Велика ведь бывает польза от учения книжного сказал

Велика ведь бывает польза от учения книжного сказал thumbnail

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания, Велика есть мудрость; ведь и Соломон, прославляя ее, говорил: „Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх Господень… Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут благодать». Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.

Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими.

В год 6546 (1038). Ярослав пошел на ятвягов.

В год 6547 (1039). Освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, которую создал Владимир, отец Ярослава.

В год 6548 (1040). Ярослав пошел на Литву.

В год 6549 (1041). Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях.

В год 6550 (1042). Пошел Владимир Ярославич на Ямь и победил их. И пали кони у воинов Владимировых; так, что и с еще дышащих коней сдирали кожу: такой был мор на коней!

В год 6551 (1043). Послал Ярослав сына своего Владимира на греков и дал ему много воинов, а воеводство поручил Вышате, отцу Яня. И отправился Владимир в ладьях, и приплыл к Дунаю, и направился к Царьграду. И была буря велика, и разбила корабли русских, и княжеский корабль разбил ветер, и взял князя в корабль Иван Творимирич, воевода Ярослава. Прочих же воинов Владимировых, числом до 6000, выбросило на берег, и, когда они захотели было пойти на Русь, никто не пошел с ними из дружины княжеской. И сказал Вышата: „Я пойду с ними». И высадился к ним с корабля, и сказал: „Если буду жив, то с ними, если погибну, то с дружиной». И пошли, намереваясь дойти до Руси. И сообщили грекам, что море разбило ладьи руси, и послал царь, именем Мономах, за русью 14 ладей. Владимир же, увидев с дружиною своею, что идут за ними, повернув, разбил ладьи греческие и возвратился на Русь, сев на корабли свои. Вышату же схватили вместе с выброшенными на берег, и привели в Царьград, и ослепили много русских. Спустя три года, когда установился мир, отпущен был Вышата на Русь к Ярославу. В те времена выдал Ярослав сестру свою за Казимира, и отдал Казимир, вместо свадебного дара, восемьсот русских пленных, захваченных еще Болеславом, когда тот победил Ярослава.

В год 6552 (1044). Выкопали из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и окрестили кости их, и положили их в церкви святой Богородицы, В тот же год умер Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын его, сел на столе его, мать же родила его от волxвования. Когда мать родила его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: „Это язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти». И носит его на себе Всеслав и до сего дня; оттого и не милостив на кровопролитие.

В год 6553 (1045). Заложил Владимир святую Софию в Новгороде.

В год 6554 (1046).

В год 6555 (1047). Ярослав пошел на мазовшан, и победил их, и убил князя их Моислава, и покорил их Казимиру.

В год 6556 (1048).

В год 6557 (1049).

В год 6558 (1050). Преставилась княгиня, жена Ярослава.

В год 6559 (1051). Поставил Ярослав Илариона митрополитом, русского родом, в святой Софии, собрав епископов.

А теперь скажем, почему назван так Печерский монастырь. Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое и церковь, которая была там, святых апостолов и помогал попам многим, среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится старый монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий. Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел там церковные часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль на сердце поставить его митрополитом в святой Софии, а пещерка эта так и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек, мирянин из города Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти странничать. И направился он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и обошел их, полюбив монашество, и пришел в один монастырь, и умолил игумена, чтобы постриг его в монахи. Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний, наставив и научив, как жить по-чернечески, и сказал ему: „Иди снова на Русь, и да будет на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами». Благословил его и отпустил, сказав ему: „Иди с миром». Антоний же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям, и не возлюбил их, так как Бог не хотел того. И стал ходить по дебрям и горам, ища места, которое бы ему указал Бог. И пришел на холм, где Иларион выкопал пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней, и стал молиться Богу со слезами, говоря: „Господи! Укрепи меня в месте этом, и да будет здесь благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг». И стал жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью, пребывая в трудах, в бдении и в молитвах. Потом узнали добрые люди и приходили к нему, принося все, что ему требовалось, И прослыл он как великий Антоний: приходя к нему, просили у него благословения. После же, когда преставился великий князь Ярослав, – приял власть сын его Изяслав и сел в Киеве.

