Выступление библиотекаря на родительском собрании о пользе чтения

Выступление библиотекаря на родительском собрании о пользе чтения thumbnail

МС(К)ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида» г.Мичуринска

Выступление

на общешкольном родительском собрании на тему:

«О пользе чтения»

Учитель русского языка и литературы

Попова Татьяна Борисовна

2011

                     Умными словами недаром сказано:

             Всем лучшим книге мы обязаны.

              Книги читают и стар и млад,  

              Книге хорошей каждый рад

              Книги читаю, значит, мыслю,

              Мыслю – значит, живу, а не кисну.

              В книжке – мудрость, слезы и смех!

              Книжек хороших хватит на всех.

         Чтение книги являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания. Именно на этих занятиях дети начинают осознавать красоту родной природы, знакомятся с историей России, с различными поступками взрослых и детей. Учатся давать им оценку. Во время чтения значительно повышается и общее развитие учащихся, расширяются их представления о мире. Дети узнают много интересного о людях, их труде, о природе. Происходит знакомство с новыми словами, значения которых объясняются, закрепляются в процессе неоднократного употребления. В школе этому способствуют уроки чтения. Навык связного изложение прочитанного текста из года в год совершенствуется: от простых ответов на вопросы до творческого пересказа.         Главная задача уроков чтения – выработка у детей навыков правильного и сознательного чтения. Но не только в школе, но и дома, в семье надо учить детей любить книгу. Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга – и воспитатель, и учитель, и друг. Недаром во все времена великие люди призывали к чтению. Посмотрите, пожалуйста, на стенд, где написаны  высказывания великих писателей: В. Бокова, М.Горького. Трудно переоценить значение литературы для развития ребенка. Она способствует горизонта детского знания о мире, помогает ребенку усвоить образцы поведения, воплощенные в тех или иных литературных героях, формируют начальные представления о прекрасном.

Сегодня, когда наши дети ещё учатся в школе, необходимо помочь им полюбить книгу, так как неумение читать не только отрицательно влияет на успеваемость ребенка, но и на его общее развитие. Пока ребенок мал, взрослые с удовольствием читают ему книжки. Когда же он идет в школу, то многие из вас, облегченно вздыхают, надеясь, что вот теперь-то отдохнут. А ведь это неверно. В этот период особенно важно обсуждать прочитанное с ребенком, совместно решать проблемные ситуации. А как нужна ребенку ваша помощь при выборе книги и дома, и в библиотеке

Мы совместно с Е.Н.Каменской в 5-10 классах проели  анкетирование на тему: «Папа, мама, я – читающая семья». Детям было задано 5 вопросов:

               1. Что ты больше любишь?

                          а) читать сам;

                          б) слушать чтение взрослых.

         2. Как  ведут себя взрослые во время твоего чтения?

                             а) хвалят тебя;

                             б) не обращают внимания.

               3.Читают ли в вашей семье книги вслух?

                             а) да;

                             б) нет.

             4. Назови книгу, которую ты недавно прочитал.  

               5. Какие книги тебе больше нравится       читать:                    

                             а) сказки;

                             б) детективы;

                              в) романы;

                              г) газеты и журналы.

Посмотрев анкеты, мы увидели, что только треть семей практикуют чтение вслух (это отметили дети 5-6 классов). А вот назвать книгу, которую они прочитали, смогли только 7 человек. 50% детей написали, что больше любят, когда взрослые читают им вслух. Это свойственно для детей. Во время чтения вслух взрослыми дети лучше понимают прочитанное. Поэтому, независимо от возраста, все они любят уроки внеклассного чтения, когда читает учитель. Но надо приучать детей и к самостоятельному чтению. Надо поддерживать этот огонек похвалой. Уважаемые родители, читайте книги с детьми по очереди, находите смешные несовпадения, задавайте вопросы. Это интересно и вовлекает ребят в чтение. Помните. Что чтение является основой всего обучения в школе. А, сейчас, я хочу дать вам несколько советов:

  1. Читайте вслух с ребенком не менее 15 минут вдень.
  2. Перед чтением уберите все лишние предметы, настройтесь на чтение.
  3. Если ребенок устал, проведите физкультминутку.
  4. Во время чтения объясните ребенку значение трудных слов, рассмотрите иллюстрации.
  5. Беседуйте о прочитанном, о том чему учит книга, что нового он узнал.
  6. Предложите ребенку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
  7. Хотя бы иногда посещайте с детьми библиотеку, помогите ему в выборе книги.
  8. Старайтесь обязательно, ежедневно, читать газеты и журналы и беседовать с детьми о прочитанном.
Читайте также:  Что вы делаете утром с пользой для здоровья

Человек, любящий и умеющий читать, счастливый человек. Он окружен множеством умных и верных друзей. Друзья эти – книги. Читайте! Пусть не будет ни одного дня, когда бы вы не прочитали хотя бы одной страницы из книги.

