новых образов и сюжетов, плавно вытекающих друг из друга … а ведь именно это и есть залог развития воображения, фантазии, любознательности, увлеченности.

Читайте также:  Самые распространенные пищевые добавки вред и польза

Здесь нет особых правил, рисовать можно ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые образы и фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось. Здесь нет страха «чистого листа», страха наделать ошибок в ходе рисования, которые уже невозможно исправить, стереть. В рисовании песком все проще – если сделаешь не так, как хотел, все легко можно исправить. Уже с первого рисунка возникает ощущение того, что ты настоящий творец и художник. Никакие особые навыки не нужны.

И именно отсутствие каких-либо ограничений снимает эмоциональное напряжение, дает свободу для выражения собственных чувств, внутреннего мира. Рисование песком становится безумно увлекательным, безграничным и свободным. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес, море…  А благодаря подсвечиванию песочные рисунки оживают, становятся более выразительными и обретают атмосферу сказочности, что не оставляет равнодушным ни одного ребенка.  

Создавая песочные картины и целые сюжеты с помощью всего лишь ловкости рук и песка, которые к тому же насыщены загадочным световым эффектом, мы получаем удовлетворение: оказывается у меня есть художественные способности и творческий потенциал! При этом, конечно же, повышается самооценка и уверенность в себе и своих силах.

«Источники способностей и  дарований

детей находятся на кончиках их пальцев»

(В.А. Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель)

Как уже давно известно, одной из фундаментальных основ развития интеллекта является мелкая моторика, которая воздействует на такие познавательные (когнитивные) способности, как речь, внимание, зрительно-двигательная память, мышление, логика, пространственная координация. 

Почему мелкая моторика так тесно связано с развитием интеллекта? Давайте заглянем чуть глубже… 

Дело в том, что с анатомической точки зрения речевой и моторный центры в коре головного мозга расположены рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться.  Речевой центр включает в себя зрительный, слуховой и двигательный анализаторы и поэтому напрямую воздействует на развитие таких познавательных процессов сознания как внимание, зрительно-двигательная память, пространственное мышление, логика, координация в пространстве.

Для развития мелкой моторики активно используются упражнения с песком, который является по своей природе прекрасным сенсорным материалом. При этом здесь важен не просто сам факт привычной работы рук с мелкими предметами, а именно –  создается ли в ходе занятий с песком что-то новое, непривычное, необычное (так называемое моторное планирование). И здесь все становится очевидным – в рисовании песком каждый рождающийся в сознании образ, каждое развитие сюжетного замысла, каждый вновь оставленный след на песке является новым, непредсказуемым, необычным… 

Именно в этом и состоит секрет пользы песочного рисования для развития мелкой моторики и, как следствие, для развития интеллектуальных возможностей как ребенка, так и взрослого.

«Страна, в которой учили бы рисовать также,

как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все

остальные страны во всех искусствах, науках и мастерствах…»

(Дени Дидро, французский писатель,

философ-просветитель и драматург, основавший

«Энциклопедию наук, искусств и ремёсел»)

Дети не любят учиться, но любят рисовать и играть с песком. В ходе рисования песком ребенок на подсознательном уровне связывает различные узоры и знакомые геометрические фигуры с ощущением получаемого удовольствия.  Ровная поверхность песка привлекает детей гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги и побуждает к свободному и нестандартному творчеству.

Поэтому обучение письму через рисование оказывается гораздо ближе к поставленной цели, чем различные «обучающие» тренировки, это не скучно и не утомительно для детей. Ребенок, овладевший навыками рисования, легко и без усилия овладевает письмом, просто как еще одним способом изображения. А стремление передать в рисунке сюжетный замысел как нельзя лучше способствует формированию письменной речи.

…. За пазухой ли камень, иль в руке — 

Всё лишний он. Обиды не копите! 

Все сожаленья — запишите на песке, 

Всё счастье — высекайте на граните.

(Анна Островская, российский поэт и художник, арт-терапевт)

Песок…. казалось бы, самый обыкновенный, на первый взгляд, песок – это нечто необыкновенно волшебное и притягательное. Структура песка такова, что одно прикосновение к нему настраивает на отдых и расслабление и является мощнейшим средством психологической разгрузки.

Поэтому в психотерапии пользуется популярностью такой курс, как песочная терапия, которая помогает человеку снять внутреннее напряжение и обрести гармонию с окружающим миром.  Через песочную терапию приходит понимание своего внутреннего мира, а беспокойства и тревоги уходят на второй план, открывая путь внутренним ресурсам для саморазвития.

Читайте также:  Польза от капли молот тора

Благодаря своим уникальным природным свойствам песок возьмет на себя весь ваш негатив, напряжение и преобразит его в положительные эмоции с помощью картин.

