Беседа с детьми о пользе труда

Беседа с детьми дошкольного возраста на тему «Труд – основа жизни».
Возрастная группа : старшая .
Цель: Раскрыть значение труда в жизни человека.
Программное содержание:
- Продолжать формировать у детей представления о трудовой деятельности человека. Расширить знания об орудиях труда .Закрепить знания о профессиях.
- Развивать логическое мышление, словарный запас, воображения.
- Воспитывать трудолюбие, взаимопомощь.
Ход беседы:
1.часть
Ребята, сейчас я вам расскажу одни замечательный стих, он очень интересный и поучающий, слушая его вы должны догадаться о чем мы сегодня с вами будем беседовать.
«Приглашение к труду»
Дети! Надобно трудиться:
Не бегите от труда;
Ах! От праздности родится
Много горя и стыда.
Тот кто хочет доброй славы,
Должен хлеб свой в поте есть,
Не за игры и забавы
Достается людям честь.
Дети! Дети! Не ленитесь!
Труд всегда приносит плод:
Будешь смолоду трудиться —
Встретишь старость без забот.
Автор: Яков Грот
Правильно ребята вы угадали сегодня мы с вами поговорим про труд- труд людей, про то что труд является основой жизни человека.
2 часть
На ваш взгляд что такое труд?
Труд- это деятельность человека, направленная на достижения определенной деятельности. Для чего люди трудиться? ( Что бы заработать деньги, что бы прокормить семью)
– Давайте отправимся дальше в путешествие и посмотрим, как благодаря труду изменилась жизнь первого человека. (Имитируем полет тарелки, смотрите выше).
– Давайте посмотрим, куда мы попали?
– На машине времени мы прилетели в другое время, и прямо на рынок попали.
– Посмотрите, как многое изменилось!
– А чем здесь отличаются люди от тех, кто жил в то время?
– Появился рынок, одежда из ткани шилась, товары появились, железные орудия труда, деньги, значит, люди трудились не только для себя, но и для других.
– Давайте это время, будем называть железное время.
Показываю на экране картинки среднего века комментирование картинок
– Ребята можно долго путешествовать по реке времени и смотреть, как в разное времена люди жили, как одевались, что нового у них появлялось. Но нам пора возвращаться домой!
– Садимся в машину времени, отправляемся домой (имитация полета летающей тарелки).
– Вот мы и вернулись в наше время.
Показываю картинки с разными профессиями на доске.
– Если человек занимается одним и тем же делом, то он приобретает профессию.
– Обратите (указываю на наглядный материал) внимание ведь не зря столько профессий появилось на земле (дети должны называть профессии которые на картинке).
– А каждая профессия нужна не одному человеку, а многим людям, чтобы общаться, добывать пищу, одеваться, обустраивать жилище.
– Назовите эти профессии. Провожу игру «Назови предмет для каждой профессии»
– Труд сопровождает всю жизнь человека от и до. Труд человеку необходим, почётен. Русский народ посвятил труду много поэтических произведений, пословиц, поговорок, песен, загадок.
Вспомните и скажите поговорки о труде. («Дело мастера боится», «Не учи безделью, а учи рукоделью», «Нет и скуки, коль заняты руки», «Без труда не вытащишь рыбку из пруда», «Кто не работает, тот не есть», «Кончил дело – гуляй смело» и др.)
3 часть
-Мы узнали сегодня для чего человек трудиться.
Вопросы детям: о чем мы сегодня говорили?
Что вы узнали нового?
Что вы увидели?
Вам понравилось путешествие?
Так для чего же человек трудится?
– Уважение и любовь к труду русский народ выразил не только в пословицах, поговорках, загадках, но в песнях.
Давайте споем знакомую нам песню «Ой, вставала я ранёшенько» (исполнение песни)
ОЙ, ВСТАВАЛА Я РАНЕШЕНЬКО
О, вставала я ранешенько,
Умывалася белешенько.
Припев (2 раза):
Ой, люли-люли, да-ли, калинка моя,
В саду ягода-малинка моя!
