В пользу кого была подушная подать
ПОДУШНАЯ ПОДАТЬ – прямой личный налог.
Взималась в Древнем Риме в период республики и принципата с жителей римских провинций, а в эпоху домината, после проведения всеобщей переписи населения 289-290 годов, – со всех городских жителей. В средние века и Новое время существовала в Западной Европе: периодически вводилась в Англии в XIV и XVI века; в виде капитации (от латинского caput – голова) взималась во Франции в 1695-1699 годы и 1704 – конец XVIII века. Аналог подушной подати с немусульманского населения в Халифате и Османской империи – джизия. В России сменила систему подворного обложения. Введена царём Петром I в Европейской России и Сибири Плакатом о сборе подушных денег от 26.6(7.7).1724 года с целью обеспечить содержание новой регулярной армии; со временем была распространена на Слободскую (1765), Левобережную (1783) и Правобережную (1795) Украину, Прибалтику (1783), а также на вновь присоединённые территории.
Подушной податью были обложены все категории крестьян (помещичьи, государственные, дворцовые, монастырские, позднее – удельные), посадские люди, разночинцы, а также однодворцы и дворовые люди, которые до введения подушной подати не несли тягла в пользу государства, с 1775 года – мещанство. От уплаты подушной подати были освобождены дворянство, духовенство, казачество, с 1775 года – формировавшееся купечество (заменена сбором с объявленного капитала), с 1863 года – мещанство (кроме Сибири; для него подушная подать заменена налогом с городского недвижимого имущества). Сословия, платившие подушную подать, назывались «податными» (около 90% от общей численности населения в Европейской России в середине XIX века).
Для подготовки к введению подушной подати по указу от 26.11(7.12).1718 года в 1719-1721 годы произведена перепись населения мужского пола, подлежавшего обложению (выявила 4,8 миллионов человек), в 1722-1724 годы – проверка её результатов (ревизия), которая учла 5,4 миллионов ревизских душ. Непосредственная ответственность за взимание подушной подати возлагалась у государственных крестьян на общину по принципу круговой поруки, в помещичьих имениях – на помещика, в городах – на органы посадского (мещанского) самоуправления и городскую администрацию. Величина подушной подати законом устанавливалась в равном размере с каждой ревизской души, независимо от возраста, но община и мещанское общество осуществляли раскладку подушной подати в соответствии с тяглыми возможностями каждого двора (хозяйства); при раскладке подати в помещичьих имениях, как правило, также учитывалось благосостояние отдельных дворов. Общая сумма подати, которую ежегодно выплачивали крестьянская община или мещанское общество, рассчитывалась исходя из зафиксированного фискальными документами (ревизскими сказками) числа ревизских душ и оставалась неизменной вплоть до следующей ревизии. Изменения, происходившие в естественном составе населения между ревизиями, не учитывались, в связи с чем податное обложение было неравномерным. В местностях, где в силу к.-л. причин население сокращалось, податная тягота возрастала и, напротив, уменьшалась там, где происходил прирост мужского населения.
Первоначальный размер подушной подати был установлен путём деления суммы, необходимой для содержания армии, на число налогоплательщиков. В 1724 году подушная подать определена в 74 копейки. С 1725 года для крестьян подушная подать составляла 70 копеек, для податного городского населения – 80 копеек (кроме этого, помещичьи крестьяне платили оброк или несли барщину, государственные крестьяне и городское население были обложены дополнительным оброчным сбором в пользу государства в размере 40 копеек с ревизской души). До 1782 года старообрядцы платили двойной подушный оклад (один шёл в доход государства, другой поступал Русской православной церкви), половиной подушного оклада были обложены и женщины в старообрядческих общинах (за исключением старообрядцев, которые жили в приграничной полосе, чтобы не провоцировать их бегство из страны). В 1740-1750-е годы 70-копеечный оклад неоднократно снижался на отдельные годы (от 3 до 17 копеек), в этот период правительство увеличивало косвенные налоги (таможенные сборы, поступления от винной монополии и другие). С начала 1760-х годов, когда возможности усиления косвенного налогообложения были исчерпаны, подушная подать возрастала, к 1798 году составила 1 рубль 26 копеек для помещичьих крестьян, 4 рубля 26 копеек для государственных крестьян и близких к ним категорий и 2 рублей для мещан (включая оброчный сбор). С учётом падения курса ассигнаций, больших военных расходов подушный оклад в 1810 году увеличен до 2 рублей для крестьян и до 5 рублей для мещан, к 1818 году – до 3 рублей 30 копеек и 8 рублей 30 копеек соответственно. В 1839 году, с началом денежной реформы министерства финансов Е.Ф. Канкрина, подушный оклад переложен на серебро (для крестьян составил 95 копеек, для мещан – 2 рубля 38 копеек). В 1863-1867 годы он увеличен, но вместо уравнительного обложения ревизских душ подушные оклады были дифференцированы по отдельным местностям, составив от 1 рубля 15 копеек до 2 рублей 61 копейки.
