Вреда и польза моторного масла

Вреда и польза моторного масла thumbnail

Если сравнить состав современного моторного масла с составом масла, которое выпускалось пять или десять лет назад, то можно будет обнаружить, что он весьма отличается. Это и не странно, поскольку за последние десять лет автомобилестроение сделало серьезный прорыв.

Моторы стали более мощными, более выносливыми и высокотехнологичными, а это не могло не внести определенные коррективы в состав моторного масла. Все вышеперечисленные “плюсы” требуют от моторной жидкости лучших смазывающих характеристик, лучшей стойкости к трению и высоким нагрузкам. Так или иначе следует признать, что эволюционировал не только двигатель, но и моторное масло.

Отмечу, что найти какой-то перечень компонентов того или иного моторного масла, у вас вряд ли получится, производители моторных масел, как правило, содержат в секрете рецептуру своих продуктов. Все дело в конкуренции! Именно жесткая конкуренция толкает производителей на разработку более эффективных конкурентоспособных продуктов, а также проведение дорогостоящих исследований, на которые уходят миллионы долларов и целые годы упорного труда.

Однако несмотря на это кое-какие компоненты производители все же “рассекречивают” в маркетинговых целях, делая его своей фишкой или изюминкой своего продукта. Одной из таких изюминок и является молибден, о котором сегодня и пойдет речь. Я попытаюсь разобраться в вопросе: “Есть ли польза или вред от использования молибдена в производстве моторного масла?”. Кроме того, я попробую выяснить чем же все-таки является молибден — полезной добавкой, улучшающей характеристики моторного масла или обычной маркетинговой “заманухой”, разрекламированной производителями автомасел.

Обо всем по порядку…

Что такое молибден? Молибден (дисульфид молибдена – MoS2) — вещество светло-серого цвета, широко используемое в металлургической промышленности. Этот компонент отличается высокой жароустойчивостью, а также стойкостью к коррозии, кроме того молибден имеет хорошую вязкость, что немаловажно в вопросе моторного масла. Эти и многие другие выдающиеся свойства этого материала не могли не вызвать к нему интереса, со стороны производителей автомобильных масел. Однако, как это часто бывает с появлением того или иного инновационного решения, среди покупателей возникают разногласия. Одни полагают, что дисульфид молибдена в моторном масле — это сущее добро, другие же наоборот отрицают его положительные свойства и категорически не рекомендуют покупать молибденсодержащее масло. Ответить однозначно на вопрос: “Вред или польза?” — нельзя! В какой-то степени правы и те, и другие. Дело в том, что на каждом двигателе содержащее молибден масло проявляет себя по-разному.

MoS2 — как это работает?
Вещество MoS2 или дисульфид молибдена по своим характеристикам очень близок к графитовым частицам, которые также активно используются в производстве моторных масле многих производителей. Если посмотреть на молибденовое вещество под микроскопом, можно обнаружить графитовую пластинчатую платформу, в составе которой имеется один атом молибдена и два атома серы, в совокупности образующие сильное соединение серы с молибденом. По размерам атомы примерно одинаковы, за счет чего соединение имеет хорошие защитные свойства. Кроме прочего стоит отметить антифрикционные свойства дисульфида молибдена и противозадирные качества, которые продлевают срок службы деталей силового агрегата.

Сами по себе молекулы серы не обладают крепким соединением, однако, как я уже говорил, при взаимодействии с дисульфидом молибдена связка выходит мощной. Добавление MoS2 в смазывающие жидкости способствует образованию защитных слоев на металлических поверхностях деталей, которые защищают их от износа. Защитные молекулы довольно быстро двигаются по отношению к друг другу, тем самым исключая прямой контакт металлических деталей.

