Врач обязан открывать для пользы человека все

Врач обязан открывать для пользы человека все thumbnail

Каждый врач должен иметь определённые навыки и знания, которые являются бесценными при общении с больными людьми. Хороший врач – это не только опытный клиницист, сухо прописывающий пациенту схему лечения. Это и опытный педагог, а иногда даже воспитатель, особенно если речь идёт о работе с детьми.

Стать блестящим специалистом врачу поможет соблюдение принципов этики и деонтологии. Именно они определяют перечень этических норм, необходимых для эффективного общения доктора и пациентов, более того: тонкий психологический подход уже сам по себе обладает удивительным лечебным эффектом.

Принципы деонтологии в медицине

В переводе с греческого языка слово «деонтология» означает комплекс норм в области этики и морали, которым должны следовать все медицинские работники. Принципы этики и деонтологии в медицине формировались ещё с древних времён, а само понятие обозначилось в науке только в начале 19-го века. Термин ввёл в обиход известный английский философ Бентам.

У многих авторов можно встретить отождествление понятий деонтологии и этики. Тем не менее, речь идёт о понятиях, тесно связанных друг с другом, но не являющихся тождественными.

Деонтология – это учение о том, как должен вести себя врач, а этика – своеобразный «кодекс» поведения. Таким образом, деонтология вытекает из неё, так как полностью построена на этических принципах.

В качестве предмета деонтологии как раздела медицинской науки принято рассматривать принципы, на основании которых специалисты разрабатывают правила общения медработников с пациентами. Н.И. Пирогов определял деонтологию как принципы поведения медперсонала по отношению к пациентам.

Поскольку понятие деонтологии тесно связано со словом «долг», можно говорить о необходимости строгого выполнения медицинскими работниками всех этических правил. Если врач действует гуманно, тактично и профессионально, это оказывает положительное влияние на процесс выздоровления его пациентов. Именно поэтому в действиях врачей не должно быть бюрократизма, формализма и бездушия.

Принципы этики и деонтологии медицинских работников

Что касается этики, из которой вытекают все принципы медицинской деонтологии, она относится к философской науке, изучающей принципы нравственности и морали, принятые в человеческом обществе. Этика изучает такие понятия как честь, достоинство, добро, счастье. В работе врача эти качества незаменимы, поэтому требования к поведению медиков и были сформулированы мудрыми людьми ещё в древние времена.

Первый «нравственный кодекс врачей» появился при рабовладельческом строе после разделения труда. Когда в социуме появились представители разных профессий, работу врачей стали особенно почитать, так как главной задачей древних медиков было освобождение человека от физических и душевных страданий. Один из древнейших источников, где подробно описаны этические требования, предъявляемые обществом к врачу – это кодекс Хаммурапи (Вавилон). Далее Гиппократ усовершенствовал эти законы, и на их основании была создана так называемая «клятва Гиппократа». По традиции медики соблюдают её и по сей день.

Со временем появилось серьёзное научное обоснование норм и принципов врачебной этики. Она строится на осознании как законов природы, так и социального бытия общества и отдельного человека. Любая нравственная норма должна быть тесно связана с наукой, чтобы сострадание к больному не оказалось пустым и беспочвенным. Общаясь с пациентами, врачи не должны демонстрировать им поведение сострадающих родственников – и в то же время нельзя допускать проявлений равнодушия и формальности. Недаром А.И. Герцен как-то сказал, что, испытывая сострадание к больному, врач может «плакать в душе», однако для понимания сути болезни ему требуется холодный и здравый рассудок.

Таким образом, вступая во взаимоотношение с больными, врач постоянно балансирует на тонкой грани, и именно это умение делает его специалистом высочайшего уровня: когда, работая исключительно по велению сердца, он применяет научные методы, позволяющие эффективно бороться с различными заболеваниями.