Введение подушной подати привело к значительному росту государственных доходов, поступления от неё составляли 54,1% государственных доходов в 1724, 52,7% – в 1749 году, 34,6% – в 1758 году, 57,1% – в 1785 году. В дальнейшем роль подушной подати снижалась за счёт роста косвенных налогов и введения новых прямых налогов – с городских недвижимых имуществ (1863), государственного поземельного налога (1875). К 1881 году подушная подать составляла около половины всех прямых налогов, а те, в свою очередь, давали 18% государственных доходов.
Необходимость обеспечить исправную уплату подушной подати стала одной из причин введения паспортной системы. На протяжении всей истории подушной подати её сбор сопровождался значительными недоборами. Так, к 1740-м году общая сумма недоимок достигла 5 миллионов рублей. Власти, с одной стороны, неоднократно предпринимали жёсткие меры по их взысканию, с другой – периодически прощали их из-за невозможности взыскать полностью по причине слабости бюрократического аппарата и разорения крестьянских хозяйств (особенно характерного для 1-й половине XVIII века).
Согласно Плакату 1724 года, сбор подушной подати осуществлялся земским комиссаром (выбирался дворянами дистриктов – военно-администртивных округов) совместно со штаб-офицерами и под наблюдением командира полка (в 1727-1730 годы земские комиссары и штаб-офицеры подчинялись провинциальным воеводам). С 1736 года сбор был передан уездной администрации, которая собирала подушную подать при содействии «офицеров у подушного сбора». После губернской реформы 1775 года им занимались казённые палаты. В XVIII веке сбором подушной подати ведали как военные (Военная коллегия, Генеральный кригс-комиссариат), так и гражданские (Камер-коллегия и ряд других) центральные учреждения под контролем Сената, в XIX веке – Министерство финансов, а также МВД, которое осуществляло контроль за деятельностью губернского начальства по взысканию недоимок.
Правительство не раз официально признавало недостатки подушной системы налогообложения (1727, 1810, 1832). Комиссия для пересмотра системы податей и сборов при Министерстве финансов в 1859 году пришла к выводу, что «без совершенной отмены подушной системы нельзя достигнуть существенного улучшения в устройстве прямых податей». Подушная подать в Европейской России постепенно отменена императором Александром III. По указу от 18(30).5.1882 года прекратилось с началом 1883 года взимание подушной подати с безземельных крестьян, бывших дворовых людей и с крестьян, получивших в ходе крестьянской реформы 1861 года земельный надел в размере 1/4 от высшей нормы (так называемых крестьян-дарственников). Законом от 14(26).5.1883 года размер подушной подати понижен, а для бывших фабричных и заводских крестьян она отменена. Законом от 28.5(9.6).1885 года взимание подушной подати прекращено с началом 1886 года с большинства крестьян, а с началом 1887 года – со всех бывших податных сословий, кроме жителей Сибири, где подушная подать законом от 18(30).1.1898 года упразднена с началом 1899 года. Отмена подушной подати была компенсирована ростом поземельного налога, налога с городских недвижимых имуществ, налогов за право торговли и промыслов, увеличением акциза со спирта, а также оброчной подати с бывших государственных крестьян с последующим её преобразованием в выкупные платежи.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Источник
Подушная подать, являющаяся разновидностью прямых личных налогов, взималась на территории Древнего Рима во времена республики и принципала. Плательщиками этого налога были все жители, проживающие в римских провинциях. Во времена домината, когда завершилось проведение всеобщей переписи населения 289-290 гг., обязанность оплачивать подушную подать возлагалась на всех представителей городского населения. Для Средних веков и Нового времени сохранялась практика оплаты личного налога на территориях Западной Европы. Ее периодически вводили в Англии в XIV и XVI в. Для Франции 1695-1699 гг. характерно наличие капитации.
