Все о пользе физкультуры школьникам

Все о пользе физкультуры школьникам thumbnail

Никогда еще проблема низкой двигательной активности детей и подростков не стояла так остро, как сегодня. Это обусловлено многими факторами, не последнее место среди которых занимает всеобщая увлеченность школьников компьютерными играми и общением в социальных сетях. Время, которое родители современных детей проводили в подвижных играх, нынешнее подрастающее поколение просиживает за компьютером. Дефицит двигательной активности при этом так велик, что 2-3 урока физкультуры в неделю могут показаться каплей в море, не способной повлиять на физическое развитие школьников. А если еще вспомнить участившиеся трагические случаи при сдаче нормативов, то возникает вопрос: для чего нужна физкультура в школе? Может, этот предмет лучше вообще исключить из школьной программы?

Урок физической культуры в школе

Такой радикальный подход к решению данной проблемы не может быть признан разумным, это равносильно тому, чтобы предлагать гильотину в качестве средства от головной боли. Необходимо не исключать физкультуру, а сделать так, чтобы она приносила максимум пользы и стала для ребят неотъемлемой частью образа жизни. А для этого потребуются фундаментальные изменения в преподавании этого жизненно важного предмета.

Роль физкультуры в развитии школьников

Для нормального физического развития растущему организму необходимо много и разнообразно двигаться, желательно – на свежем воздухе. Это обеспечивает активное кровообращение, достаточный приток кислорода ко всем органам, что создает наилучшие условия для гармоничного развития всех систем организма.

С началом школьной жизни свойственная детям естественная двигательная активность резко ограничивается. Вместо подвижных игр на свежем воздухе, им приходится долго сидеть сначала на уроках в душных классах, а затем дома, выполняя домашние задания. Компенсировать вред от длительного нахождения в статичной позе помогают активные движения в перерывах между занятиями и в выходные дни.

Однако современные реалии таковы, что большинство детей и в свободное время остаются малоподвижными, предпочитая пассивное проведение досуга. Причиной массовости этого явления, прежде всего, является недостаточный родительский контроль. К сожалению, не все родители понимают, как сильно физическое развитие детей и подростков зависит от регулярной двигательной нагрузки.

Многие родители предпочитают видеть свое чадо дома за компьютером, чем волноваться за его безопасность, отпуская играть во двор. Не все имеют возможность и желание водить ребят в спортивные секции. Большой проблемой является также неправильное питание детей, приводящее к ожирению. Школьники с избыточным весом, как правило, малоподвижны. Это еще больше усугубляет их отставание в физическом развитии.

Но не только родители виноваты в физической слабости детей. Немалая часть вины в этом лежит на школе. Ведь низкий уровень физической культуры большинства населения – это следствие отношения к преподаванию этого предмета в школах. Родители, с детства усвоившие, что урок физической культуры – это нечто неважное, второстепенное, и в детях своих будут воспитывать пренебрежительное отношение к «физре».

Однако неважным и второстепенным не может быть то, от чего напрямую зависит главная ценность для человека – его здоровье. Мало кому после окончания школы пригодится знание интегралов или химических формул, а вот осознание необходимости регулярной физической активности и применение навыков ЗОЖ помогут сделать жизнь любого человека более здоровой, долгой, плодотворной.

Именно в детские и подростковые годы закладывается здоровье на всю жизнь. Поэтому так важно уделять максимум внимания физическому развитию школьников. Для этого преподавание физкультуры необходимо вывести на новый уровень, который будет соответствовать потребностям сегодняшнего времени.

Проблемы в преподавании физкультуры

На сегодняшний день преподавание физической культуры в школе имеет множество проблем, это:

  • устаревшие методики обучения;
  • недостаток профессиональных, добросовестных специалистов;
  • недостаточное финансирование.

Если забота о здоровье подрастающего поколения – это не пустой звук, то проблемы преподавания физкультуры в школах необходимо решать и как можно скорее.

Устаревшие программы и методики

Одной из главных проблем преподавания физкультуры в школе являются устаревшие программы и методики. При минимуме часов, выделенных на уроки физкультуры в школе, от учеников требуют сдачи нормативов, которые по силам немногим. Видимо, предполагается, что школьники должны самостоятельно тренироваться во внеурочное время, чтобы подтянуть свои спортивные показатели. Но такой подход является утопией, особенно, если учесть нынешнюю повальную увлеченность школьников компьютерами и интернетом.