Антоний же прославлен был в Русской земле; Изяслав, узнав о святой жизни его, пришел с дружиною своею, прося у него благословения и молитвы. И ведом стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия, и начал он принимать и постригать их, и собралось к нему братии числом 12, и ископали пещеру великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня еще существуют в пещере под старым монастырем. Когда собралась братия, сказал им Антоний: „Это Бог вас, братия, собрал, и вы здесь по благословению Святой Горы, по которому меня постриг игумен Святой Горы, а я вас постригал – да будет благословение на вас, первое от Бога, а второе от Святой Горы». И так сказал им: „Живите же сами по себе, и поставлю вам игумена, а сам я хочу уединиться в этой горе, так как и прежде уже привык жить в уединении». И поставил им игуменом Варлаама, а сам пришел к горе и ископал пещеру, что под новым монастырем, и в ней скончал дни свои, живя в добродетели, не выходя никуда из пещеры в течение сорока лет; в ней лежат мощи его и до сего дня. Братия же с игуменом жили в прежней пещере. И в те времена, когда братия умножилась и не могла уже вместиться в пещере, помыслили поставить монастырь вне пещеры. И пришли игумен с братией к Антонию и сказали ему: „Отец! Умножилась братия, и не можем вместиться в пещере; если бы Бог повелел, по твоей молитве поставили бы мы церковку вне пещеры». И повелел им Антоний. Они же поклонились ему и поставили церковку малую над пещерою во имя Успения святой Богородицы. И начал Бог, по молитве святой Богородицы, умножать черноризцев, и совет сотворили братья с игуменом поставить монастырь. И пошли братья к Антонию и сказали: „Отец! Братия умножается, и мы хотели бы поставить монастырь». Антоний же сказал с радостью: „Благословен Бог во всем, и молитва святой Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами». И, сказав это, послал одного из братьев к князю Изяславу, говоря так: „Князь мой! Вот Бог умножает братию, а местечко малo: дал бы нам гору ту, что над пещерою». Изяслав же услышал это и был рад, и послал мужа своего, и отдал им гору ту. Игумен же и братия заложили церковь великую, и монастырь огородили острогом, келий поставили много, завершили церковь и украсили ее иконами. И с той поры начался Печерский монастырь: оттого, что жили чернецы прежде в пещере, и прозвался монастырь Печерским. Основался же монастырь Печерский по благословению Святой Горы. Когда укрепился монастырь при игумене Варлааме, Изяслав поставил другой монастырь, святого Дмитрия, и вывел Варлаама на игуменство к святому Дмитрию, желая сделать тот монастырь выше Печерского, надеясь на свое богатство. Много ведь монастырей цесарями, и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены слезами, постом, молитвою, бдением. Антоний ведь не имел ни золота, ни серебра, но достиг всего слезами и постом, как я уже говорил. Когда Варлаам ушел к святому Дмитрию, братья, сотворив совет, пошли к старцу Антонию и сказали: „Поставь нам игумена». Он же сказал им: „Кого хотите?». Они же ответили: „Кого хочет Бог и ты». И сказал им: „Кто из вас больше Феодосия – послушного, кроткого, смиренного, – да будет он вам игумен». Братия же рада была, поклонилась старцу; и поставили Феодосия игуменом братии, числом 20. Когда же Феодосий принял монастырь, стал он следовать воздержанию, и строгим постам, и молитвам со слезами, и стал собирать многих черноризцев, и собрал братии числом 100. И стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил, монах Студийского монастыря, пришедший из Греческой земли с митрополитом Георгием, – и стал у него Феодосий спрашивать устав студийских монахов. И нашел у него, и списал, и ввел устав в монастыре своем – как петь пения монастырские, и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и весь распорядок церковный, и на трапезе поведение, и что вкушать в какие дни – все это по уставу. Найдя этот устав, Феодосий дал его в свой монастырь. От того же монастыря переняли все монастыри этот устав, оттого и почитается монастырь Печерский старшим изо всех. Когда же жил Феодосий в монастыре, и вел добродетельную жизнь, и соблюдал монашеские правила, и принимал всякого, приходящего к нему, – пришел к нему и я – худой и недостойный раб, – и принял меня, а лет мне было от роду 17. Написал я это и определил, в какой год начался Печерский монастырь и чего ради зовется Печерским. А о житии Феодосия скажем после.

