В чем польза внеклассного чтения

В чем польза внеклассного чтения thumbnail

Поэтому одной из важнейших задач школы является воспитание нравственной

личности, способно самостоятельно оценивать окружающую реальность и определять свой

жизненный выбор. В реализации этой задачи большую роль играет литература как школьная

дисциплина, формирующая духовный мир ценностные ориентации учащихся. Литература в

целом – это один из способов познать мир, человечество, самого себя. Она как нельзя лучше

передаёт мысли, взгляды автора, его отношение к жизни, реальности. Знакомит

воспитанников с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и

человечества в целом и способствует глубокому, личностному освоению этих ценностей,

поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и

воля, а значит, параллельно проходит процесс общего и нравственного развития личности

ребенка, его воспитание.

Воспитание у детей любви к чтению является основополагающей задачей любой

школы, а для нашей школы это имеет особое значение, так как в коррекционой школе

обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья, которые имеют достаточно

низкий уровень коммуникативной культуры, слабо развитый познавательный интерес.

Вопрос о детском чтении— это один из важнейших вопросов. Детское чтение играет

крупную роль в жизни ребят, гораздо более крупную, чем в жизни взрослых. Книга,

прочитанная детьми, остается в памяти чуть ли не на всю жизнь и влияет на дальнейшее

развитие ребят. Из книг, которые ребята читают, они черпают определенное миропонимание,

книги вырабатывают у них определенные нормы поведения.

Развитие речи, овладение родным языком, является одним из важнейших приобретений

обучающихся коррекционной школы, что в последствии позволит ему социально

адаптироваться. Наряду с навыками чтения, важной задачей занятий является

овладение связной речью, как основной коммуникативной функцией. Она выполняет

важнейшие социальные функции: помогает обучающимся устанавливать связи с

окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения людей в обществе, что

является одним из главных условий адаптации воспитанников коррекционной школы.

Особое значение в формировании навыков чтения, развитии устной связной речи, а

как следствие, адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет

внеклассное чтение.

Термин «внеклассное чтение» закрепился в методике русского языка в 1886 году.

Цель внеклассного чтенияразвитие устойчивого интереса воспитанников к книгам как

источнику знаний и социального опыта, формирование читательской самостоятельности как

свойства личности.

Внеклассного чтение играет огромную роль в развитии подростков их восприятие

литературы поскольку педагог может на свое усмотрение подобрать те произведения

художественной литературы, которые наиболее эффективным образом могут

повлиять на развитие подростков того или иного класса. Не всегда школьная программа

отвечает потребностям и вкусам школьников, какая-то грань их развития может оказаться

недостаточно раскрытой. И тогда на помощь приходят уроки внеклассного чтения – чтения

произведений, находящихся за пределами школьной программы, но при этом имеющие

огромную художественную и воспитательную ценность. Ребятам необходимо внеклассное

чтение для того .чтобы ему было интересно.

Читая доступные рассказы, стихотворения, сказки обучающиеся учатся понимать общее

содержание и главную мысль произведения, именно на внеклассном чтении у ребят

развивается образное мышление, воспитывается эстетическое чувство, любовь к родному

языку, художественной литературе, интерес к чтению. На занятиях в процессе работы над

художественными текстами они учатся отличать главное от второстепенного, выявлять

взаимосвязь описываемых явлений и событий, понимать их смысл; учатся делить текст на

части, составлять план прочитанного и пересказывать в соответствии с ним. Всё это

способствует развитию логического мышления обучающихся. Анализируя произведение

школьник должен задуматься о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и неновести,

истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. Так как дети в жизни

сталкиваются с такими серьезными проблемами, что тем раньше он начнет думать над ними,

тем лучше. И пусть эти проблемы ему помогут решать добрые и умные книги. На

внеклассном чтении учащиеся читают книги с огромным нравственным потенциалом.

