В пользу иностранных юридических лиц

В пользу иностранных юридических лиц thumbnail

При совершении платежей от российских организаций в пользу нерезидентов (в том числе, офшорных компаний) необходимо учитывать нормы налогового законодательства. Так, в соответствии со статьей 246 НК РФ иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций в РФ.

При этом обязанность по определению суммы налога, удержанию этой суммы и перечислению налога в бюджет возлагается на российскую организацию (налогового агента), выплачивающую указанный доход иностранной организации (пункт.4 статьи 286 НК РФ).

Согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль для указанной категории организаций признаются доходы, полученные от источников в РФ и определяемые в соответствии со статьей 309 НК РФ.

В пункте 1 статьи 309 НК РФ перечислены виды доходов, полученных иностранной организацией (в случае если получение таких доходов не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации через постоянное представительство в РФ), которые относятся к “доходам иностранной организации от источников в РФ” и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов в порядке, установленном статьей 310 НК РФ.

Виды доходов иностранной организации от источников в Российской ФедерацииСтавка налога у источника выплатыОснование (пункт и статья НК РФ)
Дивиденды, выплачиваемые иностранной организации – акционеру (участнику) российских организаций (подп. 1 п. 1 ст. 309 НК РФ)15 %абз. 2 п. 1 ст. 310 НК РФ,

подп. 3 п. 3 ст. 284 НК РФ

Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (подп. 2 п. 1 ст. 309 НК РФ)20 %абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,

подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Процентный доход от долговых обязательств любого вида (кроме государственных и муниципальных ценных бумаг) (абз. 3 подп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ)20 %абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,

подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Процентный доход по государственным и муниципальным эмиссионным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (абз. 2 подп. 3 п. 1 ст. 309 НК РФ)15, 9 или 0 %, в зависимости от того, когда были эмитированы ценные бумагиабз. 3 п. 1 ст. 310 НК РФ,

п. 4 ст. 284 НК РФ

Доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности (подп. 4 п. 1 ст. 309 НК РФ)20 %абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,

подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей) (подп. 5 п. 1 ст. 309 НК РФ)20 %абз. 6 п. 1 ст. 310 НК РФ,

п. 1 ст. 284 НК РФ

Доходы от реализации недвижимого имущества. находящегося на территории РФ (подп. 6 п. 1 ст. 309 НК РФ)20 %абз. 6 п. 1 ст. 310 НК РФ,

п. 1 ст. 284 НК РФ

Доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, в том числе доходы от лизинговых операций (подп. 7 п. 1 ст. 309 НК РФ)20 %абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,

подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках (подп. 7 п.1 ст. 309 НК РФ)10%абз. 5 п. 1 ст. 310 НК РФ,

подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от международных перевозок (в т.ч. демереджи и прочие платежи. возникающие при перевозках) (подп. 8 п. 1 ст. 309 НК РФ)10%абз. 5 п. 1 ст. 310 НК РФ, подп. 2 п. 2 ст. 284 НК РФ
Штрафы и пени за нарушение российскими лицами, государственными органами и (или) исполнительными органами местного самоуправления договорных обязательств (подп. 9 п. 1 ст. 309 НК РФ)20%абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,

подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы от реализации (в том числе погашения) инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов, относящихся к категориям рентных фондов или фондов недвижимости (подп. 9.1 п. 1 ст. 309 НК РФ)20%абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ, подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ
Иные аналогичные доходы (подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ)20%абз. 4 п. 1 ст. 310 НК РФ,

подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ

Доходы по ценным бумагам. выпущенным российскими организациями , права на которые учитываются на счете депо иностранного номинального держателя, счете депо иностранного уполномоченного держателя и (или) счете депо депозитарных программ, выплачиваемые лицам, информация о которых не была предоставлена налоговому агенту в соответствии с требованиями ст. 310.1 НК РФ.30%п. 9 ст. 310.1 НК РФ,

п. 4.2 ст. 284 НК РФ

В подпункте 10 пункта 1 статьи 309 НК РФ в числе доходов иностранной организации от источников в России, указаны «иные аналогичные доходы».