Читайте также:  Маслины все о пользе и вреде

Источник

Когда Ярослав был в Новгороде, пришла к нему весть, что печенеги осадили Киев. Ярослав собрал воинов многих, варягов и словен, пришел к Киеву и вошел в город свой. А было печенегов без числа. Ярослав выступил из города, и исполчил дружину, и поставил варягов посредине, а на правой стороне – киевлян, а на левом крыле – новгородцев; и стал пред градом. Печенеги пошли на приступ и схватились на месте, где стоит ныне святая София, митрополия русская: было здесь тогда поле вне града. И была сеча жестокая, и едва к вечеру одолел Ярослав. И побежали печенеги врассыпную, и не знали, куда бежать, одни, убегая, тонули в Сетомли, иные же в других реках, а остаток их бегает где-то и до сего дня. В тот же год посадил Ярослав брата своего Судислава в темницу во Пскове – был тот оклеветан перед ним.

В год 6545 (1037). Заложил Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы, попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет, другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания, Велика есть мудрость; ведь и Соломон, прославляя ее, говорил: „Я, премудрость, вселила свет и разум, и смысл я призвала. Страх Господень… Мои советы, моя мудрость, мое утверждение, моя сила. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих меня люблю, ищущие меня найдут благодать». Если прилежно поищешь в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых отцов, обретает душе великую пользу.

Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими.

Читайте также:  Выходные с радостью и пользой

В год 6546 (1038). Ярослав пошел на ятвягов.

В год 6547 (1039). Освящена была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, которую создал Владимир, отец Ярослава.

В год 6548 (1040). Ярослав пошел на Литву.

В год 6549 (1041). Пошел Ярослав на мазовшан в ладьях.

В год 6550 (1042). Пошел Владимир Ярославич на Ямь и победил их. И пали кони у воинов Владимировых; так, что и с еще дышащих коней сдирали кожу: такой был мор на коней!

В год 6551 (1043).

Источник

ПОХВАЛА УЧЕНИЮ КНИЖНОМУ

В год 6545 (1037). Заложил
Ярослав город великий, у того же града Золотые ворота; заложил и церковь
святой Софии, митрополию, и затем церковь на Золотых воротах – святой
Богородицы Благовещения, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины.
И стала при нем вера христианская плодиться и расширяться, и черноризцы
стали умножаться, и монастыри появляться. И любил Ярослав церковные уставы,
попов любил немало, особенно же черноризцев, и книги любил, читая их часто
и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого
на славянский язык. И написали они книг множество, ими же поучаются верующие
люди и наслаждаются учением божественным. Как если один землю вспашет,
другой же засеет, а иные жнут и едят пищу неоскудевающую, – так и этот.
Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил.
Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем,
учение принимая книжное.

Велика ведь бывает польза от
учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо
от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь – реки, напояющие
вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина;
ими мы в печали утешаемся; они – узда воздержания, Велика есть мудрость;
ведь и Соломон, прославляя ее, говорил: “Я, премудрость, вселила
свет и разум, и смысл я призвала. Страх Господень… Мои советы, моя мудрость,
мое утверждение, моя сила. Мною цесари царствуют, а сильные узаконяют
правду. Мною вельможи величаются и мучители управляют землею. Любящих
меня люблю, ищущие меня найдут благодать”. Если прилежно поищешь
в книгах мудрости, то найдешь великую пользу душе своей. Ибо кто часто
читает книги, тот беседует с Богом или со святыми мужами. Тот, кто читает
пророческие беседы, и евангельские и апостольские поучения, и жития святых
отцов, обретает душе великую пользу.
Ярослав же, как мы уже сказали, любил книги и, много их написав, положил
в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром
и сосудами церковными, и возносят в ней к Богу положенные песнопения в
назначенное время. И другие церкви ставил по городам и по местам, поставляя
попов и давая от богатств своих жалованье, веля им учить людей, потому
что им поручено это Богом, и посещать часто церкви. И умножились пресвитеры
и люди христианские. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей
христиан, а враг сетовал, побеждаемый новыми людьми христианскими.

