Бактерии польза вред 3 класс
Бактерии – крошечные организмы, рассмотреть которые можно только при помощи микроскопа.
Где живут бактерии
Невооруженным глазом бактерии увидеть невозможно из-за их малого размера. Именно поэтому мы не замечаем, как много бактерий на всех окружающих нас предметах. Даже самый чистый стол или тщательно вымытая посуда всегда покрыта множеством бактерий.
Много бактерий живет в воде, воздухе, еде, внутри и снаружи живых организмов. Некоторые бактерии не боятся тяжелых условий окружающей среды. Они, например, могут жить в морозилке или близко к жерлу вулкана.
Строение бактерий
По строению бактерии сильно отличаются от других живых существ, например, растений или животных. Их тело состоит всего из одной клетки, покрытой несколькими слоями оболочки. Под оболочкой есть вязкая жидкость, в которой находятся «органы» бактерии, благодаря которым она может питаться, передвигаться и размножаться.
Форма у бактерии может быть самой разной. Бывают круглые, продолговатые бактерии, бактерии по форме напоминающие палочки, запятые, звездочки и спирали.
А еще бактерии бывают подвижными и неподвижными. Неподвижные бактерии не могут передвигаться самостоятельно. У подвижных бактерий есть специальные выросты на боках. Бактерия шевелит этими выростами и так передвигается.
Часто бактерии не имеют цвета, но встречаются красноватые или зеленоватые бактерии.
Что едят бактерии?
У бактерий нет рта, но их оболочка способна пропускать через себя питательные вещества из той среды, в которой находится бактерия.
В пресных и соленых водоемах живут бактерии, которые умеют питаться энергией Солнца. Они, как и большинство растений на земле, улавливают солнечные лучи и преобразуют их в энергию для жизни.
Есть бактерии, живущие за счет потребления химических веществ. Они поглощают водород, железо или аммиак.
Большое число бактерий селится в гниющих фруктах, деревьях, останках живых существ и питается этой неприятной пищей.
Нужен ли бактериям воздух?
Почти всем живым существам необходим воздух для дыхания. Даже морские животные нуждаются в кислороде, который они добывают из воды. Но некоторые бактерии научились жить даже там, где кислорода нет. Поэтому ученые разделили бактерии на 2 вида:
- Аэробные (которым для жизни необходим кислород)
- Анаэробные (которые могут жить без кислорода)
Первый вид бактерий может поселиться почти везде: на поверхностях предметов, на коже, в еде, в напитках. Анаэробные бактерии прячутся там, где другим бактериям не выжить. Они способны жить в плотной почве, в герметично закрытой банке с консервами и даже внутри тела человека.
Анаэробные бактерии довольно опасны. Они вызывают заболевания, с которыми сложно справиться.
Размножение бактерий
Большинство бактерий размножаются делением. Это значит, что маленькое тельце просто разделяется на 2 половины и получается 2 новых взрослых бактерии. Процесс происходит очень быстро. При хорошем питании и условиях окружающей среды из одной бактерии за день может образоваться огромное количество новых бактерий.
Бактерии плохие или хорошие?
Может показаться, что бактерии умеют только вредить. Но это не так. Конечно же, бактерии вызывают разные заболевания и осложняют заживление ран. Еще бактерии портят продукты питания, а их выделения делают еду ядовитой.
Но ученые научились использовать бактерии во благо людям. Особый вид бактерий превращает молоко в кефир, другие способны произвести из молока сыр. Соленые или квашеные овощи также получаются благодаря бактериям. Часть сильных лекарств удалось изобрести именно с использованием бактерий.
Бактерии приносят пользу и в дикой природе. Они разлагают остатки погибших животных и растений и этим очищают природу от отходов, повышают плодородность почвы.
Источник
По подсчетам ученых, в человеческом организме проживает около 2 килограмм различных бактерий. И, как не странно, большинство этих микроорганизмов прекрасно живут со своим хозяином, не нанося никакого вреда. Так зачем вообще бактерии? В чем их польза и вред?
Всю «живность», населяющую человеческое тело, можно условно поделить на две группы:
Вредные:
Вредоносные бактерии. В большинстве случаев эти микроорганизмы попадают внутрь человеческого тела воздушно-капельным путем. Так происходит чаще всего, но заразиться ими можно и другими способами. Заразиться паразитами можно и через другие факторы: несвежая вода, плохо вымытые руки, просроченные продукты питания, определенные насекомые, различные ранки на коже. Такие микроорганизмы могут нанести существенный вред человеку, посредством каких либо серьезных болезней.
