Велика ведь бывает польза от учения ярослав мудрый

Управление культуры мэрии города Ярославля
Муниципальное учреждение культуры
«Централизованная система детских библиотек г. Ярославля»
Центральная детская библиотека имени Ярослава Мудрого
Ярославская Епархия
Дни памяти Ярослава Мудрого
«Велика бывает польза от учения книжного»
20 февраля – 5 марта 2013 года
Программа общегородских мероприятий
20 февраля
Центральная детская библиотека имени Ярослава Мудрого
корп. 2
«Дети рисуют Ярославль»
Выставка детских работ от 9 до 14 лет
Детской школы искусств им.
21 февраля
Мемориальный дом-музей М. Богдановича
10.00 – «Славянский венок». Музейное занятие с мастер-классом по росписи деревянного аиста для учащихся 1 – 5 классов.
Центральная детская библиотека имени Ярослава Мудрого
корп. 2
12.00 – «Как строили на Руси». Путешествие в историю для дошкольников и учащихся 1 – 4 классов.
14.00 – «Ефросинья Полоцкая». Презентация фильма для читателей с ограниченными возможностями здоровья.
25 февраля
Детская библиотека № 2
ул. Свердлова, 87/12
12.00 – «Он основал наш древний град». Игра-путешествие в Театре краеведческой книги для учащихся 2 классов.
26 февраля
Детская школа искусств № 8
-в
16.00 – «Князь Ярослав – добрый ум и храброе сердце». Классный час для учащихся 6 – 11 классов.
27 февраля
Детская библиотека № 2
ул. Свердлова, 87/12
11.30 – «Похвала книгам Ярослава Мудрого». Беседа-обсуждение у книжной выставки для учащихся 4 классов.
Детская библиотека № 12
ул. Ленина, 17
16.00 – «Ярослав Мудрый – устроитель земли русской». Исторический портрет для учащихся 5 – 7 классов.
28 февраля
Детская библиотека № 10
корп. 2
15.00 – «Ярослав Мудрый – князь Ростовский, Новгородский и Киевский». Устный журнал для учащихся 4 классов.
Центральная детская библиотека имени Ярослава Мудрого
корп. 2
12.00 – «Летопись Ярославля». Краеведческое домино для дошкольников и учащихся 1 – 4 классов.
Детская библиотека № 14
13.30 – «День светлой памяти Ярослава». Историко-краеведческая игра для учащихся 6 классов.
Детская библиотека № 4
ул. Ленина, 59
13.30 – «Благословенно время Ярославово». Презентация книги «Ярослав Мудрый, князь Ростовский, Новгородский и Киевский». «Храните Память о былом». Выставка-портрет для учащихся 7 классов.
28 февраля – 1 марта
«Ярослав Мудрый. Проблемы изучения, сохранения и интерпретации историко-культурного наследия»
Всероссийская научно-практическая конференция
Место проведения:
28 марта, 10.00 – Центральная детская библиотека имени Ярослава Мудрого
корп. 2
1 марта, 10.00 – Городской выставочный зал им.
ул. Свободы, д. 15
1 марта
Детская библиотека № 7
10.30 – «По ». Галерея исторических личностей. Игра для дошкольников и учащихся 1 – 6 классов.
Детская библиотека № 1
12.00 – «Легенда о князе Ярославе». Краеведческий час для учащихся 1 – 4 классов.
Детская библиотека № 15
/2
12.30 – «Ум у него добрый, и на рати был храбр…». Беседа с электронной презентацией для учащихся 4 классов.
Дом культуры «Гамма»
, малый зал
13.00 – «Почему князя назвали мудрым». Познавательная программа для учащихся 5 – 6 классов.
Детская библиотека № 9
13.00 – «Книжность эпохи Ярослава Мудрого». Мультимедийная программа для учащихся 7 – 9 классов.
2 марта
«Восславим князя Ярослава»
Городской праздник для социально незащищенных детей
Центральная детская библиотека имени Ярослава Мудрого
корп. 2
Свято-Введенский Толгский женский монастырь
10.00 – 12.00 – Посещение Толгского монастыря (экскурсия, трапеза).
14.00 – 14.45 – «Восславим князя Ярослава». Праздник в библиотеке.
Участники концертной программы: ДК Добрынина, Детский театр эстрады «Веселая семейка»; Ярославский городской центр внешкольной работы; средняя общеобразовательная школа № 58, учащиеся 5 – 6 классов.
