В чем польза раннего развития детей

В чем польза раннего развития детей thumbnail

Раннему развитию ребенка сегодня уделяется все больше и больше внимания и со стороны родителей, и, конечно же, самих организаций, которые готовы развивать ваше чадо. Мы часто слышим сам термин «раннее развитие», но что же стоит за этим названием? Что нужно знать родителям, чтобы принести действительно пользу своему ребенку, а не навредить? Как сделать естественное взросление ребенка гармоничным и не упустить самого важного? Как за идеей вырастить успешного и развитого ребенка, не потерять близость с малышом, не перестать чувствовать и понимать его истинные потребности?

В настоящее время идет много споров о пользе или вреде раннего развития детей. Давайте попробуем разобраться в данной теме. Интернет пестрит информацией об открытии новых детских клубов. Родителям предлагается огромный выбор интеллектуальных и развивающих занятий для малышей от 8 месяцев. Конечно, каждый родителей мечтает вырастить свое чадо успешным и состоявшимся человеком. И все-таки, раннее развитие – это польза или вред для наших детей?

Что же подразумевается под термином «раннее развитие»? Это, конечно же, развитие памяти, речи и мышления ребенка, но обязательно в игровой форме, так как дети развиваются играя. А также развитие эмоционального интеллекта, социализация ребенка и т.д. Другой вопрос, – с каким подходом к этому относятся сами родители, занимаясь этим развитием.

Опираюсь на свой прошлый опыт ведения развивающих занятий как педагог-психолог для детей от 1 года до 6 лет: я наблюдала разное поведение и разную мотивацию мам. Если мама знает, что ее ребенок лучший просто потому, что он есть, и ей не нужно никому ничего доказывать, то это одна история. Тогда ребенок получит максимальную пользу от этих занятий, так как рядом будет принимающая мама, которая поддержит в любую минуту и просто будет рядом, чтобы ребенку было безопасно. Но если мама настороженно следит за процессом, контролируя поведение ребенка, преследуя цель «Мой ребенок должен быть лучшим в группе!», начиная подталкивать ребенка к достижению результата, или, еще хуже, одергивая за любую неточность выполненного задания, то тут мы уже сталкиваемся с проблемой. «Почему ты раскрашиваешь зайчика зеленой краской??? Возьми белую, как у всех!» В данном случае весь фокус внимания сосредоточен не на ребенке, и тем более не на его развитии, а на тревожности мамы. На ее собственном мироощущении: «Кто я в этом мире?», «Как меня оценят со стороны?».

Конечно, все мамы хотят, чтобы их ребенок был лучшим. И, стремясь к этому, зачастую мы действуем неосознанно. Но если не давать ребенку проявлять себя так, как чувствует и видит он сам, можно принести только вред, а не пользу.

Есть еще одна крайность, когда родители стараются занять максимальное количество времени ребенка развивающими занятиями. С одного клуба бегут уже на занятие в другой. Дома стопка книг по раннему развитию, с разными заданиями. И придя домой с развивающих занятий, мама спешит опять развивать своего ребенка. Но детям, помимо развития, необходимо оставаться иногда в одиночестве. ДА! Именно в одиночестве. Играя сам с собой, ребенок невероятно развивает фантазию и воображение. Занимаясь наедине, он прилагает усилия, пробует что-то новое, познает окружающий мир. Не мешайте ему в этом. Пусть сам залезет на стульчик, пусть сам расстегнет и застегнет пуговицу на кофте. Не подталкивайте и не критикуйте в это время ребенка, иначе у него пропадет желание что-то делать и в дальнейшем. Проявляйте уважение к тем усилиям, которые прилагает ваше чадо. И дайте ему эту возможность – позаниматься и поиграть самому.

