Аргументы в пользу того что восточная деспотия

Глава 3

Александр Македонский

Римский Пантеон

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Тьма Востока

Свет с Востока

Энтузиазм и деспотизм восточных народов могут рождаться единственно из варварства, соединённого с известными обстоятельствами.

Анн Роббер Жак Тюрго, французский экономист и политик XVIII в.

…Именно Восток считается колыбелью человеческой цивилизации.

Н.В. Шишова и др. История и культурология. — М., 2000.

• Сравните два высказывания о Древнем Востоке: в чём они противоречат друг другу?

• Какую проблему урока можно сформулировать на основании этого противоречия?

• Сравните с вариантом авторов (с. 366).

ПОВТОРЕНИЕ НЕОБХОДИМЫХ ЗНАНИЙ

Вспомните оба значения слова цивилизация (ступень и общность) и уточните их признаки, используя словарь данного учебника. Вспомните принятые международным сообществом принципы организации социальноэкономической и политической жизни современной общечеловеческой цивилизации (История. 9 кл.; Обществознание. 5-9 кл.).

Где возникло производящее хозяйство и стали складываться первые цивилизации? (§ 4) Какие общие черты цивилизаций Древнего Востока вы помните? (История. 5 кл.).

Молящийся шумер. Фигурка, заменяющая хозяина. III тыс. до н.э.

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Пути развития цивилизаций Древнего Востока

• Впишите в таблицу достижения древневосточных цивилизаций, которыми до сих пор пользуется современное человечество. • Сделайте вывод: Древний Восток — это колыбель человеческой культуры или дикое, чуждое современным людям общество?

 

Социально-экономические достижения

Культурные достижения

Древний Египет

  

Междуречье и Западная Азия

  

Древняя Индия

  

Древний Китай

  

Цивилизации Древнего Востока сложились в субтропическом климате (жаркое лето и мягкая зима) на рубеже IV—III тыс. до н.э. в долинах великих рек, где сама природа создала плодородные земли, пригодные для орошения. Оставалось построить дамбы, оросительные каналы, бассейны, удерживающие воду после разливов, чтобы получать большие урожаи даже при использовании каменных и медных орудий.

Хамитские племена (европеоидная раса) в долине реки Нил создали общины-номы, объединившиеся в Древнее царство (Древний Египет), а племена шумеров и семитов (европеоиды) в низовьях рек Тигр и Евфрат — города-государства Древнего Междуречья (Ур, Урук, Аккад и т.д.). Чуть позже дравидские племена (австралоидная раса) в долине Инда создали первые города-государства Древней Индии (эта цивилизация сегодня названа по местам археологических раскопок Махенджо-Даро и Хараппа). Эти островки первых цивилизаций окружало «море» первобытных племён. Их вторжения, а также изменения климата грозили ранним цивилизациям упадком и гибелью.

Во II тыс. до н.э. жители Западной Азии и Средиземноморья освоили бронзу (сплав меди и олова), более прочную, чем медь. Технологии земледелия усовершенствовались. Новые могущественные государства древних цивилизаций (Среднее и Новое царство Египта, Старовавилонское царство Междуречья) начали покорять соседние полупервобытные племена и мелкие города-государства, земли которых были богаты лесом, строительным камнем, залежами меди и олова. Племена, жившие по границам расширившихся цивилизаций, также стали постепенно образовывать большие племенные союзы, широко расселяться. Около 1500 г. до н.э. кочевые племена индоариев через евразийские степи дошли до Индии и на месте погибшей цивилизации Махенджо-Даро и Хараппы создали свою, древнеиндийскую (с центром в долине реки Ганг). В том же II тыс. до н.э. в долине реки Хуанхэ племена сино-тибетской языковой семьи (монголоидная раса) создали царство Древнего Китая — Инь-Шан.

За первые два тысячелетия цивилизованной истории в странах «плодородного полумесяца» (образующих дугу от Египта через Палестину, Сирию до Междуречья и гор Ирана) было освоено выращивание пшеницы и ячменя, винограда, капусты, моркови, лука и т.д.

В Древнем Египте составили рецепты производства дрожжевого хлеба и пива, из винограда стали делать вино, одомашнили пчёл. Из тростника египтяне получили материал для письма — папирус. На свитках записывались легенды, гимны богам, задачи по математике, необходимой для измерения полей, расчёта времени сева, строительства. Древнеегипетские жрецы для нужд земледелия составили первый точный календарь из 365 дней. В ходе обрядов мумификации они изучили анатомию человека, что способствовало развитию медицины. Египетские строители и художники впервые выработали такие архитектурно-скульптурные формы, как колонна, обелиск, скульптурный портрет и т.п. Египетские пирамиды, служившие погребальными камерами для фараонов Древнего царства, стали одними из величайших по объёмам архитектурных творений в мире.