Кто был обязан платить подушную подать?
С подушной податью имеет много общего джизия — налог, который должно было оплачивать немусульманское население, проживающее на землях Халифата и Османской империи. Была она присуща и Российскому государству, придя на смену системы подворного обложения. Ввел подать царь Петр I для жителей, населяющих Европейскую Россию и Сибирь. Эта обязанность была зафиксирована в Плакате о сборе подушных денег, принятом 26.06.1724 г. для обеспечения нужд армии, формируемой на регулярной основе. Постепенно практика взимания была распространена на земли Слободской (1765 г.), Левобережной (1783 г.) и Правобережной (1795 г.) Украины, а также Прибалтики (1783 г.).
Подушная подать распространялась на крестьян разных категорий — помещичьих, государственных, дворцовых, монастырских, а затем и удельных. Обязанность ее платить возлагалась на посадских людей, разночинцев, однодворцев, дворовых людей. Эти группы до принятия подати не были обязаны платить какие-либо налоги в интересах державы.
В 1775 г. личный налог начали уплачивать мещане. А вот представители дворянства, казачества и духовенства освобождались от данной обязанности. В 1775 г. для купеческих слоев был введен сбор на объявленный капитал, который и заменил подушную подать. С 1863 г. с мещан также сняли обязанность оплаты. Исключением стало сибирское мещанство, для которого на смену подати пришел налог, уплачиваемый с городской недвижимости. Все сословия, которые должны были платить подать, получили название податных. Их численность достигала 90% от всего населения, числящегося за территориями Европейской России в середине XIX в.
Процесс введения подати
Введению подати предшествовала продолжительная работа. В соответствии с указом от 26.11.1718 г. в течение 1719-1721 гг. проводились работы по переписи мужчин, которые обязаны выплачивать налог. В результате было зафиксировано 4,8 млн. человек. В 1722-1724 гг. результаты переписи были проверены. По данным ревизии учли 5,4 млн. людей. Ответственными за взимание личного налога с государственных крестьян становились общины на основании действия принципа круговой поруки. При уплате налогов с помещичьих крестьян ответственными были помещики, а в городских поселениях — органы, представляющие посадское (мещанское) самоуправление и горадминистрация.
Как определялся размер подати?
Сумма подушной подати определялась в соответствии с положениями закона. Ее фиксировали в одинаковом размере для каждой ревизской души, вне зависимости от возрастных характеристик. Однако у общины и мещанского общества оставалось право произвести раскладку налога с учетом тягловых ресурсов того или иного хозяйства. В рамках помещичьих угодий раскладка проводилась на основании достатка в каждом дворе крестьян.
Суммы ежегодно уплачиваемой подати с крестьянской общины или мещанского общества определялись на основе численности ревизских душ, указываемой в фискальных документах. Эти бумаги именовались ревизскими сказками. Размер такой подати обычно не менялся до момента осуществления каждой последующей ревизии. Из-за такой практики естественное движение населения в межревизионный период не учитывалось. Поэтому для податного обложения была характерна значительная неравномерность. Это, например, означало, что земли с превалирующим естественным сокращением численности населения сталкивались с возрастанием податной тяготы. А вот при увеличении численности мужчин в регионе происходило ее снижение.
Начальная величина подати фиксировалась в результате деления всей суммы, планирующейся для оплаты содержания войска, на общее число облагаемых налогом душ. Если в 1724 г. размер подати был равен 74 коп., то с 1725 г. он снизился для крестьянского населения до 70 коп., а для податных городских категорий он составил 80 коп.
Однако эта обязанность не исключала необходимости платить другие суммы. Крестьяне в помещичьих угодьях облагались оброком или несли барщину. Государственным крестьянам и горожанам приходилось платить оброчный сбор в сумме 40 коп. с человека. Не меньше обязанностей было у старообрядцев, которые до 1782 г. платили двойную сумму подушного оклада — в пользу державы и РПЦ. При этом в общинах старообрядцев платили налоги и женщины — с них взималась 1/2 оклада. Исключением были старообрядцы, проживающие в зоне у границ, что было необходимо для недопущения их ухода из страны.