И, конечно же, не забывайте про формирование детско-родительских отношений. Ведь это основа дальнейшей жизни вашего ребенка, то, на что он будет опираться всю свою жизнь. Если мама все время бегает по Детским Клубам или сидит с пособиями по раннему развитию, то, когда ей найти время просто общаться с ребенком. Еще нужно и прибраться, и приготовить ужин, да и себе не мешало бы налить в суете чашечку ароматного кофе. А вечером придет папа, который, конечно же, любит свою семью и без борща, но вот как-то проявить это на голодный желудок бывает сложно. Да и готовить этот ужин можно, помогая развиваться своему ребенку. Например, дав малышу детский пластмассовый ножик, доску и лист капусты. Тем самым вы сможете проявить ваше доверие к ребенку, что так важно детям. И ребенок с удовольствием примет участие в этом процессе, а заодно и будет развиваться, приобретая бытовые навыки.

Как ни странно, но в самом термине «Раннее Развитие» уже есть некое противоречие. Ребенок должен развиваться не рано, а гармонично, проходя все этапы детского развития, в том порядке, как это задумано самой природой. Ранее развитие – это не только группы по развитию и стопки пособий дома. Это здоровая эмоциональная атмосфера дома, это правильно расставленные границы взрослыми, это любовь и принятие вашего ребенка, таким, какой он есть! И, конечно же, развитие когнитивных навыков, соответствующих возрастным особенностям ребенка. Опираясь на эти простые рекомендации, вы позволите развиваться своему ребенку в гармонии с его естественными потребностями, а значит, раннее развитие в таком подходе принесет вашему малышу только пользу.

Читайте также:  Польза яблок для организма беременной

Статьи канала на тему:

Ребенок и развод родителей

Быть единственным ребенком – это как?

Домашние обязанности наших детей

Ссоры между детьми в семье

Как правильно общаться с ребенком?

Начало школьной жизни вашего ребенка: что важно сделать в самом начале

Как мы оцениваем себя как родителей

Мир компьютерных игр: зависимость или еще одна возможность саморазвития и самоисследования?

Токсичные родители

Когда дети покидают семью

Когда в семью приходят дети

Источник – https://in-family.ru

Источник

С рождением ребенка новоиспеченная мама сталкивается с лавиной мнений специалистов, родственников и знакомых как на темы здоровья и физического развития малыша, так и в вопросах его обучения (да-да, с самого рождения!). Мы живем в стремительном мире передовых технологий, который, кажется, требует адаптации интеллекта к собственным реалиям даже от маленьких детей. Молодые родители, узнав о существовании современных методик раннего развития, уже не могут жить спокойно, их преследует страх «не успеть», поскольку «после трех уже поздно»… Однако существует и другая категория родителей, то ли ленивых, то ли наоборот, внимательно изучивших вопрос – они уверяют, что от популярного «раннего развития» вреда намного больше, чем пользы. Так ли это или мнение о вреде чтения с пеленок и других популярных методик – не более чем сгущение красок? Попробуем разобраться.

Раннее развитие - польза или вред?

Раннее развитие или раннее обучение: путаница в терминологии

Прежде всего, давайте избавимся от неясности, вносимой термином «раннее развитие» – уж слишком замыленным он стал в наше время. Смысл же этого словосочетания обычно вкладывается разный, а подразумеваться может либо раннее развитие, либо раннее обучение. И то, и другое предусматривает воздействие на развитие детей до 3-4 лет.

Раннее развитие – это действия взрослых (и результат таких действий), стимулирующие интерес ребенка раннего возраста к познанию, самостоятельной игровой деятельности и общению. На самом деле найти среди родителей противников собственно раннего развития невозможно: все любящие мамы и папы стремятся, чтобы их малыш был заинтересован окружающим миром, был развит как физически, так и интеллектуально. И если ребенок немного раньше, чем его сверстники, начинает ползать, ходить и разговаривать, проявляет сообразительность в игре, придумывает неожиданные способы применения для игрушек, здесь стоит говорить именно о раннем развитии. Конечно же, сказать, что раннее развитие, в его настоящем смысле, вредно, нельзя: цель родителей в этом случае соответствует потребностям самого ребенка – развить и раскрыть собственный потенциал.