В Междуречье также возводили монументальные ступенчатые пирамиды, служившие подножиями для храмов местным богам. Изучая с их вершин звёздное небо, жрецы заложили основы современной астрономии (а также астрологии). Они создали шестидесятеричную систему счёта — деление круга на 360 градусов, суток на 24 часа, часа на 60 минут. Свои знания жители Междуречья записывали на глиняных табличках клинописью (разновидностью иероглифов). Обожжённые глиняные таблички составили первые в мире библиотеки, и спустя тысячи лет археологи смогли прочитать хозяйственные записи, мифы о богах, первые в мире литературные произведения — поэмы, сказания о подвигах героя Гильгамеша и т.п.

Клинописная табличка из Междуречья и стрела с финикийскими буквами. I тыс. до н.э.

Египетские пирамиды. III тыс. до н.э.

На рубеже II—I тыс. до н.э. в Западной Азии, а потом и в других регионах научились обрабатывать железо. С помощью железного наконечника плуга, мотыги, лопаты можно было распахать и оросить ранее недоступные земли. Число цивилизованных народов и границы крупных государств (Ассирия, Нововавилонское царство, Персидская держава) стали стремительно расширяться. Между городами и странами завязывалась оживлённая торговля. В небольшом государстве Малой Азии (Лидии), находящемся на пересечении торговых путей, стали чеканить первые монеты, на побережье Средиземного моря в торговых городах-государствах финикийцы создали алфавит (несколько десятков знаков, передающих звуки, вместо сотен и тысяч иероглифов, отображающих отдельные слова). Вавилон, центр могучего царства и международной торговли, превратился в первый в истории мегаполис: город с сотнями тысяч жителей, многоэтажными домами, широкими улицами и площадями.

Читайте также:  Жареные помидоры в чем их польза

В Древней Индии после освоения её арийскими племенами начали выращивать выведенные на полуострове Индокитай рис и цитрусовые, из сахарного тростника научились получать сахар, из хлопка — нити и ткани. Индийские философы сформулировали понятие «пустоты», что позволило ввести знак «0» и с его помощью создать удобную систему цифр для десятеричной системы (мы пользуемся этими цифрами, заимствовав их через арабскую культуру).

В Древнем Китае помимо завезённых культур (просо, рис) научились возделывать чайные кусты, создали иероглифическую письменность, изобрели технологию изготовления бумаги, шёлка, создали первый в мире компас. Великая Китайская стена, построенная для защиты от набегов северных кочевников, протянулась на сотни километров и стала первым в истории человечества рукотворным объектом, который виден невооружённым глазом из космоса.

Индийская скульптура и цифры. I тыс. до н.э.

Великая Китайская стена. I тыс. до н.э.

2. Общие черты древневосточных цивилизаций

• Определите, какие социально-политические традиции Древнего Востока восприняты современным обществом, а какие — отрицаются. • Сделайте вывод: Древний Восток — колыбель человеческой культуры или дикое, чуждое современным людям общество?

Древневосточные цивилизации роднит то, что они сложились на основе ирригационного (орошаемого) земледелия. Регулировать режимы разлива великих рек можно было, лишь объединив систему каналов, дамб, бассейнов под единым началом. В результате в древневосточных обществах сложился особый тип государства — восточная деспотия (неограниченная власть обожествлённого правителя над жизнью, свободой и имуществом подданных). Орошённая земля, управляемая главой государства (фараон — бог Ра в Египте, император — сын Неба в Китае и т.д.), считалась его собственностью, которую он раздавал в пользование своим подданным, а они за это обязывались платить ему подати и выполнять повинности, в том числе по поддержанию ирригационной системы. С помощью обширного бюрократического аппарата глава государства управлял политической и экономической жизнью страны. Власть восточного деспота напрямую была связана с его верховной собственностью на землю, а та в свою очередь давала возможность абсолютной власти. Подобную связь учёные-историки обозначают термином — власть-собственность.

Царство Древнего Египта

• Докажите, что в Древнем Египте сложилась типичная восточная деспотия.

