Виртуальные пространства польза и в

Технический прогресс неумолимо движется вперед, среди главных его прорывов виртуальная реальность. С момента появления первых очков виртуальной реальности начались и не умолкают споры о полезности изобретения. Кто-то считает, что это огромный рывок вперед, кто-то, наоборот, опасается последствий. Давайте и мы подумаем над этим вопросом.

Что такое виртуальная реальность

Виртуальная реальность – мир, созданный с помощью техники и электроники. Он передает события через основные чувства человека: осязание, обоняние, зрение, слух, вкус. Все действия проходят в режиме реального времени, подчиняются законам физики. Конечно, встречаются и фантастические, мистические сюжеты, в которых любой человек почувствует себя супергероем или магом.

Первое устройство было разработано в 1968 году, но оно не получило популярности из-за больших размеров и побочных реакций: дезориентация, головокружения, головная боль, перегрузка нервной системы. К слову, побочные эффекты встречаются и в наши дни.

Дальнейшие года до двухтысячных считаются этапом активного развития виртуальной реальности. И только 2009 год можно считать периодом появления современной виртуальной реальности.

С тех пор ведутся регулярные работы по совершенствованию систем, но суть остается той же:

  • Человека сажают в удобное кресло или фиксируют в другом положении, соответствующем сюжету виртуального мира.
  • На участника надевают специальный шлем с очками, современные модели дополнены перчатками.
  • Шлем подключается к компьютеру, другому гаджету.
  • Человек полностью погружается в другой мир.

Сценарий может быть любым. Самая популярная сфера использования оборудования – игры. Но это не единственная возможность. Виртуальная реальность позволяет устраивать экскурсии, путешествия, организовывать обучения вождению автомобиля или управлению самолетом. В последнее время виртуальную реальность внедряют в область медицины – хирурги практикуются в операциях.

Польза и вред

уход от реальности

Само по себе изобретение нейтрально, положительный или отрицательный заряд оно принимает в зависимости от условий использования. Например, для людей, зависимых от игр, виртуальная реальность опасна. Геймеры итак сутками могут не отходить от компьютера, а в таких условиях вероятность довести себя до истощения выше.

Виртуальная реальность увлекает. Ее бесконтрольное использование вырывает человека из нормального образа жизни. Название говорит само за себя: уход в виртуальную реальность – уход от реальной жизни. А это форма девиации, защита психики. Шлем дарит другой мир, идеальный мир. Это убежище для человека с проблемами в жизни, но это не решение проблем.

Сохраняются и усиливаются последствия обычной компьютерной зависимости: отождествление себя с героем, неадекватное самовосприятие. Виртуальная реальность окончательно стирает границу между игроком и его персонажем. Они превращаются в единый организм.

Вопрос в том, что это за герой, какая это игра. Ведь человек и в реальной жизни будет вести себя так же, как персонаж. Дети и подростки особенно подвержены проблемам с самоидентификацией. Их психика еще не окрепла, а самосознание только начинает формироваться.

Разумное же использование виртуальной реальности как тренажеров, средств развития и отдыха человека приносит пользу:

  • подготовка авиапилотов и операторов АЭС;
  • проведение конференций, тренингов, семинаров;
  • творчество с неограниченными ресурсами;
  • проектирование, архитектура;
  • экскурсии по музеям, городам, в том числе прошлых эпох;
  • тестовые медицинские операции с целью повышения точности и снижения рисков при реальных манипуляциях;
  • обучение профессиям, деятельность которых связана с дорогим оборудованием, повышенным риском;
  • релаксация, максимальный отдых, расслабление нервной системы.

И даже в психологии виртуальной реальности найдется место: избавление от фобий, проработка травм в виде встречи с теми людьми, которые к ней причастны. В психотерапии всегда нужно пересматривать, переоценивать, переосмысливать проблемную ситуацию. Виртуальная реальность позволяет воссоздать ее с точностью до мелочей, даже включить тех людей, которых уже нет в жизни.

Искусственная реальность развивает воображение, что тоже немаловажно. Иногда в рамках реабилитации человеку нужно представить свою новую жизнь, увидеть и почувствовать свой потенциал, возможности, поверить в себя. Виртуальная реальность помогает бороться со стрессом, получать положительные эмоции, прорабатывать эмоции, избавляться от негативных переживаний.

