Аль фаттах значение и польза

Аль фаттах значение и польза thumbnail

аль-Фатта́х (ар. اَلْفَتَّاح [аль-Фатта̄х̣] — «Открывающий»‎) — одно из Имён Аллаха, упомянутых в Коране. В переводе на русский язык означает «Раскрывающий», «Разъясняющий», «По­ве­ле­ваю­щий», «Помогающий», «Победитель», «Дарующий победу», «Судья».

Основные значения

Прекрасное имя Аллаха аль-Фаттах в широком смысле означает:

  • Открывающий то, что скрыто от рабов в их религии и мирской жизни;
  • Тот, у Кого ключи от сокровенных знаний и небесных благ;
  • Открывающий врата добра и блага для удовлетворения потребностей;
  • Раскрывающий сердца верующих для познания Его и любви к Нему;
  • Облегчающий дела и разрешающий все проблемы;
  • Судья, Который рассудит рабов [34:26];
  • Судящий справедливо и Выносящий верные решения;
  • Проявляющий милость совершением блага и облегчающий в трудные времена в делах этой жизни и жи­зни вечной.

Толкование Имени

В Священном Коране сказано: Если бы люди этих земель уверовали и убоялись Бога, истинно, Мы распахнули бы перед ними все блага неба и земли. Но они сочли (знаменья Наши) ложью. И тогда Мы схватили их за то, что они уготовали себе (своими деяниями). [7:96]. Эпитет Аллаха аль-Фаттах означает «открывающий». Аллах испытывает людей, посылая им трудности и беды, однако лишь в той мере, которую каждый из них может выдержать. Каждому даётся свое мирское испытание, но Аллах никогда не возложит на человека больше, нежели тот способен вынести — таков обет Аллаха в Коране [2:286]. Всевышний создает испытания для искренне верующих, но в то же время указывает им праведный выход из них, вместе с каждой тяготой непременно создает и облегчение. В Коране приводится пример пророка Мухаммада, ﷺ который по воле Господа вместе с трудностями обретает и облегчение пути: Не Мы ль рассекли твою грудь и расширили ее? ۝ И не сняли бремя с твоей души, ۝ которое (тяжестью) согнуло тебя. ۝ Разве не воз­вы­си­ли Мы упоминание (имени) твоего? ۝ Ведь, истинно, за каждой тягостью наступит об­лег­че­ние. ۝ Поистине, за каждой тягостью настанет облегчение. [94:1-6].

В Коране также приводится множество примеров того, как Аллах давал облегчение верующим во время испытаний. Одним из по­слан­ни­ков, которых Аллах испытывал многими тяготами, был про­рок Муса (Моисей) . Но вспомним также, как Господь поддержал пророка Мусу Своей по­мо­щью и облегчил его дела. Перед тем как отправиться в Египет к фараону с призывами к Ис­тин­ной вере, пророк Муса обратился с молитвой (ду‘а) к Аллаху и просил дать ему в по­мощ­ники его брата Харуна (Аарона) . И Аллах принял его молитву, дал ему надежную опору и поддержку в лице пророка Харуна . Во многих аятах Корана содержится напоминание для уверовавших, что Господь — Един­ст­вен­ный Помощник и Покровитель для всех искренне верующих. Аллах избавляет их от труд­нос­тей, которые кажутся им нераз­реши­мыми и непосильными. Но помощь и облегчение от Аллаха никогда не распространится на не­ве­рую­щих и неблагодарных. Аллах сдав­ливает тоской и тяжестью их сердца и закрывает им все двери к обретению Своих благ и ми­лос­тей. И если Аллах по Своему соиз­волению ли­шил их Своей Милости, то никто уже вовеки не сможет вернуть им её. Закрыв перед неверующими врата Своей Ми­ло­сти, Аллах от­кры­вает перед ними другие врата — мук и несчастья: И когда Мы распахнули дверь тяжкого наказания, они там ока­зались в рас­те­рянности и отчаянии. [23:77].