Полезные:
Бактерии – защитники человеческого организма. Эта группа бактерий помогают человеку усваивать и переваривать продукты питания, а также образовывать полезные витамины. Самой известной бактерией, обладающей такими свойствами, является кишечная палочка. В микрофлоре кишечника также можно встретить и другие виды бактерий: лакто- и бифидобактерии, который улучшают иммунную систему человека. К пользе этих бактерий можно отнести и тот факт, что они препятствуют попаданию вредоносных микробов.
Постоянно употребляя таблетки, можно погубить большое количество хороших бактерий, тем самым снизив себе иммунитет. В последствии можно наблюдать понос, запоры, рвоту и другое. Также возникает риск заболевания гонореей, холерой и даже чумой.
Также без бактерий, микробы попадают внутрь животных, нанося им большой вред. После употребления в пищу такого мяса, человек сам рискует заразиться очень серьезными болезнями.
Окружающий мир. 3 класс
Какую пользу и вред приносят бактерии человеку
Интересные ответы
- Хронологическая таблица Шукшина (жизнь и творчество)
1929 г. – дата рождения будущего писателя, артиста, режиссера Василия Макаровича Шукшина. Местом рождения является село Сростки Алтайского края.
- Жан Жак Руссо – сообщение доклад
Жан-Жак Руссо – философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения, композитор, ботаник и музыковед
- Уссурийский заповедник – сообщение доклад
Недалеко от города Уссурийск, на юге Приморского края расположился Уссурийский государственный заповедник имени В. Л. Комарова. Ближайшие населенные пункты – села Каймановка, Каменушка. Крупнейший отечественный ботаник, исследователь
- Жизнь и творчество Томаса Рида
Томас Майн Рид (1818-1883 гг.) является одним из известнейших английских писателей, работающих в приключенческом жанре. Майн Рид рождается в семействе священника, глава которой
- Жизнь и творчество Саши Чёрного
Писатель Саша Чёрный появился на свет в Одессе 13 октября 1880 года под именем Александра Михайловича Гликберг, в достаточно немаленьком семействе с 5 малышами. Поразительно, но двоих подростков назвали идентично – Саша
Источник
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ «БАКТЕРИИ»
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЦИФРОВЫХ МИКРОСКОПОВ (УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕК», 3 КЛАСС)
Подготовила:
Михеева Светлана Михайловна,
учитель начальных классов,
МБОУ «ООШ №8»
г.о.Кашира
2017 год
Краткая аннотация
Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой школа сегодня.
Реализовать эти задачи помогает использование на уроках средств ИКТ. Одним из таких средств являются цифровые микроскопы. Работа с микроскопом идёт на предмете «Окружающий мир». «Окружающий мир» в на-чальной школе — сложный, но очень интересный и познавательный предмет.
С помощью цифрового микроскопа происходит погружение в таинственный и увлекательный мир, где можно узнать много нового и интересного. Цифровой микроскоп – это мост между реальным обычным миром и микромиром, который загадочен, необычен и поэтому вызывает удивление. А всё удивительное сильно привлекает внимание, воздействует на ум ребёнка, развивает творческий потенциал, любовь к предмету, интерес к окружающему миру. С его помощью дети более наглядно видят то, что изучается на уроке. Микроскоп можно и целесообразно использовать во время внеурочной деятельности экологической направленности. Функции фото и видеозаписи позволяют работать даже над проектами.
Конспект урока
Предмет – окружающий мир
Класс – 3
Тема урока: «Бактерии»
Цель урока:
Образовательная: изучить бактерии и их влияние на здоровье человека.
Развивающая: способствовать развитию наблюдательности, умения правильно обобщать данные.
Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к предмету, умение работать в группе, самостоятельность, трудолюбие, создать благожелательную творческую атмосферу.
Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
Фронтальный опрос;
Групповая работа;
Индивидуальная работа;
Практическая работа с микроскопами
элементы технологии критического мышления;
элементы личностно-ориентированного обучения;
ИКТ-технология
Время реализации урока: 45 минут.
Оборудование урока: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбук для учителя, цифровые микроскопы (5 шт)
Дидактические материалы:
Презентация для ведения урока
Разрезные карточки с пословицами
Опытный материал
Круги диаметром 10-15 см для рисования
Цветные карандаши
Пластилин
Ободки с названиями бактерий (4 шт)
Карточки с характеристиками бактерий (4 шт)
Памятки «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».