Интересный факт: медики исследовали возможности виртуального мира для реабилитации пациентов с ожогами. Участникам предлагалось окунуться в снежную страну с чудесами, где они могут поиграть в снежки. В ходе эксперимента выяснилось, что боль от ожогов реально уменьшилась.

Прогресс или регресс

развитие психологии

Виртуальная реальность – прогресс человечества, если использовать ее ради отдыха, развлечений, развития, просвещения, обучения. Но это же изобретение вызовет регресс человечества, если каждый представитель закроется в своей комнате, надев шлем.

Виртуальная реальность имитирует человеческие чувства, жизнь. На мой взгляд, имитация – насмешка над правом человека на жизнь. Это сложно назвать достойной жизнью представителя человеческого рода.

Если погрязнуть там навечно, то род просто вымрет, а если изредка возвращаться в реальность, то в ней будет накапливаться все больше проблем: трудности в общении, неспособность реагировать на изменяющиеся условия и смиряться с тем, что изменить нельзя. Зависимость от виртуального мира приводит к дезадаптации, дисоциализации в реальном мире.

Читайте также:  Лесные рыжие муравьи польза и вред

С точки зрения обучения, развития, подготовки людей виртуальная реальность имеет большой потенциал, приносит неоспоримую пользу. Но важно помнить, что в реальной жизни случаются непредвиденные обстоятельства, в ней нельзя контролировать все условия. Нужно помнить, что искусственный мир приближен к реальному миру, но это лишь иллюзия.

Послесловие

Виртуальная реальность таит три главных риска, они же противостояние добра и зла:

  • эмпатия, сближение людей или войны, хаос;
  • расширение возможностей, развитие человека или обогащение создателей виртуального пространства, мошенничество, манипуляции;
  • психологическая помощь или зависимость, подобная наркомании.

Только от самих людей зависит, в какую сторону уйдет каждая из названных развилок. Можно стать рабами новой системы, а можно регулярно раскрывать возможности, способности всего человеческого рода.

Источник

Первое, с чего необходимо начать новичку, планирующему использование VR-очков — изучить плюсы и минусы виртуальной реальности. Перед практическим применением необходимо понимать не только преимущества технологии, но и риски, которая она несет для физического и психического здоровья человека. Ниже рассмотрим особенности виртуальной реальности более подробно.

Плюсы

Для начала разберем преимущества VR, которые привлекают любителей виртуального мира и делают такие технологии востребованными на рынке.

Широкая сфера применения

Погружение в виртуальную реальность применяется не только для развлечения. К примеру, в медицине при использовании VR-очков пациентом удается уменьшить до 50% болевых ощущений. Это несомненная польза и плюс для пациентов, ведь в будущем можно уменьшить количество обезболивающих наркотических препаратов.

Несомненный плюс — возможность применения VR-технологии в образовании. Так, компания Гугл активно внедряет устройства виртуальной реальности в научных учреждениях. Благодаря этому, ученики могут погрузиться в новые миры и тем самым лучше усвоить новый материал. Плюс в том, что подобный способ обучения способен заинтересовать даже наиболее невнимательных студентов.

Большие возможности

Рассматривая минусы и плюсы VR, многие останавливаются на главном позитивном моменте технологии — расширении привычных возможностей человека. Благодаря специальным очкам, можно полностью погрузиться в игру или отправиться в путешествие в любую страну. Такая «поездка» не требует финансовых затрат, но вызовет множество позитивных эмоций.

Расслабление после тяжелого рабочего дня

Многие игнорируют вред для здоровья от VR очков и рассматривают виртуальную реальность как повод расслабиться. Это легко объяснимо, ведь людям присуще выделять плюсы и игнорировать недостатки. Что может быть лучше, чем после возвращения домой после рабочего дня окунуться в новый мир и полностью сбросить с себя негативные эмоции.

А вы знали, как можно пользоваться очками виртуальной реальности для смартфона?

