Всеобщая система преференций в пользу развивающихся стран

Всеобщая система преференций в пользу развивающихся стран thumbnail

В 1960-х гг. в рамках ООН была объявлена деколонизация; бывшие колонии европейских – так называемых “цивилизованных” – стран получили независимость. В мире появились десятки новых субъектов международного права, которые были экономически ослаблены и требовали помощи. Перекос в экономическом развитии между развитыми и новыми – развивающимися – странами было решено преодолевать посредством института преференций, прежде всего в торговле. Преференции в торговле должны были, по замыслу, стать инструментом исправления исторической несправедливости по отношению к новым государствам, механизмом выравнивания в экономическом развитии, своеобразным возмещением за колониальное прошлое.

Идею преференций в торговле сформулировали развивающиеся страны. В ходе первой конференции по торговле и развитию в 1964 г. развивающиеся страны сформировали нечто вроде клуба, который получил название “Группы 77”. Эта “Группа”, только уже в составе порядка 140 государств, существует и сегодня – как параорганизация. В рамках “Группы 77” развивающиеся страны формируют свою правовую позицию по всем важнейшим проблемам современности, включая повестки дня для коллективных действий в ООН, МВФ, ЮНКТАД, ВТО.

В декабре 1964 г. ГА ООН приняла резолюцию, учредившую Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) в качестве постоянного органа в системе ООН. Основными функциями ЮНКТАД были определены следующие: поощрять международную торговлю, в частности торговлю между странами, находящимися на различных уровнях развития, а также странами, имеющими различные социальные и экономические системы; устанавливать принципы и политику, касающиеся международной торговли и экономического развития; разрабатывать рекомендации для проведения этих принципов в жизнь; служить центром согласования политики правительств и региональных экономических объединений в области торговли и связанного с ней развития; содействовать координации деятельности в рамках ООН в области международной торговли; принимать меры для ведения переговоров и утверждения многосторонних правовых актов в области торговли.

Важным результатом первой конференции ООН по торговле и развитию стал принятый в июне 1964 г. Заключительный акт, в который вошли “Принципы, определяющие международные торговые отношения и торговую политику, способствующие развитию”, и другие акты рекомендательного характера. “Принципы” состоят из двух разделов: “Общие принципы” и “Специальные принципы” – всего около 30 принципов.

В состав “Принципов” вошли, в частности, следующие нормы:

  • – экономические отношения между странами, включая торговые отношения, должны основываться на уважении принципов суверенного равенства государств, невмешательства во внутренние дела других стран;
  • – не должно быть дискриминации, основанной на различии социально-экономических систем. Приспособление торговых методов должно соответствовать этому принципу;
  • – развитые страны не должны проводить дискриминации в отношении торговли с развивающимися странами на том основании, что их правительственные торговые организации непосредственно участвуют в торговле в соответствии с государственной политикой;
  • – каждая страна имеет суверенное право свободно торговать с другими странами и свободно распоряжаться своими природными ресурсами в интересах развития и благосостояния своего народа;
  • – международная торговля должна регулироваться такими правилами, которые совместимы с экономическим и социальным прогрессом; все страны должны сотрудничать в создании условий международной торговли, способствующих общему расширению и разностороннему развитию торговли между всеми странами;
  • – международная торговля должна быть взаимовыгодной и проводиться на основе РНБ; в рамках этой торговли не должны предприниматься действия, наносящие ущерб торговым интересам других стран;
  • – развитые страны должны содействовать усилиям развивающихся стран, направленным на ускорение их экономического и социального прогресса, должны сотрудничать в проведении мер, принимаемых развивающимися странами в целях разностороннего развития их экономики;
  • – развитые страны должны постепенно сокращать и устранять барьеры и прочие ограничения, которые препятствуют торговле и потреблению товаров развивающихся стран; принять меры, которые создадут и увеличат рынки для экспорта из развивающихся стран;
  • – все страны должны сотрудничать путем заключения международных соглашений, направленных на увеличение и стабилизацию экспортной выручки развивающихся стран от сырьевых товаров по справедливым ценам; поддерживать взаимоприемлемое соотношение цен на готовые изделия и на сырьевые товары;
  • – все страны должны воздерживаться от любых форм демпинга;
  • – развитые страны, участвующие в региональных экономических объединениях, должны делать все от них зависящее, чтобы их экономическое объединение не наносило ущерба и не оказывало неблагоприятного воздействия на расширение их импорта из третьих стран, и в частности из развивающихся стран, взятых отдельно или вместе;
  • – значительная часть ресурсов, высвобождаемых в результате мероприятий по разоружению под международным контролем, должна быть предназначена для содействия экономическому развитию развивающихся стран;
  • – международная финансовая, техническая, экономическая помощь развивающимся странам не должна ограничиваться какими-либо политическими или военными условиями;
  • – развивающиеся страны не должны распространять на развитые страны преференциальный режим, применяемый в отношениях между ними;
  • – развивающиеся страны имеют право принимать меры по защите своей промышленности, находящейся на начальной стадии развития;
  • – взаимовыгодные двусторонние и многосторонние торговые и платежные соглашения между развивающимися странами являются существенным фактором расширения и разностороннего развития международной торговли;
  • – государства, расположенные между морем и государством, не имеющим выхода к морю, по общему соглашению с этим последним и в соответствии с существующими международными конвенциями предоставляют судам, плавающим под флагом этого государства, на условиях равенства со своими судами или судами других государств доступ к морским портам и использованию этих портов.