Ход урока
1. Организационный этап (взаимное приветствие, проверка готовности обучающихся к уроку, организация внимания)
– Здравствуйте,
Слово какое чудесное,
Красивое, доброе, чуточку нежное.
-Здравствуйте!
Скажем мы новому дню!
-Здравствуйте скажем мы нашим гостям!
Здоровья желаем всем и всему!
Садитесь, ребята, проверьте, у всех ли на партах есть карандаши, круглые листочки, пластилин, микроскопы?
2. Актуализация субъектного опыта учащихся.
– Ребята, сейчас мы с вами просмотрим развивающий мультфильм про бактерии. (Просмотр м/ф. )
– А теперь, скажите мне, о чем пойдет речь на нашем уроке? Ответы детей. – Верно о бактериях. Но не только. А вот о чем еще, узнаем, выполнив задание. У вас на партах есть листочки с половинками пословиц. Нужно соединить начало пословицы и конец. Работают в группах.
– Давайте посмотрим на интерактивную доску и проверим правильность выполнения этого задания. СЛАЙД 2. У какой группы сколько правильно отгаданных пословиц, столько и получаете витаминок. Так кто же скажет нам, о чем еще мы будем говорить на уроке? Ответы детей.
– Молодцы, ребята. Будем говорить еще о здоровье и чистоте. А точнее, о том, как бактерии влияют на здоровье человека. Поэтому девиз нашего урока: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу». Написан на доске.
3. Изучение новых знаний и способов деятельности:
– В течение тысячи лет люди болели и не знали причины болезни, пока ученый Луи Пастер не доказал, что причиной заболеваний являются бактерии, мельчайшие одноклеточные микроорганизмы. Сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них. СЛАЙД 3. ( К доске выходят четверо детей. Каждому на голову одевается ободок с названием бактерии и выдается карточка с характеристикой этих бактерий. Дети по очереди представляются бактериями и зачитывают информацию с карточки).
– А кто-нибудь из вас видел бактерии. (отвечают)
– А как вы думаете, почему, ведь они живут повсюду? (Ответы детей).
– Верно, ребята, бактерии настолько малы, что без помощи специального прибора их разглядеть невозможно. С помощью какого прибора можно увидеть бактерии? (Ответы детей).
– Конечно, с помощью микроскопа. СЛАЙД 4. Его изобретателем был голландский ученый Антони Ван Левенгук. Именно он в 1673 году впервые увидел бактерии в микроскоп. Этот год по праву можно считать годом рождения микробиологии – науки о мельчайших живых организмах. А перед тем, как перейти к следующей части нашего задания, давайте немного отдохнем.
Физкультминутка.
– Мы проверили осанку
И свели лопатки.
(ходьба на месте)
Мы походим на носках,
(ходьба на носках)
А потом на пятках.
(ходьба на пятках)
Мы идём, как все ребята,
И как мишка косолапый.
(ходьба на внешнем своде стопы)
Потом быстрее мы пойдём
И после к бегу перейдём.
(бег на месте)
Практическая работа с микроскопами.
– У вас на столах стоят цифровые микроскопы. Сейчас вы по очереди будете лаборантами, которые рассматривают образец для исследований. (Дети работают с микроскопами).
– И так, все закончили? Что же вы увидели в микроскоп? (Ответы детей).
– А теперь возьмите лежащие у вас на партах карты лаборантов и нарисуйте то, что вам удалось разглядеть. (Дети рисуют).
– Какой формы бактерии вы видели? (Ответы детей).
– А сейчас пришло время дать отдохнуть вашим глазкам.
Физкультминутка для глаз. Комплекс упражнений «На море» (под медленную спокойную музыку)
«Горизонт»
1 – 4 – чертим кончиком пальца правой руки (как карандашом) линию горизонта слева-направо, глаза сопровождаю движение, голова прямо.
5 – 8 – повторить линию горизонта справа-налево.
«Лодочка»
1 – 4 – чертим «лодочку» (дуга книзу), глаза повторяют движение, голова прямо.
5 – 8 – повторить движения счета 1 – 4 в другую сторону.
«Радуга»
1 – 4 – чертим «радугу» (дуга кверху), глаза сопровождают движение, голова прямо.
5 – 8 – повторить движения счета 1 – 4 в другую сторону.
«Солнышко»
1 – 8 чертим солнышко круг вправо, глаза повторяют движение, голова прямо.
«Пловец плывет к берегу»
1 – 4 – правую руку поставить вперед, смотреть на кончик пальца.
5 – 8 – медленно приблизить кончик пальца правой руки к носу, а левую поставить вперед. Повторить упражнение с левой руки.