Общественные слои древневосточных деспотий можно разделить на три основных класса: господствующая знать (чиновники, жрецы, владельцы крупных земледельческих хозяйств), рабы (немногочисленное несвободное население), свободные производители-общинники (сельские земледельцы, городские ремесленники и торговцы). Основой любого древневосточного царства являлись сельские соседские общины. Каждая из них была замкнутым, во многом самообеспечивающим миром, где среди домохозяйств крупных патриархальных семей выделялась богатая верхушка, отвечавшая перед чиновниками за подати и повинности. Любой человек считал себя не столько самостоятельной личностью, сколько членом семьи и общины. Он мог рассчитывать на её помощь, но и должен был личные интересы подчинять мнению старших родственников, соседей-общинников, слушаться их во всём: в выборе спутника жизни, в заключении торговой сделки, определяя покрой одежды, форму дома, порядок ведения дел. Общинные традиции обеспечивали выживаемость людей, зависевших от крупного ирригационного хозяйства.

При этом в древневосточных обществах сложились традиции, требующие от общин и государства заботиться о порядке, справедливости и благополучии жителей. Так, вавилонский царь Хаммурапи (1792—1750 гг. до н.э.) отменил многочисленные долги простых общинников ростовщикам и накопившиеся из-за неурожаев недоимки по налогам. Принятый им новый свод законов, по заявлению самого царя, должен был «дать сиять справедливости в стране». В случае, если правители государства злостно нарушали общественные интересы, граждане древневосточных обществ поднимали восстания, описания которых сохранились в египетских и китайских источниках.

ФОРМУЛИРОВАНИЕ ВЫВОДА И СРАВНЕНИЕ ЕГО С АВТОРСКИМ

В странах Древнего Востока были сделаны многие важнейшие культурные открытия и изобретения, сложился особый тип государства — восточная деспотия.

ПРОФИЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ УРОКА

Российский историк В.И. Кузищин

Российский историк Л.С. Васильев

Необходимость объединения и координации усилий многочисленных общин способствовала возрастанию роли государственной власти в странах Древнего Востока, созданию специфической формы такой власти — неограниченной монархии, которую часто называют «древневосточной деспотией».

Статья «Древний Восток и всемирная история» из учебника для студентов «История Древнего Востока». 2007.

На Востоке власть такого типа (вождя-царя в протогосударствах) достаточно быстро — в отличие от античной Греции — трансформируется в деспотическую… Главной причиной этого было отсутствие здесь развитого рыночночастнособственнического хозяйства, сыгравшего решающую роль в той социальной мутации, которую пережила античная Греция. Деспотизм как форма власти… генеральная структура общества возникает там, где нет той самой частной собственности, об обязательном наличии которой. твердила долгие годы господствовавшая у нас истматовская схема. Иными словами, деспотизм присущ структурам, где нет собственников. Но это те самые структуры, которые возникали на базе первобытности.

История Востока : учеб. пос. 2001.

• Сравните позиции авторов: в чём они противоречат друг другу?

• Какой у вас возникает вопрос? Сравните с вариантом авторов (с. 366).

РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ

Читайте также:  Кедровые орехи польза или вред

1. Российские историки о формировании восточных деспотий

• Ознакомившись с текстами, заполните таблицу.

Аргументы в пользу того, что восточная деспотия — специфическая, не основная форма развития общества

Аргументы в пользу того, что восточная деспотия — основная форма развития общества при переходе от первобытности к цивилизации

  

• Сравните аргументы двух историков: чью позицию и почему вы готовы разделить? • Сделайте вывод по проблеме: деспотия — норма или аномалия?

В.И. Кузищин

Об учёном. Василий Иванович Кузищин (р. 1930) — доктор исторических наук, автор более 200 научных работ, специалист по истории античного общества, профессор кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ.

…Специфика древневосточного государства состояла в том, что оно выступало как верховный организатор системы искусственного орошения, необходимой для нормальной хозяйственной жизни в стране. Активное вмешательство государства в хозяйственную жизнь страны привело к появлению многочисленной администрации, организованной по бюрократическому принципу: деление на ранги, субординация, общественное положение в зависимости от места на служебной лестнице.

Поскольку древневосточный правитель и его аппарат выступали в роли организатора системы искусственного орошения, а в конечном счёте — всего земледелия (а также ремесла и торговли), государство рассматривало орошённую землю в качестве собственной: государственной или царской земли. Однако понятие полной собственности вряд ли применимо к государственной и царской земле на Древнем Востоке. Это было скорее. право распоряжения и контроля, получения определённого налога.

. Древневосточная деспотия как специфическая форма монархии формировалась в течение долгого времени, постепенно преодолевая традиции родовой демократии. степень деспотизма была различной: от наиболее полной, как деспотия в Древнем Египте, до весьма ограниченной, как, например, власть царя у хеттов.

История Древнего Востока : учеб. для студентов вузов,

обучающихся по специальности «История»/

Под ред. В.И. Кузищина. — М., 1999. С. 6-7.

