В пользу той или иной

В пользу той или иной thumbnail

Принять решение бывает сложно, особенно когда альтернатив много. Рассказываем, как справиться с трудным выбором на основе книг «Парадокс выбора» Барри Шварца и «Искусство выбора» Шины Айенгар.

Julia / Dribbble

Как облегчить выбор

На основе книги «Парадокс выбора» Барри Шварца

Оно того стоит?

Пересмотрите последние принятые решения: от покупки продуктов или одежды до серьезных поступков, связанных с работой или, например, путешествиями. Проанализируйте, сколько времени вы потратили, чтобы сделать окончательный выбор, сколько информации нашли и изучили, насколько сильно переживали по поводу решения, а также какие чувства испытывали, когда принимали решения. Задайте себе вопрос: проделанная работа соответствует результату?

Такой анализ позволит понять, сколько сил, времени, эмоций и других издержек вы тратите для принятия тех или иных решений. Вы поймете, что некоторые ситуации не стоят затрат, ведь субъективный результат порой хуже объективного и выигрыш от такого выбора незначительный. Так вы определите для себя некоторые границы. Например, если обычно вы обходите весь торговый центр в поисках нужного предмета одежды, а в результате лишь теряетесь в многообразии и не можете ничего купить, заходите максимум в три магазина. Вы сэкономите ресурсы, а выбор станет в разы проще.

Nikos Mavrikakis / Dribbble

Определите важное

Делайте выбор в пользу одного варианта, размышляя о важном и расставляя приоритеты. Определив ценности, вы поймете, какой выбор правильный и решающий, а какой не повлияет на жизнь. Например, если поездка в другой город для встречи с друзьями важнее, чем покупка определенного предмета одежды, то уделите внимание планированию путешествия и выбору билетов, вместо того чтобы тратить время в торговых центрах. Это сэкономит время на мелочах и позволит сделать ответственный выбор.

Не максимизируйте

Чем выше ожидания от принимаемых решений, тем больше разочарование, если эти результаты не так хороши, как хотелось бы. Порой стоит быть умеренным в желаниях и не ожидать чего-то совершенного и уникального. Часто значительной разницы между лучшим и просто хорошим нет. При этом если вы ожидаете от выбора хорошего результата, вы с большей вероятностью будете довольны им, пока поиск лучшего решения будет стоить времени, сил и нервов.

Alina Craftsman / Dribbble

Не зацикливайтесь на альтернативных издержках

Делая выбор, полезно анализировать упущенные альтернативы. Но чем больше мы думаем об альтернативах, тем меньше удовольствия получаем от собственного выбора. Чтобы не страдать от мыслей «А что, если другие джинсы все-таки лучше?», не зацикливайтесь на достоинствах альтернативных издержек. Например, сравнивая джинсы, обратите внимание на качество и удобство. Если вы начнете останавливаться на деталях вроде цвета пуговицы, вы лишь усложните выбор без объективной причины.

Принимайте окончательные решения

Когда можно поменять решение— например, вернуть товар в магазин или отписаться от выбранного курса — шанс, что мы передумаем, повышается. Когда решение неокончательное и есть время, чтобы изменить его, мы подвергаем свой выбор лишним сомнениям, вместо того чтобы поставить точку. Принимайте окончательные и бесповоротные решения и не возвращайтесь к одному и тому же.

Formas Studio / Dribbble

А что влияет на наши решения?

На основе книги «Искусство выбора» Шины Айенгар

Вера в победу

В рамках эксперимента ученые выяснили, что крысы готовы до 60 часов плавать в воде, если ранее им помогали выбраться из нее. Когда есть вера или даже уверенность в благополучном исходе, человек готов идти вперед. Если никакой надежды нет, то самый очевидный и простой выбор — сдаться.

Культура

В разных культурах приняты разные нормы и ценности. Так, оказавшись в обществе людей с развитым коллективизмом, человек будет принимать решения, удобные не для себя, а для окружающих людей.

Оригинальность

Большинство верит в свою непохожесть на других. Таким образом, мы можем выбрать что-то, только чтобы быть уникальными. Например, не купить понравившуюся вещь, потому что она популярна.

Radostina Georgieva / Dribbble

Сиюминутные желания

Часто при принятии решения логика и рассудительность проигрывают спонтанному желанию: нам не хочется ждать большего, ведь уже сейчас можно получить удовлетворительный результат. Проявите терпение и остановите себя перед необдуманными внезапными желаниями, анализировать возможные последствия.