Литературные произведения развивают способность воспитанников воссоздавать в

воображении картины жизни, нарисованные писателем, мир чувств и переживаний

литературных героев, умение прослеживать их судьбы;видеть авторскую позицию и оценку;

определять свое эмоционально-оценочное отношение к прочитанному через нравственно –

этическое оценивание. Проникая в мир героев, сопереживая им, ученик осмысливает и свои

чувства, познает образ своего «Я». Сопереживание и оценка являются основой

формирования нравственных представлений и убеждений личности. Нравственно –

этическое оценивание поступков литературных героев помогает школьнику, соотносить свои

представления с общечеловеческими нравственными ценностями, получить представления о

нормах поведения и взаимоотношениях людей, которые ложатся в основу его нравственных

представлений и личносных качеств и помогают овладеть способами действий в различных

жизненных ситуациях. Во внеклассное чтение можно вводить дополнительные литературные

произведения, содержащие проблемные нравственные ситуации. Это способствует развитию

личностно-смысловой сферы школьников; помогает самопознанию, саммоосознанию

личности, становлению отдельных ценностей. Тексты подбираются таким образом, чтобы

воспитанников привлекали жизненные ситуации и персонажи произведений- ровесники с

которыми хочется общаться, дружить или, наоборот, обьяснить их неправоту. Воспитанники

старших классов знакомятся на занятиях с лучшими образцами отечественной и зарубежной

литературы. Художественная литература дает всестороннее изображение человека. Проблемы

отношения человека к действительности, к окружающему миру, к народу, к себе, ,

социальные и моральные вопросы, поднимаемые художественной литературой, вызывают у

юного читателя яркие мысли, нравственные и эстетические переживания, тем самым

оказывая влияние на формирование духовного облика юного читателя, содействуя

Читайте также:  Тютина польза и вред для здоровья

воспитанию его характера. На внеклассном чтении дети знакомятся с автором произведения,

сообщаются биографические данные о нем, раскрывается богатство его внутреннего мира и

нравственных ценностей. Обращение к образам выдающихся людей учит наших

воспитанников понимать другого, способность поставить себя на место обьекта природы

вызывает большой интерес при работе с произведениями о природе. Для усиления

эмоционального состояния учеников на внеклассном чтении можно использовать

произведения живописи и музыки. Рассматривая картины детьми происходит обсуждение

взгядов художника на родную природу, высказывали какой уголок природы ближе и дороже

им. Подбирая литературу ученикам, учитывается: объем произведения, текстовая

доступность, актуальность произведения для данной категории учеников. Внеклассное

чтение отличается по методике проведения: праздничность занятий (нетрадиционные формы

работы: различные игровые задания, заранее подготовленные выступления учеников, ребусы,

викторины, кроссворды, литературные игры и т.д

Основные направления внеклассного чтения в коррекционной школе

Внеклассное чтение в коррекционных школах ставит задачу познакомить учащихся с

лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирует у них

интерес к чтению, умение выбирать книгу по интересу, навыки самостоятельного чтения.

Тексты для чтения дают возможность всесторонне рассмотреть с учащимися нравственную

сторону взаимоотношений людей. Совершенствованию техники чтения, расширению

кругозора учащихся, развитию умения черпать информацию из книг в период обучения в

школе и после ее окончания способствует правильная организация внеклассного чтения.

Низкий уровень любознательности, медленный темп чтения, недопонимание смысла

прочитанного, неумение правильно выбрать книгу исходя из своих возможностей затрудняют

этот вид деятельности для учеников коррекционной школы.Узость читательских интересов

умственно отсталых учащихся, их несамостоятельность, примитивность, ограниченность

мотивов чтения неоднократно подчеркивались психологами и педагогами. Руководство

учителя внеклассным чтением детей должно быть направлено на развитие у них интереса к

книге, к самостоятельному чтению. Работа по внеклассному чтению в специальной

(коррекционной) школе может дать положительные результаты только в том случае, если она

проводится регулярно. В настоящее время во многих школах внеклассное чтение включается

в распорядок дня. Как свидетельствует практика, эффективнее эта работа осуществляется

при условии, что время на нее отводится ежедневно в пределах 30 минут, а не два раза в

неделю по 2 часа.Одно из методических требований к работе по внеклассному чтению –

постоянный контроль учителя, воспитателя за чтением каждого ученика, за его умением

понимать сюжет произведения, сохранять интерес к нему. Контроль должен осуществляться

в двух направлениях.

Первое направление – это помощь детям в осознании читаемого.