Надевала черевики на босу,
Я гнала свою корову на росу.
Припев (2 раза).
Я гнала свою корову на росу…
Повстречался мне медведь во лесу.
Припев (2 раза).
Я медведя испугалася,
Во часты кусты бросалася.
Припев (2 раза).
Ты, медведюшка-батюшка,
Ты не тронь мою коровушку.
Припев (2 раза).
Ты не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку!
Припев (2 раза).
Я коровушку доить буду,
Малых детушек поить буду.
Припев (2 раза).
Источник
Беседа: «Когда труд в радость»
Цель беседы:
– Показать важность и необходимость трудовой деятельности в жизни
человека.
– Дать необходимые знания о разнообразном мире профессий.
– Воспитывать интерес и любовь к труду.
Воспитатель:
Что вы понимаете под словом труд? ( Ответы учащихся).
Труд – это целенаправленная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей, т.е. труд нужен для лучшей жизни.
У нас сегодня с вами будет необычная беседа под названием:
«Когда труд в радость».
Действительно, без труда наша с вами жизнь была бы «тьмой тьмущей», как выразительно сказал поэт. Немало вещей на земле создано трудом человека. И в стародавние времена и сейчас, человека ценят, прежде всего, по его делам. Недаром в народе так много замечательных пословиц посвящено труду. Давайте их вспомним:
Терпение и труд всё перетрут.
От скуки бери дело в руки.
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Кто встал пораньше, ушёл подальше.
Есть калачи – не сидеть на печи.
Глаза боятся, а руки делают.
Не игла шьёт, а руки.
Всякое дело мастера боится.
Семь раз отмерь один раз отрежь.
Поспешишь – людей насмешишь.
Воспитатель: Как вы думаете, о чём говорится в пословицах? ( ответы учащихся).
Пословицы не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра.
Как вы думаете, что означает слово профессия? ( ответы учащихся).
Профессия – это основной род занятий трудовой деятельности.
Пройдут школьные годы, и именно вы построите уютные дома, испечёте самый вкусный торт, сошьёте такое платье, что вам позавидуют, сделаете красивую мебель. Поэтому предлагаю вам отправиться в путешествие по профессиям.
Во время него каждый из вас, может быть заинтересуется какой либо профессией. И возможно уже сейчас вы сможете определить то, что больше всего любите делать, что привлекает вас в жизни.
Вхожу я ранним утром в цех,
Когда вы спите тихо.
В стране я одеваю всех
Поскольку я ткачиха.
Воспитатель: Как вы думаете, какую работу выполняет ткачиха?
Ответ учащихся: Это рабочая, занимающаяся изготовлением ткани, которая получается путём переплетения нитей на ткацком станке.
воспитатель: Это очень ответственная работа, требующая большого внимания и ответственности. Процесс переплетения нитей проходит очень быстро, поэтому ткачихе надо быть очень внимательной т.к. может произойти обрыв нити и ей надо очень быстро завязать её, чтобы в ткани не было брака.
Правила дорожные для меня не сложные
Красный свет – проезда нет, жёлтый остановка.
А зелёный – поспешай, тут нужна сноровка
Вот и всё, что нужно знать, чтоб водителем мне стать.
Воспитатель: Как вы думаете, только это должен он знать, чтобы стать хорошим водителем? (ответы учащихся).
Воспитатель: Чтобы стать хорошим водителем, недостаточно только хорошо знать правила дорожного движения, необходимо их строго соблюдать. Также надо уметь водить автомобиль и знать его устройство. Настоящий водитель должен быть очень внимательным, ведь он отвечает не только за себя, но и за жизнь пассажиров и пешеходов.
Тесто круто навела, пирожки я испекла.
Сладкие, солёные, горькие, перчённые.
Всё в них щедро положила
И до слёз всех угостила.
Воспитатель: Это шуточный стих. И чтобы этого не получилось, что по – вашему нужно знать и уметь, чтобы стать хорошим поваром? ( ответ – знать технологию приготовления пищи).