В суре Са­ба’ (34, «Са­ва») Всевышний Аллах сказал: Скажи: «Наш Господь соберёт всех нас, а потом рассудит между нами по справедливости, ибо Он — Раскрывающий [аль-Фатах], Знающий. [34:26]. Слово фатих (فاتح‎) означает «судья», а слово фатта̄х̣ (فتّاح‎) имеет схожий, но усиленный смысл. Это — Добродетельный и Щедрый Судья, и это качество проявляется, с одной стороны, в законах религии и справедливого возмездия, а с другой — в законах предопределения. Установив законы религии, Аллах устами посланников узаконил всё, в чём нуждаются люди, — в том числе для того, чтобы следовать прямым путём. Верша законы возмездия, Аллах раз­ре­ша­ет споры между Его пророками и их противниками, между Его возлюбленными и их врагами. Он спасает пророков и их последо­ва­те­лей, ока­зы­вая им милость, и подвергает наказанию их врагов, унижая их. А в День воскресения Он вынесет приговор в отношении творений, во­здав всем творениям за их деяния. Установив законы предопределения, Аллах предопределил всё доброе и злое, хорошее и дурное, что произойдёт с Его рабами, — всё, что они получат и чего лишатся. В Священном Коране сказано: Никто не удержит милость, ко­то­рую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он — Могущест­вен­ный, Муд­рый. [35:2]. Таким образом, Всевышний Господь — Знающий Судья, раскрывающий перед покорными рабами сокровищ­ни­цы Его щедрости и великодушия, а перед Его врагами — то, что противно этому. И всё потому, что Он руководствуется либо милос­тью, ли­бо справедливостью.

Источник

Целью изучения Прекрасных Имен Аллаха является стремление познания Творца, — ведь нельзя любить, повиноваться, бояться Того, Кого ты не знаешь.
Стремление к познанию Всевышнего, подчинение Его воле, и, как следствие -приобретение блага в этом мире и счастья в будущей жизни составляет основу нашей религии.

Кто –то накапливает сведения, другой приобретает истинные знания. В чем отличие? Первые лишь аккумулируют поверхностную информацию о предмете, вторые приобретают знания сердца.

Одно из Прекрасных Имен Аллаха- Аль-Фаттах-
Тот, Который раскрывает скрытое, облегчает трудности, отводит их; Он раскрывает сердца верующих для познания Его и любви к Нему.

В Коране это Имя упоминается лишь дважды:
«Мы возведем навет на Аллаха, если вернемся в вашу религию после того, как Аллах спас нас от нее. Не бывать тому, чтобы мы вернулись в вашу религию, если только этого не пожелает Аллах, наш Господь, Который объемлет знанием всякую вещь. Мы уповаем только на Аллаха. Господь наш! Рассуди между нами и нашим народом по истине, ведь Ты – Наилучший из судий» (7: 89)

(34:26) «Скажи: «Наш Господь соберет всех нас, а потом рассудит между нами по справедливости, ибо Он – Раскрывающий (или Справедливый Судия), Знающий».

На арабском в этих аятах указывается Имя «Аль Фаттах», которое (как и многие другие из Его Имен) однозначно перевести вообще невозможно.

1. Смысл Имени «аль Фатах»

На арабском часто говорят: « Аллаху ифтахи алейка!»- «Да откроет тебе Аллах!» или — Да откроет Аллах твое лицо!
Что же подразумевается?

1.1. «Открывающий дверь»
Арабское выражение «открыть дверь (к чему-либо)» означает устранить любые сложности на пути к цели, указать дорогу, тот единственно правильный путь, который приведет к желаемому.

В этом Имени заложено облегчение любого дела, и если перед тобой- темнота, безвыходность, болезнь, если все двери пред тобой закрыты- проси Всевышнего этим Именем…

1.2. Это Имя указывает на уже открытую дверь, чтобы ты вошел,
сохраняет открытой дверь к цели, к которой стремишься

1.3. Открывает все закрытые отношения между людьми – если была ссора, существовало недопонимание….«Аллахумма, афтах бейнана ва бейна каумина аль Хакк»- «О, Господь наш! Рассуди между нами и нашим народом по истине, ведь Ты – Наилучший из судий!»

Посланник Аллаха (СААС) сказал юноше: «О мальчик, я научу тебя нескольким словам: храни (память об) Аллахе, и Он будет хранить тебя, храни (память об) Аллахе, и ты обнаружишь Его перед собой. Если (захочешь) попросить(о чём-либо), проси Аллаха, если (захочешь) обратиться за помощью, обращайся за ней к Аллаху, и знай, что если (все остальные) соберутся вместе, чтобы сделать для тебя что-нибудь полезное, они принесут тебе пользу лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, и если соберутся они вместе, чтобы нанести тебе вред, они повредят тебе лишь в том, что было предопределено тебе Аллахом, ибо перья уже подняты, а страницы высохли» (ат-Тирмизи).