Путь к нестандартному мышлению

Один из плюсов погружения в виртуальную реальность во время игры — необходимость быстро реагировать на непривычные ситуации. Человек вынужден принимать быстрые решения, а иногда и нестандартно мыслить. Подобная практика может оказать позитивное влияние на человека в реальной жизни. К примеру, в опасной ситуации он сможет быстрей сориентироваться, ведь в виртуальном мире он уже сталкивался с похожей проблемой и эмоциями.

Минусы

Перед использованием VR-очков важно изучить не только плюсы. Нельзя упустить и недостатки виртуальной реальности. Такая технология имеет непосредственное влияние на психику и здоровье человека, поэтому игнорирование возможных последствий было бы глупым.

Потеря времени

Погружение в иную реальность затягивает. Человек полностью оказывается в новом мире и теряет счет времени. За таким занятием можно потратить несколько часов и даже не заметить, что на улице уже глубокая ночь. Это минус, ведь подобная особенность сбивает организм с природного ритма, заставляя его снова и снова перестраиваться под новые условия.

Опасность для глаз

Очки виртуальной реальности несут вред для зрения, ведь изображение находится в непосредственной близости от глаз. Чтобы избежать последствий, необходимо делать периодические перерывы и давать отдохнуть. В ином случае можно заработать не только близорукость, но и более серьезные болезни, что является несомненным минусом технологии.

Нагрузка на ЦНС

Еще одна опасность виртуальной реальности состоит в нагрузке на нервную систему. Одно дело, когда человек погружается в какой-то хороший и добрый мир. Но так происходит не всегда. Во время игры разработчики часто создают атмосферу хаоса и страха с помощью специальной музыки и частой смены картинок. Такая особенность — минус и стресс для нервной системы молодого и еще формирующегося организма.

Высокая цена

Одним из главных минусов виртуальной реальности многие называют высокую стоимость VR-очков. Хорошее оборудование обойдется в большую сумму, которую не каждый может себе позволить. Но у нас есть лайфхак, как сделать vr-очки своими руками.

Читайте также:  Трудовой договор образец в пользу работодателя

Необходимость в дополнительном оборудовании

Для обеспечения максимальной реалистичности в виртуальной реальности потребуется несколько датчиков движения. Это минус, ведь человек вынужден докупать оборудование и терпеть дополнительные расходы.

Влияние на здоровье

Вред VR очков для глаз — далеко не единственный минус виртуальной реальности. Нельзя забывать и тот факт, что погружение в новый мир является серьезным испытанием для вестибулярного аппарата. Мозг оказывается в необычных для себя условиях и не может найти «точку опоры». Он воспринимает происходящее, как галлюцинацию и пытается спасти организм тошнотой.

Зависимость

Рассматривая плюсы и минусы, нельзя забывать еще один важный фактор — зависимость от виртуальной реальности. Доступность нового и более интересного мира переворачивает сознание человека, он привязывается к новой жизни и иногда не воспринимает привычную ситуацию.

Известны случаи, когда люди испытывали сильнейшее обезвоживание и даже умирали во время продолжительной игры. Не удивительно, что многие разработчики ввели возрастные ограничения и сразу предупреждают покупателей о возможных рисках.

Указанные плюсы и минусы виртуальной реальности позволяют более глубоко взглянуть на технологию. С одной стороны, она несет риски для здоровья человека и приводит к появлению зависимости, а с другой — открывает много новых возможностей для расслабления, обучения и даже развития медицины. Важно понимать, что виртуальная реальность является инструментом, который в знающих руках может принести только плюсы. В свою очередь, неправильное его применение может принести серьезный вред, а положительные качества превратить в минусы.

Источник

Актуальные проблемы авиации и космонавтики – 2014. Информационные технологии

УДК 004.8

О. В. Мазитова Научный руководитель – В. В. Кукарцев Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ: ПОЛЬЗА ИЛИ ВРЕД?

Рассматривается такое понятие как виртуальная реальность, изучение ее возможностей и влияния на жизнедеятельность человека.

Человек всегда пытался моделировать реальность, но лишь после появления приемлемых программно-аппаратных средств, стало возможным моделирование, близкое к реальности. Так появились миры, искусственно созданные человеком, иначе говоря -мнимая, виртуальная реальность.

Виртуальная реальность – искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникать, меняя ее изнутри, наблюдая трансформации и испытывая при этом реальные ощущения. Попав в этот новый тип аудиовизуальной реальности, можно вступать в контакты не только с другими людьми, но и с искусственными персонажами [1].

