В слове польза мягкий знак

       Тема: «Разделительный мягкий знак»

Предметные цели:

Формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким     знаком.

Учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости.

                                                    Ход урока

I.Мотивационный этап

У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

  • Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!»

Чистописание.

Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать

Как согласную читать.

Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит?  (из короткой наклонной линии и полуовала)

Запишите по образцу…

Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.

II. Актуализация знаний

Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы

она не обозначает звука)

Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?

Указывает на мягкость предшествующего согласного

Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.

 Словарная работа

Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.

К…ньки, т…традь, учит…ль, м…рковь, п…льто, м…дведь.

Что это за слова?(словарные)

Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)

Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.

-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?

(Указывает на мягкость предшествующего согласного

Значит, где пишется ь показатель мягкости?) 

-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?

-Хотите узнать?

-Тогда за работу!

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

  1. Создание проблемной ситуации.

Давайте сейчас поиграем в игру «Назови предмет»

-с его помощью мы покупаем новые вещи…………………….деньги

-с ним легко бежать, кататься на льду……………………коньки

-мать, отец и дети……………………………семья

-это то, что остается после сруба деревьев……………..пеньки

-близкие товарищи…………………………….друзья

 Скажите, чем можно объединить эти слова? (во всех словах есть мягкий знак)

Между какими буквами они стоят? (между согласными и гласными, и между двумя согласными)

 — разделите данные слова на две группы и объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы?

Давайте сейчас уберем мягкий знак, и посмотрим, что получится. Прочтите полученные слова.

 Так, что же случилось, когда мы убрали ь? (варианты ответов: слились с согласными, смягчились, разделились согласные от гласных)

В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.

(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)

А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!

2) Постановка проблемного вопроса.

Значит в чём затруднение?

(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)

Сформулируйте проблему ?

(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)

Тема: Разделительный ь знак.

ΙV. Открытие новых знаний.

Наша цель выяснить роль мягкого знака в словах, узнать для чего он необходим.

А теперь, все открыли книги, страница 31.  Послушайте очень внимательно и читайте про себя правило вместе с диктором.

Словарная работа.

Полю (полоть)-улдурертир, чымчадыр

Полью (поливать, лью, лить)- суггарар

Солю (Соль)- дузаар

Солью (сливать, лить)-кудар

V.Физминутка.

Вперед четыре шага

Назад четыре шага

Кружится, кружится наш хоровод

Ручками похлопаем

Ножками потопаем

Плечики подвигаем

А потом попрыгаем

           Я предлагаю вам провести исследовательскую работу.

Попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.

Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с

заданиями.

Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.

а) прочитай слова, обведи ь кружочками;

б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;

в) букву, которая написана после ь знака — подчеркни двумя линиями;

г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?

Составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)

4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.

Итак, что получилось?

— Что дала проверка?

— Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак.

После согласных  Разделительный ь знак — Перед гласными е, ё, и, ю, я.

Проверим наше открытие, быстренько сделав тестирование.

VI. Первичное закрепление

Тестирование

Раздать детям карточки с тестовым заданием

Поменяйтесь тетрадями, и проверьте соседа.

Игра «Приумножь слово» (резерв) с мячом

Соловей- соловьи

Воробей- воробьи

Дерево- деревья

Брат- братья

Стул- стулья

Перо- перья

Друг- друзья

VII.Рефлексия

— Какое открытие мы с вами сделали на уроке?

— Что узнали нового о Ь знаке?

Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,

если при произношении слышится звук й после согласного

Разделяет буквы гласных и буквы согласных)- 2 роль разд.ь

-Что было легко? Что было трудно?

— Какое задание было самым интересным?

— Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

-Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.

VIII. Домашнее задание

Читайте также:  Салат со свеклой и черносливом в чем польза

1. Сложный уровень

Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.

а) прочитай слова, обведи ь кружочками;

б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;

в) букву, которая написана после ь знака — подчеркни двумя линиями;

г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?