Читайте также:  Есть ли польза от смарт часов

Задачей физического воспитания должна стать не оценка физического развития детей, а само это развитие. Требование сдачи нормативов от нетренированных детей не приносит никакой пользы, оно способно причинить лишь вред здоровью, вплоть до трагических случаев, которые, к сожалению, происходят все чаще.

Решением этой проблемы мог бы стать индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий уровень его физического развития. Занятия не должны вызывать перенапряжения и отрицательных эмоций, только при таких условиях от них можно ожидать положительной динамики. Необходимо сравнивать не учеников друг с другом, а достижения каждого ребенка по сравнению с его прошлыми результатами.

Учитывая недостаточность времени, выделяемого в расписании на уроки физкультуры, необходимо активно развивать спорт в школе и вовлекать учеников в пришкольные спортивные кружки, на факультативные занятия. Спортивные секции доступны не всем, к тому же занятия спортом, направленные на достижение наивысших результатов, не всегда полезны для здоровья. Факультативные занятия физкультурой в школах могли бы внести весомый вклад в физическое развитие и укрепление здоровья детей.

Кадровый вопрос

Профессионализм и ответственное отношение к своей работе важны для всех школьных педагогов, а для учителей физкультуры – особенно. Ведь им доверено самое дорогое – здоровье и жизнь детей.

Увлеченность своей профессией и способность пробудить в учениках интерес к занятиям физкультурой являются ценными, но, к сожалению, редко встречающимися качествами. Для многих школьных физруков характерно отсутствие энтузиазма и формальное отношение к работе. Одной из основных причин этого является низкая зарплата и непрестижность профессии учителя.

Повысив оплату труда школьных учителей физкультуры до достойного уровня, можно было бы привлечь в эту профессию хороших специалистов и повысить их заинтересованность в результатах своего труда.

Материальная база

Сегодня среднестатистический спортивный зал в школе по своей оснащенности не соответствует современным требованиям. Большинство школ сталкиваются со следующими проблемами, вызванными недостатком финансирования:

  • отсутствие в школах шкафчиков для хранения спортивной формы;
  • отсутствие душевых;
  • устаревшее оборудование спортзалов;
  • нехватка разнообразного спортинвентаря.

Отсутствие персональных шкафчиков для хранения спортивной формы очень осложняет жизнь ученикам, поскольку им приходится носить с собой в придачу ко всему объемные пакеты со спортивными костюмами и обувью.

Для многих детей, в особенности – подростков, становится проблемой невозможность помыться после интенсивных физических упражнений. Из-за отсутствия душевых ученикам приходится надевать школьную форму на потное тело и отправляться на следующий урок не в лучшем виде. Для многих старшеклассников это является поводом к тому, чтобы уклоняться от посещения уроков физкультуры.

Но самым неприятным следствием плохой оснащенности спортзалов является то, что из-за нее часто не на должном уровне оказывается техника безопасности на уроках физической культуры. Устаревшее оборудование, отсутствие современных средств страховки могут стать причинами травм учащихся. Для предотвращения небезопасных ситуаций проблемы с оборудованием спортзалов школ необходимо решить в первую очередь.

Из-за недостаточного снабжения школ спортивным инвентарем часто упускаются возможности ознакомления учеников с различными видами спорта, которые могли бы их заинтересовать. Доступность лыж, коньков, теннисных ракеток, байдарок, силовых тренажеров значительно расширили бы круг школьников, желающих приобщиться к физкультуре. То же самое касается и собственного бассейна, который для большинства школ остается в разряде несбыточных мечтаний.

Освобождение ребенка от физкультуры – благо или зло?

Причины, по которым родители стремятся получить для своего ребенка освобождение от физкультуры в школе, могут быть разными: от беспокойства за его здоровье до нежелания портить аттестат низкой оценкой. Но в основе каждой из этих причин – слабое физическое развитие и проблемы со здоровьем, которые не позволяют школьникам получать удовольствие от занятий и своих успехов на уроках физкультуры. Но на самом деле для таких учеников физическая активность еще более необходима, чем для тех, у кого нет подобных проблем.

