Взыскать в пользу областного бюджета
В настоящее время исполнительные производства о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений, находится на особом контроле в ФССП России.
ФССП России разработаны «Методические рекомендации по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», которые утверждены приказом ФССП от 15.05.2009 № 195.
Указанные методические рекомендации определяют порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении на исполнение исполнительных документов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальных образований, а также о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней.
1. Порядок действий судебных приставов-исполнителей при исполнении актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно.
Часть 2 статьи 1 Федерального закона “Об исполнительном производстве” предусматривает, что условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
В случае предъявления взыскателем исполнительного документа данной категории непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, т.е. к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.
Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение вместе с надлежащим образом заверенной судом копией определения суда о его выдаче.
Исполнительный документ, выданный на основании судебного акта о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, направляется на исполнение судом независимо от просьбы взыскателя. К такому исполнительному документу должна быть приложена надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан.
Согласно статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебного акта о взыскании денежных средств с Российской Федерации (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) за счет средств бюджета должно быть произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) в течение трех месяцев со дня поступления в соответствующий орган исполнительного листа на исполнение, в случае не исполнение решения суда в течение трех месяцев, исполнительный документ может быть предъявлен взыскателем для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.
В данном случае судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона “Об исполнительном производстве”.
В данном случае к исполнительному документу должны быть приложены следующие документы:
– заявление о направлении исполнительного документа на принудительное исполнение;
– документы, подтверждающие неисполнение судебного акта Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом), в сроки, определенные бюджетным законодательством Российской Федерации. К подтверждающим документам относятся отметки о принятии к исполнению исполнительного документа и о его возврате взыскателю, сделанные соответствующим финансовым органом, либо сопроводительные письма, также имеющие соответствующие отметки. В случае непредставления взыскателем сведений, подтверждающих неисполнение Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель без возбуждения исполнительного производства возвращает данный исполнительный документ взыскателю с разъяснением требований по представлению документов и порядка исполнения.
Согласно пункту 4 статьи 69 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве” обращение взыскания на имущество должника осуществляется при отсутствии у него денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя.
В силу данной нормы судебный пристав-исполнитель вправе осуществить исполнительные действия по аресту и реализации принадлежащего публично-правовому образованию имущества, не закрепленного за созданными им юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, на которое может быть обращено взыскание, только после установления невозможности исполнения решения суда за счет средств бюджета.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214 и пунктом 3 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации и казну муниципального образования составляют средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.
Учет имущества субъекта Российской Федерации, составляющего казну субъекта Российской Федерации, осуществляет орган исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации.
Учет имущества муниципального образования, составляющего казну муниципального образования, осуществляет орган местного самоуправления данного муниципального образования.
Для выявления имущества, составляющего казну соответствующего публично-правового образования, судебный пристав-исполнитель обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Дальнейшие исполнительные действия в отношении имущества публично-правового образования, в том числе арест, оценка и реализация имущества, составляющего казну публично-правового образования, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом “Об исполнительном производстве”.
На практике при исполнении судебных актов о взыскании средств бюджета субъекта Российской Федерации возникает ряд трудностей. Так, при вынесении решения о взыскании с финансового органа средств бюджета суды не всегда указывают в резолютивной части решения на то, что взыскание осуществляется за счет средств казны. Например, суды Алтайского края таким образом выносят решения о взыскании в пользу опекунов средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством). В резолютивной части таких решений указывается: “Взыскать с комитета Администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике”. Такие исполнительные листы направляются судами или взыскателями в УФК. При подобной формулировке решений получается, что суммы взыскиваются с комитета как с бюджетного учреждения. Однако их исполнение в порядке, установленном ст. 242.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, невозможно, поскольку в смете комитета средства на выплату опекунских пособий не заложены. Средства на указанные цели учтены в объеме субвенции городским округам и муниципальным районам края.
Для решения этой проблемы необходимо обращаться в соответствующие суды с заявлениями о разъяснении решений. Во избежание подобных случаев в дальнейшем при рассмотрении дел в судах необходимо обращать внимание судей на то, чтобы в решении обязательно указывалось, за счет каких средств должно осуществляться его исполнение.
2. Порядок действий судебных приставов-исполнителей при поступлении актов судебных органов о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней
Исполнительные листы о взыскании денежных средств с бюджетных учреждений всех уровней подлежат приему и исполнению структурными подразделениями территориальных органов ФССП России.