В настоящее время виртуальная реальность прочно входит в нашу жизнь, во всем мире разрабатывается большое количество приспособлений для имитации виртуальной реальности. Эти устройства давно появились на потребительском рынке многих стран.

Виртуальную реальность можно разделить на три вида:

1. Компьютерное моделирование и имитация -визуализация трехмерной графики, которая обеспечивает возможность просмотра большинства имитаций ВР, при этом взаимодействие пользователя с окружающей средой базируется на компьютерном моделировании. В компьютерных моделях объекты наделяются определяющими их свойствами, которые задают их реакции на различные виды манипуляций. Модели широко используются в автоматизированном конструировании при разработке и макетировании новых систем, например автомобилей или производственных процессов. При компьютерной имитации пользователь становится непосредственным участником процесса, за которым он ведет наблюдение. Пилотажные тренажеры, например, специально предназначены для тренировки и проверки возможностей пользователя, а не для проверки работы пилотируемой системы под нагрузкой.

2. Сетевая виртуальная реальность (Интернет) -разработка инструментальных средств трехмерной графики, предназначенных для расширения возможностей Web-браузеров. Существует концепция «языка моделирования виртуальной реальности» (VRML), который основан на существующей технологии описания трехмерных сцен с визуализацией многоугольных объектов, освещения и материалов. В числе первых применений VRML-узлов на WWW оказались сюрреалистические ландшафты и «дискуссионные миры», где пользователи взаимодействуют с посетителями. В одном из окон можно разговаривать с другими участниками, вводя текстовый комментарий с клавиатуры.

3. Аппаратные средства виртуальной реальности -аппаратные средства, благодаря которым возможно взаимодействие с виртуальным окружением. В настоящее время в мире существует более 100 крупномасштабных установок виртуальной реальности, которые используются в самых различных областях науки и техники, решая задачи как фундаментальных научных дисциплин, так и в узко специализированных прикладных направлениях [2].

Чтобы говорить о влиянии данной системы на жизнедеятельность человека, необходимо ознакомиться с областями ее применения.

Виртуальное окружение – идеальная обучающая среда. В недалеком будущем могут появиться виртуальные классы. Это предоставит уникальную возможность перемещения в любую точку земного шара за считанные секунды, изучения ландшафтов, природы; наглядно увидеть смену событий, эпох, культур; рассмотреть солнечную систему и галактики. Образование с использованием виртуального окружения, позволяет наглядно вести лекции и семинары, проводить тренинги, показывать учащимся все аспекты реального объекта или процесса, что в целом дает колоссальный эффект, улучшает качество и скорость образовательных процессов.

Читайте также:  Польза и вред чистой воды

Согласно отчету Института медицины США, «человеку свойственно ошибаться: построение безвредной системы здравоохранения», ежегодно в результате ошибок врачей только в США погибает 10 тыс. пациентов. Сторонники использования средств виртуальной реальности в медицине убеждены, что новая технология позволит улучшить эту зловещую статистику. Настало время объединить средства формирования цифрового изображения, электронные базы данных, сетевые решения и методики проведения хирургических операций [3].

Все чаще ВР используется для реабилитации больных и расширения возможностей инвалидов. Например, виртуальная среда позволяет воссоздавать условия пользования инвалидным креслом. А с помощью устройства слежения за направлением взгляда парализованный ребенок смог развить свое взаимодействие с внешним миром. Воздействуя на наши нервные окончания, электрические импульсы способны вызывать определенные ощущения: снимать или усиливать боль, создавать иллюзию движения, давления и т. п. Весьма перспективен виртуальный подход при формировании фундамента медицинской инфраструктуры, например для проектирования архитектуры операционной будущего с учетом необходимости создания совершенно новой среды, способной под-

Секция «Информационно-экономические системы»

держивать изменения, вносимые в современную медицину виртуальной реальностью [4].