Г. Ладонщиков.

Если купишь книгу,

Не бросай на полку-

От нее не будет

Ни какого толку.

Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга самый верный

Самый лучший друг!

В ней стихи и сказки…

Все к твоим услугам!

Береги же книгу.

Стань большим ее другом!

Источник

Ольга Большакова
Общее родительское собрание «Волшебный мир книги»

Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для их всестороннего развития.

Задачи:

расширять представления родителей о роли книг в воспитании ребенка;

стимулировать самообразование родителей;

прививать навыки читательской культуры;

воспитывать бережное отношение к книге.

Форма проведения: дискуссия

Участники: воспитатели, родители, библиотекарь.

Подготовка к собранию:

Анкетирование родителей «Воспитание у ребенка интереса и любви к книге»

Интервью детей «Книги в нашем доме»

Подготовка выставки разножанровой детской литературы, аудиокассет и дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении.

Подготовить и выставить папки-передвижки по данной теме.

Подготовить буклеты по теме собрания.

Оформление папки-раскладушки «Как сказка помогла…»

План проведения

Вступительная часть.

Обозначение проблемы. Упражнение «Выбери дистанцию».

Литературная викторина для родителей.

Начало дискуссии «Роль книги в семейном воспитании».

Анализ анкет

Дети о книгах.

Выступление библиотекаря.

Мастер-класс «Разучивание игр для детей»

Заключительное слово воспитателя (вывод)

Решение собрания

Ход мероприятия:

(1 слайд) Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Тема нашей сегодняшней встречи «Волшебный мир книги»

(читают дети подготовительной группы)

Книга учит добро понимать,

О поступках людей рассуждать.

Коль плохой, то его осудить,

Ну а слабый — его защитить!

Дети учатся думать, мечтать,

На вопросы ответ получать.

Каждый раз что-нибудь узнают,

Окружающий мир познают. А. Лесных

(2 слайд) Наше время — время великих достижений науки, техники время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу.

В книге заключен огромный духовный мир человечества.

Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и, чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают. Однако такая картинка из жизни несколько идеализирована. Сегодня многим детям вообще никто ничего не читает, некоторым от случая к случаю читают что-нибудь по вечерам или в выходные. А без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги.

(3 слайд) Всем известен интерес детей к книге. Это возникает на пути от простого любопытства – к удивлению, от удивления – к активной любознательности, а от нее к знанию.

Природную любознательность ребенка полнее всего удовлетворяют книги. Очень много зависит от того, как относятся к книге в семье.

Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Ребенок-слушатель – это уже читатель. Однако читательская судьба ребенка зависит от Вас, уважаемые взрослые. Вы, беря в руки книгу, становитесь посредником между писателем и слушателем (ребенком-читателем). А Ваша любовь к книге, наслаждение ею как искусством, искреннее увлечение событиями и обстоятельствами, в которые попадают герои книг, умение передавать свои чувства и переживания помогут привлечь ребенка к книге.

Хорошая книга – лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку. Наша с Вами задача – приобщать детей к детской литературе и детскому чтению и сделать их грамотными читателями.

(4 слайд) Как Вы думаете, зачем надо читать? (Игра с мячом)

(4 слайд – щелчок) Благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребенка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребенка. Она знакомит его с такими проявлениями человеческой натуры, как дружба, ненависть, предательство, обман, трусость, благородство, готовит ребенка к реальной жизни.

Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре, поэтому важно развивать в нем любовь и интерес к чтению.

Приобщая ребенка к литературе, необходимо рассчитывать на кропотливую, долговременную работу, которая в будущем обязательно даст свои плоды. Общение ребенка с художественным текстом должно быть ежедневным. Читать можете не только Вы, уважаемые родители, но и старшие ваши дети, бабушки и дедушки.