Ведущие принципы этики и деонтологии можно обозначить следующим образом:

  1. Врач всегда готов оказать каждому больному профессиональную помощь.
  2. Врач соблюдает главный принцип клятвы Гиппократа, коротко сформулированный в двух словах: «Не навреди». Это означает постоянную работу медика над собой. Независимо от ситуации врачу следует всегда быть осторожным в словах и медицинских формулировках, особенно если речь идёт об опасных болезнях и тяжёлых состояниях. Важно помнить о том, что любое неосторожное слово или непонятный термин, произнесённые в присутствии больного человека, могут пагубным образом отразиться как на его физическом, так и душевном состоянии и усугубить течение болезни. Тактичность и осторожность – главные принципы, которым медицинский работник обязан следовать неукоснительно.
  3. Поступки врача должны соответствовать главным задачам и целям медицинской науки. Медработник не имеет морального права принимать участие в действиях, которые направлены на причинение вреда здоровью людей.
  4. Врач обязан бороться за жизнь больного до последнего. Также ему следует заботиться о пропаганде здорового образа жизни среди своих больных, чтобы они учились стремиться к совершенству тела и духа. Здесь деонтология тесно переплетается с древнейшими философскими принципами, не теряющими своей актуальности и по сей день.
  5. Любой медработник учитывает в своей деятельности принципы самопожертвования и героизма во имя жизни. Это одно из основных правил его поведения, особенно когда речь идёт о критических ситуациях.
  6. Обязанность врача – оказывать квалифицированную помощь всем людям. У медработника не должно быть расовых и политических предрассудков. Профессиональный врач никогда не станет руководствоваться в своей практике религиозными убеждениями, которые могут нанести вред здоровью его пациентов.
  7. Все врачи должны работать, следуя принципу коллегиальности. Это означает, что они всегда готовы проявить солидарность друг с другом и помогать коллегам.
  8. Каждый врач обязан соблюдать принципы медицинской (врачебной) тайны.
Читайте также:  Ромашка аптечная с медом польза для организма

Принципы медицинской деонтологии тесно связаны с понятием слова как физиологического и лечебного фактора. Известно, что если человек болен, он гораздо острее воспринимает все факторы окружающей среды. Больные люди обладают высокой степенью внушаемости, поэтому один небрежный жест либо брошенное второпях слово медработника может привести к негативным последствиям. Например, услышав непонятное латинское слово, с помощью которого два врача общаются между собой, пациент может искажённо и неправильно понять суть своего заболевания и подумать о том, что его жизни угрожает реальная опасность. Если же больной слышит в свой адрес понятные, простые и ободряющие слова, это вселяет веру в выздоровление и в природные силы организма.

Когда-то В.М. Бехтерев сказал замечательную фразу: «Если пациенту не стало лучше после того как он поговорил со своим врачом – это никакой не доктор». И это понятно: слово, как справедливо заметил И.П. Павлов, является для человека таким же условным и материальным раздражителем, как и другие, поэтому оно вызывает в организме целый комплекс сложнейших реакций. Словом можно реально вылечить пациента, но иногда оно действует и прямо противоположным образом, если медработник проявляет по отношению к больным неосторожность и небрежность.

Личность врача и его моральный облик имеют огромное значение. Именно поэтому медикам ни при каких обстоятельствах не следует пренебрегать принципами деонтологии и этики.

Популярные статьи в категории:

Не нашли нужную информацию? Задайте вопрос менеджеру

Источник

3.Гарвею

4.Декарту

5.Галену

145.Наиболее важными достижениями в развитии хирургии в Александрийский период были:

1.Применение наркоза

2.Применение асептики

3.Перевязка сосудов

4.Применение раскаленного железа

5.Применение гипсовой повязки

146.Годы жизни Гиппократа:

1.410-355 гг. до н.э.

2.420-320 гг. до н.э.

3.460-377 гг. до н.э.

4.560-477 гг. до н.э.

5.360-277 гг. до н.э.

147.Как Гиппократ пришел в медицину?

1.Спонтанно, благодаря случаю

2.Был назначен врачом в результате военных действий, происходящих в то

время

3.Принадлежал к роду врачей, в котором медицинская профессия по обычаю переходила от отца к сыну

4.Мечтал стать врачом и стал им, несмотря на то, что никто из его окружения не был связан с медициной

5.Связал жизнь с медициной из-за женщины-врача, а в те времена браки были разрешены только между представителями одинаковых профессий

148.Гиппократ – уроженец:

1.Греции

2.Рима

3.Спарты

4.о.Кос

5.о.Мальта

149.Какое неофициальное звание присвоено Гиппократу?