Центральная детская библиотека имени Ярослава Мудрого
корп. 2
13.30 – «Там, где российская держава почтила имя Ярослава». День информации для учащихся 5 – 9 классов.
14.00 – «По ». Электронная игра для читателей с ограниченными возможностями здоровья.
4 марта
Детская библиотека № 6
ул. Слепнева, 14
10.30 – «Ярослав Мудрый – князь России». Час исторической книги для учащихся 1 – 3 классов.
Детская библиотека № 7
10.30 – «По ». Галерея исторических личностей. Игра для дошкольников и учащихся 1 – 6 классов.
Детская библиотека № 11
ул. Труфанова, 36 корп. 2
10.30 – «Легенда о князе Ярославе». Театрализованная интерактивная беседа для дошкольников и учащихся 1 – 4 классов.
Детская библиотека № 3
ул. Гагарина, 39
12.50 – «Строитель, книжник, дипломат». Устный журнал для учащихся 5 классов.
Детская библиотека № 9
13.00 – «Русские князья». Презентация книги М. Михайлова для учащихся 10 – 11 классов.
5 марта
День памяти святого благоверного князя Ярослава Мудрого
в Ярославле
11.30 – Крестный ход к памятнику Ярославу Мудрому. Молебен.
Детская библиотека № 9
11.00 – «Киевская Русь при Ярославе Мудром». Путешествие по карте времени для учащихся 4 классов.
Детская библиотека № 13
11.00 – «Строитель, книжник, дипломат». Исторический час для учащихся 4 классов.
Дом культуры «Энергетик»
ул. Клубная, 19
13.30 – «». Интерактивная игра для учащихся школ Заволжского района.
Детская библиотека № 1
16.00 – «Дела давно минувших дней». День памяти Ярослава Мудрого для учащихся 9 – 11 классов.
Источник
“Åñëè áóäåòå æèòü â ìèðå,
Òî Áîã áóäåò çà âàñ
È ïîêîðèò âðàãîâ âàøèõ,
Åñëè æå âîçíåíàâèäèòå äðóã äðóãà
È íà÷í¸òå æèòü ìåæäó ñîáîþ
 áðàíÿõ è ðàñïðÿõ,
Òî ïîãóáèòå ñåáÿ
È çåìëþ ñâîèõ îòöîâ è äåäîâ,
Êîòîðóþ îíè ñòÿæàëè
Âåëèêèìè òðóäàìè.”
/Èç çàâåùàíèÿ ßðîñëàâà äåòÿì/
ßðîñëàâ âñåãäà ñòàðàëñÿ ñëåäîâàòü ïðèìåðó ñâîåãî îòöà
êíÿçÿ Âëàäèìèðà. Îí óêðåïëÿë ñâÿòóþ âåðó íà Ðóñè: ñòðîèë øêîëû è õðàìû è ïðîïîâåäîâàë Õðèñòèàíñêîå ó÷åíèå. Ïðè í¸ì áûëè ïîñòðîåíû õðàìû Ñâÿòîé Ñîôèè â Êèåâå è Íîâãîðîäå. Îí ìíîæåñòâî ìîíàñòûðåé îñíîâàë, ÷òÿ îòöîâñêóþ âåðó, ñðåäè íèõ Êèåâî-Ïå÷åðñêóþ ëàâðó. ßðîñëàâ äàë íàðîäó ñâîä çàêîíîâ, íàïèñàâ
“ßðîñëàâñêóþ ïðàâäó”, è íàðîä áûë áëàãîäàðåí êíÿçþ.
Ðàäóÿñü, ÷òî íå ïîø¸ë ïðîòèâ îòöà, è ïå÷àëÿñü î åãî ñìåðòè, ßðîñëàâ ïûòàëñÿ óíÿòü âîçíèêøèå ïîñëå ñìåðòè îòöà óñîáèöû.
Òàê, îí ïîçâàë âàðÿãîâ íà ïîìîùü â Íîâãîðîä, òå ðàñïîÿñàëèñü,
ñòàëè óíèæàòü è îñêîðáëÿòü íîâãîðîäöåâ, è çà ýòî áûëè ïåðåáèòû.
