Вред и польза гаджеты и дошкольники

Вред и польза гаджеты и дошкольники thumbnail

Приложения и мультфильмы сегодня обещают научить ребёнка разговаривать, читать, считать, разбираться в анатомии, космосе и физике, а ещё – правильно есть, спать и чистить зубы. Наш блогер, педагог и психолог Наталья Вечерина, объясняет, почему доверить обучение ребёнка планшету – не самая лучшая идея.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

«Он не просто сидит в телефоне или планшете! Видите, здесь он собирает пазлы, а сейчас – смотрит развивающий мультик, а потом – будет учить буквы». Забота родителей о развитии ребенка понятна. Но прежде чем поручить обучение наших детей телевизору или гаджету, надо понять, насколько оно эффективно.

По данным Юнеско 93% процента детей в возрасте от 3 до 5 лет проводят перед экранами мониторов около 4 часов. Хорошо это или плохо? Ведь, казалось бы, спроектированные развивающие интернет-игры, фильмы и мультики разработаны, чтобы дети лучше учились, расширяли кругозор и словарный запас. И родители, давая ребенку ту или иную электронную игрушку, думают, что это принесёт ребенку пользу.

Давайте обратимся к цифрам. Какие особенности здоровья выделяют у современных дошкольников?

  • У 43% детей шестилетнего возраста наблюдаются функциональные изменения в нервной системе (повышенная возбудимость, невротические реакции, нарушения сна и др.).
  • У 30-60% детей при поступлении в школу не сформированы такие познавательные функции как организация деятельности, моторное и речевое развитие, зрительно-пространственное восприятие и другие. Дети с трудом обучаются письму, счету, чтению, тяжело усваивают и понимают информацию. У них плохо развито логическое мышление.

Неврологи отмечают распространенность целого комплекса симптомов так называемой малой неврологии:

  • гиперактивность,
  • повышенная эмоциональная лабильность,
  • импульсивность,
  • быстрая утомляемость,
  • отвлекаемость.

Почему так происходит? Одним из факторов, создающим такое положение вещей, учёные называют информационное пространство и способы организации взаимодействия ребёнка с информационно- коммуникационными технологиями. Цифровые технологии сильнее влияют на когнитивное развитие детей, чем показатели социально-экономического статуса. То, что призвано развивать, может стать причиной обратного.

Невнимательность, неумение сосредоточиться, ухудшение памяти, снижение её объема, физическое и эмоциональное истощение – всё это становится следствием чрезмерного увлечения гаджетами.

Давайте задумаемся. Самым важным условием для развития ребёнка является качество и количество взаимодействия со взрослыми и другими детьми. Игра, общение, эмоциональный отклик – всё это важные факторы развития.

Как интерактивные программы влияют на навык общения? Даже фоновая работа телевизора негативно сказывается на желании ребёнка играть, взаимодействовать, общаться. То есть даже когда ребёнок не смотрит на экран, а играет при включённом телевизоре, у него снижается интерес к взаимодействию с другими людьми, а качество игры – ухудшается. Степень вовлечённости в реальную жизнь падает. На эту тему есть интересная книга: Райнер Пацлаф «Застывший взгляд». В ней собраны результаты многолетних научных исследований, выясняющих картину происходящего с детьми, которые смотрят телевизор.

Компьютерные игры также негативно влияют на желание общаться и играть в реальном мире. А ведь именно в «живой» игре ребёнок учится взаимодействовать с другими людьми, выражать эмоции, выполнять правила. Это те самые кирпичики самоорганизации, самые первые попытки планирования, о которых мы вспоминаем потом, когда ребёнок идет в школу, когда у него начинаются проблемы с мотивацией и самостоятельным выполнением домашнего задания.

Находясь в виртуальном мире, ребёнок не учится распознавать эмоции другого человека, реагировать на них, проявлять свои. Навык социализации снижается, возникают трудности в установлении контактов, поддерживании взаимоотношений между сверстниками.

Почему гаджеты не развивают речь?

Развитие речи дошкольников и время, которое ребёнок проводит у экрана, – взаимосвязанные вещи. Чем больше времени ребёнок в возрасте до трёх лет проводит перед телевизором, тем хуже развита его речь, тем ниже словарный запас. В чём причина? Ведь ребёнок слышит много новых слов и понятий? Оказывается, дело вовсе не в количестве услышанных слов.