Существует множество примеров, которые доказывают пользу применения виртуальной реальности. Однако существуют и негативные аспекты. Чаще всего противниками виртуальной реальности высказываются опасения на счет психического здоровья при применении систем ВР. Дело в том, что человеческая психика больше всего подвержена влиянию, когда человек на чем-то сосредоточен, что и происходит во время сеанса виртуальной реальности. Человек, погруженный в виртуальную реальность, является идеальным объектом для психогенного воздействия. В таком состоянии на человека можно воздействовать любыми методами – в том числе с помощью световых и звуковых комбинаций. Также ВР все чаще внушает определенную угрозу уникальности человека и некоторым его прежде неоспариваемым чертам. Это новый страх, наряду с традиционным – боязнью раствориться в искусственной, им же созданной реальности.

Вокруг систем виртуальной реальности предстоит еще много споров, и на данный момент сказать однозначно о положительном или негативном их влиянии невозможно. Однако прогресс не остановить, и ясно, что, несмотря на заявления отдельных технофобов, виртуальная реальность, так или иначе, займет свое место в нашей жизни. Поэтому главной задачей явля-

ется использовать свой разум так, чтобы извлекать из новых достижений максимум пользы, но никогда не допускать, чтобы виртуальная реальность стала ему иллюзорной заменой реального мира.

Библиографические ссылки

1. Виртуальная реальность // Академик – Словари и энциклопедии [Электронный ресурс]. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/278/ВИРТУАЛ ЬНАЯ (дата обращения: 23.12.2013).

2. Виртуальная реальность // Энциклопедии & Словари [Электронный ресурс]. URL: https://enc-dic.com/colier/Virtualnaja-realnost-1818.html (дата обращения: 25.12.2013).

3. Виртуальная реальность в медицине. Лед тронулся, господа! // Электроника: Наука, технология, бизнес [Электронный ресурс]. URL: https://www.electronics.ru/journal/article/1615 (дата обращения: 24.12.2013).

4. Виртуальная реальность в медицине и сферы ее применения // MedSim [Электронный ресурс]. URL: http ://www.medsim. ru/news/virtualnaj a-rj ealnost-v-mjedicinje-i-sfjery-jeje-primjenjenija.html (дата обращения: 24.12.2013).

© Мазитова О. В., 2014

УДК 519.866

Ю. С. Мамонова Научный руководитель – Е. В. Филюшина Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ ОБЪЕМА ВЫПУСКА ХОЛОДИЛЬНИКОВ ОАО «КЗХ «БИРЮСА» ЗА ПЕРИОД С 01.10.2013 ПО 25.09.2013 г.

Описывается деятельность Красноярского завода холодильников «Бирюса», представлены основные награды и рынки сбыта. В целях улучшения деятельности предприятия в работе анализируется объем производства продукции и на основе статистических показателей определяется его будущая динамика.

Красноярский завод холодильников «Бирюса» -один из крупнейших производителей холодильной техники в России, единственный производитель в Восточной Сибири. Предприятие производит бытовые холодильники, морозильные камеры, торговое холодильное оборудование.

В августе 1963 года было принято решение о создании производства бытовых холодильников на базе Красноярского машиностроительного завода. Новый холодильник создавался в результате творческого труда большого количества специалистов.

В мае 1982 года Завод отметил знаменательное событие – выпуск 10-ти миллионного холодильника «Бирюса».

Красноярский завод холодильников «Бирюса» имеет производство полного цикла – более 85 % деталей изготавливаются самостоятельно из материалов и комплектующих известных мировых производителей, таких как BASF, Danfoss, ACC, DOW, Ticona, Ilpea,

Samsung. Производство оснащено оборудованием ведущих фирм из Германии, Италии, Японии, Кореи.

В 2001г. предприятие вошло в 1000 лучших предприятий России.

В 2002г. заводу присвоено звание «Лидер региональной экономики» в номинации «Автоматизация и механизация производственных процессов в области серийного выпуска холодильной техники».

В 2005 и в 2010 гг. компания «Бирюса» была признана лучшей в среди предприятий отрасли «Машиностроение» и удостоена премии: «Лучший российский экспортер».

На сегодняшний день Красноярский завод холодильников «Бирюса» выпускает 23 базовые модели бытовых холодильников, 24 модели торгового холодильного оборудования, 4 модели винных шкафов. Все виды продукции «Бирюса» имеют гарантию и полное техническое обслуживание в фирменных сервисных центрах.

Источник