В чем польза списывания текста

В чем польза списывания текста thumbnail

Списывание как эффективное средство обучения правописанию

из опыта работы учителя

начальных классов МОБУ СОШ №2

Щербининой Г.В.

Списывание – один из наиболее употребительных видов письменных упражнений; используется при обучении технике письма и каллиграфии; при обучении орфографии и грамматике, – как правило, с дополнительными заданиями.

Львов М. Р.

(Словарь-справочник по методике русского языка)

Учиться списывать школьники начинают в период обучения грамоте. Сначала они копи руют отдельные буквы и слоги, затем воспроизводят первые слова и предложения, образы ко торых даны в «Прописях».

Хочу поделиться опытом организации обучения списыванию, при котором достигается безошибочность этого действия и, кроме того, совершенствуются орфографические навыки учащихся. Обучение списыванию организую по следующему алгоритму.

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.
  2. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли его.
  3. Выдели «трудные для написания слов места» (орфограммы) в списываемом предло жении, тексте.
  4. Прочитай предложение, так, как оно написано.
  5. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.
  6. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал.
  7. Проверь написанное:

а)        читай то, что написал;

б)        подчеркни орфограммы в написанном;

в)        сверь каждую орфограмму с исходным текстом.

Происходит развитие не только интуитивно-чувственной основы грамотного письма, но и его осознанности. Опора на зрительную и речедвигательную память приводит в действие со ответствующие механизмы непроизвольного запоминания, а включение в качестве обязатель ной операции выделения орфограмм становится фундаментом осознанного умения находить в тексте орфограммы.

Содержание и методика освоения каждого действия алгоритма.

  1. Прочитай предложение, чтобы понять и запомнить его.

Это действие нужно для того, чтобы исключить возможность механического копирова ния текста. Так как предложения,с которых начинается обучение, невелики (3-5 слов), в качестве«смыслового куска» выступает целое предложение. Позднее в качестве смысловой части может выступить словосочетание или часть предложения, но в любом случае вначале нужно прочесть всё предложение, чтобы было понятно содержание списываемого. Чтение предложе ния на этом этапе осуществляется по нормам орфоэпии «читаем так, как надо говорить». Видим,  что списывание связано с обучением правильному говорению.

  1. Повтори предложение, не глядя в текст, чтобы проверить, запомнил ли   его.

Чтобы списывать смысловыми единицами, нужно владеть развитием навыка чтения и

иметь хорошую память. Нужно иметь достаточное «поле чтения», т.е. уметь «схватывать» од ним взглядом не только отдельное слово, но и целый кусок текста. Повтряя предложение, не глядя в него, ребенок развивает память, учится запоминать осмысленно.

  1. Выдели орфограммы в списываемом тексте.

Этот этап можно назвать активным орфографическим анализом текста. Чтобы этот этап был полноценным, он должен опираться на содержательное, обобщенное представление ребен ка об орфограмме (независимо от того, используется ли в обучении термин «орфограмма»).

Для успешного воспитания орфографической зоркости с помощью специально органи зованного обучения списыванию как можно раньше знакомлю учащихся с наиболее общими признаками орфограмм. Помочь научить детей выделять все орфограммы, связанные с обозна чением звуков буквами, помогает таблица.

Какие буквы нельзя писать на слух

Безударные гласные (кроме У, И, Ы на конце слова)

Гласные под ударением после шипящих

Согласные, парные по звонкости-глухости

а)        на конце слова

б) перед др. согласными

 (но не Р, Л, М, Н, Й, В)

Согласные, парные по мягкости-твердости: пе ред мягкими согласны ми

С первых шагов обучения письму дети сталкиваются не только с орфограммами, связан ными с обозначением звуков буквами, но и с орфограммами других типов: слитно-раздельными написаниями, прописной буквой и т.д. тоже нужно отмечать в списываемом тексте.

Формирование действий списывания обязательно включает в себя определение ударного слога. С этого и начинаю выделение орфограмм в каждом слове.

  1. Прочитай предложение так, как оно написано (как будешь диктовать во время письма).

