В пользу кого была подушная подать

ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ – пря­мой лич­ный на­лог.

Взи­ма­лась в Древ­нем Ри­ме  в пе­ри­од рес­пуб­ли­ки и прин­ци­па­та с жи­те­лей рим­ских про­вин­ций, а в эпо­ху до­ми­на­та, пос­ле про­ве­де­ния все­об­щей пе­ре­пи­си на­се­ле­ния 289-290 годов, – со всех городских жи­те­лей. В сред­ние ве­ка и Но­вое вре­мя су­щест­во­ва­ла в Западной Ев­ро­пе: пе­рио­ди­чес­ки вво­ди­лась в Анг­лии в XIV и XVI века; в ви­де ка­пи­та­ции (от латинского caput – го­ло­ва) взи­ма­лась во Фран­ции в 1695-1699 годы и 1704 – конец XVIII века. Ана­лог подушной подати с не­му­суль­ман­ско­го на­се­ле­ния в Ха­ли­фа­те и Ос­ман­ской им­пе­рии – джи­зия. В Рос­сии сме­ни­ла сис­те­му под­вор­но­го об­ло­же­ния. Вве­де­на ца­рём Пет­ром I в Ев­ропейской Рос­сии и Си­бири Пла­ка­том о сбо­ре по­душ­ных де­нег от 26.6(7.7).1724 года с це­лью обес­пе­чить со­дер­жа­ние но­вой ре­гу­ляр­ной ар­мии; со вре­ме­нем бы­ла рас­про­стра­не­на на Сло­бод­скую (1765), Ле­во­бе­реж­ную (1783) и Пра­во­бе­реж­ную (1795) Ук­раи­ну, При­бал­ти­ку (1783), а так­же на вновь при­сое­ди­нён­ные тер­ри­то­рии.

Подушной податью бы­ли об­ло­же­ны все ка­те­го­рии кре­сть­ян (по­ме­щи­чьи, государственные, двор­цо­вые, мо­на­стыр­ские, позд­нее – удель­ные), по­сад­ские лю­ди, раз­но­чин­цы, а так­же од­но­двор­цы и дво­ро­вые лю­ди, ко­то­рые до вве­де­ния подушной подати не не­сли тяг­ла в поль­зу го­су­дар­ст­ва, с 1775 года – ме­щан­ст­во. От уп­ла­ты подушной подати бы­ли ос­во­бо­ж­де­ны дво­рян­ст­во, ду­хо­вен­ст­во, ка­за­чест­во, с 1775 года – фор­ми­ро­вав­ше­еся ку­пе­че­ст­во (за­ме­не­на сбо­ром с объ­яв­лен­но­го ка­пи­та­ла), с 1863 года – ме­щан­ст­во (кро­ме Си­би­ри; для не­го подушная подать за­ме­не­на на­ло­гом с городского не­дви­жи­мо­го иму­ще­ст­ва). Со­сло­вия, пла­тив­шие подушную подать, на­зы­ва­лись «по­дат­ны­ми» (около 90% от об­щей чис­лен­но­сти на­се­ле­ния в Ев­ропейской Рос­сии в середине XIX века).

