В чем польза рифмы в стихотворении

В чем польза рифмы в стихотворении thumbnail

Задумывались ли вы, почему одни стихи вызывают восторг и умиление, а другие — разочарование и раздражение? Качественное стихотворчество включает очень много различных факторов, в том числе не только литературные, но и технические. Поиграем в ассоциации: какие «ключевые слова» возникают у вас в уме при слове «стихотворение»? Уверен, что в числе первых будут «ритм», «рифма»… Пока на этом остановимся.Русская поэтическая традиция, в отличие от многих западных или восточных, подразумевает, что в стихах, как правило, должна присутствовать рифма. Никто и не думал отвергать безрифменные поэтические жанры, но если автор начал использовать рифму в стихотворении, то от него ожидается, что он до конца серьезно отнесётся к ней. Вряд ли стоит утверждать, что рифма — главная составляющая славянской поэзии. Но всё же если она используется неумело, это портит впечатление от произведения.

Как этого не допустить? Что нужно учитывать, придумывая рифму? Какая рифма считается плохой, а какая — хорошей? Сразу почему-то хочется начать с отрицательных примеров… Но для начала определимся с понятием. Рифмой называется такое составление концовки стихотворных строк, при котором ударные слоги на слух воспринимаются как похожие. Бессмысленно искать какие-то чёткие законы и рамки в отношении того, сколько букв или звуков должны быть одинаковы. Рифму нужно почувствовать, в чём, надеюсь, поможет, эта статья.

Плохие рифмы 

Рифмы плохого качества легко укладываются в простую классификацию. О ней сейчас и поговорим, но для начала — что рифмой вообще не является. Даже в известных песнях встречаются «странности» вроде пар «везде» – «уже», но там это, во многом, сглаживается музыкой. А вот едва созвучные слова типа «тебя» – «меня», «дорога» – «друга» и подобные вообще не относятся.К плохим же причисляются, в частности, однокоренные, грамматические, тавтологические, бедные и штампованные, или заезженные.

Однокоренные (слова с одним корнем) выдают слабый словарный запас или, по меньшей мере, неаккуратность автора. Даже в хорошем по смыслу произведении рифма в стиле «кеды» – «полукеды» или «работал» – «заработал» убьёт всё впечатление напрочь. Однако и у известных авторов попадаются варианты вроде «столетий» – «тысячелетий». Конечно, этим не стоит оправдывать использование таких рифм в своих стихах — хотя бы потому, что начинающие поэты вряд ли смогут компенсировать подобные вещи литературностью или глубиной.

Пушкин был не прав?

Грамматической называют рифму, где используются слова одной и той же части речи в одинаковой форме. Фактически автор пытается срифмовать слова за счет тех же суффиксов и окончаний. Хотя ранее грамматические  считались нормой (по подсчетам, у Пушкина их доля составляла 16%), современный уровень поэзии диктует необходимость по возможности избегать их или хотя бы свести к минимуму. Наиболее примитивной считается глагольная. И не так уж важно, в какой форме стоят глаголы: «считать» – «мечтать» или «уважаю» – «провожаю» не отнесешь к шедеврам. Нежелательны и, образованные из прилагательных, причастий и некоторых существительных. При рифмовке существительных лучше избегать пар с одинаковыми продуктивными суффиксами вроде -ан-, -ен- и т.п. (чтение — сомнение, внимание – желание).

Тавтологические (иногда их называют эпифорами) широко применялись ранее, однако теперь не считаются хорошими. Чтобы понять, что это такое, можно привести известное стихотворение Александра Сергеевича Пушкина:

«Всё моё», — сказало злато;
 «Всё моё», — сказал булат.
«Всё куплю», — сказало злато; 
«Всё возьму», — сказал булат. 

Как видим, Пушкин не постеснялся срифмовать между собой одинаковые слова, но здесь это хотя бы оформлено со вкусом. Чего не скажешь об известной песне современной певицы Земфиры, где слово «тоже» рифмуется само с собой.
Впрочем, не следует путать такое явление с омонимической, которая, напротив, считается «высшем пилотажем» поэзии. Например, у недавно ушедшего от нас популярного поэта Игоря Царева встречались такие:

Там от звуков ночных и касаний темный пот выступает из пор –
Это эхо боев на Хасане между сопок живет до сих пор. 