Нешуточные споры и разногласия возникают по поводу раннего обучения, которое обычно подразумевает использование какой-либо методики. Раннее обучение представляет собой целенаправленную деятельность взрослого, в результате которой ребенок осваивает некие знания и умения. Как правило, это запоминание символьной информации (буквы, цифры), умение читать, способность различать животных, цвета и их оттенки, и т.п. К сожалению, довольно часто за ранним обучением стоят личные амбиции родителей, которым нравится – как бы невзначай – рассказать знакомым: «А мой трехлетка уже читает!».

Как видите, цели и результаты раннего развития и раннего обучения кардинально отличаются. Если вам хочется, чтобы ребенок был не по годам развит, потому что хотите воспитать его уникумом, не таким, как все; мечтаете, чтобы он стал тем, кем не стали вы сами, или просто был «умнее родителей» – скорее всего, вы будете стремиться, прежде всего, к раннему обучению.

Польза раннего развития

Как известно, ранний возраст (от рождения до 6 лет) – самая важная в плане восприятия часть нашей жизни, определяющая будущее развитие человека, закладывающая его способности и характер. Дети начинают впитывать в себя информацию, учиться сразу после появления на свет. Для понимания процессов, происходящих в нашем мозге, проводилось множество экспериментов над животными.  Чем более «богата» была окружающая детеныша окружающая среда, тем с более сложными задачами он справлялся, становясь взрослой особью. С человеком всё абсолютно так же.

Недостаточная стимуляция мозга младенца приводит к практически необратимым последствиям. А лишняя информация попросту не задержится в его сознании. Поэтому сложно переоценить важность создания для ребенка стимулирующей развивающей среды и поощрения его исследовательской свободы.

Читайте также:  Суп из ячневой крупы польза

Не только современные мамы, но и их мамы, бабушки, прабабушки, да и вообще – мамы во все времена – стремились развивать своих детей как физически (занимаясь с ними массажем, гимнастикой и простыми подвижными играми), так и умственно, с помощью книжек, колыбельных, общения, вовлечения малышей в жизнь взрослых. Это нормальная, свойственная каждому родителю стимуляция естественного детского стремления к знаниям, самостоятельной игре и творчеству.

Другой же вопрос – насколько полезно и целесообразно заниматься с ребенком по карточкам и кубикам, устраивать тематические недели и водить в развивающие центры? Есть ли смысл «бежать впереди паровоза», ведь читать и писать ребенок всё равно научится рано или поздно?

«Раннее развитие» в привычном для нас понимании (использование тематических карточек, специальных развивающих игрушек и пособий) имеет неоспоримые плюсы:

  1. С помощью дидактического материала вы вносите разнообразие в жизнь ребенка. В условиях города мы заперты в кирпично-бетонные коробки собственных домов, гуляем с детьми в одних и тех же дворах, мало путешествуем. Сложно сказать, наскучивает ли малышам подобное однообразие, но разноцветные карточки обычно вызывают у них интерес.
  2. Ребенок учится воспринимать и обрабатывать новую информацию. Согласно данным нейрофизиологии, именно до 3 лет формируются основные нейронные связи (около 80 %) в мозге человека. На этом и основано название знаменитой книги «После трех уже поздно» (автор Масару Ибука). Давая органам чувств ребенка адекватную нагрузку, вы научите его схватывать «на лету» новые знания.
  3. Вы имеете более-менее четкий план занятий, занимаясь с ребенком по определенным методикам. Что ни говори, воображение у всех нас разное, а сидение дома с малышом зачастую не способствует его развитию. В таких случаях рекомендации и пособия будут очень полезны, как минимум, для мамы.

Однако не стоит, опираясь лишь на эти положительные моменты, бежать сломя голову за карточками Домана или кубиками Зайцева. Противников «раннего развития» не меньше, а то и больше, чем его сторонников. И не по причине банальной лени. Все родители очень любят своих детей и, конечно, стараются дать им лучшее. Что же смущает любящих мам и пап и почему о вреде популярных методик говорят врачи?