Кроме самого молибдена в молибденсодержащем масле содержится широкий набор присадок, позволяющий этому веществу создавать еще один слой смазки. Особенность этого слоя в том, что он начинает работать тогда, когда свойства обычной смазки утрачены. Присадки на базе дисульфида молибдена довольно часто продается как индивидуальная добавка, которую можно использовать как присадку в моторное масло, с целью улучшения его характеристик. Молибденовые включения способны работать там, где обычная смазка просто бессильна, например, при критических температурах (вплоть до 400°С), когда мотор работает на грани своих возможностей и нуждается в эффективной смазке и теплоотводе. Или наоборот, при аномально низких температурах, сохраняя при этом необходимые для образования защитной масляной пленки свойства.

Ложка дегтя!
Каждая медаль, как известно, имеет две стороны. Поэтому для того, чтобы вы могли получить максимально полную картину о масле с молибденом, кроме положительных моментов, я расскажу и о негативных сторонах таких масел. Сразу отмечу тот факт, что отрицательные показатели MoS2 проявляются далеко не во всех случаях и далеко не на каждом моторе, об этом я упомянул в начале статьи.

По некоторым данным, молибденовые включения в смазывающих жидкостях плохо себя проявляют на мощных бензиновых моторах, способных работать при высоких температурах. Все дело в размере частиц соединений, которые имеют относительно большие размеры и кроме защитных свойств имеют ряд недостатков. Проникая в цилиндропоршневую группу (ЦПГ), молибденсодержащее масло склонно к образованию отложений и возникновению такого неприятного явления как закоксованность двигателя. В результате возникает повреждение ЦПГ, а также чрезмерная активность газов, которая проникает в масло через поршневые кольца. Чаще всего результат всего вышеперечисленного — термические нагрузки, неполадки в двигателе и капремонт. Именно эта особенность объясняет почему дисульфид молибденовые соединения рекомендуют не все автопроизводители, а также причину, по которой многие категорически не приемлют этот компонент в составе моторного масла.

Современные моторные масла содержат в своем составе много кальция, который вступает в реакцию с дисульфидом молибдена, образуя при этом агрессивную среду для металлических поверхностей. Именно по этим причинам все положительные свойства молибдена меркнут на фоне вышеизложенных “минусов”.

Подытожим…

В результате можно сделать вывод, что моторное масло с молибденом — не самый лучший вариант для тех, кто заботится о своем авто. Более того, в некоторых случаях именно молибденсодержащее масло может привести к нежелательным последствиям и даже к капремонту силового агрегата. Если бы моторные масла были лишены множества присадок, то вполне возможно, что молекулы дисульфида молибдена можно было бы смело назвать эффективной и полезной абсолютно любому мотору. А пока, большое количество кальция, который слишком агрессивен по отношению к дисульфиду молибдена и наличие моющих присадок нивелируют все позитивные стороны этой добавки. Масло с молибденом рекомендуется использовать лишь в тех случаях, когда мотор нуждается в этой добавке, то есть когда она показана к применению самим производителем мотора.
Текст: АвтоПульсар.

Читайте также:  Польза фолиевой кислоты при гв

P.S. Сложилось впечатление, что автор статьи лил поддельные масла с молибденом, в результате появилась эта статья… Лично я, пользуюсь LIQUI MOLY MoS2 Leichtlauf SAE 10W-40 (Молибден), на протяжении долгих лет и нареканий нет. ДВС работает без нареканий, отложения не замечены. Но решать Вам…

Источник

Моторные масла даже внутри одного производителя могут быть очень разными. Как в них ориентироваться и какое выбрать?

В этой заметке собрано самое важное о моторных маслах. Материал изложен простым языком, структурировано и последовательно. Приступим.

Что такое моторное масло? Функция моторного масла? Как работает моторное масло?

В процессе возвратно-поступательных движений в двигателе возникает трение между цилиндрами и поршнями. Особенно болезненно оно в момент холодного запуска. В этой ситуации моторное масло играет важнейшую роль.

Моторное масло это жидкость, призванная снизить трение, а следовательно, и износ металлических деталей двигателя (прежде всего, поршней и цилиндров), продлив им жизнь. Это основная функция моторного масла, которая реализуется посредством образования масляной пленки на стенках цилиндров и поршней. В результате во время возвратно-поступательных движений между металлическими деталями снижается трение и износ.