Часть указанных норм является международно-правовыми нормами и даже имеют императивно-обязательный характер как правовые обычаи и/или договорные нормы. В то же время в “Принципах” прослеживается тенденция возложить историческую ответственность за колониальное прошлое на всю группу развитых государств без разбора. Понятно, что Россия не несет ни моральной, ни материальной ответственности за экономическое положение развивающихся стран, являющееся результатом колониального прошлого.

В “Принципах” содержалось также положение, послужившее основанием для последующего введения системы торговых преференций для развивающихся стран. Суть положения сводилась к следующему: развитые страны должны предоставлять уступки всем развивающимся странам и распространять на них все уступки, которые они предоставляют друг другу, при этом они не должны требовать взамен от развивающихся стран каких бы то ни было уступок; новые тарифные и нетарифные уступки необходимо предоставлять развивающимся странам в целом, и такого рода преференции не следует распространять на развитые страны.

Таким образом, в содержание принципа преференций для развивающихся стран входят:

  • • право развивающихся стран на специальные (особо льготные) ставки таможенных пошлин и другие преференции в отношении их товаров на рынках развитых стран без предоставления встречного возмещения;
  • • право развивающихся стран не предоставлять развитым странам те преференции, которые имеют место в торговле между самими развивающимися странами;
  • • право развивающихся стран на применение субсидий, в том числе экспортных, в целях социально-экономического развития;
  • • обязанность развивающихся стран не подвергать дискриминации развитые государства независимо от характера их экономики;
  • • обязанность развитых государств снижать или отменять пошлины на товары развивающихся стран без встречного возмещения, а также их право постепенно отменять преференции по мере развития того или иного развивающегося государства;
  • • обязанность развивающихся стран по мере развития во все большей степени брать на себя обязательства, характерные для развитых государств в международной торговле.
Читайте также:  1 кефир польза или вред

Возможность принятия особых мер применительно к наименее развитым странам/территориям предусмотрена в ст. XVIII ГАТТ. В 1965 г. в текст ГАТТ была инкорпорирована часть IV “Торговля и развитие”, адаптированная к новым условиям постколониального устройства международной торговой системы (ст. XXXVI–XXXVIII).

В ст. XXXVI (п. 8) зафиксировано положение: “Развитые договаривающиеся стороны не ожидают взаимности по взятым на себя обязательствам в торговых переговорах о снижении или устранении тарифов и других барьеров для торговли менее развитых договаривающихся сторон”. Этим положением юридически легализован процесс предоставления преференций развивающимся странам со стороны развитых государств – в отступление от взаимного принципа наибольшего благоприятствования. Предоставление торговых преференций не считается теперь нарушением ПНБ.

В ст. XXXVII ГАТТ развитые государства взяли на себя обязательства “в максимально возможной степени”: устранять барьеры для товаров из развивающихся стран; не повышать тарифные ставки и нетарифные барьеры; снижать фискальные меры в отношении сырьевых и прочих товаров из развивающихся стран.

В 1979 г. было принято специальное Решение о дифференцированном и более благоприятном режиме взаимности и более полном участии развивающихся стран.

Во многих договорах, примыкающих к тексту ГАТТ, также учтена специфика развивающихся государств, например: в Соглашении по применению санитарных и фитосанитарных мер (ст. 10); Соглашении по техническим барьерам в торговле (ст. 12); Соглашении по правилам происхождения (Приложение II) и др.