А теперь, ответьте, пожалуйста,на вопрос:

(5 слайд) «Читаете ли вы сами в настоящее время художественную литературу?» (высказывания родителей)

(5 слайд – щелчок) Уважаемые родители, прививая интерес к чтению, Вы, являетесь главным примером для ребенка. И если вы отдаете предпочтение не книге, а телевизору или компьютеру, то дети практически не увидят вас с книгой в руках.

Дети – это счастье, созданное вашим трудом. (В. Сухомлинский)

Дом, в котором есть дети, трудно представить без детских книг.

Детская книга в семье — индикатор заботы старшего поколения о воспитании и образовании младших.

А сейчас предлагаем послушать, что говорят наши дети?

(включить видиофильм)

(Результаты интервьюирования)

(6 слайд) Уважаемые родители, согласитесь, что совместное чтение – это прекрасная возможность с пользой дела провести вечер в кругу семьи, отдохнуть, пообщаться, обсудить возникшие проблемы и т. д. А для этого хорошо иметь домашнюю библиотеку, в которой подобран материал для чтения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Читайте также:  Шампунь от перхоти польза и вред

Современный книжный рынок предоставляет нам огромный выбор книг для детей.

Проблема помощи семье в подборе литературы для детей в современных условиях, стала актуальной.

(7 слайд) Что выбрать для своего ребенка?

Главное условие хорошо скомплектованной библиотеки для детей — понимание критериев подбора нужной литературы.Такими критериями являются:

– доступность для данного возраста;

– проверка качества издания временем;

– признание ценности книги, как со стороны детей, так и взрослых;

– способность книги быть помощником в обучении;

– наличие иллюстративного материала;

– гуманное содержание;

– образный язык.

Создавая домашнюю библиотеку, надо помнить, что в круг чтения даже самых маленьких могут войти издания, казалось бы, совсем не предназначенные для них. Это могут быть и альбомы по искусству, и отдельные иллюстрированные издания. Даже рассматривая картинки в такой книге, ребенок осваивает общение с ней. Движимый простым любопытством, он в результате получает толчок к познанию содержания этого чудесного предмета, таящего в себе столько интересного.

Сегодня в гостях у нас библиотекарь детской библиотеки …. Она расскажет, какие книги могут по-настоящему увлечь ребенка.

(примерное выступление библиотекаря)

(9 слайд) Проходит награждение самых читающих семей.

Педагоги детского сада сейчас проведут с вами мастер – классы, на которых вы познакомитесь с формами работы по ознакомлению дошкольников с художественной литературой

Мастер-класс «Разучивание игр для детей»

Злобина Т. В. Игра «Очумелые ручки» После того, как ребенку прочитали сказку, рассказ или стихотворение дайте ему лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество.

Попова И. В. Викторина по сказкам А. С. Пушкина закрепление знаний произведений А. С. Пушкина

Коржева М. В. Игра «Спектакль» Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.

Павлова Л. В. Игра «Летучка» После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство.

Вывод после мастер – класса

(10 слайд)

Работа с книгой богата и разнообразна как по форме, так и его содержанию. Долг каждого из нас – научить детей любить книгу, ощущать потребность в ней, понимать её. С.Лупана: “Привить ребёнку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать”.

(11 слайд) Выберите близкую Вам фразу и закончите ее.

«Читать детям нужно потому, что…» –___(I)

«Читать детям важно потому, что…» – ___(II)

(Родители выполняют задание)

Подведем итог

Уважаемые родители, отрадно, что фраза (I) осталась незаконченной. Вы единогласно считаете, что читать детям ВАЖНО потому, что …

(Зачитать ответы родителей)

, что чтение развивает память, фантазию, речь, расширяет кругозор, рождает у ребенка желание творить самому)

Нашу встречу хочется закончить словами К. Г.Паустовского:

(12 слайд) «Читайте! И пусть в вашей жизни не будет ни одного дня, когда бы вы не прочли хоть одной новой страницы из книги

Уважаемые родители, спасибо за работу!

Список используемой литературы:

1. Вместе с семьей / Сост. Н. Н Серова. – СПб.: Санкт-Петербургский гос. унив-т пед. мастерства, 1998. – С. 50-53

2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателя детского сада / Изд. 3-е, испр. и доп. – СПб.: Изд-во Детство-Пресс, 1999. – 128 с.