Óçíàâ îá ýòîì, ßðîñëàâ ïîçâàë ê ñåáå òåõ, êòî ó÷àñòâîâàë â
ññîðå, è òîæå ïðåäàë èõ ñìåðòè çà òî, ÷òî îíè ïëîõî îáîøëèñü ñ ïðèáûâøèìè ãîñòÿìè. Ãîñòåé íà Ðóñè âñåãäà óâàæàëè è ïðèâå÷àëè åù¸ ñ äðåâíèõ âðåì¸í.
Íî óòðîì ñëåäóþùåãî äíÿ îí ïîëó÷èë èçâåñòèå îá óáèéñòâå Ñâÿòîïîëêîì áðàòüåâ, òîãäà îí ïîâèíèëñÿ ïåðåä íîâãîðîäöàìè è ïîïðîñèë ïîìîùè. Íîâãîðîäöû áëàãîðîäíûå ñîãëàñèëèñü çàáûòü îáèäó è ïîøëè ñ ßðîñëàâîì (çà ýòî ßðîñëàâ ïîçäíåå äàë èì ëüãîòíûå ãðàìîòû, îñâîáîäèâøèå èõ îò êèåâñêîé çàâèñèìîñòè).
Íåñìîòðÿ íà ôèçè÷åñêèé íåäîñòàòîê (îí áûë õðîìûì), ßðîñëàâ ó÷àñòâîâàë â âîåííûõ ïîõîäàõ. Ìñòÿ çà áðàòüåâ, îí íàïàë íà Ñâÿòîïîëêà è ïîáåäèë åãî. Áîëåñëàâ, ïîëüñêèé êíÿçü, êîòîðîãî ïðèâ¸ë Ñâÿòîïîëê íà çåìëþ ðóññêóþ, çàíÿë Êèåâ. ßðîñëàâ ðåøèë áåæàòü çà ìîðå, íî åãî äðóæèíà ðàçáèëà ëàäüè ßðîñëàâà è ñêàçàëà åìó:”Õîòèì èäòè ñ òîáîé íà Áîëåñëàâà!”
ßðîñëàâ ñ äðóæèíîé ïîø¸ë íà áåðåã Àëüòû, òóäà, ãäå áûë óáèò áðàò Áîðèñ, è – íà÷àëàñü ñå÷à êðîâàâàÿ,
ßðîñëàâ èçãíàë Áîëåñëàâà è ñàì ñåë â Êèåâå.
Ïîñëå áèòâû ñ áðàòîì Ìñòèñëàâîì, îí îïÿòü ïîø¸ë â ñâîé Íîâãîðîä. Íî Ìñòèñëàâ ïîñëàë ñêàçàòü åìó:”Òû – ìîé ñòàðøèé áðàò. Âåðíèñü â Êèåâ, à ÿ óéäó íà ëåâóþ ñòîðîíó Äíåïðà.”
ßðîñëàâ ñîãëàñèëñÿ:”Áîã äà ñóäèò ìåæäó íàìè!”- è âåðíóëñÿ â Êèåâ, à Ìñòèñëàâ óø¸ë â ×åðíèãîâ.
È æèëè îáà áðàòà â ìèðå è ñîãëàñèè äî ñìåðòè Ìñòèñëàâà.
Òàê ßðîñëàâ ñòàë åäèíîëè÷íûì âëàñòèòåëåì çåìëè ðóññêîé.
ßðîñëàâ áûë ãëóáîêî íàáîæíûì è â òî æå âðåìÿ ñóåâåðåí (ñîæàëåÿ, ÷òî åãî äÿäüÿ ßðîïîëê è Îëåã óìåðëè íåêðåù¸ííûìè, îí
âûðûë èõ îñòàíêè, êðåñòèë è ïîìåñòèë â Áîãîðîäè÷íîé öåðêâè).
 1038 ãîäó ßðîñëàâ äàë ñâîåìó ñûíó Âëàäèìèðó Íîâãîðîä, à ñàì ðåøèë ðàñøèðèòü ðóññêèå çåìëè: ïðèñîåäèíèë íåñêîëüêî ïîëüñêèõ ãîðîäîâ, ïîáåäèë ÷óäü è ïîñòðîèë òàì ãîðîä Þðüåâ.
Îí îòïðàâèë íà ãðåêîâ ñâîåãî ñûíà Âëàäèìèðà, óçíàâ, ÷òî îíè óáèëè ðóññêîãî êóïöà. ßðîñëàâ âîçìóòèëñÿ: Ðóñü âñåãäà ñòîÿëà çà ñâîèõ!