Орфографически проговаривая слово, ученик запоминает его написание, а так как спи сывание осуществляется «смысловыми кусками», то и запоминание происходит не механиче ски, а осмысленно. Проговаривание использую как один из приемов в обучении орфографии. В усвоении правописания участвуют разные виды памяти: зрительная, слуховая и речедвигатель ная, неразрывно связанная с проговариванием, т.е. послоговым произнесением слова.

Обучение орфографическому проговариванию начинаю одновременно с обучением гра моте. Когда ребенок читает по слогам, у него само собой происходит орфографическое чтение слова. При произнесении целого слова перевожу детей на орфоэпический уровень, т.е. учу про износить слова в соответствии с нормами русского литературного произношения. В отдельных

случаях обращаю внимание детей на «два образа», в которых живет слово: орфоэпический («как говорим») и орфографический («как пишем»). При этом демонстрирую учащимся два ви да чтения: «Читаем, как говорим» и «Читаем, как пишем». Нельзя не учитывать, что без специ ального обучения первоклассники чаще всего сами не овладевают двумя видами чтения и тем более далеко не всегда осознают разницу между ними. Дети, которые читают целыми словами, затрудняются орфографически проговорить слово, а те, которые читают по слогам, чаще всего не улавливают разницу между произнесением слова целиком и по слогам. Поэтому всегда даю установку: «Читай, как написано», а не «Читай по слогам». В обучении списыванию не просто формируются два вида чтения, а каждый из них приобретает для ученика свое обоснование: «Проговариваем, чтобы не ошибиться при письме», «Читаем, как говорим, чтобы научиться и говорить и читать правильно».

Читайте также:  Польза запеченного яблока в микроволновке

Учитывая, что в текстах встречаются орфограммы, не связанные с произношением, проговаривание при коллективной работе может сочетаться с комментированием: «Предлог со сло вами отдельно» и т.п. При самостоятельной работе все орфограммы подчеркиваются.

  1. Повтори, не глядя в текст, предложение так, как будешь его писать.

При этом задании, ученик готовится к тому, чтобы правильно продиктовать себе во вре мя письма. Повторение, по памяти, проговаривание закрепляет в памяти буквенный образ сло ва, воссозданный в его произнесении.

  1. Пиши, диктуя себе так, как проговаривал последние два раза.

При самостоятельном списывании обязательно слежу за тем, чтобы дети действительно диктовали себе во время письма. Шумок, возникающий при этом (особенно в 1 классе), – есте ственное свидетельство, что запись происходит при проговаривании. Особенно прислушиваюсь

«

к тому, как диктуют себе те, кто склонен выполнять эту операцию формально и поэтому допус кает ошибки при списывании. Настаиваю на том, чтобы во время письма под собственную дик товку ученик уже не смотрел в текст, а опирался на свою речедвигательную память.

  1. Проверь написанное.

О том, что нужно проверять то, что написал, знают все. Учу детей как это надо делать, т.е. отчетливо представлять себе ту систему действий, с помощью которой можно осуществить проверку. Требую от учеников подчеркнуть орфограммы в написанном, тем самым даю ориен тир того, что именно нужно сравнивать в написанном и исходном тексте.

Вся описанная выше работа способствует формированию у первоклассников не только орфографической зоркости, но и орфографической памяти, что тоже очень важно для успешно го обучения правописанию.

Если проводить эту работу систематически, начиная с первых страниц «Прописей», то результат не замедлит сказаться на успехах обучения.

Источник

%d0%bf%d0%b5%d1%80%d0%b5%d0%bf%d0%b8%d1%81%d1%8b%d0%b2%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%8f

Как и все люди, занимающиеся саморазвитием, я долго думал о том, как при ограниченном количестве выделенного на него времени получить максимальную пользу для мозга. Вспомним принцип Парето и применим его к саморазвитию: какая умственная деятельность занимает 20% времени и при этом дает 80% результата, если речь идет о развитии когнитивных способностей? Вопрос чрезвычайно сложный, потому что современный мир предоставляет огромное количество вариантов: вы можете просматривать обучающие ролики на Youtube, решать логические задачи, использовать приложения, проходить курсы на разных сайтах. Но времени всегда мало, поэтому снова и снова возникает одна и та же проблема в виде вопроса: на что именно тратить время, чтобы результат был максимальным?