Чтобы речь развивалась, необходимо двустороннее общение. К ребёнку обратились, он ответил. Ребёнок спросил – ответили ему. Чем больше такого двустороннего полноценного общения, чем чаще к ребёнку обращаются, задают вопросы, ждут, и слушают ответы – тем лучше развивается речь, расширяется словарный запас, тем быстрее он переходит из пассивного в активную разговорную речь.

Почему учиться читать нужно с бумажного, а не электронного носителя?

Важными компонентами чтения являются визуальное восприятие и извлечении информации. Чтение с экрана изменяет визуальный и динамический формат представления текста. Исследования показали разницу в воспроизведении прочитанных слов между чтением с бумажного носителя и чтением с ридера. Более высокие показатели памяти имеют место при чтении с бумажного носителя.

Современные тексты, представленные в интернете, не совсем похожи на текст книги. Они часто содержат в себе анимации, звуки, движущиеся картинки и видео. Такие «улучшения», безусловно, привлекают ребенка. Но в тоже время они отвлекают его от самого процесса чтения и, главное, – от содержания.

А нужно ли уметь запоминать?

К чему наших детей приучает интернет? К тому, что любую информацию можно найти. Стоит только сделать соответствующий запрос. Для этого даже даже не обязательно уметь писать. Программа распознавания голоса всё сделает сама. Этот синдром носит название «эффект Google» или «цифровая амнезия». Наши дети с помощью современных технологий учатся не помнить и не запоминать. А ведь мыслить, сравнивать, делать выводы можно только при одном условии: когда ты помнишь информацию.

Что же делать?

Ограничивать время общения с цифровыми носителями, в том числе и с телевизором. Не подменять время живого общения электронными игрушками. Увеличивать время живого общения. И только дополнять образование интерактивными программами, а не заменять ими весь процесс обучения и развития.

Читайте также:  Виды договоров договоры в пользу его сторон и третьих лиц

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Гаджеты в жизни дошкольника:

польза или вред?

Современный мир сложно представить себе без использования смартфонов, планшетов, компьютеров. Большинство проводят время с электронными устройствами дома, на работе в транспорте. Дети не исключение. Даже малыши понимают, как использовать телефон, играть в игры. https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/2945823/pub_5f913cba6ca69c78026ec409_5f913f1c6dc8f92eda231174/scale_1200

Попробуем разобраться хорошо это или плохо.

В наше время родители сами решают, как воспитывать своего ребенка. Они опираются на свой опыт, жизненный опыт своих родителей, рекомендации и советы психологов и педагогов. Специалисты знают об особенностях развития детей и помогают преодолеть трудности и исправить ошибки в воспитании.

Мнения специалистов здесь могут расходиться. Одни считают, что лучшим для развития ребенка будет мир без электронных устройств, что позволит ему правильно познавать окружающую среду. Это значит рассматривать, ощупывать предметы. Пробовать их, развивать тактильные ощущения. Большая увлеченность компьютером приводит к снижению развития лобных долей, которые определяют поведение, эмоции, отвечают за тренировку внимания и памяти. Работа воображения снижается из-за того что в компьютерной игре уже есть персонаж и предусмотрены все события которые должны с ним произойти. Увлечение компьютером приводит к тому, что работают только участки головного мозга, отвечающие за зрение и движение.

Нужно отметить, что игры также влияют на зрение ребенка. При просмотре мультфильмов или игре за компьютером напрягается цилиарная мышца. Она отвечает за хорошее зрение вдалеке и вблизи. Длительные нагрузки на глаза приводят к спазму цилиарной мышцы, и ребенок начинает хуже видеть. Ложная близорукость может перейти в близорукость настоящую.

Другие специалисты рекомендуют идти в ногу со временем. Использование гаджетов – это способ получения информации. Но не стоит забывать о чувстве меры и необходимом ребенку живом общении.

Детская агрессия и игры.

Важным вопросом является детская агрессия. Многие считают, что именно компьютерные игры приводят к агрессивному поведению. На самом деле агрессия возникает не сама по себе, она уже есть у ребёнка, и ищет выход. Способом выплеснуть агрессию становится компьютерная игра. Родители частот не поощряют агрессивное поведение, стремятся подавить его, но отрицательные эмоции не проходят, они уходят вглубь. Игра это возможность выплеснуть отрицательные переживания. Игры не порождают агрессию, а показывают, есть ли она у ребенка. Если в игре ребенок часто выбирает отрицательного персонажа, уничтожает мирных жителей, то это тревожный звоночек, и возможно ему нужна помощь психолога. Причины такого поведения могут быть разными, и часто неблагоприятная семейная атмосфера может быть одной из них.