Мода

Известны эксперименты, в которых люди наслаждались минеральной воды, потому что им нахваливали ее, хотя это была вода из-под крана. Иногда человек выбирает не из-за объективной пользы, а из-за красивых рассказов о ней.

Количество вариантов

Исследования показали, что разнообразие вариантов не всегда помогает выбору. Чем больше выбор, тем сложнее остановиться на одном, ведь приходится жертвовать большим количеством альтернатив.

Делаем правильный выбор,
Ваша The Вышка

Автор: Екатерина Понамарева

Источник

Я думаю, что в той или иной степени события прошлых лет коснулись каждого россиянина.

Это форма протеста экономически и политически ослабленных в силу тех или иных причин стран, некогда бывших великими державами и определявших когда-то ход мировой истории.

А теперь, когда сгорело всё, что в той или иной мере могло свидетельствовать о преступлении, они, видимо, совсем обнаглели.

Теоретико-экспериментальная наука даёт знания о факторах, определяющих успешность преодоления человеком тех или иных ситуаций.

Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения.

Читайте также:  Какая польза для тебя от этой жизни

В пользу той или иной

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать
Карту слов. Я отлично
умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова милостивец (существительное):

Тренеру и психологу, однако, важно знать, насколько устойчив и связан с природными особенностями выбор людьми того или иного вида спорта.

Наградные списки штаба армии лучше любого доносчика могли растолковать степень опасности того или иного человека для новой власти.

Главное, чему мы должны научиться для этого – изменять в своём восприятии те сигналы от внешнего мира – визуальные, аудиальные, кинестетические, – которые и формируют для нас образ того или иного события.

Это меню присутствует почти во всех программах и позволяет найти способ выполнения того или иного действия, даже если вы работаете с определённым приложением впервые.

Приходят эти подсказки главным образом в виде тех или иных образов, символов.

Каждое из определений раскрывает ту или иную сторону вопроса.

Мы смогли проанализировать, как и почему реальные люди принимали те или иные решения.

Из-за информации, которую они дают, подавляющее большинство успешных трейдеров используют в своей работе тот или иной способ оценки теоретической стоимости опционов.

Многие граждане, занимаясь решением того или иного вопроса, сами спешат предложить чиновнику взятку, даже не пытаясь обойтись без неё и не прилагая никаких усилий для того, чтобы действовать законным образом.

По разным причинам исследователям и политикам часто приходится оценивать, в какой степени та или иная страна является демократией и является ли ею вообще.

Между тем именно с помощью этих средств находится уникальная опосредованная связь, решается труднейшая задача раскрытия социальной сущности того или иного явления эпохи.

В протокол BSFF встроен механизм, который позволяет осознанно понять истинные причины тех или иных проблем и моделей поведения.

А баланс отражает финансовое положение компании на тот или иной момент времени.

Мы живём в эпоху, когда фундаментальные правила, основные способы делать те или иные вещи резко меняются.

Как человек выполняет то или иное дело – это данность, точно так же, как и то, в чём он силён, а в чём нет.

На мой адрес приходит немало писем с историями о любимцах, просьбами объяснить тот или иной случай, необычную реакцию кошки на что-либо или странную перемену в её поведении.

Так в психологическом пространстве вопрос о месте того или иного предмета переживаний становится решением задачи на относительность, на поиск меры значимости.

Выбор той или иной формы предпринимательской деятельности зависит от целого ряда обстоятельств, основные приведены в табл. 2.

Индивидуальные различия определяют уровень развития той или иной группы качеств личности.

Эти детали и соединяются в один день, который для нас – картина того или иного времени.

Он направляет человека на внешний мир, вызывает возбуждение, волнение, беспокойство, желание совершить тот или иной поступок.

Есть работы, посвящённые исследованию частных случаев из исторической жизни той или иной области, отдельных эпох.

Изучая прошлое, нам, как правило, удаётся узнать много подробностей об отличительных особенностях тех или иных мест, событий и лишь совсем немного о чувствах и забавах людей, живших в далёкие эпохи.

Они также сильно влияют на то, что и как они обучают, воспринимают, понимают, усваивают, делают, относятся, будучи включёнными в систему той или иной деятельности.

Конечно, тонкие внутренние структуры мозга не сохранялись, но доли, борозды, извилины, кровеносные сосуды и отдельные нервы можно увидеть, а также определить степень развития тех или иных частей головного мозга.

Засилие эмпирии без развития теории не обогащает социологию и не позволяет ей служить эффективным средством в решении тех или иных социальных проблем, как на этом настаивают сами эмпирики.