Íî áóðÿ ðàçáèëà ðóññêèå ëàäüè. Âëàäèìèð âñ¸ æå îòáèë àòàêè ãðåêîâ, íî íå ñìîã ñ íèìè ñïðàâèòüñÿ, íå èìåÿ ñóäîâ, è âîçâðàòèëñÿ äîìîé. ×åðåç òðè ãîäà áûë çàêëþ÷¸í ìèð.
 1037 ãîäó ïå÷åíåãè íàïàëè íà Ðóñü. ßðîñëàâ ðàçáèë èõ íàãîëîâó è óñòðàøèë òàê, ÷òî îíè áîëüøå íîñà íå ïîêàçûâàëè, îñòàâèâ ïîïûòêè õîäèòü íà ðóñîâ.
Êíÿçü ßðîñëàâ ïîñâÿùàë ìíîãî âðåìåíè ÷òåíèþ ïðàâîñëàâíûõ êíèã, ñîáèðàë ñâîþ áèáëèîòåêó, íàñ÷èòûâàþùóþ îêîëî òûñÿ÷è ýêçåìïëÿðîâ. Îíà õðàíèëàñü â Ñâÿòîé Ñîôèè. Ê ñîæàëåíèþ, îíà
ñ÷èòàåòñÿ óòåðÿíîé.
Ëåòîïèñü ãëàñèò:
“Ïîäîáíî òîìó, êàê åñëè á êòî ðàñïàõàë çåìëþ, à äðóãîé ïîñåÿë, à èíûå ñòàëè áû ïîæèíàòü è åñòü ïèùó îáèëüíóþ, òàê è êíÿçü Âëàäèìèð ðàñïàõàë è óìÿã÷èë ñåðäöà ëþäåé, ïðîñâåòèâøè èõ êðåùåíèåì, ñûí åãî, ßðîñëàâ, íàñåÿë èõ êíèæíûìè ñëîâàìè, à òåïåðü ïîæèíàþò, ïðèíèìàÿ êíèæíîå ó÷åíèå. Âåëèêà áûâàåò ïîëüçà îò íåãî; èç êíèã ó÷èìñÿ ïóò¸ì ïîêàÿíèÿ, â ñëîâàõ êíèæíûõ îáðåòàåì ìóäðîñòü è âîçäåðæàíèå; ýòî ðåêè, íàïîÿþùèå âñåëåííóþ; â êíèãàõ íåèñ÷åòíàÿ ãëóáèíà.”
Åù¸ ïðè æèçíè ßðîñëàâ ðàçäàë ãîðîäà ñâîèì ñûíîâüÿì:
Íîâãîðîä – Âëàäèìèðó,
Òóðîâ – Èçÿñëàâó, à ïîñëå ñìåðòè Âëàäèìèðà, Íîâãîðîä,
×åðíèãîâ – Ñâÿòîñëàâó,
Ïåðåÿñëàâëü – Âñåâîëîäó,
Âëàäèìèð Âîëûíñêèé – Èãîðþ,
Ñìîëåíñê – Âÿ÷åñëàâó.
À ïîñëå ñâîåé ñìåðòè, çàâåùàë êíÿæèòü íà êèåâñêîì ñòîëå ñûíó
Èçÿñëàâó.
Óìåð ßðîñëàâ â ôåâðàëå 1054 ãîäà. Ïîõîðîíèëè åãî â öåðêâè Ñâÿòîé Ñîôèè â ãðîáíèöå èç áåëîãî ìðàìîðà. Ïëàêàëè ïî íåìó âñå ðóññêèå ëþäè. È íàçâàëè åãî Ìóäðûì.
Ïðàâîñëàâèå, óêðåïë¸ííîå èì íà Ðóñè, ñòàëî îñíîâîé äëÿ ïðåêðàùåíèÿ ìåæäóóñîáèö íà Ñâÿòîé Ðóñè.
Òàêèì, âåëèêèì è ìîãó÷èì, îñòàâèë Ãîñóäàðñòâî ßðîñëàâ Ìóäðûé.
Âåñòü î ìóäðîñòè ðóññêîãî êíÿçÿ ßðîñëàâà ðàñïðîñòðàíèëàñü ïî âñåé çåìëå, ìíîãèå êîðîëè õîòåëè ïîðîäíèòüñÿ ñ íèì.
