А клыков от кого польза от кого вред

Аликова Самиха Хасановна
Конспект НОД «Полезные или вредные?» для подготовительной к школе группы

Полезные или вредные?

Программные задачи: Формировать у детей представление о том, что животных нельзя делить на полезных и вредных. Развивать умение наблюдать за окружающей природой. Формировать основы безопасного поведения в природе. Учить детей строить грамматически правильные предложения. Вызвать у детей стремление заботиться об окружающей природе.

Предварительная работа: Чтение художественной литературы (Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», К. Чуковский «Муха-цокотуха», А. Бианки «Как муравьишка домой спешил» и другие., рассматривание иллюстраций.

Материал: набор иллюстраций, проектор с экраном, художественная литература.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто может так к нам обращаться?

Мой юный друг!

Открой глаза и уши …

Ты слышишь стон:

Спасите наши души.

Так обращаются к нам животные. Много их живёт на планете, некоторые издавна уничтожались человеком лишь за то, что он считал их «вредными».

Есть ли в природе вредные животные? Каких животных вы считаете вредными? Каких полезными? Почему? (ответы детей).

(Показ на экране насекомых).

Ребята, кого из насекомых вы узнали? (Оса, пчела, комар, муравей, шмель, муха, мошка, клещ, слепень).

Чем все насекомые похожи друг на друга? Что у них есть общего? (У них 6 ног, тело состоит из трёх частей: головы, на которой два усика, средней части и брюшка).

Послушайте рассказ А. Клыкова «От кого польза, от кого вред».

«Звонко пищат тощие длинноногие комары. Особенно их много около воды. Точно лёгкое облачко носится в воздухе – то вверх, то вниз. А вот прилетел и сел на руку кусачий комарик.

— Ах ты, негодник! Зачем только ты живёшь на свете!

Вы, наверное, знаете красного мотыля. Это личинка комара. Она живёт в воде, и ею главным образом питается молодь рыб. А тот, кто держит рыбок в аквариуме, знает, что лучшая еда для них – мотыль. Оказывается, и комары не зря живут на свете.

А вот по ветке сирени медленно ползёт жучок. Он маленький, с горошину, кругленький. Оба крыла у него красные, и на обеих семь черных точек. Это божья коровка. Чуть тронешь её – жук испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. Недвижим, ни с места. И если никто и ничто его не побеспокоит, жучок опомнится и снова поползёт. Он прилежно охотится за тлями и насекомыми очень маленькими, меньше булавочной головки, и слабенькими, но вредными. Эти бескрылые насекомые сидят на листьях яблонь, груш, абрикосов, винограда и портят их — делают дырочки в плодах и листьях.

Много деревьев и овощей попортили бы эти тли, если бы их не уничтожали жучки – божьи коровки.

Не только божьи коровки уничтожают вредителей сада, их уничтожают стрекозы, жужелицы, наездники, муравьи. Но и тли, оказывается, по – своему полезны. Они выделяют сладкую жидкость, которой питаются другие насекомые.

Насекомым здорово достаётся от птиц, поэтому некоторые из них имеют окраску, отпугивающую их. Насекомые, которые ярко окрашены, невкусные или даже ядовитые, и птицы их не едят. Яркая окраска насекомых как будто предупреждает: «Не тронь меня! Я не вкусное». Эта окраска так и называется – предупреждающая.

Вот почему спокойно ползают по веткам, листьям и травинкам божья коровка, луговая пестрянка, красноклоп, лесной клоп, бронзовка.»

Какую пользу приносит комары, божья коровка? (ответы детей).

Ребята, каких жуков вы знаете? (показ на экране).

Какие они разные! Большие, маленькие, усатые, рогатые, разноцветные. Жуки не только приносят немало пользы, но и украшают нашу Землю.

Всем известно, что жуки

Жужжат с досады и тоски.

Но в кругу друзей жуки

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком.

Я с ним третий год знаком.

Это счастье, если жук

И тебе не враг, а друг.

К. Завойский.