Оценка может быть отрицательной или многозначной, учитывающей как положительные, так и негативные стороны деятельности той или иной конкретной личности.

На них преимущественно не рассказывают, а именно показывают, как что работает и каким образом тот или иной продукт помогает решить ваши проблемы.

Думаю, вы сможете оценить, как многое в нашем понимании работы той или иной системы зависит от образов, последовательного изложения мыслей и метафор, определяемых жизненным опытом.

Тогда как второй представлял собой метод изучения тех или иных объектов.

Если в вашем регионе та или иная работа стоит определённую сумму, то в других регионах эта стоимость может быть выше или ниже, А поэтому некоторые виды работ выгоднее выполнить там.

В зависимости от времени года, а порой даже времени суток целебные свойства тех или иных частей растения могут существенно меняться.

Это жизненно важно, ведь уровни являются фундаментальным основанием тех ценностей, которые принимает та или иная культура.

Прислушайтесь к своему организму, поймите, что необходимо ему для достижения желаемых перемен, ведь неправильное отношение к своему здоровью обязательно даст о себе знать, проявив себя в форме того или иного заболевания.

Читайте также:  Польза череды для купания младенца

Однако это не всегда позволяет объективно проанализировать международное право того или иного периода, его историческое становление и развитие.

Даже если вы знаете значение тех или иных слов, жаргон вызывает отвращение.

Можно, наоборот, утверждать, что национальное право является источником и основой политики и методов урегулирования внешних отношений того или иного государства с другими членами так называемого международного общения.

Площадка – это просто ситуация, на которой осуществляются действия того или иного типа.

Некоторые исследователи предлагали разделить тот или иной исторический период международного права опять же на основании регионального критерия.

У него действительно не получается адекватно объяснить, как он смог решить ту или иную задачу.

Именно изучение истории является необходимой методологической составляющей для научного исследования той или иной сферы общественных отношений.

Пробам, разумеется, предшествуют споры о выборе блюд к торжественному столу по тому или иному поводу.

Куда бы я пошёл под влиянием тех или иных обстоятельств, где бы оказался?

Может быть, они покажутся вам не столь серьёзными, если учесть, что двух одинаковых мнений по поводу того или иного аспекта рыбной ловли нельзя найти в целом свете.

Это значит, что, даже не разделяя эвгемеризм в целом (представление о том, что в основе образов богов лежат образы реальных исторических личностей, обожествлённых за какие-то важные заслуги), нельзя в то же время пройти мимо того факта, что наиболее почитаемые древнемексиканские боги иногда изображаются как реальные персонажи, связанные с определёнными страницами истории тех или иных народов региона.

Источник

«Я ни в коей мере не вступлю в противоречие с разумом, если предпочту, чтобы весь мир был разрушен, тому, чтобы я поцарапал палец», — писал в XVIII веке философ Дэвид Юм.

Нет никаких разумных причин выбрать синюю, а не черную ручку, рубашку в клетку, а не в полоску. Разум может бесконечно перебирать аргументы в пользу того или иного решения. Но само решение, как показывает случай Эллиота, он может принять только вместе с телом и эмоциями.

Разум не может устранить всех сомнений — он лишь дает им новую пищу.

Задолго до современной нейробиологии этот факт хорошо поняли античные философы-скептики. Они утверждали, что познавательные способности человека несовершенны и ограниченны. Мы не можем доказать даже того, что мир существует — и уж тем более, что он обладает какими-то определенными характеристиками. Как бы странно это ни звучало, скептики сделали метод радикального сомнения способом достижения счастья. Ради счастья эпикурейцы предлагали уклониться от мира, стоики — войти в согласие с ним. Скептики отвергли и то и другое, сомневаясь во всем.

Скептицизм сделает вас счастливым (или нет)

Основоположник школы скептицизма Пиррон советовал всем, кто стремится к счастью, обратить внимание на три обстоятельства: во-первых, какова природа вещей; во-вторых, как следует к ним относиться; и в-третьих, к чему это должно привести.

Вещи сами по себе, пишет Секст Эмпирик, «безразличны, неопределенны и неподсудны». Мы не знаем, что они собой представляют, потому что видим не вещи, а лишь явления вещей.

Мед кажется сладким, а соль — соленой. Но каковы они сами по себе? Этого мы знать не можем. Следовательно, стоит воздержаться от суждений, следовать за ощущениями и не приписывать вещам дополнительных оценок.

Воздерживаясь от суждений, скептик достигает желанной невозмутимости — а для греков это и есть главное условие счастья.