Источник

Rogne­da
[388K]

4 года назад

Если в слове имеется мягкий согласный, его мягкость обозначается на письме с помощью мягкого знака, кроме [ч’], [щ’].

Примеры слов с мягким знаком, смягчающим согласные:

[л’]- кровельщик, котельщик, стекольщик, король, бандероль, контроль, моль;

[з’] — вскользь, насквозь, мазь, бязь, мразь;

[р’] — букварь, киноварь, якорь;

[c’] — свесь, смесь, отвесь, брось, живопись;

[н’]- тронь, болезнь, жизнь, тень, сирень, сажень, набекрень;

[ф’] — вплавь, любовь, бровь, кровь, морковь;

[т’]- стоять, кричать, сеть, клеть, плеть.

После согласных ч, щ мягкий знак является морфологическим указателем на существительные третьего склонения женского рода, то есть он не смягчает эти по своей природе мягкие согласные, поэтому не отнесем в этом список слова: вещь, речь, ночь, дочь и пр.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Metel­itsa
[51.2K]

4 года назад

Мягкий знак выполняет только смягчающую функцию в том случае, если после него не стоит гласной, например: тюльпан, люлька, корь (для сравнения: в словах кальян, тимьян — после мягкого знака стоит гласная и мягкий знак выполняет разделительную функцию)

Кроме того, чтобы мягкий знак выполнял смягчающую функцию, он должен стоять после согласного, имеющего парные звуки по мягкости-твердости, например: стиль, конь, семь, выпь, гарь — все согласные, после которых стоит мягкий знак, имеют пару по твердости-мягкости: [л-л’], [н-н’], [м-м’], [п-п’], [р-р’]. Для сравнения: вещь, тишь, блажь — мягкий знак стоит после согласных, не имеющих пар по твердости-мягкости и смягчающей функции не выполняет.

Итак, помимо вышенаписанных примеров слов с мягким знаком, выполняющим смягчающую функцию, можно еще привести такие примеры: даль, дрель, галька, тюлень, олень, пенька, сыпь, насыпь, лось, косьба, резьба, резь, мазь и другие.

Nelli­4ka
[109K]

3 года назад

Мягкий знак будет являться смягчающим, а не разделительным, если:

  • стоит между согласными буквами.

Например: судьба, львица, школьница, молотьба, тьма, тюрьма, сурьма, кольщик, серьга, мельница и т.д.

  • стоит после согласного, но после мягкого знака ничего нет (т.е. он стоит в конце слова).

Например: канитель, копать, лошадь, корь, изморозь, изгородь, молодежь, известь, весть и т.д.

Между тем, согласные «Ч» и «Щ» априори всегда мягкие, поэтому если перед нами слово с мягким знаком после этих букв, мы не будем использовать его в качестве примера.

Разделительным же мягкий знак будет тогда, когда он стоит после согласного и перед йотированными гласными Е, Ё, Ю, Я, а также И.

lady v
[627K]

3 года назад

Мягкий знак в словах может писаться как перед гласной, тогда он выполняет разделительную роль, так и перед согласной или в конце слова, тогда он может выполнять как функцию смягчения стоящей впереди согласной, так и просто показывать окончание или существительное женского рода. Например в словах Ночь, Вещь, Рожь мягкий знак не выполняет смягчающую функцию, как и в глаголах Ешь, Носишь, Мажь.

Зато в существительных второго склонения и мужского рода, заканчивающихся на мягкий знак он является смягчающим — Огонь, Якорь, Пень, День, Уголь.

Также мягкий знак используется для смягчения в сочетаниях согласных в середине слова, если после него идет твердая согласная: Молотьба, Свадьба, Нянька, Меньше.

Также мягкий знак показывает мягкость согласной Л перед другой согласной: Львица, Льстить, Пальчик.

Смягчает мягкий знак и согласную в окончании глаголов: Бить, Пить, Молить.

И наконец в конце числительных мягкий знак также смягчает согласную: Семь, Пять, Десять.

