Выступление на тему польза чтения

Ученые давно выяснили как сохранить ясность ума на протяжении всей жизни: нужно постоянно развивать свой мозг. Один из лучших способов делать это — регулярно и вдумчиво читать. Сегодня люди слишком заняты и все реже находят время для чтения. Ведь намного проще отдыхать, взяв в руки пульт от телевизора или открыв ноутбук, погрузившись в виртуальную реальность компьютерных игр. Однако у людей читающих выше шанс построить успешную карьеру, лучшие отношения в семье, они выглядят моложе и дольше живут. Вот еще 10 причин, почему читать книги полезно:

1. Чтение книг увеличивает словарный запас Когда вы читаете произведения разных жанров, то сталкиваетесь со словами, которые обычно не используются в повседневной речи. Если какое-то слово вам незнакомо, совсем не обязательно искать в словаре его определение. Иногда о значении термина можно понять по содержанию. Чтение помогает не только в увеличении словарного запаса, но и повышает вашу общую грамотность.

2. Чтение помогает общаться с людьми За счет чтения повышается не только грамотность, но и ваши речевые навыки — способность четко, ясно и красиво формулировать свои мысли. Уже после прочтения нескольких классических произведений в вас повысится талант рассказчика. Вы станете более интересным собеседником, производя особенно большое впечатление на тех людей, которые не читают вообще.

3.Чтение добавляет уверенности Чтение книг делает нас более уверенными. Когда в разговоре мы демонстрируем высокую эрудицию и глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более уверенно и собранно. А признание окружающими ваших познаний положительно сказывается на самооценке.

4.Чтение снижает стресс В современном мире избавления от стресса — основная забота многих людей. Богатство и ритмика книжного текста имеет свойство успокаивать психику и освобождать организм от стресса. Особенно помогает в этом регулярное чтение перед сном.

5.Чтение развивает память и мышление Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

Одно из важных преимуществ чтения книг — это тот положительный эффект, который оно оказывает на наше мышление. При чтении мы больше рассуждаем, чтобы понять ту или иную идею произведения. Мы обычно представляем много деталей: персонажей, их одежду, окружающие предметы. Также необходимо помнить множество вещей, которые нужны для понимания произведения. Это тренирует память и логику.

6. Чтение защищает от болезни Альцгеймера По данным научных исследований, чтение действительно защищает от заболеваний мозга. Когда вы читаете, активность мозга увеличивается и постоянно находится в тонусе, что улучшает его состояние.

7. Чтение делает моложе Давно доказано, что организм человека стареет быстрее, когда стареет мозг. Чтение заставляет ваш мозг постоянно работать, в результате ваша старость отодвигается.

8. Чтение делает нас более творческими Креативные люди могут генерировать сразу несколько отличных идей. Откуда их можно взять? Из книг. Читая произведение, вы можете почерпнуть оттуда массу идей, которые впоследствии воплотить в жизнь.

9. Чтение улучшает сон Если вы систематически будете читать перед сном, то вскоре организм привыкнет к этому, и тогда чтение станет своеобразным сигналом для организма, который говорит о скором отходе ко сну. Таким образом вы не только улучшите свой сон, но и утром будете чувствовать себя бодрее.

10. Чтение улучшает концентрацию При чтении необходимо сконцентрироваться на содержании произведения, не отвлекаясь на посторонние предметы. Этот навык очень полезен при любой другой деятельности. Также чтение книг развивает объективность и способность принимать взвешенные решения.

ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ СТАВЬТЕ ЛАЙКИ БУДЕТ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

Источник

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Литература

Роль книги в жизни

современного школьника

(исследовательская работа)

Выполнила

Якимова Анна,

ученица 11 класса

Руководитель

Чижикова Татьяна

Ивановна

Исилькуль 2014

Оглавление

Введение ________________________________________ 3 стр.

Глава1. Отношение молодого поколения к чтению _____ 5 стр.

Глава 2.  Почему надо читать книжки? _____________ 9 стр.

Заключение ___________________________________ 12 стр.

 Введение

Интеллектуальное и  нравственное развитие детей и подростков напрямую связано с получаемой ими информацией. Огромную роль в формировании личности играют средства массовой коммуникации и книги. В  нынешнее время статус чтения, его роль, отношение к нему сильно меняется.

Читайте также:  Дышать над картошкой вред и польза и вред

Вхождение ребенка в книжную вселенную происходит в первую очередь с помощью литературы, специально созданной для детей. Именно детская литература питает ум и воображение ребенка, открывая ему новые миры, а также образы.