Какие из рекомендаций ближе выбирать родителям, но придется признать, что полностью запретить использование гаджетов не получится, а вот минимизировать вред от них можно.

Семь способов отвлечь ребенка от телефона и планшета:

1. Откажитесь от гаджетов сами

Родители – главный пример для детей. Современные родители сами практически не выпускают телефон из рук. Поэтому начните с себя – реже пользуйтесь техникой, особенно при малыше. Поддерживайте контакт с ребенком, вместе играйте, читайте, гуляйте. Даже пользоваться планшетом, смотреть телевизор тоже можно вместе. Доказывайте собственным примером, что в жизни много интересных занятий, кроме гаджетов;

2. Вместе трудитесь

Совместная деятельность детей и родителей вытекает из предыдущего пункта. Это не только развлечения, но и бытовые дела. Приучайте детей к уборке, готовке, уходу за домашними животными, труду на даче и так далее. Это не должна быть обычная формальность. Пусть ребёнок несет ответственность за проделанную работу.

Отмечайте успехи, хвалите и оценивайте вклад, который он вносит в дела семьи. Отмечайте, если ребенок проявляет инициативу и самостоятельно убирается, гуляет с собакой или выполняет другую важную работу без напоминаний и указаний взрослых. Тогда любой труд обретет смысл. Он станет важен и интересен малышу.

3. Найдите альтернативное занятие

Подумайте, чем можно заменить игры на компьютере и общение в социальных сетях. Это должна быть равнозначная замена и желательно социальная. Подходящим вариантом станет детский садик, кружки, студии и даже классическая детская площадка во дворе.

По совету детского психолога, нужно предложить такие занятия, которые покажутся более интересными и захватывающими, чем компьютерные игры. Учитывайте, что нравится малышу.

Если он следит за любимой футбольной командой, поиграйте вместе в футбол или отдайте малыша в соответствующую секцию. С фанатом музыкальных групп чаще ходите на концерты. Если дети любят пиццу, приготовьте блюдо вместе.

4. Помогите ребенку социализироваться

Научите малыша принципам общения, помогите найти друзей и поощряйте совместные игры. Для улицы выбирайте активные и спортивные игры, для дома – спокойные развивающие и настольные. Игры и общение со сверстниками помогут оторвать ребенка от планшета или смартфона. Кроме того, это формирует характер, учит отстаивать собственные интересы, работать в команде, договариваться и т.д. С помощью игр со сверстниками малыш получает новые знания и умения.

5. Запишите ребенка в секцию

Здесь важно учитывать интересы малыша, а не реализовывать родительские желания и амбиции. Если он еще маленький и не может самостоятельно определиться, понаблюдайте за ним и попробуйте разные варианты. Вы можете выбрать творческие или спортивные кружки. Выбранная деятельность должна помочь ребенку почувствовать себя важным. Кроме прочего, она должна быть интересной и полезной.

6. Заведите домашнее животное

К такому шагу готов не каждый родитель. Но в первую очередь должен быть готов малыш. Помните, что животное – это не игрушка, а большая ответственность. Доверьте малышу часть забот по уходу за питомцем. Он может кормить и гулять с животным. Не обязательно заводить собаку или кошку. Можно остановиться на черепашке или хомячке, которые не занимают много места и не требуют выгула. Но каждый питомец отличается особенностями ухода.

Читайте также:  Польза для лица маски из хны

Кстати, это отличное решение, если у малыша мало друзей и сложно с социализацией. Общение и уход за домашним животным раскрепощает ребенка. Он становится более активным и живым, легче идет на контакт и общается.

7. Научитесь говорить “нет”

Не убирайте планшет на совсем, но введите строгое ограничение по времени, когда малыш сможет использовать технику. Установите временной лимит – 20, 30, 40, 60 минут в день. Не разрешайте пользоваться телефоном в процессе еды, прихода гостей, общения с родными, прогулки и так далее. Объясняйте, почему в данный момент ребёнок не может использовать гаджет.

Приучайте к тому, если приходят гости – нужно общаться. Выключайте компьютер и убирайте гаджеты. В первые десять минут дети могут обижаться. Но скоро они находят интересные занятия, начинают играть.

Введите специальные “свободные зоны”, где все члены семьи не могут использовать гаджеты. Это может быть кухня, столовая или гостиная. В своей комнате малыш может пользоваться телефоном, а в “свободной зоне” – нет. Важно, чтобы это правило соблюдали все члены семьи!

Ребенок не может отрываться от гаджетов, если только его жизнь не наполнена интересными и яркими событиями. Если он видит, что увлечения и деятельность не интересны и не важны для родителей. Если у крохи совсем нет друзей и не с кем общаться.