Òàê, äî÷åðè ßðîñëàâà ñòàëè æ¸íàìè êîðîëåé:
Åëèçàâåòà – íîðâåæñêîãî êîðîëÿ Õàðàëüäà Ñóðîâîãî;
Àíàñòàñèÿ – âåíãåðñêîãî Àíäðàøà I;
Àííà – ôðàíöóçñêîãî Ãåíðèõà I.
Íåò èíîãî âîèíñêîãî ñ÷àñòüÿ –
Ïîãèáàòü çà Ðóñü âî äíè íåíàñòüÿ.
Çà ñâÿòóþ âåðó ïðàâîñëàâíóþ
Ïîñòîèì, ïîêðîåì ñåáÿ ñëàâîþ!
Íèêîãäà íå áåãàé îò âðàãîâ.
Äàé íåñ÷àñòíîìó åäó è êðîâ.
Âåðåí áóäü îòöîâñêîìó óêëàäó –
È îò Áîãà îáðåò¸øü íàãðàäó!
Íàðîä, ïîëó÷èâøèé îò íåãî ñâîä çàêîíîâ “Ðóññêóþ ïðàâäó”, áëàãîäàðèë êíÿçà çà åãî ìóäðîñòü. Îí îñòàâèë äåòÿì ñâîèì çàâåùàíèå .
Источник
Волжские болгары, по свидетельству Эбн-Гаукаля, арабского географа X века, доставляли из Руси шкуры черных куниц или скифских соболей; но сами на Русь не ездили, потому что там якобы убивали всех иноземцев.
Скандинавские саги и немецкие летописи сообщают и о торговле русских с северными народами. Вся торговля с северными и балтийскими странами велась через Новгород. На новгородском рынке, куда съезжались тысячи купцов, скандинавы покупали драгоценные ткани, домашнюю утварь, богатые одежды, шитые золотом, и меха. Вероятно, что эти богатые одежды и ткани доставлялись купцами в Новгород из Царьграда, по древнему торговому пути «из варяг в греки». Если верить Нестору, то этим торговым путем пользовались новгородцы еще во времена Олега.
Вполне вероятно, что великие князья, следуя примеру скандинавских властителей, сами участвовали в торговых операциях для умножения своих доходов, ведь государственную подать в IX и X веках на Руси собирали в основном натурой. Из разных областей Руси шли в столицу обозы с медом и шкурами, это был княжеский оброк.
Ежегодно приходили и в Киев купеческие флоты из Константинополя. Такие караваны привозили богатые и важные для князя и бояр товары. Князья, ожидая их, даже из самых отдаленных мест присылали войско к Каневу для обороны судов от печенегов, а затем половцев. Днепр в его течении от Киева до моря назывался путем греческим. Им издавна пользовались и русичи. Они привозили в богатый и цветущий Судак горностаевые и другие драгоценные меха, а в Тавриде покупали соль. Здесь же русские купцы приобретали у восточных купцов бумажные и шелковые ткани, различные пряные коренья. В Киеве, как мы упоминали выше, жили греки, евреи, армяне, немцы, а также представители других народов. Сюда их привлекали выгодная торговля и обмен товарами. Немалое значение имело и гостеприимство русских, которые дозволяли христианам латинской церкви свободно отправлять свое богослужение, но запрещали им спорить о вере. По утверждению одного из польских историков, «боясь, чтобы сии проповедники не доказали, сколь вера греческая далека от истины».
Подобно Черному морю и Днепру, Каспийское море и Волга служили другим важным путем для торговли. Болгары, в случае неурожая на Руси, поставляли хлеб в Суздальский край, могли доставлять и ремесленные изделия Востока.
Удачные войны, получение выкупов, торговля русских купцов вели к обогащению высших слоев русского общества. Узнав о пышности константинопольского двора, великие князья, а вслед за ними и бояре, хотели подражать ему. За ними следовали их жены и дети, родственники.
Но не только богатства Византии привлекали русских князей. Владимир Великий, а за ним и Ярослав многое сделали для того, чтобы на Руси прижилась и книжная (то есть имевшая письменность) византийская культура.
