Высказывания о пользе хорового пения

Высказывания о пользе хорового пения thumbnail

Уроки хорового пения Пожигайло предлагает внедрить не только в школах, но и на предприятиях. Когда эта инициатива воплотится в жизнь, пока непонятно. Зато вопрос преподавания хора в общеобразовательных школах вице-премьер Ольга Голодец уже поручила проработать Минобразования и Минкультуры. О том, как пение спасёт страну, и о многом другом Павел Пожигайло рассказал в ходе онлайн-конференции на АиФ.ru.

Начнём со школы

Наталья Кожина: Павел Анатольевич, почему вы так резко высказываетесь о влиянии спорта на подрастающее поколение? «Спорт дебилизирует», — говорите вы.

Павел Пожигайло: Сегодня есть некий перекос в сторону спорта. Это как палочка-выручалочка: давайте настроим стадионов, бассейнов, вложим огромное количество денег, все накачают мышцы, и у нас будет потрясающее общество. Так не будет! На спорт наша страна последнее время тратит в 5 раз больше, чем на культуру. На культуру выделяется 4 миллиарда, а только Олимпиада стоила 60 миллиардов, Чемпионат мира по футболу — 40 миллиардов долларов. Поэтому я бью по спорту, чтобы люди, принимающие решение о выделении средств, обратили внимание на культуру. Да, спорт действительно дебилизирует человека, если с ним переборщить и ничем другим больше не заниматься. Спорт формирует тело, а вот душу и сердце формирует культура.

– Вы предлагаете ввести уроки хорового пения для возрождения страны, в то время как этой самой стране грозит экономический кризис, здесь взрывают автобусы, есть безработица. Вы уверены, что именно на этом нужно сфокусировать внимание?

– Главная беда в России — это искорёженные, искалеченные души, где-то забитые нищетой, где-то неверием, где-то алкоголизмом. Экономика — это тактика, её можно спланировать на 5–6 лет вперёд. А культура — это стратегия государства. То, какие люди будут через 200 лет жить в России, зависит сегодня только от культуры, а не от экономики. Почему речь идёт о детях? Потому что они вырастут. Если мы сегодня не будем детей в школе обучать быть соучастными к культуре своей страны, радоваться культуре и получать от этого удовольствие, то мы зря сегодня строим театры, библиотеки, музеи. Кто туда будет ходить? Поэтому, конечно, надо начинать со школы, они должны выйти на собственные размышления.

– За счёт какого предмета вы предлагаете ввести «хоровое пение»?

– Мы хотим, чтобы появился второй час пения в школе. Один час — музыка, второй — пение. За счёт чего можно ввести второй час? Я считаю, что у нас перебор с изучением английского языка, да ещё и второй язык есть. У меня как-то было интервью на ВВС. Англичанин у меня спросил: «Вы — англофоб?». Я ему отвечаю: «Я, вообще-то, русофил, но понимаю, почему вы спрашиваете. Но скажите, возможно ли, чтобы во всех школах Великобритании 6 часов в неделю изучался русский язык?». Он ответил, что это невозможно, и спросил, сколько часов в неделю у нас отводится на русский язык и литературу. Я рассказал, что на литературу отводится 2 часа в неделю, на русский язык — 2 часа и на музыку — 1 час. И он сказал: «Ну, тогда я с вами». Понимаете, там, где 6 часов английского, мы говорим, что потеряли 2 часа русского, 2 часа литературы, 1 час истории и 1 час пения.

Фото: АиФ / Алексей Богданов

Для души и от астмы

– Вы хотите в принудительном порядке ввести пение, каков механизм воплощения вашей идеи в жизнь?