Вред «раннего развития» детей, а точнее вред раннего обучения чтению, счету и т.д.

Вред раннего обучения, к сожалению, не миф, а реальность. Отрицательные последствия образовательных «экспериментов» часто видят врачи-неврологи. Взволнованные мамы жалуются им на неожиданно возникшие нервные расстройства, нежелание ребенка заниматься или проблемы с концентрацией. При расспросах выясняется, что не больше месяца назад мама начала усиленно учить своего полутора-двухлетнего малыша чтению или счету…

  1. Перегрузка центральной нервной системы. Расстройства сна, головные боли, заикание, нервный тик, энурез, эндокринные нарушения, частые болезни – вот далеко не полный перечень проблем, которые могут быть вызваны психическим перенапряжением в результате занятий, не соответствующих возрасту ребенка.
  2. Развитие интеллекта в ущерб другим способностям. Как бы ни доказывали поборники систем раннего обучения их пользу, неопровержимыми являются некоторые закономерности детского развития. Мозг ребенка созревает последовательно: сначала области, отвечающие за дыхание и пищеварение, далее – зоны, связанные с движением и в последнюю очередь – обеспечивающие контроль собственных эмоций, волю и восприятие абстрактной информации. Нарушение воздействия на мозговые центры приводит к ненормальному развитию ребенка. Если мама пытается обучать азбуке грудничка, для которого восприятие букв является пока непосильной задачей, или усадить за занятия полуторагодовалого малыша, который по природе своей должен пока бегать и резвиться, познавая окружающий мир – ничего хорошего из этого, естественно, не выйдет. А если кроха и отличается «сознательностью» и действительно очень начинает радовать родителей речью, умением читать и т.п., это однозначно произойдет в ущерб другим его способностям.
  3. Снижение «пластичности» мозга. При раннем обучении ребенка родители форсируют его развитие, преждевременно обучают малыша абстрактным понятиям (буквы, цифры). Нейронные цепи, отвечающие за обработку определенной информации, с возрастом меняются, так как созревают новые области мозга. Решение несоответствующих возрасту задач приводит к необходимости задействовать те нейронные цепи, которые уже доступны. Это приводит к снижению «пластичности» мозга, не дает поменять в дальнейшем нейронную связь на более эффективную и в итоге тормозит интеллектуальное развитие. Вот почему не стоит особенно радоваться, если малыш многое знает и помнит: именно детскость мышления и непосредственность в раннем возрасте  позволят ему в будущем максимально реализовать собственные умственные способности.
  4. Функциональная несформированность лобных отделов мозга. Это грозное нарушение развития мозга может стать прямым следствием перегрузки ребенка развивающими занятиями. Несформированность лобных отделов первоначально является функциональной, а впоследствии может стать функционально-органической, то есть необратимой. Проявляется данная патология в равнодушии ребенка к учебе и заданиям, вялости на занятиях, медлительности. Он с трудом сосредотачивается и легко отвлекается; стремится упростить любую свою «работу»; речь его не отличается развернутостью.
  5. Проблемы с самооценкой могут возникнуть у детей особенно требовательных родителей, не считающихся с реальными возможностями каждого детского возраста. Если мама постоянно сравнивает своего малыша с другими, не учитывая, что темпы развития каждого ребенка сугубо индивидуальны, он вполне может начать считать себя плохим, глупым, неспособным. А низкая самооценка, в свою очередь, вызывает нежелание учиться чему бы то ни было.
  6. «Тепличность» детей, обучавшимся по методикам раннего развития. Если с ребенком занимаются преимущественно ранним обучением, а не стимуляцией его самостоятельной исследовательской деятельности, то он, несомненно, будет многое знать, рано научится читать и писать, однако нестандартного мышления, так называемого «креатива» ждать от такого ребенка не приходится.
Читайте также:  Стиральные порошки вред или польза и вред

Чтобы развеять ваши сомнения в обоснованности приведенных выше доводов, рекомендуем прочитать нашу статью Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины

Раннее развитие: стоит ли?

