Задания для развитие мелкой моторики у взрослых польза

Развитие и восстановление мелкой моторики

“Нет неизлечимых заболеваний, есть недостаток знаний…”

(В. И. Вернадский)

Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, в сочетании со зрительной системой, для выполнения мелких, точных движений кистями и пальцами рук и ног.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики, от примитивных жестов до очень мелких движений.

Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью (зрительной и двигательной). Да и разве сама по себе хорошо развитая рука приносит мало пользы? Ведь именно благодаря ей человек всю жизнь делает так много нужных вещей: пишет, рисует, застегивает пуговицы и завязывает шнурки, и, наконец, работает на том же компьютере, поэтому, от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый “пинцетный захват” и т.

д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, требующих согласованных действий обеих рук.

Развитие мелкой моторики можно ускорить следующими способами:

  • Упражнения с мелкими предметами- пазлы, мозаика, бисер, бусины и т. п.
  • Массаж кистей и пальцев
  • Лепка

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся совсем рядом. А величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два, научно-подтвержденных факта, позволяют рассматривать кисть руки как “орган речи” наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему развитие движений пальцев рук просто необходимо для развития памяти, внимания, мышления и речи, что в своё время и доказал Российский физиолог В.М. Вехтерев. В своих трудах он доказал, что простые движения рук, так же способствуют снятию умственной усталости. Развитие мелкой моторики осуществляется в комплексе с массажем пальцев, тренировкой внимания, памяти, наблюдательности, логического мышления. Прежде всего, необходимо помнить, что развитие мелкой моторики взаимосвязано с тактильными ощущениями: чем больше разных материалов трогает человек (ребенок), тем чувствительнее подушечки пальцев. Уровень развития речи и навыков общения напрямую зависит от степени сформированности мелкой моторики рук. Развивать её необходимо в любом возрасте – как малышам, так и взрослым людям!

Китайские ученые, во II веке до новой эры, знали о влиянии действия рук на развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с участием рук и массаж пальцев гармонизирует тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга. Каждый палец руки имеет довольно обширное значение в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов.

Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны.

Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком. Делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник, безымянного пальца – положительно влияете на работу печение и почек. Массируя мизинец, вы помогаете работе сердца. Массаж кистей рук оказывает, как положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект, так и стимулирует мыслительные функции и речь.

Конечно, в первую очередь, вышеперечисленное важно для развития малышей, но в век повальной гиподинамии и атрофии мозга, становится актуальным и для взрослых. Для которых даже самое обычное написание текста, особенно перьевыми приборами, чрезвычайно полезно. Стучание по клавиатуре компьютера подобного эффекта, к сожалению, не дает.

Упражнения на развитие мелкой моторики не только оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, но и являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с подчинёнными структурами. А так же памятью, мышлением, вниманием и наблюдательностью. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения, как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Все случаи речевых расстройств, когда человек с нормальными умственными способностями и нормальным слухом страдает угнетением речевой организации (не может правильно организовывать звуковую и/или смысловую структуру своей речи), называются нарушениями речи.

Главные причины, из-за которых развивается нарушение речи это:

  • травма при родах;
  • перенесенные телесные (соматические) заболевания, продолжительные по времени;
  • неблагоприятная речевая среда;
  • педагогическая запущенность;
  • нехватка внимания, дефицит любви и общения.

В тяжелых случаях речевых нарушений, человек не только не может ясно и четко говорить сам – он плохо воспринимает и усваивает чужую, звучащую речь, с трудом строит фразы и предложения, имеет ограниченный словарный запас.

Это касается как активного словаря (осмысленно употребляемые в речи слова), так и пассивного (слова речи других людей, воспринимаемые на слух). Если своевременно не принять должные меры к исправлению речи, у человека возникают серьезные проблемы общения и, как следствие – развитие всевозможных комплексов, препятствующих межличностному общению, раскрытию умственного и творческого потенциала.