Кроме того, ребенок может замечать, что для родителей и семьи планшет или смартфон являются приоритетными и важными вещами. Поэтому не забывайте о живом общении. Ребенок должен играть и общаться с родителями, а электронные устройства не заменят такого общения!

https://medme.ru/upload/library/8bb/shutterstock_114643663.jpg

Источник

Все современные родители условно делятся на два лагеря: одни выражают категорическое отрицание вредоносности «продвинутых девайсов», другие – пытаются убедить их в обратном. Но, как правило, истина всегда находится где-то между, и поэтому сегодняшняя статья затронет не только «минусы», но и положительное влияние гаджетов для ребенка.

Назад, в будущее

Большинство пользователей, обратившихся к этой статье, еще помнят веселые времена «настоящего детства». Уже практически с пеленок малыш начинает самостоятельно исследовать мир, протирая коленки ползунков, пытаясь забраться на стол за конфеткой, а дальше – копаясь в грязи, пытаясь отремонтировать велосипед, собирая рюкзак для путешествий и еще много, много увлекательного.

В прежние времена жизнь ребенка можно смело назвать сплошным приключением, когда он мог сам постигать реалии мира. По мере взросления менялись и его увлечения. И если в четыре года – это помощь папе в гараже и маме на кухне, то в 10 лет – это кружки и всяческие секции по интересам.

Вред и польза гаджеты и дошкольники

Такая жизнь каждый день наполнялась новыми открытиями, благодаря которым ребенок мог прочувствовать все нотки души и тела. В итоге мы получаем, счастливое детство, бурлящую фантазию, элементарные навыки выживания и друзья.

Но что мы увидим, взглянув на нынешнее поколение? Уже в возрасте 1,5-2 лет мамы и папы вручают отпрыску потрепанный мобильный телефон, планшет или сажают у телевизора с мультиками, чтобы выкроить для себя полчаса-час свободного времени. Таким образом, ребенок «привязывается» к технологическим изобретениям с самых ранних лет и уже в 10-15 лет отучить его от них будет очень сложно.

В то же время, ему необходимо самостоятельно познавать окружающую среду: крутиться, что-то разбирать и собирать, разливать или просыпать.

На детских площадках ситуация тоже выглядит иначе, чем в прежние времена. Ранее дети исследовали вдоль и поперек песочницы, искали там клад или строили замки, натыкаясь на кошачьи каки. Сейчас же, во избежание тревожных ситуаций, и чтобы малыш не упал вдруг, не запачкался, не подхватил инфекцию или не порезался, ему вручается смартфончик, в то время, как мама может заняться своими делами. Это совсем не значит, что 10-30 лет тому назад родители не опекали своих чад и не предпринимали меры безопасности.

В современном мире все известные гаджеты стали средством манипуляции над детьми. Пожалуй, большинство родителей сталкивались с ситуацией, когда взамен выполненного действия чадо получает вознаграждение в виде игры на телефоне или планшете. И неважно, сколько лет малышу 2 или 10 – он осознает, что современные устройства являются отличным инструментом угрожать или мотивировать. Согласитесь, многие современные детки начинают знакомство с миром через стерильные компьютерные технологии и виртуальное восприятие, не задумываясь, что вред этого проявится значительно позже.

Вред и польза гаджеты и дошкольники

Отрицательные стороны общения с устройствами

Основной задачей каждого родителя является подготовка своего ребенка к условиям реального мира и выживанию. В результате, воспитательные усилия в течение многих лет заключаются в обучении отпрысков, заботе об их безопасности и состоянии здоровья. Но как воспринимается это детьми?

Специальная литература рассматривает воспитательный процесс, как увлекательную игру с малышом, программа которой меняется по мере его взросления. Сегодня все эти игры стали виртуальными, лишая ребенка не только контакта с родителями, но и ограничивая полет его фантазии. Но вред регулярного использования гаджетов заключается не только в этом.

Рассматривая тему, как влияют гаджеты на детей и их вред, стоит выделить несколько основных моментов.

Читайте также:  Польза и вред мяса и фруктов

1. В первую очередь, это ухудшение зрения. Если малыш постоянно смотрит на монитор или экран мобильного устройства, это отразится на его зрении. Специалисты утверждают, что влияние подобных электронных «игрушек» настолько сильно, что посаженное в возрасте до 10 лет зрение восстановить не удастся. Следовательно, необходимо строго контролировать нахождение ребенка у компьютера.