Божья коров­ка
[147K]

3 года назад

Примеры слов с мягким знаком, смягчающим предшествующий парный (по твердости-мягкости) согласный, т.е. с Ь для обозначения мягкости согласных на письме.

существительные:

степь, ширь, конь, сирень, тюлень, сельдь, день, новость, корысть, любовь.

числительные:

шесть, семь, двенадцать, пять, восемь.

наречия:

вдаль, вширь.

глаголы:

брить, замесить, вылепить, забыть, думать, загадать.

Novas­agova
[27K]

3 года назад

На самом деле, таких слов в повседневной жизни, есть очень много.

Поэтому, хочу предоставить вам список слов, в которых мягкий знак выполняет смягчающую функцию:

  • Висеть;
  • Смотреть;
  • Семь?
  • Пять;
  • Просьба;
  • Мольба;
  • Роль;
  • Тюль.

И т. д.

Пчела Жужа
[76.6K]

3 года назад

Мягкий знак выполняет только смягчающую функцию в том случае, если до него и после него, стоит согласная буква.

Примеры таких слов: Кузьма, косьба, больница, мольберт, зорька, горький, письмо, мальчик, большой, пальма, детьми, людьми, шестьдесят, восемьсот, восьми, восемью, четырьмя, мольба, письмо, резьба, возьму, июльский, октябрьский, ноябрьский, апрельский, банька.

В конце существительных.

Примеры таких слов: конь, моль, роль, фонарь.

андре­й4100
[56.4K]

3 года назад

Мягкий знак может выполнять разделительную функцию (ставится перед буквами_Е_Ё_Ю_Я_И).

Также мягкий знак выполняет смягчающую функция(ставится перед согласными буквами или после согласных).

Примеры слов,где мягкий знак выполняет смягчающую функцию:

-смягчить;

-банька;

-деревенька;

-тюль;

-моль;

-мель;

-тюлень;

-боль;

-уголь;

-жаль;

-лень;

-конь;

-печаль;

-сосулька;

-льдинка;

-дождь;

-обезьяна;

-муравьи;

-месть;

-восемь;

-двенадцать;

Ксарф­акс
[154K]

3 года назад

Мягкий знак выполняет смягчающую функцию, когда он стоит после согласного звука, имеющего парный по твёрдости/мягкости знак.

Примеры слов с мягких знаком, выполняющим смягчающую функцию:

Моль, ноль, лье, колье, подземелье, ожерелье, ущелье, вуаль, резьба, связь, князь, завязь, дань, длань, грань, высь, плоть, рать, мать, рукоять, тьма, участь.

morel­juba
[61.3K]

3 года назад

Итак, среди таких слов, в которых мягкий знак играет исключительно смягчающюю функцию, можно выделить следующие:

Читайте также:  Статья о пользе спорта на организм

1) Дождь;

2) Думать;

3) Смотреть;

4) Висеть;

5) Восемь;

6) Семь;

7) Вглубь;

8) Роль;

9) Тюль;

10) Живопись;

11) Взвесь;

12) Любовь.

Знаете ответ?

Источник

       Тема: «Разделительный мягкий знак»

Предметные цели:

Формировать у обучающихся навыки правописания слов с разделительным мягким     знаком.

Учить отличать разделительный ь и ь – показатель мягкости.

                                                    Ход урока

I.Мотивационный этап

У нас сегодня необычный урок. На уроке у нас гости – давайте поздороваемся с ними.

Прозвенел звонок весёлый.

Мы начать урок готовы.

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать!

  • Девиз нашего урока: «Лучший способ изучить что-либо- это открыть самому!»

Чистописание.

Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

Догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании?

Что за буква, кто узнает?

Звука не обозначает,

Может только показать

Как согласную читать.

Да, сегодня будем писать «Ь». Вспомните, как пишется «Ь» знак, из каких элементов он состоит?  (из короткой наклонной линии и полуовала)

Запишите по образцу…

Подчеркните самую красивую букву, поменяйтесь тетрадями и оцените работу своего товарища.