Греческий культ невозмутимости кажется прямой противоположностью современных представлений о счастье. Но на самом деле скептики пытаются сообщить нам одну важную вещь: жить можно как угодно, но к философии и науке это не имеет никакого отношения.

Античный скептик может жить, как все остальные люди: есть, когда захочется; спать, когда возникнет потребность; надевать клетчатые рубашки, если ему нравится именно этот узор. Ни одно из этих действий невозможно обосновать, основываясь лишь на разуме. Теоретически можно доказать, что движения не существует, как это сделал Зенон в знаменитом парадоксе об Ахиллесе и черепахе. Но люди, пишет Секст Эмпирик, «предпринимают путешествия пешком и морем, строят корабли и дома и рожают детей, не обращая внимания на рассуждения против движения и возникновения».

Теоретически мы можем сомневаться во всем. Но на практике сделать это невозможно.

Антонио Дамасио называет чувства, которые направляют наши мысли и решения в ту или иную сторону, соматическими маркерами. Предвкушение удовольствия от хороших выходных, чувство голода, разочарования, гнева или удовлетворения — всё это выражается в определенных состояниях тела.

Человек следует не за вещами, а за феноменами, отражениями вещей, утверждают скептики. Он руководствуется не знаниями, а соматическими маркерами, мог бы добавить Дамасио.

В своем крайнем виде скептицизм всегда приводит к иррационализму. Если ничего нельзя доказать, то все абсурдно. А если все абсурдно, в реальность можно только верить. Неудивительно, что аргументы скептиков охотно использовали Отцы Церкви в полемике против древней философии и языческих верований.

В XVI веке в Европе впервые опубликовали немногие сохранившиеся сочинения скептиков. С этого началась мода на пирронизм, которая могла приобретать самые разные формы. Автор знаменитых «Опытов» Мишель Монтень, признавая слабость человеческих познаний, вовсе не отвергает веру. Не делает этого и Рене Декарт, который строит основу научной философии, пользуясь методом радикального сомнения.

Декарт говорит: предположим, что мир создан злым демоном, который контролирует все мои впечатления. Если даже у меня нет тела, даже если каждое мое воспоминание и ощущение — ложь и обман, я все-таки не могу усомниться в том, что тот, кто сомневается, действительно существует.

Немногие способны довести свой скептицизм так далеко, как Декарт. Но процедура радикального сомнения встречается даже в примитивных культурах, которым мы обычно отказываем в рациональности.

Читайте также:  Укропная вода польза для взрослых

Индонезийцы с острова Були, которых исследовал антрополог Нильс Бубанд, приписывают все свои тяжелые несчастья ведьмам. Но нельзя сказать, что они верят в существование ведьм — скорее, они постоянно в этом сомневаются. Ведьмы могут принять любую форму и обитают где-то на границах познания, оставаясь неразрешимым противоречием. Никто не знает, верить в них или нет. В начале XX века индонезийцы приняли христианство — с помощью новой религии они надеялись раз и навсегда избавиться от злых духов. Но если тот, кто сомневается в существовании ведьм, может сам оказаться ведьмой, сделать это не так уж просто.

Всё не то, чем кажется

К 1939 году гипотеза о том, что мир действительно существует, всё еще оставалась недоказанной: в конце концов, всегда можно было предположить, что существует только Рене Декарт.

В этом году британский философ Джордж Эдвард Мур представил свою скандальную работу «Доказательство внешнего мира».

Вот одна рука, а вот другая, рассуждает Мур. Я знаю, что мои руки существуют — это эмпирически очевидный факт. А если существуют руки, то существует и вся Вселенная.

Людвига Витгенштейна, как и многих других, это доказательство не убедило. Когда мы говорим «я знаю», это утверждение можно подтвердить или опровергнуть. Но как мы можем подтвердить или опровергнуть существование рук Джорджа Эдварда Мура? Мы можем их потрогать, но это ничего не докажет: может быть, мы просто спим или бредим. В качестве обоснования того, что его руки (а, следовательно, и Вселенная) действительно существуют, Мур предлагает только одну причину — собственную убежденность в том, что его знание достоверно. Но эта убежденность и сама нуждается в обосновании.

На философском уровне радикальный скептицизм был опровергнут только в феноменологии восприятия Мориса Мерло-Понти. Если всё, что мы воспринимаем, — иллюзия, тогда должен быть некий неиллюзорный мир, хотя бы для сравнения. Иллюзия — это лишь эффект восприятия, она не может заменить его целиком. Если я — мозг в банке, на который воздействуют электрохимическими импульсами, то у меня нет возможности поделить восприятия на истинные (электрохимические импульсы) и ложные (весь мир и моя жизнь). Мир — это и есть то, что мы воспринимаем.