Да, профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкусную и полезную, то дарит вам хорошее настроение и здоровье. И не секрет, что все любят вкусно покушать.
В кухне шторка нам нужна
Чтобы вид был у окна
Платье я себе строчу
Стать швеёй, потом хочу
Воспитатель: Кто же превращает ткань в удобные, красивые, нужные нам вещи, как не швея.
Что вы знаете о профессии швеи? ( ответы учащихся).
Воспитатель: Для того, чтобы стать хорошей швеёй, нужно обладать талантом и терпением. А также нужно знать технологию пошива изделий.
Кто стучится в дверь ко мне?
С толстой сумкой на ремне.
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке?
Это он! Это он!
Ленинградский почтальон
В семь часов он начал дело,
В десять сумка похудела,
А к двенадцати часам
Всё разнёс по адресам.
Воспитатель: Для чего нам нужен почтальон? ( ответы учащихся).
Воспитатель: Да, не будь почты, телефонов, наша жизнь была бы совсем не легка.
Будем в поле мы трудиться,
Чтобы знать, как хлеб родится
Знать, где рожь, а где пшеница,
Что такое сельский труд,
И что булки в закоулках
На деревьях не растут.
Воспитатель: Как вы думаете, называется эта профессия? ( ответ-хлебороб)
Что вы знаете о людях этой профессии.? (ответ учащихся).
Хлебороб занимается выращиванием зерна, из которого потом молят муку и пекут хлеб. Это очень трудная, требующая больших затрат сил работа.
Воспитатель: Вы отлично разобрались в том, что каждая профессия требует хороших знаний. А чтобы стать профессионалом, настоящим мастером своего дела надо не бояться трудностей. Но сегодня главный ваш труд – это учёба.
Сегодня мы с вами поговорили труде, профессиях, прочитали стихи, а сейчас хочу предложить вам все загадки об инструментах « собрать в шкатулку». Ведь все вещи на земле сделаны руками человека, а у него всегда были надёжные помощники инструменты, которые должны храниться в специальном ящике. Итак, все, кто отгадал, получает карточку- «инструмент». Настоящим мастером может стать тот, у кого в шкатулке окажется больше всего «инструментов».
Кланяется, кланяется, придёт домой – растянется.(топор)
Два конца, два кольца, а в середине гвоздик. (ножницы).
Птичка-невеличка
Носиком нырнёт,
Хвостиком вильнёт,
Дорожку проведёт (иголка).
Сам худ, а голова спуд. (молоток).
Цепкий рот на тех сердит, кто зазря в доске сидит.(клещи).
Зубы имеет, а зубной боли не бывает.( грабли).
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом (лопата).
На пальце на одном ведёрко вверх дном (напёрсток).
Одноглазая старушка узоры вышивает (иголка).
А кто мной копал, тот и устал. (лопата).
Весь мир одевает, сама нагишом. (иголка)
Гладит всё , чего касается, а дотронишься кусается. (утюг).
Две ручки, во всё брюхо зубки. (пила).
Две стройные сестрицы
В руках у мастерицы
Весь день ныряли в петельки
И вот он шарф для Петеньки.( спицы).
Вот и подошёл к концу наша беседа. Надеюсь, вы поняли, что человеку без труда счастливым не стать. И может не каждый из вас станет слесарем, столяром или швеёй, но какая-то частица того, чему вы научились, останется у вас.
И не зря бытует в народе мудрая мысль: Без труда, без надежды и без привычки, мы не знали бы, что делать с жизнью.
Самоанализ беседы: «Когда труд в радость»
Занятие проводилось с детьми десятого класса.
В классе 10 человек. Активность при ответах на вопросы воспитателя больше проявляли Исин Ислам, Бережной Виталий, Данченко Раджу, Крутов Руслан.
Такие воспитанники, как Смагулов Эльдар, Карелин Прохор, Каширин Сергей в меньшей степени были активными.
При такой тематике занятий, я избрал методы проведения занятия: рассказ, показ иллюстрированного и наглядного материала и игра.
