Для заведования делами относящимися к местным хозяйственным пользам
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА 1864 года – в Российской империи реформа, вводившая органы местного самоуправления – земства, основанные на началах выборности, всесословности и самофинансирования.
Проводилась в соответствии с Положением о губернских и уездных земских учреждениях, утверждённым императором Александром II 01(13).01.1864 года. Разработка реформы начата в 1859 году специально созданной Комиссией о губернских и уездных учреждениях при МВД (председатель Н. А. Милютин), подготовившей в 1860 году соответствующий проект, по которому земские учреждения являлись бы частью органов местного управления, были основаны на принципах выборности и всесословности, ведали «обширным кругом местных интересов» и имели собственный бюджет. После увольнения Милютина и министра внутренних дел С. С. Ланского (1861 год) проект реформы переработан под руководством нового министра внутренних дел П. А. Валуева: земства исключены из системы административного управления и приобрели характер органов самоуправления.
Согласно Земской реформе, в 1865-1875 годах органы земского самоуправления – уездные и губернские земские собрания (распорядительные органы) и земские управы (исполнительные органы) – учреждены в 34 губерниях Европейской России, в 1875 году – в Области войска Донского (ликвидированы там в 1882 году). Выборы в уездные земства проводились от 3 уездных избирательных съездов (курий; в них могли входить лица всех вероисповеданий) – землевладельцев, городских избирателей и выборных от сельских обществ, избиравшихся сельскими сходами. Право голоса на первом из них получали владельцы земли (в т. ч. и представители духовенства – держатели церковных земель) не менее определённой площади (в Московской губернии – 200 десятин, во Владимирской губернии – 250 десятин и т. д.), владельцы промышленных и торговых предприятий или др. недвижимого имущества стоимостью не ниже 15 тыс. рублей или приносившего доход не менее 6 тыс. рублей в год. Избирателями городской курии были купцы, владельцы предприятий или торговых заведений с годовым оборотом не ниже 6 тыс. рублей, а также владельцы недвижимой собственности стоимостью свыше 500 рублей в небольших городах, свыше 1 тыс. рублей – в средних, свыше 3 тыс. рублей – в крупных. Эта избирательная система обеспечила преобладание дворян в большинстве земств.
Земства учреждались «для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам каждой губернии и каждого уезда». К их обязательным функциям относились содержание тюрем, устройство и ремонт почтовых трактов и дорог, выделение подвод для разъездов государственных чиновников и чинов полиции и пр. Необязательные функции заключались в «попечении» о народном образовании, медицине и статистике. Земства должны были существовать на средства от специальных местных сборов.
Постановления земских собраний по ряду вопросов вступали в силу после утверждения губернатором или министром внутренних дел. Губернатор утверждал постановления о приведении в действие земских смет и раскладок, о разделении дорог на губернские и уездные, об изменении направления земских дорог, о проведении выставок местного хозяйства, о временном отстранении от должности членов земских управ. Утверждению министра внутренних дел подлежали постановления о займах, превышавших сумму земских сборов за 2 года, о сборах за проезд по земским путям сообщения, об открытии ярмарок более чем на 2 недели, об их перенесении, о разделении имуществ и заведений общественного призрения, содержавшихся земствами, на губернские и уездные и др. К компетенции министра внутренних дел относилось также разрешение или назначение в случае необходимости чрезвычайных земских собраний.
Земствам запрещалось вмешательство в дела, относившиеся к компетенции иных общественных учреждений, государственных органов и органов сословного самоуправления. Однако неопределённость в разграничении хозяйственно-распорядительных вопросов, находившихся в ведении земств и администрации, приводила к конфликтам между ними. Попытки устранить эти недостатки были предприняты в 1880-е годы и привели к составлению Земского положения 1890 года.
© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ)
Источник
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д11 № 267
Прочтите отрывок из документа и определите название крестьян, о которых идёт в нём речь.
«Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян, усадебную их осёдлость, и сверх того то количество полевой земли, которое определяется в местных положениях. Крестьяне обязаны отбывать в пользу помещиков повинности работою или деньгами».
1) приписные
2) посессионные
3) временнообязанные
4) «вольные хлебопашцы»
2
Задания Д11 № 306
Прочтите отрывок из исторического очерка И. А. Христофорова и определите дату реформы, о которой в нём идёт речь.