Л.С. Васильев

Об учёном. Леонид Сергеевич Васильев (р. 1930) — доктор исторических наук, специалист по истории Китая, проблемам перехода от первобытного общества к цивилизации, работал в Институте востоковедения РАН (Российской академии наук).

Итак, начиная с античной Греции, в цивилизованном мире возникли две разные социальные структуры — европейская и неевропейская. причём второй. не были знакомы ни господство частной собственности, ни античное гражданское общество… Так каким же в свете сказанного следует считать путь развития неевропейских

стран? <…> Если одна структура ведёт к капиталистическому развитию в силу заложенных в ней потенций эволюции, а другая в силу тех же обстоятельств (иные потенции) к капитализму привести не может, то это создаёт не просто несходство структур и путей развития, а как раз ту самую дихотомию… Иными словами, противостояние Восток — Запад при этом возрастает до уровня Символа. И с этой точки зрения Восток. в некотором смысле иной мир, основанный на иных порядках.

Для древневосточных структур. главным было стремление к внутренней устойчивости и явно отрицательное отношение к любым переменам и нововведениям. Это и понятно: новые силы и тенденции. угрожали нормальному существованию устоявшейся структуры, подрывали эффективность традиционной политической администрации. Неудивительно поэтому, что повсюду, где товарно-денежные рыночные отношения и частнособственническая активность приобретали заметные размеры и начинали активно воздействовать на общество, государство рано или поздно вмешивалось в сложившуюся ситуацию и решительными административными мерами изменяло её в свою пользу. от включения в текст законов Хаммурапи группы статей, ограничивающих продажу земельных наделов воинами, до широкомасштабной кампании Шан Яна (Китай. — Прим. ред.) против стяжателей. В первую очередь это касалось всех тех институтов, которые могли бы способствовать укреплению статуса собственника, выработке системы его правовых гарантий, каких-либо демократических процедур и т.п. Ведь они не случайно не появились вне Европы: их отвергала структура, видевшая в них, совершенно справедливо, угрозу для себя, для своей стабильности.

Васильев Л.С. История Востока :

учеб. пос. — М., 1998. С. 16-18, 227-230.

2. Древневосточные источники о власти деспотов

• Сравните высказывания о власти древневосточных деспотов. Судя по ним, можно ли считать их правление деспотией (несправедливым, жестоким правлением)? • Сделайте вывод по проблеме: деспотия — норма или аномалия?

Вступление к законам вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.)

Об источнике. Законы были высечены при жизни царя Хаммурапи на каменном столбе из чёрного базальта, который, вероятно, стоял на одной из площадей Вавилона. Найден археологической экспедицией 1901-1903 гг. В настоящий момент хранится в музее Лувра (Париж).

Я — Хаммурапи, царь совершенный, не был невнимателен к черноголовым, которых даровал мне [бог] Элиль и пастырство над которыми вручил мне [бог] Мардук. Я не был нерадив. Я открывал выход из тяжких бедствий и заставил свет взойти над ними… Я искоренял междоусобицы, улучшил положение страны, поселил людей в надёжных местах и избавил их от страха… Я царь, который велик среди царей, мои слова отменны, моя мудрость не имеет [себе равных].

Из историописания ассирийского царя Синаххериба (691 г. до н.э.)

Об источнике. История Синаххериба написана на шестигранной глиняной призме (высота — 38 см, ширина — 14 см), найденной во время раскопок руин столицы Ассирии Ниневии. Написана ритмизированной прозой на нововавилонском диалекте аккадского языка, с использованием большого числа ассирийских слов (аккадский и ассирийский — родственные семитские языки), вероятно для прославления царя и в пример его потомкам. Сейчас хранится в Британском музее (Лондон).

Читайте также:  Дочь отказалась от доли в пользу мамы

Я — Синаххериб, великий царь, могучий царь, царь обитаемого мира, царь Ассирии, царь четырёх стран света, премудрый пастырь, послушный великим богам, хранитель истины, любящий справедливость, творящий добро, приходящий на помощь убогому, обращающийся ко благу, совершенный герой… первый из всех правителей, узда, смиряющая строптивых, испепеляющий молнией супостатов… Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города велел поставить. 34 города я осадил, взял, разрушил, снёс, огнём спалил.