Чтобы интерес  к чтению не угас у подростка, процесс чтения необходимо поддерживать. Поэтому книги должны быть доступны ребенку, а репертуар чтения широк и разнообразен.

Актуальность:  XXI век  для человечества считается информационным. Родился  «виртуальный» мир, который имеет всеобщую доступность информации.  Стремление к быстрой конкретной информации,  недостаточный уровень знаний ведет  к снижению интереса к книге, что мешает формированию активного гражданского поведения детей и молодёжи. Современное поколение мало читает. Падение интереса к чтению волнует всё прогрессивное общество.  Поэтому вопрос о введении обязательного экзамена по литературе рассматривается на уровне правительства.  Подростки находятся под влиянием телевидения и Интернета, на чтение  художественной литературы у них не остаётся ни времени, ни желания. А ведь классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также на их речь.

Объект исследования –  учащиеся МБОУ «СОШ№3»  10 – 11 классов

Предмет исследования –  уровень читательской активности учеников

 Цель  исследования –  определить, какое место занимает книга в жизни современного школьника

Задачи:

1. Изучить литературу по теме

2.Провести анкетирование среди учеников  10-11 классов

3. Обобщить и систематизировать наблюдения

В процессе работы мною были использованы следующие методы:

  • Теоретические (анализ литературы)
  • Практические  (анкетирование, интервьюирование)

Гипотеза: исследование факторов снижения читательской активности детей и подростков поможет привлечь внимание сверстников  и их родителей к проблеме  формирования читательских интересов.

Ожидаемые результаты: Приведенные  материалы помогут осознать,  что активное и продуктивное чтение, особенно художественной книги, – неотъемлемая часть жизни цивилизованного человека, развивающая его образное мышление и творческие возможности в любой сфере деятельности.

Глава1. Отношение молодого поколения к чтению

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий. Мы живем в эпоху бурного развития средств массовой информации, общество активно использует ПК и  Всемирную Сеть Интернет. Информационная система  имеет огромное значение в 21 веке. Процесс социализации становится  мобильным. Общий уровень информированности повышается, следовательно, появляются  новые возможности. Сегодня Интернет оказывает  возрастающее влияние на природу социального взаимодействия. Новые формы коммуникации, возможные в Интернете, чаще осваиваются молодежью. Компьютер становится значимым фактором жизни молодого поколения. Он формирует его мировоззрение. Формирующийся “компьютерный человек” моделирует игровую ситуацию снова и снова, легко разрушает и воссоздает виртуальный мир и при этом начинает переносить его принципы на реальную действительность. Ученик, желающий узнать что-то новое о предмете, прочитает, просмотрит полезные видеоматериалы. Это положительная черта Интернета – получение информации в доступной форме. Второй плюс – Интернет является источником безграничного общения с безграничным кругом людей с похожими интересами.

В последние годы ведутся споры  о том, что новое поколение перестало читать и на досуге развлекаются компьютерными играми, телевизором, «прогуливается» по широким «полям» Интернета.  «Может ли компьютер заменить книгу?», «Дети не имеют желания читать произведения» –  подобные высказывания, имеющие  объективные основания, волнуют общественность, имеющую отношение к проблеме читаемости.  

В 80-х годах 20 века наблюдается упадок издательского дела. Развивается «черный книжный рынок», формируется «читательская мода».

В 90-ые годы констатируется резкий спад читательской активности. Общество меньше интересуется высокоморальными произведениями, а телевидение вытесняет книжный досуг.

В 2006 году была принята национальная программа развития и поддержки культуры чтения, в качестве основного документа государственной политики в этой области до 2020 года. В программе заявляется , что нынешняя ситуация характеризуется как системный кризис читательской культуры. Страна дошла до критического состояния в области чтения. Сегодня в российском обществе одна из главных задач заключается  в том, чтобы привлечь молодое поколение к чтению. Для этого в стране необходимо создать условия для повышения качества и разнообразия литературы. Цель разработки Национальной программы – это повышение интеллектуального потенциала нации. России необходимо сохранить культуру, все литературное и художественное богатство, накопленное столетиями.

В настоящее время одним из главных мотивов обращения к книге остаётся учебное задание, школьная программа.

Читайте также:  Польза плавания в бассейне для похудения

Часть времени, ранее тратившуюся на чтение, заменили телепросмотры и  компьютерные игры, а также  социальные сети.

