В чем польза развития нравственного развития

В чем польза развития нравственного развития thumbnail

                                   Заявка

на участие в межмуниципальной научно-практической конференции «Духовно-нравственное обучение и воспитание в современном образовании»

  1. Лобынцева Ольга Леонидовна – музыкальный руководитель.
  2. Голдинова Галина Викторовна – воспитатель.
  3. Богунова Татьяна Николаевна – воспитатель.

Место работы:  МКДОУ детский сад  №8 общеразвивающего вида                                          г. Россоши   Воронежской области   (Россошанский район).

Секция:  «Духовно-нравственное воспитание  дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Тема выступления:  «Роль духовно- нравственного воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста»

Контактные данные:  тел:  8-920-4278-788

                                     Эл. почта:  olga.lobintseva@yandex.ru

Технические средства:  компьютер, мультимедийный экран для показа презентации.

                                                                          04 марта 2018г.   Лобынцева О.Л.

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение                          детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россоши и  Россошанского района           Воронежской области.

                           Доклад на тему:                                                        

 «Роль  духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Секция: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

                                                                                                          Подготовили:  

                                                        Воспитатели: Голдинова Г.В., Богунова Т.Н.

                                                      Музыкальный руководитель: Лобынцева О.Л.                                                                                        

                                             г. Россошь          

                                                  2018г.

  АКТУАЛЬНОСТЬ:                

  Слайд   1-2

       Сегодня общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования. Наше общество  переживает духовный кризис: мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня —  разрушение  личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  

Слайд- 3  

          Материальные ценности  доминируют над духовными, высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Без сомнения, существование любого народа на земле, основано на приоритете духовно-нравственных и культурных ценностей. Духовно- нравственное воспитание  благотворно влияет  на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность.

 Слайд -4    

  Сегодня перед системой образования  стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.

Слайд -5        

      Духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.

Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

         Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви.  Ребенок,  должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.

Читайте также:  Соляная пещера польза или нет

         Одним из приоритетных направлений  в нашем детском саду, является духовно- нравственное воспитание.  Это  направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.

           Изучив  много  интересной литературы  по данной теме, мы решили познакомить детей (в доступной и понятной для данного возраста форме)  с православной  культурой и историей, пробудить к ней интерес. Свою работу с детьми построили на нескольких циклах:

Слайд -6

  1. «Мир вокруг нас»

Цель:  Помочь открыть детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращать их внимание на его богатство, красоту и разнообразие; понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природному богатству.

      Тематика занятий по этому циклу: «Рукотворный и нерукотворный мир»,  «Мир — наш дом»,  «Разнообразие животного мира».

Слайд -7

Слайд – 8

  1. «Дерево добра»

Цель:  Учить детей на основе литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений, театрализованных представлений) различать добро и зло;  помочь увидеть красоту нравственных поступков, формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий этого цикла: «Семья, дом»,  «Послушание и непослушание», «Благодарность», «О дружбе и друзьях», «Вера», «Трудолюбие», «Правда и ложь», «Добро и зло», «Справедливость».

Слайд -9

Слайд -10

  1. «Край, в котором мы живём»

Цель:  Воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране.

      Тематика занятий этого цикла:  «История возникновения родного города», «Герб города», «Улицы и здания города», «Парки города».

Слайд — 11

  1. «Православная культура»

Цель: Познакомить  детей с историей православных праздников, прививать детям уважение и любовь к  православным традициям своего народа.

         На  занятиях этого цикла мы знакомим детей с историей храмов, беседуем о правилах поведения в православном храме, рассказываем об Иисусе Христе, Богородице и святых. Читаем художественную литературу по духовно-нравственной тематике, объясняем некоторые заповеди Библии, слушаем духовную музыку, колокольные звоны;  встречаемся с семьями,  регулярно посещающими храмы.

       Основные положения по духовно-нравственному  воспитанию детей, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ: обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Слайд – 12

Слайд — 13

Особое место отводится работе с родителями.

        Проведённые анкетирования и беседы с родителями, показали,  что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в Храме.

     Целесообразно  помочь родителям осознать, что  в семье должны сохраняться и передаваться нравственные  и духовные обычаи и ценности. Многим  родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.   Практика работы по духовно – нравственному  воспитанию  показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Семья играет огромную роль в сознании ребёнка.