Во время занятия я стараюсь проговаривать все слова связанные с трудом.
Я считаю, что занятие на данную тему у меня прошло в целом хорошо. И те задачи, которые я себе поставил, были выполнены.
В дальнейшем я планирую продолжить с детьми обсуждение такой важной в нашей жизни темы, кактруд.
Беседа на тему:
Когда труд
в
радость
Красноперов С.Н.
2015г
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 47 – Центр развития ребёнка» города Бийска
Картотека бесед о труде
Приготовила:
воспитатель Евсеева В.А.
Бийск,2016
Беседа о труде людей осенью
Цель: систематизировать знание о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных; учить устанавливать причины смены видов труда, сравнивать их с трудом людей летом, делать выводы о направленности и значении труда; обогащать словарь путем введения слов: заготовка, уборка, зернохранилище, овощехранилище, консервы, зимовка; воспитывать уважение к труду людей, стремление помогать им.
«Осень золотая»
Цель: создать условия для обобщения представлений детей об осени как времени года, ее признаках (уменьшение продолжительности дня, понижение температуры воздуха, типичные осадки и др.); обобщения представлений о связи живой и неживой природы в осенний период, о приспособлении человека к сезонным изменениям природы (внешний вид, поведение, отдых, способы удовлетворения потребностей, о правилах поведения в экстремальных или опасных ситуациях в осенний период (туман, дождь, ветер, заморозки и т. п.); развития умений по символам, значкам календаря природы, дневника наблюдений, фенологического календаря описывать события природы; воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
«Растения в нашем уголке»
Цель: способствовать развитию представлений о комнатных растениях, о необходимых для них условиях жизни (вода, почва, свет, тепло); формированию представлений о влаголюбивых и засухоустойчивых растениях (разная потребность во влаге связана с разным строением растений – засухоустойчивые запасают влагу в толстых листьях и стеблях, их следует поливать редко; растения с мягкими, тонкими листьями не запасают влагу, их надо поливать часто; формированию представления о том, что в хороших условиях комнатные растения хорошо себя чувствуют, не болеют; воспитывать умение и желание ухаживать за комнатными растениями.
«Прогулка по саду и огороду».
Цель : закрепить обобщающие понятия «овощи», «фрукты», отличительные особенности овощей и фруктов.
«Труд взрослых в детском саду»
Цель: формирование знаний у детей о работе сотрудников детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них, орудиях труда.
«Наш трудолюбивый дворник»
Цель: Познакомить детей с трудовой деятельностью дворника, показать значимость труда; воспитывать желание поддерживать чистоту, помогать взрослым.
«Помощник воспитателя»
Цель: Обратить внимание детей на наиболее характерные трудовые операции и результат труда помощника воспитателя. Воспитывать уважение к его труду.
«В гостях у работника прачки»
Цель: Развивать умение понимать общественную значимость труда прачки, ее заботливое отношение к детям. Подчеркнуть, что результат достигается с помощью добросовестного отношения к труду. Воспитывать положительные эмоциональное отношение к прачке.
«Замечательный врач»
Цель: Формировать понятие о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личностных качествах. Развивать эмоциональное доброжелательное отношение к ним.
«В гостях у музыкального руководителя»
Цель: Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему
«Что нам осень принесла?»
Цель: Расширить представление детей об овощах и фруктах. Закрепить знания о сезонных изменениях в природе. Дать представление о пользе природных витаминов.
«День рождение весны» (ранняя весна в природе)
Цель: закрепить знания детей о характерных признаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних
изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени)
«День Земли»
Цель: уточнить представления детей о жизни на Земле, общих условиях, которые имеются для растений, животных, людей (воздух, вода, температура, пища); воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной; любовь и бережное отношение к природе.
«Труд людей осенью»
Систематизировать знания о труде людей осенью: уборка урожая, заготовка продуктов на зиму, утепление жилищ домашних животных.
«От зернышка до хлеба»
Цель: Формирование представлений о том, детей о том, как выращивают, пекут хлеб.
«Кто выращивает хлеб?»