II. Актуализация знаний

Что вы знаете о букве- мягкий знак? какая особенность у этой буквы

она не обозначает звука)

Какую работу выполняет в русском языке буква мягкий знак?

Указывает на мягкость предшествующего согласного

Вывод: Значит, эта буква необходима, чтобы указать на мягкость предшествующего согласного звука.

 Словарная работа

Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.

К…ньки, т…традь, учит…ль, м…рковь, п…льто, м…дведь.

Что это за слова?(словарные)

Почему их так называют? (во всех словах есть непроверяемая безударная гласная)

Взаимопроверка по образцу: смотрите на экран и соотнесите слово со своей записью. Оцените работу своего товарища.

-Какую работу выполняет ь знак в этих словах?

(Указывает на мягкость предшествующего согласного

Значит, где пишется ь показатель мягкости?) 

-Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?

-Хотите узнать?

-Тогда за работу!

III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.

  1. Создание проблемной ситуации.

Давайте сейчас поиграем в игру «Назови предмет»

-с его помощью мы покупаем новые вещи…………………….деньги

-с ним легко бежать, кататься на льду……………………коньки

-мать, отец и дети……………………………семья

-это то, что остается после сруба деревьев……………..пеньки

-близкие товарищи…………………………….друзья

 Скажите, чем можно объединить эти слова? (во всех словах есть мягкий знак)

Между какими буквами они стоят? (между согласными и гласными, и между двумя согласными)

 — разделите данные слова на две группы и объясните, по какому принципу вы разделили слова на группы?

Давайте сейчас уберем мягкий знак, и посмотрим, что получится. Прочтите полученные слова.

 Так, что же случилось, когда мы убрали ь? (варианты ответов: слились с согласными, смягчились, разделились согласные от гласных)

В 1 столбике слова с ь- показателем мягкости. Докажите.

(Мы знаем правило, буква ь знак – показатель мягкости согл. пишется в конце слова после букв согласных и в середине слова между буквами согласных. Поэтому в словах 1 столбика ь -показатель мягкости)

А во втором…? Слова с разд. ь знаком. Докажите!

2) Постановка проблемного вопроса.

Значит в чём затруднение?

(не можем объяснить почему эти слова пишутся с разд.ь)

Сформулируйте проблему ?

(не знаем правило правописания слов с разд.ь.)

Тема: Разделительный ь знак.

ΙV. Открытие новых знаний.

Наша цель выяснить роль мягкого знака в словах, узнать для чего он необходим.

А теперь, все открыли книги, страница 31.  Послушайте очень внимательно и читайте про себя правило вместе с диктором.

Словарная работа.

Полю (полоть)-улдурертир, чымчадыр

Полью (поливать, лью, лить)- суггарар

Солю (Соль)- дузаар

Солью (сливать, лить)-кудар

V.Физминутка.

Вперед четыре шага

Назад четыре шага

Кружится, кружится наш хоровод

Ручками похлопаем

Ножками потопаем

Плечики подвигаем

А потом попрыгаем

           Я предлагаю вам провести исследовательскую работу.

Попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.

Исследовательская работа. Ребятам розданы карточки с

заданиями.

Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.

а) прочитай слова, обведи ь кружочками;

б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;

в) букву, которая написана после ь знака — подчеркни двумя линиями;

г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?

Составление опоры: Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными___________)

4) Вывод по исследовательской работе. Появление таблицы-схемы на доске.

Итак, что получилось?

— Что дала проверка?

— Предложите свои версии и попробуйте открыть новое правило, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак.

После согласных  Разделительный ь знак — Перед гласными е, ё, и, ю, я.

Проверим наше открытие, быстренько сделав тестирование.

VI. Первичное закрепление

Тестирование

Раздать детям карточки с тестовым заданием

Поменяйтесь тетрадями, и проверьте соседа.