А о каких насекомых сейчас пойдёт речь?

Мы — лесные жители,

Мудрые строители.

Из иголок всей артелью

Строим дом себе под елью.

(Муравьи).

Физкультминутка (дети выполняют по показу воспитателя).

Муравей нашёл былинку,

Много было с ней хлопот.

Как бревно взвалив на спинку,

Он домой и её несёт.

Он сгибается под ношей,

Он ползёт уже с трудом,

Но зато какой хороший

Муравьи построят дом.

Какую пользу приносят муравьи? (сберегают здоровье наших лесов, уничтожают вредных для леса насекомых).

Нельзя разрушать купол муравейника. Если муравьи не успеет его отремонтировать до первого дождя, муравейник промокнет, а это смертельно для всей муравьиной семьи.

Муравьи очень часто спасают лес и от пожаров. При встрече с огнём муравьи становится на задние ноги и выпрыскивают на него струю жидкости. Причём все без исключения находящиеся поблизости муравьи вступают в борьбу с огнём. Они могут погасить не потушенную спичку или окурок. Большой огонь конечно муравьям не погасить.

Как вы думаете, что произойдет, если уничтожить всех насекомых? Будет очень плохо: насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их. Если они этого не станут делать, то не будет и семян, а значит и растений.

Читайте также:  Как есть лук для пользы

Что случится, если уничтожить только комаров? Личинки комаров служат пищей рыбам. И если мы их уничтожим, то погубим всю рыбу. И птиц, которые также питаются комарами.

Как вы думаете, кто такие «лесные санитары»? Зачем лесу санитары? В лесу много жителей – птицы, мыши, кроты, белки, ящерицы, лягушки. Многие из них гибнут в когтях и зубах хищников, но некоторые умирают своей смертью или погибают от болезней. В лесу нет мертвых птиц и зверьков, потому что некоторые насекомые откладывают в трупы животных свои личинки, которые уничтожают трупы, тем самым спасая лес от загрязнения.

(Показ на экране изображение волка).

Как вы думаете, волк полезное или вредное животное? Почему люди уничтожают волков? Волки часто нападают на домашних животных, а иногда и на человека. Но в лесах они уничтожают больных зверей, поэтому их и называют лесными санитарами.

Многие люди не любят лягушек за неприятный внешний вид, за влажную покрытую слизью кожу. Раньше, когда не было холодильников, люди опускали в кувшин с молоком лягушек. Молоко, долго не закисало. Вот такими удивительными особенностями обладают лягушки. По поведению лягушек люди научились предсказывать погоду. Лягушки на суше прыгают — к дождю. Лягушки с вечера долго кричат — к хорошей погоде.

Посмотрите на жабу. Она уничтожает много вредных насекомых. Жабы — лучшие помощники в саду и на огороде. Их даже специально собирают и приносят на огороды. Роют для них норки и набрасывают камни и хворост, чтобы жабы прижились.

Очень много можно рассказать о пользе и вреде разных обитателей леса. «Плохо», «хорошо», «вред» и «польза» в природе существует рядом. Человеку животные приносят иногда вред, иногда пользу. Но люди должны понимать, что в природе вредных животных не существует, так как они все связаны между собой. Все животные очень нужны и важны в природе.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28 комбинированного вида Красносельского района

                                     Санкт – Петербурга

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе №6 компенсирующей направленности «Полезный или вредный?»

                                                                        Воспитатель: Яковлева Н.И.

                                                                        Дата проведения: 8. 11. 2017

                                      Санкт – Петербург

                                                 2017

Конспект проведения занятия по экологии в подготовительной группе №6         компенсирующей направленности.

Тема:   «Полезный или вредный?»

                            Программные задачи

Обучающие.

1.Формировать у детей представление о том, что животных нельзя делить на «полезных»  и  « вредных», и руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним, вызвать стремление оказывать им помощь.

Развивающие.

2.Развивать связную речь, память, мышление.

Воспитательные.

Воспитывать доброжелательное отношение к животным, желание заботиться о них.