3. Денисова С. А. Родители о детском чтении и роли библиотек / Родительское собрание по детскому чтению: сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина, Русская школьная библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – С. 30

4. Добрынина Н. Интервью с Настенькой // Дошкольное воспитание № 4 – 2009. – С. 10

5. Зенина Т. Н. Родительское собрание в детском саду. – М.: Центр педагогического образования, 2007. – 80 с.

6. Кузьменкова Е., Рысина Г.Воспитание будущего читателя: Литературно-художественное развитие детей 3-5 лет. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.

7. Метенова Н. М. Взрослым о детях. –Ярославль: 1999. – 40 с.

8. Семейное чтение в год семьи / Сост. Т. Д. Жукова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. 320 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 Вып. 5-6)

9. Тихомирова И. И. Детская книга в домашней библиотеке // Родительское собрание по детскому чтению: сборник материалов по разработке моделей и методик проведения / Пермская краевая детская библиотека им. Л. И. Кузьмина, Русская школьная библиотечная ассоциация. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – С. 32. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря: Приложение к журналу «Школьная библиотека». Серия 1 Вып. 4)

Приложение

Великие о пользе чтения

В книгахзаключено особое очарование: книги вызывают в нас наслаждение, они разговаривают с нами, дают добрый совет, они становятся живыми друзьями для нас.

Ф. Петрарко

Книги – лучшие друзья. К ним можно обращаться во все трудные минуты жизни. Они никогда не изменят.

А. Доде

Задача книги – облегчить, ускорить понимание жизни…

Я. Корчак

Если книга возвышает душу, вселяя в нее мужество и благородные порывы,судите ее только по этим чувствам: она превосходна и создана руками мастера

Ж. Лабрюйер

Все мы желаем нашим детям добрых друзей, да не всегда знаем, где таких друзей отыскать. Но они рядом! Они у вас дома, на книжной полке.

Читайте также:  Цветок одуванчик польза и вред

Л. И. Кузьмин

Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка!

Л. Токмакова

Вопросы интервьюирования детей

• Есть ли у тебя дома книги? Назови какие?

• Любишь ли ты, когда тебе читают?

• Какая книга тебе нравится больше всего? Кто ее автор?

• Кто тебе дома читает книги?

• Часто ли тебе читают?

• Хочется ли тебе самому читать книги?

Выберите близкую Вам фразу и закончите ее.

«Читать детям нужно потому, что…» –___(I)

«Читать детям важно потому, что…» –___ (II)

Памятки для родителей

ИСТОЧНИКИ ОТБОРА КНИГ В ДОМАШНЮЮ БИБЛИОТЕКУ

для детей от рождения до 14 лет

Тимофеева И. Н.Что и как читать вашему ребенку от года до десяти: Энциклопедия для родителей по руководству детским чтением. – СПб.: Изд-во РНБ, 2000. – 512 с.

Писатели нашего детства.100 имен: Библиографический словарь в 3 частях / Координатор И. Я. Линкова. – М.: Либерея, 1998-2000.

100 великих имен в литературе: Научно-популярное издание / Под ред. В. Ситникова. – М.: Слово, 1998. – 543 с.

Очерки о детских писателях: Справочник для учителей начальных классов. – М.: Баласс, 2000. – 204 с.

Тубелъская Г. Н. Детские писатели России. Сто имен. Библиографический справочник в 2 ч. М.: Школьная библиотека, 2002.

Тубелъская Г. Н. Зарубежные детские писатели. Сто имен. Библиографический справочник. В 2 ч. М.: Школьная библиотека, 2005.

Ступени: Программа семейных чтений для детей и взрослых, желающих читать вместе хорошие детские книги и рассматривать в них картинки. В 3 частях. – Пермь, 1996-1997.

ДЕТСКАЯ ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА

Книги, с которыми ребенок будет активно «общаться»сам:

Это сборники фольклорных песенок-потешек разных народов мира:

русских – в обработке О. Капицы, И. Карнауховой, М. Булатова, К. Чуковского;

английских – в переводе С. Маршака, К. Чуковского, В. Левина, Г. Кружкова, чешских – в переводе И. Токмаковой, польских – в переводе Н. Гернет и Н. Гиппиус, украинских – в переводе Е. Благининой и др. ;

иллюстрированные классиками отечественной книжной графики Ю. А. Васнецовым, В. М. Конашевичем, а также Г. Скотиной, М. Рудаченко, Л. Савостиковой.