«Велика ведь бывает польза от учения книжного»
Народы, которые вошли в состав Русского государства, считал Н. М. Карамзин, «и до пришествия варягов имели уже некоторую степень образования. Так, самые грубые древляне уже жили в городах. Вятичи и радимичи, по описанию Нестора, варвары, издревле занимались хлебопашеством. Вероятно, что они пользовались и выгодами торговли, как внутренней, так и внешней». По мнению Н. М. Карамзина, народы, которые жили в городах и занимались торговлей, не могли быть безграмотными. Посчитать, получить прибыль мог только сметливый и относительно грамотный человек. Они также использовали особые меры: сажень, локоть, пядь, стопа в повседневной жизни и при строительстве.
Конечно, наиболее образованными были высшие слои общества. Так, Новгородский эпос говорит о грамотности боярской молодежи. Былина о Василии Буслаеве рассказывает:
Стали его, Васильюшку, грамоте учить,
Грамота ему в наук пошла;
Посадили его, Васильюшку, пером писать,
И письмо ему в наук пошло.
Но только Владимир Великий положил начало истинному народному просвещению на Руси.
Скандинавы в IX веке знали руническое письмо. Однако руны оказались недостаточными для выражения многих звуков славянского языка. Хотя кириллический алфавит мог быть известен на Руси еще до Владимира (о первых христианах на Руси упоминается во времена Игоря, и им, естественно, необходимо было иметь книги для церковного служения), однако число грамотных людей было, конечно, невелико. Владимир увеличил число грамотных, посылая «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», чтобы дать церкви пастырей и священников, «разумеющих книжное писание», и таким образом открыл русским путь к науке и образованию.
Ярослав, по примеру своего отца, который любил «словеса книжные», сам много читал и заботился о просвещении подданных. С этой целью он, во-первых, поставляя по градам и селам священников, платил им из своей казны жалованье, чтобы они чаще собирали народ в церкви и ревностнее учили его вере. Во-вторых, объединил вокруг себя людей образованных, которые переводили по его поручению многие книги с греческого языка на славянский, а другие, «прежде в Болгарии или Руси переведенные», списали, и предлагал эти книги для чтения всем верным. В-третьих, посетив в 1030 г. Новгород, сам основал там училище, в котором сразу же начали обучаться 300 детей старост и пресвитеров. Ярослав, судя по этим опытам, старался и в других городах открывать или, по крайней мере, поддерживать уже существующие училища, которые давали образование народу и готовили священников для церкви. «Житие» Феодосия Печерского повествует о том, что Феодосий «попросил [в Курске] отдать его учителю поучиться божественным книгам, что и сделали. Скоро постиг он всю грамоту, так что поражались все уму его и способностям и тому, как быстро он всему научился. А кто расскажет о покорности и послушании, какими отличался он в учении не только перед учителем своим, но и перед учащимися с ним?» Летописец, к сожалению, не сообщает о количестве таких училищ. Он делает общий вывод о том, что, тогда как Владимир только «взорал и умягчил землю Русскую святым крещением», Ярослав «насеял книжными словесы сердца верных людей» и что даже к концу XI и в начале XII столетия сыны Руси только пожинали посеянное этим достойным князем.
Источники позволяют предположить, что в Древней Руси были школы двух видов. В одних (при монастырях) готовили церковнослужителей. В них преподавали чтение, письмо, пение, богословие. Школы высшего типа, кроме того, для «лучших людей детей», давали знания по философии, риторике, грамматике. Но, очевидно, самым распространенным было индивидуальное обучение. Летопись под 1030 г. сообщает: «Преставился Иоаким, епископ Новгородский, и был у него ученик Ефрем, который нас учил греческому языку». О широком распространении индивидуального обучения говорят многочисленные находки берестяных грамот, найденные в Новгороде, Смоленске и других городах. На бересте писали купцы, горожане, крестьяне. Эта повседневная переписка раскрывает самые различные стороны жизни Великого Новгорода. Учебные тетрадки мальчика Онфима (вторая половина XIII столетия) дают нам представление о системе обучения в Древней Руси. На одном «листе» записи букв и слогов: БА ВА ГА ДА ЖА… БЕ BE ГЕ ДЕ ЖЕ… БИ ВИ ГИ ДИ ЖИ и т. д… свидетельствуют о слоговом принципе обучения. На другом листе записана традиционная формула: «Господи, помози (помоги) рабу своєму Онфиму», рисунок зверя и подпись «Я – зверь». На третьем кусочке бересты рядом с рисунками человечков сделана запись из долгового документа: «На Домире възяти доложзиве». Знал мальчик и числа, набрасывал на бересте начальные фразы богослужебных молитв и песен. Свои надписи на изделиях ставили гончары. На голоснике в новгородском Софийском соборе мастер расписался «Стефан пел» (писал). Иногда эти надписи носят своеобразный, символический характер. Так, у горлышка глиняной амфоры XI столетия киевский мастер сделал надпись: «Благодатна полная корчага сия».