Материал и оборудование: компьютер, экран, музыкальный центр.

                                      Ход занятия.

Воспитатель читает отрывок из стихотворения.

Мой юный друг

Открой глаза и уши

Ты слышишь стон

«Спасите наши души!»?

Воспитатель: Так обращаются к нам животные. Много их живёт на планете. Некоторые издавна  уничтожались человеком лишь за то, что он считал их «вредным». Есть ли в природе вредные животные? Каких животных вы считаете вредными? Каких полезными? Почему? Давайте попробуем разобраться вместе. Предлагаю послушать рассказ А.Клыкова «От кого польза, от кого вред». О чём говорится в этом рассказе?

Дети: О комарах, о божьей коровке.

Воспитатель: Какую пользу приносят комары?

Дети: Они являются кормом для рыб, их личинки.

Предлагаю запомнить слово « личинки», повторить его.

Воспитатель: А божья коровка? ( Ответы детей)

Воспитатель: Правильно, она уничтожает тлю, которая поедает листья и плоды фруктовых деревьев.

Воспитатель: Дети, а каких вы знаете жуков? (показ слайдов на экране)  (ответы детей)

Воспитатель: Какие жуки разные! Большие, маленькие, усатые, рогатые, разноцветные. Они всегда привлекали внимание людей, особенно детей.

Жуки не только приносят пользу, но и украшают нашу землю. Не трогайте и не обижайте жуков! Всем известно, что жуки жужжат с досады и тоски.

Но в кругу друзей жуки

Читайте также:  Перга для детей вред и польза и вред

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

Я с ним целый год знаком

Это счастье, если жук

И тебе не враг, а друг.

К.Завайский.

Воспитатель: А о каких насекомых сейчас пойдёт речь?

В лесу у пня

Суетня, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет.

Дети: Муравьи.

Воспитатель: Кто из вас наблюдал за жизнью муравейника? Муравьи трудятся, подобно маленьким лесным человечкам. Какую роль они выполняют в природе? Нужна ли им наша помощь и защита? Кто уже помогал муравьям? Как?  (ответы детей)

Бродя по лесу в поисках грибов или ягод, некоторые «любители» природы не могут пройти мимо муравейника, не разворошив его купол, многие не подозревают, что такие «развлечения» гибельны для муравьёв. Если насекомые не успевают до первого дождя отремонтировать повреждённый купол, муравейник промокнет, а это смертельно для всей муравьиной семьи. А какую пользу приносят муравьи?  (ответы детей)

Воспитатель: А между тем муравьи сберегают здоровье наших лесов, уничтожают вредных для леса насекомых. Но самый большой вред муравейникам наносят кабаны. Устраивая в них свои постели, звери полностью разрушают купол муравейника.

Физкультминутка (под музыку «Песенка друзей»)

Воспитатель: Как вы думаете, что произойдёт, если уничтожить всех насекомых? (ответы детей)

Воспитатель: Будет очень плохо: насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их – переносить пыльцу с одного цветка на другой. Если они этого не станут делать, то не будет и семян, а значит – и растений.

Воспитатель: Что случиться, если уничтожить только комаров? ( ответы детей) Личинки комаров служат пищей рыбам. И если мы их уничтожим, то погубим всю рыбу и птиц, которые тоже питаются комарами.

Воспитатель: Как вы думаете, кто такие лесные санитары? Зачем лесу санитары?  (ответы детей)  В лесу много жителей: птицы, мыши, кроты, белки, ящерицы, лягушки. Многие из них гибнут в когтях и зубах хищников, но некоторые умирают своей смертью или погибают от болезней.

«Кто зимой холодной, ходит злой, голодный» ( Отгадка на экране)

Воспитатель: Как вы думаете, волк – полезное или вредное животное?

(ответы детей) Почему люди уничтожают волков?

Дети: Волки нападают на животных, а иногда и на человека.

Воспитатель: Но в лесах они уничтожают больных зверей. Погибали от рук людей и птицы, которых человек относил к «вредным» или использовал в пищу.