«Целью реформаторов было максимально изолировать крестьян от их бывших владельцев… Но лишение помещиков непосредственного контроля над крестьянами, а значит и над местной жизнью в целом, означало, что этот контроль должен быть передан в другие руки…
Так появилась идея мировых посредников, призванных взять на себя нелёгкое бремя реализации реформы, разъяснения её и крестьянам, и их бывшим владельцам, улаживания конфликтов и т. п.».
1) 1842 г.
2) 1861 г.
3) 1874 г.
4) 1889 г.
3
Задания Д11 № 342
Прочтите отрывок из сочинения В. О. Ключевского и укажите даты событий, о которых идёт речь.
«Рядом походов… были почти завоёваны сначала ханство Кокандское, потом Бухарское… Рядом походов, начатых под начальством генерал-губернатора Ташкентского Кауфмана и законченных текинской экспедицией Скобелева… завоёвана была и Хива. Таким образом, юго-восточные границы России само собой дошли до могущественных естественных преград. Такими преградами являются: хребты Гинду-куш, Тянь-Шань, Афганистан, Английская Индия и Китай».
1) 1800—1810-е гг.
2) 1830—1840-е гг.
3) 1860—1880-е гг.
4) 1890—1900-е гг.
4
Задания Д11 № 345
Прочтите отрывок из воспоминаний В. Н. Фигнер и определите, о каком разделе в нём идёт речь.
«Тут на первых же порах Квятковский, Морозов и Михайлов стали жаловаться на сторонников деятельности в деревне, что они тормозят работу по террору… Ещё и ещё говорили они на ту же тему, и возражений теперь не было: главные оппоненты — Плеханов, Попов, Стефанович — отсутствовали; Перовская и я, которые в Воронеже колебались, стараясь сохранить единство организации, перестали сопротивляться, когда дело коснулось практики и петербургские товарищи открыли нам, что все средства для покушений приготовлены и остаётся только осуществлять замысел, вместо того чтобы стоять на мёртвой точке… Вопрос о судьбе [организации], о разделе был поставлен наконец ребром и решён утвердительно…»
1) декабристов на Северное и Южное общества
2) либералов на западников и славянофилов
3) «Земли и воли» на «Народную волю» и «Чёрный передел»
4) РСДРП на большевиков и меньшевиков
5
Задания Д11 № 423
Прочтите отрывок из законодательного акта и выберите продолжение из предложенных вариантов.
«Ст. 1. Для заведования делами, относящимися к местным хозяйственным пользам и нуждам, образуются земские учреждения.
Ст. 2. Дела, подлежащие ведению земских учреждений:
1) Заведование имуществами, капиталами и денежными сборами земства.
2) Устройство и содержание принадлежащих земству зданий и путей сообщения.
3) Меры обеспечения народного продовольствия.
4) Заведование земскими благотворительными заведениями; способы прекращения нищенства; попечение о построении церквей.
Пройти тестирование по этим заданиям
Источник
Русская Idea продолжает исследовать исторический контекст развития институтов гражданской самоорганизации в России. Мы уже рассказывали о том, что земское самоуправление к концу XIX века, спустя 30 лет после своего создания, воспринималось лишь одним сегментом центральной власти как неотъемлемая и законная часть общества, и что этот сегмент элиты вынужденно противостоял уже оформившейся к тому моменту идеологии «эффективных менеджеров». В статье историка, исследователя московского земства, Павла Галкина рассматриваются некоторые аспекты взаимоотношения земского самоуправления и губернаторского корпуса в Российской империи, та система «сдержек и противовесов», которая была создана на местном уровне в 1864 году и которая определяла условия жизни локальных сообществ на протяжении всего пореформенного периода истории царской России.
***
Как известно, земские учреждения были созданы в 1864 году для заведования делами, относящимися к местным «хозяйственным пользам и нуждам». Среди них были обязательные и необязательные повинности. К первым относились: дорожная, квартирная и подводная повинности, обеспечение жителей продовольственным капиталом, а также содержание местных казённых учреждений. Расходы на народное здравие и образование считались необязательными.
Какими должны были быть взаимоотношения земского самоуправления с губернаторской властью? Инструменты для взаимодействия и взаимного контроля были весьма разнообразными.