Из чего состоит моторное масло?

Как правило, в основе моторного масла лежит, так называемое, базовое масло, полученное в процессе нефтепереработки (бывает минеральным, полусинтетическим, синтетическим и синтетическим гидрокрекинговым). Детальные и тотчечные настройки характеристик моторного масла происходят посредством добавления пакетов присадок. Именно они (присадки) наделяют канистру или бочку с моторным маслом конкретными спецификациями. От пакета присадок зависит степень вязкости, температурный режим, ресурс и масса других свойств моторного масла. Именно потому состав присадок, во многом тщательно охраняемая, коммерческая тайна всех производителей моторных масел.

Характеристики моторного масла. Основные свойства моторных масел

Главные свойства моторного масла:

— Тип (минеральное, полусинтетика, синтетика, HC-синтетика). Зависит от основы.

— Вязкость

— Термическая стойкость — позволяют использовать масла для охлаждения поршней, повышать предельный нагрев масла в картере.

— Моющие свойства моторного масла — диспергирующе-стабилизирующие и солюбилизирующие способности по отношению к различным нерастворимым загрязнениям, обеспечивающие чистоту деталей двигателя.

— Допуски

— Отсутствие коррозионного воздействия на детали двигателя

— Стойкость к старению — способность максимально сохранять свои свойства с течением времени.

— Малая летучесть, низкий расход на угар

— Совместимость с катализаторами,

Регламент замены моторного масла: когда и как часто нужно менять моторное масло?

Так выглядит новое моторное масло.

Среди инженеров-двигателистов и профессиональных сервисменов считается, что для здоровья мотора гораздо важнее частота замены моторного масла, чем его марка. В этих словах определенно есть рациональное зерно. За тысячи километров даже самое дорогое и совершенное масло утрачивает свои чистящие и моющие свойства. Хотя мировые лидеры смазочной индустрии стремятся максимально продлить полезные свойства моторных масел. Тем не менее, при смене масла важно проводить промывку системы, используя специальные промывочные масла.

По хорошему, правильнее менять моторное масло исходя из нагрузки на двигатель и времени его использования. Но считать межсервисный интервал так сложнее, поэтому автопроизводители чаще всего рекомендуют проводить ТО в среднем, раз в 15 тысяч км, хотя существуют и исключения: к примеру, Toyota рекомендует менять моторное масло раз в 10 тысяч км, а Volvo — раз в 20 000 км. Впрочем, в российских условиях, с гигантскими перепадами температур, нестабильным качеством топлива, пробках (если говорить о таких крупных городах, как Казань) менять масло оптимально не реже 10 000 км.

А так выглядит отработавшее моторное масло.

Впрочем, замена масла «по пробегу» почти всегда будет неоптимальной. Одинаковый пробег по трассе и в городском режиме — это более чем четырехкратная разница в моточасах и огромная разница по части деградации масла. Например, при стандартном интервале замены в 15 тысяч километров в пробках масло проработает все 700 часов, а на трассе — даже меньше 200.

Для качества работы масла эта более чем трехкратная разница — колоссальная, ведь даже при работе на малой нагрузке термическое воздействие на масло очень велико. В современных моторах ситуация усугубляется высокой температурой термостатирования, плохой вентиляцией картера и отсутствием его охлаждения на стоящей в пробках машине, что вызывает резкое снижение его ресурса.

На трассе нагрузка тоже может быть разной. На скорости до 100-130 километров в час у большинства машин нагрузка на мотор ниже средней, температуры невелики, а вентиляция картера работает хорошо. У мощных моторов нагрузка и вовсе оказывается минимальной, а значит, и очень слаба нагрузка на масло.

Вместе с увеличением нагрузки на мотор ухудшаются и условия работы масла: возрастает температура поршней, начинает увеличиваться поток разрушающих картерных газов. Таким образом, оптимальным режимом работы и для масла, и для мотора являются средняя скорость в половину от максимальной и малое время работы на холостом ходу после прогрева.

