Виды мышления и их польза

Что такое мышление и какие типы бывают?

Мышление — это познавательная деятельность человека. Оно является опосредованным и обобщенным способом отражения действительности. Результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).
Типов мышления человека много, приведу основные:

  • Дедуктивное мышление;
  • Критическое мышление;
  • Индуктивное мышление;
  • Аналитическое мышление;
  • Следственное мышление;
  • Систематическое мышление;
  • Творческое мышление;
  • Синтетическое мышление;
  • Вопросительное мышление;
  • Дивергентное мышление;
  • Конвергентное мышление;
  • Интеллектуальное мышление;
  • Концептуальное мышление;
  • Метафорическое мышление;
  • Традиционное мышление.

Указанные типы мышления являются общими для всех людей, при этом, каждый человек развивает их по-разному. Проще говоря, каждый человек может принимать и развивать различные процессы мышления.

Замечу:
Мышление не является врожденным, оно скорее приобретается и развивается.

В силу личностных характеристик, человек тяготеет к одному или нескольким типам мышления, некоторые люди могут развивать в себе и практиковать любой тип мышления.
Стоит отметить еще то, что каждый тип мышления человека более эффективен в выполнении конкретных задач, при этом определенные познавательные действия могут принести пользу более чем одному типу мышления. Поэтому важно знать и учиться развивать разные типы мышления. У некоторых людей как раз есть потребность развивать большую часть типов из списка выше, к таким людям относятся лидеры и руководители различных уровней. Этот факт позволит им максимально использовать когнитивные способности для решения различных задач.
Хотя классически мысль воспринимается, как конкретная и ограниченная деятельность, этот процесс не является однозначным, то есть, нет единого способа/модели осуществления процессов мышления и рассуждений. Фактически, было выявлено множество различных способов мышления и их комбинаций.
Так, с общей вводной, что такое мышление и какие бывают типы, закончил. Пора понять, как думают лидеры.

Как думают лидеры?

Самым показательным качеством лидера является умение видеть окружающее в позитивном свете или разворачивать ситуацию в позитивное русло и таким же образом мыслить. Обычный человек, как правило, видит ситуацию поверхностно, это значит, реагирует на нее эмоционально, а это в свою очередь тормозит развитие ситуации в позитивном и конструктивном русле. Обычный человек имеет свойство преувеличивать сложившуюся ситуацию и убеждать себя в том, что решение так и не будет найдено, все происходящее отрицательно отразится на нем самом. Лидер как раз должен думать о проблеме с точки зрения ее разрешения. Это значит, что должны быть приняты приносящие положительный результат решения. Вот именно эта разница восприятия мира делает лидера лидером и тем, кто всегда впереди и ведет обычных людей за собой, показывая им лучшие решения. Лидер не должен мыслить категорией «проблема», придавать ей излишнего значения – он просто должен обозначать ситуацию, принимать ее и искать ее решение, которое будет лежать на поверхности, если убрать слой эмоций.
Итак, мы подошли к вопросам:

  • Какие мысли и что гарантирует развитие лидерских качеств?
  • Как нужно изменить свое мышление, чтобы стать лидером?

Правильное мышление, целенаправленные действия, положительный опыт, умение контролировать свои мысли, не забывая о необходимости развития лидерских качеств.
Только при соблюдении этих условий действия будут соответствовать выбранному направлению. Сложно будет только на первом этапе, когда придется ломать стереотипы мышления. Теперь нужно понять, какие позитивные мысли должны быть у лидера, ведь без веры в успех не будет и самого успеха. Когда у лидера есть вера, он транслирует ее окружающим, а значит у всей команды/группы появляется вера в достижимость цели.
Приведу несколько примеров того, что нужно для позитивного мышления:

  • Настрой на лучшее и позитивные мысли;
  • Умение улыбаться и радоваться каждому дню. Улыбка очищает сознание от негатива и дарит радость каждой прожитой минуте;
  • Умение смотреть на жизнь как на игру. Если лидер не будет воспринимать себя и других слишком серьезно, мы сможем прощать ошибки и себе, и другим;
  • Умение мыслить образно. Образное мышление позволит видеть глобальные перспективы, строить долгосрочные планы и добиваться большего. Глобальные цели дают смысл в жизни и привлекают последователей;
  • Умение оценивать свои достижения и быть благодарным жизни за то, что у него уже есть;
  • Уважение и оценка достижений других. Лидер/руководитель всегда указывает соратникам/подчиненным на их достижения, поддерживает их веру в себя и мотивирует на выполнение поставленных задач;
  • Умение думать и представлять результаты своего труда. Это даст силы работать над проектом, идти вперед, придумывать, модернизировать, реализовывать, достигать;
  • Вера в дело. Умение представлять успех и процветание, и неуклонно идти к этому успеху. Лидер знает, что неудач не бывает, исход ситуации зависит только от отношения к ней;
  • Умение делать выбор. Лидер не боится ошибаться, он знает, что большинство ошибок можно исправить, а вот прошедшее время вернуть не удастся, поэтому свой выбор он делает быстро, не зацикливаясь на ситуации, не давая волю эмоциям. А после того, как сделал выбор, сразу начинает действовать.

Что мешает стать лидером?

Теперь немного о негативном. Каких мыслей и подходов стоит избегать:

  • Отсутствие своей цели;
  • Внутренние барьеры (у человека огромное количество страхов, всевозможных убеждений, мнений, концепций, напринимал кучу пораженческих решений, что блокирует способность видеть на несколько шагов вперед);
  • Непринятие себя. Вера в чужие оценки себя и собственных решений (получаем много бед: низкая самооценка, неуважение к себе, самообман, пренебрежение к своим способностям, самоуничижение, боязнь рисковать, сомнения в себе и своих силах, неуверенность);
  • Неспособность нести ответственность за свою жизнь. Если человек не готов принимать тот факт, что все происходящее в его жизни, то он и другими людьми не в состоянии будет качественно и грамотно управлять, и вести за собой;
  • Боязнь выйти из «зоны комфорта». Для многих безопасность ассоциируется с размеренным, предсказуемым ходом событий в жизни, когда точно известно, что будет завтра и через неделю, месяц. Такой человек разумно будет опасаться менять что-либо, чтобы не разрушить привычный порядок вещей, одновременно с этим лишая себя возможности расти и совершенствоваться, так как любое развитие связано с рисками;
  • Трата времени на мысли о мелких деталях, не уделяя время общему, а значит не видеть перспективы;
  • Негативно смотреть на все. Такой лидер практически никогда не сможет быть успешным в долгосрочной перспективе, так как за ним никто не захочет идти (я говорю о тех людях, у которых это состояние постоянно);
  • Не получать удовольствия от работы. Лидер может не заметить текущий успех, находясь в непрерывном движении и работе над следующей задачей. Проблема заключается в том, что непрерывное движение вперед приводит к выгоранию людей, заставляет их чувствовать себя недооцененными, приводя к очень низкому уровню командного духа;
  • Ожидать от других больше, чем готов отдать сам. Лидер должен предъявлять к себе такие же требования, как и к окружению, а иногда и немного ниже, опыт у них может быть меньше. У окружающих может сложится ощущение, что их используют (обычно за лидером с таким типом мышления, следуют в основном ради зарплаты);
  • Присваивать себе чужие заслуги. Если образ мышления лидера предполагает, что он может позволить себе забрать заслуги окружающих, соратников и нижестоящих, то это не лидер, это что-то другое, скорее Босс. Успех команды — это общий труд команды. Лидер должен ценить вклад каждого и признавать это. У лидера своя заслуга – достижение результата/цели;
  • Работа без остановки. Любой человек (лидер и все остальные члены команды) не может работать без отдыха. Может быть ощущение, что без тебя что-то не решится, везде нужно твое участие, нужно прикладывать усилие везде и без перерыва, кому-то что-то постоянно нужно. Такое, как правило, происходит, когда лидеру и вообще, любому человеку не хватает силы воли, чтобы сказать «нет». К этому умению нужно прийти, чаще всего к этому лидер приходит, когда он «заваливает» какую-то задачу и делает разбор, что произошло;
  • Самоизоляция. Одной из самых опасных особенностей мышления лидера является уверенность в том, что нельзя подпускать других к себе слишком близко, нужно держать дистанцию. Лидерство может быть работой, требующей уединения. Но это не должна быть работа одиночки. Лидеру нужны соратники.
Читайте также:  Орешки арахис в чем польза и вред

Замечу:
Негативное восприятие не всегда несет только вред. Негативное восприятие позволяет предвидеть возможные проблемы и спрогнозировать риски. Главное — это баланс во всем.