Именно этим Именем просил пророк (СААС) перед битвой при Бадре:
(8: 19): «Если вы просили победы, то победа пришла к вам. Если вы удержитесь, то это — лучше для вас, а если вы вернетесь, то и Мы вернемся. Но ни от чего не избавит вас ваше сборище, если оно и многочисленно, и ведь Аллах с верующими»
В арабском оригинале этого аята употребляется глагол «истафтаха»,- «просить открыть, просить помощи».

Шейх-уль-ислам ибн Теймия, чью школу духовного воспитания прошли практически все ученые ислама, говрил: «Когда у меня есть- какой-то сложный вопрос, и чувствую, что не могу его решить, то делаю суджуд и прошу у Аллаха именем «аль Фаттах».

«Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он – Могущественный, Мудрый». (35:2)

Один из смыслов этого аята заключается в том, что если ты познал имя аль Фаттах- можешь с полным правом считать себя самым сильным и удачливым человеком на Земле!

3. Каково значение этого Имени для нашей жизни?

В исламской литературе разделы часто называются- «Дверь Покаяния», «Дверь Милости», «Дверь Повиновения», «Дверь фитны»,»Бабу-Ссалат», «Бабу-Тахарат»… «Дверь»- то, что открывается тебе, а не тобой, то есть, ты сам в этом пассивен- тебе могут открыть дверь, а могут и не открыть….. Вот поэтому, обращаясь к Аллаху, мы просим Его открыть дверь, указав путь.

Когда Аллах открывает нечто, существует несколько моментов:

А) Открытию предшествует прохождение определенного этапа, ты должен набрать какой-то опыт- жизненный, духовный. Тебя испытывают!

Порой ты тщетно стремишься найти выход, разрешить ту или иную негативную ситуацию- что-то доказать, объяснить, найти оправдание. Ничего не получается… никто не может помочь.

Так Айша бинт Аби Бакр (да будет доволен ею Аллах), когда ее оболгали и оклеветали, рыдала в отчаянии, прося о помощи лишь Аллаха Всевышнего. И ей пришел ответ- была ниспослана сура «Ан-Нур», и дверь оправдания была ей тем самым открыта.

И, если действительно искренне хочешь- ну, постучи еще!- если долго стучишь, то дверь в конце концов открывается!

— Не уставай от того, что стоишь у двери Аллаха, даже если ОН тебя прогнал,- стой, не уходи, не прекращай просить у Него, и проси прощения…
«фа иза футиха аль баб- фадхули духуль аль мута’афилин…»- «И если открыта дверь- входи во врота прощенных»

Б) Открытие приходит оттуда, откуда уж никак не ожидаешь, открытие заключается в некой трудности
В Коране сказано: «И у Него – открытие незримого».

Когда Аллах хочет тебе помочь, Он внушает тебе какое-то из Его Имен, указывая тем самым на нужную дверь.

Иногда решение твоей проблемы уже «сдвинулось с места», «лед уже тронулся», просто тебе сокрыто это до поры.
То есть, любому благу, пришедшему к тебе, всегда предшествует имя Аль Фаттах, — ведь это Он по Своей Милости сначала открывает тебе, а уж потом приходит само благо, нечто положительное и важное для тебя, будь то большое или малое.

Вспомним пророка Юсуфа (мир ему): он еще сидел в тюрьме, но когда к нему пришли двое, попросив разгадать их сны, а он начал свою речь с призыва к единобожию- это уже было началом решения его проблемы, хотя он еще оставался в некоторое мнение в темнице.

Другой пример: нашему пророку (СААС) был сон о том, что Мекка будет открыта. Однако вслед за тем последовало заключение договора о перемирии в Худайбии, по всем внешним признакам- договора проигрышного и унизительного для мусульман. Лишь через 2 года, когда количество мусульман увеличилось на 10 тысяч, Мекка была действительно открыта, но началом, поворотным пунктом решения этого больного вопроса явилось именно подписание договора.

В) Порой решение твоей проблемы удивительно просто, но- сокрыто для тебя до поры.
И вот, вдруг ты словно «прозреваешь», или подсказка приходит к тебе через какую-то мелочь, или через случайного — человека, или через какое-то ду’а, вдруг пришедшее в голову …
И ты сразу все понял, и стало легко на душе. Тебе просто показывают, как надо поступить в той или иной ситуации.