– Я бы провёл эксперимент. Сейчас мы хотим об этом договориться, нас поддерживает Ольга Голодец, нам очень повезло с этим вице-премьером, потому что она точно понимает акценты. Суть эксперимента — в каждом регионе взять 1–2 школы, которые захотят принять участие, и там ввести второй час музыки вместо какого-то предмета. Поговорить с учителями, я не говорю, что надо полностью исключить английский, хотя бы 1 час забрать английского или какого-то другого предмета. У меня у самого четверо школьников, поэтому могу сказать, что в их программе обучения много лишнего. Пройдёт год. Смотрим результат. Например, ребёнок научился петь, сформировался школьный хор. Хотят дети или не хотят петь в хоре? Надо взять у них интервью. Посмотреть, как изменился общий фон оценок? Мы хотим доказать, что этот урок пения способствует развитию ребёнка, что улучшается в целом средний балл по другим предметам. А уже после этого эксперимента можно обоснованно распространять эту идею на всю страну.

– В том, что результат будет положительным, вы уверены на 100 процентов?

– Да, я вам больше скажу, моя семья на собственном опыте столкнулась с проблемой аллергии и астмы у старшего сына. Как только он запел, у него прошла аллергия и астма. Мы делали все дыхательные гимнастики, но поскольку у ребёнка ещё и слух хороший, он начал петь. Выступал недавно на концерте у Пахмутовой. Очень многие дети сейчас мучаются астмой. Хоровое пение укрепляет дыхательные пути, бронхи, лёгкие, способствует в целом здоровью ребёнка. Это один из способов вылечить детей. Они меньше болеют гриппом, простудой. Вот ещё один эффект.

Я считаю, что сегодня разруха в умах и сердцах, а гуманитарное образование, в частности хоровое пение, как раз и есть лекарство, чтобы моя любимая страна была здорова, процветала, люди не убивали друг друга, и не взрывали автобусы

– Насколько я знаю, вы не только детей предлагаете приобщать к хоровому пению. Я читала программу. Вы предлагаете петь и на предприятиях, где больше 100 человек, и в тюрьмах…

Читайте также:  Как принести пользу для поджелудочной

– У меня была мысль не заставить, а помочь создать хор на зоне. Но для этого нужен хормейстер, партитуры, ноты, чего у них нет. Был прекрасный хор на Челябинском тракторном заводе. Когда этот хор был организован, производительность труда выросла. Есть ещё много сохранившихся любительских коллективов именно на заводах, где люди с большим удовольствием поют.

Я бы хотел, чтобы Всероссийское хоровое общество обладало неким ресурсом, чтобы оно могло помочь где-то с роялем, где-то с хормейстером, где-то с площадками для репетиций и выступлений. Я чувствую интерес к этому виду искусства.

Вот я лично, Павел Пожигайло, вкладываю в это свои жизненные силы и средства, я не зарабатываю на этом никаких очков, никаких капиталов. Это мой крест. Я считаю, что сегодня разруха в умах и сердцах, а гуманитарное образование, в частности хоровое пение, как раз и есть лекарство, чтобы моя любимая страна была здорова, процветала, люди не убивали друг друга и не взрывали автобусы.

Смотрите также:

  • В каком возрасте лучше отдавать ребенка на занятия бальными танцами? →
  • Финалист конкурса «Учитель года»: сначала дети, потом отчеты →
  • Отечественное образование будет прирастать музыкой? →

Источник

Пение в хоре — это групповое занятие, которое неоднократно выступало предметом научных исследований, в ходе которых было доказано позитивное влияние этого занятия на людей, страдающих от стресса. Хоровое пение может в большей степени способствовать общему состоянию людей по сравнению с индивидуальным или групповым досугом, например, прослушиванием музыки в одиночку или в группе, или плаванием.

Как хоровое пение влияет на здоровье?

Компоненты благополучия, которые приходят от пения в хоре, включают в себя:

Совместные действия: движение в бессознательной синхронности с другими является важной частью хорового пения, которое требует, чтобы люди координировали свои вокальные и дыхательные действия как группа.

Пение в хоре напрямую связано с повышением чувства благополучия. Некоторыми объяснениями этого являются возросший уровень сотрудничества, который вызывают совместные действия, а также разрушение границ между собой и другими, что снижает эгоцентрический подход к жизни.