           Использование разнообразных форм работы с родителями:

— Проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы; открытые показы  воспитательно-образовательного процесса «Дни открытых дверей», проведение совместных выставок, конкурсов, родительских  семинаров на диалоговой основе, анкетирование и тестирование родителей,  информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы, совместные с родителями праздники. 

         Основные формы  работы с детьми.

       В деятельности  дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.

   1. Духовно-образовательное направление

Здесь педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.

(Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей). Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два — три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.

В старших группах проводятся этические беседы — это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.

С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?», «Что такое подвиг?», « Добро и зло» и т. д.

2. Чтение и анализ художественных произведений 

Л.Н.Толстой « Два товарища», « Отец и сыновья» « Дед и внук»,                               А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто»  Помощница». Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном  воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.

Слайд -14

  1. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Значение игры в формировании духовно-нравственных качеств  дошкольника очень велико. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи. Мы проводим такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада; «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день, нарисуй и расскажи о них» и т.д.                
Читайте также:  Проект 4 класс польза и вред компьютера

Слайд — 15

  Опыт работы в данном направлении по духовно-нравственному воспитанию детей обобщён и представлен на районный конкурс в виде дидактической игры «Путешествие с колокольчиком для детей 6-8 лет, в котором был признан победителем.  Кроме того, данная игра опубликована в  сборнике статей практических материалов «Духовные принципы отечественного воспитания, исторические основы и современная практика».

 2.Культурно-познавательное направление

(Развлечения, праздники,  художественно-продуктивная  деятельность, экскурсии, целевые прогулки).

Слайд -16

Слайд — 17

       В течение года в нашем детском саду проводится множество праздников. И православные праздники — это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи,  слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.

Слайд — 18

        Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании.

Слайд  — 19

Слайд — 20      

      Традицией стало возложение цветов к « Вечному огню» и встречи с участниками праздника «Дня защитника Отечества».

  Слайд — 21

 Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность).  Труд ребёнка — дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.

        Включение труда в систему воспитания делает  возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе,  умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной  сферы ребенка.

Вывод:

Слайд – 22

Слайд — 23

        Таким образом, трёхлетняя совместная  деятельность родителей и воспитателей в процессе духовного становления детей даёт хорошие результаты. Конечно, результативность духовно-нравственного воспитания не оценишь баллами. Оценку даст сама жизнь. Но первые итоги всё же, определяются по участию дошкольников во всех детсадовских мероприятиях и районных конкурсах.  

Слайд – 24

Слайд – 25

Слайд – 26

Слайд – 27

Дети знают православные праздники, активно принимают участие в праздничных мероприятиях, стали добрее друг к другу, правдивее, терпимее, умеют проявлять  сострадание, стараются делать добрые дела.  Хочется верить, что из них вырастут настоящие граждане, воспитанные на традиционных духовно-нравственных ценностях Русской культуры, настоящие патриоты своей Родины. В 7 главе Евангелие от Матвея написано: «…дерево доброе приносит и плоды добрые…».

Слайд — 28

      Детство всегда с надеждой  смотрит   в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который  определит им правильную и  достойную жизнь. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего  общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Это наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.

 Слайд — 29

 Список используемой литературы

  1. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Программа  воспитания и обучения в детском саду».
  2. Л. Л. Шевченко  «Добрый мир» -православная культура для малышей.
  3. М.Д. Маханёвой, О.Л. Князевой  «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
  4. М.В.Захарченко «Православная культура».
  5. Н.В.Цилько, Н.Н. Султановой  «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
  6. О.О.Осадчей  «Православная культура».
  7. О.М.Потаповской «Подарок к празднику».

Источник

Библиографическое описание:


Кенжаев, Ш. Х. Роль нравственного воспитания в формировании всесторонне развитой личности / Ш. Х. Кенжаев, А. Ж. Душаев, Х. Т. Суванкулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2013. — № 5 (52). — С. 731-733. — URL: https://moluch.ru/archive/52/6956/ (дата обращения: 08.01.2021).