При таких обстоятельствах после возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель направляет запрос в налоговый орган о виде организационно-правовой формы учреждения и о наличии у должника счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях. При установлении счетов в учреждениях Банка России или в кредитных организациях судебный пристав-исполнитель проверяет наличие на них денежных средств.
Так как в соответствии с частью 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, при отсутствии у должника счетов в Банке России или кредитных учреждениях, а также отсутствии (недостаточности) на них денежных средств исполнительные документы подлежат возврату взыскателям по основаниям подпункта 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона “Об исполнительном производстве”, исполнительные производства – окончанию в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 47 указанного Закона.
В случае, если должник по своей организационно-правовой форме является автономным учреждением, судебный пристав-исполнитель в целях установления имущества обращается с запросом в территориальный орган Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления.
Дальнейшие исполнительные действия в отношении установленного имущества автономного учреждения, в том числе его арест, оценка и реализация, осуществляются в соответствии с порядком обращения взыскания на имущество должника, установленным Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.
Время создания/изменения документа: 13 июля 2011 02:57 / 11 августа 2011 19:35
Версия для печати
Доброго времени суток, мои дорогие читатели и подписчики.
Сложилось так, что в последние несколько месяцев мне пришлось неоднократно представлять интересы разных юридических лиц в Арбитражном суде нашего региона со стороны Истца по взысканию денежных средств по муниципальным контрактам. Оговариваясь сразу, и не без лишнего хвастовства скажу, что все требования, указанные в исполнительных документах, по делам, в которых я участвовала в качестве представителя, Казначейством нашего региона были исполнены в полном объеме в сроки, незначительно превышающие 3 месяца. И это, не смотря на то, что у “бюджетников” – ответчиков денег никогда нет, а Мордовия просто “погрязла” в долгах перед федеральным бюджетом.
Я даже не задумывалась о том, что с исполнением решений суда Минфином могут возникнуть какие – либо проблемы, пока в январе сего года ко мне по рекомендации не обратилось еще одно юридическое лицо с просьбой разъяснить, как получить свои деньги, если Казначейство отказывается исполнять решение суда уже более года. К слову, должников – бюджетников у сего ООО около 75 единиц (75 неисполненных контрактов), только с 8 должников в судебном порядке был взыскан долг (еще в январе – феврале прошлого 2019 года), но денег взыскатель так и не увидел.
Указанные доверителем обстоятельства меня крайне удивили. Но в подтверждение правдивости своих слов, директором ООО мне к обозрению был представлен документ следующего содержания:
Каково же было удивление моего доверителя, когда я ему ответила, что рекомендация Казначейства абсолютно верная. А факт отказа УФК и указания на невозможность исполнения требований исполнительного документа не вина Казначейства, а простая недоработка юристов Доверителя.
Какие ошибки были допущены моими коллегами – предшественниками в конкретном случае, а так же какие ошибки, влекущие невозможность исполнения решения суда, чаще всего допускают мои коллеги при подаче иска о взыскании денежных средств по муниципальным контрактам, я сегодня Вам и расскажу.
1.Самая основная ошибка – когда представитель ООО старается упростить себе задачу и пользуется возможностью взыскать денежные средства с бюджета, подавая заявление о вынесении судебного приказа. Почему это является ошибкой? Не смотря на то, что госпошлина при подаче такого заявления в суд в два раза меньше, чем при подаче иска, и муниципальный контракт – это бесспорная сделка, судебный приказ (на примере нашего региона) не гарантирует исполнение требований, в нем содержащихся. В приказном производстве участвуют две стороны – Взыскатель (Исполнитель контракта) и должник (Заказчик, например, детский сад “Солнышко”). Так вот у детского сада на лицевых счетах чаще всего денег не бывает, а Казначейство может взыскать денежки только с таких лицевых счетов.Итог – Казначейство рекомендует отозвать исполнительный лист и либо пойти с ним к приставам или же попробовать взыскать денежные средства с учредителя детского сада/с распорядителя денежных средств детского сада. Через приставов деньги Вы взыскать не сможете, потому как ни у одного детского сада собственного имущества нет – все имущество находится в оперативном управлении, а расчетные счета в Банках имеют целевой характер. Остается опять идти в суд. Зачем нам такие проблемы? Ведь доверитель исполнил условия контракта и желает получить свои деньги как можно скорее. Вывод – путь обращения в Суд в приказном судопроизводстве ошибочен.