В «Положении о губернских и уездных земских учреждениях» подчёркивалось, что земские учреждения в сфере вверенных им дел действуют самостоятельно. Земство, в свою очередь, не должно было вмешиваться в дела, принадлежащие ведению правительственных, сословных и общественных властей. При этом губернатор имел право приостанавливать постановления земств, если они противоречили закону[1] – а в рамках так называемого административного надзора губернатору представлялись все постановления земских собраний. В течение семи дней «отзыв о согласии или несогласии» губернатор должен был направить земской управе, а по уездным сметам и раскладкам сообщить губернскому собранию ко времени его открытия. Если отзыва в эти сроки не поступало, то постановления собрания считались вступившими в силу. В случае же получения протеста со стороны губернатора земскому собранию следовало рассмотреть обстоятельства, «подавшие повод к возражениям», и сделать окончательное заключение. Повторное постановление земского собрания приводилось в исполнение, но за губернатором сохранялось право под личную ответственность приостановить его исполнение и представить дело на разрешение Правительствующего Сената[2].
Кроме того, начальнику губернии предоставлялось право приостанавливать исполнение «всякого постановления земских учреждений, противного законам, или общим государственным пользам». А в тех ситуациях, когда земства не делали своевременных распоряжений для исполнения обязательных повинностей, губернатор мог с разрешения министра внутренних дел осуществлять «непосредственные исполнительные распоряжения на счет земства»[3]. У земских же собраний сохранялась возможность обжаловать распоряжения губернатора в Сенате.
Взаимоотношения земств с губернской администрацией в 1860-е годы, то есть в первые года существования земств, были проанализированы известным историком земства Борисом Веселовским. По его мнению, конфликты, возникавшие между земствами и губернаторами на начальном этапе, носили «частный, эпизодический характер» и не выходили за пределы «обычных междуведомственных трений»[4]. В большинстве случаев недоразумения возникали в связи с вмешательством полицейских чинов в исполнение земствами натуральных повинностей (Владимирская, Костромская, Нижегородская, Рязанская и Таврическая губернии).
Но известны и случаи более серьезного противостояния. Так, херсонский губернатор П.Н. Клушин уже в первый созыв земских собраний не утвердил председателей управ в Елизаветградском и Херсонском уездах, а во всех конфликтных ситуациях, связанных с исполнением земствами своих обязанностей, занимал откровенно антиземскую позицию. Отношения губернской администрации и земства обострились до такой степени, что в дело пришлось вмешаться министру внутренних дел, который поручил начальнику Новороссийского края разобраться с возникшими противоречиями. Любопытно, что в итоге П.Н. Клушин был удален из губернии, будучи назначен сенатором, а следующие губернаторы выстраивали отношения с земством на рациональных основаниях. Как отмечалось в отчетах губернской земской управы, «…отношения земских учреждений к правительственным учреждениям делались нормальнее»[5].
В основном же внимание губернаторов концентрировалось на вопросах, связанных с утверждением смет и раскладок уездных сборов. Подсчеты по Московской губернии показывают, что с 1865 по 1892 года губернское собрание рассмотрело 265 губернаторских протестов на уездные сметы, и в 44% случаев гласные заявили о несогласии с позицией начальника губернии[6]. В тех случаях, когда губернатор все-таки настаивал на невозможности применения смет, дело передавалось в Сенат. Любопытно, что почти в половине случаев правомерным признавалось решение губернского земского собрания.
Характерным в этом отношении является дело о протесте губернатора на уездные сметы и раскладки, рассматривавшееся в Сенате в марте 1873 года. Заявленные им претензии по Бронницкому уезду были удовлетворены, а по уездам Верейскому, Клинскому и Коломенскому, где земства решили направить средства на образование запасных капиталов, не имеющих определенного назначения, протест губернатора был признан «не заслуживающим уважения»[7].
В сенатской практике встречались дела, при рассмотрении которых рапорты губернаторов получали безоговорочную поддержку, но нередкими являлись и случаи, когда в указе говорилось, что Сенатом «…не усматривается законных оснований к отмене опротестованного… губернатором постановления», и его рапорт оставался «без последствий»[8]. Во всех эпизодах критерий принятия сенатских решения был один – соответствие тех или иных требований губернатора действующему законодательству.