Читайте также: Хоровое пение борется со стрессом и… раком 

Значимое взаимодействие с сообществом. Такая группа, как хор, состоит из людей с похожими и общими целями, и поэтому принадлежность к ним более значима для певцов. Это удовлетворяет основную потребность человека быть связанным с другими полноценным и значимым образом. В случае взрослых, имеющих тяжелую инвалидность или хроническое психическое заболевание, участие в группах было ограниченным, поскольку они не могли быть частью профессиональных или социальных групп по различным причинам. В ходе исследования было обнаружено, что пение в хоре удовлетворяет этих людей на трех уровнях: личное влияние, социальная связь и улучшение функционирования. Взаимное взаимодействие с другими членами хора и аудиторией привело к улучшению взаимодействия как с самим сообществом, так и с самим собой.

Благотворное влияние хорового пения

Положительные результаты пения в хоре можно суммировать следующим образом:

Физические эффекты

Участники хора показали некоторые или все из следующих физических преимуществ во время или после хоровой практики:

  • снижение уровня гормона кортизола, связанного со стрессом, что приводит к большей релаксации
  • повышенный уровень окситоцина, который вызывает чувство удовлетворения и эмоциональную связь
  • улучшение дыхания, ведущее к физическому благополучию
  • улучшение осанки
  • облегчение боли
  • повышение уровня определенных цитокинов, которые были связаны с улучшением иммунной функции

Читайте также: Целительная сила звукотерапии

Эмоциональные эффекты

Эмоциональные изменения, связанные с хоровой практикой, включали:

  • улучшение настроения и самочувствия
  • лучшая концентрация
  • улучшенная способность вызывать упорядоченные мыслительные процессы
  • повышенная устойчивость и сила духа

Личное Воздействие

В нескольких исследованиях сообщалось об улучшении психологического состояния личности с помощью хорового пения, например:

  • духовное удовлетворение или нахождение связи с духовной силой
  • положительные чувства
  • эмоциональная регуляция, которая означала лучший выход для напряжения и достижения расслабления
  • изменение самовосприятия
  • чувство расширения прав и возможностей, а также повышенное или более эффективное самовыражение посредством деятельности в группе
  • повышенная самостоятельность в смысле делать что-то только для себя и по собственному выбору
  • появления чувства самоэффективности
  • усиленная мотивация и планирование на будущее

Читайте также: Пение в хоре спасет от старческого слабоумия – исследование

Функциональные эффекты

  • способность функционировать в соответствии с установленным порядком и испытывать структуру в своей жизни,
  • способность работать
  • улучшение здоровья
Читайте также:  Кальций для организма человека вред и польза

Фото привью: smirnovamp.ru

Источник

Высказывания о пользе хорового пенияХОРОВОЕ ПЕНИЕ – ПРОТИВ ГРИППА И ОРЗ (по материалам сайта https://www.shkolaiskusstv.ru)

В одной из школ Липецкой области используют песни в качестве профилактики болезней. Те, кто поют, – меньше болеют и даже начинают лучше учиться.

Когда поют дети в классе, врачи в медпункте молчат. В кабинете у них даже весной пусто, хотя и грипп повсюду. О лечебных свойствах песни в 69-й липецкой школе поначалу не подозревали, просто учили ребят вместе с обычными предметами еще и хореографии, архитектуре и пению. Но позже доктора заметили: к поющим простуда не пристает.

Для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные песни. Вирусная инфекция, выходит, слаба против певучей русской души. Вот песню “Уж как пал туман” нужно широко от диафрагмы исполнять. Тут и легкие, и гортань тренируются. Ну, и самое главное: болезнь быстрей отступает, если песню петь хором.

Взаимосвязь между здоровьем и песней в школе объясняют по-разному. Кто о телесной и духовной гармонии говорит, а кто о дыхательной гимнастике. Чтобы красиво петь, нужно правильно дышать – объясняют учителя. Вот эти особые упражнения помогают не только певцам дыхание поставить, они, вдобавок, улучшают самочувствие.

Музыка сопровождает нас в течение всей жизни. Занятия музыкой знакомят детей с традициями и культурой общества. Музыку исполняют, сочиняют, слушают, под нее танцуют, ее ценят и любят.