Систематические, грамотно подобранные физические упражнения вместе с правильным питанием способны творить чудеса. Это утверждение справедливо для всех, но для детей – особенно, ведь растущий организм наиболее податлив к благотворному влиянию физкультуры.

Вместо того чтобы доставать заветную справку, позволяющую избегать физических нагрузок, лучше договориться с учителем о занятиях в группе здоровья или лечебной гимнастики, и сделать физкультуру неотъемлемой частью жизни своего ребенка. Если родителям проявлять настойчивость, прикладывая усилия в этом направлении, то в выпускном классе ранее отстававший в физическом развитии ученик получит в аттестат честно заслуженную отличную оценку. А вместе с ней – крепкое здоровье и прекрасную физическую форму, что является неизмеримо более ценной наградой.

Читайте также:  Сладкий перец польза и вред для здоровья

Все вышесказанное особенно касается родителей полных детей. Понятно желание мам освободить детей с лишним весом от физкультуры, чтобы оградить их от насмешек одноклассников, однако для ребенка это может стать «медвежьей услугой». Регулярная двигательная активность, подвижные игры на уроках физкультуры полным школьникам нужны, как никому другому. Лишний вес ребенка – это большой урон его здоровью и самооценке. И это большая ошибка родителей, которую обязательно нужно постараться исправить с помощью физкультуры, изменения образа жизни и стиля питания.

Источник

Роль физической культуры в жизни школьника.

Термин «физическая культура» появился в Англии в конце XIX века, но широкого распространения на Западе не получил и вскоре был заменен термином «спорт» (sport), происходит от «Disport» – игра, развлечение.

В

 России физическая культура появилась в начале ХХ века и сразу была признана во всех советских инстанциях, прочно вошла в научный и практический лексикон. В Москве в 1918 году был открыт Институт физической культуры, выходил журнал «Физическая культура». Но после распада СССР целесообразность использования термина «физическая культура» оспаривается. Аргументом ПРОТИВ служит тот факт, что данный термин не используется в большинстве стран мира, за исключением Восточной Европы, где более полувека развитие физической культуры и спорта велось по образцу советской системы. Некоторые предлагают заменить физическую культуру понятием «спорт». Более грамотные считают, что физическая культура, это шаг вперед по сравнению с западной спортивной наукой. Физическая культура – это цель, а спорт – средство ее достижения (игры, соревнования).

Физическая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующими все проявления жизни организма ребенка, являются сознательные занятия разнообразными физическими упражнениями, большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм. В процессе осознанной двигательной активности развиваются заложенные в ребенке природой психофизические способности.

Физические упражнения – это двигательные действия, применяемые с целью физического совершенствования.

Физические упражнения укрепляют кости, связки, мышцы. Кости, мышцы становятся более крепкими, устойчивыми к нагрузкам и травмам ребенка.

Постоянные физические упражнения удлиняют мышцы, вырабатывают их способность лучше растягиваться. При постоянных тренировках масса мускулатуры увеличивается, мышцы становятся более сильными, нервные импульсы вызывают сокращение мышц большой силы. К активно работающим мышцам притекает больше крови, капилляры в них значительно полнее расширены, чем в мало работающих мышцах. Так усиливается питание и газообмен в мышцах, отток вредных веществ из них. В процессе работы мышц улучшается их нервная регуляция, происходит рост мышечных волокон, увеличение массы мускулатуры. 
Сила мышц и прочность костей взаимосвязаны. При выполнении физических упражнений кости становятся толще и соответственно развитые мышцы имеют достаточную опору. Более крепким и устойчивым к нагрузкам и травмам становится весь скелет. Хорошая двигательная нагрузка – необходимое условие нормального роста и развития ребенка. Малоподвижный образ жизни вредит здоровью. Недостаток движений – причина дряблости и слабости мышц. Физические упражнения, труд, игры развивают работоспособность, выносливость, силу, ловкость и скорость, что так необходимо для школьника.