Вопросы нравственного воспитания личности и морали издавна занимают ведущее место в философских, педагогических трудах. В свое время Ницше считал, что: «Быть моральным, нравственным, этичным — значит оказывать повиновение издревле установленному закону или обычаю», «мораль — это важничанье человека перед природой» [7, с.289]. В научной литературе указывается, что мораль появилась на заре развития общества. Определяющую роль в ее возникновении сыграла трудовая деятельность людей. Без взаимопомощи, без определенных обязанностей по отношению к роду человек не смог бы выстоять в борьбе с природой. Мораль выступает как регулятор взаимоотношений людей. Руководствуясь моральными нормами, личность тем самым способствует жизнедеятельности общества. В свою очередь, общество, поддерживая и распространяя ту или иную мораль, тем самым формирует личность в соответствии со своим идеалом. В отличие от права, которое также имеет дело с областью взаимоотношений людей, но опираясь на принуждение со стороны государства мораль поддерживается силой общественного мнения и обычно соблюдается в силу убеждения. При этом мораль оформляется в различных заповедях, принципах, предписывающих, как следует поступать. Из всего этого мы можем сделать вывод, что взрослому человеку порой трудно выбирать, как поступить в той или иной ситуации не «ударив лицом в грязь».

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)» [6, с. 191–192].

Читайте также:  От мужчины должна быть польза

В. И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». [4, с.345] Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистой, безукоризненной нравственности. Всякое самоотвержение есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести». [4, с.558]

В. А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». «Все дело в одной, в очень важной закономерности нравственного воспитания, — писал он, — Если человека учат добру — учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу — все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать» [9, с.120]. Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает» [9, с.170]. Следовательно, основы нравственного воспитания необходимо закладывать с раннего детства.

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю. К. Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях [1, с.352]. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Н. И. Болдырев отмечает, что специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс. Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий [2, с.102].

Рассматривая систему нравственного воспитания, Н. Е. Ковалев, Б. Ф. Райский, Н. А. Сорокин различают несколько аспектов:

Во-первых, осуществление согласованных воспитательных влияний учителя и ученического коллектива в решении определенных педагогических задач, а внутри класса — единство действий всех учащихся.

Во-вторых, использование приемов формирования учебной деятельности нравственным воспитанием.

В-третьих, под системой нравственного воспитания понимается также взаимосвязь и взаимовлияние воспитываемых в данный момент моральных качеств у детей.

В-четвертых, систему нравственного воспитания следует усматривать и в последовательности развития тех или иных качеств личности по мере роста и умственного созревания детей [5, с.198].

В формировании личности младшего школьника, с точки зрения С. Л. Рубинштейна, особое место занимает вопрос развития нравственных качеств, составляющих основу поведения. В этом возрасте ребенок не только познает сущность нравственных категорий, но и учится оценивать их знание в поступках и действиях окружающих, собственных поступках.

Процесс воспитания в школе строится на принципе единства сознания и деятельности, исходя из которого формирование и развитие устойчивых свойств личности возможно при ее деятельном участии в деятельности. Практически любая деятельность имеет нравственную окраску, в том числе и учебная, которая обладает большими воспитательными возможностями. В учебной деятельности развиваются не только умственные способности, но и нравственная сфера личности.

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Одна из задач воспитания — правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Развитие морального сознания ребенка происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому. Учебная деятельность, являясь в младшем школьном возрасте ведущей, обеспечивает усвоение знаний в определенной системе, создает возможности для овладения учащимися приемами, способами решения различных умственных и нравственных задач.

Учителю принадлежит приоритетная роль в воспитании и обучении школьников, в подготовке их к жизни и общественному труду. Учитель всегда является для учащихся примером нравственности и преданного отношения к труду. Проблемы нравственности школьников на сегодняшнем этапе развития общества особенно актуальны.

В заключение следует сказать, что необходимым звеном в процессе нравственного воспитания является моральное просвещение, цель которого — сообщить ребенку совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Литература:

1.      Бабанский Ю. К. Педагогика: Курс лекций. — М.: Просвещение, 1988.

2.      Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников. — М.: Просвещение, 1979.

3.      Васильева З. Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. — М.: Просвещение, 1978.

4.      Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979, т. 11.

5.      Ковалев Н. Е., Райский Б. Ф., Сорокин Н. А. Введение в педагогику: Учебное пособие для педагогических институтов. — М.: Просвещение, 1987. — 386с.

6.      Краткий словарь по философии -М: 1982.

7.      Ницше. Сочинение в 2-х томах -М: 1990, т. 1 НИИОП АПНСССР, 1988.

8.      Рубинштейн С. Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. — М.: Просвещение, 1981.

9.      Сухомлинский В. А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980, т.2.

Основные термины (генерируются автоматически): нравственное воспитание, мораль, учебная деятельность, добро, зло, поступок, ребенок, учебный процесс.

Источник