Позиция Минфина России относительно содержания данной категории доходов заключается в следующем.

Если доход иностранной организации, не связанный с осуществлением деятельности через постоянное представительство в Российской Федерации,

  • не поименован в перечне пункта 1 статьи 309 НК РФ и в то же время,
  • на данный доход не распространяется действие норм пункта 2 статьи 309 НК РФ,

то такой доход может квалифицироваться как “иные аналогичные доходы” и подлежать налогообложению в Российской Федерации у источника выплаты дохода (Письмо Минфина России от от 26 августа 2011 г. № 03-03-06/2/133).

В более раннем Письме Минфина также сообщалось, что “аналогичность доходов заключается не в схожести их с каким-либо из видов доходов, поименованных в пп. 1-9 пункта 1 статьи 309, а в том, что они относятся к доходам от источников в Российской Федерации, не связанных с деятельностью иностранной организации, в т.ч. через постоянное представительство, за исключением доходов, прямо упомянутых в статье 309 как не относящихся к доходам от источников в Российской Федерации.

В частности, к “иным аналогичным доходам” относятся доходы от реализации на территории Российской Федерации ввозимых из-за границы товаров на условиях договоров торгового посредничества иностранных организаций с российскими организациями и гражданами, а также, например, доходы за предоставление иностранной организацией персонала для работы на территории Российской Федерации в другой организации” (Письмо Минфина России от 11 июля 2007 г. № 03-03-06/1/478).

Варианты толкования данного пункта следует также искать в арбитражной практике.

Например, суд счел возможным отнести к таким “аналогичным” доходам вознаграждение, выплаченное иностранной компании за оказанные ею услуги поручительства по кредитному обязательству (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 14 ноября 2013 г. № Ф03-5168/13 по делу N А73-31/2012).

Однако, в целом арбитражная практика не поддерживает расширительное толкование понятия “иные аналогичные доходы” налоговыми органами (см. напр., Постановление ФАС СКО от 28 июня 2013 г. по делу № А53-13488/2012; Постановление ФАС СЗО от 25 июня 2012 г. по делу № А56-37279/2011; Постановление ФАС СЗО от 4 июня 2012 г. по делу № А56-37086/2011; Постановление ФАС МО от 14 октября 2011 г. по делу № А40-151888/2010; Постановление ФАС МО от 8 апреля 2010 г. по делу № А40-115092/09-126-758 и др.).

Наконец, необходимо иметь в виду пункт 7 статьи 3 НК РФ, согласно которому все неустранимые сомнения и неясности актов налогового законодательства толкуются в пользу налогоплательщика.

ВАЖНО: Согласно пункту 2 статьи 309 НК РФ доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров, иного имущества (кроме недвижимого имущества или акций/долей российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества), а также имущественных прав, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.

Таким образом, к указанным «иным аналогичным доходам» следует относить доходы иностранной организации от источников в России, не связанные с деятельностью через постоянное представительство, с учетом исключений предусмотренных пунктом 2 статьи 309 НК РФ.

Источник

С 01.01.2020, согласно вступивших в силу изменений, внесенных в п. 1 ст. 310 НК РФ, на индивидуальных предпринимателей (ИП) также возлагаются обязанности налогового агента по удержанию налога из суммы выплаты в пользу иностранной организации.

В случае выплаты в пользу нерезидента, также как и российская организация, ИП обязан в силу закона подать в свою налоговую инспекцию Налоговый расчет о суммах выплаченных иностранным организациям и удержанных налогах! Иначе налоговая инспекция накажет.

В пользу иностранных юридических лиц

Источник www.glavbukh.ru

См об этом также официальный сайт Налог Ру

https://www.nalog.ru/rn77/yul/organization_pays_taxes/tax_profit/foreign_company_rf/

В пользу иностранных юридических лиц

https://www.nalog.ru/rn50/news/activities_fts/9425693/

В пользу иностранных юридических лиц

https://www.nalog.ru/rn77/news/tax_doc_news/6224756/

В пользу иностранных юридических лиц

В пользу иностранных юридических лиц

Для освобождения от налогообложения (или использования пониженных ставок) при применении международных соглашений об избежании двойного налогообложения также необходимо производить оценку кто будет фактическим получателем дохода.