В год 6546 (1038). Ярослав
пошел на ятвягов.

В год 6547 (1039). Освящена
была митрополитом Феопемптом церковь святой Богородицы, которую создал
Владимир, отец Ярослава.

В год 6548 (1040). Ярослав
пошел на Литву.

В год 6549 (1041). Пошел Ярослав
на мазовшан в ладьях.

В год 6550 (1042). Пошел Владимир
Ярославич на Ямь и победил их. И пали кони у воинов Владимировых; так,
что и с еще дышащих коней сдирали кожу: такой был мор на коней!

ПОСТАВЛЕНИЕ
МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА И ОСНОВАНИЕ ПЕЧЕРСКОГО МОНАСТЫРЯ

В год 6551 (1043). Послал Ярослав
сына своего Владимира на греков и дал ему много воинов, а воеводство поручил
Вышате, отцу Яня. И отправился Владимир в ладьях, и приплыл к Дунаю, и
направился к Царьграду. И была буря велика, и разбила корабли русских,
и княжеский корабль разбил ветер, и взял князя в корабль Иван Творимирич,
воевода Ярослава. Прочих же воинов Владимировых, числом до 6000, выбросило
на берег, и, когда они захотели было пойти на Русь, никто не пошел с ними
из дружины княжеской. И сказал Вышата: “Я пойду с ними”. И высадился
к ним с корабля, и сказал: “Если буду жив, то с ними, если погибну,
то с дружиной”. И пошли, намереваясь дойти до Руси. И сообщили грекам,
что море разбило ладьи руси, и послал царь, именем Мономах, за русью 14
ладей. Владимир же, увидев с дружиною своею, что идут за ними, повернув,
разбил ладьи греческие и возвратился на Русь, сев на корабли свои. Вышату
же схватили вместе с выброшенными на берег, и привели в Царьград, и ослепили
много русских. Спустя три года, когда установился мир, отпущен был Вышата
на Русь к Ярославу. В те времена выдал Ярослав сестру свою за Казимира,
и отдал Казимир, вместо свадебного дара, восемьсот русских пленных, захваченных
еще Болеславом, когда тот победил Ярослава.

В год 6552 (1044). Выкопали
из могил двух князей, Ярополка и Олега, сыновей Святослава, и окрестили
кости их, и положили их в церкви святой Богородицы, В тот же год умер
Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, отец Всеслава, и Всеслав, сын
его, сел на столе его, мать же родила его от волxвования. Когда мать родила
его, на голове его оказалось язвено, и сказали волхвы матери его: “Это
язвено навяжи на него, пусть носит его до смерти”. И носит его на
себе Всеслав и до сего дня; оттого и не милостив на кровопролитие.

В год 6553 (1045). Заложил
Владимир святую Софию в Новгороде.

В год 6555 (1047). Ярослав
пошел на мазовшан, и победил их, и убил князя их Моислава, и покорил их
Казимиру.

В год 6558 (1050). Преставилась
княгиня, жена Ярослава.

В год 6559 (1051). Поставил
Ярослав Илариона митрополитом, русского родом, в святой Софии, собрав
епископов.