Педагог составляет специальный вопросник, на который учащиеся должны дать ответы в

процессе чтения; проводит беседу с детьми, когда книга еще не дочитана, чтобы убедиться,

понимают ли они содержание, и вовремя дать объяснения. Такая беседа, по-новому осветив

уже прочитанный материал, заставляет ребенка правильнее понять и оценить поступкигероев

книги, описываемые события, делает более интересным и доступным последующее чтение.

Можно также организовать просмотры видео- и диафильмов, поставленных на основе

литературного произведения.

Второе направление – это учет прочитанных книг и заключительная работа после чтения.

Виды работы могут быть разными: обобщающая беседа с учениками о прочитанных книгах

(полезно, когда ее проводит и библиотекарь школы); оформление наглядного листка с

изменением в каждом новом учебном году его внешнего вида и характера заполнения

(предварительно важное требование для сохранения у учащихся интереса к работе с ним). В

последующих классах, как показали наши наблюдения и специальные исследования, учетные

листки теряют эффективность.

Заключительным этапом контроля являются уроки внеклассного чтения, которые

проводятся в соответствии с программными требованиями. Для того чтобы уроки не только

выполняли функцию контроля за пониманием читаемого, но и (а это главное) работали на

развитие читательских интересов, они должны отличаться по методике организации от

уроков классного чтения. Так, методика уроков внеклассного чтения должна реализовывать

следующие принципы: подготовленность учащихся к урокам (на это отводится целый

месяц); предельная самостоятельность школьников на самих уроках (достигается за счет

длительной подготовки); праздничность уроков (нетрадиционные формы работы: различного

вида игровые задания, подготовленные заранее выступления детей и др.).

Заключительным этапом работы по внеклассному чтению являются различные

мероприятия, которые подводят итог чтению одной или нескольких книг одного автора, книг

по определенной теме или какого-либо из литературных жанров. К таким мероприятиям

могут относиться праздники книги, вечера сказок, игра-конкурс, конкурс рисунков к

литературным произведениям, конкурс чтецов и др.

Методы и приемы используемые на внеклассном читении:

Перечитывание художественных произведений; близкое к тексту или дословное

воспроизведение отрывков из прочитанного произведения; словесное рисование;

изображение ситуаций, о которых шла речь, путем непосредственных действий

(драмматизации) и беседы- дискуссиии, беседы рассуждения, разучивание стихотворений;

коллективное рассматривание и воосоздание деталей описания в опоре на иллюстрации по

правилам; выборочное индивидуальное чтение текста вслух в процессе беседы по

прочитанному – это обязательный элемент работы с деской книгой, прием позволяющий

ребенку подтвердить доказательность высказываемых им соображений при обсуждении, ит.

д. На занятиях можно использовать продуктивные методы: рисунок – применяется на разных

этапах чтения или во время повторного чтения, чтобы получить информацию о том,

насколько ученик понял художественный образ, насколько его восприятие образа ближе к автору.

Для наших детей выбрать подходящую интересную для них книгу непросто, для этого можно ,поэкспериментировать, начиная читать книгу, понаблюдать за реакцией,своих учеников. Уж очень хочется увлечь, заинтересовать ребят. Особенно наши дети любят сказки. Это объясняется тем, что учащиеся, имеющие ограниченные возможности здоровья, имеют конкретное мышление,  слабую аналитико- синтетическую способность

Читайте также:  Донорство вред или польза для здоровья

Одной из особенностей ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья, является слабо развитая речь, бедный словарный запас. Поэтому, при посещении библиотеки, ребята не всегда могут сказать, чего они хотят. Стесняясь этого, они или совсем не спрашивали книгу или брали первое, что попадётся. На протяжении последних лет заметно появился интерес к посещению библиотеки, почти все дети умеют обращаться к библиотекарю за помощью, освоили правила поведения, стараются вовремя сдать прочитанную книги. Ребята к книге стали относится бережнее, это значит книгу ценят, уважают. Отвечая на вопросы по содержанию текста, они четко осознают кто добрый, а кто из героев злой,что хорошо, а что плохо. Дети знакомясь с книгой, узнают как нужно поступать в тех или иных ситуациях, учатся любить и прощать, узнают о последствиях своих поступков. Для детей и подростков чтение как процесс имеет еще одно значение – способствует формированию личности. Сопереживая героям произведения, они развиваются эмоционально, учатся любить, сочувствовать, прощать.