См об этом Письмо Минфина России от 9 апреля 2014 г. № 03-00-РЗ/16236 «О применении льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения»:

“При применении международных соглашений в части предоставления права на использование льгот (пониженных ставок и освобождений) при налогообложении отдельных видов доходов от источников в Российской Федерации необходимо производить оценку на предмет того, является ли лицо, претендующее на использование льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных соглашением, фактическим получателем (бенефициарным собственником) соответствующего дохода. …

Таким образом, льготы (пониженные ставки и освобождения), предусмотренные международными соглашениями об избежании двойного налогообложения, при выплате дохода в виде дивидендов, процентов и доходов от использования авторских прав от источников в Российской Федерации применяются исключительно в случае, если резидент иностранного государства, с которым Российской Федерацией заключено соответствующее соглашение, является фактическим получателем дохода.

Одновременно обращаем внимание, что согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении Арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации” ответственность за правильность исчисления и удержания налога у источника (включая правильность применения льгот (пониженных ставок и освобождений), предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения) несет налоговый агент.”

Определение Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ № 304-КГ17-8961 от 06 марта 2018 г. :

“Согласно Комментариям ОЭСР к статье 10 Модельной конвенции термин «фактический получатель (бенефициарный собственник) дохода» применяется не в узком техническом смысле, а должен пониматься, исходя из целей и задач международных договоров об избежании двойного налогообложения, и с учетом таких основных принципов, как предотвращение злоупотребления положениями договора и преобладание сущности над формой. В частности, с целями и задачами Модельной конвенции не совместимо предоставление освобождения от уплаты налога у источника выплаты дохода в случае, когда получающий доход резидент другого государства выступает в качестве подставного лица для другого субъекта, который фактически является бенефициаром рассматриваемого дохода.”

При этом необходимо проверять имеется ли факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов.

См об этом Письмо ФНС РФ от 28 апреля 2018 г. № СА-4-9/8285@:

“Вместе с тем, в случае раскрытия налогоплательщиком фактического бенефициара и рассмотрения вопроса о наличии оснований для применения к доходам соответствующих ставок, необходимо учитывать, имеется ли у данного лица доход от участия в деятельности иностранной компании, а также доказательства, однозначно свидетельствующих о том, что лицо является реальным бенефициаром в отношении спорных выплат, а также факт декларирования и уплаты лицом налогов с таких доходов.”

ВАС РФ:

В пользу иностранных юридических лиц

Для освобождения от налогообложения (или использования пониженных ставок) при применении международных соглашений об избежании двойного налогообложения

иностранной организацией должны быть выполнены условия освобождения от налогообложения доходов, предусмотренные пунктом 1 статьи 312 НК РФ

См об этом в Постановлении Президиума ВАС РФ № 5317/11 от 20 сентября 2011 г. :

“Несоблюдение условий освобождения от налогообложения доходов, выплаченных иностранной организации из источников в Российской Федерации, предусмотренных пунктом 1 статьи 312 Кодекса, обязывает общество как налогового агента произвести удержание суммы этого налога и ее перечисление в бюджет.”

Указанный пункт 1 статьи 312 НК РФ гласит:

“1. При применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация, имеющая фактическое право на получение дохода, должна предоставить налоговому агенту, выплачивающему такой доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор Российской Федерации по вопросам налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае, если такое подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык. Помимо этого иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, для применения положений международных договоров Российской Федерации, подтверждение, что эта организация имеет фактическое право на получение соответствующего дохода.

Предоставление иностранной организацией, имеющей фактическое право на получение дохода, указанных подтверждений налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российской Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, является основанием для освобождения такого дохода от удержания налога у источника выплаты или удержания налога у источника выплаты по пониженным ставкам.”

КС РФ:

Согласно пункта 3 абз.4 Постановления Конституционного суда РФ от 06.02.2018 № 6-П государство уполномочило (и обязало)

налогового агента “собирать налоги” иных лиц (налогоплательщиков), вступивших с ним в правовые отношения, предполагающие выплату им налогооблагаемого дохода.