Читайте также:  Польза винограда и виноградных косточек

Физические нагрузки следует подбирать с учетом возраста и пола ребенка. Физические возможности в подростковом возрасте ограничены. В этот период неравномерно развиваются кости, мышцы, внутренние органы; не завершены процессы окостенения. 
Отмечена зависимость между двигательной активностью школьника и его умственным развитием. Эта зависимость сохраняется и в жизни взрослого: чем больше он активен физически, тем более он активен и продуктивен психически. Французский мыслитель Ж. Ж. Руссо писал о воспитании ребенка: «Постоянно упражняйте его тело; сделайте его здоровым и сильным, чтобы сделать умным и рассудительным». Движения, особенно движения пальцев рук, сильно стимулируют развитие мозга. Чем раньше в жизнь ребенка входят движения, тем больше успеха он достигает в общем развитии.

На стене Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть сильным, – бегай, если хочешь быть красивым, – бегай, если хочешь быть умным, – бегай». Справедливость этого изречения в настоящее время доказана многими научными исследованиями. Они раскрывают значение движения для развития и формирования ребенка, а также для различных сторон его психики и физиологических процессов, протекающих в его организме.

Давно известно, что мышечная деятельность оказывает влияние на внутренние органы ребенка, причем оно настолько, выражено, что позволяет pacсматривать физические упражнения как рычаг, воздействующий через мышцы на деятельность всех систем организма. Это дает возможность понять механизм целого ряда нарушений, развивающихся в организме при гиподинамии – ограничении двигательного режима школьника.

В чем секрет действия физических упражнений?

Когда мышечное волокно приводится в состояние возбуждения, оно сокращается и производит определенную работу. Состояние возбуждения является рабочим для мышечного волокна.

За возбуждением следует состояние торможения, которое при более длительном возбуждении переходит в утомление: Учеными доказано, что состояние торможения приводит в последующем к оживленным процессам восстановления: организм жадно принимает питательные вещества, которые поступают в него в форме пищи, и с их помощью восстанавливается.

Интересно, что восстановление работоспособности органа после состояния возбуждения не только доходит до исходного уровня, но и регулярно его превышает. Получается известное сверхвосстановление. При этом работоспособность данного органа увеличивается. Он приобретает возможность работать лучше и более длительное время. Если же работа, физическая нагрузка проводится регулярно, то повышение работоспособности утверждается, становится постоянным. Упражняемый орган увеличивает свою массу и переходит на новый; более высокий функциональный уровень. Он становится уже прочно более работоспособным. Это явление называется рабочей гипертрофией.

Многочисленные исследования устойчивости памяти, внимания у тренированных и нетренированных школьников позволили ученым сделать вывод о прямой зависимости умственной деятельности от уровня физической подготовленности. Высокая физическая тренированность обеспечивает сохранение ряда показателей высшей нервной деятельности.

Большое значение имеют физические упражнения, действие которых направлено на определенные органы. Например, при задержке речи у ребенка помогает специальная гимнастика для рук, при плоскостопии рекомендуется катание стопами по полу гимнастической палки. Таких целенаправленных упражнений много, но их назначить, конечно, может только врач.

Результатом малоподвижного образа жизни является и гипоксия (кислородная недостаточность), которая может стать причиной многих заболеваний, снижения устойчивости организма и его резервных возможностей в борьбе с утомлением и влиянием неблагоприятных факторов внешней среды. Наиболее чувствительна к гипоксии кора головного мозга, очень страдает от нее сердечно-сосудистая система. Экспериментально доказано, что неработающая, бездействующая мышца потребляет мало кислорода. А ведь кислород удаляет из организма продукты жизнедеятельности клеток – шлаки. Поэтому недостаток кислорода приводит к самоотравлению организма, старению клеток.

Физические упражнения, совершенствуя кровообращение, увеличивая содержание гемоглобина и миоглобина (участвующего в дыхательных функциях), скорость отдачи кислорода кровью, значительно расширяет возможности организма в потреблении кислорода, создавая основу для ликвидации гипоксических явлений в органах и тканях. Систематическое выполнение физических упражнений школьниками способствует значительному повышению уровня потребления кислорода организмом в целом – а это важнейший фактор его активности, здоровья и устойчивости к отрицательным воздействиям внешней и внутренней среды.

Таким образом, роль физической культуры в жизни школьника неоспоримо велика, она способствует увеличению двигательной активности, улучшению работы сердечно-сосудистой системы, мышц и укреплению здоровья в целом.

Источник