Источник
Боковые нефы и западную часть храма занимали поднятые над полом хоры. Наличие хоров во многих храмах древнерусского государства было характерным явлением. Они предназначались для князя, его семьи и знати. Хоры как бы отделяли их от общей массы, возвышали над подданными, приближая к Богу.
София сооружалась из камня и кирпича – «плинфы». Фундамент наружных стен делался из крупных камней на растворе, внутренние стены покоились на каменном фундаменте, сложенном насухо, без раствора. Стены выкладывались из чередующихся рядов камня и плинфы, причем строители применяли здесь метод так называемой «утопленной плинфы», когда ряды кирпича были несколько углублены в стену, а образовавшиеся промежутки заполнены цемянкой, т. е. раствором извести, песка и толченого кирпича. Серый гранит и красный кварцит в сочетании с оранжево-розовым цветом плинфы и розоватым оттенком цемянки придавали фасаду нарядный вид.
Такого характера кладка была и у стен киевской Десятинной церкви, так делали стены и большинства других храмов в Древней Руси.
Софийский собор производил исключительное впечатление. Расположенный на высоком берегу Днепра, блестя свинцовыми куполами, он как бы господствовал над окрестностями. Открытые арки галерей связывали храм с окружающей природой, а декоративные ниши, полуколонны, шиферные карнизы и другие украшения в сочетании с цветовой гаммой стен и общим обликом здания оставляли след в памяти и сердце человека. Не менее великолепным и богатым был храм внутри.
Благодаря умелой внутренней композиции храма внимание вошедшего приковывалось, прежде всего, к алтарной части и пространству под центральным куполом, в центре которого было помещено изображение Христа-Вседержителя. Мозаика покрывала всю центральную часть храма. Даже сейчас, когда сохранилось далеко не все, мозаики покрывают и все подкупольное пространство, предалтарные столбы и алтарную часть. Стены храма, своды и столбы сверху донизу были расписаны фресками.
Одной из самых впечатляющих в храме является мозаичная фигура Божьей Матери – Марии-Оранты, помещенная на «конхе» – внутренней, сферической поверхности апсиды. В молитвенной позе, с поднятыми вверх руками, Мария обращается к Христу. Стоит она на широком помосте, украшенном драгоценными камнями. Ее синие одежды с черными складками выделяются на фоне золотой смальты.
В технике мозаики выполнены изображения Христа-Вседержителя на купольной части, двенадцати апостолов в простенках между окнами центрального барабана и другие сюжеты. Богатейшее сочетание цветов, несомненно, очень сильно воздействует на зрителя. В мозаичной палитре мастеров киевской Софии было найдено около 130 оттенков (25 – зеленого, 23 – коричневого, 19 – синего и золотого и т. д.). Чтобы придать большую выразительность мозаике, художники использовали еще один прием. Кусочки смальты, вдавливаемые в сырую штукатурку, ставились под различными углами. Свет, падавший на них, отражался по-разному, и создавалось искрящееся, хорошо видимое с любого места в соборе мозаичное изображение.
Много места в соборе занимают фрески. Техника фрески давала возможность на длительное время сохранять роспись, однако она требовала от художника большого мастерства и четкости в работе. Фрески писались водяными красками, хорошо впитывавшимися в сырую поверхность грунтовки. И хотя в них не было той яркости, блеска и разнообразия, как в мозаике, фресковая живопись Софии Киевской достигла большой выразительности.
Наряду с чисто церковными сюжетами среди фресок Софии удалось обнаружить два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. На одном сохранились фрагменты изображения двух младших сыновей Ярослава, однако остальные изображения, в том числе и самого Ярослава, погибли. Но общий вид этой фрески нам известен благодаря зарисовке, сделанной художником Вестерфельдом в 1651 г. На ней Ярослав изображен идущим со своими сыновьями, с моделью храма в руках.