Покопавшись в словарях омонимов, можно обнаружить и немало примеров омонимов в разных частях речи: «кос» (родительный падеж от слова «коса» и прилагательное в краткой формы), или же фонетические омонимы, где порой встречаются более одного образующих рифму слов, например «Плутон» — «плут он», «львы» – «ль вы». Их употребление приветствуется.
Следующая категория неудачных рифм — бедные. Литераторы назвали это ассонансом (такой термин, в частности, встречается в «Письмах о русской поэзии» Николая Гумилёва), и считали допустимым в небольших «дозах» и при условии использования «со вкусом». Сюда относим типа «заря» – «звеня», «зима» – «холода» и так далее. А вот пример известного четверостишия, где обе пары можно считать неудачными:

Твоих лучей небесной силою 
Вся жизнь моя озарена. 
Умру ли я, ты над могилою 
Гори, гори, моя звезда! 

Как легко заметить, слова «озарена» – «звезда» не очень созвучны, а другая пара является грамматической. Конечно, произведение Владимира Чуевского выигрывает во многом другом, чего не скажешь о большинстве примеров современных произведений с неудачными рифмами, которыми наполнен интернет. Итак, если в рифме участвуют только гласные звуки, а согласные нет, она считается бедной.

И вновь любовь…

И, наконец, штампованные (заезженные), возможно не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий, однако используются настолько часто, что вызывают у читателей и критиков ощущение оскомины на зубах. Прежде всего, к таковым следует отнести «любовь» – «вновь» – «кровь», «тебя» – «любя», «берёзы» – «слёзы» – «морозы» – «грёзы»… Вот знаменитое пушкинское («Евгений Онегин»): 

И вот уже трещат морозы
И серебрятся средь полей…
Читатель ждёт уж рифмы розы;
На, вот возьми ее скорей!

Да, еще во времена «Золотого века» поэзии подобные рифмы «приелись». Что уж говорить о нынешних! Ясно, что использование таких рифм вызывает стойкое отторжение, на которое (если вам сделают замечание) не следует обижаться. А лучше узнайте о том, как подобрать хорошие.

Читайте также:  День на овсянке польза и вред

Хорошие рифмы

Итак, нужно делать рифму поточнее и пооригинальнее. Но не всё так просто, поскольку хорошие  тоже имеют свои разновидности, и их полезно знать. Не претендуя на полноту классификации, обратим внимание на несколько типов хорошей рифмы. Прежде всего, на авторские, составные, акустические, глубокие, надстроечные и абсолютные.

Точность или оригинальность?

Когда речь заходит об авторской, сразу вспоминается Маяковский с его «куст вам» – «искусство», «спокоен как» — «покойника», «воздухе» – «звёзд ухе»… В самом деле, Владимир Владимирович работал над стихом, и в том числе над рифмой, очень старательно, что оставляет и по сей день у многих яркое впечатление. Не нравится Маяковский — почитайте более лиричного Есенина:

Залюбуюсь, загляжусь ли
На девичью красоту,
А пойду плясать под гусли,
Так сорву твою фату. 

Можно привести много примеров: «лёд щеки» – «лётчики», «Киева» – «старики его», «усадьбы» – «записать бы», «эпитеты» –  «хотите то»…Вероятно вы заметили, что нередко самые интересные авторские рифмы бывают составными, то есть состоящими из более чем одного слова. И в самом деле, они способны сделать поэтическую речь еще выразительнее. Хотя нередко из-за этого страдает точность, современные поэты и критики, устав от объёмов и банальности бледных творений «сетературы», склонны больше ценить оригинальную, нежели точную рифму. Конечно, в погоне за такими, стоит быть осторожным, не забывая о главной цели поэзии.