В отдельных решениях Сената последовательная реализация принципа законности могла даже произвести впечатление, что высшая инстанция занимала проземскую позицию. Так, в 1873 года в ответ на рапорт московского губернатора о незаконности постановлений Серпуховского земского собрания, в том числе о введении обязательного начального образования, сенаторы не сочли возможным согласиться с представленными доводами. В журнале заседания говорилось, что земские постановления «…не были окончательными, а служили лишь выражением ходатайств Серпуховского земства, удовлетворение или отказ в коих зависел вполне от усмотрения того Правительства, на разрешение коего ходатайства эти должны были поступить и … что земству принадлежит полное право заявлять высшему правительству о своих пользах и нуждах»[9].
Сенатская практика по земским вопросам рассматривалась в монографии Андрея Ярцева. С 1864 по 1890 года автор выявил 397 таких дел, из которых губернаторами было инициировано 55%, Сенатом – 22%, земствами – 13% и по 5% приходилось на долю Министерства внутренних дел и частных лиц. Большинство дел касались земских смет, выборов и организации работы земских учреждений, а также исполнения обязательных повинностей и земских ходатайств.
По мнению Ярцева, «Сенат отказывал губернаторам в более жесткой форме, чем земствам». В подтверждение этой мысли приводится высказывание из материалов Первого департамента, относящееся к 1867 году: «Губернское правление не может своей властью уничтожать распоряжения земских управ… не должны быть допускаемы действия, клонящиеся к поколебанию доверия к земским учреждениям»[10]. В 1869 году сенаторы назвали «злоупотреблением властью» публикацию в губернских ведомостях одним из губернаторов земских постановлений со своими возражениями.
Однако общие итоги сенатской практики показывают, что губернаторские протесты находили поддержку в 49% случаев, а в пользу земств было принято всего 34% решений, остальные указы носили нейтральный характер. Как полагает Ярцев, эти показатели свидетельствуют о том, что «большинство протестов губернаторов были достаточно основательными»[11].
Как известно, положение земств заметно изменилось после так называемой «земской контрреформы» 1890 года. Существенно изменилась форма административного надзора за земством. Появился специальный орган – губернское по земским делам присутствие, переименованное после издания Городового положения 1892 года в губернское по земским и городским делам присутствие. Оно было сложным и, если можно так выразиться, коллегиальным по составу: власть там представляли губернатор, вице-губернатор, управляющий Казенной палатой, прокурор Окружного суда, губернский предводитель дворянства, а органы самоуправления – председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и представитель от губернского земского собрания[12].
Решения в присутствии принимались большинством голосов. Если губернатор не был согласен с мнением большинства членов присутствия, то имел право приостановить исполнение решения и представить дело на рассмотрение министра внутренних дел, который, в свою очередь, мог либо согласиться с решением присутствия или же направить дело в Сенат «с представлением об отмене оного»[13].
Материалы Московского по земским и городским делам присутствия показывают: из общего количества 808 дел более половины (55,4%) приходилось на протесты губернаторов, остальные дела начинались по обращениям органов самоуправления, представителей государственных структур, частных и юридических лиц[14]. При этом губернаторы по-прежнему волновали составление смет (126 дел), организация работы земств и ответственность служащих (суммарно 155 дел). Определенный процент протестов губернаторов касался нарушений законодательства в период избирательных кампаний (52 дела). При этом гораздо меньше волновали губернаторов земские постановления о взаимоотношениях с государственными учреждениями, издании обязательных постановлений, исполнении обязательных повинностей и вопросах налогообложения.
Наибольший интерес представляют протесты губернаторов, связанные с попытками уездных земств создать новые коллегиальные структуры – участковые советы и попечительства, советы по народному образованию и комиссии для разработки программы народных чтений. Все эти начинания неизменно пресекались в рамках административного надзора, и лишь один-единственный раз мнение губернатора не получило поддержки в присутствии, когда последнее признало возможным приглашение Волоколамской управой особого лица для заведования училищной частью. Также земства стремились издавать разного рода инструкции, программы и правила, договариваться с фабрикантами. Все постановления такого рода были одобрены присутствием, но в одном случае губернатор все-таки приостановил исполнение решения, направив свой протест на заключение министра внутренних дел.