Порой нам может показаться, что разрешение нашего затруднения (здесь мы называем его «открытие») произошло совсем случайно, как бы само собой- что-то увидел, услышал, кого-то встретил или некто навел на нужную мысль,- и- вот он, ключик у тебя в руках! Однако верующий понимает, что за всем стоит аль Фатах.
Так, можно множество раз читать один аят , видя лишь поверхностный смысл, и вдруг понять его…

Внезапное благо, радостное событие для человека неверующего представляется чистой случайностью, благоприятным стечением обстоятельств, а верующий понимает- это ему приоткрылась дверь…

Иногда и верующий не видит в происшедшем какой-либо закономерности, -«просто уж получилось»- например, случайно встретился человек, и дал почитать книгу об исламе, а ты его об этом и не просил… И, в результате, этот день изменил всю твою последующую жизнь… Случайность?!
У Аллаха нет «церемонии торжественного открытия»…

Выводы:

  • Следует быть очень внимательным, развивая в себе проницательность по отношению ко всем мгновениям своей жизни. Ведь они могут скрывать в себе момент открытия и облегчения.
  • В решении любой из наших проблем всегда стоит это Имя, нужно лишь искать его, стремиться понять и просить им…
  • Это Имя, дарящее человеку надежду в любой ситуации, с Именем Аль Фаттах любое испытание будет тебе под силу, от тебя требуется лишь глубокая, непоколебимая вера в Аллаха, отказ от своих страстей, терпение и постоянство в твоих дуа, и, вот увидишь- дверь будет открыта!

    4. Когда Аллах открывает нечто, то дает понять, это- не просто помощь, поддержка от Него, это – «фатх»- нечто мощное, вечное, великое, не временное, а – на все времена!

    Открытие источника Зам-зам для Хаджарь
    Вспомним историю пророка Ибрагима (мир ему) и Хаджарь. Когда он уходил, оставив Хаджарь с маленьким Исмаилом одних в безводной пустыне, она задала один единственный вопрос: «Это приказ Аллаха?» И приняла безропотно свое испытание. И Всевышний не оставил ее- был дан ей источник, такой, из которого люди пьют целебную воду по сей день, и будут пить, наслаждаясь ею, до Судного дня. И маленький источник вскоре превратился в цветущий оазис, возле которого выросло поселение, затем- город Мекка, и городу этому было суждено стать центром зарождения великой религии- для всех рас и народов, и расцвело богатое государство…

    Открытие Мекки
    «Когда пришла победа от Аллаха и –Открытие…» (110:1)
    Если победа при Бадре являлась всего лишь помощью от Аллаха, то открытие Мекки явилось величайшим событием, навечно.
    В самом начале зарождения ислама Мухаммад (СААС) с горсткой друзей был гоним, осмеян, оклеветан, однако через каких-то 20 лет они триумфально вошли в этот город, когда-то изгнавший их, и Мекка была открыта, уже до Судного дня.

    Поэтому, прося у Аллаха, и получая Его временную помощь и поддержку, не надо останавливаться, надо смотреть выше, вперед, готовить себя к большему, и просить великого дела!- Фатха!

    5. Несколько слов о Рамадане
    Посланник Аллаха (СААС) сказал: «Когда приходит Рамадан, открываются двери Рая, и закрываются двери Ада, и ангелы спускаются, и сковывается шайтан, и открываются Двери Милости».

    Вспомним прошедший Рамадан. Кто-то сетует- «стараюсь изо всех сил, но не могу набрать духовности, ничего не чувствую!» Быть может, Аллах просто дает тебе это время, хочет посмотреть на тебя- насколько ты настойчив?

  • Всевышний открывает Двери Своей Милости тому, кто очень настойчиво стучит, кто постился искренне, выстаивая в ночи. Быть может, ты стучал весь месяц, а открыто тебе будет лишь в последний магриб последнего дня поста…
    В течении всего месяца у постящегося происходят, накапливаются изменения личности.

    И, как кульминация, в конце поста ему может быть «открыто прощение»- «фатху-ль-магфира»;

  • Как открытие- спасение от огня.
  • То есть, вероятность попадания в ад равна нулю! Причем сам человек может об этом и не знать, но у Аллаха это есть!