Для под­го­тов­ки к вве­де­нию подушной подати по ука­зу от 26.11(7.12).1718 года в 1719-1721 годы про­из­ве­де­на пе­ре­пись на­се­ле­ния муж­ско­го по­ла, под­ле­жав­ше­го об­ло­же­нию (вы­яви­ла 4,8 миллионов человек), в 1722-1724 годы – про­вер­ка её ре­зуль­та­тов (ре­ви­зия), ко­то­рая уч­ла 5,4 миллионов ре­виз­ских душ. Не­по­сред­ст­вен­ная от­вет­ст­вен­ность за взи­ма­ние подушной подати воз­ла­га­лась у государственных кре­сть­ян на об­щи­ну по прин­ци­пу кру­го­вой по­ру­ки, в по­ме­щичь­их име­ни­ях – на по­ме­щи­ка, в го­ро­дах – на ор­га­ны по­сад­ско­го (ме­щан­ско­го) са­мо­управ­ле­ния и городскую ад­ми­ни­ст­ра­цию. Ве­ли­чи­на подушной подати за­ко­ном ус­та­нав­ли­ва­лась в рав­ном раз­ме­ре с ка­ж­дой ре­виз­ской ду­ши, не­за­ви­си­мо от воз­рас­та, но об­щи­на и ме­щан­ское об­ще­ст­во осу­ще­ст­в­ля­ли рас­клад­ку подушной подати в со­от­вет­ст­вии с тяг­лы­ми воз­мож­но­стя­ми ка­ж­до­го дво­ра (хо­зяй­ст­ва); при рас­клад­ке по­да­ти в по­ме­щичь­их име­ни­ях, как пра­ви­ло, так­же учи­ты­ва­лось бла­го­сос­тоя­ние отдельных дво­ров. Об­щая сум­ма по­да­ти, ко­то­рую еже­год­но вы­пла­чи­ва­ли кре­сть­ян­ская об­щи­на или ме­щан­ское об­ще­ст­во, рас­счи­ты­ва­лась ис­хо­дя из за­фик­си­ро­ван­но­го фис­каль­ны­ми до­ку­мен­та­ми (ре­виз­ски­ми сказ­ка­ми) чис­ла ре­виз­ских душ и ос­та­ва­лась не­из­мен­ной вплоть до сле­дую­щей ре­ви­зии. Из­ме­не­ния, про­ис­хо­див­шие в ес­те­ст­вен­ном со­ста­ве на­се­ле­ния ме­ж­ду ре­ви­зия­ми, не учи­ты­ва­лись, в свя­зи с чем по­дат­ное об­ло­же­ние бы­ло не­рав­но­мер­ным. В ме­ст­но­стях, где в си­лу к.-л. при­чин на­се­ле­ние со­кра­ща­лось, по­дат­ная тя­го­та воз­рас­та­ла и, на­про­тив, умень­ша­лась там, где про­ис­хо­дил при­рост муж­ско­го на­се­ле­ния.

Пер­во­на­чаль­ный раз­мер подушной подати был ус­та­нов­лен пу­тём де­ле­ния сум­мы, не­об­хо­ди­мой для со­дер­жа­ния ар­мии, на чис­ло на­ло­го­пла­тель­щи­ков. В 1724 году подушная подать оп­ре­де­ле­на в 74 копейки. С 1725 года для кре­сть­ян подушная подать со­став­ля­ла 70 копеек, для по­дат­но­го городского на­се­ле­ния – 80 копеек (кро­ме это­го, по­ме­щи­чьи кре­сть­я­не пла­ти­ли об­рок или не­сли бар­щи­ну, государственные кре­сть­я­не и городское на­се­ле­ние бы­ли об­ло­же­ны до­пол­нительным об­роч­ным сбо­ром в поль­зу го­су­дар­ст­ва в раз­ме­ре 40 копеек с ре­виз­ской ду­ши). До 1782 года ста­ро­об­ряд­цы пла­ти­ли двой­ной по­душ­ный ок­лад (один шёл в до­ход го­су­дар­ст­ва, дру­гой по­сту­пал Русской пра­во­слав­ной церк­ви), по­ло­ви­ной по­душ­но­го ок­ла­да бы­ли об­ло­же­ны и жен­щи­ны в ста­ро­об­рядческих об­щи­нах (за ис­клю­че­ни­ем ста­ро­об­ряд­цев, ко­то­рые жи­ли в при­гра­нич­ной по­ло­се, что­бы не про­во­ци­ро­вать их бег­ст­во из стра­ны). В 1740-1750-е годы 70-ко­пе­еч­ный ок­лад не­од­но­крат­но сни­жал­ся на отдельные го­ды (от 3 до 17 копеек), в этот пе­ри­од пра­ви­тель­ст­во уве­ли­чи­ва­ло кос­вен­ные на­ло­ги (та­мо­жен­ные сбо­ры, по­сту­п­ле­ния от вин­ной мо­но­по­лии и другие). С начала 1760-х годов, ко­гда воз­мож­но­сти уси­ле­ния кос­вен­но­го на­ло­го­об­ло­же­ния бы­ли ис­чер­па­ны, подушная подать воз­рас­та­ла, к 1798 году со­ста­ви­ла 1 рубль 26 копеек для по­ме­щичь­их кре­сть­ян, 4 рубля 26 копеек для государственных кре­сть­ян и близ­ких к ним ка­те­го­рий и 2 рублей для ме­щан (вклю­чая об­роч­ный сбор). С учё­том па­де­ния кур­са ас­сиг­на­ций, боль­ших во­енных рас­хо­дов по­душ­ный ок­лад в 1810 году уве­ли­чен до 2 рублей для кре­сть­ян и до 5 рублей для ме­щан, к 1818 году – до 3 рублей 30 копеек и 8 рублей 30 копеек со­от­вет­ст­вен­но. В 1839 году, с на­ча­лом де­неж­ной ре­фор­мы министерства фи­нан­сов Е.Ф. Кан­кри­на, по­душ­ный ок­лад пе­ре­ло­жен на се­реб­ро (для кре­сть­ян со­ста­вил 95 копеек, для ме­щан – 2 рубля 38 копеек). В 1863-1867 годы он уве­ли­чен, но вме­сто урав­ни­тель­но­го об­ло­же­ния ре­виз­ских душ по­душ­ные ок­ла­ды бы­ли диф­фе­рен­ци­ро­ва­ны по отдельным ме­ст­но­стям, со­ста­вив от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.