Вот что происходит, если редко менять моторное масло и не делать промывку. Двигатель закоксовывается и приходит в негодность.

Читайте также:  Перепелиное мясо польза и вред

Случаи явного превышения регламента замены при использовании стандартных полусинтетических масел и синтетики на гидрокрекинговой основе чреваты «осложнениями» для двигателя в виде закоксовывания и уменьшения подвижности поршневых колец.

Как читать маркировку моторного масла? 5W30, 5W40: в чем разница? Или что значат 5W30, 5W40, 10W40?

Физические свойства моторных масел «читаются» по их маркировке. Сегодня наиболее распространена система классификации по SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров). Такая технология классификации основана на вязкости масла, обозначаемой числовым кодом. Если после числа стоит буква «W» (winter — зима), то это продукт, рассчитанный на использование в холодное время года. Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100°C дополнительно дается температурный предел прокачиваемости масла в холодных условиях, что означает минимальную температуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возможен безопасный пуск двигателя.

Наиболее полное описание соответствия вязкостно-температурных свойств масел требованиям двигателей содержится в общепринятой на международном уровне классификации SAE J300. Эта классификация подразделяет моторные масла 17 классов от 0W до 60:

8 зимних (0W, 2,5W, 5W, 7,5W, 10W, 15W, 20W, 25W)

9 летних (2, 5, 7,5, 10, 20, 30, 40, 50, 60) классов вязкости.

Всесезонные масла обозначают кодом с двумя числами, например, 20W-50. Они удовлетворяют соответствующим классам для разных времен года.

Для всесезонного масла — сдвоенный номер. Первый — вязкость при отрицательной температуре. Второй — вязкость при плюсовой температуре.

Наглядная классификация по SAE. Фото — заимствовано.

Показатели низкотемпературной вязкости:

0W — используется при температуре до −35 град. С

5W — используется при температуре до −30 град. С

10W — используется при температуре до −25 град. С

15W — используется при температуре до −20 град. С

20W — используется при температуре до −15 град. С

Всесезонные масла обозначаются сдвоенным номером, первый из которых указывает максимальные значения динамической вязкости масла при отрицательных температурах и гарантирует пусковые свойства, а второй — определяет характерный для соответствующего класса вязкости летнего масла диапазон кинематической вязкости при 100°С и динамической вязкости при 150°С.

Методы испытаний, заложенные в оценку свойств масел по SAE J300, дают потребителю информацию о предельной температуре масла, при которой возможно проворачивание двигателя стартером и масляный насос прокачивает масло под давлением в процессе холодного пуска в режиме, недопускающем сухого трения в узлах трения.

Аббревиатура HTHS расшифровывается как High Temperature High Shear Rate, то есть «высокая температура — высокая прочность на сдвиг». С помощью данного испытания измеряется стабильность вязкостной характеристики масла в экстремальных условиях, при очень высокой температуре. Большинство присутствующих сегодня на рынке моторных масел являются всесезонными, то есть удовлетворяют требованиям по вязкости как при низких, так и при высоких температурах.

Показатели высокотемпературной вязкости

Гораздо интереснее второе число в обозначении — высокотемпературная вязкость. Его нельзя так просто, как первое, перевести на понятный автолюбителю язык, ибо это сборный показатель, указывающий на минимальную и максимальную вязкость масла при рабочих температурах 100-150°С. Чем больше это число, тем выше вязкость моторного масла при высоких температурах. Хорошо это или плохо именно для Вашего мотора – знает только производитель автомобиля.

Как выбрать моторное масло? Существует ли лучшее моторное масло?

Итак, какое моторное масло выбрать? Отправной точкой для выбора масла правильно считать рекомендации автопроизводителя, как правило, закрепленные в сервисной книжке автомобиля. Второе важное правило — оригинальность моторного масла, его фирменное происхождение. Таким образом, единственного, самого лучшего моторного масла не существует. Подбирать его необходимо исходя из требований автопроизводителя или с помощью специальных форм подбора моторных масел на сайтах производителей или магазинов моторных масел.