Источник

Когда говорят о «восточной деспотии», обыкновенно имеют в виду такую форму политического режима, которая характеризуется:

  1. монархической формой правления с неограниченной властью наследственного монарха, выступающего единоличным законодателем и высшим судьей. Он считался не только собственником всей земли в государстве, но и имел право распоряжаться жизнью или смертью каждого из своих подданных. В массовом сознании правители наделялись всесильными полномочиями не только царственности, но и в силу отводимой им единоличной роли в поддержании безопасности, правосудия, социальной справедливости в обществе. Устойчивость патриархально-общинных отношений, на базе которых развивались ранние государственные деспотические режимы, формировала в общественном сознании образ правителя-отца, защитника слабых и обездоленных;
  2. объединением светской и церковной власти в одном лице — главе государства, обожествляемом в большинстве стран Древнего Востока. Религиозная идеология, играющая важную роль в поддержании единства того или иного восточного общества, строилась на основе различных морально-этических, религиозных ценностей, но неизменно отводила особое место «связующему единству» — правителю. В массовом сознании существовало особое мистическое отношение к власти, царственности, правителю. Признание высшего божественного авторитета, органически вытекающего из сущего миропорядка, а следовательно, и неограниченных деспотических полномочий правителя, было основополагающим элементом восточной религиозной идеологии, определяющим в значительной мере различные стороны жизнедеятельности древневосточных обществ. Глава государства бесконтролен, ни перед кем не ответственен, назначает и смещает чиновников, объявляет войну и заключает мир, осуществляет верховное командование армией, творит высший суд как по закону, так и по произволу;
  3. существованием централизованного государства с жестким тоталитарным режимом, с всеохватывающим надзором за бесправными подданными со стороны разветвленного, подчиненного деспоту административного аппарата. Государство предстает здесь как сила, стоящая над человеком. Оно регулирует все многообразие человеческих отношенй (в семье, обществе, государстве), формирует общественные идеалы, вкусы;
  4. идеологией, при которой человек был рабом «по ряд ка», веры, традиции. Но не меньшее значение имела деятельность властных структур государства по поддержанию единства древневосточных обществ, обеспечиваемого на основе сохранения их самобытных, фундаментальных ценностей. Значение целенаправленной консервации в древневосточных обществах также в значительной мере определялось слабостью экономических связей, почти полным отсутствием рыночных отношений при натуральном характере общинного производства.

Вместе с тем исторические памятники свидетельствуют, что деспотическое правление в чистом виде существовало далеко не во всех странах Древнего Востока и не на всех этапах их длительного развития (например, в государствах Древнего Шумера).

Древневосточным обществам были известны также и республиканские формы правления, при которых значительную роль играли традиции примитивной племенной демократии, например республики в городах-государствах на территории Месопотамии. Не отличались некоторые восточные государства и полным набором вышеперечисленных формальных характеристик древневосточных государств.

В своем политическом развитии страны Древнего Востока прошли в целом общий путь — от небольших племенных образований, номовых городов-государств к царствам, а затем к относительно централизованным империям, как правило, полиэтническим, создаваемым за счет завоевания и аннексий территорий соседних государств.

Государственный аппарат в восточных деспотиях был многочисленным. Выделялись три уровня управления — центральный, региональный, местный (общинный). Внутри аппарата отсутствовало разграничение между выполнением государственных обязанностей и обеспечением личных интересов деспота.

Выступая, как и всякое другое государство, орудием социально-классового господства, древневосточное монархическое государство вместе с тем было призвано выполнять функции, связанные с координацией разрозненного общинного производства, с обеспечением насущных условий его развития. При отсутствии или слабом развитии рыночных отношений государство с его административно-командным аппаратом выполняло особые контрольно-регулирующие функции, что и обеспечивало исключительное место и значение управляющей верхушки в восточном обществе.

Аппарат строился на безусловном подчинении низших чиновников высшим. Характерными методами отбора чиновников было назначение близких родственников, приближенных правителя по его воле и выбору; предоставление должности по праву рождения, назначение по рекомендации влиятельных лиц. Хотя были и исключения.

Во многих древневосточных государствах власть верховных правителей ограничивалась советом знати, или народным собранием.

В целом для древневосточного общества были характерны замедленные темпы исторического прогресса. Крупные социальные сдвиги происходили зачастую лишь под влиянием внешних завоеваний или природных катаклизмов. Жизнь шла как бы по замкнутому кругу, подчиняясь природному циклу, циклу сельскохозяйственных работ. Незначительные улучшения не могли качественно изменить сложившийся уклад. Если и появлялись какие-либо государственные идеи, то они становились достоянием узкого круга жрецов, придворных, знати и сохранялись в секрете.

Исключительно редкими были социальные протесты. Господствующие религиозные воззрения побуждали людей воспринимать невзгоды как немилость судьбы и высших сил. Основную угрозу стабильности древних деспотий представляли сепаратизм отдельных провинций, борьба знати за высшую власть.

Благодарю за прочтение статьи . До свидания, уважаемые читатели, удачного Вам дня! 🙂

Источник