Увеличение размера подушной подати
На протяжении 1740-1750 гг. происходило периодическое снижение оклада. Величина такого сокращения колебалась в пределах 3-17 коп. Однако одновременно росли суммы косвенных налогов. Когда же увеличивать сборы косвенных налогов уже было фактически невозможно, государство увеличивало размер подушной подати. В результате в 1798 г. помещичьи крестьяне оплачивали 1,26 руб., государственные крестьяне — 4,26 руб, а мещане — 2 руб.
Падение ассигнационного курса и необходимость увеличивать военные расходы привели к повышению податного оклада в 1810 г. Крестьяне платили 2 руб., мещане — 5 руб. До 1818 г. происходил дальнейший рост обязательства — 3,3 руб. для крестьян и 8,3 руб. для мещан. Денежная реформа, начатая министерством финансов Е. Канкрина, привела к переводу оклада в серебро в 1839 г. Крестьянам установили обязательство в 95 коп., а мещанам — 2,38 руб. В течение 1863-1867 гг. произошло очередное увеличение подушного оклада с его дифференцированием по территориальному принципу. Его размер колебался от 1 руб. 15 коп. до 2 руб. 61 коп.
Благодаря взиманию подати государственные доходы существенно возросли. Ее сборы обеспечивали 54,1% госдоходов. Затем значение подати для бюджета уменьшалось в условиях увеличения сборов косвенных налогов и появления налога на городскую недвижимость (1863 г.), а также поземельного налога (1875 г.). В итоге доля подати в 1881 г. была равна примерно 50% от суммы собираемых прямых налогов, которые сами обеспечивали около 18% доходных поступлений бюджета.
Кто занимался сбором подати?
Чтобы гарантировать регулярную выплату подати, в России была введена паспортная система. В целом проблема полноты сбора налогов была достаточно серьезной. По состоянию на 1740 г. размер недоимки вырос до 5 млн. руб. Для борьбы с этим власти жестко требовали взимания, но одновременно шли на прощение недоимки, поскольку слабость бюрократического аппарата на фоне разоряющегося крестьянства не могла обеспечить решение данной задачи.
В 1724 г. устанавливалась обязанность земского комиссара контролировать сборы подати. На эту должность назначались дворяне военно-административных округов. Совместно с комиссарами данный вопрос управлялся представителями штаб-офицерства. Наблюдателем был командир полка. При этом характерно, что в 1727-1730 гг. провинциальные воеводы имели в подчинении земских комиссаров и штаб-офицеров.
Изменения произошли в 1736 г., когда сбор подати проводился уездными администрациями. В этой деятельности им помогали офицеры у подушного сбора. С проведением губернской реформы в 1775 г. подать взималась казенными палатами, а в XVIII в. — наблюдалось определенное двоевластие. Функция возлагалась на военные и гражданские центральные учреждения. Первые были представлены Военной коллегией и Генеральным кригс-комиссариатом, а вторые — Камер-коллегией. Контролировал их деятельность Сенат. В XIX в. сборы осуществлялись Министерством финансов совместно с МВД. Последнее учреждение контролировало работу губернской власти относительно изъятия недоимок.
Отмена подушной подати
Отношение к подушной системе налогообложения было неоднозначным. Это проявлялось в периодическом признании ее недостатков в 1727 г., 1810 г. и 1832 г. По результатам работы комиссии, занимающейся пересмотром системы податей и сборов при Минфине, в 1859 г. было озвучено решение. По нему достижение значимого повышения эффективности устройства прямых податей невозможно без полной отмены подушного механизма. Отменил подать император Александр III. В указе от 18.05.1882 г. предполагался отказ от подати в начале 1883 г. для таких категорий, как:
- безземельные крестьяне;
- бывшие дворцовые люди;
- крестьяне-дарственники с земельным наделом 1/4 высшей нормы по реформе 1861 г.
В законе от 14.05.1883 г было зафиксировано снижение величины подушной подати, а бывшие фабричные и заводские крестьяне получили полное освобождение от нее. По закону от 28.05.1885 г. с начала 1886 г. подать перестали собирать с большей части крестьянства, а с 1887 г. — освобождение получили все бывшие податные сословия.
Исключение составило население Сибири. Здесь пришли к отмене подати в 1899 г., что было определено в законе от 18.01.1898 г. Однако не следует воспринимать такие решения как исключительно позитивные изменения. Дело в том, что они сопровождались одновременным увеличением сумм поземельного налога и налога с городской недвижимости, за право торговли и промыслов. Вырос акциз со спирта, оброчная подать с бывшего госкрестьянства с введением затем выкупных платежей.
Источник