Чтение вслух польза для мозга

Нам с детства говорят: «Читайте книги, чем больше, тем лучше!» в том, что чтение полезно, никто не сомневается. Но в чём оно выигрывает у просмотра фильмов и прослушивания музыки? Как именно книги помогают нам и какие последствия имеет чтение — об этом и не только в данном материале!

Чтение меняет наш мозг

В одном исследовании рассматривалось влияние чтения на развитие мозга. В нем участвовало 3 типа людей: 31 взрослый, которые читали с детства, 22 человека, научившиеся этому позднее и 10 неграмотных людей.

Ученые использовали МРТ для измерения и сравнения функций мозга участников. В эксперименте изучали возможности устной и письменной речи, а также визуальных задач.

Те, кто предпочитал чтение, имели более развитую затылочную долю мозга. Это означает, что читающие люди могут более эффективно обрабатывать визуальную информацию.

Подобная особенность может привести к развитию воображения и творческих способностей, а также улучшить принятие решений и планирование. Теменные доли мозга у читающих также были хорошо развиты. Это в свою очередь позволяет им лучше писать и понимать прочитанное.

Регулярно читающие люди имеют более развитые теменную и затылочную доли

Согласно работе, проведенной в Исследовательском фонде Фишера, чтение, может помочь защитить память и мышление от преждевременного старения. Авторы исследования также предполагают, что каждодневное чтение может замедлить снижение когнитивных функций в зрелом возрасте.

Похожих результатов добились и эксперты в университете Northcentral. По словам директора аспирантуры доктора У. Фиша, чтение замедляет ухудшение памяти и снижение других ключевых умственных способностей. Это означает, что пожилые люди могут оставаться психически здоровыми дольше, если будут читать.

На что конкретно влияет чтение

По словам экспертов из клиники Майо, создание некого ритуала перед сном сигнализирует телу, что пришло время успокоиться и уснуть. Таким процессом легко выступает чтение.

При этом стоит использовать настоящую книгу, а не электронную. Горящий экран гаджетов может нарушать как процесс засыпания, так и сам сон. Исследования показывают, что 54% детей спят рядом с маленьким экраном. В результате они спят на 20 минут меньше.

Перед сном давайте детям не поиграть в смартфоне, а почитать книгу!

Другие влиянием чтения на мозг стоит считать расширение социальных навыков. Люди, читавшие художественную литературу, лучше понимают психические состояния, убеждения и желания других людей.

Приверженцы художественных книг больше склонны к эмпатии, чем те, кто предпочитает научные труды. Кроме того, во время чтения организм может лучше справляться с переживаниями и тяжелым состоянием: проведение досуга с книгой на 68% снижало уровень стресса.

В этом плане чтение лучше прослушивания музыки, игры в приставку или чашки чая. Исследователи отметили, что участники, читавшие всего 6 минут, испытывали замедление сердечного ритма и снижение мышечного напряжения.

Любые мышцы требуют периодической тренировки, что уж говорить о мозге. Исследования показывают, что психическое стимулирование может замедлить прогрессирование и снизить риск развития болезни Альцгеймера и деменции.

Информация, к которой редко обращаются, постепенно забывается, пока в итоге не будет утеряна полностью. Такие занятия, как чтение, головоломки и шахматы дают мозгу тренировки и стимулируют его активность.

Вот насколько прочтение обычной книги может улучшить мыслительную деятельность. Чтение полезно для мозга, и если вы хотите поддерживать его отличные функциональные возможности, то прочитывайте в день хотя бы несколько страниц.

Источник

Мы привыкли к утверждению, что чтение — полезно для расширения словарного запаса и получения новой информации. Чтение вслух, про себя, скорочтение… все ли одинаково полезно для усвоения новой информации или чтение чтению рознь? Михаил Шестов поможет разобраться что к чему.

Почему, и детям, и взрослым полезно читать вслух

1. Успеваемость в школе на 95% зависит от умения ребенка читать вслух не по слогам, а так, как будто он просто что-то рассказывает. В школах детей не учат хорошо (бегло и выразительно) читать, а переводят их на «молчаливое» чтение (глазами, схожее с поверхностным чтением — «скорочтением»).

Школьная программа рассчитана на обучение правилам грамматики и раздельного чтения слов, а для эффективного обучения любым навыкам или учебным предметам необходимо уметь качественно читать вслух. Ничего более полезного для развития и предотвращения деградации мозга человечество не придумало.

Мешает понять важность «громкого» чтения основная «проблема» — кажется, что когда начинаешь читать вслух, что информация не усваивается. На самом деле, дело обстоит с точностью до наоборот. При «молчаливом» в один глаз влетает, а в другой вылетает. Просто мозг не понимает этого сразу.