Послушайте, что писал о воробье Н.Сладков.

«Привели воробья к лесному судьи – филину. Сорока не удержалась, затарахтела: «По чужим огородам шастаешь! Тайно проникаешь на склады с зерном. Растаскиваешь ягоды из садов. Колоски на полях вылущиваешь и фамилия подозрительная  «Вор – Воробей!  А ёж пыхтит :  «От тёмных воробьиных сторон перейдём к светлым. Во-первых, зимой сорняки клюёт. Во-вторых, всё лето с воробьихой и воробьятами вылавливает насекомых и мышей вредных, а для них воробьёв, очень даже полезных. Урожай берегут. Даже с саранчой бьются. Разве жалко за это угостить вишенкой или зёрнышком»

Воспитатель: Это, конечно, сказка, не было никакого суда в лесу, и филин просто птица, а не судья. Но по существу здесь всё правда.

Вот и подумайте сами: есть в природе только вредные или только полезные животные? (ответы детей)

Воспитатель: В природе всё взаимосвязано, и в ней нет только вредных или только полезных животных.

Как вы думаете, какой станет земля без пения птиц? Давайте послушаем голос жаворонка (на диске)

Воспитатель: Существует книга, куда занесены животные, которые по вине человека находятся сейчас на грани исчезновения. Она называется Красная книга природы. Давайте же запомним: все животные очень нужны и важны в природе. Читаю стихотворение Б.В. Заходера  «Про всех на свете».

Источник

Татьяна Туева
Конспект занятия по экологии «От кого польза, от кого вред» в подготовительной группе

Задачи. Способствовать развитию у детей эмоционально – положительного, экологически грамотного отношения к внешне непривлекательным животным (симпатии, сочувствия, желание строить взаимодействие с ними на гуманной основе). Вызвать стремление оказывать помощь животным, познакомить с правилами охраны и восстановления окружающей природы.

Содержание. Какие животные вам нравятся? А каких вы не любите? За что? Почему? Кто видел этих животных в природе? Что вы почувствовали при встрече с ними? Как вели себя? Все перечисленные вами животные необходимы природе и играют в ней очень важную роль. Иногда они некрасивы, а порой и неприятны на вид, но это вовсе не означает, что из-за этого они должны страдать по вине человека, тем более что большинство из них являются его надежными помощниками. Сегодня мы с вами поговорим о некоторых из них.

Рассказ А. Клыкова «От кого польза, от кого вред».

«Звонко пищат тощие длинноногие комары. Особенно много их около воды. Точно легкое облачко носится в воздухе — то вверх, то вниз. А вот прилетел и сел на руку кусачий комарик.

— Ах ты, негодник! Зачем только ты живешь на свете!

Вы, наверное, знаете красного мотыля. Это личинка комариная. Она живет в воде, и ею главным образом питается молодь рыб. А тот, кто держит рыбок в аквариуме, тот знает, что лучшая еда для них — мотыль. Оказывается, и комары не зря живут на свете. А вот по ветке сирени медленно ползет жучок. Он маленький, с горошину, кругленький. Оба крыла у него красные, и на обоих семь черных точек. Это божья коровка. Чуть тронешь ее — испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. Недвижим, ни с места. И если никто и ничто его не беспокоит, жучок опомнится и снова поползет. Он прилежно охотится за тлями — насекомыми очень маленькими, меньше булавочной головки, и слабенькими, но вредными. Эти бескрылые насекомые сидят на листьях яблонь, груш, абрикосов, винограда и портят их — делают дырочки в плодах и листьях. Много деревьев и овощей попортили бы эти тли, если бы их не уничтожали жучки — божьи коровки. Не только божьи коровки уничтожают вредителей сада, их уничтожают стрекозы, жужелицы, наездники, муравьи. Но и тли, оказывается, по-своему полезны. Они выделяют сладкую жидкость, которой питаются другие насекомые. Насекомым здорово достается от птиц, поэтому некоторые из них имеют окраску, пугающую их. Насекомые, которые ярко окрашены, невкусны или даже ядовиты, и птицы их не едят.Яркая окраска насекомого как будто предупреждает: «Не тронь меня, я невкусное». Эта окраска так и называется — предупреждающая. Вот почему спокойно ползают, по веткам, листьям и травинкам божья коровка, луговая пестрянка, красно-клоп, лесной клоп, бронзовка».