Следует иметь в виду, что в настоящее время из группы развивающихся государств выделена группа так называемых наименее развитых стран (примерно 50 государств с наименьшим прожиточным уровнем населения, в основном страны Африки и Азии). Прослеживается тенденция на предоставление этой группе дополнительных преференций и более льготного правового режима в отдельных вопросах.

В соглашениях “пакета ВТО” используется данный термин и предусмотрены специальные положения для этой группы государств. Приложение 3 к Соглашению об учреждении ВТО (“Механизм обзора торговой политики”) устанавливает для наименее развитых стран льготную периодичность представления в Орган ВТО обзоров о своей торговой политике по сравнению с другими государствами – членами ВТО.

В Решении о мерах в пользу наименее развитых стран признаются особые потребности этой группы государств в области доступа на рынки; решено, что уступки по тарифным и нетарифным мерам в отношении товаров из наименее развитых стран могут осуществляться с опережением сроков; их экспортным интересам будет уделяться особое внимание.

Источник

;

Действует

Дата вступления в силу 02.07.2020

   

      История статусов 

Перечни развивающихся и наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций ЕАЭС

В соответствии со статьей 45 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и пунктами 20 и 22 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, Совет Евразийской экономической комиссии РЕШИЛ:

1. Внести в Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. N 130 “О едином таможенно-тарифном регулировании Евразийского экономического союза” изменения согласно приложению.

2. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.

Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
 

От Республики Армения
М.Григорян
 
От Республики Беларусь
И.Петришенко
 
От Республики Казахстан
А.Смаилов
 
От Кыргызской Республики
Э.Асрандиев
 
От Российской Федерации
А.Оверчук
 
 
Приложение
к Решению Совета
Евразийской экономической комиссии
от 27 мая 2020 г. N 50
 

1. В пункте 3 слова “Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (приложение 2), Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза (приложение 3)” заменить словами “перечень развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза согласно приложению N 2, перечень наименее развитых стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза согласно приложению N 3”.

2. Перечень развивающихся стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, предусмотренный указанным Решением, изложить в следующей редакции:

“Приложение N 2
к Решению Комиссии
Таможенного союза
от 27 ноября 2009 г. N 130
(в редакции Решения Совета
Евразийской экономической комиссии
от 27 мая 2020 г. N 50)

 
ПЕРЕЧЕНЬ
развивающихся стран – пользователей единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза

1. Республика Албания

2. Алжирская Народная Демократическая Республика

3. Ангилья

4. Антигуа и Барбуда

5. Аргентинская Республика

6. Аруба

7. Содружество Багамы

8. Барбадос

9. Королевство Бахрейн

10. Белиз

11. Бермуды

12. Многонациональное Государство Боливия

13. Босния и Герцеговина

14. Республика Ботсвана

15. Федеративная Республика Бразилия

16. Британские Виргинские острова

17. Бруней-Даруссалам

18. Боливарианская Республика Венесуэла

19. Социалистическая Республика Вьетнам

20. Габонская Республика

21. Кооперативная Республика Гайана

22. Республика Гана

23. Республика Гватемала

24. Республика Гондурас

25. Специальный административный регион Китая Гонконг

26. Гренада

27. Содружество Доминики

28. Доминиканская Республика

29. Арабская Республика Египет

30. Республика Зимбабве

31. Республика Индия

32. Республика Индонезия

33. Иорданское Хашимитское Королевство

34. Республика Ирак

35. Исламская Республика Иран

36. Республика Кабо-Верде

37. Острова Кайман

38. Республика Камерун

39. Государство Катар

40. Республика Кения

41. Китайская Народная Республика

42. Республика Колумбия

43. Республика Конго

44. Корейская Народно-Демократическая Республика

45. Республика Корея

46. Республика Коста-Рика

47. Республика Кот д’Ивуар

48. Республика Куба

49. Государство Кувейт

50. Острова Кука

51. Ливанская Республика

52. Государство Ливия

53. Республика Маврикий

54. Республика Северная Македония

55. Малайзия

56. Мальдивская Республика

57. Королевство Марокко

58. Республика Маршалловы острова

59. Мексиканские Соединенные Штаты

60. Федеративные Штаты Микронезии

61. Монголия

62. Монтсеррат

63. Республика Намибия

64. Республика Науру

65. Федеративная Республика Нигерия

66. Республика Никарагуа

67. Ниуэ

68. Объединенные Арабские Эмираты

69. Султанат Оман

70. Исламская Республика Пакистан

71. Республика Панама

72. Независимое Государство Папуа Новая Гвинея

73. Республика Парагвай

74. Республика Перу

75. Независимое Государство Самоа

76. Королевство Саудовская Аравия

77. Святая Елена, остров Вознесения, Тристан-да-Кунья

78. Республика Сейшелы

79. Сент-Винсент и Гренадины

80. Сент-Китс и Невис

81. Сент-Люсия

82. Республика Сербия

83. Республика Сингапур

Читайте также:  Все о пользе мяса индейки

84. Республика Суринам

85. Королевство Таиланд

86. Острова Теркс и Кайкос

87. Токелау

88. Королевство Тонга

89. Республика Тринидад и Тобаго

90. Тунисская Республика

91. Турецкая Республика

92. Восточная Республика Уругвай

93. Республика Фиджи

94. Республика Филиппины

95. Республика Хорватия

96. Черногория

97. Республика Чили

98. Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка

99. Республика Эквадор

100. Республика Эль-Сальвадор

101. Королевство Эсватини

102. Южно-Африканская Республика

103. Ямайка”.

3. Перечень наименее развитых стран – пользователей системы тарифных преференций таможенного союза, предусмотренный указанным Решением, изложить в следующей редакции:

“Приложение N 3
к Решению Комиссии
Таможенного союза
от 27 ноября 2009 г. N 130
(в редакции Решения Совета
Евразийской экономической комиссии
от 27 мая 2020 г. N 50)

ПЕРЕЧЕНЬ
наименее развитых стран – пользователей единой системы
тарифных преференций Евразийского экономического союза

1. Республика Ангола

2. Исламская Республика Афганистан

3. Народная Республика Бангладеш

4. Республика Бенин

5. Буркина-Фасо

6. Республика Бурунди

7. Королевство Бутан

8. Республика Вануату

9. Республика Гаити

10. Республика Гамбия

11. Гвинейская Республика

12. Республика Гвинея-Бисау

13. Республика Джибути

14. Республика Замбия

15. Йеменская Республика

16. Королевство Камбоджа

17. Республика Кирибати

18. Союз Коморы

19. Демократическая Республика Конго

20. Лаосская Народно-Демократическая Республика

21. Королевство Лесото

22. Республика Либерия

23. Исламская Республика Мавритания

24. Республика Мадагаскар

25. Республика Малави

26. Республика Мали

27. Республика Мозамбик

28. Республика Союза Мьянма

29. Федеративная Демократическая Республика Непал

30. Республика Нигер

31. Палестина (в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 20 декабря 1988 года N 43/178)

32. Руандийская Республика

33. Демократическая Республика Сан-Томе и Принсипи

34. Республика Сенегал

35. Сирийская Арабская Республика

36. Соломоновы острова

37. Федеративная Республика Сомали

38. Республика Судан

39. Республика Сьерра-Леоне

40. Объединенная Республика Танзания

41. Демократическая Республика Тимор-Лесте

42. Тоголезская Республика

43. Тувалу

44. Республика Уганда

45. Центрально-Африканская Республика

46. Республика Чад

47. Республика Экваториальная Гвинея

48. Государство Эритрея

49. Федеративная Демократическая Республика Эфиопия

50. Республика Южный Судан”.

Источник

В системе международной торговой системе тарифные преференции занимают особое место, которое характеризуется возросшим распространением. Тарифные преференции относятся к начальной стадии, способствуют созданию интеграционных группировок, реализации экономических и политических задач. Поэтому одним из приоритетных направлений в развитии международной торговли является система предоставления разного рода преференций, связанных в основном со страной происхождения товара.

Под тарифными преференциями понимаются такие тарифные льготы по уплате ввозных и вывозных пошлин, которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу.

Основанием для их применения является предоставление государству, которое является страной происхождения товара, преференциального режима — особой разновидности торгово-политических режимов.

Одной из основных функций преференций является содействие экономическому развитию развивающихся и наименее развитых стран мировой торговли.

Преференциальный режим имеет солидную международно-правовую базу. Вопрос о введении преференций в международной торговле был внесен на обсуждение J сессии ЮНКТАД в 1964 г. Установление и применение преференциального режима предусмотрены ГАТТ.