Движения человека, рисующего песком, становятся более размеренными и плавными, синхронизируются с ритмом дыхания. А если рисовать под музыку, то зрительный, слуховой и кинестетический каналы будут работать в унисон, что способствует полноценному восприятию мира, возможности ощутить и познать его по-новому, чего так не хватает в обычной нашей жизни, когда разум довлеет над чувствами.

Рисуйте и созидайте, открывайте в себе новые творческие пути, познавайте свой внутренний мир и обретайте гармонию с внешним миром, творите, развивайтесь  и удивляйте!

Источник

Психотерапевтами давно были замечены удивительные качества песка, нейтрализующие негативную энергию человека, будто всасывая её в себя. При помощи этого сыпучего материала, внутренний мир индивида может освободиться от конфликтов и переживаний, избавится от напряжения и достичь более полного расслабления.

Метод песочной терапии используется при работе с детьми и взрослыми, помогает им в решении многих проблем. Важное значение песочная терапия имеет для развития ребенка в дошкольном возрасте, выявляя и прорабатывая многие эмоциональные нарушения. Вовлекая дошкольника в игру с песком можно не только развлекать, но и развивать его.

История появления песочной терапии

Еще в 20 – е годы 19 века аналитиком Дорой Кальф были выявлены исцеляющие свойства песка. Терапия с использованием песка основана на символическом проявлении бессознательного и часто становится источником развития и внутреннего роста личности. Автор связывала содержание песочных картин с душевным состоянием человека. Были сделаны выводы о том, что при помощи песочницы ребенок создает свою модель окружающего мира, перенося в него собственные тревоги и беспокойства.

Своё развитие песочная терапия получила в работах Маргарет Ловенфельд, использовавшей эту технологию в работе с детьми, имеющими психологические проблемы. Она разработала авторскую методику, называющуюся «техника построения мира», включающую принципы работы и упражнения в работе с детьми разных возрастных групп. На этом этапе песочная терапия выделяется в отдельный вид арт – терапии, может использоваться в детском психоанализе, когнитивно – поведенческом направлении, гаштальт – терапии и семейной психотерапии.

Характеристики метода

В дошкольном детстве игра с песком помогает в развитии пространственного воображения, обучает логическому мышлению, развивает внимание и мелкую моторику рук. Песочная анимация имеет расслабляющий и успокаивающий эффект, поэтому особенно полезна она будет для гиперактивных дошкольников.

Этот метод – замечательная пальчиковая гимнастика, выражение фантазий, проявление актерских способностей, благотворно влияющий на эмоциональное развитие ребенка, его чувствительности и восприятия окружающего мира. Родителям этот способ поможет лучше узнать о внутренних переживаниях своих детей, помочь с выражением чувств и эмоций, увлекательная игра, способная завлечь и успокоить.

Даже у взрослого человека могут возникнуть трудности с выражением и интерпретацией эмоционального состояния, а для ребенка это может быть непосильной задачей. Песочная терапия способствует проявлению эмоций, их выражению в игровой форме.

Этот метод – творческий процесс, в котором нет конкретных рамок и границ. Благодаря этому ребенок может проявить свою личность, не опасаясь упреков и ошибок. Этот метод, который без лишнего напряжения, позволит ребенку передавать внутренние переживания во внешний мир.

Цель песочной терапии

Основная цель этого метода – ненавязчивая помощь ребенку в освобождении от эмоциональных переживаний, беспокойств, волнений. Подсознательно повысить самооценку ребенка, научить его справляться с трудностями, скорректировать психическое состояние. Способствовать развитию творческих способностей и фантазии.

Кому подойдет песочная терапия?

Использование этого метода может быть полезно каждому ребенку, даже в том случае, когда у него нет личностных нарушений, как метод развития навыков и способностей. Но существую случаи, когда применение песочной анимации у дошкольников особенно рекомендовано:

• При наличии страхов, сильной тревожности;

• При задержке психического развития;

• При диагностированном неврозе, нервных тиках;

• При низкой самооценке;

• При вспышках агрессивного поведения;

• При трудностях в отношениях с окружающими (родителями, педагогами, сверстниками);

• При депрессивных состояниях, апатии, замкнутости, суицидальных мыслях;

• При логопедических нарушениях;

• В случае перенесенного насилия или психологической травмы.

У ребенка дошкольного возраста часто возникают затруднения с формулировкой своих переживаний. Терапия песочной анимацией поможет ему преодолеть этот барьер, в игровой форме справиться с негативными состояниями.

Польза от использования такого вида “Арт-терапии”

Занятия песочной анимацией могут принести пользу ребенку в разных аспектах жизни:

• Соотнести игру с реальной жизнью;

Читайте также:  Польза и вред гв после года

• Сформировать чувство комфорта и безопасности;

• Снять мышечное напряжение;

• Расширить словарный запас;

• Улучшить зрение и концентрацию внимания;

• Выучить буквы, овладеть навыками письма и чтения;

• Развить слуховые способности.