Впрочем, следующие разновидности хорошей рифмы, которые мы рассмотрим, касаются как раз точности. Акустические рифмы различны по написанию, однако они хорошо «слушаются». Посмотрите, например, на такие варианты: «грешно» – «конечно», «спиться» – «спица», «нализаться» – «канализация». Стоит заметить, что последняя пара (придуманная мною в ходе работы над статьей, хотя не исключаю, что она уже могла использоваться) относится к категории неравносложных, и на слух воспринимается отлично. Еще один пример из творчества Маяковского: «врезываясь» — «трезвость». Такие тоже считаются хорошими.Акустические подразделяются на объективные (подчиненные законам произношения: «нас» – «раз», «поп» – «лоб») и субъективные (созвучия, которые основаны на индивидуальном восприятии: «ящик» – «оснастчик», «длинный» – «дивно»).

Шипящие требуют уважения

Теперь перейдём к глубоким, которые считаются очень хорошими и качественными, даже если пара представляет одну и ту же часть речи. В ней рифмуется не только ударный слог, но и предударный или послеударный, что делает её точнее, но нередко лишает оригинальности. То есть такая рифма идёт глубже ударного слога. К ней относятся, например, пары «вода» – «провода», «полей» – «тополей». А вот более оригинальный представитель глубоких рифм у известного поэта и критика начала 20-го века Николая Гумилёва:

Или, бунт на борту обнаружив, 
Из-за пояса рвёт пистолет 
Так, что сыплется золото с кружев, 
С розоватых брабантских манжет.

В данном случае «обнаружив» – «кружев» – отличный пример, поскольку, во-первых, в ней используются деепричастие против существительного и потому, что созвучен безударный последний слог после шипящей «ж», которая, в противном случае, могла бы несколько подпортить созвучие. Гумилёв хорошо понимал, что шипящий звук в рифме требует другой шипящей, свистящий — свистящего в паре, сонорный — сонорного. Но шипящие и свистящие звучат резче и обращают на себя внимание, не прощая «неуважения». И как раз его мы наблюдаем во второй — четвёртой строках.

В общем, в поисках более длинных созвучий можно много экспериментировать. Это связано с трудностями (особенно в поиске глубокой дактилической рифмы, где за ударным слогом стоит еще два безударных), но поможет создать желаемый эффект. Вот пример из творчества Тима Скоренко:

Ни щита, ни забрала — пуховая красная мантия, 
Постаревший король в ожиданье последней процессии… 
А когда-то — он помнит — была в его жизни романтика: 
Он, как маленький мальчик, за пухлыми бегал принцессами… 

Говоря о надстроечной, стоит упомянуть о двух вариантах её названия: усечённая и добавленная. Суть ее сводится к использованию слов, где в одном слове после сильного рифмующегося слога звуков нет, а в паре присутствует согласный звук или даже несколько. Для примера — к слову «тоска» хорошей надстроечной рифмой является «рассказ» или «в висках», к слову «поле» – «волей», к слову «сразила» – «могилой» и так далее. Обратите внимание на следующее четверостишие Н.Асеева, где такая рифма используется в обеих парах: Мы растём, развёртывая плечи, 
Завоёвываем воздух, радио, кино; 
Но — сквозь новый облик человечий 
Просквозит внезапно век иной. 

И последняя интересная разновидность рифмы, которую мы рассмотрим, – абсолютная. В ней слова идентичны по звуковому наполнению, однако один из предударных согласных мягкий, а другой — твёрдый. Примеров можно привести огромное множество: «слог» – «слёг», «ложа» – «лёжа», «выселится» – «виселица»… Однако «на закуску» приведу пример абсолютной рифмы из творчества того же Пушкина. Она использована в первой – третьей строках.

Чернилами я не марал бы пальцы, 
Не засорял бумагою чердак, 
И за бюро, как девица на пяльцы, 
Стихи писать не сел бы я никак. 

Ну как, вы заметили, в чем можно улучшиться, но ещё настроены писать стихи, «марать» бумагу, «засорять» память компьютера?.. Если да, то прекрасно, вы готовы учиться, а это главное.

Замечу, что моей целью не было приводить полную классификацию или диктовать вам придуманные кем-то строгие требования, от которых нельзя отступать ни на шаг. Всё это — лишь авторские наблюдения в отношении того, как могут восприниматься рифмы в ваших произведениях другими читателями, которые не всегда решатся высказать свои замечания в комментариях. Используя рифмы из второго подраздела (и избегая приведённых в первом) можно значительно улучшить «удобоваримость» ваших стихотворений.