А теперь скажем, почему назван
так Печерский монастырь. Боголюбивый князь Ярослав любил село Берестовое
и церковь, которая была там, святых апостолов и помогал попам многим,
среди которых был пресвитер, именем Иларион, муж благостный, книжный и
постник. И ходил он из Берестового на Днепр, на холм, где ныне находится
старый монастырь Печерский, и там молитву творил, ибо был там лес великий.
Выкопал он пещерку малую, двухсаженную, и, приходя из Берестового, пел
там церковные часы и молился Богу втайне. Затем Бог положил князю мысль
на сердце поставить его митрополитом в святой Софии, а пещерка эта так
и возникла. И немного дней спустя оказался некий человек, мирянин из города
Любеча, и положил ему Бог мысль на сердце идти странничать. И направился
он на Святую Гору, и увидел там монастыри, и обошел их, полюбив монашество,
и пришел в один монастырь, и умолил игумена, чтобы постриг его в монахи.
Тот послушал, постриг его, дал ему имя Антоний, наставив и научив, как
жить по-чернечески, и сказал ему: “Иди снова на Русь, и да будет
на тебе благословение Святой Горы, ибо от тебя многие станут чернецами”.
Благословил его и отпустил, сказав ему: “Иди с миром”. Антоний
же пришел в Киев и стал думать, где бы поселиться; и ходил по монастырям,
и не возлюбил их, так как Бог не хотел того. И стал ходить по дебрям и
горам, ища места, которое бы ему указал Бог. И пришел на холм, где Иларион
выкопал пещерку, и возлюбил место то, и поселился в ней, и стал молиться
Богу со слезами, говоря: “Господи! Укрепи меня в месте этом, и да
будет здесь благословение Святой Горы и моего игумена, который меня постриг”.
И стал жить тут, молясь Богу, питаясь хлебом сухим, и то через день, и
воды испивая в меру, копая пещеру и не давая себе покоя днем и ночью,
пребывая в трудах, в бдении и в молитвах. Потом узнали добрые люди и приходили
к нему, принося все, что ему требовалось, И прослыл он как великий Антоний:
приходя к нему, просили у него благословения. После же, когда преставился
великий князь Ярослав, – приял власть сын его Изяслав и сел в Киеве. Антоний
же прославлен был в Русской земле; Изяслав, узнав о святой жизни его,
пришел с дружиною своею, прося у него благословения и молитвы. И ведом
стал всем великий Антоний и чтим всеми, и стала приходить к нему братия,
и начал он принимать и постригать их, и собралось к нему братии числом
12, и ископали пещеру великую, и церковь, и кельи, которые и до сего дня
еще существуют в пещере под старым монастырем. Когда собралась братия,
сказал им Антоний: “Это Бог вас, братия, собрал, и вы здесь по благословению
Святой Горы, по которому меня постриг игумен Святой Горы, а я вас постригал
– да будет благословение на вас, первое от Бога, а второе от Святой Горы”.
И так сказал им: “Живите же сами по себе, и поставлю вам игумена,
а сам я хочу уединиться в этой горе, так как и прежде уже привык жить
в уединении”. И поставил им игуменом Варлаама, а сам пришел к горе
и ископал пещеру, что под новым монастырем, и в ней скончал дни свои,
живя в добродетели, не выходя никуда из пещеры в течение сорока лет; в
ней лежат мощи его и до сего дня. Братия же с игуменом жили в прежней
пещере. И в те времена, когда братия умножилась и не могла уже вместиться
в пещере, помыслили поставить монастырь вне пещеры. И пришли игумен с
братией к Антонию и сказали ему: “Отец! Умножилась братия, и не можем
вместиться в пещере; если бы Бог повелел, по твоей молитве поставили бы
мы церковку вне пещеры”. И повелел им Антоний. Они же поклонились
ему и поставили церковку малую над пещерою во имя Успения святой Богородицы.
И начал Бог, по молитве святой Богородицы, умножать черноризцев, и совет
сотворили братья с игуменом поставить монастырь. И пошли братья к Антонию
и сказали: “Отец! Братия умножается, и мы хотели бы поставить монастырь”.
Антоний же сказал с радостью: “Благословен Бог во всем, и молитва
святой Богородицы и отцов Святой Горы да будет с вами”. И, сказав
это, послал одного из братьев к князю Изяславу, говоря так: “Князь
мой! Вот Бог умножает братию, а местечко мал’о: дал бы нам гору ту, что
над пещерою”. Изяслав же услышал это и был рад, и послал мужа своего,
и отдал им гору ту. Игумен же и братия заложили церковь великую, и монастырь
огородили острогом, келий поставили много, завершили церковь и украсили
ее иконами. И с той поры начался Печерский монастырь: оттого, что жили
чернецы прежде в пещере, и прозвался монастырь Печерским. Основался же
монастырь Печерский по благословению Святой Горы. Когда укрепился монастырь
при игумене Варлааме, Изяслав поставил другой монастырь, святого Дмитрия,
и вывел Варлаама на игуменство к святому Дмитрию, желая сделать тот монастырь
выше Печерского, надеясь на свое богатство. Много ведь монастырей цесарями,
и боярами, и богачами поставлено, но не такие они, как те, которые поставлены
слезами, постом, молитвою, бдением. Антоний ведь не имел ни золота, ни
серебра, но достиг всего слезами и постом, как я уже говорил. Когда Варлаам
ушел к святому Дмитрию, братья, сотворив совет, пошли к старцу Антонию
и сказали: “Поставь нам игумена”. Он же сказал им: “Кого
хотите?”. Они же ответили: “Кого хочет Бог и ты”. И сказал
им: “Кто из вас больше Феодосия – послушного, кроткого, смиренного,
– да будет он вам игумен”. Братия же рада была, поклонилась старцу;
и поставили Феодосия игуменом братии, числом 20. Когда же Феодосий принял
монастырь, стал он следовать воздержанию, и строгим постам, и молитвам
со слезами, и стал собирать многих черноризцев, и собрал братии числом
100. И стал искать устава монашеского, и нашелся тогда Михаил, монах Студийского
монастыря, пришедший из Греческой земли с митрополитом Георгием, – и стал
у него Феодосий спрашивать устав студийских монахов. И нашел у него, и
списал, и ввел устав в монастыре своем – как петь пения монастырские,
и как класть поклоны, и как читать, и как стоять в церкви, и весь распорядок
церковный, и на трапезе поведение, и что вкушать в какие дни – все это
по уставу. Найдя этот устав, Феодосий дал его в свой монастырь. От того
же монастыря переняли все монастыри этот устав, оттого и почитается монастырь
Печерский старшим изо всех. Когда же жил Феодосий в монастыре, и вел добродетельную
жизнь, и соблюдал монашеские правила, и принимал всякого, приходящего
к нему, – пришел к нему и я – худой и недостойный раб, – и принял меня,
а лет мне было от роду 17. Написал я это и определил, в какой год начался
Печерский монастырь и чего ради зовется Печерским. А о житии Феодосия
скажем после.