Игра «Приумножь слово» (резерв) с мячом

Соловей- соловьи

Воробей- воробьи

Дерево- деревья

Брат- братья

Стул- стулья

Перо- перья

Друг- друзья

VII.Рефлексия

— Какое открытие мы с вами сделали на уроке?

— Что узнали нового о Ь знаке?

Разд. Ь знак пишется в корне слова после согласных, перед гласными е, ё, ю, я, и,

если при произношении слышится звук й после согласного

Разделяет буквы гласных и буквы согласных)- 2 роль разд.ь

-Что было легко? Что было трудно?

— Какое задание было самым интересным?

— Что вы можете сказать о своей работе на уроке?

-Хочу пожелать вам, чтобы открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути.

Читайте также:  Иван чай польза и вред

Я думаю, что каждый из вас внес посильный вклад в общее дело. Мне понравилась ваша работа на уроке. Урок окончен. Спасибо за совместную работу.

VIII. Домашнее задание

1. Сложный уровень

Деревья, лень, редька, ульи, дождь, ночью, просьба, веселье, польза, рояль, деньги, осень.

а) прочитай слова, обведи ь кружочками;

б) букву, которая написана перед ь знаком- подчеркни одной линией;

в) букву, которая написана после ь знака — подчеркни двумя линиями;

г) сделай вывод: где пишется разделительный ь знак?

Источник

Роль мягкого знака в русском языке

Итак, мягкий знак не обозначает и не имеет абсолютно никакого звука. Роль этой буквы в русском языке заключается в другом: она является показателем мягкости согласных звуков на письме, а также выполняет разделительную функцию. Тему «Разделительный мягкий знак» проходят по предмету русский язык во 2 классе.

Мягкий знак — показатель мягкости и формы слова

Мягкий знак используется на письме для смягчения предыдущего согласного звука. Если мы слышим мягкий согласный звук в середине или на конце слова, значит на письме в этом месте после мягкого согласного следует писать мягкий знак: сосулька, восемь, банька, мель.

Также мягкий знак пишется после шипящих на конце некоторых слов для указания на определённую словарную форму. Например, в слове мышь мягкий знак указывает на то, что это имя существительное, в форме женского рода, III склонения. А в слове стеречь мягкий знак указывает на неопределённую форму глагола.

Разделительный мягкий знак

В качестве разделительного мягкий знак используется на письме для разделения согласной буквы и букв Е, Ё, Ю, Я, И. Это нужно для различения похожих между собой слов. Например, в парах слов семя — семья, налёт — нальёт, Коля — колья именно мягкий знак указывает на то, какое именно слово перед нами.

Разделительный мягкий знак пишут и в некоторых словах иностранного происхождения: шампиньон, бульон, павильон. Правописание таких слов следует запоминать.

Правила написания слов с мягким знаком

Мягкий знак никогда не пишется в абсолютном начале слова и после приставки.

Если мягкий знак используется для указания формы слова (ночЬ, видишЬ, идёшЬ), то он пишется после согласного на конце слова.

Как показатель мягкости Ь пишется после буквы, обозначающей мягкий согласный звук: письмо, деньги, словарь.

Игры с буквами и словами

«Игры с буквами и словами» – это забавное путешествие в мир русского языка! С помощью весёлых стихов и иллюстраций ребята узнают о прописных и строчных буквах, о многозначных словах, о правилах переноса, а также поотгадывают загадки и посмеются вместе с героями этой умной и весёлой книжки!

Купить

Правила написания слов с разделительным мягким знаком

  1. Разделительный мягкий знак пишется в середине слова перед гласными Е, Ё, Ю, Я, И: вьюга, шью, братья.
  2. Разделительный Ь пишется в некоторых словах иностранного происхождения перед буквой О: батальон, почтальон, павильон.
  3. Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корнях слов: сентябрь, соловьи, дочь.

С темой орфографии удобно работать по учебнику «Русский язык. 4 класс».