«Яркое солнышко»
1 – 8 – зажмуриться – «солнце ослепило», закрыть глаза ладонями, затем поморгать глазами.
4. Обобщение и систематизация знаний.
– Основная масса бактерий состоит из одной клетки разной формы. СЛАЙД 5. Так, встречаются круглые бактерии – это кокки, палочкообразные – бациллы, спирохеты и вибрионы – извилистые, а также в виде кубов и звездочек. Вы теперь знаете название бактерий, рассмотренных вами в микроскоп. Подпишите их на своих листочках. (Подписывают).
– Ребята, а где же обитают бактерии. (Ответы детей).
– Обобщим все сказанное вами. СЛАЙД 6. Бактерии живут в почве, в воде, в воздухе, в продуктах питания. Они живут во льдах Арктики, когда столбик термометра чуть превышает нулевую отметку. В раскаленных песках пустыни, в горячих кислотных источниках. Некоторые бактерии хорошо переносят высокую соленость, поэтому бактерии – это единственные живые существа, обнаруженные в Мертвом море.
Бактерии очень быстро размножаются. Сейчас мы с вами понаблюдаем за этим процессом. СЛАЙД 7. Возьмите пластилин, скатайте из него шарик. Это бактерия. Мы с вами уже знаем, что бактерии существа одноклеточные. теперь налепите на нее еще пластилин. Бактерия быстро растет. Посередине сделайте как бы ободок. А затем по этому ободку разделите ее на 2 части. Такой способ размножения называется делением. – Верно, это значит, нам нужно разделить нашу бактерию пополам. Теперь к каждому кусочку прилепите еще немного пластилина. Что случилось с бактериями? (Ответы детей).
– Верно, их стало две и они выросли. Теперь каждую из них разделите еще пополам и налепите пластилин на каждую из них. Видите, как быстро и много бактерий получается из одной. Вот почему, ребята, человек, в организм которого попали вредоносные бактерии, быстро заболевает. А как они попадают в организм человека? (Ответы детей).
– Обобщим: из загрязненного воздуха, с грязных рук, с немытых овощей и фруктов, из воды, из-за неправильного хранения продуктов. Как же побороть бактерии? Да, нужно вовремя начать принимать лекарства. Тогда бактерии под воздействием препаратов будут уничтожаться. Слепите свои бактерии в один комок и отложите их в сторону.
– А каким образом мы можем не допустить попадания бактерий в наш организм? (Ответы детей). СЛАЙД 8.
– Нужно соблюдать правила личной гигиены. Обязательно перед употреблением мыть овощи и фрукты, соблюдать правила хранения и приготовления продуктов. Проветривать помещение. Кипятить воду. А ведь в организме человека есть не только болезнетворные бактерии. В нем живет около 1 кг полезных бактерий, которые помогают нам переваривать пищу. А где еще содержатся полезные бактерии? (Ответы детей).
– В кисломолочных продуктах.
Эмоциональная разгрузка. Ребята, отвлечемся немного от нашей работы и повеселимся. Вы наверняка любите строить рожицы друг другу. Вот сейчас повернитесь лицом к соседу и мимикой лица выразите удивление, восхищения, злость, искреннюю улыбку. Теперь стисните зубы и широко улыбнитесь одними губами. Нижнюю челюсть выдвиньте вперед и сделайте вращательные движения губами. Что вы почувствовали после такой гимнастики?
5. Закрепление изученного. Сейчас проверим, насколько вы внимательно работали сегодня на уроке. Внимание на интерактивную доску. СЛАЙД 10. Разгадываем кроссворд, все вопросы которого по теме нашего сегодняшнего урока.
Где содержится огромное количество бактерий.
Часть тела, которую нужно мыть перед едой.
Во что превращает различные минеральные вещества в почве почвенная бактерия.
Прибор, с помощью которого изучают бактерии.
Кисломолочный продукт, готовящийся с помощью бактерий.
Заражение бактериями.
Что является залогом здоровья.
– Молодцы, ребята, вижу, что слушали вы внимательно. Справились с заданием. У меня еще один вопрос к вам. Почему в кроссворде выделено слово ГИГИЕНА? (Ответы детей).
– Конечно, мы должны соблюдать правила гигиены, чтобы избежать встречи с вредными бактериями.
6. Домашнее задание. СЛАЙД 11. Ваше домашнее задание будет связано именно с гигиеной. Вспомним девиз нашего урока. (Дети читают на доске девиз урока). Я раздам вам памятки, которые так и называются. Но они пока пустые. Ваша задача их заполнить, записать, что мы должны делать, чтобы сберечь свое здоровье.