Читайте также:  Морская капуста в оливковом масле польза и вред

В год 6560 (1052). Преставился
Владимир, старший сын Ярослава, в Новгороде и положен был в святой Софии,
которую воздвиг сам.

В год 6561 (1053). У Всеволода
родился сын от дочери царской, гречанки, и нарек имя ему Владимир.

В год 6562 (1054). Преставился
великий князь русский Ярослав. Еще при жизни дал он наставление сыновьям
своим, сказав им: “Вот я покидаю мир этот, сыновья мои; имейте любовь
между собой, потому что все вы братья, от одного отца и от одной матери.
И если будете жить в любви между собой, Бог будет в вас и покорит вам
врагов. И будете мирно жить. Если же будете в ненависти жить, в распрях
и ссорах, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих,
которые добыли ее трудом своим великим; но живите мирно, слушаясь брат
брата. Вот я поручаю стол мой в Киеве старшему сыну моему и брату вашему
Изяславу; слушайтесь его, как слушались меня, пусть будет он вам вместо
меня; а Святославу даю Чернигов, а Всеволоду Переяславль, а Игорю Владимир,
а Вячеславу Смоленск”. И так разделил между ними города, запретив
им переступать пределы других братьев и изгонять их, и сказал Изяславу:
“Если кто захочет обидеть брата своего, ты помогай тому, кого обижают”.
И так наставлял сыновей своих жить в любви. Сам уже он был болен тогда
и, приехав в Вышгород, сильно расхворался. Изяслав тогда был… а Святослав
во Владимире. Всеволод же был тогда при отце, ибо любил его отец больше
всех братьев и держал его всегда при себе. И приспел конец жизни Ярослава,
и отдал душу свою Богу в первую субботу поста святого Федора. Всеволод
же обрядил тело отца своего, возложив на сани, повез его в Киев, а попы
пели положенные песнопения. Плакали по нем люди; и, принеся, положили
его в гроб мраморный в церкви святой Софии. И плакали по нем Всеволод
и весь народ, Жил же он всех лет 76.

Источник