Вве­де­ние подушной подати при­ве­ло к зна­чительному рос­ту государственных до­хо­дов, по­ступ­ле­ния от неё со­став­ля­ли 54,1% государственных до­хо­дов в 1724, 52,7% – в 1749 году, 34,6% – в 1758 году, 57,1% – в 1785 году. В даль­ней­шем роль подушной подати сни­жа­лась за счёт рос­та кос­вен­ных на­ло­гов и вве­де­ния но­вых пря­мых на­ло­гов – с городских не­дви­жи­мых иму­ществ (1863), государственного по­зе­мель­но­го на­ло­га (1875). К 1881 году подушная подать со­став­ля­ла око­ло по­ло­ви­ны всех пря­мых на­ло­гов, а те, в свою оче­редь, да­ва­ли 18% государственных до­хо­дов.

Не­об­хо­ди­мость обес­пе­чить ис­прав­ную уп­ла­ту подушной подати ста­ла од­ной из при­чин вве­де­ния пас­порт­ной сис­те­мы. На про­тяже­нии всей ис­то­рии подушной подати её сбор со­про­во­ж­дал­ся зна­чительными не­до­бо­ра­ми. Так, к 1740-м году об­щая сум­ма не­дои­мок до­стигла 5 миллионов рублей. Вла­сти, с од­ной сторо­ны, не­од­но­крат­но пред­при­ни­ма­ли жё­ст­кие ме­ры по их взы­ска­нию, с дру­гой – пе­рио­ди­че­ски про­ща­ли их из-за не­воз­мож­но­сти взы­скать пол­но­стью по при­чи­не сла­бо­сти бю­ро­кра­тического ап­па­ра­та и ра­зо­ре­ния кре­сть­ян­ских хо­зяйств (осо­бен­но ха­рак­тер­но­го для 1-й половине XVIII века).

Со­глас­но Пла­ка­ту 1724 года, сбор подушной подати осу­ще­ст­в­лял­ся зем­ским ко­мис­са­ром (вы­би­рал­ся дво­ря­на­ми ди­ст­рик­тов – во­енно-администртивных ок­ру­гов) со­вме­ст­но со штаб-офи­це­ра­ми и под на­блю­де­ни­ем ко­ман­ди­ра пол­ка (в 1727-1730 годы зем­ские ко­мис­са­ры и штаб-офи­це­ры под­чи­ня­лись про­винциальным вое­во­дам). С 1736 года сбор был пе­ре­дан уезд­ной ад­ми­ни­ст­ра­ции, ко­то­рая со­би­ра­ла подушную подать при со­дей­ст­вии «офи­це­ров у по­душ­но­го сбо­ра». По­сле гу­берн­ской ре­фор­мы 1775 года им за­ни­ма­лись ка­зён­ные па­ла­ты. В XVIII веке сбо­ром подушной подати ве­да­ли как во­ен­ные (Во­ен­ная кол­ле­гия, Ге­не­раль­ный кригс-ко­мис­са­ри­ат), так и гра­ж­дан­ские (Ка­мер-кол­ле­гия и ряд других) центральные уч­ре­ж­де­ния под кон­тро­лем Се­на­та, в XIX веке – Министерство фи­нан­сов, а так­же МВД, ко­то­рое осу­ще­ст­в­ля­ло кон­троль за дея­тель­но­стью гу­берн­ско­го на­чаль­ст­ва по взы­ска­нию не­дои­мок.