Обязанности налоговых агентов по удержанию налога исполняются в бесспорном порядке, поскольку носят публично-правовой характер.

См об этом в Определении Конституционного Суда РФ от 19.02.2003 N 53-О:

“Поскольку обязанность налоговых агентов по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в соответствующий бюджет носит публично-правовой характер, бесспорный порядок ее исполнения – при наличии последующего судебного контроля как способа защиты прав налогоплательщика – не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод”

В пункте 4.4. абз.3 Постановления КС РФ от 19.01.2017 N 1-П указывалось на недопустимость создания такой ситуации, которая позволяла бы

“недобросовестным налогоплательщикам с помощью инструментов, используемых в ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ отношениях, создавать СХЕМЫ незаконного обогащения за счет бюджетных средств, что приводило бы к НАРУШЕНИЮ ПУБЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ и к нарушению конституционных прав и свобод других налогоплательщиков.”

В таких делах суд должен привлекать к делу налоговые органы, поскольку на налоговом органе лежит бремя доказывания.

См об этом п.36 Обзора судебной практики ВС РФ № 4 (2018), утв. Президиумом ВС РФ 26.12.2018:

“36. Обязанность налогового агента по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет налога при выплате дохода иностранной организации распространяется на все пассивные доходы, экономическим источником возникновения которых является территория Российской Федерации.

На основании п. 3 ст. 247 НК РФ для иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаются доходы, полученные от источников в Российской Федерации, которые определяются в соответствии со ст. 309 НК РФ. Налог в этом случае, согласно подп. 1.1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ, взимается посредством удержания его налоговым агентом – российской организацией, выплачивающей доход.

Следовательно, если выплачиваемый иностранной организации доход прямо не упомянут п. 1 ст. 309 НК РФ как подлежащий налогообложению, то при возникновении спора о наличии у российской организации, выплачивающей доход в пользу иностранного лица, обязанностей налогового агента, НА НАЛОГОВОМ ОРГАНЕ ЛЕЖИТ БРЕМЯ ДОКАЗЫВАНИЯ следующих условий: возможность отнесения произведенных выплат к категории пассивного дохода; связь дохода с территорией Российской Федерации.”

Прим. С 01.01.2020, согласно вступивших в силу изменений, внесенных в п. 1 ст. 310 НК РФ, на индивидуальных предпринимателей (ИП) также возлагаются обязанности налогового агента по удержанию налога из суммы выплаты в пользу иностранной организации.

“Следовательно, предприниматель действовал без должной осмотрительности и осторожности при выборе контрагента (предполагающих проверку правоспособности, то есть установление юридического статуса, возникновение которого обусловлено государственной регистрацией юридического лица, личности лица, выступающего от имени юридического лица, а также наличия у него соответствующих подтверждаемых документально полномочий на совершение юридически значимых действий).”

Необходимо оценивать налоговые риски.

См об этом пункт 12 Приложения N 2 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@:

“При оценке налоговых рисков, которые могут быть связаны с характером взаимоотношений с некоторыми контрагентами, налогоплательщику рекомендуется исследовать следующие признаки: …

-отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

-отсутствие документального подтверждения полномочий представителя контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;

Наличие подобных признаков свидетельствует о высокой степени риска квалификации подобного контрагента налоговыми органами как проблемного (или “однодневки”), а сделки, совершенные с таким контрагентом, сомнительными. …

Дополнительно повышают такие риски одновременное присутствие следующих обстоятельств:

– контрагент, имеющий вышеуказанные признаки, выступает в роли посредника;

– наличие в договорах условий, отличающихся от существующих правил (обычаев) делового оборота (например, длительные отсрочки платежа, поставка крупных партий товаров без предоплаты или гарантии оплаты, несопоставимые с последствиями нарушения сторонами договоров штрафными санкциями, расчеты через третьих лиц, расчеты векселями и т.п.); …

Налогоплательщикам, по самостоятельной оценке которых риски по настоящему пункту Критериев высоки и желающим снизить или полностью исключить указанные риски, рекомендуется:

– исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период;”.

Источник

Читайте также:  Исследовательский проект польза и вред сахара