Для развития лидерских качеств хочу порекомендовать мою программу для самостоятельного прохождения:

Статью хочу закончить высказыванием Роберта Кийосаки про мышление – «Если Вы хотите изменить свою реальность, то Вы должны изменить своё мышление»

Источник

Мышление – процесс, осуществляющий восприятие, обработку и структурирование информации в процессе жизнедеятельности человека. Оно способствует развитию навыков, рождает выводы, обеспечивает жизнедеятельность. Способность думать, или мыслить – отличительная черта, выделяющая человека среди животных.

Декарт

Характеристика основных видов мышления

Можно выделить два основных вида мышления:

  • теоретическое;
  • практическое.

Первое позволяет мыслить об отдаленных предметах и ситуациях, не находящихся в поле зрения, второе требует непосредственного участия органов чувств: зрения, осязания, обоняния и слуха.

Тип  теоретического мышления человека можно разделить на:

  • понятийное – оно основано на уже имеющейся информации в виде устоявшихся понятий, на базе которых строятся новые выводы;
  • образное – когда в процессе рождения мысли сознание использует образы, воссоздавая их из памяти;
  • абстрактно-логическое – не использующее образы и формы, его применяют, когда нельзя положиться на наглядную форму.

Практическое мышление делится на:

  • Наглядно-действенное – осуществляется в процессе работы с предметами. Ярким примером такого мышления может стать процесс собирания пазла ребенком. Во время игры происходят тактильный контакт, мышление, рождение вывода.

Ребенок и пазл

  • Наглядно-образное – возможно при использовании образов, как дополнение к наглядной картинке. Примером такого мышления может стать дизайнерская работа, в которой человек видит имеющийся интерьер и, используя образы, размышляет на тему перестановки, ремонта или новой мебели.

Также мышление может быть аналитическим и интуитивным, в зависимости от степени развернутости во времени. Аналитическое мышление задействует логику и опыт и требует времени. Интуитивное основывается на ощущениях и отличается высокой скоростью протекания.

Читайте также:  Рыбий жир в капсулах для детей польза и вред как принимать

По степени новизны различают:

  • репродуктивное – рождающее выводы на базе имеющихся навыков, чаще всего по аналогии с каким-то примером;
  • продуктивное – создание решения на базе собственной изобретательности.

Продуктивное мышление

Свойства и функции мышления

Все виды мышления выполняют четыре основные функции:

  1. понимание;
  2. решение задач;
  3. генерация собственных целей:
  4. рефлексия.

Функция понимания обеспечивает усвоение новой информации. Она дает возможность повторить услышанное, перефразировав на собственный лад предложения. С помощью понятия данные легче запоминаются, их проще вспомнить, применив логику к скудным вводным данным. Например, когда неопытный водитель приезжает в автосервис и по незнанию сообщает обывательским языком, что не нравится в работе автомобиля, а сотрудники автосервиса, имея понимание о механизмах, законах физики, последовательности работы узлов, могут выявить причину, полагаясь на логику, имея при этом скудные данные собственника.

Функция решения задач основывается на построении связей между событиями, прогнозировании явлений и выборе между доступными вариантами. Этой функцией человек пользуется непрерывно, ежедневно, многие уже дошли практически до автоматизма и приобрели функцию рефлексии. Когда решение конкретной задачи однажды удовлетворило индивидуума, в следующий раз он для решения этой же задачи воспользуется принятым решением, полагаясь на опыт, если эта задача повторяется регулярно, мышление рефлекторно выдает готовый результат, не подвергая выбранный путь сомнениям.

Генерация собственных целей – важнейшая функция в становлении личности и самосовершенствовании. Ставя перед собой задачи, человек способен развиваться, познавать новое, осваивать навыки, расширять область мышления. Это еще одна отличительная черта человека, неприсущая животным. Представители животного мира решают задачи, возникающие перед ними в связи с изменением погодных условий, наличия пропитания, брачных игр. Без влияния внешних факторов звери не будут учиться чему-либо. По этой причине особи, выросшие в неволе, имеют немного шансов на выживание в дикой среде – они выросли в условиях, обеспечивающих их пропитанием по часам, без прикладывания усилий. В дикой среде в короткий срок перестроить свое поведение животному сложно, одновременно учась бороться с естественной конкуренцией. Человек способен развивать свои навыки, тренировать умения не тогда, когда ему это жизненно важно, а когда это может пригодиться в будущем.