Пра­ви­тель­ст­во не раз офи­ци­аль­но при­зна­ва­ло не­дос­тат­ки по­душ­ной сис­те­мы на­ло­го­об­ло­же­ния (1727, 1810, 1832). Ко­мис­сия для пе­ре­смот­ра сис­те­мы по­да­тей и сбо­ров при Министерстве фи­нан­сов в 1859 году при­шла к вы­во­ду, что «без со­вер­шен­ной от­ме­ны по­душ­ной сис­те­мы нель­зя дос­тиг­нуть су­ще­ст­вен­но­го улуч­ше­ния в уст­рой­ст­ве пря­мых по­да­тей». Подушная подать в Ев­ропейской Рос­сии по­сте­пен­но от­ме­не­на императором Алек­сан­дром III. По ука­зу от 18(30).5.1882 года пре­кра­ти­лось с началом 1883 года взи­ма­ние подушной подати с без­зе­мель­ных кре­сть­ян, бывших дво­ро­вых лю­дей и с кре­сть­ян, по­лу­чив­ших в хо­де кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861 года зе­мель­ный на­дел в раз­ме­ре 1/4 от выс­шей нор­мы (так называемых кре­сть­ян-дар­ст­вен­ни­ков). За­ко­ном от 14(26).5.1883 года раз­мер подушной подати по­ни­жен, а для бывших фаб­рич­ных и за­вод­ских кре­сть­ян она от­ме­не­на. За­ко­ном от 28.5(9.6).1885 года взи­ма­ние подушной подати пре­кра­ще­но с началом 1886 года с боль­шин­ст­ва кре­сть­ян, а с началом 1887 года – со всех бывших по­дат­ных со­сло­вий, кро­ме жи­те­лей Си­би­ри, где подушная подать за­ко­ном от 18(30).1.1898 года уп­разд­не­на с началом 1899 года. От­ме­на подушной подати бы­ла ком­пен­си­ро­ва­на рос­том по­зе­мель­но­го на­ло­га, на­ло­га с городских не­дви­жи­мых иму­ществ, на­ло­гов за пра­во тор­гов­ли и про­мы­слов, уве­ли­че­ни­ем ак­ци­за со спир­та, а так­же об­роч­ной по­да­ти с бывших государственных кре­сть­ян с по­сле­дую­щим её пре­об­ра­зо­ва­ни­ем в вы­куп­ные пла­те­жи.

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)

Источник

Подушная подать, являющаяся разновидностью прямых личных налогов, взималась на территории Древнего Рима во времена республики и принципала. Плательщиками этого налога были все жители, проживающие в римских провинциях. Во времена домината, когда завершилось проведение всеобщей переписи населения 289-290 гг., обязанность оплачивать подушную подать возлагалась на всех представителей городского населения. Для Средних веков и Нового времени сохранялась практика оплаты личного налога на территориях Западной Европы. Ее периодически вводили в Англии в XIV и XVI в. Для Франции 1695-1699 гг. характерно наличие капитации.

Кто был обязан платить подушную подать?

С подушной податью имеет много общего джизия — налог, который должно было оплачивать немусульманское население, проживающее на землях Халифата и Османской империи. Была она присуща и Российскому государству, придя на смену системы подворного обложения. Ввел подать царь Петр I для жителей, населяющих Европейскую Россию и Сибирь. Эта обязанность была зафиксирована в Плакате о сборе подушных денег, принятом 26.06.1724 г. для обеспечения нужд армии, формируемой на регулярной основе. Постепенно практика взимания была распространена на земли Слободской (1765 г.), Левобережной (1783 г.) и Правобережной (1795 г.) Украины, а также Прибалтики (1783 г.).