2.Вторая ошибка – это когда представитель ООО обращается в суд в исковом порядке, указывая себя, как Истца, “детский сад”, как Ответчика, но заявляет исключительно бесспорные требования (взыскание денежных средств по контракту, взыскание неустойки по контракту на дату подачи иска и возмещение уплаченной при подаче иска госпошлины). Ошибка в том, что Арбитражный Суд сразу же “отфутболит” такой иск, указав, что он содержит бесспорные требования. А если еще и цена иска будет меньше 500 000 рублей, то все, точно “отправят” нас в приказное производство. А нам приказное производство, как Вы помните, не нужно.
Так вот, чтобы требования были “спорными”, чтобы удовлетворенные требования были Казначейством исполнены реально, следует в качестве ответчика указывать не только детский сад, но и учредителя этого детского сада (собственника, по сути, его имущества), а так же распорядителя его денежными средствами, привлекая их к субсидиарной ответственности. Такие сведения содержатся в Уставе нашего “первоначального ответчика”. Кроме того, лучше сразу заявлять и о возмещении судебных расходов на представителя – это тоже, хоть и не исковое, но спорное требование.
3.Третья ошибка – это когда представитель в тексте иска не обосновывает необходимость привлечения учредителя и распорядителя к субсидиарной ответственности, и не указывает, за счет каких денежных средств должно быть исполнено требование, указанное в исполнительном документе. Это очень Важный момент, если мы взялись за работу не только с целью получить заветный исполнительный лист, но и с целью, чтобы наш доверитель реально получил “свои кровные”.
Пожалуй, это самые основные ошибки, которые влекут сложность реального исполнения решения Суда Казначейством. Ну и, чтобы не быть голословной, привожу пример, как приблизительно верно должны быть сформулированы требования истца по муниципальному контракту, чтобы Ваш доверитель остался доволен Вашей работой.
“1. Взыскать с Государственного Казенного учреждения Республики Мордовия «____”, ОГРН___,ИНН____, а при недостаточности средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия за счет средств бюджета Республики Мордовия в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО_____, ИНН______ОГРНИП________200 000 рублей задолженность по оплате поставленного товара по контракту № _____ от _____ года.
2.Взыскать с Государственного Казенного учреждения Республики Мордовия «____”, ОГРН___,ИНН____, а при недостаточности средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия за счет средств бюджета Республики Мордовия в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО_____, ИНН______ОГРНИП________ пени (договорную неустойку) за ненадлежащее исполнение обязательств по оплате товара, предусмотренную условиями контракта № ________года за период с ______ года и по дату фактического исполнения основного обязательства, которая по состоянию на ________ года составляет _________ рублей.
3. Взыскать с Государственного Казенного учреждения Республики Мордовия «____”, ОГРН___,ИНН____, а при недостаточности средств в порядке субсидиарной ответственности с Министерства жилищно – коммунального хозяйства, энергетики и гражданской защиты населения Республики Мордовия за счет средств бюджета Республики Мордовия в пользу Индивидуального предпринимателя ФИО_____, ИНН______ОГРНИП________в счет возмещения судебных издержек:
-_______ рубль в счет возмещения уплаченной при подаче иска госпошлины;
– _______ рублей в счет возмещения расходов на оплату услуг представителя.
-________рублей в счет возмещения почтовых расходов
4.Для подготовки иска к рассмотрению, прошу:
4.1.Привлечь к участию в деле в качестве третьих лиц:
Министерство финансов Республики Мордовия в лице управления казначейства по Республике Мордовия (430005, г. Саранск, ул. Коммунистическая, д. 33/1).
4.2. Истребовать
1) у Ответчика : Устав Учреждения, сведения о наличии/отсутствии, а так же состоянии расчетных счетов Ответчика, открытых в кредитных учреждениях.
2)у УФК по РМ сведения о состоянии лицевого счета ГКУ РМ «____» и о наличии на лицевом счете денежных средств, достаточных для удовлетворения исковых требований Истца в полном объеме.
3)у ИФНС Ленинского района г. Саранска о наличии/отсутствии расчетных счетов, открытых в кредитных учреждениях на имя ГКУ РМ «_____» и о наличии на таком счете денежных средств, достаточных для удовлетворения исковых требований Истца в полном объеме”.
Подписывайтесь на канал, ставьте лайк, комментируйте и участвуйте в обсуждениях. Делитесь публикацией в своих социальных сетях, просвещайтесь сами и просвещайте своих знакомых совершенно бесплатно.
С уважением к Вам, Т.С.