Читайте также:  Тюмень горячие источники верхний бор польза

Как правило, человек с нарушенной речью весьма критичен к своей патологии, но одна из главных опасностей, которую представляют речевые нарушения – это торможение интеллектуального развития, ведь речь является одним из главных интеллектуальных инструментов.

Нормализация развития интеллекта происходит по мере того, как устраняется речевая затрудненность и формируется нормальное словопроизношение. Поэтому стоит обратить особое внимание на массаж пальцев и упражнения по развитию и восстановлению мелкой моторики.

«Рука – вытекший наружу мозг!» (Кант)

Одним из самых высоких по эффективности воздействий на рече-двигательную проекцию в нашей голове является рукоделие: бисероплетение, вышивание бисером, просто вышивка, макраме и прочее.

И чем большего количества движений высокой точности от вас требуется – тем лучше. Это не только развивает память и мышление, но и снимает нервное напряжение.

Отдельно необходимо отметить лепку. И не важно, будет материалом глина, пластилин или тесто! Ни одна точка на наших ладонях, ни одна мышца руки не останется незадействованной!

Наиболее частым увлечением мужчин, так же развивающим моторику, является изготовление всевозможных моделей самолетов, танков, парусников, резьба по дереву, ювелирная работа. Взрослым такого рода игры нужны не меньше, чем детям. Так как для глубинного понимания самого себя и своего мироощущения, каждому взрослому необходимо, хоть иногда, возвращаться в детство!

Подробнее остановимся на способе восстановления и развития мелкой моторики и, как следствие, восстановления речи и общения в целом – Вышивании бисером.

Тактильное восприятие кончиками пальцев жёстких, мелких стеклярусов (бисера) в сочетании с необходимостью выполнить точное движение по прикреплению его к тканевой основе (канве), вызывает гиперстимуляцию двигательной проекции мозга. Одновременно концентрируя зрение на мелких деталях рисунка и на ярких цветах бисера, мы восстанавливаем ассоциативные связи с результатом собственной двигательной активности, что в свою очередь приводит к развитию мелкой моторики. Одним из важных способов контроля над течением процесса восстановления системы общения и способом усиления эффективности упражнений по восстановлению мелкой моторики, является вовлечение пациента в разговор или описание им результата действий, визуализации восприятия цветов и картины в целом, перехода к позитивному мировосприятию.

Начинать упражнения необходимо с небольших объектов, с несложной информативностью и не более чем пятью цветами бисера.

Желательно использовать для этого специализированные схемы или наборы с уже нанесённым на канву цветным схемо-рисунком. На этапе описания упражнения или постановки задачи необходимо объяснить, а затем и проконтролировать выполнение первичных правил вышивания:

  • бисер должен быть пришит ровно и одинаковым наклоном;
  • элемент основного рисунка, должен быть в центре вышивки и выделяется отделкой;
  • величина бисера должна быть одинакового размера;
  • полотно для вышивания должно натягиваться очень плотно, поэтому используются гобеленовые рамы или пяльцы;
  • нитки использовать синтетические и армированные, можно пользоваться леской;
  • цвет нити должен совпадать с цветом канвы;
  • по канве вышивка выполняется рядами;
  • длина нити на один ряд должна быть в 4-5 раз длиннее самой ширины вышивки;
  • число бисера в ряду должно равняться числу клеток в строке схемы.

По мере освоения техники вышивания и речевого описания, необходимо усложнять схемы для вышивания, подбирая варианты с большим числом используемых цветов бисера и нитки и их цветового предпочтения, увеличением размера и сложности композиции.

На этом этапе, необходимо вводить дополнительную мотивацию, посредством описания вышивания бисером как искусства, с глубокими историческими корнями. Вышивка бисером известна еще с глубокой древности. С давних времен, российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века – цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид.

Многие стили и в современной моде не обходятся без бижутерии из бисера. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.

Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности, которые постепенно осваиваются по мере продвижения по методике восстановления мелкой моторики и вербального общения.