Подушная подать распространялась на крестьян разных категорий — помещичьих, государственных, дворцовых, монастырских, а затем и удельных. Обязанность ее платить возлагалась на посадских людей, разночинцев, однодворцев, дворовых людей. Эти группы до принятия подати не были обязаны платить какие-либо налоги в интересах державы.

В 1775 г. личный налог начали уплачивать мещане. А вот представители дворянства, казачества и духовенства освобождались от данной обязанности. В 1775 г. для купеческих слоев был введен сбор на объявленный капитал, который и заменил подушную подать. С 1863 г. с мещан также сняли обязанность оплаты. Исключением стало сибирское мещанство, для которого на смену подати пришел налог, уплачиваемый с городской недвижимости. Все сословия, которые должны были платить подать, получили название податных. Их численность достигала 90% от всего населения, числящегося за территориями Европейской России в середине XIX в.

Процесс введения подати

Введению подати предшествовала продолжительная работа. В соответствии с указом от 26.11.1718 г. в течение 1719-1721 гг. проводились работы по переписи мужчин, которые обязаны выплачивать налог. В результате было зафиксировано 4,8 млн. человек. В 1722-1724 гг. результаты переписи были проверены. По данным ревизии учли 5,4 млн. людей. Ответственными за взимание личного налога с государственных крестьян становились общины на основании действия принципа круговой поруки. При уплате налогов с помещичьих крестьян ответственными были помещики, а в городских поселениях — органы, представляющие посадское (мещанское) самоуправление и горадминистрация.

Как определялся размер подати?

Сумма подушной подати определялась в соответствии с положениями закона. Ее фиксировали в одинаковом размере для каждой ревизской души, вне зависимости от возрастных характеристик. Однако у общины и мещанского общества оставалось право произвести раскладку налога с учетом тягловых ресурсов того или иного хозяйства. В рамках помещичьих угодий раскладка проводилась на основании достатка в каждом дворе крестьян.

Суммы ежегодно уплачиваемой подати с крестьянской общины или мещанского общества определялись на основе численности ревизских душ, указываемой в фискальных документах. Эти бумаги именовались ревизскими сказками. Размер такой подати обычно не менялся до момента осуществления каждой последующей ревизии. Из-за такой практики естественное движение населения в межревизионный период не учитывалось. Поэтому для податного обложения была характерна значительная неравномерность. Это, например, означало, что земли с превалирующим естественным сокращением численности населения сталкивались с возрастанием податной тяготы. А вот при увеличении численности мужчин в регионе происходило ее снижение.

Начальная величина подати фиксировалась в результате деления всей суммы, планирующейся для оплаты содержания войска, на общее число облагаемых налогом душ. Если в 1724 г. размер подати был равен 74 коп., то с 1725 г. он снизился для крестьянского населения до 70 коп., а для податных городских категорий он составил 80 коп.

Однако эта обязанность не исключала необходимости платить другие суммы. Крестьяне в помещичьих угодьях облагались оброком или несли барщину. Государственным крестьянам и горожанам приходилось платить оброчный сбор в сумме 40 коп. с человека. Не меньше обязанностей было у старообрядцев, которые до 1782 г. платили двойную сумму подушного оклада — в пользу державы и РПЦ. При этом в общинах старообрядцев платили налоги и женщины — с них взималась 1/2 оклада. Исключением были старообрядцы, проживающие в зоне у границ, что было необходимо для недопущения их ухода из страны.

Увеличение размера подушной подати

На протяжении 1740-1750 гг. происходило периодическое снижение оклада. Величина такого сокращения колебалась в пределах 3-17 коп. Однако одновременно росли суммы косвенных налогов. Когда же увеличивать сборы косвенных налогов уже было фактически невозможно, государство увеличивало размер подушной подати. В результате в 1798 г. помещичьи крестьяне оплачивали 1,26 руб., государственные крестьяне — 4,26 руб, а мещане — 2 руб.