Для себя я нашел три ответа, которых стараюсь придерживаться каждый день:

  1. Переписывание книг и материалов.
  2. Упражнения для мозга.
  3. Дневник.

Об упражнениях и дневнике мы поговорим в последующих статьях, сейчас же речь пойдет о переписываниях.

Вы наверняка прочли массу книг по саморазвитию. Возможно, это количество даже перевалило за сотню, однако не все так просто и нет четкой зависимости количества от качества. Чем больше книг вы читаете, тем больше вопросов и тем запутанней ситуация. Это не значит, что их не нужно читать, ведь как еще можно узнать о том, что действительно важно.

Прямо сейчас составьте список десяти книг, которые повлияли на вас больше всего. Желательно, чтобы они охватывали несколько областей. Например, вот мой список:

  1. Дейл Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей» (коммуникации).
  2. Дейл Карнеги «Как перестать беспокоиться» (психологическая устойчивость).
  3. Дейл Карнеги «Как выработать уверенность в себе» (уверенность).
  4. Дэн Вальдшмидт «Будь лучшей версией себя» (мотивация и набор аффирмаций).
  5. Кармин Галло «iПрезентация» (планирование).
  6. Брайан Трэйси «Результативный тайм-менеджмент» (тайм-менеджмент).
  7. Алекс Корнелл «Опять творческий кризис?» (вдохновение).
  8. Франс Йоханссон «Эффект Медичи» (теория творчества).
  9. Майкл Михалко «Игры для разума» (мозг: когнитивные и творческие способности).
  10. Стивен Кови «Семь навыков высокоэффективных людей» (навыки и качества).

Ваш список может существенно отличаться от моего, ведь каждый человек может иметь собственное мнение относительно того, на чем концентрироваться.

Зачем переписывать книги?

  • Концентрация. Если вы уделили переписыванию книги 3 часа и полностью отдались этому процессу, то ощутите спокойствие, которое позволит думать о чем-то одном. Хаотичные мысли в повседневной жизни убивают нас, тогда как переписывание тормозит этот беспорядок и позволяет быть вдумчивым.
  • Память. Это не секрет, мы все знаем о пользе записывания информации, но практически никто этим советом не пользуется. Каждый день мы поглощаем огромное количество информации, из которой не выносим ничего полезного вместо того, чтобы концентрироваться на наиболее важном. Развитие памяти требует осознанности и внимательности и никуда не деться от этого принципа: его не обмануть и не изменить.
  • Состояние потока. Чиксентмихайи сформировал семь принципов, благодаря которым он возникает, но ключевым является многочасовая концентрация на чем-то одном. Почему поток возникает так редко? Нас постоянно что-то отвлекает. И если это не окружающая обстановка, то собственные мысли. Переписывание ведет к упорядочиванию и спокойствию. В какой-то мере это медитативный процесс. Мне хватает трех дней подобной практики по нескольку часов, чтобы войти в это состояние.
  • Моторика. Это сложно объяснить научно, но я давно понял, что сам процесс движения рукой по бумаге имеет большую пользу. Ни одно видео и даже простое чтение не приводит к такому эффекту, как переписывание. Например, видео является пассивным процессом, потому что поняли ли вы то, что было показано и сказано или нет, оно продолжается дальше. Сколько раз вы останавливали ролик на ютубе, чтобы обдумать информацию? Такого не происходит даже с прочтением книги. Моторику (а, следовательно, и скорость своей мысли) вы контролировать можете. Хотите ускориться — пожалуйста, приостановиться — на здоровье.
  • Соблюдение принципа Парето. Я заметил, что для меня прочтение десяти книг не несет такого количества пользы, как прорабатывание одной-единственной. При этом она, конечно же, должна быть хорошо написанной и нести большое количество советов и практических упражнений. Например, книга Карнеги «Как перестать беспокоиться» предоставляет около 50 прекрасных советов и если вы будете следовать хотя бы нескольким из них, то добьетесь прекрасных результатов. Это не значит, что больше ничего не нужно читать. Читайте, однако, как только поняли важность представленной информации, занесите ее в список и через какое-то время вернитесь.
  • Углубленное понимание. Поверхностное чтение является убийцей времени. Информация забывается на следующий же день. Переписывание и размышления же ведут к глубинному пониманию, это становится привычкой и задерживается надолго.
Читайте также:  Айва фрукты польза и вред

Как переписывать книги?