Читайте также:  Уксусные обертывания вред и польза

Источник

Ответ или решение1

В чем польза рифмы в стихотворении

Благодаря рифме любое стихотворение легко выучить. Она придает произведению легкость звучания, певучесть и ритм, что способствует быстрому запоминанию стихов. Подбор качественной рифмы – это нелегкая задача, подвластная настоящим мастерам своего дела.
Без рифмы не было бы поэзии. Даже несмотря на то, что современная поэзия все чаще отходит от понятия рифмы, предпочитая велибры, без нее не было бы тех гениальных поэтических строк, которые подарили нам классики.

Знаешь ответ?

Как написать хороший ответ?Как написать хороший ответ?

Как добавить хороший ответ?

Что необходимо делать:

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Что делать не стоит:

  • Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
  • Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» – подобные выражения не приносят пользы;
  • Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
  • Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.

Пример вопроса

Аноним

Русский язык

7 минут назад

Какой синоним к слову «Мореплаватель»?

Хороший ответ

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Плохой ответ

Аноним

Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.

Будьте внимательны!

  • Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания. 🙂
  • Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 110 символов!

Как добавить хороший ответ?

Что необходимо делать:

  • Написать правильный и достоверный ответ;
  • Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
  • Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.

Что делать не стоит:

  • Списывать или копировать что-либо. Высоко ценятся ваши личные, уникальные ответы;
  • Писать не по сути. «Я не знаю». «Думай сам». «Это же так просто» – подобные выражения не приносят пользы;
  • Писать ответ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ;
  • Материться. Это невежливо и неэтично по отношению к другим пользователям.

Пример вопроса

Аноним

Русский язык

7 минут назад

Какой синоним к слову «Мореплаватель»?

Хороший ответ

Вася Иванов

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Плохой ответ

Аноним

Ну, синоним это такое слово, которое очень похоже на другое по своему обозначению. Тут может подойти что-то связанное с морем.

Узнай, что тебя ждёт на ЕГЭ 2020

Регулярно решая тесты, ты сможешь оценить свой уровень знаний и поработать над слабыми местами

Перейти к разделу

В чем польза рифмы в стихотворении

Хочешь выучивать по 10 английских слов в день?

Выбирай верные определения слов и продвигайся в рейтинге игроков.Чем больше слов запоминаешь, тем выше результат!

Играть!

Получи подарки и стикеры «Вконтакте»

Отвечая на вопросы любознательных учеников, зарабатывай баллы, которые можно потратить на подарок себе или другу!

Узнать больше

В чем польза рифмы в стихотворении

Источник

Перейти к предыдущей части статьи

Наиболее распространены в поэзии звуковые повторы. Слова как бы перекликаются друг с другом, связываются между собой не только смыслом, но и фонетическим сходством. Резко выделяясь на фоне других слов, перекликающиеся слова становятся более выразительными и значимыми.

Самым эффектным звуковым повтором, безусловно, является рифма — цемент на ритмическом каркасе стихотворения. Рифма прочно связывает строки, увлекая за собой как поэта, так и читателя. Поэт как бы ищет, куда — к какому слову, образу — выведет его ожидаемое созвучие, а читатель уже настроен получить это созвучие от поэта, как финальный эстетический приз.

К. Е. Маковский, «Поэзия. Панно-картина для концертного зала ообняка С.П. фон Дервиза в Петербурге»,  1886 г.К. Е. Маковский, «Поэзия. Панно-картина для концертного зала ообняка С.П. фон Дервиза в Петербурге», 1886 г.
Фото: artchive.ru

Трудно поверить, но рифма — столь привычная для нас черта стихотворения — появилась в мировой поэзии довольно поздно. Древнегреческие «Илиада» и «Одиссея», англосаксонский эпос «Беовульф», финская «Калевала», старофранцузская «Песнь о Роланде» и многое другое написаны безо всякой рифмы. Одними из первых рифму стали использовать арабские поэты (где-то в VII в.). Затем эстафету перехватили провансальские трубадуры, и в их руках рифма зацвела буйным цветом, хотя и не вытеснила нерифмованных стихов.