Среди протестов губернаторов на земские постановления, явно превышавшие их компетенции, встречаются такие, как установление школьного праздника 19 февраля в честь отмены крепостного права, назначение «дня для говения учеников» земских школ или о «взыскании долгов за посевные семена наложением ареста на посевы»[15]. Закономерным итогом их рассмотрения в присутствии стала отмена решений земских собраний.
В целом, из общего количества протестов губернаторов, связанных с организацией работы земских учреждений, 83% получили поддержку в присутствии. Однако столь высокий показатель свидетельствует не о предвзятости членов присутствия, а об обоснованности протестов губернаторов.
Сенатская практика по земским вопросам на рубеже XIX–XX веков не претерпела существенных изменений и по вопросам, представляющим интерес для местных сообществ, сенаторы, как правило, поддерживали земские постановления.
Многие земские собрания допускали однотипную ошибку при определении денежного содержания земских служащих, не производя его закрытым голосованием. В 1894 году Дмитриевское уездное земское собрание внесло в смету средства на вознаграждения учителям на основании постановления еще 1891 года. Губернское присутствие постановление отменило, но Сенат с таким решением не согласился, указав, что вопрос был решен до того, как вступило в силу требование о закрытом голосовании[16]. Как видно, при рассмотрении этого вопроса сенаторы исходили из формальных оснований.
Другим примером «проземских» решений является эпизод с рассмотрением жалобы Ржевского уездного земства, из сметы которого губернское по земским и городским делам присутствие исключило часть ассигнований. Сенаторы признали, что вопрос о правильности или неправильности определения присутствия на момент его рассмотрения был лишен всякого значения, так как смета уже была утверждена министрами внутренних дел и финансов.
При этом Сенат ни разу не признал возможности внесения изменений в постановления земских собраний самим присутствием. Примером является жалоба Козмодемьянской уездной земской управы на решение Казанского губернского присутствия по увеличению расходов на церковно-приходские школы. В данном эпизоде вмешательство членов присутствия в суть постановления привело к тому, что решения земского собрания было оставлено в силе[17].
Таким образом, сенатские решения, ставившие во главу угла соблюдение оснований закона, способствовали повышению юридической культуры всех субъектов управленческого процесса.
Если в целом оценивать систему административного надзора, созданную в результате контрреформ, то следует отметить повышение эффективности губернаторского надзора, в результате которого пресекались различные и преимущественно малозначительные нарушения земствами действовавшего законодательства.
Приведенные примеры показывают: на практике не подтвердилось главное опасение земских либералов, опасавшихся, что наделение начальника губернии правом оценивать «правильность» постановлений местных учреждений приведет к ущемлению самостоятельности органов общественного управления.
Примечания
[1] Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утвержденное 1 января 1864 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание 2-е. Т.39. Отд.1. СПб.,1867. Ст. 6-7, 9.
[2] Там же. Ст. 95-96.
[3] Там же. Ст.10.
[4] Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. Т.3. Санкт-Петербург, 1911. С. 115.
[5] Там же. Т. 3. С. 107.
[6] Посчитано по изданию: Сборник постановлений Московского губернского земского собрания с 1865 по 1897 гг. Т. 5. М., 1905. С. 766-807.
[7] РГИА. Ф. 1341. Оп. 131. Д. 468.Л. 13-15.
[8] Там же. Оп. 147. Д. 368. Л.10-11об.; Оп. 152. Д. 454. Л. 9.
[9] Там же. Оп. 131. Д. 440.Л. 13-13об.
[10] Ярцев А. А. Сенат и земство: административная юстиция и местное самоуправление в дореволюционной России. 1864-1890. Калининград, 2008. С. 116.
[11] Там же. С. 126.
[12] Положение о губернских и уездных земских учреждениях, Высочайше утвержденное 12 июня 1890 года // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 3-е. Т. 10. Часть 1. № 6927. Ст. 8.
[13] Там же. Ст. 11-12.
[14] Галкин П.В. Местное самоуправление в Московской губернии и государственная власть, 1864-1917 гг. М., 2012. С. 305.
[15] Центральный государственный архив г. Москвы. Ф. 65. Оп. 45. Д. 35. Л. 428-430; Д. 67. Л. 312-312об.; Д. 77. Л. 17-18.
[16] Куликов В.В. Земские учреждения и правительственный контроль: (Вторая половина XIX – начало XX в.). М., 2001. С. 132-133.
[17] Там же. С. 137 – 138.
Источник