Предположим, вы выяснили, что есть 5 важных книг, которые прочли, но принципов которых не придерживаетесь. Это значит, что время потеряно впустую и его не вернешь. Но есть шанс все исправить.

Конечно, я переписываю не всю книгу, скорее это 30%-ая выжимка самых важных мыслей, размышлений и советов. Для начала я читаю книгу (даже если читал ее раньше) и при помощи приложения для чтения (например, Pocketbook) выделяю ключевые моменты. Подобное прочтение занимает у меня в несколько раз больше времени, чем обычное. Но оно того стоит и я не жалею потраченных дней по одной простой причине: знаю и чувствую, что эта книга невероятно важна.

После прочтения я на некоторое время (обычно на 2-3 дня) оставляю ее для того, чтобы подумать над ней. Крайне важно не читать ничего другого, полностью концентрируясь на размышлениях. Помните, что в книге не будет никакого смысла, если вы сразу возьмете другую, затем третью и так далее. Этого правила не следует придерживаться только в том случае, если вы понимаете, что она написана достаточно поверхностно и будет жалко выделить на ее изучение дополнительное время.

Когда книга закрепилась в ваших мыслях, приобретите блокнот. Он должен быть максимально удобным, приятным на ошупь и привлекать внимание, потому что вам предстоит заполнить его полностью.

Откройте приложение с книгой и начните ее читать снова. Когда дойдете до выделенных вами моментов, записывайте их в блокнот. Делайте это медленно и вдумчиво, размышляйте над тем, что записываете. Предположим, это некий график, на просмотр которого вы бы обычно потратили две секунды, хотя и понимаете, что он важен для понимания сути вещей. Перерисуйте график в блокнот и подумайте над тем, что хочет донести автор. Измените график по своему усмотрению и размышляйте, что же принципиально изменилось.

Это очень медленный процесс. У меня на переписывание книги может уйти несколько суток, потому что я параллельно внедряю написанное в жизнь. Если я прорабатываю книгу о коммуникациях и мне кто-нибудь звонит или пишет, я моментально вспоминаю несколько советов из нее и тут же пользуюсь ими.

После того, как я переписываю книгу, то регулярно перечитываю все это утром и вечером. Это то самое время, когда подсознание наиболее податливо и восприимчиво. Через неделю делаю еще более емкую выжимку — на лист А4, который будет всегда перед глазами. Конечно, это не обезопасит от того, что спустя пару месяцев вы большую часть забудете, поэтому стоит перечитывать и переписывать книгу хотя бы раз в полгода. Ведь если вы заранее все проанализировали и осознали ее важность, то и выделять на нее время не жалко. Именно поэтому я настаиваю на том, чтобы вы составили небольшой список книг и прорабатывали их постоянно: для вас нет ничего важнее. Это именно те самые 20%, которые дадут 80% результата. Согласитесь, что лучше впитать в себя информацию из десяти наиболее ценных для вас книг, чем скользить по поверхности сотен и даже тысяч ради начитанности.

Читайте также:  Чай из ореховых перегородок польза

Кстати, это может быть необязательно книга. Я регулярно переписываю курсы на 4Brain. Это помогает мне концентрироваться на определенном аспекте саморазвития и относиться к советам и информации осознанно.

Вы можете прочесть тысячи книг в своей жизни, но следовать всем им просто невозможно. Поэтому определите свой список и впитайте их так сильно, чтобы они стали частью вас.

Помните, что переписывать книги стоит лишь в том случае, если вы абсолютно уверены в ее пользе. На все времени не хватит, а если потратить несколько часов на то, в чем не уверены, это существенно снизит мотивацию и полезный эффект.

Желаю вам удачи!

Ключевые слова:1LLL

Источник

Предлагаем методичку для учителей и родителей о разговоре на важную тему.