1.Отец физиологии

2.Отец иммунологии

3.Отец медицины

4.Создатель врачебной клятвы

5.Отец анатомии

150.Высказывания, принадлежащие Гиппократу:

1.«Жизнь коротка, искусство вечно, случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение трудно»

2.«Лучше, чтобы лихорадка наступала после конвульсий, чем конвульсии после лихорадки»

3.«Для больных – больницы, а для хромых и слепых – приюты»

4.«Переполнение врачуют опорожнением, опорожнение врачуют переполнением; труд врачует отдых, а покой – труд»

21

5.«Проверяйте, в больницах не всегда верные описания болезней, встречающихся в медицинских сочинениях»

151.Выберите труды Гиппократа этического характера:

1.«О ветрах»

2.«Наставления»

3.«О семимесячном плоде»

4.«Клятва»

5.«О благоприличном поведении»

152.Как Гиппократ получал медицинские знания и делал открытия?

1.Знания передал ему отец

2.В молодости Гиппократ много путешествовал и практиковал в других частях греческого мира; открытия он основывал на наблюдениях

3.Гиппократ действовал наугад и все его наблюдения научно не обоснованы

4.Он участвовал в войнах, где получил большой опыт в области хирургии

5.Он не был практикующим врачом, все его знания лишь теория, не имеющая практического подтверждения

153.Лечебные принципы, сформированные Гиппократом:

1.«Источник заразы телесен»

2.«Противоположное лечить противоположным»

3.«Не навреди»

4.Один врач не может лечить все болезни»

5.«Природа лечит, а врач помогает»

154.Описывая, хирургические операции Ибн Сина указывал на необходимость:

1.Наличия ассистентов

2.Знания анатомии

3.Использования наркоза

4.Заботы о пациенте после операции

5.Чистоты хирургического инструмента

МЕДИЦИНА АРАБСКИХ ХАЛИФАТОВ

155.В этом труде Ар-Рази впервые описал клинку и лечение двух опасных инфекционных заболеваний:

1.«Об оспе и кори»

2.«Туберкулез»

3.«Медицинская книга»

4.«Всеобъемлющая книга»

Читайте также:  Какая польза от японской айвы

5.«Канон науки»

156.Первая аптека в арабском мире была открыта:

1.Дамаск, 800 г.

2.Багдад, 800 г.

3.Дамаск, 754 г.

4.Багдад, 754 г.

5.Дамаск 850 г.

157.В VIII веке получил серную и азотную кислоту, нитрат серебра, хлорную ртуть и ряд других соединений арабский ученый, известный в Европе под именем:

22

1.Авиценна

2.Рамзес

3.Маймун

4.Гебера

5.Гаретс

158.Какое название носила самая значительная больница арабоязычного мира, основанная в 1282 г.:

1.«Ал-Мансури»

2.«Ал-Кури»

3.«Ал-Адуди»

4.Христианский госпиталь

5.«Ал-Рашида»

159.Медицинские академии в Арабских Халифатах включали:

1.Аптеки

2.Амбулаторные отделения

3.Медицинские школы

4.Библиотеки

5.Мечеть

160.Известными врачами в средние века в Халифатах были:

1.Ибн Ильяс

2.Антоний Ван Левенгук

3.Ибн ал-Нафис

4.Джурджус Ибн Бахтишу

5.Матиас Шлейден

161.Сирийский врач из Дамаска Ибн ан-Нафис впервые описал в анатомии:

1.Строение головного мозга

2.Строение спинного мозга

3.Легочное кровообращение

4.Сердечное кровообращение

5.Строение сердца

162.Моисей Маймонид в своем труде «Учитель заблудших» уделял особое внимание:

1.Развитию анатомии

2.Заразным болезням

3.Этическим нормам деятельности врача

4.Религиозным вопросам

5.Больничному делу

163.Выдающийся врач Кордовского халифата, хирург:

1.Аббас

2.Авиценна

3.Ибн Зухр

4.Абу-л-Касис ал-Захрави

5.Абу Усанбиа

164.Первое анатомическое описание глаза и его анатомические обозначения (роговица, хрусталик) в Арабских Халифатах дал:

1.Авиценна

2.Разес

23

3.Альгазен

4.Маймун

5.Абулкасис

165.По совету этого врача больницы строили в том месте, где куски свежего мяса сохранялись дольше:

1.Руф

2.Ар-Рази

3.Ибн-Сина

4.Маймонид

5.Ибн ан-Нафис

166.Впервые этот врач описал малый круг кровообращения:

1.Абулкасис

2.Ар-Рази

3.Иб-Сина

4.Ибн ал Хайсам

5.Ибн ан-Нафис

167.Почетное звание «Гиппократовская академия» получила высшая школа, расположенная:

1.В Александрии

2.В Афинах

3.В Риме

4.В Багдаде

5.В Гондешапуре

168.Арабы заимствовали идею использования алхимии в медицине:

1.У Персов

2.У Византийцев

3.У Китайцев

4.У Сирийцев

5.Египтян

169.В X веке, в крупнейшем по тем временам европейском городе, была создана академия, объединившая многих выдающихся ученых Востока:

1.В Варшаве

2.В Праге

3.В Малаге

4.В Кордове

5.В Лондоне

170.Врач христианин-несторианец Хунайн ибн Исках известен как:

1.Придворный врач халифа ал Мутаваккила

2.Преподаватель медицины в Багдаде

3.Прозаик

4.Переводчик медицинских и научных трактов

5.Преподаватель философии

171.Математик и физик-оптик из Басры Ибн ан-Хайсам первым:

1.Дал анатомическое описание глаза

2.Объяснил преломление лучей в глазу и зрительные восприятия

3.Дал анатомические обозначения частей глаза

4.Предложил первые очки для коррекции зрения в пожилом возрасте

24

5.Провел первую офтальмологическую операцию

172.Как известно, больницы, основанные мусульманами, были трех видов. К первому виду относились больницы:

1.Учрежденные халифами или известными мусульманскими деятелями

2.Рассчитанные на широкие слои населения

3.Финансируемые государством

4.Имеющие штат врачей

5.Имеющие медицинские школы

173.Как известно, больницы, основанные мусульманами, были трех видов. Ко второму виду относились больницы:

1.Финансируемые известными мусульманскими и религиозными деятелями

2.Финансируемые известными врачами и религиозными деятелями

3.Небольшие по размерам

4.Имели медицинские школы

5.Рассчитанные на простых людей

174.Как известно, больницы, основанные мусульманами, были трех видов. К третьему типу относятся больницы:

1.Военные лечебные учреждения

2.В которых работают врачи, как мужчины, так и женщины

3.Имеющие медицинские школы

4.Передвигающиеся с армией

5.Рассчитанные только на богатых людей

175.Перу крупнейшего врача средневекового Востока Абу Бакра Мухаммада Ар-Рази принадлежат следующие сочинения:

1.«Для тех, у кого нет врача»

2.«Легкие на первый взгляд болезни могут быть трудно излечимы»

3.«Канон врачебной науки»

4.«Меморандум для окулистов»

5.«Всеобъемлющая книга по медицине»

176.Впервые в истории медицины Ибн Сина дал:

1.Точное классическое описание менингита

2.Полное и точное описание плеврита, воспаления легких, астмы

3.Указал на заразность чумы, указав первоисточник возбудителя заболевания – крыс

4.Описал туберкулез

5.Описал клинику инфаркта «миокарда»

МЕДИЦИНА ВИЗАНТИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

177.Сын врача, учился в Александрии, много путешествовал, автор 12томного труда по внутренним болезням:

1.Орибазий из Пергама

2.Аэций из Амиды

3.Павел с острова Эгина

4.Александр из Тралл

5.Зенон с острова Кипр

178.В Византии крупный вклад в лекарствоведение внесли:

25

1.Орибазий

2.Александр Тралесский

3.Леонардо да Винчи

4.Ибн Сина

5.Амбруаз Паре

179.Развитие больничного дела в Византии было тесно связано со становлением религии:

1.Язычества

2.Буддизма

3.Иудизма

4.Христианства

5.Ислама

180.Первая христианская больница была построена в Кесари Василием Кесарийским в:

1.IV веке

2.V веке

3.VI веке

4.VII веке

181.Больница при монастыре имела постоянный штат врачейспециалистов. Врачи получали жалование деньгами и продуктами, имели бесплатную квартиру, пользовались монастырскими лошадьми, но не имели права:

1.Выходить за ворота монастыря

2.Иметь семью

3.Принимать амбулаторных больных

4.Заниматься частной практикой без специального разрешения императора

5.Устанавливать размер гонорара

182.Единственный в Византии университет «Аудиториум» (Auditorium specialiter nostrum) основан:

1.Византий, 330 г.

2.Стамбул, 417 г.

3.Константинополь, 425 г.

4.Рим, 395 г.

5.Александрия, 605 г.

183.«Аудиториум» был основан:

1.Орибазием

2.Константином Великим

3.Ромулом Августулом

4.Феодосием II

5.Юстинианом I

184.Медицина входила в программу византийского образования и преподавалась вместе с четырьмя основными предметами высшей поздней античной школы:

Читайте также:  Сливы белые польза и вред

1.Историей

2.Алгеброй

3.Геометрией

4.Астрономией

26

5.Музыкой

185.После сдачи экзаменов специально назначенной коллегии врачей и

получения соответствующих свидетельств, окончившие медицинские школы могли получить:

1.Государственные должности

2.Звание архиатра

3.Разрешение заниматься частной практикой

4.Открывать больницы

5.Продавать лекарства

186.«Врач обязан открывать для пользы человека все, что признает верным на основании опыта» – утверждал знаменитый врач:

1.Орибазий Пергамский

2.Павел Эгинский

3.Александр Траллеский

4.Аэций Амидский

5.Френсис Бэкон

187.Эта эпидемия длилась 60 лет и вошла в историю под названием:

1.Холера византийская

2.Чума египетская

3.Чума Юстиниана

4.Холера Константина

5.Чума Юлиана

188.Восток рано познакомился с работами этого автора, но главным образом он пользовался известностью как хирург и акушер:

1.Гиппократ

2.Павел Эгинский

3.Абул Касим

4.Ар-Рази

5.Атилла

189.Непрекращающиеся эпидемии заставили византийское правительство сохранить существовавшие со времен Римской империи должности:

1.Городской врач

2.Городской врач для бедных

3.Городской архиатр

4.Эпидемиолог

5.Целитель

190.Византийские аптеки представляли собой:

1.Хранилище лекарственного сырья

2.Склад лекарств, которые здесь готовились

3.Склад лекарств, которые здесь продавались

4.Склад готовых лекарств

5.Помимо готовых лекарств, продавались сопутствующие товары: пряники, чернила и т.д.

МЕДИЦИНА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (V-XV ВЕКА)

27

191.Средние века на Западе, как и на Востоке, характеризуются крупными эпидемиями. Развитию эпидемий способствовал ряд условий:

1.Возникновение и рост городов

2.Великое переселение народов

3.Крестовые походы

4.Появление карантинов

5.Плохое санитарное состояние городов

192.Первыми эффективными мерами предупреждения и борьбы с инфекционными заболеваниями в средневековье были:

1.Бегство

2.Карантины

3.Портовые карантины

4.Специальные правила – «регламенты»

5.Введение должности «городские врачи»

193.Впервые карантины были созданы:

1.В XIV веке в портовых городах Италии

2.В XIV веке в портовых городах Франции

3.В XV веке в Англии

4.В XV веке в Испании

5.В XV веке в России

194.Время крестовых походов вызвало целый ряд специальных мер, в частности, образование ордена святого Лазаря для призрения:

1.Душевных больных

2.Прокаженных

3.Инвалидов

4.Раненых рыцарей

5.Стариков, женщин, детей

195.Центрами средневековой медицины были:

1.Больницы

2.Монастыри

3.Медицинские школы

4.Университеты

5.Больницы при монастырях

196.На Западе средневековья университеты первоначально представляли собой:

1.Корпорацию учащихся

2.Корпорацию ученых

3.Корпорацию ученых и учащихся

4.Корпорацию врачей

5.Корпорацию ремесленников

197.Врач по внутренним болезням на портретах в средневековье изображался:

1.С книгой в руке

2.За работой

3.С инструментами

4.С лекарственными растениями в руке

5.С дипломом врача

28

198.Хирургию средних веков позднее стали называть:

1.Хирургическая пиротехника

2.Карающая хирургия

3.Ремесленная хирургия

4.Народная хирургия

5.Хирургия цирюльников

199.Борьба с заразными болезнями в средневековье способствовала проведению некоторых мер общесанитарного характера, в первую очередь:

1.Уборка городских улиц

2.Обеспечение городов доброкачественной питьевой водой

3.Проведение канализаций

4.Открытие общественных бань

5.Открытие прачечных

200.Английский естествоиспытатель, профессор богословия Оксфордского университета впервые разделил химические знания на теоретические и практические и обратился к опытному методу, который считал единственным критерием истины:

1.Р.Бэкон

2.Ф.Бэкон

3.А. Смит

4.Ф. Магеллан

5.У.Гарвей

201.Лучшим сочинением Салернской школы за всю ее тысячелетнюю историю стала поэма «Салернский кодекс здоровья». Ее втор:

1.Джованни Боккаччо

2.Джироламо Фракасторо

3.Ги де Шолиак

4.Роджер Бэкон

5.Арнольд из Виллановы

202.Университет в Монпелье был одним из самых прогрессивных в средневековой Европе. Медицинское образование в нем включало:

1.Изучение латинского языка

2.Вскрытие трупа производилось 1 раз в год

3.Обязательная врачебная практика за пределами города

4.Посещение операций учителей-магистров

5.Проводили самостоятельно операции

203.Магистр Боллонского университета Мондино де Люцци в 1316 г. составил первый учебник:

1.По внутренним болезням

2.По хирургии

3.По анатомии

4.По гигиене

5.По философии

204.Слава и блеск средневекового профессора заключалась:

1.В его начитанности

2.В умении ставить диагноз

3.В умении подтверждать свои слова авторитетной цитатой

29

4.В умении цитировать авторитетных авторов по памяти

5.В блестящем умении оперировать

205.Уставы и учебные планы, а также весь строй жизни университета контролировался:

1.Цеховой корпорацией врачей

2.Католической церковью

3.Городской управой

4.Королем

5.Ректором университета

206.Основным видом средневековой научной литературы были:

1.Сочинения античных авторов

2.Церковные произведения

3.Комментарии к произведениям авторитетного автора

4.Комментарии к церковным произведениям

5.Сочинения арабских авторов

207.Поэма «Салернский кодекс здоровья» посвящена:

1.Вопросам алхимии

2.Диетике

3.Предупреждению болезней

4.Прогностике

5.Анатомии

208.Основные характеристики развития хирургии в Средние века:

1.Хирургия была отдалена от медицины

2.Хирургией занимались цирюльники

3.Имелись средства обезболивания

4.Обучение шло по типу ученичества

5.«Площадный характер»

209.Кто мог быть студентом медицинского университета в Средние века?

1.Только женщины

2.Только мужчины

3.И женщины, и мужчины

4.Только мужчины, принявшие обет

5.Только женщины, принявшие обет

210.Что понималось под термином «медицина» в Западной Европе?

1.Внутренние болезни

2.Внешние симптомы

3.Внутренние и внешние симптомы

4.Психические заболевания

5.Травматология

211.Одним из величайших ученых Востока, написавших 20 томов по медицине, являлся:

1.Ар Рази

2.Ибн-Сина

3.Амбруаз-Паре

4.Дж.Фракасторо

5.Парацельс

212. Отличительные черты практической деятельности хирургов

30

Источник