Девушка учится водить

Примеры различных типов мышления

Человек способен мыслить по-разному, в зависимости от каждой конкретной ситуации. Это связанно с эффективностью определенного вида мышления для решения тех или иных задач. Можно выделить некоторые типы мышления:

  • Дедуктивное – с его помощью чаще всего достигается требуемый вывод, находится решение. Дедукция – способность мыслить в направлении от общего к частному. Примером самой элементарной дедукции может послужить ситуация, когда человек входит в комнату и видит на полу разбитую вазу. Из общих данных очевидец получает закон тяготения и наличие в помещении кота. Проанализировав любовь животного к активным играм и полное отсутствие у него аккуратности в отношении посуды в совокупности с гравитацией, в результате дедуктивного мышления человек делает вывод, помогающий выяснить обстоятельства произошедшего. Этот метод часто используется в криминалистике, медицине, исследовательских науках. Подразумевает анализ вводных данных.
  • Индуктивный – обратный дедуктивному. Процесс протекает в обратном направлении. Человек может иметь несколько частных ситуаций, из которых делает общие выводы. Наглядным примером индукции может служить тестирование учеников в школе. Учитель, получив заполненные бланки, оценивает их и делает вывод о степени образованности ребенка, о проценте восприятия изученного материала. Ньютон, открывший закон тяготения, тоже использовал индукцию, отметив стремление предметов падать на землю. Индуктивный метод мышления движется от частного к общему.

Пример индукции

  • Аналитический – пример мышления, основанный на глубоком анализе ситуации. Этот тип ведет по пути от общего к частному, структурирует, систематизирует, не оставляя без внимания детали. Такой тип мышления нацелен на результат. Чем больше аргументов, тем быстрее анализ даст решение. К примеру, анализирование используют психологи на своих теоретических занятиях: мимика собеседника может о многом рассказать. Среди популярных жестов – касание носа, прищуривание, отвод глаз вниз – свидетельствуют о том, что рассказчик, вероятнее всего, говорит неправду. Психологическое образование позволят с помощью аналитического мышления объединить сказанное клиентом, его поведение, жалобы, обстоятельства, чтобы сделать вывод о том, как направить человека на решение его проблемы.
  • Творческий – самый свободный тип мышления. Он не ограничивается рамками законов и правил, не зависит от количества вводных данных. Такой образ мышления доступен не для всех, ему сложно научиться. Он скорее врожденный, реже – приобретенный. В отличие от дедуктивного, он допускает самые фантастические решения, требует гибкого и пластичного ума. В качестве примера может послужить профессия рекламщика, который создает ролик для своего продукта, который должен быть оригинальным, интересным, привлекательным, даже если речь идет о самом обычном резиновом мяче. Фантазия, направленная на описание предмета, с помощью творческого мышления даст возможность оригинально подать потребителю продукт.
  • Вопросительный – повышающий опытность и всестороннюю развитость ума. Основывается на большом количестве вопросов по каждой конкретной теме. Ища ответы на каждый, человек получает большой объем информации, становится способным решить возникшие задачи. Используя этот тип мышления, можно избежать популярных ошибок в решении задач. Благодаря этой особенности, открываются новые факты, уделяется внимание изначально незаметной стороне вопроса. Применять этот метод полезно даже в решении ежедневных бытовых проблем. Чем шире список вопросов, тем обширнее будет изучена ситуация. Самые основные вопросы, используемые в применении данного типа, – какова причина произошедшего, что было незадолго до происшествия, отразилось ли это как-то на окружающих вещах, какие еще могли быть варианты развития события, и что могло бы стать основой. Вопросительный тип мышления близок к аналитическому.

Развитие разных видов мышления

Для полноценного самостоятельного развития можно, даже не разбираясь в том, каким бывает мышление, его совершенствовать. Для этого нужно отслеживать причинно-следственные связи во всем, пытаться расследовать каждую ситуацию, заслуживающую внимания.