Особое внимание необходимо уделить завершению каждого упражнения. На этапе незаконченного вышивания, это поощрительная беседа с подведением промежуточных результатов. А по завершении каждой из работ, это их оформление рамой или багетом и совместное определение её в некую галерею с экспонированием третьим лицам и проведением совместного обсуждения достоинств композиции.

Также, важным моментом, является повышение эргономики приспособлений для вышивания, по мере усложнения упражнения.

Подбор правильного размера пялец и стойки крепления, а также контейнеров для бисера очень значимо, поскольку это позволяет сфокусировать внимание на основном процессе и обеспечивает удобство, а, следовательно, и необходимую длительность выполнения упражнений.

Читайте также:  Дегтярное мыло для лица в чем польза

Одним из основных критериев оценки успешности и завершённости выполнения методики можно считать устойчивое проявление у пациента положительного восприятия окружающего мира, включение его в свободное вербальное общение в референтной группе, отсутствие затруднений с визуализацией мысленных образов и их корректного описания.

Автор методического руководства:

Психолог, Малиш А.Е.

Генеральный директор

Психологической консультации

«Свой Выбор»

https://www.b17.ru/article/4607/

Новое современное увлечение браслеты loom bands подходит и для взрослых и детей. Вспомните детство!

Источник

Все так или иначе сталкивались с утверждением, что маленьким детям необходимо развивать мелкую моторику для того, чтобы укрепить память, внимание, облегчить развитие речи и прочее. Однако наивное предположение, что взрослым это уже не нужно, не имеет под собой ни малейших оснований. Мелкая моторика полезна в любом возрасте. Кому и в каких случаях? Давайте разбираться!

Взгляд изнутри

Говоря о моторике, подразумевают, прежде всего мелкие мышцы на кистях рук (преимущественно пальцах) и стоп (пальцы ног). Без правильного функционирования данных мышц невозможно выполнить ни одно простейшее действие – ни удержать в руках карандаш/ручку, ни перелистнуть страницу книги, ни, банально, шнурки завязать на ботинках. Если вы все это умеете, не спешите закрывать статью, поскольку данные примеры – лишь вершина айсберга.

С физической точки зрения, такого рода гимнастика задействует сразу несколько систем – нервную (о колоссальном количестве нервных окончаний на ладонях и кончиках пальцев не упоминает только ленивый!), мышечную и костную (что логично), а еще зрительную. Слаженная работа всех этих систем как раз и является тем, что называется мелкой моторикой.

Польза для мозга

Чем полезны всевозможные упражнения от вышивания бисером до регулярных занятий асимметричной (или пальцевой) гимнастикой?

Во-первых – нагрузка сразу нескольких систем организма воздействует на многие отделы головного мозга, активная работа которого способствует быстрой обработке информации и формированию синапсов между нейронами. Последний пункт, кстати, и объясняет влияние мелкой моторики на память.

Во-вторых, задействование зрительной системы самым благотворным образом сказывается на воображении. Ученые уже доказали, что работа с придуманными образами с точки зрения мозга ничем не отличается от просмотра реальных изображений. Активное воображение, в свою очередь, отвечает за развитие пространственного мышления, креативность и способность создавать нестандартные решения.

В третьих, мелкая моторика способствует развитию речи у детей, а также у взрослых, которые в силу различных обстоятельств ее утратили. Казалось бы, руки и язык совершенно ничем не связаны друг с другом, однако стоит вспомнить о нервной системе, и все становится на свои места. Нервные окончания на кистях рук передают импульсы в головной мозг, стимулируя различные его отделы, в том числе, речевой центр.

Есть и другая теория. Не удовлетворившись поверхностным заявлением о том, что воздействие на одни отделы мозга волшебным образом активирует и соседний, отвечающий за речь, часть ученых решила копнуть поглубже. Кратко, в результате исследований обнаружилась еще одна закономерность. Работа с мелкими предметами приучает мозг к более точному моторному планированию (продумыванию своих действий перед командой выполнения). Именно эта способность затем переносится на речь, помогая произносить звуки.