К тому же, оказывается, музыка – это одна из важных составляющих мышления. В швейцарских школах проводили эксперимент, в котором участвовало 1200 детей. В ходе эксперимента выяснилось, что дети, которым давали дополнительные уроки музыки, лучше успевали по чтению и письму. Они также стали более общительны, активны и спокойны. Исследования Калифорнийского университета установили, что музыка активизирует нервные клетки мозга, она приводит к улучшению мыслительного процесса.

Согласно исследованиям, занятия музыкой помогут ребенку при обучении математике и чтению. Если он умеет сосредоточиваться на музыке, ему будет проще сосредоточиться на всем остальном. Умение играть на музыкальном инструменте улучшает координацию движений рук и глаз. Если ребенок играет на музыкальном инструменте не один, а в коллективе (или ансамбле), это улучшает его социальные навыки.

“Музыка пробуждает в ребенке силы и способности, которые иначе никогда бы не расцвели”, – сказал учитель музыки и композитор Карл Орфф. Следовательно, чтобы полностью раскрыть потенциал растущего человека, необходимо позаботиться о его занятиях музыкой. Возможно, ваш ребенок никогда не станет великим музыкантом или композитором, но любовь к музыке останется у него на всю жизнь и украсит ее новыми красками.

А уж в пользе хорового пения сомневаться не приходится: давно доказано, что к поющим детям простуда не пристает. Для профилактики гриппа особенно хороши протяжные народные песни, ведь исполнять их нужно широко от диафрагмы. Тут и легкие, и гортань тренируются. Ежедневная дыхательная гимнастика укрепляет самочувствие и здоровье всех хористов, ведь чтобы красиво петь, нужно правильно дышать.

РАССУЖДЕНИЯ О ВЫСОКОМ (по материалам сайта https://music577.ru/)

 Музыка облагораживает человека, по только если в её основе заложены элементы гармонии, то есть созидающего начала. Но она может явиться и мощным разрушающим фактором, порождающим неконтролируемую агрессию, что мы и наблюдаем сегодня в массовом масштабе на молодёжных концертах многочисленных рок-групп. Иммунитетом против такого негативного воздействия может стать только всеохватное музыкальное образование, вобравшее в себя глубины народной и вершины мировой музыкальной культур.

 Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное – это верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворённой песне, благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Русский народ пел всегда: в праздники и в будни, в радости и в горе, на работе и на отдыхе. Пели все: от мала до велика. Пели в семьях, в приходских школах, гимназиях и реальных училищах. В каждом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Это было естественным содержанием нашей природы, нашей внутренней потребностью и фундаментом особого феномена русского жизни – соборности. Сегодня же мы утратили это своё извечное качество, став носителями диссонанса и какофонии – и это одна из основных причин вырождения нашего народа, деградации молодых поколений и страны в целом.

 Высокая музыка постепенно ушла из жизни школы и семьи, из жизни общества. И место высоких образцов народной и классической музыки занял рок, разрушающий психику и нравственную сферу детей, подростков и молодёжи.

 В области музыкальной культуры есть одна её древнейшая и важнейшая сфера, исторически составляющая исток музыки и её фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех – это хоровое пение, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек.

Читайте также:  Всем на пользу официальный фото

 Музыкальное образование на уровне всеобуча, в основе которого лежит массовое приобщение людей, в первую очередь детей к традиционной певческой хоровой культуре – это один из основных путей оздоровления народа, возрождения национальной духовности и достижения высокого уровня общей культуры и образованности нации.

 Развитию интереса к хоровому пению у детей – как многовековой традиции русского народа, будут способствовать хоровой репертуар и различные творческие ситуации на хоровых занятиях. Они помогут вывести детское мышление на уровень рассмотрения любого, даже самого малого и незначительного музыкально-художественного явления с позиции, которое мы называем общечеловеческими ценностями.»

 Хоровое пение, как эстетическая творческая деятельность, ускоряет развитие навыков художественного обобщения и эстетического отношения к действительности, необходимых для самовыражения главного “я” ребенка. Коллективное творческое общение детей между собой и с педагогами развивает социальные, коммуникативные способности детей.