Научный скептицизм не претендует на открытие абсолютно достоверного знания. Наука стремится не к истине, а к согласованным, эффективным и функционально простым объяснениям.

Любая теория может оказаться неверной, если ее опровергнет лишь единственное доказательство. Если ученые найдут одного летающего единорога, многие физические и биологические законы придется подвергнуть ревизии. Но пока этого не произошло, разумнее считать существующие теории верными, а существование единорогов — маловероятным.

Как показал историк Стив Шейпин, ценности экспериментальной науки во многом были позаимствованы из джентльменской культуры XVII столетия. Джентльмен в отличие от купца или придворного обладает высоким статусом и материальной независимостью, и потому может себе позволить говорить правду. Пускай некоторые джентльмены и ученые лгут и прелюбодействуют, но честность остается идеалом и для тех, и для других. Поскольку джентльменская честь тесно соприкасалась с научной честностью, обвинения в подтасовке данных в некоторых случаях могли привести к вызову на дуэль.

Современный скептицизм имеет мало общего с античной традицией. Люди, которые сегодня называют себя скептиками, руководствуются познавательными принципами, которые еще не были знакомы древним грекам. Если античный скептик ничего не утверждал, то сегодня скептики постоянно занимаются опровержением популярных заблуждений. Они критикуют веру в телепатию и астрологию, веру в бесов и колдовство, в действенность гомеопатии и альтернативной медицины, новую хронологию и теорию плоской Земли. В то же время, как и в античности, скептики не ограничиваются теорией и порой претендуют на создание определенного образа жизни.

Скептик должен беспристрастно рассматривать доказательства в пользу той или иной теории, избавляться от когнитивных ошибок и руководствоваться в первую очередь фактами.

Принципы современного скептицизма хорошо суммировал Бертран Рассел:

1) если эксперты пришли к согласию, противоположное мнение не может считаться верным;
2) если они не пришли к согласию, не-эксперты не должны считать верным никакое мнение;
3) когда все эксперты решили, что нет достаточных оснований для определенного мнения, обычному человеку лучше всего воздержаться от суждения.

Как ни странно, ближе всего к радикальному скептицизму сегодня находится не наука, а теории заговора. Как пишут исследователи Майк Вуд и Карен Дуглас, все конспирологические теории отталкиваются от предпосылки, что «существует два мира: один настоящий и в основном невидимый, а другой — вредная иллюзия, которая направлена на сокрытие правды». Какова эта правда — до конца остается неясным. Заговоры всегда что-то утаивают, окончательная истина всегда остается нераскрытой. Какие-то крайне могущественные силы управляют этим миром. Они не дадут нам выяснить всю правду.

Официальные объяснения событий и научные аргументы — всего лишь часть этого глобального господства. Поэтому теории заговоров зачастую оказываются сложнее реальности, которую они объясняют.

Психологам хорошо известен феномен избирательного скептицизма: мы чаще применяем критическое мышление к тем утверждениям, которые нам интуитивно не нравятся.

Как показали эксперименты Рольфа Ребера, чем короче и яснее изложена информация, тем чаще ее считают верной. Чем она сложнее и запутаннее, тем больше вызывает недоверия. В одном эксперименте участникам давали прочесть описание конспирологической теории, набранное двумя шрифтами: четким и неразборчивым. Люди, которые читали разборчивый шрифт, склонны были сильнее верить в написанное. Конечно, они при этом не думали: «Хм, это красивый шрифт, наверное, то, что здесь написано, — правда». Даже если само сомнение рационально, его основа находится за пределами сознания.

О чем бы мы ни говорили, у нас всегда останется почва для сомнений. Большинство из нас не сомневается в существовании внешнего мира, но в рамках философского спора это сомнение может оказаться вполне оправданным.

В теории Ахиллес никогда не догонит черепаху, а Джордж Эдвард Мур никогда не докажет существование Вселенной, указывая на свои руки. Но радикальный скептицизм сегодня можно реализовать только в стенах психиатрической клиники или на страницах философских журналов. В обыденной жизни нам остается довольствоваться умеренным сомнением.

В чем бы мы ни сомневались, мы не можем сомневаться во всем — это противоречит нашей врожденной склонности хотеть и верить. Без нее мы не смогли бы даже подняться с кровати. Действительно, есть ли для этого разумные основания?

Источник