Вред и польза гаджеты и дошкольники

Кроме того, есть специальные методики, помогающие составить схему безопасного использования современных устройств. На основании того, сколько лет чаду, можно определить допустимую норму пребывания перед монитором:

  • детям от 1 года до 5 лет находиться у компьютера педиатры вообще не рекомендуют;
  • в возрасте от 5 до 7 лет безопасными считаются игры на компьютере или планшете в течение 10 минут (максимум 20 на протяжении 24 часов);
  • ученикам 1, 2, 3, 4 и 5 классов разрешается без перерыва сидеть с гаджетами 10-15 мин. в день;
  • с 10 лет ребенок может допускаться к девайсам на 20 минут без перерыва максимум трижды на протяжении дня.

2. Вредное влияние гаджетов на современных детей сказывается и в малоподвижном образе их жизни. Ребенок, который много и часто играет за компьютером или с планшетом, практически не двигается, что сказывается на позвоночнике и суставах. Кроме того, у таких детей уже с малых лет наблюдается склонность к накоплению избыточного веса.

3. Психические расстройства – еще один побочный эффект чрезмерного общения с современной электронной техникой. Хотя и редко, но такие явления вполне возможны. Расстройства психики зачастую наблюдаются больше у тех детей, которые проводят время у монитора за игрой. Особенно наносят вред психическому здоровью детей игры, не соответствующие их возрасту. Например, те, в которых присутствуют сюжеты с элементами насилия, кровью, воздействием психотропных веществ, а также сцены эротического характера.

Вред и польза гаджеты и дошкольники

4. Помимо этого, в каждой онлайн-игре присутствует элемент виртуального общения. В результате, у ребенка меняется мировоззрение, и он попадает под влияние путешествий в мире компьютерных технологий. Конечно, после таких увлекательных игровых эпизодов чаду очень сложно возвращаться в реальный мир к урокам и своим обязанностям, а родителям – тяжело отучить отпрыска от такой пагубной привычки.

5. На фоне длительного регулярного общения с гаджетами у ребенка деградирует способность отличать правду и реальность от вымысла. Многие поступки и сюжеты увиденных сцен на мониторе девайса дети переносят в настоящее, не понимая их вред и негативные последствия. Модель поведения формируется детьми на основании действий героев виртуального мира. В этом заключается основная проблема современных маленьких пользователей электронными девайсами – они перенимают навыки персонажей, большая часть которых является эгоистичными и агрессивными личностями, руководствующимися в действии только собственными желаниями и потребностями.

6. Вред постоянного общения с гаджетами также выражается в том, что у детей вырабатывается зависимость. Многие специалисты сравнивают такую зависимость с алкогольной и наркотической. Однако родители могут не замечать это влияние девайса на чадо. Первые подозрения у них начинают закрадываться, когда они предпринимают попытки отучить отпрыска от электронной «игрушки», заменить виртуальность реальностью.

Положительные стороны

В то же время, есть и «плюсы» общения детей с современными мобильными устройствами и компьютером:

1. Возможность всестороннего развития чада при условии тщательного контроля со стороны родителей. Это не значит, что с первого года жизни кроху стоит знакомить с гаджетами. Этот навык эму понадобиться с семи лет. Современные школьники 7-10 лет умеют включать ноутбук, компьютер или планшет и запускать на нем нужную для обучения или приобретения новых знаний программу. Главное, чтобы родители могли присутствовать рядом с детьми в это время, чтобы ненавязчиво помогать и одновременно контролировать процесс.

Вред и польза гаджеты и дошкольники

2. Возможность ненадолго занять чадо в условиях длительного ожидания. Все знают, что детки плохо переносят долгие очереди, время однообразных длительных путешествий, ожидание в поликлиниках и т.д. В таких ситуациях не всегда увлекательные игрушки или бумага с карандашами оказываются под рукой. Другое дело – смартфон или планшет, который может минут на 10-15 отвлечь малыша. Это время родители тоже могут провести с пользой, запустив познавательную и развивающую игру. Так они смогут и пообщаться со своими детьми, и дополнительно знакомить их с новыми знаниями.

Как можно увидеть, положительные стороны общения с гаджетами тоже имеются. Однако чтобы не допустить привыкания к миру виртуальных путешествий и попыток манипулировать со стороны чад, лучше контролировать время препровождения у мониторов компьютеров и планшетов.

Как избежать привыкания?

Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам:

  • реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план;
  • возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения.

Вред и польза гаджеты и дошкольники

Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами:

  • контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам;
  • изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе;
  • не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу.

Источник