Читайте также:  Чеснок польза и вред для детей

2. Расширение словарного запаса. Не секрет, что у обычного взрослого даже словарный запас в родном практически не увеличивается, если он не выполняет специальных упражнений. Что там говорить о быстром изучении иностранного или освоении новой специальности — это требует усвоения слишком больших объемов новой информации!

Практика работы проекта SupremeLearning показывает, что именно чтение вслух оказывает мощный синергетический эффект от взаимодействия разных отделов мозга в момент чтения вслух: одновременно работают зрительные отделы, слуховые и моторные. Чем больше разнообразных источников информации, тем быстрее и точнее запоминаются детали.

3. Чтение с дублями в разной манере — идеальный способ учить стихи или тексты песен.
Память работает по принципу: все что не повторяется — забывается. Поэтому важно делать дубли или проще говоря — повторять. При этом, просто необходимо вносить разнообразие в процесс. Чем больше возможных вариантов проигрыша ситуации, тем лучше она запоминается.

4. Громкое, выразительное, эмоциональное чтение вслух — одно из самых эффективных упражнений для развития речи детей. Впрочем, не только детей, но и взрослых! Отчего именно вслух, а не как обычно — глазами, «молчаливое»? Именно чтение вслух обеспечивает тренировку речи, языковую практику, в то время, как «молчаливое» обеспечивает лишь поверхностное усвоение мозгом любой информации. Чтобы стать танцором нужно танцевать, а не смотреть, как это делают другие.

При чтении про себя, основная часть информации воспринимается мозгом, как «мусорная», ненужная и быстро стирается или сохраняется в недоступных для воспроизведения местах.

«Громкое» чтение дает возможность освоить навык легкого и точного выражения мыслей, «провоцирует» постоянное увеличение словарного запаса, освоение хорошей дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости изложения, правильности речи и других ее составляющих. Только читая вслух вы и ваши дети сможете искоренить в своей речи такие речевые недостатки, как косноязычие, заикание, запинки, оговорки, слова-паразиты и пр.

5. Психологи уверены, что чтение — главный процесс, способствующий формированию личности на всех этапах. С пеленок, когда ребенок слышит голоса читающих ему вслух родителей и в зрелом возрасте, когда человек преодолевает различные кризисы и растет духовно. Трудно переоценить пользу чтения для подростков. Читая — хотя бы иногда — вслух, подростки не только серьезно улучшают память, мышление и развивают другие когнитивные процессы, они учатся любить, оценивать поступки, сопереживать, прослеживать причинно-следственные связи между любыми событиями, анализировать действия, прощать и пр. Наиболее эффективно чтение «взрослых» книг, особенно произведений русских классиков, например, Ф.М.Достоевского. Без чтения невозможно формирование гармоничного человека.

6. С точки зрения эволюции, умение читать — явная надстройка над уже существующими структурами мозга. Оказывается, что при чтении задействовано большинство высших зон мозга. А значит, чтение можно рассматривать как лучшее упражнение для поддержания мозга “в форме”

Мозг человека, умеющего читать, работает заметно более сложным образом, чем мозг неграмотного. Причем мозг человека, упражнявшегося в чтении в детстве, умеет лучше активировать все свои ресурсы, чем мозг человека, обучившегося грамоте, уже будучи взрослым. Можно смело утверждать: чтение — одно из самых лучших упражнений, которое позволяет поддерживать в форме весь мозг. Тем более это важно, учитывая, что такие конкуренты чтению как “развивающие” компьютерные игры , показали себя как весьма сомнительные “тренажеры для ума”.

Еще одно важное следствие из результатов исследования: трудности при обучению чтению и письму — естественны. Если ребенок (а тем более взрослый) не может с легкостью освоить этот с виду обычный вид деятельности, то теперь следует помнить — то, что кажется элементарным внешне, на самом деле одна из самых сложных задач, которую только решает мозг человека…

Общий вывод: постоянное упражнение в чтении не только улучшает это самое чтение и, например, расширяет кругозор, но и повышает эффективность работы мозга практически во всех сферах деятельности человека…

7. Скорочтение или медленное чтение? Скорочтение — особая форма чтения, которой не стоит злоупотреблять. Скорочтение может быть полезно для поиска необходимой информации в большом ее потоке. Мозг расходует меньше энергии при таком виде чтения и в этом есть большая опасность. Вы можете привыкнуть читать всё в таком режиме и тогда ожидайте беды. Художественный текст будет пролетать незамеченным, а ваша речь будет «скакать» от темы к теме, минуя логические связки.