Источник

О  пользе хорового пения

для физического и духовного развития ребёнка

►►Хоровое пение считается самым демократичным и доступным видом музыкальной деятельности для ребёнка. Известный хормейстер Б. Рачина говорил: – «Главная цель, для чего мы учим детей петь в хоре – развитие личности ребёнка, развитие его эмоциональной сферы, интеллекта, зарождение и развитие эстетических чувств, становление нравственной позиции, познание законов человеческой морали».  Петь в хоре могут все. Давайте разберём все достоинства, которыми, безусловно, обладает искусство пения,  в том числе и хоровое.

►►Начнём немного с исторических фактов. Само искусство хорового пения в России насчитывает более 9 столетий. Ещё в Древней Руси в XII – XIII веках детей, начиная с 6-7 лет, начинали обучать пению в монастырских и церковных школах. В этих школах уровень музыкального обучения был достаточно высок, и обучали в них только ограниченное число наиболее одарённых детей. В XVI веке при Иване Грозном детское хоровое пение получает большое развитие, появляются детские профессиональные хоровые коллективы. Лучшие детские голоса набираются со всей страны. С течением времени заметно усиливается стремление не только увеличить число хористов, но и улучшать качество звучания их голосов. Русская хоровая школа мощно развивается, здесь творят известные и талантливые хоровые педагоги и дирижёры, такие как М. Глинка, А. Гречанинов, П. Чесноков, В. Свешников, В. Попов и многие другие. В конце XIX века усиливается борьба за массовое обучение детей пению, пение признаётся основой формирования музыкальной и духовной культуры подрастающего поколения. В современном мире детские хоровые коллективы являются способами самоорганизации, саморазвития и самовоспитания.

►►Вокально-хоровая музыка связана со словом и в лучших своих образцах использует поэзию, обладающую большим художественным содержанием. Стихи, усиленные средствами музыки, глубоко воздействуют на детское восприятие. Хоровое исполнение – это коллективный труд, направленный на создание художественных ценностей, способный приносить детям радость общения с миром прекрасного. Вся воспитательная работа с детьми в процессе обучения пению основывается на принципе  «Через прекрасное – к доброму». Даже маленький участник хора понимает, насколько успех общего дела зависит от его личного вклада. Ребята, таким образом, воспитывают в себе ответственность и старание. Специфика хорового исполнительства требует, чтобы вынесенное хоровым коллективом на суд слушателя произведение, было не только грамотно разучено и решено в смысле художественного раскрытия образа. Оно должно быть, прежде всего, спето. Поэтому овладение вокальными певческими навыками требует от ребёнка определённых усилий, терпения и системы. Ребёнок должен понять, что петь в хоре – это большой труд, требующий прилежания, и приносящий множество положительных эмоций и удовольствия. В течение хоровых уроков у детей расширяется представление об окружающем мире, увеличивается словарный запас, улучшается внимание и память. Коллективное пение помогает неуверенным и замкнутым детям почувствовать свою значимость, первые успехи в певческой деятельности формируют и укрепляют положительную самооценку ребёнка. Постепенно появляется желание быть лучше, солировать. В результате формируются и лидерские качества: целеустремлённость, настойчивость, уверенность.

►►На хоровых занятиях у детей формируется и сценическая культура и уважительное поведение по отношению к зрителями и выступающим на празднике или на концерте. Приобретая в процессе хоровых уроков определенных знаний о музыке, умений и навыков, дети младшего школьного возраста приобщаются к музыкальному искусству.

►►Пение в хоре так же положительно влияет и на развитие речи ребёнка, ведь на каждом хоровом занятии ребята выполняют специальные артикуляционные упражнения, направленные на развитие выразительной и чистой детской речи.

►►И, в конце концов, пожалуй, только в хоре ребёнок может с самого начала почувствовать себя в полном смысле слова артистом-музыкантом. Наши ребята в основном с удовольствием поют в хоре.

►►И в завершении хочется сказать родителям наших замечательных деток – приводите своих детей в хор! Приобщайте их к музыки! И тогда ваши дети вырастут полноценно развитыми, коммуникабельными, добрыми и счастливыми людьми!   Мы ждём вас в нашей школе искусств!!!

Преподаватель хоровых дисциплин Титова Н.А.

Источник