Идея разработки Всеобщей системы преференций (Generalized System of Preferences) была впервые рассмотрена в 1964 г. на первой Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). В 1966 г. на второй Конференции в Нью-Дели концепция Всеобщей системы преференций была официально принята членами ООН. На этой же конференции были установлены первые основополагающие принципы современной системы преференций, в частности принципы необоюдности уступок и отказ от внутренней дискриминации.

Из членов клуба развитых государств первыми начали применять (с 1971 г.) индивидуальные схемы в рамках Всеобщей системы преференций Европейский экономический союз и Япония. В 1972 г. к ним присоединились Австрия, Норвегия, Швеция, Швейцария и Финляндия, в 1974 г. — Канада, а начиная с 1976 г. индивидуальная схема таможенных льгот в отношении товаров из развивающихся стран была введена в США.

Введение тарифных преференций предусмотрено ГАТТ (Agreement on Rules of). Оно обязывает страны-участницы унифицировать и сделать ясными правила, касающиеся PH Б, защитных мер, антидемпинговых и компенсационных пошлин, требований к маркировке страны происхождения товара.

Всеобщая система преференций — совокупность торговых льгот, предоставляемых развивающимся государствам. На товары, импортируемые из этих стран, устанавливаются нулевые или пониженные ставки ввозных таможенных пошлин. Основной фактор концепции Всеобщей системы преференций — правила определения страны происхождения товаров, благодаря которым ввоз товаров на льготных условиях гарантируется только странам, пользующимся льготным режимом. Причем распространяются эти правила только на товары, определяемые национальным законодательством страны.

Всеобщая система преференций стала самостоятельным инструментом торговой политики развитых стран, предоставляющих развивающимся странам преимущества по доступу их товаров на свои рынки. Система стала общей потому, что тарифные преференции практикуются в отношении развивающихся стран всеми развитыми странами как односторонняя уступка, а не результат торгово-политических переговоров. Кроме того, концепция Всеобщей системы преференций предусматривает заинтересованность страны в развитии внешнеэкономических связей, формировании благоприятной внешнеторговой деятельности, выполнении принятых международных обязательств. Преференции широко используются для диверсификации и совершенствования экономики, формирования инфраструктуры для эффективной хозяйственной деятельности, усиления обороноспособности страны, снижения социальной напряженности и борьбы с инфляцией.

Система действует в отношении торговли практически всеми промышленными и отдельными сельскохозяйственными товарами. В то же время системой предусмотрено введение тарифных квот; отказ от импорта отдельных товаров из стран, успешно конкурирующих на внешнем рынке; отказ в преференциях странам, у которых уровень экономического развития повысился либо не соблюдающим права человека.

Необходимо отметить, что бенефициарами преференций является большинство развивающихся стран, а также ряд государств с переходной экономикой. В рамках данной системы преференции могут применяться но индивидуальной схеме — в виде полной отмены пошлин или значительного снижения последних.

Тарифная преференция в рамках ЕАЭС — освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза[1].

Тарифными преференциями пользуются наименее развитые страны, пользующиеся единой системой тарифных преференций Союза.

В целях содействия углублению экономической интеграции, экономическому развитию и осуществлению добросовестной конкуренции, руководствуясь общепризнанными нормами и правилами международной торговли, ЕАЭС может предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза и наименее развитых стран — пользователей единой системы тарифных преференций Союза. Предоставление тарифных льгот осуществляется согласно Приложению № 6 к Договору о ЕАЭС. Тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляются в отношении ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран товаров, перечисленных в разд. II указанного Приложения. Протоколом устанавливается порядок формирования и утверждения ЕЭК перечней товаров и стран — пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС.

Читайте также:  Вывод о пользе овощей и фруктов

На единой таможенной территории ЕАЭС в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, являющиеся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 г.

Решением Межгосударственного совета экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. № 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. № 130 утверждены следующие перечни:

  • — Перечень развивающихся стран — пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС. В отношении этих стран применяются ставки таможенных пошлин Единого таможенного тарифа ЕАЭС;
  • – Перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, применяются нулевые ставки таможенных пошлин.

Примечательным является тот факт, что в Перечень развивающихся стран входят 103 страны, из которых основными бенефициарами преференций являются Бразилия, Китай, Турция, Парагвай, Аргентина, Уругвай, Чили, Эквадор, Египет и Иран. В перечень наименее развитых стран входят 49 стран, имеющих статус наименее развитых по классификации ООН. Из них основными бенефициарами являются Бангладеш, Мьянма и Эфиопия, Малави, Афганистан и Камбоджа.