Противопоказания использования песочной анимации

Не стоит применять этот метод, работая с детьми имеющими:

• Дефицит внимания;

• Психиатрические нарушения (эпилептоидные нарушения, шизофрения);

• Чрезмерно завышенный уровень тревожности;

• Аллергические реакции на пыль;

• Респираторные заболевания, болезни кожи, открытые раны на руках.

Основные принципы игр на песке:

1. Необходимо создать естественную стимулирующую среду, способствующую развитию чувства комфорта и защищенности, проявлению творческой активности. Психолог должен подбирать задания, которые соответствуют способностям и уровню развития ребенка. Для более полного понимания инструкции, они представляются в форме сказок. Требуется исключить негативную оценку поведения и действий ребенка, принимать и рассматривать все идеи. Поощрять его в проявлении фантазии и творческого подхода.

2. С помощью песка можно «оживить» абстрактные символы – цифры, буквы, геометрические фигуры и другие. Таким образом дошкольнику легче ориентироваться в этих понятиях и представить их наглядно. Эти игры положительно влияют на мотивацию ребенка, заинтересованность процессом, развитие навыков.

3. Песочная терапия помогает ребенку реально «прожить», проиграть разнообразные жизненные ситуации. Благодаря сказочным персонажам, их фигуркам, ребенок создает воображаемую ситуацию, связывает её с реальным миром, и наоборот.

Сеанс песочной терапии.

В дошкольном возрасте этот метод широко применяется логопедами и психологами, учитывая конечную цель и особенности личности ребенка, специалист определяет цели занятий и упражнения необходимые для её достижения. Занятия могут проводиться как для группы, так и отдельно для каждого дошкольника.

Многие специалисты отмечают положительный эффект уже после первого сеанса. Дети могут открыться и установить тесный контакт с психологом, который интерпретируя происходящее, может раскрыть их глубинные переживания. Очень часто это не осознаваемые переживания, которые не удавалось распознать до этого. Основная цель психологического воздействия заключается в том, чтобы осознать и проработать свои проблемы, найти пути решения и выход из ситуации.

Этапы песочной терапии:

1. Работа с песком. На первом этапе работы происходит знакомство ребенка с песком и имеющимися фигурками и статуэтками. Для психолога особенно важно наблюдать за действиями ребенка, обращая внимание на его поведение, действия.

2. Обсуждение. После окончания игры проводится совместное обсуждение хода игры. Для специалиста важно узнать индивидуальное объяснение каждого игрового персонажа. Психолог может интерпретировать значение фигурок и влияние их на жизненные проблемы пациента. В ходе этого этапа психолог должен помочь выявить проблемную ситуацию и подтолкнуть к её решению.

3. Повторная терапия. Выявив поверхностные проблемы клиента необходимо продолжать систематическую работу, позволяющую изучить глубинные переживания. Над проблемой необходимо работать комплексно, взглянув с разных сторон на причины возникновения и пути решения.

Особенности проведения

Для детей дошкольного возраста песочная анимация проходит несколько стадий: хаоса, борьбы и разрешения конфликтной ситуации.

Этап хаоса. На данном этапе ребенок знакомится с разными игрушками, он хватает их, расставляет в беспорядочном порядке, может перемешивать фигурки с песком. Ребенок учиться проигрывать различные ситуации и приближается к проживанию эмоции. Во время многократного проигрывания травмирующих ситуаций психика учится справляться с ними и изменять отношение к ним.

Эта стадия работы может длиться несколько занятий. На поле будет оставаться все меньше необходимых фигур, и ребенок начнет размешать их более упорядочено и осмысленно.

Этап борьбы. На этом этапе ребенок неосознанно переносит на поле с песком внутренние конфликты, тревоги и обиды, нерешенные ситуации и отрицательные эмоции. На игровом поле может развернуться целая борьба, в которой герои противостоят друг другу. Но спустя какое – то время ребенок может выбрать защитника или героя, который разрешит все разногласия и наведет порядок, справедливо решит ситуацию.

Решение конфликтной ситуации. На данном этапе игра может строиться определенным образом, имея свой сюжет и приобретая осмысленные формы. Ребенок уже ощущает себя спокойно и расслаблено.

Песочная терапия – современный, прогрессивный метод работы, подходящий для тех, кто беспокоится за здоровье, и правильное развитие ребенка. Эта технология подходит не только для детей имеющих психологические проблемы, но и стимулирует всестороннее развитие любого ребенка. Родители могут создать песочницу даже дома, приобретя все необходимые инструменты (песочное поле, песок и игрушки). Занятие должно проходить совместно, возможно использование сказок, песен, небольших рассказов. Это отличное и интересное времяпрепровождение, которое создаст атмосферу легкости, улучшит взаимопонимание и поможет ребенку в познание внутреннего и окружающего мира.

Развитие Детей. Песочная Терапия .Развитие Мелкой Моторики.

Источник