Методические советы учителям

Для того чтобы учащиеся лучше запоминали новую информацию, рекомендуется использовать наглядный материал. Основные правила сформулированы сжато и логично, структуры в виде схем и таблиц позволяют быстрее ориентироваться в положениях и нормах.

В помощь учителю предлагаем две таблицы с правилами по русскому языку на темы:

  • «Роль мягкого языка»,
  • «Разделительный твёрдый и мягкий знаки».

Задания для закрепления темы

Для закрепления или повторения темы «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, можно использовать не только стандартные упражнения на пропущенную букву, но и добавить в практикум интересные задания-игры.

«Два столбца»

Задание: разделить слова на два столбика, в первый столбец записать слова, где Ь используется как показатель мягкости, во второй внести слова, где Ь является разделительным. Приведите свои примеры слова с разделительным мягким знаком.

Слова: друзья, лось, заячья, крестьянин, деревья, боль, семья, лягушачьи, серьёзный, букварь, вьюга, польза, лисья, клочья, лень.

Ответ:

Ь — мягкость

Разделительный Ь

лось

друзья

боль

заячья

букварь

крестьянин

польза

деревья

лень

семья

лягушачьи

серьёзный

вьюга

клочья

«Добавь слово»

Задание:дописать предложение, используя слова с мягким знаком; объяснить, в каких словах разделительный Ь, а в каких — показатель мягкости. Получившиеся слова можно записать в соответствующие столбцы в таблицу из предыдущего задания.

Предложения:
  1. Мама, папа, я — счастливая …
  2. После петушиной драки во дворе повсюду были …
  3. Сегодня на улице плохая погода — весь … идёт …
  4. Ястреб расправил …
  5. Охотник зарядил своё …
  6. Вчера наша кошка поймала …
  7. Женя и Вова — закадычные …
  8. Сова охотится …
  9. Катя пошла в магазин, а … забыла дома
  10. На улице громко чирикали …
Ответы:
  1. Мама, папа, я — счастливая семья.
  2. После петушиной драки во дворе повсюду были перья.
  3. Сегодня на улице плохая погода — весь день идёт дождь.
  4. Ястреб расправил крылья.
  5. Охотник зарядил своё ружьё.
  6. Вчера наша кошка поймала мышь.
  7. Женя и Вова — закадычные друзья.
  8. Сова охотится ночью.
  9. Катя пошла в магазин, а деньги забыла дома.
  10. На улице громко чирикали воробьи.

Слова с разделительным мягким знаком: семья, перья, крылья, ружьё, друзья, ночью, воробьи.

Слова, где Ь — признак мягкости: день, дождь, мышь, деньги.

«Всем сестрам по серьгам»

Задание: преобразовать словосочетания по типу «шерсть кошки — кошачья шерсть». Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут данные словосочетания, а во втором — новые получившиеся .

Словосочетания:
  1. шубка лисы
  2. стая волка
  3. икра рыбы
  4. кваканье лягушек
  5. рога оленя
  6. берлога медведя
  7. шерсть овцы
  8. уши зайца
  9. молоко козы
  10. карканье вороны
Ответы:
  1. лисья шубка
  2. волчья стая
  3. рыбья икра
  4. лягушачье кваканье
  5. оленьи рога
  6. медвежья берлога
  7. овечья шерсть
  8. заячьи уши
  9. козье молоко
  10. воронье карканье

Наглядные материалы к уроку

«Создай фамилию»

Задание: образовать от данных имён фамилии. Для удобства можно записывать слова в таблицу, где в первом столбце будут записаны имена, а во втором — получившиеся фамилии.

Имена: Григорий. Евгений, Юрий, Василий, Арсений, Афанасий, Макарий, Аркадий, Анатолий.

Ответы:

Имена

Фамилии

Григорий

Григорьев

Евгений

Евгеньев

Юрий

Юрьев

Василий

Васильев

Арсений

Арсеньев

Афанасий

Афанасьев

Макарий

Макарьев

Аркадий

Аркадьев

Анатолий

Анатольев

#ADVERTISING_INSERT#

Источник