Списывание подобно эпидемии – оно быстро охватывает умы и устремления школьников. Оно кажется настолько обыденным, что подростки (а иногда и взрослые) считают плагиат и копирование работы соседа нормальным.

Современные технологии делают списывание и вовсе элементарным для детей, а учителям все труднее его определить. При помощи смартфонов ученики быстро находят ответы прямо во время контрольной и пересылают их своим друзьям.

Школьники скачивают готовые работы в интернете и пытаются выдать их в классе за свои. Есть даже специальные приложения, которые позволяют перевести домашку с другого языка.

Некоторые школьники глубоко убеждены, что, пересылая ответы, они помогают своим друзьям. Другие списывают, потому что чувствуют постоянное давление со стороны родителей и учителей.

Часто на подростков давит необходимость «добиться успеха» в жизни. Им кажется, что родители ценят их отличные оценки больше всего на свете, а поступление в университет для подростков становится намного важнее честности.

10 аргументов против списывания

Вы подозреваете ребенка в том, что он делает работу за другого? Или он резко стал учиться намного лучше? Поговорите с ним об опасностях, которые таит в себе списывание. А мы предложим вам 10 аргументов, которые стоит обязательно озвучить.

  • Списывание это ложь. Переписывает ли ребенок чью-то работу или берет готовый ответ из интернета, он приписывает себе чужие мысли и идеи.
  • Списываниеэто воровство. Да, списывание – это тоже нарушение авторских прав.
  • Списывание – это нечестно по отношению к другим. Ученики, которые усердно занимаются, чтобы получать хорошие оценки, не должны соревноваться и оцениваться наравне с теми, кто пытается пройти испытание не напрягаясь. Также важно, что люди могут не заметить, что работа принадлежит не тому ребенку и доверить ему важную часть работы (классной, исследовательской), которую он провалит и подведет всех.
  • Списывание снижает самооценку. Когда кто-то списывает, он признается себе, что не в силах сам справится с трудностями.
  • Списывание – это ложь самому себе. Можно не замечать это какое-то время, но по мере взросления списывающий ребенок потеряет всякие ориентиры в жизни и плохо будет представлять, кто он на самом деле.
  • Списывание тормозит обучение. Если ребенок не смог выучить какую-либо из тем, он не сможет понять и последующие. Ему придется списывать до самого конца курса.
  • Списывание убивает доверие. Быть пойманным на списывании = получить клеймо нечестного ученика до самого конца школы (даже если потом никогда больше не пытаться списать).
  • Списывание – причина стресса. Сдать чужую работу под видом своей – тяжело, но уровень стресса становится только выше после этого, ведь секрет необходимо держать при себе.
  • Списывание – это оскорбление учителя. Фактом списывания ученик отказывается от знаний, которые старается передать ему педагог (учитель много сил тратит на подготовку урока и закрепление знаний, а ученик не ценит этого труда).
  • Списывание не ограничивается школой. Списывание легко превращается во вредную привычку, которая останется с ребенком в вузе и в будущей карьере. Привычка убьет всякое желание трудиться и стремление к творчеству.

Как говорить с подростком

Стоит проводить регулярные беседы о вреде списывания с подростками. Задавайте им вопросы «Списывает ли кто-нибудь из твоих друзей?», «Есть ли в школе проблема со списыванием?» или «Считаешь ли ты, что необходимо списывать, чтобы преуспеть в школе?»

Внимательно выслушайте ответы подростка. Узнайте, каково влияние цифровых технологий на проблему списывания в школе.

Списывание иногда трудно определить. Честно ли использовать онлайн-переводчик при подготовке домашнего задания по английскому? Честно ли сдать работу из интернета, пересказанную на свой лад? Выскажитесь сами и узнайте мнение подростков по эттим вопросам.

Важно помнить, что учитель и родитель – ролевые модели для подростка. Если вы не платите налоги или обманом возвращаете в магазин сломанные вещи, подросток поймет, что врать и обманывать (списывать – лучший способ врать) – это нормально. Покажите ребенку, как важно быть честным, даже когда это невыгодно.

Источник