7. Рефлексия. Слайд 12. На доске написаны вопросы. Дети отвечают.
Что нового узнали?
Чему научились?
Как оцениваете свою работу на уроке?
В чем польза информации, полученной на уроке?
Как пригодится в жизни?
Спасибо за урок.
Источник
В человеческом теле живет более 2 килограмм этих микроскопических созданий! Причем большинство из них не приносят никакого вреда, а живут в мире и гармонии с хозяином тела. Но для чего они нужны? Какую пользу и какой вред приносят бактерии человеку?
Роль бактерий, живущих внутри нас
Все микроорганизмы, населяющие человека изнутри, можно разделить на две категории:
- Бактерии, приносящие вред здоровью человека. Чаще всего болезнетворные микробы попадают в организм человека воздушно-капельным путем. Но это далеко не единственный способ заражения. Грязная или несвежая еда, плохая вода, плохо помытые руки, различные кровососущие насекомые (блохи, вши, комары), рана на коже – все это может стать причиной заражения плохими микроорганизмами. Такие организмы наносят ощутимый вред здоровью. А именно становятся причиной серьезных заболеваний:
- Бактерии, приносящие ощутимую пользу своему хозяину. Они помогают человеку усваивать и переваривать пищу, а также синтезировать полезные витамины. Наиболее известная бактерия с такими свойствами – кишечная палочка. А еще микрофлору кишечника населяют различные бактероиды, лакто- и бифидобактерии. Их польза заключается в укреплении иммунитета. Также они снижают риск проникновения опасных микробов.Чрезмерное употребление антибиотиков или других химических веществ может привести к гибели полезных бактерий. В результате развивается дисбактериоз (понос, запоры, тошнота) и страдает иммунная система человека.
- гонорея;
- коклюш;
- дифтерия;
- холера;
- чума и многие другие болезни.
Попадая в организм животных, микробы опять же приносят большой вред. Они становятся причиной заражения такими болезнями, как сибирская язва и бруцеллез (и множества других). Употребление в пищу мяса зараженного животного может нанести серьезный вред здоровью человека.
Значение бактерий в различных областях жизни
Есть микроорганизмы, которые косвенно влияют на человеческую жизнь. Они обитают в почвах и водоемах и занимаются расщеплением органических отходов, обеспечивают гниение погибших растений, насыщают почву необходимыми минеральными веществами и кислородом. Благодаря им планета Земля не испытывает недостатка в кислороде.
Еще в древние времена люди поняли, какую неоценимую пользу приносят бактерии человеку в повседневной жизни. Многие продукты питания нельзя изготовить без применения полезных бактерий. Кисломолочная продукция (кефир, йогурт), уксусная кислота, кондитерские изделия, какао, кофе – результат активной жизнедеятельности микроорганизмов. Даже производство дубленой кожи или, например, льняного волокна не обходится без их участия.
Существует множество бактериальных препаратов, которые помогают бороться с вредителями сельского и лесного хозяйства. Некоторые из этих микроскопических созданий используют для силосования зеленых кормов. А для очищения сточных вод используют специальный вид бактерий, которые разлагают органические остатки и помогают контролировать уровень загрязненности водоемов. И даже в современной медицине активно применяют микроорганизмы для изготовления различных витаминов, антибиотиков и других лекарственных препаратов.
Не все бактерии приносят пользу и служат на благо людей. Есть и такие, которые наносят вред продуктам питания, становятся причиной гниения органических веществ и вырабатывают при этом яд. Употребление в пищу некачественной еды приводит к отравлению организма. В некоторых случаях итог и вовсе печальный – летальный исход. Чтобы защитить себя и своих близких от вреда, наносимого плохими бактериями, а также поддержать естественный баланс полезных созданий в организме, необходимо:
- Регулярно употреблять в пищу кисломолочные продукты, обогащенные бифидо- и лактобактериями.
- Употреблять в пищу только свежие и качественные продукты.
- Мыть руки перед едой, а также тщательно мыть все фрукты и овощи.
- Подвергать мясо термической обработке.
- Пить антибиотики строго по назначению врача. И стараться не злоупотреблять различными лекарствами. Иначе вместо пользы можно нанести ощутимый вред своему здоровью.
Соблюдение этих нехитрых правил – залог здоровой жизни.
Образование высшее филологическое. В копирайтинге с 2012 г., также занимаюсь редактированием/размещением статей. Увлечения — психология и кулинария.
Источник