Масляный фильтр, и его функции

Крайне рекомендуется менять масляный фильтр при каждой замене моторного масла.

Наряду со сменой моторного масла остро рекомендуется менять и масляный фильтр. Большинство масляных фильтров наделены магнитов, призванным притягивать даже маломальскую железную стружку, которая всё-таки образуется во время работы мотора. Так же, как и моторное масло, масляный фильтр изнашивается во время эксплуатации и со временем утрачивает свои фильтрационные способности.

Методы замены моторного масла

Для начинающих водителей возможно станет сюрпризом, что существует как минимум два способа замены моторного масла — посредством слива из картера или методом откачки компрессором из заливной пробки.

Замена моторного масла методом откачки.

А так происходит замена масла через сливную пробку.

Нужна ли промывка двигателя во время замены моторного масла?

Увы, во время регламентных ТО у официальных дилеров процедура промывки двигателя не предусмотрена. Между тем, рекомендованный межсервисный интервал, как правило, составляет 15000 км. Выше мы говорили о том, что зачастую это не есть хорошо.

К очередному сроку замены в масле остаётся крайне мало моющих присадок, а при городском режиме эксплуатации и некачественном топливе их может не остаться совсем. В такой ситуации, двигатель начинает быстро загрязняться изнутри. Пока автомобиль новый, это некритично, но с возрастом, накопившиеся загрязнения начинают мешать нормальной работе двигателя. Падает мощность, растет расход топлива, появляется дымление и расход масла. В таких условиях заливая свежее масло, оно быстро потеряет свои свойства и перестает полноценно выполнять свои функции.

Именно поэтому эксперты рекомендуют регулярно использовать промывки масляной системы. Используя промывки при замене масла, вы не просто увеличиваете ресурс двигателя, но и максимально сохраняете его мощность, экономичность и экологические параметры. При этом использованные на промывку средства с лихвой вернуться за счет экономии на топливе и ремонте!

Читайте также:  Ягоды годжи что это и какая польза

Дизельное моторное масло

Сильно ли отличается моторное масло для бензиновых и дизельных двигателей? Алгоритм работы бензиновых и дизельных двигателей весьма значительно отличается конструктивно. Именно потому производители масел разрабатывают специальные продукты для владельцев дизельных автомобилей. В свою очередь, и автопроизводители зачастую рекомендуют использовать специальные дизельные масла в моторах, работающих на солярке.

Почему бесполезно читать отзывы о моторном масле? Показателен ли рейтинг моторных масел?

Отзывы о моторных маслах — не несут в себе значимой смысловой нагрузки, поскольку характеристики моторного масла максимально скрыты от глаз. Именно потому все не лабораторные умозаключения касаемо характеристик моторного масла не более, чем домыслы. Ну, невозможно сделать объективные выводы о моторном масле без инструментально-научного анализа, на глаз или на слух.

Типы моторных масел:

На рынке известно четыре основных типа моторного масла: минеральное, полусинтетическое, полностью синтетическое масло для двигателя, а также синтетическим гидрокрекинговым. В чем отличия?

Минеральное моторное масло (или минералка) — минеральные масла являются продуктом перегонки мазута. Есть еще минеральные масла, которые изготавливаются из технических сельскохозяйственных культур. Технология получения минеральных масел из нефтепродуктов очень проста, поэтому минеральные масла на их основе достаточно дешевы. К положительным качествам минеральных масел следует отнести стабильность, эффективность их действия и малое разрушительное воздействие на детали.

В натуральном виде минеральные масла практически не используются. Они обладают хорошими смазочными свойствами лишь в интервале «комнатных» температур или с различными присадками. Присадки увеличивают антикоррозионные, противоизносные и моющие свойства минеральных двигательных масел. Нужно отметить, что задачей современных моторных масел является не только уменьшение сопротивления трения, но и очистка деталей двигателя от продуктов сгорания топлива.