Заниматься с ребенком по методикам раннего развития или нет, решать вам. Однако, спеша наделить малыша необходимыми в этой жизни знаниями, взвесьте все «за» и «против» каждой конкретной методики. Не увлекайтесь какой-то одной из них. Именно такое фанатичное стремление «научить читать по Доману» или «научить счету до 3 лет» и приводит к опасным последствиям. Самостоятельное обучение ребенка чем-то напоминает самолечение. Не забывайте о множестве примеров уже выросших «вундеркиндов», отзывающихся далеко не с восторгом о собственном детстве, учебе в школе и говорящих об отсутствии у себя внутреннего стремления к знаниям. Как показали множественные исследования, успешность человека во взрослой жизни совершенно не зависит от того, занимались ли с ним в детстве по методикам раннего развития. Главное – любовь и взаимопонимание в семье.

Если мама не стремится только к результату, а искренне получает удовольствие от общения с крохой, пытается учиться вместе с ним и посмотреть на мир его глазами – такое раннее обучение принесет действительно ценные плоды в виде радости обоих участников процесса, взаимного доверия и получения интересного опыта.

На родителях лежит огромная ответственность, ведь плоды воспитания ребенка видны не сразу. Если вас заинтересовала определенная методика, изучите досконально ее теоретическую базу. Не настаивайте на «учебе», если ребенок в настоящий момент в ней не заинтересован. В занятиях делайте акцент преимущественно на творческих и эстетических моментах: рисовании, лепке, танцах, музыке и пении. Помните о необходимости и даже первостепенности эмоционального развития – простого общения, маминых поцелуев и объятий. Стимулируйте не только запланированные вами игры, но и самостоятельный исследовательский интерес малыша. При адекватном отношении родителей к развитию и обучению они принесут ребенку только пользу.

Здоровья и своевременного развития вашим детям!

Специально для lovingmama.ru

Фото из фотостока photl.com

Читайте также:

Раннее развитие: врачи против! Отношение к раннему обучению официальной медицины

Методики раннего развития детей от 0 до 3 лет

Методики развития детей раннего возраста от российских авторов

Пальчиковые игры: для чего они нужны и когда начинать в них играть?

Виммельбухи, или книги-гляделки

Доска с замочками, или “пульт управления” для ребенка своими руками

Лучшие книги для детей до года. Выбираем книжки для самых маленьких

Книги для детей 1 года

Детская пирамидка: какую выбрать и как научить ребенка в нее играть?

Масса для лепки

Возможно, вам будет интересно:

10.06.2017

О чайлдфри

Недавно столкнулась с этим явлением, можно сказать, лицом к лицу 🙂 В группе Любящей мамы вконтакте обнаружила комментарий к одному из постов, написанн…

В чем польза раннего развития детей

17.03.2014

Ребенок не говорит в год

Большинство новоиспеченных мам находятся в постоянных переживаниях о том, когда их дети начнут улыбаться, держать головку, смеяться, переворачиваться,…

В чем польза раннего развития детей

02.08.2017

Салат Цезарь постный (вегетарианский, веганский)

Салат “Цезарь” заслуженно является любимым салатом для многих людей. Несмотря на то, что придумано это блюдо было, можно сказать, случайно (у владельца…

Планирование беременности после замершей беременности

04.12.2014

Планирование беременности после замершей беременности

Замершая беременность – печальное событие, выбивающее из колеи привычной жизни не только женщину, но и всю ее семью. Жаль неродившегося малыша и себя к…

22.05.2014

Почему я не даю ребенку сладкое

Вот так иногда читаю, многие дают всякие сладости, и покупные, и домашние, даже до года… Видимо, у всех в голове есть такой стереотип: дети и сладкое…

Источник