Мелкая моторика для взрослых

Чаще всего о пользе мелкой моторики для взрослых говорят в тех случаях, когда была получена какая-либо травма головного мозга, спровоцировавшая нарушения двигательной, либо речевой активности, чтобы ускорить процесс восстановления данных функций. Показаны подобные упражнения и тем, кто имеет какие-либо проблемы с памятью. Однако и здоровым людям не стоит отказываться от возможности «прокачать» свой мозг – укрепить память, улучшить свои когнитивные и творческие способности – тем более, для этого обычно не требуется никаких специальных инструментов.

  • Рисование

Одно из простейших упражнений, которые окажут неоценимую услугу вашему мозгу – рисование. По сути, неважно, каковы ваши художественные навыки, ведь дело не в таланте как у Пикассо, а в банальном умении держать пишущий предмет. Можно рисовать картины или самозабвенно выводить карандашом каляки-маляки в стиле трех-летки – эффект будет в любом случае. Регулярное письмо от руки или занятия каллиграфией будет иметь то же воздействие.

2. Пальцевая гимнастика

Практически ни одно занятие в Advance не обходится без традиционной пальцевой гимнастики. Нехитрые сгибания пальцев способствуют развитию памяти, внимания, концентрации и стимулируют воображение. При этом, наша йога для пальцев асимметрична, что позволяет задействовать оба полушария мозга в одно и то же время. Иными словами, синхронизирует его работу для более эффективного выполнения последующих задач.

3. Игра на музыкальных инструментах

Помимо того, что музыка сама по себе полезна и прекрасна, научиться играть на них – отличный стимул для мозга. Для гармоничной игры на гитаре, скрипке, рояле и других инструментах нужны проворные пальцы. Чем не тренировка мелкой моторики?

4. Вышивание

Вышивание, вязание и прочее рукоделие – излюбленное хобби не только женщин, но и мужчин. Отличный выбор! Наряду с кропотливой работой, повышающей навык концентрации внимания и терпения, данная процедура тренирует мелкие мышцы на кистях рук (иногда в сочетании с неумышленной акупунктурой).

Читайте также:  Цветок хлорофитум фото его польза

5. Моделирование

Увлечение созданием моделей самолетов, пароходов, шедевров архитектуры и прочих объектов, так же как и собирание паззлов – еще один способ «прокачать» мелкую моторику, а заодно и множество других навыков. В том числе – пространственное мышление и воображение. Сюда же можно отнести такие занятия как резьба по дереву, выпиливание лобзиком и т.д..

Подробнее о курсах по развитию памяти, мнемотехнике и эффективному чтению на нашем сайте: https://bit.ly/2LIyfMj.

Источник

Содержание:

  1. Упражнения на мелкую моторику рук у взрослых.
  2. Лучшие упражнения в комплексе.
    1. Упражнения без предметов.
    2. Упражнения с предметами.
  3. Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Мелкая моторика – один из важнейших навыков для любого человека. Одинаково тщательно ее нужно развивать не только детям, но и взрослым. Многие пренебрегают простейшими тренировками, не понимая, насколько это необходимо. Именно руками мы держим столовые приборы, чтобы есть, пишем, рисуем, хватаем желаемые предметы и совершаем множество других действий.

Задумались? Тогда предлагаем освоить следующие упражнения на мелкую моторику рук у взрослых. Они помогут сохранить подвижность и здоровье в любом возрасте.

Лучшие упражнения в комплексе

Покупать тренажеры, спортивную форму и прочие традиционные атрибуты не нужно. Для выполнения упражнений понадобятся разные, но абсолютно простые предметы. Большинство из них есть в каждом доме, начиная с пуговиц, заканчивая шишками, камешками и ракушками, привезенными когда-то с моря.