Источник

1. Чтение расширяет кругозор. Книги — это кладезь самых разнообразных знаний. Читая, мы начинаем лучше понимать этот мир, людей, события. Саморазвитие и самосовершенствование, история и фантастика, фэнтези и приключения, детективы и юмористические рассказы — друзья, жанров книг огромное количество, и практически в каждом из этих жанров можно найти что-то полезное для себя. Дерзайте!

2) Чтение развивает воображение. Книги позволяют нам оказаться в другом мире или задуматься о том, о чём раньше не думали. Мы заполняем наше воображение тем, о чём пишет автор, визуализируя происходящее в книге. Благодаря регулярному чтению у нас развивается весьма богатое воображение: представить можно что угодно и как угодно. И такая возможность весьма кстати, ведь это значительно повышает уровень креативности и развивает нестандартное мышление.

3) Чтение помогает общаться с людьми. Регулярно читающий человек не только грамотен, но и обладает хорошо прокаченными речевыми навыками, позволяющими ему чётко, красиво и доступно излагать свои мысли. Читая книги, вы становитесь интересным собеседником. Особенно сильное впечатление вы можете произвести на тех людей, которые мало читают.

4) Чтение делает нас умнее. Чтение развивает мышление: читая книги, мы активно думаем, чтобы понять тут или иную идею произведения. Как вы знаете, уважаемые читатели СиЗОЖа, то, что не используется — атрофируется (за ненадобностью). И наоборот: то, что постоянно используется, в итоге растёт, становится больше, развивается. Именно поэтому при регулярном напряжении мозга чтением книг мы становимся умнее и образованнее.

5) Чтение развивает память. Слежение за ключевыми мыслями и (или) сюжетной линией книги приводит к улучшению памяти. Опять всё просто: память используется — память прокачивается.

6) Чтение делает нас моложе. Давно доказано, молодость тела зависит от молодости мозга. Другими словами, если мозг дряхлый, то и тело будет ему соответствовать. А так как при чтении книг мы активно используем и развиваем наш мозг, то и на общем состоянии организма это сказывается только положительно. Читайте и молодейте, друзья!

7) Чтение улучшает концентрацию. Польза чтения состоит и в том, что во время этого процесса мы концентрируемся на содержании произведения. Сейчас всё больше людей испытывают проблемы с концентрацией, поэтому навык концентрации во время чтения книги окажется весьма полезным.

8) Чтение увеличивает словарный запас. Ну здесь всё понятно — читая, вы зачастую сталкиваетесь со словами, которые не используете в повседневной речи. Регулярно читая, вы сильно пополняете свой словарный запас. Это, в свою очередь, исключает ситуации, когда вы не можете выразить свои мысли. Больше никаких «Эээээ…», «Блин, забыл, как оно…» — теперь вам будем гораздо легче подбирать нужные слова благодаря богатому словарному запасу.

9) Чтение делает нас увереннее. Теперь в общении мы можем продемонстрировать глубокое знание предмета, свою образованность, эрудицию в самых разных областях. Благодаря этому мы невольно начинаем вести себя более уверенно и собранно. Кроме того, признание окружающими наших познаний положительно сказывается на самооценке.

10) Чтение помогает отдохнуть. Техносфера загоняет людей в постоянный стресс, когда даже дома, после работы, человек остаётся напряжён. Чтение книг — это отличный способ расслабиться и хорошо провести время. Более того, чтение книг является замечательным отдыхом. После достойной книжки вы обязательно испытаете душевный подъём и получите пищу для ума.

Источник

Большое разнообразие гаджетов, компьютерных игр, аудиокниг постепенно превращает чтение как таковое в «не интересное» занятие для молодого поколения. Вместо художественной литературы родители покупают детям игровые приставки, разрешают бесконтрольно смотреть телевизионные программы, тормозящие развитие мозга. Гораздо проще получать информацию из коротких сообщений, снабженных массой визуализированного сопровождения.

К слову сказать, по данным фонда «Общественного мнения» Россия уже давно перестала быть самой читающей страной, а 44% граждан вообще за год ни разу не открыли книгу. Это и понятно – малыши сейчас, практически рождаются в руках с сенсорным телефоном, да и взрослые постепенно переходят на пассивное восприятие информации из электронных устройств.