В соответствии с Правилами в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, предоставляются тарифные преференции только при выполнении следующих условий:

  • • происхождение товара из развивающихся и наименее развитых стран (товар полностью произведен в данной стране либо подвергался в данной стране достаточной обработке или переработке);
  • • непосредственной закупки товаров из развивающихся и наименее развитых стран, а также прямой поставки их на таможенную территорию ЕАЭС;
  • • представление в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны сертификата о происхождении товара по форме «А», который должен быть заполнен в соответствии с требованиями к оформлению[2].

Одним из условий предоставления тарифных преференций в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, является представление в удостоверение происхождения товара из таких стран сертификата о происхождении товара по форме «А», который должен быть заполнен в соответствии с требованиями к его оформлению.

Кроме того, тарифные преференции в ЕАЭС предоставляются в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС из государств, в торгово-экономических отношениях с которыми Союзом применяется режим свободной торговли.

Перечни соответствуют российским преференциальным перечням в целях минимизации негативной реакции со стороны третьих стран.

В перечни включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода. Страна, не классифицируемая Всемирным байком как страна с высоким уровнем дохода, может быть не включена в указанный перечень либо исключена из него в следующих случаях:

  • • достижение страной уровня дохода, определяемого Всемирным банком как высокий;
  • • объем ввоза из этой страны товаров пяти самых больших по стоимостному объему групп Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС за два предшествующих года равен или превышает 75% общего объема ввоза этих товаров из стран — пользователей системы преференций;
  • • недружественные действия этой страны, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государств либо физических и юридических лиц государств, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим или юридическим лицам государств доступ на рынок этой страны или иным образом необоснованно дискриминируют физических и юридических лиц государств ЕАЭС;
  • • серьезные недостатки в контроле экспорта или транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;
  • • несоблюдение международных договоров по противодействию отмыванию денег.

В перечень наименее развитых стран — пользователей системы тарифных преференций включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН.

Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции, утверждается ЕЭК. Количество позиций указанного перечня не может превышать 20% общего количества подсубпозиций Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС.

При необходимости ЕЭК утверждает дополнительный перечень товаров, происходящих и ввозимых из наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Количество позиций этого перечня не может превышать 5% общего количества подсубпозиций Товарной номенклатуры ВЭД ЕАЭС.

Необходимо отметить, что наступило время, когда нужно пересмотреть Единую систему тарифных преференций ЕАЭС. Дело в том, что некоторые развивающиеся страны, хотя и имеют низкие среднедушевые показатели дохода, обладают высокой конкурентоспособностью в отдельных секторах. Например, из 103 стран, входящих в перечень развивающихся стран, 22 страны достигли высокого уровня дохода. Поэтому эти страны должны быть исключены из перечня стран, пользующихся преференциями, и предоставить их другим странам. Характерной чертой Системы является то, что всем странам, входящим в ЕАЭС, кроме России, предоставляются преференции другими странами. Только Россия рассматривается Всемирным банком как страна с высоким уровнем дохода.

При ввозе товаров на единую таможенную территорию государств ЕАЭС могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины. Отличительными особенностями тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуальный характер и согласно ст. 43 Договора о ЕАЭС применяются независимо от страны происхождения товаров. Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:

  • • ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала;
  • • ввозимых в рамках международного сотрудничества государств ЕАЭС в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.

О предоставлении тарифных льгот в иных случаях, об их унификации либо применении в одностороннем порядке страны — участницы Таможенного союза договорятся дополнительно.

Порядок применения освобождения от уплаты таможенных пошлин устанавливается ЕЭК.

Для Российской Федерации были установлены следующие принципиально новые тарифные льготы: в отношении двигателей, запасных частей и оборудования, необходимых для ремонта и технического обслуживания гражданских, пассажирских самолетов иностранного производства. В отношении технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов, ввозимых для исключительного использования на территории государства — участника ЕАЭС в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности исходя из законодательства этого государства-участника.

Тарифные льготы в отношении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию ЕАЭС из третьих стран, могут предоставляться также в иных случаях, установленных Договором о ЕАЭС, международными договорами с третьей стороной и решениями ЕЭК.

Источник