Значительно лучше сохранились фрески с изображением женщин из семьи Ярослава. Здесь мы видим четыре фигуры в рост, в разнообразных одеждах, с индивидуальными чертами лиц.
На стенах башен художник, отступив от религиозных сюжетов, запечатлел светскую жизнь. В одной из башен изображена императорская ложа, в которой сидит император в нимбе, придворные, процессия с охраной и др. Фрески с изображением императора, придворных и т. п. могли быть навеяны жизнью византийского двора.
Но особенно интересны многочисленные очень реалистические изображения бытовых сценок, близкие к нравам киевского княжеского дома. В северо-западной башне изображена охота на медведя, на другом рисунке – фигура сидящего музыканта со смычковым инструментом. Ряд фресок: «Человек ведет на поводу верблюда», «Борьба ряженых», «Стреляющий из лука», «Скоморохи», «Кулачный бой», «Акробаты». Здесь же и уже упоминавшееся изображение борьбы Ярослава с медведем. Фрески знакомят нас со многими сторонами жизни киевского общества.
Вслед за киевской Софией на берегах Волхова в Новгороде тоже строится Софийский собор.
Новгородскую Софию строили быстрее киевской (1045–1050 гг.). В композиционном плане это огромное пятинефное крестово-купольное сооружение, хоры, занимающие боковые нефы и западную стену, двухэтажные закрытые боковые галереи с арками.
Однако новгородская София имеет и свои особенности. Вместо многокупольной пирамидальной громады киевской Софии здесь 5 куполов, сгруппированных в центре. Мощные наружные лопатки на гладких стенах из плинфа, цемянки и камня подчеркивают внутреннюю, конструктивную часть собора. Глубокие, длинные проемы окон в сочетании с гладкими стенами и лопатками делают храм как бы еще выше, монолитнее. Три апсиды в алтарной части заканчиваются купольным перекрытием. Двускатные перекрытия чередуются с цилиндрическими сводами, выступают по краям фасада в виде фронтончиков. На восточной стороне цилиндрические четвертные своды сделаны в виде полузакомар.
Законченный лаконичный архитектурный образ новгородской Софии послужил образцом для последующих новгородских построек.
В отличие от киевской Софии в новгородском храме нет богатейших мозаик, мрамора, шифера. Внутреннее убранство соответствует простым, строгим формам объема.
Фресковая роспись собора создавалась не сразу, а постепенно. Законченный в 1050 г., собор стал расписываться только в начале следующего столетия.
Можно предположить, что Ярослав и его супруга Ингигерд (Ирина) часто посещали Новгород и следили за строительством храма. Следует заметить, что новгородская София, в отличие от киевской, не подвергалась перестройке и сохранила свой первозданный вид.
Построили Софийский собор и в Полоцке. Это произошло при детях Ярослава. Это пятинефный храм с тремя апсидами и семью куполами, в основном повторявший архитектурные особенности Софии Киевской.
Софийский храм в Киеве, как только был закончен, стал митрополичим кафедральным собором. Митрополит Илларион, который видел этот храм, писал: «Он [Ярослав] неоконченное тобою [Владимиром] окончил, как Соломон предприятия Давидовы, создал дом Божий, великий и святой, в честь Его Премудрости на освящение твоему граду и украсил его всякими украшениями: золотом, серебром, драгоценными камнями, дорогими сосудами, так что церковь сия заслужила удивление и славу у всех окружных народов и не найдется подобной ей во всей полуношной стране от востока до запада». На протяжении нескольких веков София Киевская являлась центром общерусской митрополии, средоточием политической и культурной жизни страны. Здесь «ставили» на великое княжение и принимали послов, происходили соборы русских епископов, правили молебны в честь блистательных побед русских дружин над половцами и приносили присягу верности. Нередко София оказывалась в центре острой социальной борьбы; на ее дворе собирались веча, выливавшиеся в народные восстания против князей и бояр. При Софийском соборе был построен митрополичий дом, в котором постоянно проживали русские митрополиты. Резиденция киевских митрополитов была ограждена мощной каменной стеной. В этой стене находились ворота, через которые можно было проехать к центральному, западному, входу в Софию Киевскую. Площадь митрополичьего двора достигала 3,5 га. О значительных его размерах говорит, например, летопись под 1147 г., сообщая, что во дворе Софии собралось вече, в котором участвовало множество киевлян.
Источник