Классическая русская поэзия вообще началась с рифмовки и расставаться с ней не собирается. В то же время многие западные поэты уже давно воротят нос от рифмы, как от чего-то пошлого и банального. Надо сказать, подобные мысли о стихосложении посещали у нас еще Пушкина.

Думаю, что со временем, мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. «Пламень» неминуемо тащит за собой «камень». Из-за чувства выглядывает искусство. Кому не надоели «любовь и кровь», «трудный и чудный», «верный и лицемерный», и проч.
А.Пушкин «Путешествие из Москвы в Петербург»

В. А. Серов, «А. С. Пушкин на садовой скамье»,  1899 г.В. А. Серов, «А. С. Пушкин на садовой скамье», 1899 г.
Фото: artchive.ru

Читайте также:  Съесть яблоко польза и вред

Прошло почти сто лет и великий новатор Маяковский, хоть и бросил все силы на борьбу с банальной рифмой, но избавляться от самой рифмовки категорически отказывался.

Вам,
конечно, известно
явление «рифмы».
Скажем,
строчка
окончилась словом
«отца»,
и тогда
через строчку,
слога повторив, мы
ставим
какое-нибудь:
ламцадрица-ца.
Говоря по-вашему,
рифма —
вексель.
Учесть через строчку! —
вот распоряжение.
И ищешь
мелочишку суффиксов и флексий
в пустующей кассе
склонений
и спряжений.

…Говоря по-нашему,
рифма —
бочка.
Бочка с динамитом.
Строчка —
фитиль.
Строка додымит,
взрывается строчка, —
и город
на воздух
строфой летит.
Где найдешь,
на какой тариф,
рифмы,
чтоб враз убивали, нацелясь?
Может,
пяток
небывалых рифм
только и остался
что в Венецуэле…
В. Маяковский

…без рифмы стих рассыплется. Рифма возвращает вас к предыдущей строке, заставляет вспомнить ее, заставляет все строки, оформляющие одну мысль, держать вместе.
В. Маяковский «Как делать стихи»

А. М. Нюренберг, «Маяковский»,  1929 г.А. М. Нюренберг, «Маяковский», 1929 г.
Фото: artchive.ru

Но что же такое эта всем знакомая рифма?

  • В широком смысле под рифмой понимают определенный комплекс звуков, повторяющихся в строках в одной и той же позиции. В узком и более привычном смысле — это повторение сходных созвучий в окончаниях строк (недаром в старину рифму называли «краесогласием»).

Очень важно, что повторяться и совпадать должны именно созвучия (фонемы), а не буквы. Иначе вы, подобно Незнайке, начнете рифмовать «палка-селедка». Для хорошей рифмы буквенное совпадение неважно: «вериться — деревце», «коршуном — брошенным». В русском языке прежде всего должны совпадать ударные гласные, а уж потом все остальные звуки по мере удаления от ударной гласной. Чем больше этих совпадений, тем точнее рифма.
Стихосложение-4. Зачем нужна рифма?Фото: Сергей Курий, коллаж

Например, «высотой — головой». Ударные гласные здесь совпадают, но согласные сочетаются плохо, поэтому рифма выходит неудачной. Гораздо лучше звучат рифмы «высотой — золотой» или «высотой — бородой». Еще лучше звучит «высотой — красотой», где совпадает еще больше звуков.

Важно отметить, что после ударного слога совпадение звуков уже не столь важно: «Неустанно — под мостами», «не нужен вам — жемчужиной». Последние звуки здесь не совпадают, но на слух никакого дискомфорта не ощущается.

Особенно хорошо, если совпадает много звуков до ударного слога — «голову — голому», «присяга — присяду». Прекрасно сочетаются в рифмах шипящие созвучия — «порошею — отброшенный — кожаный». В этом примере нетрудно заметить, что средняя рифма переходная. Она прекрасно рифмуется с обеими другими, в то время как «порошею — кожаный» сочетаются хуже.

Теперь рассмотрим разнообразие рифм и их классификацию.

  • Итак, если рифма заканчивается гласным звуком («слеза — гроза — небеса»), ее называют открытой. Если же согласным («закат — раскат — агат») — закрытой.