Под воздействием повышенных температур присадки в минеральных маслах выгорают, а при низких температурах минеральные масла очень вязкие, что затрудняет работу механизмов.

Полусинтетическое моторное масло — чисто минеральные масла уже почти не встречаются, их заменила «полусинтетика», у которой гораздо выше содержание присадок. Среди таких масел нет долгоживущих, продукты распада их достаточно сильно загрязняют мотор, а присадки держатся недолго, и вязкость сильно меняется со временем. Но интервалы замены порядка 10-15 тысяч километров им вполне по силам. Но чуть сложнее условия и выше количество моточасов, и лучше бы этот интервал сократить.

Синтетические гидрокрекинговые масла — их часто считают почти такой же «полусинтетикой», но они заметно лучше в реальной эксплуатации. Чуть более дорогая «основа» позволяет сделать скачок в стабильности вязкости и способности удерживать пакет присадок. Большая часть «штатных» масел от автопроизводителей относится как раз к этому семейству. Они позволяют в тепличных условиях получить пробег от замены до замены и в 30 тысяч километров, но на практике в наших условиях лучше вспомнить, что масла этой серии почти все малозольные и сильно зависят от мотора и бензина.

Зато при пробегах даже в 15 тысяч километров до замены они оказываются заметно лучше «минералки»: у них обычно меньше вредных продуктов разрушения и лучше моющие свойства.

Но зачастую дело не только в гидрокрекинге. В основе таких масел есть и ПАО, и эстеры, о которых чуть ниже. Существенной особенностью является то, что так называемые малозольные масла Low-SAPS на этой основе имеют значительно сниженный пакет присадок для минимизации количества сульфатной золы, фосфора и серы, что, возможно, продлевает поначалу ресурс катализаторов, но явно уменьшает срок жизни мотора.

Полностью синтетическое моторное масло на основе полиальфаолефинов — это хиты прошлых лет и основа многих чисто гоночных масел. Их основа еще дороже, но у них лучше текучесть, а температуры замерзания способны справиться с сибирскими морозами — без всяких присадок они могут быть ниже минус 60 градусов! Они почти не угорают, а продукты их распада максимально чисты и не образуют закоксовываний поршневых колец.

Однако следует понимать, что это не продукты массового применения, и цена их значительно выше цены гидрокрекинговой синтетики, а еще у них менее стойкая масляная пленка и хуже коэффициент трения.

Говорить об интервале замены сложнее, но основа такого масла стареет очень медленно. Впрочем, пакеты присадок остаются сложными и все равно имеют свой срок службы, да и механические загрязнения не исчезают. Но такие масла действительно способны реализовать LongLife программы замены без снижения ресурса мотора, может быть, даже превысить стандартный интервал в 400 моточасов.

Надо заметить, что гидрокрекинговая синтетика малой вязкости часто содержит значительный объем ПАО, и в реальной эксплуатации разница между разными типами «синтетики» куда меньше, чем разница между чистыми основами. Малозольные масла с этой основой тоже могут иметь слабый пакет присадок.

Тесты моторных масел

Независимые тесты моторных масел — куда более авторитетный инструмент для анализа моторного масла при его подборе. Все потому что в рамках экспертных тестов проводится научный анализ моторных масел в смоделированных условиях или в условиях их реальной работы.

Тест моторных масел. Фото — Авторевю

Российские моторные масла: существует ли разница между российскими и зарубежными моторными маслами?

Коротко: если и существует, то незначительная. С одним единственным замечанием — при условии, что сравниваемые моторные масла являются оригинальными, не контрафактными.

В доказательство предлагаем посмотреть Вам это видео:

Выводы

Несколько обобщающих выводов:

— Выбирать моторное масло исходя из рекомендаций автопроизводителей и допусков

— Соблюдать межсервисный интервал замены моторного масла. При возможности менять масло чаще.

— Хотя бы периодически проводить промывку двигателя между заменами моторного масла.

— Покупать масло у проверенных поставщиков.

Полезно?! Ставьте лайки и подписывайтесь:)

Источник