Вот как выглядит соотношение видов досуговой деятельности опрашиваемых учащихся:

Из диаграммы видно, что чтению уделяется очень мало времени, к тому же это прежде всего то, что задано на уроках литературы.

Школьники не интересуются даже произведениями школьной программы. А это повод для тревоги, ведь именно в школьном возрасте формируется не только любовь к книге, но и жанровые предпочтения. Среди  учащихся 10-11 классов я провела опрос  «Тебе нужно написать сочинение по произведению, которое ты не читал, что ты будешь делать?»

Ответы между собой были схожи.

Вот некоторые из них:

 « Не знаю, что буду делать. Скорее всего, воспользуюсь Интернет – источниками»

 « Найду похожее сочинение и переделаю на свой лад»

 « Прочитаю краткое содержание, найду в Интернете анализ произведения»

 Так отвечали все опрошенные мною дети. Только один ученик ответил, что прочитает заданное произведение.

Результат интервью доказал, что современному школьнику проще воспользоваться Интернет-источниками, нежели обратиться к самой книге. Виной тому технический прогресс, легкодоступность информации. Школьник не желает тратить время на прочтение, ведь под рукой есть ПК , который за минуту найдет нужную информацию.

Тем самым подросток лишает себя не только приятного досуга вместе с книгой, но и развития нестандартного мышления.  

Мною был проанализирован  список некоторых произведений для обязательного прочтения в школьном курсе литературы для 9-10 класса с точки зрения того, удовлетворению каких личностных читательских потребностей школьников они служат.

Результат я оформила в виде таблицы:

Название, автор

Духовная потребность

Социальная потребность

Образовательная

потребность

Развлекательная

потребность

А. Чехов «Человек в футляре»

да

да

Да

Тургенев «Отцы и дети»

да

да

«Гроза»

да

Да

Да

Л. Толстой «Война и мир»

Да

Да

Да

Ф. Достоевский

«Преступление и наказание»

да

да

Да

Н.Гоголь «Мертвые души»

да

да

Да

«Обломов»

да

Да

М.Лермонтов

«Герой нашего времени»

да

Да

Данные произведения – одни из лучших в отечественной литературе. Они призваны удовлетворять духовные, социальные и образовательные  потребности людей, в том числе школьников. Включение их в школьную программу помогает развить представление о  непреходящих нравственных ценностях. Но некоторые произведения не всем ученикам еще понятны: они до них не «доросли». Джозеф Аддисон , английский писатель, ещё в 17 веке писал: «Чтение  для ума – то же, что физическое упражнение для тела».  А современные школьники привыкли к «легкой» информации,  не требующей особых усилий для восприятия.

Глава 2.  Почему надо читать книжки? 

Д. Дидро однажды написал о том, что люди перестают мыслить лишь в том случае, когда перестают читать. И это действительно правильное утверждение. Каждый человек прекрасно понимает, что чтение расширяет кругозор, повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать (и это лишь незначительная часть положительного влияния, которое оказывает на нас художественная и другая литература).

Интересные факты о чтении:

  1. Книга снижает стресс.

Богатство и ритм языка имеет свойство успокаивать психику и избавлять организм от стресса.

  1. Чтение защищает от болезни Альцгеймера.

Когда вы читаете, активность мозга увеличивается, а это благотворно сказывается на его состоянии.

  1. Чтение придает уверенности.

Чтение книг делает нас более грамотными. Когда  в разговоре мы демонстрируем глубокое знание того или иного предмета, то невольно ведем себя более собранно. Признание окружающими вашей  эрудиции  положительно влияет на личную самооценку.

  1. Улучшает мозговую активность.

При чтении мы представляем много деталей: персонажей, окружающие их предметы. Поэтому необходимо запоминать множество вещей, которые нужны для понимания книги. Вот почему чтение тренирует память и логику.

В современном мире, к сожалению, многие подростки постепенно забывают о книгах, поскольку убеждены в том, что их легко может заменить телевидение и интернет. Но разве это правильно? Почему мы забываем об эстетическом удовлетворении? Компьютер никогда не сможет передать ощущения перелистывания страниц. Некоторые люди просто безумно любят держать книги в руках, поскольку считают их истинным «чудом», которое помогает перенестись в мир спокойствия, любви и романтики. Именно чтение избавляет нас от повседневной суеты, различных забот и бесконечных проблем.