Интересно. Проводить сравнение аналогичных ситуаций. К примеру, растения на одном подоконнике цветут, а на другом такие же – нет. Важно сравнить: одновременно ли происходит полив, какова освещенность помещения, бывают ли сквозняки, из чего сделан горшок, одинаков ли состав земли.

Как можно больше задавать самому себе вопросы, подобно детям младшего возраста. Многие вещи для взрослых являются очевидными, незаметными, не достойными внимания. Но когда в доме появляется ребенок, способный говорить, он задает родителям много вопросов, немалый процент которых зачастую ставит взрослых людей в тупик. Дети видят все иначе, их мозг не ограничен общепринятыми устоями, они способны мыслить широко и очень творчески. Всем взрослым важно научиться думать как дети, не ограничивать себя обычаями, привычками и опытом.

Вид творческого мышления, с одной стороны, самый простой – главное применить фантазию. С другой стороны, он один из самых сложных, ему трудно научиться. Если творчество – не самая сильная сторона личности, можно воспользоваться готовым списком заданий для развития. Примеры тренировки мышления:

  1. Представить, как выглядит самое обычное зеленое дерево, если его вывернуть наизнанку.
  2. Перечислить способы применения круглого камня, диаметром 15 см (назвать не менее 15 вариантов использования).
  3. Перечислить все, что в природе бывает белого цвета (или любого другого естественного оттенка). Как правило, первыми на ум приходят облака, снег и полярный медведь. Только на пятой минуте рассуждений испытуемый назовет яичный белок, соль и сахар, а морской пены и известняка можно дождаться лишь после двадцатой минуты упражнений.
  4. Перед сном уделять 30 минут на различные тесты. Со временем, благодаря тренировкам, результаты будут улучшаться. Не стоит игнорировать тесты на уровень интеллекта. Первая полученная характеристика не должна расстраивать, ее задача – стать мотивом для начала работы над собой.

Тест IQ

  1. Читать специфическую литературу, не привлекательную ранее, в списке должны быть произведения фантастики, которые помогут научить мечтать.
  2. Еще на уроках обществознания школьникам предлагают написать работу на тему «если бы я был…» и называют профессию. Взрослому тоже полезно использовать такой прием один-два раза в неделю, размышляя на тему того, каким бы специалистом он мог стать, проявление каких личных качеств можно было бы наблюдать при объявившихся обстоятельствах.

Человеческая сущность склонна к лени, поэтому больше развит мозг у того, кто подвержен ежедневным жизненным трудностям, в отличие от тех, чья жизнь течет размеренно, не требуя силы характера и хитрости. Яркий пример – сравнение деревенского жителя и горожанина. Первый знает, как устроена его собственная канализация, способен самостоятельно и в короткий срок определить причину неисправности, используя дедукцию, анализ, критический тип мышления. Горожанин, исходя из рефлекторного мышления, перекроет воду, заткнет отверстие слива и вызовет специалиста, не вдаваясь в подробности.

Таблица классификации мышления в психологии

Критерий классификацииВид мышленияОбласть применения
По функциональному различиюТворческийискусство, реклама, PR-деятельность
Критическиймедицина, военная служба, транспорт
По новизнеРепродуктивныйпедагогика, строительство
Продуктивныйдизайн, моделирование, инженерные разработки
По типу решаемых задачПрактическийматериально-технические области
Теоретическийфилософия, анализ, среднее образование
По степени развернутостиАналитическийвоенно-стратегическое направление, бухгалтерия, аудит
Интуитивныйв быту, при знакомстве с чем-то новым

Приведенными областями применения использование того или иного типа мышления не ограничивается, это лишь краткий список, к которому относится каждый тип. Зачастую сложно выделить из мыслительного процесса какой-то один вид. Очень часто они применяются в совокупности, дополняя друг друга, расширяя возможности.

Чтение

Ежедневный учебный процесс, самостоятельно используемый для своей мозговой деятельности, способен развить типологию мышления в полной мере. Тренировать разум самостоятельно под силу людям с крепкой силой воли, потому как этот процесс не из легких. Если этим заниматься с постоянной периодичностью, можно много добиться в жизни, а также сильно снизить риск развития склероза и слабоумия в преклонном возрасте.

Видео

Источник