Читайте также:  Чай из зверобоя польза и противопоказания

8. Поможет ли «громкое» чтение избавиться от акцента или серьезных дефектов речи? Да, безусловно. Мощнейшим инструментом для коррекции дефектов речи, таких как, например, картавость, заикание, гулкость голоса, «колхозный» региональный или иностранный акцент — является параллельное (одновременное) чтение с «мастерами слова». Дефекты устраняются достаточно быстро и эффективно, если вы стараетесь точно имитировать все голосовые характеристики «эталонного спикера». Не так давно, Михаил Шестов создал специальные заочные курсы, которые обеспечивают, как детям, так и взрослым, свободное вхождение в «гармонию языка». То есть дают возможность за несколько часов научиться читать с актерами самые сложные, даже для интеллигентных взрослых, тексты.

9. Влияние на грамотность письма — количество может перейти в качество. Конечно, для развития грамотности письма необходимо переписывать грамотные тексты, но даже простое чтение вслух способно улучшить стиль письма. В голове постоянно «вращаются» красивые фразы, которые вы можете в любой момент добавить в текст. И чем больше таких фраз, тем интереснее становятся ваши заметки. Вы четко осознаете правильный порядок слов и способны строить красивые предложения, пусть даже с небольшими орфографическими или стилистическими ошибками.

Совет от Михаила Шестова: Очень хорошо запоминать, притворяясь разным героями и назначая им разные голоса и манеры разговора. Даже если вы просто читаете книгу в одиночестве — читайте ее так, словно хотите заинтересовать ребенка. Такая манера запоминания становится похожа на веселую игру, а не скучную зубрёжку.

Когда и как начинать учить ребенка читать вслух?

С ребенком с рождения нужно разговаривать на правильном русском языке, выразительно, драматически и эмоционально. А по мере взросления, необходимо, как можно скорее, научить его выразительно читать вслух с помощью трех видов обучения:

  • повторение за диктором (за вами, например)
  • чтение вместе с диктором
  • самостоятельное чтение

Непременно – вслух! С помощью этих упражнений нужно обязательно разогнать скорость чтения или повторения за диктором до скорости беглой речи взрослых носителей языка. Обучение чтению по образцу нужно начинать в трехлетнем возрасте.

Одним из важнейших упражнений для развития нормального интеллекта является освоение спеллинга – искусства свободно раскладывать слова на буквы, напевая их вслух. И с легкостью составлять из последовательностей букв отдельные слова.

Любые уроки не нужно зубрить, нужно уметь читать их выразительно и вслух, в различной манере, с разной громкостью, как бы делая дубли (по типу актеров и певцов). Все незнакомые и непонятные слова нужно искать в толковом словаре, проговаривать по буквам и читать вслух их толкования. Учить работать со словарем и различной энциклопедической литературой нужно с того момента, когда ребенок научится читать.

Для расширения кругозора

Для расширения кругозора нужно вынуждать ребенка читать вслух и переписывать умные тексты в достаточно больших объемах: от пяти стандартных страниц подряд. Это, очень быстро, выработает у него привычку этим заниматься на повседневной основе. Потребуется подборка текстов, написанных умными (высокообразованными, весьма грамотными) людьми, в том числе различные цитат и высказываний, а также просто текстов, в которых раскрывается (присутствует) многообразие стилей русского языка. Значение всех незнакомых слов должно разыскиваться в обычном или электронном толковом словаре, проговариваться и записываться по буквам. Максимальный объем подобной работы со словарем: одна стандартная колонка словаря в день.

Также требуется быстро, используя трафареты, чтобы обеспечить формирование каллиграфического почерка или клавиатуру компьютера, обучить ребенка безошибочному калькированию отдельных слов и предложений, а, в дальнейшем, и записи под диктовку. Что, в свою очередь, приведет к формированию способности писать самостоятельно.

Для профориентации

Для профориентации ребенка необходимо увеличить объем специальных терминов (присущих  конкретной профессии или роду деятельности) в разной манере произносимых ребенку, с утрированной демонстрацией артикуляции, в целях выработки у него стойкой привычки не только повторять за вами и другими образованными людьми, но еще и в соответствии с законами орфоэпии.

Это только некоторые приемы, рекомендуемые Михаилом Шестовым для полноценного развития ребенка.