 Что же еще (кроме эстетического удовлетворения) побуждает людей к чтению?

Читайте также:  Польза и вред баскетбола для детей

Во-первых, книга – это лучший советчик и преданный друг. Именно на страницах книги можно найти ответы на многие вопросы, которые постоянно волнуют человека.

Именно на страницах книг предоставляются различные пути решения жизненных проблем, здесь много дельных советов и рекомендаций. Как пережить неразделенную любовь, как выбрать правильный путь, где и как найти смысл жизни? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы именно на страницах книг. Вы сомневаетесь? Вам кажется это невозможным? Значит, Вы действительно не являетесь поклонником чтения, а стоило бы попробовать. Найдите время и возьмите в руки занимательную книгу. Вы ни на минуту не пожалеете о потраченном времени!

 А теперь поговорим о том, каким книгам стоит отдавать предпочтение. Рекомендуется читать научную литературу. Подобные книги помогают правильно воспринимать и понимать мир вокруг нас. Именно научная литература прекрасно развивает интуицию, стимулирует интерес к саморазвитию и усовершенствованию личности. Также желательно (хоть иногда) читать философию, ведь это достаточно интересная наука о человеческой жизни. Философия прекрасно развивает мышление, она помогает понимать желания и потребности человека, учит находить интерес и цель в жизни. В домашней библиотеке (кроме вышеперечисленных книг) должна быть серьезная ,художественная литература, история и поэзия.

Художественная литература улучшает письмо, правильность речи, а история помогает осознать жизнь, понять все события и легче (правильней) принять реальность. Поэзия заслуживает особого места в Вашей библиотеке, поскольку она считается одним из важнейших достижений человечества. Поэзия развивает красноречие и оттачивает языковые умения.

 Итак, перечислим, какую же пользу мы получаем от чтения книги? Во-первых, чтение развивает кругозор и повышает интеллектуальные способности, заставляет мыслить и анализировать.

Во-вторых, чтение учит общению и помогает приятно (и с пользой) провести свободное время.

В-третьих, чтение дарит спокойствие, помогает сконцентрироваться и радостно воспринимать окружающий мир. Не напрасно Петрарка писал, что книги имеют особое очарование, они вызывают особое наслаждение. Хорошая книга способна поддержать, дать дельный совет, стать живым другом. Разве этих фактов мало, чтобы сделать выбор в пользу книги, а не телевидения и интернета?        

  Заключение

Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно  совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ.  Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям.

Смена ценностных ориентаций, разделившая поколения, нарушившая преемственность в передаче социального опыта, недостаточно эффективное использование информационных технологий, бурное развитие новых коммуникационных каналов привели к разрушению привычных представлений о роли чтения в развитии личности и культуры. Очевидно влияние на чтение таких средств коммуникации, как телевидение, Интернет, аудио- и видеопродукция, но последствия этого явления не изучены в должной мере. Абсолютизация компьютерных технологий, вытеснение книжно-журнальной продукции мультимедийными носителями деформировали культурное и информационное поведение в детско-юношеской среде. Ослабление детско-юношеского интереса к чтению сопровождается снижением его качества, о чем свидетельствуют данные международных и российских исследований.

Если все мы хотим жить в обществе знаний, нам необходимо осознать истину:

– чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека, это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя;

– книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности;

– важность книги и чтения неоспорима, и эта идея поддерживается мировым сообществом.

Список литературы,  Интернет-источников

1.  Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен Открытого образования (теоретико-методологические основы исследования). Монография. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. – 10 п.л.

2. Лекционный курс «Государственная политика в области поддержки и развития культуры чтения», разработчик – Т.Г. Галактионова, профессор. НОЧУ ВПО «Национальный Институт “Высшая Школа Управления”»

3. https://otvetin.ru/iskusstvo/16353-o-chem-kniga-aleksandra-grina-alye-parusa.html

4. https://lit-helper.ru/p_Analiz_rasskaza_Malen-kii_princ_Antuana_de_Sent-Ekzyuperi

5. https://www.erlib.com/Джеймс_Барри/Питер_Пен/0/

6.https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F3%F2%E5%F8%E5%F1%F2%E2%E8%FF_%C3%F3%EB%EB%E8%E2%E5%F0%E0

7. https://lib.ru/TALES/ERMOLAEW_J/dom_trusishek.txt

8.  Познавательная страница « Мозговой штурм»

«m.vk.com/big.world?offset=15&own=1#posts»        

Источник