Цель: Познакомить с профессией хлебороба, тракториста, комбайнера, пекаря; с предметами их деятельности. Воспитание бережного отношения к хлебу.
«Что растет в саду, в огороде»
Цель : Обобщить и систематизировать знания детей о фруктах и овощах, где они растут, кто за ними ухаживает.
«Вкусно и полезно»
Цель: Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни, о пользе продуктов питания.
«Комнатное растение»
Цель: продолжать закреплять у детей элементарные представления о комнатных растениях: у растения есть стебель, листья; листья зеленые; растение сажают в горшок с землей и дренажем; закреплять знания названий комнатных растений; уметь отличать комнатные растения от садовых. Закреплять умение ухаживать за комнатными растениями: поливать, рыхлить землю в горшке, протирать листья; делать все по необходимости. Познакомить детей со способами размножения комнатных растений (черенкованием, луковичками, клубнями, воздушными и прикорневыми отростками, стеблевыми черенками, делением корневищ, разрезанными листьями).
«Луговые цветы»
Цель: познакомить с луговыми растениями (ромашкой, колокольчиком, гвоздикой); учить называть их и узнавать по расцветке, форме листьев, цветков, стеблю; пополнять словарь за счет слов, обозначающих название растений и их признаки. Воспитывать бережное отношение к растениям луга. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
«Зимующие птицы»
Цель: расширять представления детей о зимующих птицах.
Учить различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду;
подвести к пониманию того, что зимующим птицам можно помочь, вывешивая кормушки. Закрепить знания детей о корме, который можно использовать в подкормке птиц. Воспитывать интерес, и бережное отношение к пернатым.
«Перелетные птицы»
Цель: формировать обобщенное представление о перелетных птицах, учить различать по существенному признаку: возможность удовлетворения потребности в пище. Углублять представления о причинах отлета птиц (исчезновение основного корма, замерзание водоемов, земли), (ласточка, грач, утка, скворец, цапля, журавль, кукушка, соловей, лебедь) на основе установления связи между характером корма и возможности в его добывании.
«Грибы и ягоды – дары леса»
Цель: познакомить разнообразием грибов и ягод, развитие внимания, памяти и умение поддерживать беседу, развивая словарный запас.
«Что нам осень принесла»
Цель: закрепить знания детей об овощных культурах. Воспитывать благодарное чувство к природе и людям, которые благодаря своему труду получают урожай.
«Беседа о работе дежурных в уголке природы»
Цель: уточнить полученные ранее знания о способах ухода за растениями уголка природы (как поливать растения, поддерживать их в чистоте, рыхлить почву); учить детей определять необходимый уход за растениями, формировать знания об обязанностях дежурных в уголке природы; воспитывать желание ухаживать за растениями и животными, чтобы они хорошо себя чувствовали и росли.
«Первый снег»
Цель: развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту зимней природы; расширять представления детей о зимних явлениях в природе; дать элементарные представления понятия о взаимосвязи человека и природы.
«Коллективный труд в природе»
Цель: сформировать и закрепить с детьми нравственно-волевые качества, взаимоотношения, умение сотрудничать, работать в коллективе, учить быть сдержанными и доброжелательными, воспитывать желание трудиться.
«Уход за комнатными растениями»
Цель: Развивать интерес к комнатным растениям;
Продолжать обучать детей описывать растение, выявляя различия и сходства по характерным признакам; воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.
«Зима пришла»
Цель: Расширять представления детей о зимних явлениях в природе. Дать элементарные понятия о взаимосвязи человека и природы.
«Лето»
Цель: обобщить и систематизировать представление о лете, о летних растениях и жизнедеятельности животных в это время года; уточнить представление о некоторых видах сельскохозяйственного труда летом. Развивать связную речь, умение говорить ясно; воспитывать желание делиться своими знаниями и воспоминаниями со сверстниками.
« Сад и огород»
Цель: Формировать элементарные представления о садовых и огородных растениях. Формировать представления о сезонных работах в саду и огороде. Прививать любовь к труду.
Источник