  • Открытие сокровищницы хасаната- поклонения

    6. И , наконец, наша обязанность перед Именем:

  • Посланник Аллаха (СААС) сказал: «Когда Аллах любит человека, он его использует».
    То есть, нам следует стремиться к тому, чтобы стать «человеком- ключом», стремиться иметь нрав- от Аллаха, открывать двери добра- себе и другим, и закрывать дверь к дурному
  • Когда трудно- искать ключ, в нужном ду’а, искать везде…
  • Жить с этим Именем, и тогда, быть может, в могиле тебе откроется дверь в Рай, иншаАллах…
  • Источник

    Видео версия  |  Аудио версия  |  Озвучивает: Мади Рахман

    Девятнадцатое прекрасное имя Аллаха – «Аль-Фаттах» означает «Открывающий». Аль-Фаттах – это Тот, Кто Судит справедливо, у Кого ключи от сокровенных знаний и небесных благ, и Кто раскрывает сердца верующих для Его познания и любви к Нему. В Священном Коране говорится:

    «Наш Господь соберёт всех нас, а потом рассудит между нами по справедливости, ибо Он — Раскрывающий (Аль-Фатах), Знающий.» (34:26)

    Слово фатих (فاتح‎) означает «судья», а слово фатта̄х̣ (فتّاح‎) имеет схожий, но усиленный смысл. Это — Добродетельный и Щедрый Судья, и это качество проявляется, с одной стороны, в законах религии и справедливого возмездия, а с другой — в законах предопределения. Установив законы религии, Аллах устами посланников узаконил всё, в чём нуждаются люди, — в том числе для того, чтобы следовать прямым путём. Верша законы возмездия, Аллах разрешает споры между Его пророками и их противниками, между Его возлюбленными и их врагами. Он спасает пророков и их последователей, оказывая им милость, и подвергает наказанию их врагов, унижая их. А в День воскресения Он вынесет приговор в отношении творений, воздав всем творениям за их деяния. Установив законы предопределения, Аллах предопределил всё доброе и злое, хорошее и дурное, что произойдёт с Его рабами, — всё, что они получат и чего лишатся. В Священном Коране сказано:

    «Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него…» [35:2].

    Таким образом, Всевышний Господь — Знающий Судья, раскрывающий перед покорными рабами сокровищницы Его щедрости и великодушия, а перед Его врагами — то, что противно этому. И всё потому, что Он руководствуется либо милостью, либо справедливостью.

    Слово «фатх» имеет и метафорическое значение — открыть Истину. Хидаят — это самый драгоценный дар, которым Аллах по Своей Милости наделяет мусульман. Всевышний даёт радость сердцу человека, когда тот в печали. Великий Творец открывает путь к науке и учению. Аллах — Всемогущ. Нет проблемы, которую Он не смог бы разрешить, и всё в этом мире происходит по Воле Всевышнего.

    Имам Газали, раскрывая значение слова «фатх», приводит слова Всевышнего Аллаха:

    «Воистину, Мы даровали тебе явную победу» (48:1), которые имеют значение: «Мы открыли тебе явную победу [через Худайбийское соглашение]».

    Всевышний наделил людей разумом и волей, дал в руководство Коран и Сунну. Если мусульмане следуют этим предписаниям, то могут удостоиться проявления Его сыфата Аль-Фаттах. Для того, чтобы Аллах открывал Свои Имена, верующие обязаны разумно и уместно использовать Его блага, а также знать, что истинный путь указал только Аллах.

    Размышляя над Именем Аль-Фаттах и пытаясь постичь его смысл, мусульманин сможет обрести ключ к сокровищницам Аллаха, стать свидетелем Его щедрости. Воспринявшие сыфат Аллаха «Аль-Фаттах» открывают свои сердца навстречу людям, помогают нуждающимся, держат глаза открытыми, чтобы не попасть в ловушки шайтана. Наш долг — проявлять милосердие к тем, кто слабее нас, помогать братьям в беде, постараться помочь открыть сердца людей Исламу.

    Мусульманам нельзя терять надежду на Милость Аллаха. Для Него нет ничего невозможного. В любом месте и в любое время Он в силах открыть перед Своим рабом врата милости, даже если тот попал в кажущееся безвыходным положение.

    В широком смысле прекрасное имя «Аль-Фаттах» означает:

    – Открывающий то, что скрыто от рабов в их религии и мирской жизни;

    – Тот, у Кого ключи от сокровенных знаний и небесных благ;

    – Открывающий врата добра и блага для удовлетворения потребностей;

    – Раскрывающий сердца верующих для познания Его и любви к Нему;

    – Облегчающий дела и разрешающий все проблемы;

    – Судья, Который рассудит рабов [34:26];

    – Судящий справедливо и Выносящий верные решения;

    – Проявляющий милость совершением блага и облегчающий в трудные времена в делах этой жизни и жизни вечной.

    Источник