Падение ассигнационного курса и необходимость увеличивать военные расходы привели к повышению податного оклада в 1810 г. Крестьяне платили 2 руб., мещане — 5 руб. До 1818 г. происходил дальнейший рост обязательства — 3,3 руб. для крестьян и 8,3 руб. для мещан. Денежная реформа, начатая министерством финансов Е. Канкрина, привела к переводу оклада в серебро в 1839 г. Крестьянам установили обязательство в 95 коп., а мещанам — 2,38 руб. В течение 1863-1867 гг. произошло очередное увеличение подушного оклада с его дифференцированием по территориальному принципу. Его размер колебался от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп.

Благодаря взиманию подати государственные доходы существенно возросли. Ее сборы обеспечивали 54,1% госдоходов. Затем значение подати для бюджета уменьшалось в условиях увеличения сборов косвенных налогов и появления налога на городскую недвижимость (1863 г.), а также поземельного налога (1875 г.). В итоге доля подати в 1881 г. была равна примерно 50% от суммы собираемых прямых налогов, которые сами обеспечивали около 18% доходных поступлений бюджета.

Кто занимался сбором подати?

Чтобы гарантировать регулярную выплату подати, в России была введена паспортная система. В целом проблема полноты сбора налогов была достаточно серьезной. По состоянию на 1740 г. размер недоимки вырос до 5 млн. руб. Для борьбы с этим власти жестко требовали взимания, но одновременно шли на прощение недоимки, поскольку слабость бюрократического аппарата на фоне разоряющегося крестьянства не могла обеспечить решение данной задачи.

В 1724 г. устанавливалась обязанность земского комиссара контролировать сборы подати. На эту должность назначались дворяне военно-административных округов. Совместно с комиссарами данный вопрос управлялся представителями штаб-офицерства. Наблюдателем был командир полка. При этом характерно, что в 1727-1730 гг. провинциальные воеводы имели в подчинении земских комиссаров и штаб-офицеров.

Изменения произошли в 1736 г., когда сбор подати проводился уездными администрациями. В этой деятельности им помогали офицеры у подушного сбора. С проведением губернской реформы в 1775 г. подать взималась казенными палатами, а в XVIII в. — наблюдалось определенное двоевластие. Функция возлагалась на военные и гражданские центральные учреждения. Первые были представлены Военной коллегией и Генеральным кригс-комиссариатом, а вторые — Камер-коллегией. Контролировал их деятельность Сенат. В XIX в. сборы осуществлялись Министерством финансов совместно с МВД. Последнее учреждение контролировало работу губернской власти относительно изъятия недоимок.

Отмена подушной подати

Отношение к подушной системе налогообложения было неоднозначным. Это проявлялось в периодическом признании ее недостатков в 1727 г., 1810 г. и 1832 г. По результатам работы комиссии, занимающейся пересмотром системы податей и сборов при Минфине, в 1859 г. было озвучено решение. По нему достижение значимого повышения эффективности устройства прямых податей невозможно без полной отмены подушного механизма. Отменил подать император Александр III. В указе от 18.05.1882 г. предполагался отказ от подати в начале 1883 г. для таких категорий, как:

  • безземельные крестьяне;
  • бывшие дворцовые люди;
  • крестьяне-дарственники с земельным наделом 1/4 высшей нормы по реформе 1861 г.

В законе от 14.05.1883 г было зафиксировано снижение величины подушной подати, а бывшие фабричные и заводские крестьяне получили полное освобождение от нее. По закону от 28.05.1885 г. с начала 1886 г. подать перестали собирать с большей части крестьянства, а с 1887 г. — освобождение получили все бывшие податные сословия.

Исключение составило население Сибири. Здесь пришли к отмене подати в 1899 г., что было определено в законе от 18.01.1898 г. Однако не следует воспринимать такие решения как исключительно позитивные изменения. Дело в том, что они сопровождались одновременным увеличением сумм поземельного налога и налога с городской недвижимости, за право торговли и промыслов. Вырос акциз со спирта, оброчная подать с бывшего госкрестьянства с введением затем выкупных платежей.

Источник