Различают рифмы и по тому, на каком месте от конца строки стоит ударный слог.

  • Если ударение стоит на последнем слоге, рифму называют мужской («мужИк — таджИк — ямщИк»). Если же на предпоследнем — женской («дАма — мАма — дрАма»).

Сочетание в одном стихотворении резкой мужской рифмы с ударением в конце стиха и постепенно «затухающей» рифмой женской придают стихотворению ритмическую выразительность:

Люблю отчизну я, но странною любОвью!
Не победит её рассудок мОй,
Ни слава купленная крОвью,
Ни полный гордого доверия покОй…
М. Лермонтов

М. Ю. Лермонтов, «Сцена из кавказской жизни»,  1838 г.М. Ю. Лермонтов, «Сцена из кавказской жизни», 1838 г.
Фото: artchive.ru

Если же рифма стоит на третьем от конца слоге, ее называют дактилической («дАктили — птеродАктили», «мАрево — зАрево»).

Сейте разумное, доброе, вЕчное,
Сейте, спасибо вам скажет сердЕчное
Русский народ…
Н. Некрасов

А. А. Наумов, «Белинский перед смертью (Некрасов и Панаев у больного Белинского)», 1883 г.А. А. Наумов, «Белинский перед смертью (Некрасов и Панаев у больного Белинского)», 1883 г.
Фото: artchive.ru

А может ли ударение стоять на четвертом или пятом от конца слоге? — спросите вы. Может, но эта рифма встречается редко и требует при чтении хорошей дикции. Она называется гипердактилической («рАдующий — пАдающий», «поколАчивает — поворАчивает»). Вот пример стихотворения В. Брюсова, где ударный слог — аж пятый от конца.

Холод, тело тайно скОвывающий,
Холод, душу очарОвывающий.
От луны лучи протЯгиваются,
К сердцу иглами притрАгиваются.

Многие из нас привыкли к тому, что рифмы располагаются на концах строк (они так и называются — конечные). Именно благодаря им конец строки подчеркивается не только паузой, но и фонетически. А рифмующиеся слова в конце строк приобретают большую значительность.

Однако могут рифмоваться и начала строк — тогда это рифма начальная. Она нередко попадается в народной поэзии, хотя концы строк при этом не рифмуются.

Наедались они да было досыти,
Напивались они да было допьяна,
Стали тут богатыри отдых держать,
Спали тут богатыри трое сутки.
Улетали все птички за облаки,
Убегали все звери за темные леса.

Еще более изысканы внутренние рифмы, когда слова рифмуются между собой в середине стиха или с концевой рифмой.

… Жизнь пустынна, бездомна, бездонна
А. Блок

Александр БлокАлександр Блок
Фото: ru.wikipedia.org

В поте — пишущий, в поте — пашущий!
Нам знакомо иное рвение:
Легкий огнь, над кудрями пляшущий, —
Дуновение вдохновения!
М. Цветаева

А вот отрывок из поэмы А. Блока «12», где в двух строчках зеркально рифмуются все слова:

Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной…

Запиши поэт эти строчки так:

Нежной
Поступью
Надвьюжной,
Снежной
Россыпью
Жемчужной…

— и внутренние рифмы стали бы концевыми. Как в стихотворении М. Цветаевой:

Рябину
рубили
Зорькою.
Рябина —
Судьбина
Горькая…

или в детском стишке С. Маршака:

Шесть
Котят
Есть
Хотят.

Николай Николаевич АсеевНиколай Николаевич Асеев
Фото: ru.wikipedia.org

Блестящий пример рифмовки мы можем наблюдать в поэме Н. Асеева «Чёрный Принц», где поэт удачно рифмует близстоящие слова, и при этом сами рифмы не кажутся надуманными. Вот отрывок:

Белые бивни
бьют
ют.
В шумную пену
бушприт
врыт.
Вы говорите,
шторм —
вздор? –
Некогда длить
спор!

Видите — в пальцы
врос
трос, —
так что и этот
вопрос
прост: —
мало ли видел
матрос
гроз, —
не покидал
пост…

Продолжение следует…

Источник