После подготовки можно смело приступать к комплексу. Результат не заставит себя долго ждать.

Упражнения без предметов

  • Складываем ладони и активно, интенсивно потираем их друг о друга. В результате вы должны почувствовать тепло.
  • Ладонь каждой руки кладем на твердую, ровную поверхность. По очереди, не спеша, поднимаем каждый палец вверх. Ладонь при этом должна оставаться прижатой. Если поблизости нет подходящих поверхностей, прикладывать руки можно к животу.
  • Пальцами одной руки аккуратно совершаем пощипывающие движения в отношении другой конечности. Затем меняем «роли».
  • Подушечкой большого пальца поочередно касаемся других пальцев на руке, образуя таким образом кольца.
  • Сжимаем и разжимаем ладони каждой руки. Делаем это по очереди.

Интересный факт. На самом деле упражнений, как и в целом способов развить мелкую моторику, огромное количество. Если вот таких простых элементов маловато, займитесь творчеством. Лепка из пластилина, рисование мелками, массажи, вышивание, вязание – это и многое другое также очень хорошо способствует развитию.

Упражнения с предметами

  • Берем в руку маленькие орешки или шишку. Достаточно крепко сжимаем их ладонями. А затем – перекладываем из одной руки в другую.
  • Берем длинную ленту или толстую нитку и крупные бусины. Постепенно нанизываем одно на другое – делаем бусы. После этого разбираем получившуюся «конструкцию».
  • В глубокую миску насыпаем крупы разных типов. Перемешиваем их. После этого производим сортировку. Распределяем крупинки по нескольким тарелкам.
  • Берем маленький резиновый шарик, можно с пупырышками/шипами (так даже лучше). Катаем его по ровной, твердой поверхности ладонями поочередно.
  • В миску насыпаем мелкую крупу. Маленькими порциями стараемся ее переместить с помощью рук в другую посуду.
  • Просим близкого человека подобрать несколько предметов разных размеров и фактуры. Закрываем глаза и наощупь стараемся распознать каждый из них. Подойдут изделия из керамики, мягкие игрушки, статуэтки, столовые приборы и т.д.

Для чего нужно развивать мелкую моторику?

Абсолютно каждый человек должен делать упражнения на мелкую моторику. Они:

  • Улучшают память. Помогают намного успешнее реализовать себя в творчестве.
  • Стимулируют воображение. Развивают пространственное мышление.
  • Помогают в любой необычной ситуации принимать нестандартные решения.
  • Помогают быстрее восстановиться после серьезной болезни или травмы.
  • Помогают стать внимательнее и аккуратнее в мелочах.
  • Помогают сделать речь более разборчивой, четче формулировать и преподносить мысли.
  • Помогают намного быстрее обрабатывать разные пласты поступающей информации.

Интересный факт. Особенно полезна гимнастика для рук пожилым людям. Ее часто назначают при болезни Паркинсона, склерозе и прочих неприятных заболеваниях, сопровождающих процесс старения организма. Упражнения останавливают процесс деградации, восстанавливают психоэмоциональный фон, укрепляют нервную систему и т.д.

Моторика – способность, формирующаяся естественно у каждого человека, который только-только появился на свет. Сначала она проявляется обычными хватаниями, затем – перекладываниями предметов из одной руки в другую. По мере роста появляются новые навыки – спектр движений постепенно расширяется.

На начальном этапе мелкую моторику развивают посредством:

  • Легких, аккуратных поглаживаний с параллельным растиранием кожи.
  • Обучающих игр, предусматривающих необходимость держать в руках различные предметы с неровными поверхностями.
  • Игр с крупами, лепки фигур из пластилина, разрывания листков бумаги и пр.
  • Отработки практических навыков, начиная с чистки зубов, заканчивая застегиванием пуговиц и завязыванием шнурков.

Вот такое развитие должно быть постоянным. В дальнейшем это позволит избежать серьезных проблем и потери двигательной активности в области рук.

Навигация по записям

Источник