Читайте также:  Хлопья зеленой гречки польза и вред

Жуки не только приносят пользу, но и украшают нашу землю. Не трогайте и не обижайте жуков!

А какую роль в природе выполняют муравьи? Муравьи сберегают здоровье наших лесов, уничтожают вредных для леса насекомых.

Жабы — лучшие помощники в саду и на огороде, они уничтожает мух, комаров, гусениц, слизней. Их даже специально собирают и приносят на огороды. Роют для них норки и набрасывают в кучу камни и хворост, чтобы жабы прижились. От жаб не бывает бородавок, но кожа их покрыта ядовитой слизью. Так жабы защищаются от врагов.

Как вы думаете, что произойдет, если уничтожить всех насекомых?Будет очень плохо: насекомые необходимы растениям, чтобы опылять их — переносить пыльцу с одного цветка на другой. Если они этого не станут делать, то не будет и семян, а значит — и растений. А если уничтожить только комаров? Личинки комаров служат пищей рыбам. И если мы их уничтожим, то погубим всю рыбу и птиц, которые также питаются комарами.

Погибали от рук людей и птицы, которых человек относил к «вредным» или использовал в пищу. В Китае хотели совсем уничтожить воробьев. В результате их отстрела из-за последующего размножения насекомых резко снизились урожаи в сельском хозяйстве.

В лесу многие животные гибнут в когтях и зубах хищников, некоторые умирают своей смертью или погибают от болезней. Но в лесу невидно мертвых птиц и зверьков, потому что некоторые насекомые откладывают в трупы животных свои личинки, которые уничтожают трупы, спасая лес от загрязнения.

А волк полезное или вредное животное? Почему люди уничтожают волков? Волки часто нападают на домашних животных, а иногда и на человека. Но в лесах они уничтожают больных зверей, их называют «лесными санитарами».Хищники полезны для жизни лесного сообщества: они охотятся в основном на слабых и больных животных. Что будет, если в лесу совсем не останется, например, волков? Тогда зайцев разведется очень много, они могут съесть всю траву и обглодать кору деревьев. Без коры деревья начнут сохнуть и болеть. Плохо станет всем животным, которые живут в лесу.

Игра «Паутина жизни». Дети в кругу. Все получают нагрудные значки и начинают игру, например с пчелы. Ребенок с нагрудным значком, на котором изображена пчела, берет клубок ниток. Что нужно пчеле? Тот, у кого значок с изображением цветка,говорит: «Цветок», и клубок передается «цветку» (конец нитки остается у «пчелы»). Теперь уже «цветок» спрашивает, что нужно ему для жизни, и тут откликается «вода». И так до тех пор, пока все участники не окажутся связаны «паутиной». Ниточки, которые соединили всех со всеми, существуют и в природе, только они невидимы, но связывают неразрывно одни природные объекты с другими, потому что эти объекты взаимно нужны друг другу. Взаимосвязи перекрещиваются, перепутываются, получается паутина, соединяющая каждого с каждым. Потяните за свои ниточки, чтобы убедиться, насколько крепки связи.Прошу одного отпустить свою ниточку: паутинка начнет рассыпаться. Так может случиться, если погибнет хотя бы один вид растений или животных.

Подумайте: есть в природе только вредные или только полезные животные? В природе все взаимосвязано, и в ней нет только вредных или только полезных животных. «Плохо», «хорошо», «вред» и «польза» в природе существуют рядом. Человеку животные приносят иногда вред, иногда пользу. Но люди должны понимать, что в природе вредных животных не существует, так как все они связаны между собой. Все животные нужны и важны в природе.

Источник

Источник