Читайте также:  Как пить кофе для пользы

польза книги для детей

Зачем детям нужно читать?

Между тем, ученые доказали, что чтение в течение 6 минут, снижает уровень стресса более чем в 2 раза. Прослушивание спокойной музыки и пешие прогулки – лишь на втором и третьем месте в снятии стресса.

Исследователи из Великобритании утверждают, что чтение приносит для организма такую же пользу, как и фитнес для мышц, потому как во время этого процесса человек упражняет весь мозг.

В сером веществе происходят совершенно разные процессы, в случае если вы читаете для удовольствия и если стараетесь выучить информацию, например, для сдачи экзамена.  Ученые провели исследования и выяснили, что в момент перехода от обычного чтения к желанию детально запомнить текст в голове начинается активное кровообращение и полностью меняется вид нервной деятельности. Кровь доходит до тех участков мозга, которые отвечают за познание и концентрацию внимания. Любой вид неврологической нагрузки полезен для мозга, он активизирует кровообращение, улучшает питание тканей.

польза книги для детей

В чем основная польза чтения?

Польза книги для детей не подлежит сомнению. Дети очень любят, когда им читают. Именно от родителей малыш слышит первые стихи и сказки, и если родители не игнорируют чтение даже самым маленьким, то с весьма большой вероятностью книга вскоре станет лучшим другом ребёнка. Почему? Потому что книга:

  • расширяет представление ребёнка о мире
  • знакомит со всем, что окружает ребёнка: природой, предметами и т. п.
  • влияет на формирование предпочтений и читательских вкусов ребёнка
  • развивает мышление — как логическое, так и образное
  • расширяет словарный запас, память, воображение и фантазия
  • учит правильно составлять предложения.

польза чтения книг для детей

Дети, которым родители читают вслух регулярно, начинают понимать структуру литературного произведения (где начало, как разворачивается сюжет, в каком месте наступает конец). Благодаря чтению ребёнок учится слушать – а это немаловажно. Знакомясь с книгами, ребёнок лучше узнаёт родной язык.

Обычно дети с нетерпением ждут, когда родители им почитают. Чтение вслух имеет большое значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям.

Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.

Вот что происходит в моменты совместного чтения:

  1. Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
  2. Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в ложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
  3. При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.
  4. Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.

польза чтения книг для детей

Книга – ключ к развитию ребенка

Польза чтения книг для детей очень велика. Раннее детство и дошкольный период – время, которые нужно не упустить, чтобы заложить в ребёнка самые ценные качества, ведь именно в это время формируется внутренний мир ребёнка. А здесь хорошим помощником выступает книга, которая помогает формировать мировоззрение ребёнка, его нравственность, ценности, общий уровень культуры.

Из первых книжек самые маленькие узнают о правилах вежливости и основах здоровья, а также о самых простых правилах жизни. Малышам часто читают короткие фольклорные произведения, незатейливые стихи, народная мудрость в которых представлена в доступных крохам формах.

Прививаем любовь к чтению в AMAKids

Компания «Академия развития интеллекта AMAKids» уделяет чтению особое значение и разработала целую методику по увеличению скорости чтения.  Методика называется Либерика. Пройдя курс Либерики, вы сможете читать книги с молниеносной скоростью и с такой же скоростью работать с большими объемами информации. Это практический навык, приобретая его, скорость чтения увеличивается в 5 и более раз относительно стартовых показаний после прохождения основного курса Либерики. И в 10 и более раз при полном изучении Либерики и Либерики+. Ученики AMAKids воспринимают чтение, как интересный процесс и легко погружаются в материал. Чтения становится более увлекательным, дети читают с удовольствием. 

После прохождения курса Либерики у детей увеличивается не только скорость чтения, но и улучшается усвоение прочитанной информации. При чтении мы своего рода погружаемся в книгу, визуализируем сюжет, представляем себя участником драматических действий. В этот момент начинают работать те отделы серого вещества, которые в отсутствии подобной нагрузки обычно спят. Ни компьютерные игры, ни просмотр телепередач не дает подобного эффекта.

Так что читайте книги и прививайте любовь к чтению своим детям с раннего возраста при помощи методика Либерика. Недаром говорят, что существует две категории людей: те, кто читает книги и те, кто слушает тех, кто читает.

Источник