Из истории: В 2005 году Михаил Юрьевич выступил перед школьниками старших классов школы номер 15 города Кисловодска с часовой лекцией на тему «Как научить себя учиться в выпускных классах и ВУЗе», в которой он подробно рассказал и продемонстрировал многое из написанного выше. Через два года 13 ребят, которые прослушали лекцию Шестова, закончили школу с золотыми медалями.  До этого за всю историю существования школы более двух золотых медалей в год выпускникам не выдавалось.Блиц-курс “Статусный английский” Михаила Шестова в Москве или в Нью-Йорке.

Читайте также:  Польза полоскания рта льняным маслом

Источник

Регулярное чтение не только способно сделать вас умнее, но может в целом улучшить работу вашего мозга. С возрастом мозговые функции и память ухудшаются, но ежедневное чтение способно замедлить этот процесс, поддерживая мозг в хорошей форме.

Вот некоторые преимущества, которые способно обеспечить ежедневное чтение хорошей книги.

Умственная стимуляция.

В ходе исследования выяснилось, что умственная стимуляция может остановить прогрессирование и снизить риск болезни Альцгеймера и деменции. Мозг – это орган, которым обязательно нужно пользоваться, чтобы не потерять. Когда мы перестаем обращаться к информации, которая храниться в мозгу или перестаем использовать привычные модели поведения, это приводит к постепенному сокращению нейронных связей в мозгу. Не нагружая свой мозг, вы ухудшаете его работу. Проводя время за чтением, складыванием пазлов, шахматами, вы даете своему мозгу работу, которая позволяет ему оставаться в хорошей форме.

Сокращение уровня стресса.

Замечали ли вы, что за чтением хорошей книги можно позабыть обо всем на свете? Если вам хочется немного расслабиться, возьмите книгу и позвольте своему уму ненадолго забыть о тревожащих вас проблемах.

В 2009 году психологи провели исследование, которое показало, что чтение способно снизить уровень стресса на 68%. Чтение помогает справиться со стрессом лучше, чем прослушивание любимой музыки, чашки чая, видеоигр или прогулки по парку. Всего лишь 6 минут интересного чтения способно замедлить частоту сердцебиения и расслабить мышцы.

Улучшение социальных навыков.

Для некоторых чтение является способом сбежать из этого мира и от людей в нем. Тем интереснее выглядит результат исследования, которое показало, что чтение способно улучшить навыки общения с другими людьми. Люди, любящие художественную литературу, могут быть успешны в том, что принято называть «теорией разума». Теория разума – это способность понимать психологические состояния других людей, их убеждения, желания, мысли. Навык, необходимый для сложных социальных отношений.

Выяснилось, что люди, предпочитающие художественную литературу, набирали большее количество баллов в тесте на эмпатию, чем те, что больше читает нон-фикшн.

Увеличение словарного запаса.

Чем больше вы читаете, тем больше слов вы знаете. Разумеется, между чтением и словарным запасом имеется прямая связь. Всем известно как важно чтение для пополнения словарного запаса у детей и подростков. У взрослых же людей была обнаружена прямая связь между словарным запасом и уровнем дохода – чем больше словарный запас, тем выше уровень дохода.

Улучшение памяти.

Во время чтения мозг не просто расшифровывает слова на странице. Чтение – слаженный нейробиологический процесс. Когда вы читаете, разные области вашего мозга, ответственные за зрение, язык и ассоциативное обучение, работают вместе.

Согласно исследованию, такая умственная стимуляция, как чтение, способна защитить память и мыслительные навыки, особенно в процессе старения. Ежедневное чтение способно замедлить ухудшение когнитивных функций в пожилом возрасте.

Чтение способно улучшить общую мозговую функцию и память. Ученые из Калифорнийского университета обнаружили, что чтение снижает уровень бета-амилоида, белка связанного с болезнью Альцгеймера, за счет стимуляции познавательных функций. Чтение повышает общую умственную гибкость, что способствует сохранению и улучшению памяти.

Улучшение сна.

Создание какого-либо ритуала перед сном, например, чтения, посылает сигналы вашему телу, что настала пора расслабиться и уснуть. Однако важно, чтобы это была реальная книга, а не электронный текст. Чтение текста с экрана способно дольше удерживать в состоянии бодрствования. Поэтому прежде чем погасить свет, подержите в руках настоящую книгу с «живыми» страницами.

Преимущества настоящей книги перед электронной.

Исследование показало, что при чтении с электронного экрана задействуются другие части мозга, чем те, что задействуются при чтении бумажной книги. При этом мозг работает медленнее, чем при чтении бумажных страниц, а информация усваивается хуже.

Ученые говорят, что от тактильных ощущений, которые дают бумажные страницы, мозг получает когнитивный и эмоциональный опыт, который приводит к лучшему, более глубокому пониманию прочитанного.

Источник