• Различные сборники сказок,народных и авторских: Ш. Перро, братьев Гримм, Г. Х. Андерсена,А. С. Пушкина, В. Гауфа, С. Топелиуса, В. Одоевского, П. Бажова, К. Паустовского, Г. Цыферова, С. Козлова с иллюстрациями И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Конашевича, Г. Доре, Е. Рачева, Е. Чарушина, Т. Мавриной, К. Курдова, В. Пивоварова, В. Чижикова, В. Дехтерева, Л. Шульгиной, Г. А. В. Трауготова, Ю. Гуковой и др.

Книги, способные вызывать сильнейшие чувства, развивать, обогащать эмоциональный мир ребенка. Это прежде всего книги о животных Л. Толстого, А. Чехова, А Куприна, Б. Житкова, М. Пришвина, В. Бианки и др. и книги о детях А. Чехова, Б. Житкова,А. Гайдара, Л. Пантелеева, А Платонова, Р. Погодина. К. Чуковского, стихи С. Маршака, Б. Заходера, Д. Хармса, А. Введенского, В. Берестова, В. Левина, В. Орлова, М. Бродского и др. Замечательные имена собраны под обложками книг «Все наоборот» / Сост. Г. Кружкова, М., Просвещение, 1992 и «Литература и фантазия» / Сост. Л. Е. Стрельцова, М., Просвещение, 1992.

• Научно-популярные, хорошо иллюстрированные энциклопедии по всем отраслям знаний, альбомы по искусству.

КАКИЕ ВОПРОСЫ ЗАДАВАТЬ РЕБЕНКУ

ВО ВРЕМЯ РАССМАТРИВАНИЯ КАРТИНОК В КНИГЕ

«Что изображено на этой картинке?»

«Посмотри на картинку и подумай, какой рассказ можно по ней составить».

• «О чем, глядя на картинку, захотелось тебе рассказать в первую очередь, о чем – подробно?»

«Чем развеселила, огорчила или удивила она тебя?»

«Чем ты закончишь рассказ о ней?»

• «Какие слова (имеются ввиду эпитеты, сравнения) нужно припомнить, чтобы рассказ получился интересным?»

•Предложить ситуацию: «Я начну рассказ, а ты продолжи. А теперь ты начни, а я продолжу. Какую ты мне поставишь оценку и почему?»

КАК ОБСУЖДАТЬ С РЕБЕНКОМ ПРОЧИТАННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ?

• Выяснить перед чтением или во время чтения трудные слова.

• Спросите, понравилось ли произведение? Чем?

• Что нового, интересного он узнал?

• Попросите ребенка рассказать о главном герое, главном событии рассказа, сказки, стихотворения.

• Как описана природа?

• Какие слова и выражения ему запомнились?

• Чему научила его книга

• Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду. Выучите отрывок, изображая голосом персонажей произведения.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ЛЮБВИ К КНИГЕ

• Предлагать ребенку только качественную литературу для чтения.

• Завести ритуал вечернего чтения, выбрав книгу, соответствующую возрасту ребенка.

• Читать понемногу, но каждый день.

• Предлагать ребенку рисовать иллюстрации к прочитанному, «писать» к ним тексты.

• Учить ребенка пользоваться цитатами из прочитанного текста.

• Разыгрывать с ребенком сценки из прочитанной книги, обсуждать содержание сюжета.

• Не увлекаться методикой раннего обучению чтению, особенно если у него есть какие-либо невропатологические проблемы (ребенок поздно заговорил – после 2,5 – 4 лет имеет дефекты произношения; бедный словарный запас; вообще не употребляет предлоги; не изменяет слов по падежам).

• Если ребенок не любит читать, потому что у него это плохо получается,то обязательно проконсультируйтесь у специалистов: психолога, логопеда.

КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА БЕРЕЧЬ КНИГИ?

• Не делать в книге пометок, надписей, рисунков.

• Не читать во время еды.

• Не загибать листы, пользоваться закладкой.

• Класть книгу только на чистый стол.

• Не разбрасывать книги, хранить в одном месте.

• Своевременно оказывать «скорую помощь» больным книгам.

Общее родительское собрание «Волшебный мир книги»Выступление библиотекаря на родительском собрании о пользе чтенияВыступление библиотекаря на родительском собрании о пользе чтения

Источник